caspian72.ru

Наблюдение и наблюдательность: как развить эти навыки? Развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Сильный наблюдатель замечает, анализирует и запоминает свое окружение, используя все пять чувств. Если вы хотите стать более наблюдательным в своей повседневной жизни, уделите время тому чтобы каждый день изучать свое окружение. Привлекайте не только ваше зрение, но и ваши другие чувства, чтобы вы могли больше осознавать свою повседневную жизнь. Вы также должны работать над улучшением своей памяти, чтобы вы могли вспомнить все мелкие детали, которые вы заметили. С повседневной практикой ваши способности наблюдения могут стать сильнее в течение нескольких недель. Как же развить наблюдательность?

Остановитесь, чтобы наблюдать за всем вокруг.

Потратьте несколько минут каждый день и просто остановитесь. Переведите свой взгляд в поле зрения. Постарайтесь заметить как можно больше деталей. Это поможет вам больше внимания уделять окружающей среде.

Обратите внимание на людей, объекты, животных, растения и здания вокруг вас.

Попробуйте сделать это в разных местах каждый день. Начните с дома, а затем попробуйте в офисе, в парке, в торговом центре, в продуктовом магазине или в любых других местах.

Обращайте внимание на мелкие детали.

Часто люди замечают только крупные объекты, которые их окружают. По мере того, как вы идете в течение дня, попробуйте найти более мелкие детали, которые могут окружать здания, достопримечательности и большие пространства.

Например, вы можете быть в магазине. Что говорит этот знак? Есть что-нибудь на окнах? Сколько тележек выстроились снаружи?

Если вы ходите по окрестностям, вы можете изучать разные почтовые ящики, украшения для газонов, растения или игрушки во дворе.

Оставайтесь в настоящем моменте.

Легко отвлечься на электронику, навязчивые мысли или шумную среду, но они могут сделать вас менее наблюдательными. Вместо того, чтобы отключиться от своего окружения, постарайтесь наоборот сосредоточиться на том, где вы находитесь в данный момент.

Вместо того, чтобы слушать музыку, опишите свое окружение. В автобусе, вы могли бы заметить, что есть пять человек в нем, что автобус грохочет и шумит, и что есть пыльный запах.

Когда вы гуляете, слушайте звуки природы, такие как пение птиц или шелест ветра через деревья. Подумайте о том, как солнце чувствует на вашей коже или насколько ярко окрашены цветы.

Записывайте все, что вы заметили на ежедневной основе.

Делайте это в течение дня, как вы заметили какие-то вещи. Это будет держать фокус вашего наблюдения в данный момент. Напишите ваши замечания в блокноте. Постарайтесь быть как можно более конкретным.

  • Что вы видели? Это был определенный цвет, размер или форма?
  • Где был объект? Как она размещалась по отношению к другим объектам?
  • Какие звуки звучали вокруг вас?
  • Какие ощущения вы испытывали?
  • Кто там был? Что они носили? Что они делали?

Оцените все, что вы заметили.

Когда вы пытаетесь что-то наблюдать, попробуйте определить сколько и чего здесь есть. Эти цифры заставят вас больше внимания уделять размеру или количеству объектов. С течением времени вы сможете быстрее считать объекты.

Например, вместо «Я видел, как некоторые дети играют на улице», вы можете написать: «Я видел, как четверо детей играли снаружи с одним мячом».

Вместо того, чтобы сказать «мне пришлось подписать кучу документов», следите за тем, что вы сделали. Вы можете заметить, что вы подписали свое имя четыре раза в разных документах.

Вспомните подробности, посмотрев на произведение искусства.

Пойдите в художественный музей или найдите онлайн-коллекцию. Выберите один предмет искусства, который бросается в глаза. Изучите его в течение 60 секунд, затем отведите взгляд. Попробуйте вспомнить как можно больше деталей о картине.

Попытайтесь описать мелкие детали фона, а также предмета. Например, если это портрет, попробуйте вспомнить, во что он одет, комнату, в которой он находится, и о любых других объектах вокруг него

Если картина представляет собой большой пейзаж, вы должны попытаться вспомнить, где находятся географические объекты. Есть ли деревья на картинке? Если да, то на какой стороне картины они были? Они выше или ниже по отношению к чему-либо?

Практикуйте медитацию внимательности ежедневно.

Чтобы медитировать, сядьте в тихом, уютном месте. Закрой глаза. Сосредоточьте свое внимание на своем дыхании. Не мечтайте и не думай о своей жизни. Вместо этого оттачивайте чувства от ощущений вокруг вас. Что вы слышите, чувствуете и обоняете? Начните с пяти минут и проработайте до 20 минут медитации в день.

Если вы начнете терять рассудок, все в порядке. Просто направляй свою концентрацию обратно к своему дыханию.

Сначала вы можете медитировать только на несколько минут, но со временем вы можете увеличить продолжительность.

Определите любые странные звуки или запахи.

Вместо того, чтобы игнорировать новые звуки и запахи, постарайтесь угадать, что это такое. Если возможно, изучите источник, чтобы узнать, были ли вы правы или нет.

Например, если вы чувствуете запах чего-то, угадайте, какая еда. Это пахнет мясом, специями или выпечкой? Он близок к вам, слабый и далекий?

Замедляйтесь, когда вы едите свою пищу, чтобы смаковать ее.

Когда вы едите, попробуйте идентифицировать все различные ощущения во рту. Чтобы сделать это, жуйте и пробуйте свою пищу за несколько секунд до глотания. Пауза в течение двух или трех секунд между каждым укусом. Спросите себя:

  • Какие разные вкусы я замечаю?
  • Меняются ли ароматы, когда я жую?
  • Какова текстура?
  • Оставляет ли эта пища конкретное послевкусие?

Почувствуйте объекты, закрыв глаза, чтобы улучшить ваше осязание.

Попросите друга или члена семьи вставить несколько предметов в наволочку. Закройте глаза и выберите один объект наугад. Используя только ваши руки, попытайтесь угадать, что это за объект. Спросите себя:

  • Какова текстура объекта? Является ли она гладкой, ухабистой, ребристой или мягкой?
  • Оно теплое или холодное?
  • Какой оно формы?
  • Открывается ли он? Есть ли на нем кнопка или другая подвижная часть?
  • Когда вы встряхиваете его, чувствуете ли вы что-то, грохочущее внутри?
  • Это шумит?

Помните, как Шерлок Холмс удивлял своими способностями доктора Ватсона? На первый взгляд, его метод является проявлением сверхспособностей. На самом же деле, в его основе качество, которое может развить в себе каждый человек, – наблюдательность.

Важно видеть и осознанно воспринимать происходящее, но внимание к деталям прогрессирует только благодаря практике. Развитие наблюдательности у детей, по легенде, было одной из тайн искусства ниндзя. Его адепты берегли свои знания от посторонних, передавали только свои прямым наследникам и тренировали это качество всю жизнь.

Доказано, что существование наблюдательного человека гораздо ярче и насыщеннее впечатлениями, чем у тех, кто многое пропускает. Он лучше осваивает науки, быстрее овладевает практикой сопоставления и анализа.

Способы развития наблюдательности

Процесс наблюдений у большинства взрослых и детей различен. Первые могут концентрировать внимание на каких-то событиях и предметах усилием воли, вторые внимательны, только если им интересно.

Дело в том, что маленьким детям свойственно жить здесь и сейчас, их мир наполняется впечатлениями каждый день, и им не настолько важны детали, как опыт. Первые упражнения для развития наблюдательности должны быть предложены взрослыми.

  • Гуляя с ребенком, привлекайте его внимание к особенностям времени года: какого цвета листья на деревьях, какие цветы на клумбах, какое небо, как ведут себя птицы и животные и т.д. Можно наблюдать и за облаками, стараясь найти как можно больше ассоциаций с предметами и фигурами
  • Приходя в зоопарк, остановитесь возле клетки со зверюшками, особенно расположенными к общению с людьми. Купите у служителей порцию корма, дайте ребенку возможность покормить животное, попутно объясняя его реакции: «Видишь, как ему понравилось? Это он еще просит», «Сердится, потому что у нас корм закончился», «Все, зверек устал, ему нужно отдохнуть. Видишь, он уходит?»
  • Очень важно уделять время рассматриванию иллюстраций и . При просмотре картинок обращайте внимание ребенка на детали: «Посмотри на яблочко. Почему оно выглядит, как настоящее? Художник применил не один, а три цвета, чтобы передать, какое оно сочное. Какие это цвета?» Когда в другой раз вы вместе захотите нарисовать яблоко, попросите ребенка вспомнить, какие цвета использовал художник и попробуйте воспроизвести увиденный эффект
  • Есть специальные упражнения на развитие наблюдательности. Как правило, они веселые и остроумные. Например, на картинке нарисованы лесные заросли, а в них прячутся животные и птички. Надо найти всех. Задания на сопоставление между собой картинок, различающихся незначительными деталями, которые надо заметить. Такие игры можно проводить в дороге: и полезно, и время летит незаметно
  • Для детишек постарше полезной будет игра в ассоциации (ее еще называют «Китайская рулетка»). Она хороша для больших компаний, когда собираются не только дети, но и взрослые.

Выбирается ведущий, который выходит из помещения, и в его отсутствие все выбирают одного из игроков в качестве «секретной персоны». Когда водящий приходит, ему разрешается только задавать вопросы присутствующим на выявление ассоциаций:

– Если бы этот человек был блюдом, то каким?

– Если бы он был животным…

– Если бы он был мелодией…

При хорошо развитой наблюдательности ведущий заметит, на каких именно ассоциациях основывались игроки, и угадает, кто за ними скрывается, а тот, кого загадали, узнает о себе много интересного. Кстати, он и сам активно принимает участие в обсуждении, высказывая собственные мысли на свой счет.

Таким образом, может стать для ребенка увлекательным и очень полезным занятием, благодаря которому его мир станет насыщеннее и ярче.

Мы часто смотрим на самые обыденные вещи, но не замечаем их, не замечаем природу, здания, людей, предметы… Мы живем в своем мире не замечая, что происходит вокруг нас. А ведь мы не научимся хорошо запоминать предметы до тех пор, пока не улучшим свою наблюдательность.

Суть концентрации заключается вот в чем: мы должны научиться видеть предмет глазами, и одновременно понимать это.

А теперь прочтите:

ДЕРЕВЬЯ В

Итак, что вы увидели? «Деревья в лесу?»

А теперь еще раз хорошо посмотрите, что все-таки здесь написано. Вы считаете, что все-таки написано «деревья в лесу». Если так, то вам обязательно нужно работать над своей наблюдательностью, постепенно развивая ее.

Если же вы действительно внимательно на фразу, вы заметите в ней дополнительный предлог «в».

Так почему же мы не сразу можем заметить предлог? Потому, что мы не концентрируемся на том, что видим и наши глаза автоматически перепрыгивают вперед или в конец предложения. Конечно, часть вины можно свалить на привычку или особенности зрительного восприятия, однако основная причина того, что мы не замечаем многие вещи в том, что мы не достаточно наблюдательны, в том, что мы не пытаемся концентрировать свое внимание и тем самым развивать наблюдательность.

Приведем еще один пример. Вы посещаете кинотеатры? Или театральные постановки? Тогда наверняка вы обращали (или не обращали) внимание на то, что основная масса зрителей всегда покидает зал через один и тот же выход, а два или три других остаются свободными? Основная масса людей идет туда, куда движется толпа.

Большинство людей даже не замечают очевидных вещей, с которыми сталкиваются ежедневно, мимо которых проходят каждый день по пути на работу и обратно. Если вы с этим не согласны, значит для вас не должно составить труда ответить на следующие вопросы:

  • Можете ли вы вспомнить, в какую сторону вы поворачиваете ключ когда открываете дверной замок?
  • Вы можете назвать точную сумму денег, которая сейчас находится у вас в кошелке?
  • Вы знаете какие цифры у вас на часах: арабские или римские?
  • Вы можете сказать, какого цвета носки одеты у вас на ногах?

Если вы можете ответить на все вопросы, значит вы обладаете чертами наблюдательного человека. А если нет, значит ваша наблюдательность нуждается в коррекции.

Кстати, проверить свою наблюдательность вы можете в следующем тесте:

Первое, с чего нужно начать для развития наблюдательности, это научиться внимательно относиться к предметам и осознанно их воспринимать. Развитие наблюдательности всегда происходит за счет практики и упражнений.

Кстати об упражнениях. Возьмите лист бумаги и попробуйте выполнить следующее упражнение: перечислите все предметы, которые находятся в вашей комнате не глядя на них. Запишите все, что вы вспомните, в список на бумаге. После того, как вы составите список, посмотрите вокруг: обратите внимание на предметы, которые вы не указали в листке, и добавьте их в список. Попробуйте провести такое упражнение в других комнатах своего дома и через некоторое время вы заметите как улучшается ваша наблюдательность.

Есть еще одно похожее упражнение. Вспомните улицу по которой вы ежедневно ходите на работу. Сможете ли вы перечислить все магазины и торговые места, которые на ней расположены? Попробуйте перечислить их в том порядке, в котором вы их проходите ежедневно, а затем еще раз проверьте себя. Почему бы вам затем не взяться за другую улицу и перечислить магазины там? Загляните в витрину понравившегося вам магазина и попробуйте перечислить все то, что там увидели не подглядывая.

Есть еще одно интересное упражнение для развития наблюдательности: прочтите следующую фразу и сосчитайте все буквы «ч»:

ЧЕТЫРЕ ЧУМАЗЫХ ЧЕРТЕНКА РАСЧЕРТИЛИ ЛИСТОЧКИ И ЗАПИСАЛИ НА НИХ ПО ЧЕТЫРЕ ЦИФРЫ ЧЕРНЫМИ РУЧКАМИ

Итак, что у вас получилось? А теперь попробуйте медленно сосчитать все буквы и оценить собственную внимательность.

На самом деле существует множество способов проверить уровень своей наблюдательности и, чем больше вы будете ее проверять, тем более острой она станет.

Следующие статьи курса.

Однажды монах, исследующий глубины дзен-буддизма, отправился в дождливый вечер к известному мастеру дзена, чтобы набраться у него мудрости. На входе по правилам приличия он разулся, оставил зонтик и вошел к учителю. «Расскажи мне обо всем, о мудрый учитель!», - приветствовал он мастера. А тот спросил: «Когда ты вошел, ты оставил зонтик справа или слева от туфель?». Монах замешкался, и мастер велел ему отправляться домой и возвращаться лишь тогда, когда он будет не только смотреть, но и осознавать.

«Не только смотреть, но и осознавать», - основной принцип наблюдательности, и если бы бедный монах больше обращал внимание на бренную землю, а не на небесные философские дали, то у него был бы шанс побеседовать с мастером. Действительно, мастерство в любом деле во многом опирается на наблюдательность, ведь именно она дает нам информацию и пищу для размышлений.

Не отчаивайся, если считаешь себя ненаблюдательным человеком и не можешь вспомнить, какие магазины расположены на пути от дома до работы или какой стиль обуви предпочитают коллеги. Наблюдательность - та же мышца (не в прямом значении, само собой), которую можно «накачать», если постоянно ее нагружать, начиная от малых задач и переходя к сложным. Кроме того, будут полезны и общие , так как чем более гибкая и совершенная наша мыслительная деятельность, тем более наблюдательными мы можем стать. Хорошая наблюдательность помогает нам лучше понимать эмоции друг друга, узнавать больше информации, быстрее учиться и сопоставлять факты. С ее помощью нам проще общаться с другими людьми и, чего уж греха таить, лучше делать свою работу и быстрее продвигаться по службе.

Изучай до мелочей всё, с чем сталкиваешься в течение дня, особенно что-то новое. Если ты отправляешься на прогулку, то досконально изучи маршрут, интересуйся зданиями или деревьями вокруг. Представь, что снимаешь всё на камеру, встроенную тебе прямо в глаза, и собираешь с её помощью информацию для исторической хроники.

Не позволяй мозгу застаиваться и переходить на рутинный режим, когда какие-то дела совершаются в полуавтоматическом режиме. Старайся разнообразить даже самый скучный процесс, тогда будет проще запоминать любые детали.

Удаляй или изолируй все раздражающие факторы, которые отвлекают внимание. Чем больше ты отвлечена, тем меньше сможешь увидеть.

Постарайся обращать внимание на . Вообще, чем больше различных оттенков человек может различить и определить, тем более совершенен его мозг. Пройди курс колористики, делай зарисовки, если умеешь, и проводи цветовые ассоциации с предметами и явлениями. Например, если тебе не нравится какой-то коллега, то запоминай всё, с ним связанное, ассоциируя его с красным цветом или своим нелюбимым цветом.

Упражнение «Попался!»

Возьми в руку предмет, который видишь в первый раз. Посмотри на него, затем убери прочь с глаз и запиши все детали, которые ты смогла о нем запомнить: цвет, размер, детали, мелочи. Затем верни предмет и сравни его с тем, что ты записала. Забыла что-то? А может, перепутала? Наш мозг обладает интересным свойством: если он что-то не запомнил, но мы на него «поднажали», то он может сфабриковать ненастоящее воспоминание, которое мы примем за чистую монету. Так мы можем до хрипоты убеждать собеседника в том, что видели общего знакомого в синем галстуке, хотя он носил фиолетовый.

Усложняй предметы каждый раз, когда успешно справишься с заданием. Если сначала они должны быть простыми, тот потом - всё более сложными с большим количеством деталей. Можно даже пытаться запоминать внешний вид целых людей, интерьер комнат и фасады зданий, когда ты как следует потренируешься.

Упражнение «Фоторобот»

Вспомни людей, которых знаешь лучше всего: родных, близких, лучших друзей. Представь, что тебе нужно сделать их фоторобот для каких-то целей. Только не представляй откровенный негатив: никто из них не потерялся и его не ищут по улицам города. Фоторобот может быть нужен, например, для описания друга в рассказе или шуточного розыгрыша.

Без должной тренировки сделать это сложно, даже если мы помним человека хорошо. Как только ты сможешь описать словами близких людей - переходи на малознакомых, а затем и вовсе на незнакомых. Заодно потренируйся в описании эмоций, которые читаешь на их лицах. Это тоже будет полезно.

Упражнение «Мама спит»

Представь, что твоя мама очень сильно устала и спит рядом с тобой на диване. У тебя нет наушников, но очень хочется посмотреть какое-то видео. Что бы ты сделала в детстве, чтобы ее не разбудить? Правильно, подключила бы воображение и смотрела всё с выключенным звуком. Это можно сделать и сейчас, только подключать не воображение, а наблюдательность.

Выбери небольшой ролик или сценку (комедийные для начала будут полезнее всего) и по выражениям лиц, антуражу, месту действия и другим деталям попытайся понять, что за действие происходит в ролике, что персонажи говорят друг другу и чем всё может закончиться. Затем просмотри ролик и отметь, что именно тебе удалось предугадать и почему.

Упражнение «Лазерная коррекция»

Представь, что твоему лучшему другу сделали операцию по коррекции зрения, и теперь он несколько дней не может видеть и ходит в глухой повязке. Ему очень скучно, поэтому ты взяла его на прогулку и ведешь по улице или парку. Расскажи другу в красках всё, что видишь вокруг, до самых мелочей. Особое внимание обращай на цвета, двигающиеся и повторяющиеся предметы, названия деревьев, кустов, цветов, внешний вид людей, детей и собак - в общем, на детали.

Пара недель таких прогулок - и ты поймешь, что замечаешь невиданные раньше вещи, по которым прежде взгляд просто проскальзывал.

Умение наблюдать очень важно для жизни. Этот навык позволяет стать более восприимчивым к происходящему, открывает для нас новые перспективы и на работе, и в обществе. Следуйте предложенным ниже рекомендациям, чтобы развить в себе наблюдательность.

Шаги

Учимся наблюдательности

    Наблюдать и просто смотреть на что-то - не одно и то же. Хотя и то, и другое происходит посредством нашего зрения. Многие люди часто путают эти термины, но, на самом деле, это совершенно разные действия.

    Обращайте внимание на то, что вас окружает. Хороший наблюдатель относится к окружающему миру осознанно, а не просто принимает его, как есть. Смотрите вокруг, когда идете в магазин или едете на работу. Вы многое заметите, например, автомобили, которые едут в том же направлении, что и вы, каждый день, изменения в витрине магазина на углу.

    • Если вы каждый день бываете в одних и тех же местах, постарайтесь уделить им побольше внимания. Что вы заметили в них? Какие изменения происходят? Что остается неизменным? Постарайтесь позже вспомнить эти места и посмотрите, сколько деталей вы можете вспомнить.
  1. Будьте внимательны к деталям. Начните замечать детали того, что оказывается на вашем пути каждый день. Вы сможете осознанно относиться к своему окружению, если будете обращать внимание на то, что кажется вам незначительным. Это сделает вас более наблюдательным. Чем более целенаправленно вы будете замечать разные вещи, тем скорее наблюдательность войдет у вас в привычку.

    Старайтесь не судить. Хороший наблюдатель должен быть нейтральным. Наблюдение не предполагает личного чувства или суждения, поскольку эти вещи основаны на предубеждении. Люди не видят реальных вещей, если у них проступают личные чувства, предубеждения или суждения. Они видят всё искаженным. Хороший наблюдатель игнорирует личные чувства и видит вещи такими, какие они есть.

    Не спешите. Чтобы быть хорошим наблюдателем, нужно замедлиться. Если мы в спешке проносимся по жизни каждый день, то у нас не остается времени на наблюдение окружающего мира. Старайтесь каждый день уделять какое-то время наблюдению за миром вокруг. Делайте что-то новое или постарайтесь посмотреть на что-то давно знакомое по-новому.

    Тренировка наблюдательности

    1. Развивайте свою память. Запоминание деталей - важное качество хорошего наблюдателя. Оно предполагает запоминание всех деталей, начиная от того, как вы закрываете дверь перед выходом из дома, до цвета машины, которая припарковалась рядом с вами на стоянке. Обычно наш мозг фильтрует и отбрасывает много ненужной нам информации. Поэтому старайтесь делать сознательные усилия, чтобы запоминать простые детали. Это поможет вам улучшить свою память и развить наблюдательность.



Загрузка...