caspian72.ru

Мед кандык полезные свойства. Кандык мед: лечебные свойства

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста


Нарушение памяти и внимания, лечение которых является одной из актуальных проблем медицины, может развиваться как у молодых, так и у пожилых людей. Ухудшение памяти у пожилых людей может быть вызвано как возрастными изменениями, так и заболеваниями, влияющими на деятельность нервной системы. В клинике неврологии Юсуповской больницы осуществляется лечение частичной потери памяти и других нарушений с использованием современных и эффективных методик.

Проблемы с памятью: лечение и основные симптомы нарушения

Пациент, который обращается с жалобой к неврологу на плохую память, должен пройти диагностику для выявления причин нарушения. При ухудшении памяти у человека наблюдается отсутствие каких-либо воспоминаний за определённый период времени.

Кроме этого при забывчивости пациент может помнить событие, произошедшее давно в мельчайших подробностях, однако забыть недавние ситуации. Данные жалобы характерны для людей пожилого и старческого возраста. Для запоминания больному может быть также трудна текущая информация: имена людей, события, цифры, этот симптом является тревожным, так как он может свидетельствовать о серьезных нарушениях.

Если наблюдается забывчивость у молодых, а также снижение памяти у пожилых, лечение следует начинать незамедлительно, чтобы облегчить проявление симптомов и восстановить способность к запоминанию. В клинике лечения неврологии пациентам предлагаются программы, направленные на лечение памяти у людей различного возраста.

Плохая память: причины, лечение

Если близкие отмечают, что происходит ухудшение памяти у пожилых людей, лечение в данном случае необходимо начинать незамедлительно с установления причин. Неврологи выделяют несколько причин нарушения памяти:

  • ушибы, травмы, кровоизлияния, сотрясения головного мозга приводят к проблемам с запоминанием информации;
  • при болезни Альцгеймера наблюдается частичная потеря памяти у пожилых людей, лечение данной патологии осуществляется врачом-неврологом;
  • эпилепсия;
  • атеросклероз мозговых сосудов;
  • опухоли головного мозга;
  • химиотерапия;
  • длительная депрессия в сочетании с бессонницей;
  • дисбаланс веществ в организме вследствие соблюдения диеты и нарушений питания (например, йода);
  • психологические факторы, такие как увлеченность чем-либо, желание забыть о неприятном, травмирующем событии;
  • в состоянии аффекта может происходить потеря памяти, при этой причине лечение отличается наибольшей эффективностью;

Врач при определении причин нарушения памяти беседует с пациентом, проводит обследование с целью выявления предполагаемых причин, после чего может назначить ряд диагностических методов. В клинике неврологии выполняются различные исследования, позволяющие определить наличие патологий в системе кровообращения и иных факторов, действие которых вызывает проблемы с памятью. После диагностики, врач подбирает программу терапии.

Лечение потери памяти у пожилых людей

Нарушения запоминания и хранения информации беспокоят наиболее часто людей в пожилом и старческом возрасте. Плохая память, причины и лечение которой устанавливаются и разрабатываются неврологом, является проявлением деменции или слабоумия. У людей с данным заболеванием возникают сложности в профессиональной и бытовой сферах, а также старикам на поздних стадиях болезни необходим постоянный уход.

Развитие старческой деменции осуществляется в течение нескольких лет, если проблему удается выявить на ранней стадии, то ее лечение будет наиболее эффективным. В клинике неврологии успешно решаются проблемы с памятью, лечение для каждого пациента разрабатывается индивидуально, что способствует полному или частичному восстановлению способности к запоминанию и хранению информации.

Плохая память: лечение нарушения

При ухудшении памяти у пожилых людей лечение врач-невролог подбирает индивидуально. Существуют немедикаментозные и медикаментозные методы лечения памяти, решение об использовании тех или иных способов принимает только лечащий врач на основании результатов исследований. Если страдает кратковременная память, лечение начинается с немедикаментозных методов:

  • соблюдения режима сна и бодрствования;
  • частых прогулок на свежем воздухе в быстром темпе;
  • вечерних воспоминаний о событиях дня;
  • ежедневных тренировок: решение кроссвордов и головоломок;
  • обучения новым знаниям и навыкам.

Если диагностируется потеря памяти у пожилых людей, лечение медикаментозными методами применяется для сглаживания симптомов. Препараты для улучшения памяти воздействуют на процесс кровоснабжения мозга, в результате чего к клеткам мозговой ткани поступает больше кислорода, ускоряются обменные процессы в нейронах. Лекарственные средства допускается принимать только по назначению врача.

Если пациенты обращаются с жалобами на провалы в памяти у пожилых людей, лечение может включать в себя физиотерапевтические методы. Кроме этого, эффективным является психолого-педагогическое лечение, при котором больного обучают приемам запоминания, их отработке, доведению до автоматизма. Ухудшение памяти не является болезнью, скорее тревожным симптомом, свидетельствующим о другом заболевании.

Потеря памяти у пожилых, лечение которой должно выполняться под контролем ряда специалистов, требует своевременной помощи. Обратитесь к неврологу, если Вы заметили тревожные симптомы у себя или близких людей. В клинике Юсуповской больницы специалисты осуществляют комплексное лечение пациентов с забывчивостью, позволяющее добиться положительной динамики.

Ухудшение памяти у пожилых людей: лечение в Юсуповской больнице

Юсуповская больница является уникальным медицинским учреждением, в котором работают только опытные специалисты, совершенствующие свое мастерство и применяющие в работе инновационные методики. У многих врачей-неврологов лечение нарушений краткосрочной памяти вызывает затруднение на этапе подбора методов терапии. Однако специалисты клиники неврологии успешно решают данную задачу.

В клинике неврологии Юсуповской больницы принимают пациентов с нарушениями памяти, в том числе и тех, от которых отказались другие лечебные учреждения. Персонал клиники обеспечивает комфортное пребывание пациента и его своевременное информирование о плане лечения. Если отмечается серьезное нарушение памяти и внимания, лечение проводится в условиях стационара. Психологическую помощь оказывают также и родственникам пациентов.

Если у Вас или близких людей отмечается потеря памяти, причины и лечение будут определены врачом-неврологом клиники в ходе консультации и диагностических мероприятий. Записаться на прием и получить подробную информацию об услугах клиники Вы можете по телефону.

Список литературы

Цены на лечение нарушений памяти у пожилых людей

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику. Перечень оказываемых платных услуг указан в прайсе Юсуповской больницы.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Человеческий мозг постоянно накапливает и хранит информацию. Эта функция называется .

Забывание — это тоже естественный процесс мозговой деятельности. Иногда забывчивость переходит в патологическую форму.

Провалы в памяти являются следствием органических изменений в мозге или возникают по психологическим причинам. В зависимости от причины заболевание будет иметь благоприятный или неблагоприятный прогноз.

Что это такое?

Провалы в памяти называются амнезией .

Они связаны с нарушением процессов сохранения и воспроизведения информации.

Человек может забыть недавнюю информацию или утратить способность помнить далекое прошлое.

Частичная забывчивость свойственна почти всем людям. Забыть, куда положили ключ или не вспомнить номер телефона — это нормально .

О патологии начинают говорить, когда пациент не может воспроизвести события вчерашнего дня, не помнит имена, даты. Также о заболевании свидетельствует невозможность запомнить информацию, полученную только что.

В отечественной науке изучением нейропсихологических процессов памяти занимался советский психолог А.Р.Лурия. Он заложил основы нового типа нейропсихологии.

Он разработал теорию мозговой организации высших функций психики. Его нейропсихология, в отличие от западной, берет за основу не медицину, а именно психологические процессы.

Классификация

С точки зрения этиологии, амнезия может иметь психологическую или физиологическую природу.

Физиологические провалы обусловлены органическими заболеваниями мозга и нервной системы. Эти случаи относятся к болезненным нарушениям памяти.

При психологической амнезии органические поражения отсутствуют, а причиной выступают психологические факторы: стресс, усталость, .

По длительности процесса амнезия делится на:

  • кратковременную;
  • долговременную;
  • частичную;
  • полную.

При кратковременной пациент забывает события на короткий срок, затем воспоминания возвращаются. Для долговременного провала характерна забывчивость на продолжительное время.

Больной может утратить память частично, когда в мозге «стираются» некоторые события жизни, или полностью, в этом случае он не помнит ни своего имени, ни близких, ни другие моменты.

В современной психологии принята следующая классификация амнезии :


По способу протекания провалы в памяти делятся на:

  • прогрессирующие . Человек помнит события прошлого, но забывает факты и информацию из настоящего. Такой тип патологии характерен для пожилых людей;
  • регрессирующие . Потеря памяти происходит на определенное время, затем пациент постепенно вспоминает, но многие события так и остаются забытыми;
  • стационарными . Факты навсегда стираются из памяти и больше не восстанавливаются.

По классификации, принятой Лурия , болезненные нарушения памяти делятся на:

  1. Модально-неспецифические. Возникают при локальных глубинных поражениях структуры мозга. При этом существенно утрачиваются зрение, слух, внимание. В эту группу входят синдром Корсакова и алкогольная амнезия.
  2. Модально-специфические . Например, человек может запомнить информацию, полученную при помощи слуха, но у него отсутствует зрительная память.

Причины у взрослых и детей

От чего бывают провалы в памяти? Причины провалов в памяти у молодых и пожилых людей делятся на физиологические и психологические. К физиологическим относятся различные заболевания, поражающие структуры мозга:

Причинами психогенной амнезии становятся:

  1. Сильный стресс.
  2. Длительное отсутствие сна.
  3. Усталость.
  4. Психотравмирующая ситуация.
  5. Чрезмерные умственные нагрузки.

Амнезия у детей обусловлена следующими факторами:


Симптомы и признаки

Клиническая картина заболевания зависит от причины и наличия сопутствующей патологии. При органических поражениях мозга у больного присутствуют следующие симптомы:

  • головокружение, тошнота;
  • боли в голове;
  • слабость;
  • потливость;
  • ухудшение координации движения, зрения, слуха, речи.

Психогенная амнезия сопровождается:

  • мигренью;
  • тахикардией;
  • перепадами настроения;
  • приступами возбуждения, депрессии или агрессии;
  • спутанностью сознания;

Возможные последствия

Сама по себе амнезия неопасна. Однако, если она сопровождается другими заболеваниями, это приводит к плачевным результатам .

Сначала у пациента начинаются проблемы с когнитивными навыками: ухудшается интеллект, восприятие, воображение.

На поздних стадиях болезни пациенты теряют способность принимать пищу, ходить, не могут обойтись без посторонней помощи и постепенно умирают от истощения.

Диагностика

При амнезии важно не только установить сам факт болезни, но и выяснить природу заболевания и его причину . Для этого проводят следующие исследования:

  1. Электроэнцефалография.
  2. МРТ или КТ мозга.
  3. Рентгенография сосудов мозга.
  4. Биохимический анализ крови.

Данные методы позволяют обнаружить изменения в мозге, подтвердить или опровергнуть другие заболевания: опухоли, эпилепсию, атеросклероз, тромбоз сосудов.

В психиатрии дополнительно проводят специальные тесты , например:

  1. Измерение механической памяти. Пациент должен запомнить 8 из 10 слов.
  2. Смысловой тест . Пациент пересказывает прочитанный текст.
  3. Образная методика . Используется у детей и взрослых с нарушениями речи. Больной изучает картинки с изображениями предметов, животных и должен удерживать информацию в течение часа.

Лечение

Нормализация памяти — это длительный и трудный процесс.

Он потребует много сил и терпения от самого больного и от его родственников.

Врач в выборе терапии руководствуется причинами болезни, видом амнезии, возрастом пациента. В более молодом возрасте заболевание поддается коррекции намного быстрее и легче, чем у пожилых пациентов.

Существуют ситуации, когда ничего не может изменить даже самый опытный врач . Это происходит в случае неизлечимых заболеваний: диабета, рака мозга, болезни Альцгеймера.

Если причиной потери памяти является опухоль мозга или травма головы, то проводят оперативное лечение.

Лечение психогенной амнезии подразумевает применение следующих методов:

  • лекарственная терапия;
  • психокоррекция;
  • нормализация образа жизни

Медикаменты

Медикаменты, улучшающие память:

  1. Ноотропы (Мексидол, Циннаризин, Церебролизин, Фенибут). Они улучшают прохождение электрического импульса в ЦНС.
  2. Тонизирующие средства. Улучшают обменные процессы в мозге (Глицин, Танакан, Билобил).
  3. Витаминные комплексы (Витрум мемори).

Психокоррекция

В психокорректирующих методиках применяется мнемотехника .

Это комплекс приемов, улучшающих запоминание и сохранение информации.

Пациент может использовать их самостоятельно в домашних условиях или во время психотерапевтических сеансов под контролем специалиста.

К этим приемам относятся: запоминание четверостиший, составление предложений из первых букв, запоминание при помощи рисунков и т. д.

Образ жизни

Пациентам с амнезией важно откорректировать питание, режим дня . Отказ от вредных привычек -важная составляющая терапии, так как никотин и алкоголь негативно действуют на сосуды.

В рационе больного должны преобладать блюда, обогащенные витаминами и минералами: нежирное мясо, молочные продукты, фрукты, овощи. Улучшить мозговое кровообращение помогут регулярные прогулки, физические нагрузки, полноценный сон.

Также большое значение имеет обстановка в семье. При поддержке близких и отсутствии стрессов пациент быстрее пойдет на поправку.

Больным обязательно нужно заниматься интеллектуальной деятельностью. Это чтение книг, решение кроссвордов, просмотр познавательных программ. Можно использовать интеллектуальные компьютерные игры, тесты.

Прогноз и профилактика

Если у больного отсутствует прогрессирующее заболевание мозга (эпилепсия, опухоль, болезнь Альцгеймера, деменция), то шансы избавиться от амнезии очень высоки .

Самые благоприятные прогнозы имеют психогенные расстройства.

Методы профилактики провалов в памяти заключаются в:

  1. Ведении здорового образа жизни.
  2. Избегании черепно-мозговых травм.
  3. Предупреждения заболеваний нервной системы.
  4. Создания благоприятной психологической обстановки.
  5. Соблюдении режима труда и отдыха.
  6. Правильного питания.
  7. Поддержания иммунитета.
  8. Занятий интеллектуальной деятельностью.
  9. Своевременного лечения различных заболеваний.

Потеря памяти — серьезная проблема для больного и его родственников. К сожалению, от этого не застрахован никто . Частично предотвратить заболевание можно с помощью мер профилактики.

Нарушение памяти (забывчивость) — причины и лечение:

10 советов как улучшить память в пожилом возрасте

Преклонный возраст нередко сопровождается ухудшением памяти. Это происходит из-за общего возрастного снижения активности мозга, снижения возбудимости нервных клеток, нарушения связей между нейронами. К сожалению, старение, процесс необратимый, но сохранить ясность ума до самых преклонных лет, в большинстве своем в наших силах. Давайте поговорим о том, как улучшить память в пожилом возрасте.

Общие правила

Здоровые окружающие условия. Все просто — для хорошей памяти необходимо здоровое функционирование головного мозга, а для этого в свою очередь, необходимо ежедневно поддерживать здоровые окружающие условия работы и отдыха. А именно:

работать НЕ на грани физического либо умственного перенапряжения;

отдыхать каждый день, каждую неделю, каждый год;

ежедневно гулять на воздухе.

Регулярная физическая нагрузка. Для хорошей работы головного мозга нужно иметь хорошее кровообращение, для чего важно регулярно заниматься физическими упражнениями, держать мышцы своего тела в тонусе. Во время выполнения физических упражнений улучшится кровообращение, а значит, мозг получит больше питательных веществ. Также полезно ходить пешком. Полезны и анаэробные упражнения, они включают в себя бег и силовую подготовку. С учетом возраста, лучше всего заниматься под присмотром тренера, он поможет составить программу тренировок исходя из вашего состояния здоровья, возраста, опыта и перенесенных болезней.

Правильное питание. Для хорошей работы мозга нужно правильно питаться. Так ученые установили, что в каждодневном рационе пожилого человека должны присутствовать жирные кислоты омега-3 (их много в рыбе). Положительное воздействие на мозг оказывает и черничный сок. Именно эта ягода больше всего насыщена антиоксидантами. Они благотворно влияют на организм, и замедляют процесс деградации. Важен и прием глюкозы. Врачи часто назначают пожилым пациентам специальные препараты с высоким содержанием глюкозы. Этот компонент необходим для нормального функционирования памяти, но с возрастом становится сложнее усваивать его из пищи, поэтому лучше принимать таблетки. Ноотропы также помогают улучшить кровообращение в мозге. Но помните, что любые лекарственные препараты должен назначать только врач.

Советы как улучшить память в пожилом возрасте

Помимо физической нагрузки и особого питания, что еще можно предпринять, для улучшения памяти в пожилом возрасте?

Важно нагружать память. Изучение иностранного языка, решение задач на логику, разгадывание кроссвордов — все что заставляет «мозги работать», то есть запоминать, вспоминать, думать. Любая деятельность, где головой приходится обрабатывать большой объем информации, пойдет на пользу для вашей памяти.

Во время работы каждый час нужно делать небольшие перерывы. Можно встать, походить по помещению, сделать несколько физических упражнений. Так мозг будет переключаться с одного вида деятельности на другой, и это пойдет на пользу его функционированию.

Стоит стараться избегать стрессов и переживаний, так как они ведут к потерям нервных клеток, из-за чего происходит снижение внимания и ухудшение памяти. К стрессам для организма можно отнести и хроническое недосыпание. Для полноценного отдыха мозга, очень важно хорошо высыпаться каждый день.

Помочь старческой забывчивости поможет органайзер. Сейчас в магазинах представлен большой выбор блокнотов разного размера и цвета. Любой человек найдет что-то себе по вкусу. В нем можно фиксировать все важные даты и планировать дела. Также это позволяет «разгрузить голову».

Хорошо тренирует память чтение книг, так как во время чтения работает не только зрительная память, но и моторная, развиваются логическое, ассоциативное, абстрактное мышление. Но для улучшения памяти важно не просто читать, необходимо правильно это делать, с пересказом того, что прочитали, так как больше всего мы тренируем память в то время, когда вспоминаем прочитанное! Полезно, во время чтения, отмечать детали характеров главных героев, их привычки и тому подобное. После прочтения книги вспомните все сюжетные линии. Такая тренировка памяти пойдет на пользу.

Особенность всех гениальных людей - это внимательность к деталям, они могут сразу при встрече с новым человеком увидеть множество мелких деталей и запомнить их. Гениальные люди, это люди с хорошо работающей головой, это бесспорно. Поэтому для улучшения памяти в пожилом возрасте, можно взять на вооружение этот прием одаренных умов и постараться научиться быть внимательнее. Для этого нужно стараться разглядывать какой-либо выбранный вами предмет очень внимательно, и отметив детали его вида, потом стараться воспроизвести их в своей памяти. Заимейте себе такую полезную привычку.

Есть полезное упражнение для улучшения памяти в любом возрасте - заучивание стихов наизусть. Выбирайте любого интересного вам поэта и начинайте наизусть изучать все его творчество. А потом в любое время вспоминайте.

Давно известно, что занятия музыкой благотворно влияют на работу головного мозга. В пожилом возрасте можно петь, самому или в хоре, или начать изучать игру на каком-либо музыкальном инструменте, или все это вместе одновременно. Во время репетиций, заучивания текстов, нот, освоения нового, мозг будет получать нагрузку, что положительно скажется на состоянии памяти.

Не стоит забывать и о психологии. Позитивные установки помогают справиться с любым делом. Пожилые люди больше всех остальных подвержены депрессии, а она тоже ведет к ухудшениям памяти. Такие установки, как: «Я слишком стара для обучения новым вещам», «Я после 30 лет (40, 50 и т.д.) ни на что уже не гожусь» и тому подобное, не только ведут к подрыву самооценки, но и косвенно приводят к ухудшению памяти. Поэтому важно правильно настроить себя. Поверьте в то, что в старости жизнь не кончается, а только начинается — дети выросли, работа закончилась, есть пенсия, можно жить в свое удовольствие!

В любом возрасте будет полезно освоить приемы мнемотехники (мнемоники) — науке упрощения запоминания путём образования ассоциаций, замены запоминаемых объектов и фактов на знакомые понятия и представления.

Как овладеть приемами мнемоники, смотрите в передаче видео журнала Говорит ЭКСПЕРТ «Как улучшить память?»



Загрузка...