caspian72.ru

Лечится ли аутизм у взрослых. Легкая форма аутизма у взрослых симптомы и лечение

Саша из Санкт-Петербурга, страдающая расстройством аутистического спектра, поделилась с нами своей историей того, как нелегко обрести себя в обществе, которое отрицает или игнорирует проблемы аутистов. Мы приводим текст, полностью сохраняя его содержание и стилистику автора.

Мы ни в коем случае не считаем, что приведённые в рассказе сведения универсальны по отношению ко всей сфере работы с аутистами в России и занятым в ней специалистам, и подчёркиваем, что он не может служить для самостоятельной диагностики расстройств аутического спектра.

В России не существует аутизма. И геев. И коррупции. Алкоголизма, низких зарплат, убитых дорог, где вы это видели вообще? Ну, то есть, у вас-то нет с этим проблем, так ведь? Ну и у других значит нет. Игнорируйте любую информацию об аутизме так, как будто за это вам дают денег. Лучше бы, конечно, давали денег на реабилитационные центры, школы или хотя бы человеческие обучающие программы.

Аутизм - не кашель, это набор разных симптомов, в зависимости от совокупности которых можно сделать вывод, что у человека то или иное расстройство аутистического спектра. Существует огромная разница между клиническим аутизмом, который диагностируют в раннем детстве, и аутизмом у взрослых, которые самостоятельно прошли этапы квази-адаптации и теперь живут наравне с остальными - ходят на работу, заводят детей, бывает, даже внезапно приходят к успеху в той или иной области.

Взрослые не бьют себя по лицу, они просто грустные интроверты, иногда выдающие что-то, что можно охарактеризовать как талант. Их замкнутость в себе основана на неумении общаться с социумом: аутисты часто и сами не прочь побыть его частью, но их разум работает иначе, чем разум человека, не имеющего данного расстройства. О безумии речи не идет - аутисты адекватны, они испытывают эмоции, испытывают их очень глубоко и искренне, не зависимо от того, что породило переживание.

Поэтому я, например, не смотрю кино - это слишком грустно. Либо слишком глупо. Первый фильм, над которым я заплакала, называется «Трансформеры»: было очень жалко Бамблби. Из книг предпочитаю профессиональную литературу. Я - аутист, как вы уже должны были понять, причём мой аутизм довольно лёгок в сравнении с другими людьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Это низкий уровень, а кто-то проходит через это в тяжелой форме, и я боюсь представить, какого же этим людям, когда мне бывает так плохо.

Аутистам необходим особый подход. Ребенок или взрослый, страдающий аутизмом, не выделывается, он не может выполнить ту или иную задачу по причине отсутствия надлежащих инструкций. Аутистов отличает безразличие, они всегда сосредоточены на своем деле. Но это безразличие есть защитная реакция.

Тянуть аутиста за уши во взрослую жизнь, где не будет мамочки и папочки, сложно. Потребуется навык для того, чтобы использовать фокус человека, имеющего расстройство аутистического спектра. 5 + 5 = не знаю, 5 красных машинок + 5 красных машинок = 10 красных машинок. Это для примера. Люди не входят в круг интересов аутиста, но аутист благодарен за заботу и поддержку. Аутисту не требуется снисхождение, аутист болен - ему требуется помощь.

Диагностика аутизма у детей в России, мягко скажем, неточная. У меня вот стоит истеро-возбудимая психопатия, но я не психопат. Детям чаще ставят шизотипическое расстройство, взрослым его ставят всегда. Даже если у вас в медицинской карте чёрным по белому указано расстройство аутистического спектра, как только вам исполнится 18, вы перестанете быть аутистом и перейдёте в категорию шизоидов. Мне пришлось потратить очень много времени и сил на то, чтобы разобраться, проанализировать и сделать верный вывод, который для меня не сделал никто, а ведь мне уже 23 года.

Вы не получаете комплексной терапии - могут навыписывать лекарств, которые купируют симптомы, но корень проблемы останется, а побочные эффекты нейролептиков будут угнетать мозг, и в один прекрасный день можно обнаружить, что ты и вправду поехавший.

Между тем, в «дремучей гейропе» и в Израиле к этому вопросу подходят ответственнее, и это здорово, но я не там. Скепсис родителей и врачей в вопросе психического здоровья наносит критический урон: кто знает, кем я была бы и что мне удалось бы, если кто-нибудь проявил бы ко мне чуть больше внимания.

Я не могу сказать, когда это началось. Однажды у меня просто взяли и появились нарушения речи. Мама на меня орала «разговаривай нормально», но это почему-то не сработало! В 16 лет я исправила ситуацию сама, знакомый разрезал мой язык пополам (у меня, так называемый, «змеиный язык»). С тех пор я упираюсь в нёбо, зубы и десны только одной половинкой языка, и это помогает мне контролировать речь.

Помню, в 3 классе я отказалась от школьной программы, изъявив стойкое нежелание кататься на лыжах. Произошел конфликт, я отпросилась домой и по дороге обделалась в болоньевые штаны. До дома дошла с теплом и уютом, но с некоторой тяжестью и тревогой. Так и живу. Что-то происходит, я не могу этого объяснить - сваливаю, неизменно обделываюсь, но чувствую себя лучше. Я не отсталая - в детском саду я быстрее всех научилась считать и читать, считала от 1 до 100 и обратно чуть ли не с табуретки для заведующей.

В школе меня всё время доставали олимпиадами: я же умная, ну так почему же я не хочу для класса выиграть очередное первое место? «Не хочу» - это лучшая причина не делать что-то. В 4 классе я перестала делать уроки, потому что это мешало мне проводить время так, как я хочу, и обеспечивало дополнительными обязанностями. А если что-то мешает, обычно я решаю вопрос по-своему.

Моим знакомым явно не хватает контактности и лояльности. Приходится выкручиваться. Плохо различаю, что говорят, если не вижу губ собеседника, но при этом не могу смотреть в глаза. Научилась эффективному способу - смотреть в переносицу, очень хорошо работает, советую. Я знаю русский и английский язык на приемлемом уровне, выше среднего, но не знаю ни одного грамматического правила. Я никогда не учила времен, глаголов, падежей, склонений и остального. В моей голове это представлено как ряд скриншотов, которые были сделаны мною из книги сразу в память: я чётко вижу картинки с примерами, своим количеством они создают правило. Такая вот особенность мышления.

Я люблю сортировать. Это многие любят, особенно в процессе уборки, раскладывать мелочи по коробочкам, по возможности - каталогизировать. Я обожаю это, но по-своему: у меня 2 млн. сохраненных картинок на компьютере, 200 тыс. выложено в сети, а повторяющихся изображений там всего 6 тыс. - это означает, что у меня отличная память. Но при этом в школе я не могла выучить ни одного стиха, сшить фартук на уроках труда или запомнить что-то сложнее дискриминантов на математике. Начав обучение в гуманитарно-юридическом лицее, я сразу стала катиться вниз, закончила 9 классов, сдав экзамены с помощью шпаргалок.

Не смогла никуда поступить. Хочу медицинское образование. Хочу художественное образование. Хочу перестать думать о том, что даже в училище я могу поступить только за взятку. Спасибо, что есть интернет, благодаря которому я имею деньги, где я могу общаться так, как я себе это представляю. Годы просиживания в интернете принесли мне горстку людей, которые поняли меня и теперь заботятся. Я чувствую удовлетворение от того, что кому-то нравится результат моего хобби - группа с картинками ныне находится в закрытом режиме, все заявки проходят установленный мной регламент. Это моё маленькое королевство, мой домик, моя семья.

Я не могу прийти на собеседование и сказать: «Здравствуйте, я умею сконцентрироваться на задаче так, что у вас челюсть отвиснет». Или похвастаться потрясающими наблюдениями о картинках в интернете, отрывочными знаниями тут и там. Это всё не считается и как бы существует не в реальном мире. Крайне редко я чувствую себя действительно комфортно, но никогда - с незнакомыми людьми. Я не согласна на компромисс, в любом вопросе. Компромиссных решений не существует, компромиссы не решают проблемы столкновения взглядов - они всего лишь замазка на трещине между моим миром и остальным.

Я не хочу идти к врачу и получать диагноз, с которым я не согласна, чтобы лечиться тем способом, который мне подходит кому-то, кем я не являюсь. Не хочу идти к кому-то незнакомому, а конкретных личностей, исследующих аутизм, не знаю. Детским аутизмом наконец-то начали заниматься, но это несправедливо по отношению к тем, кто тоже когда-то был ребенком.

Я открыта к сотрудничеству в этом вопросе, но в России существует слишком предвзятая оценка, приводящая к галоперидолу и нейролептикам. Эти способы не являются выходом: в какой-то момент я пошла искать решение сама, и мне попросту страшно от того, что подходящие мне способы в России уголовно наказуемы. Сативные сорта уже понятно, какого растения, способны облегчить симптомы и попрощаться с некоторыми поведенческими нарушениями. Стимуляторы - тоже. Есть, конечно, антидепрессанты и прочая барбитура, но побочные эффекты от них просто ужасные. «Бить» по своей и без того шаткой головушке в рамках законодательства той страны, которая не готова обо мне позаботиться и никогда не была готова (и не собирается), я не хочу.

Это не призыв использовать в качестве средства нелегальные препараты - это демонстрация того, что вообще случается с людьми, которым не стали помогать, потому что не обнаружили проблему вовремя. Попробуйте закрыть глаза и пройти по открытому колодцу. По вашему мнению, колодец должен быть закрыт люком - все колодцы всегда закрыты люками. Но от того, что вы не видите, как что-то идет неправильно, ситуация не исправится.

И напоследок мой искренний совет тем, у кого аналогичная проблема: берите руки в ноги, находите пару-тройку тысяч долларов и езжайте в какой-нибудь Израиль. Не ждите с моря погоды и не пытайтесь поймать удачу за хвост в России. Особенно если вы из глубинки, не из Москвы, Петербурга.
Мы планируем разместить еще несколько историй от Саши в нашем блоге. Так что следите за новыми публикациями у нас на сайте или подписывайтесь на наши страницы в

Медицинский термин аутизм и определение данного понятия было введено психиатром Блейлером в 1912 году. Что это такое?

Особая форма мышления и расстройство эмоциональной сферы указывали на аутизм, но симптомы которого в раннем возрасте слабо выражены.
Диагноз аутизм ставят детям в возрасте 3 – 5 лет, страдающим выраженным нарушением психического развития. Такие дети отличаются от обычных ограниченными интересами, повторяемостью действий и затруднением в взаимодействии с обществом. Аутисты очень сложно идут на контакт.

Учёные, говоря, что такое аутизм простыми словами, ссылаются на то, что заболевание в первую очередь связано с врождённым нарушением работы головного мозга. Первые признаки аутизма заметны к 3 годам, когда здоровый ребёнок должен проявлять интерес к окружающему миру, задавать вопросы родителям и осваивать навыки самоухода.

Можно ли вылечить аутизм? Нет, заболевание не поддаётся никакой терапии, но максимально адаптировать аутиста к социуму – задача вполне выполнимая.

Несмотря на то, что медицина на порядок шагнула вперёд, основные причины аутизма учёные назвать не могут. Есть только предположение, что заболевание является следствием нарушения структур головного мозга.

Другой причиной медики называют осложнения в период внутриутробного развития. Факторами, повышающими риск рождения ребёнка с аутизмом, являются:

  • инфекционные процессы, вирусной природы, протекающие внутриутробно;
  • токсемия;
  • маточные кровотечения;
  • роды, раньше положенного срока.

Вероятность рождения аутиста повышается при многоплодной беременности.

Заболевание часто носит наследственный характер. Если кто-то по родовой ветке имел данный диагноз, вероятность повторения недуга у будущего поколения достигает 10 %.

Аутизм чаще возникает у детей, чьи родственники имели психические расстройства:

  • оторванность от реальности;
  • затруднения в восприятии речи;
  • нарушение речевой функции;
  • расстройство волевой сферы;
  • склонность к замкнутости;
  • неправильное восприятие реальности.

Что же такое аутизм и как он проявляется? Как вылечить аутизм у взрослых и детей, основные симптомы и лечение болезни рассмотрим подробнее.

Как проявляется болезнь

Учёные, при обследовании пациентов с данным диагнозом выявили значительные нарушения в:

  1. Лобных отделах коры головного мозга.
  2. Гиппокампе.
  3. Срединной височной доле.
  4. Мозжечке.

В зависимости от течения и степени нарушения мозговой и психоэмоциональной деятельности аутизм делят на несколько групп, для каждой из которых свойственны те или иные личностные изменения.

Классификация заболевания

Классифицируя заболевание, медики различают следующие виды аутизма, разделённые на 5 групп:

  1. Больные, у которых затруднено восприятие и нарушено взаимодействие с внешним миром.
  2. Пациенты, отличающиеся особой замкнутостью, способные длительное время заниматься хобби. Нарушены потребности в сне, еде и отдыхе.
  3. Аутисты, которые не поддерживают и не воспринимают установленные обществом нормы и правила.
  4. Взрослые аутисты, которые не могут самостоятельно справиться с самыми пустяковыми проблемами, обидчивы и плаксивы.
  5. Имеющие аутизм синдром, но при этом у больных отмечаются высокие интеллектуальные способности. Имеют талант и тягу к музыке, поэзии, программированию. Такие больные достаточно легко адаптируются к обществу.

Аутизм – это болезнь, вызванная генетическим сбоем. Под понятием аутизм люди обычно подразумевают умственную отсталость, отрешённость и бездействие больного. Но, как показывает практика, среди людей, страдающих данным недугом очень много гениальных личностей. Наше общество привыкло думать, что аутист – значит слабоумный. Являясь объектом постоянных насмешек окружающих, больные замыкаются и подавляют в себе способности, которыми не наделён обычный человек.

Взрослый аутизм отличается от детского проявлением болезни. Нередко развивается аутизм по причине длительного пребывания личности в депрессивном состоянии. Разорванность с реальностью и отсутствие желания взаимодействовать с миром приводят к развитию приобретённого аутизма у взрослых.

Признаки болезни у взрослых

Методы инструментального исследования

При подозрении на наличие психического заболевания больному назначают:

  1. Ультразвуковое исследование отделов мозга.
  2. ЭЭГ, для исключения очагов эпилепсии.
  3. Аудиометрия, с целью проверки слуха.

В ряде случаев больному могут назначить дополнительные исследования, например, МРТ или КТ. Необходимость прохождения обследований определяет врач.

Существует ли возможность излечения

Излечим ли аутизм? Вероятность полного выздоровления сводится к нулю, но организму можно помочь. Методов лечения аутизма не много.

Как утверждают учёные, на сегодняшний день, широко применяют лечение аутизма стволовыми клетками. Такая процедура помогает нормализовать сниженную функцию головного мозга, а также стабилизировать работу нервной системы. Преимущества данной процедуры заключается в том, что для больного не требуется поиск донора, так как он сам является таковым. Клетки берут из пуповины новорожденного, предварительно исследуя их на вирусоносительство.

Лечится ли аутизм стволовыми клетками? Мнения учёных расходятся. Кто-то считает, что данный вид терапии помогает снизить основные проявления болезни, кто-то придерживается мнения, что процесс введения собственных клеток в организм может навредить и вызвать необратимые последствия.

Влияет ли разновидность болезни на тактику лечения и когда вылеченный пациент считается здоровым? Вылечить аутизм у взрослых невозможно, существует лишь медикаментозная терапия, снижающая риск развития приступов и психологических расстройств.

Терапия заболевания начинается с детства. При правильном и должном лечении, в разы возрастает вероятность воспитать в аутисте самостоятельность.

Из лекарственных средств больному назначают:

  • психотропные препараты;
  • противосудорожные средства.

Важен факт, что саму причину аутизма медикаментозная терапия не устраняет.

  1. Поведенческую.
  2. Логопедическую.
  3. Освоение навыков самоухода и поведения в социуме.
  4. Тренинги и посещение психотерапевта.

Подобного вида терапия применима не только к детям, страдающим данным недугом, но и ко взрослым людям, лишённым радости жизни и пребывающим в депрессивном состоянии.

Советы близким, чьи дети или родственники страдают от заболевания

Важно уметь правильно вести себя с больными. Родные должны изучить и понять, что такое аутизм, находить подход и проявлять заботу.

Чем может помочь ребёнку с аутизмом родитель:

  1. Постоянно контактировать с ребёнком, не давая ему замыкаться.
  2. Пытаться подавить проявление агрессии, страхов.
  3. Играть вместе с малышом в ролевые игры, вовлекая в процесс большое количество игрушек.
  4. Прививать навык самоухода, обучить малыша опрятности.
  5. Больше разговаривать с чадом, для развития речевого аппарата.
  6. Вызывать сострадание, радость – учить ребёнка проявлять эмоции.
  7. По возможности избегать частой смены обстановки, чтобы не спровоцировать стресс у аутиста.
  8. Обеспечить максимально благоприятные условия существования.
  9. Не вступать в конфликт, не ругать.
  10. Обращённая речь должна быть чёткой и внятной, голос не повышать, чтобы не напугать больного.
  11. Своевременно посещать узких специалистов: психолога, психиатра, логопеда и невролога.

Родственники должны понять, что такое аутизм и научиться правильному общению с больным. Важно не провоцировать конфликтные ситуации и отнестись к больному как полноценной личности со своим мировоззрением и внутренним миром. Любовь и понимание способны вырастить полноценную личность, а возможно настоящего гения!

Аутизм у взрослых представляет собой серьезное психическое расстройство, которое обусловлено функциональными нарушениями головного мозга. Вторым наименованием заболевания является синдром Каннера. Причины его возникновения до сих пор до конца не выяснены. Недуг проявляется полным или частичным отсутствием способности человека к полноценному взаимодействию с окружающим миром. Такие люди испытывают трудности в общении и социальной адаптации, не умеют нестандартно мыслить и имеют весьма ограниченный круг интересов. Медики к понятию аутизма относятся как к феномену, характер проявления которого зависит от степени сложности патологии и ее формы. На смену детскому аутизму приходит взрослый, при котором проявления практически не изменяются с течением времени.

Характеристика патологии

Диагностировать заболевание аутизм удается еще в раннем детстве. Наличие выраженных симптомов можно определить у ребенка до годовалого возраста. О том что у малыша аутизм, свидетельствуют такие признаки, как недостаточная активность, неулыбчивость, слабое реагирование на собственное имя, отсутствие эмоциональности.

Симптоматика при наличии данной патологии проявляется с самого начала жизни, а к трехлетнему возрасту в этом не остается никаких сомнений. По мере взросления признаки заболевания становятся более явными. Это можно объяснить тем, что детское поведение обуславливается индивидуальностью его личности, а вот отклонения взрослых бросаются в глаза.

Люди, у которых обнаружен аутизм, стараются не покидать свой мирок, они не стремятся заводить новые знакомства, плохо идут на контакт и признают только хорошо знакомых людей и родственников, с которыми им приходится общаться изо дня в день. Возникновение сложности у аутистов к социальной адаптации можно объяснить двумя причинами:

  • подсознательным стремлением к одиночеству;
  • трудностями при образовании социальных взаимоотношений и связей.

Аутисты не проявляют интереса к окружающему миру и каким-либо событиям, даже если они затрагивают их собственные интересы. Беспокоиться они могут лишь в случае эмоциональной встряски или кардинальном изменении привычного хода событий.

Согласно статистическим данным, относительно самостоятельными людьми могут стать около 10% больных, страдающих данным заболеванием. Все остальные пациенты нуждаются в периодической помощи близких родственников и опеке.

Признаки аутизма

Как и любое другое заболевание, аутизм имеет свою симптоматику. Среди основных признаков данной патологии выделяют:

  • трудности социальной адаптации;
  • коммуникативные проблемы;
  • склонность к ритуальности в поведении;
  • узкость интересов;
  • замкнутость.

Также аутистов отличают следующие характеристики:

  • плохая способность к концентрации;
  • светобоязнь;
  • реакция на громкий звук;
  • нарушение моторики;
  • трудности с восприятием информации и обучаемостью.

Аутисты с любой формой заболевания всю жизнь проводят в стороне от общества. Налаживание социальных контактов им дается с трудом, кроме того, при данном диагнозе больные не испытывают в этом необходимости.

В медицинской терминологии существует понятие"аутисты поневоле". К данной категории людей относятся больные, страдающие слабоумием или инвалиды с врожденными речевыми и слуховыми нарушениями. Будучи отвергнутыми обществом, они склонны уходить в себя, однако больные испытывают при этом дискомфорт.

Аутизм также относят к врожденной патологии. Для истинных больных общение с другими людьми не представляет интереса. Феномен данного заболевания объясняется склонностью аутистов к асоциальной жизни. В детском возрасте они довольно поздно начинают разговаривать. При этом причина кроется не в слабом умственном развитии или каких-либо физических отклонениях, а в отсутствии мотивации для общения. С течением времени большинство аутистов осваивают коммуникативные навыки, но пользуются ими неохотно и не относят их к предметам первой необходимости. Больные во взрослом возрасте не отличаются многословностью, а их речь лишена эмоциональной окраски.

У аутистов отмечается повышенная потребность в стабильности и постоянстве. Их действия имеют выраженное сходство с ритуальностью. Это проявляется в соблюдении определенного дневного распорядка, пристрастии к одним и тем же привычкам и систематизацией вещей и предметов личного обихода. В медицинской терминологии существует определение"диета для аутистов". На любое нарушение жизненного уклада больные реагируют агрессивно. На этой почве у них даже могут развиться панические состояния. Аутисты крайне негативно относятся к переменам. Именно этим можно объяснить ограниченность их интересов.

Склонность к повторению одних и тех же действий иногда приводит к идеализации результата, совершенство которого определяется уровнем умственных способностей больного. Большинство взрослых аутистов страдают отклонениями и имеют низкий уровень IQ. При таком раскладе они не станут виртуозами в шахматной игре. В лучшем случае их главным развлечением останется детский конструктор.

Согласно статистике, признаки аутизма проявляются с одинаковой периодичностью как у мужчин, так и у женщин.

Легкая форма аутизма предполагает возможность максимальной адаптации в обществе. Повзрослев, такие больные имеют все шансы устроиться на работу, где требуется повторение однотипных действий без необходимости повышения квалификации.

Формы

На данный момент выделяют несколько форм аутизма, каждая из которых характеризуется определенной симптоматикой:

  • синдром Каннера;
  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта;
  • атипичный аутизм комбинированной формы.

Синдром Каннера - самая сложная форма аутизма, при которой у больного присутствуют практически все признаки данного заболевания. У такого человека даже во взрослом возрасте ослаблены речевые навыки. Иногда они могут и вовсе отсутствовать, особенно в случае атрофии речевого аппарата. Аутисты, у которых диагностирован синдром Каннера, имеют самую низкую степень социальной адаптивности. Структура нервной системы у таких людей не развита, а уровень интеллекта расценивается как средняя или тяжелая степень умственной отсталости. Больные при данном диагнозе не приспособлены к самостоятельной жизни. В усложненных случаях может потребоваться госпитализация в специализированное медучреждение с последующей изоляцией больного.

Синдром Аспергера характеризуется более мягким протеканием. Несмотря на то что больные ощущают некоторые проблемы c социальной адаптивностью, при налаживании новых контактов и поддержании общения они свободно владеют речью. При этом у них достаточно развиты когнитивные способности. Внешние признаки заболевания достаточно хорошо выражены, среди них выделяют замкнутость характера и некоторую неуклюжесть. Несмотря на это люди с синдромом Аспергера могут быть вполне самостоятельными. Во взрослом возрасте они устраиваются на работу и даже участвуют в общественной жизни.

Синдром Ретта по сравнению с другими формами наиболее опасен и представляет собой наследственное заболевание хронического характера, которое имеет способность передаваться по женской линии. Первые признаки аутизма появляются в детском возрасте. Их можно заметить не раньше, чем ребенку исполнится год. Терапевтическое вмешательство способно лишь немного улучшить клиническую картину заболевания. Люди с данным недугом живут примерно до 25 – 30 лет. Более взрослых женщин, страдающих синдромом Ретта, можно встретить редко.

Если после проведения дифференциации форму аутизма определить не удалось, то речь идет об атипичном комбинированном недуге. Данное заболевание чаще всего протекает в облегченной форме.

Аутизм – это психическое заболевание, которое в некоторой мере объясняется генетическими отклонениями в развитии центральной нервной системы. Наиболее часто первые признаки болезни проявляются в младенчестве. Однако механизм может запуститься и в старшем возрасте.

Причины

Относительно этиологии заболевания не все специалисты придерживаются одинакового мнения. Считается, что единственная причина развития аутизма – это аномалия внутриутробного развития ЦНС.

Способствуют возникновению болезни следующие факторы:

  • резкая смена привычного образа жизни, например, переезд, увольнение с работы, развод, автомобильная катастрофа;
  • сильный стресс, перенесенный на фоне невозможности оправдать ожидания окружающих;
  • эмоциональная нестабильность;
  • долгий период проблем на работе или дома;
  • плохое обращение в детском либо подростковом возрасте со стороны родителей или сверстников.

В последнее время к причинам возникновения аутизма причисляют наследственность и вакцинацию. В любом случае, перечисленные факторы риска не зависят от человека, поэтому он не может повлиять на процесс развития аутизма.

Признаки

Признаки могут разительно отличаться у пациентов в зависимости от вида и степени заболевания. У 45% больных показатели IQ не выше 50, в то время как других считают «гениальными безумцами».

Выделяют типичные признаки аутизма у взрослых. В первую очередь это трудности в социализации, из-за чего аутисты не понимают намерений, слов и эмоций окружающих. Часто их пугает и настораживает мимика, жесты людей.

Некоторые не могут удерживать зрительный контакт, а другие пристально и навязчиво смотрят в глаза. Нередко человек с таким диагнозом не в состоянии проявлять сочувствие или дружескую, а тем более романтическую привязанность. Одни изолируются из-за непризнания их обществом через слабоумие или другие дефекты. Иные предпочитают одиночество по причине их собственного поведения.

Наблюдается зацикленность больного на одной теме или проблеме, при этом интерес к другим сферам отсутствует. Как правило, такая увлеченность помогает аутисту достичь высокого мастерства в выбранной им деятельности.

Отличительный признак аутизма у взрослых – строгая привязанность к собственному режиму. При несоблюдении или нарушении установленного графика больной может испытывать личную трагедию. В то же время он получает удовлетворение от повторяющихся однообразных движений в привычной для него среде.

Часто у таких больных нарушается природное восприятие, например, легкие объятия могут вызывать неприятные ощущения, а при усилении прикосновений больной успокаивается. Некоторые аутисты практически не испытывают боли. Зачастую они агрессивно реагируют на громкие звуки. Об их мыслях и чувствах практически невозможно догадаться.

Особенности проявления

Поведение аутистов отличается стереотипными действиями, такими как кивание головой или плечами, взмахи рук, судорожные движения, покачивание туловищем. Многие аутисты 20–25 лет не имеют элементарных навыков самообслуживания, из-за чего нуждаются в ежедневном уходе.

Психическое возбуждение, проявляющееся гиперреактивностью или манерностью, свидетельствует о развитии недуга. Больной часто бывает агрессивным, раздражительным, не может долго концентрировать внимание. Отмечается острая неадекватная реакция на прикосновения, например, дружеское приветствие за руку или похлопывание по плечу. Больной не может нормально общаться с другими, причем не только с незнакомыми, но даже с родственниками. Часто начинает их игнорировать, не открывая дверь, не отвечая на звонки или вопросы при личном присутствии, при этом не чувствует никакой вины за собой.

Расстройство эмоционального баланса приводит к шаблонному поведению, монотонности в выполнении действий. Аутист часто не понимает сути обращения к нему, становится безразличным к чувствам окружающих и всему происходящему. Движения и мимика неуверенные и ограниченные, присутствуют выраженные дефекты речи. Как правило, она лишена всякой интонации, монотонная. Часто пациент имеет специфические пищевые предпочтения. Может нарушаться режим сна и бодрствования.

Формы болезни

Аутизм представляет собой собирательное понятие нескольких серьезных психических расстройств, которые имеют отличительные признаки. Тяжелым типом являются заболевания аутического спектра, к ряду которых относятся синдромы Ретта, Каннера и Аспергера. Первая форма часто передается генетически по женской линии и имеет прогрессирующий характер, длится около 12 месяцев и лечится консервативно.

Синдром Каннера развивается у 2–3 человек из 10 тысяч. Зачастую болеют мужчины. Проявляется комплексом признаков аутического поведения. Для этой формы характерно поражение участков мозга с прогрессирующей умственной отсталостью. Болезнь Аспергера имеет схожую симптоматику, но отличается более умеренным характером.

В зависимости от стадии развития выделяют легкую и тяжелую формы заболевания. При легкой форме аутист может трудоустроиться и заниматься несложной однотипной работой.

Диагностика

При проявлении типичных признаков у взрослого человека нужно обратиться к психиатру, чтобы получить точный диагноз. Специалист собирает анамнез и, если не удается найти контакт с больным, опрашивает близких родственников, которые могут подробно описать клинику развития.

В ходе обследования необходимо провести дифференциальную диагностику с целью исключения подобных психологических заболеваний.

Для определения аутизма у взрослых применяются многочисленные тесты.

  • RAADS-R проводится также для выявления невроза, депрессии или шизофрении.
  • Aspie Quiz. Постановка диагноза осуществляется на основе пройденного тестирования из 150 вопросов.
  • Торонтская шкала алекситимии. Позволяет определить расстройства соматической и нервной системы под действием внешних раздражителей.
  • SPQ. Исследование помогает исключить шизотипическое расстройство личности.
  • EQ – проводится оценка коэффициента эмоциональности.
  • SQ – шкала устанавливает уровень эмпатии или склонность к систематизации.

Лечение

После постановки точного диагноза пациенту назначают комплекс терапевтических процедур. Цель – постепенная социальная адаптация, восстановление нормального качества жизни и предупреждение агрессии по отношению к другим.

Основу лечения аутизма составляет поведенческое вмешательство с применением специально разработанных психологических программ, тренингов и сеансов. Хотя эти методики наиболее эффективны для детей, старшие пациенты с их помощью также могут учиться элементарным навыкам коммуникабельности и самообслуживания.

При легкой форме заболевания зачастую не требуется прием лекарств, а терапевтический эффект достигается вследствие квалифицированной помощи психолога.

Консервативное лечение аутизма проводится антидепрессантами, стимуляторами и антипсихотическими препаратами, подавляющими агрессию и раздражительность. Прием лекарственных средств контролирует лечащий врач. Дозировка зависит от признаков, характера течения и стадии болезни. В 50% случаев при своевременно диагностированном аутизме после курса реабилитации пациент ведет социально активный образ жизни и может обходиться без круглосуточного наблюдения родственников или медперсонала.

Внимание!

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Записаться на прием к врачу

Ивану 20 лет. Он мало и неохотно разговаривает. Постоянно сидит дома, и у него нет друзей. Любимое увлечение Ивана – раскладывать кубики и другие мелкие предметы в только ему известном порядке. Этим занятием он может заниматься часами.

Иван не любит изменений в своей жизни – всегда ест из одной и той же тарелки, ходит гулять в одно и то же место, не любит гостей, не любит, когда папа или мама куда-то уходят – протестует и требует вернуться. Впадает в истерики, если дома переставляют мебель, покупают что-то новое.

Иван с детства страдает аутизмом. Что же означает этот термин?

Термин «аутизм» ввел в науку швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1910 году. В основе этого слова лежит греческое «αὐτός», что в переводе означает «сам». Этим понятием психиатр обозначил «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость».

Вкратце аутизм характеризуется недостатком взаимодействия с социумом, ограниченными интересами и стереотипными движениями.

От чего возникает аутизм?

Ученые еще не пришли к единому мнению на этот счет. Одни считают, что возникновение аутизма обусловлено генной мутацией, другие – сбоем в развитии эмбриона в период с 20 по 40 день беременности. Такой сбой, по мнению ученых, происходит из-за вредных привычек беременных женщин.

Как развивается аутизм?

Такое заболевание дает о себе знать в первые три года развития ребенка. Дети долго не разговаривают, не обращают внимания на окружающих, не смотрят в глаза. У них могут быть трудности с развитием моторных навыков – ковыляющая походка, манера держать руки необычным способом, может быть нарушена координация движений. Они не замечают эмоций окружающих, им трудно выражать свои эмоции.

Если вовремя заметить болезнь и начать лечение, во взрослом возрасте таким людям будет легче взаимодействовать с окружающим миром.

Исследованиям британских ученых показали, что аутизм в той или иной мере встречается у каждого сотого взрослого человека.

Классификация взрослого аутизма

В первую группу входят практические неизлечимые больные . Они не взаимодействуют с окружающим миром, живут в своем мире, доступ к которому закрыт для всех. Не умеют говорить. Уровень их интеллектуального развития – низкий. Они не умеют себя обслуживать, им постоянно требуется посторонняя помощь и внимание. Их никогда нельзя оставлять одних.

Ко второй группе относятся замкнутые больные . Они умеют разговаривать (но есть проблемы с речью) и могут общаться с окружающими на строго определенные темы. Содержание их разговора может казаться обычным людям абсурдным и нелогичным, «как будто из мира фантастики», и пр.

Такие люди могут часами сидеть за любимым делом, забывая о еде, сне и естественных надобностях. Они не любят новшеств, активно, иногда агрессивно, протестуют против любых изменений (например, родители меняют обои). Их движения монотонны и однообразны.

В третью группу попадают больные, обладающие определенными навыками и способностями . Они не принимают взгляды общества. Могут контактировать с окружающим, но ни на кого не обращают внимания.

К четвертой группе относятся люди, которых трудно выделить из обычной массы . Они умны, но несамостоятельны, не могут принимать решения, пасуют перед проблемами, чрезмерно обидчивы. Послушны, следуют правилам. Выделить таких аутистов среди обычных людей может только психиатр.

К пятой группе относятся люди, чей интеллект имеет уровень выше среднего и высокий . Ученые считают, что аутизм с высоким интеллектом ведет к гениальности. Среди них много талантливых людей. Такие аутисты отлично себя реализуют в математике, физике, программировании, писательской деятельности.

Кто из знаменитостей страдал аутизмом?

Аутизм и знаменитости

Считается, что многие ученые в той или иной мере страдали аутизмом. Например, Альберт Эйнштейн был одиноким ребенком, долго не разговаривал, устраивал истерики на любые изменения, до семи лет бездумно повторял произнесенные другими предложения (кстати, эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи – один из симптомов аутизма).

Исаак Ньютон настолько был поглощен любимым занятием, что забывал о еде и сне. Был практически равнодушен к своим немногочисленным друзьям, а иногда и даже нетерпим к ним. Он так любил свою науку, что если никто из студентов не приходил к нему на занятия, читал лекции перед пустой аудиторией.

Другие характеристики аутистов

Аутизм у взрослых: жизненные трудности

  • Им трудно усвоить несловесные навыки социального взаимодействия. Например, жесты и мимику обычные дети могут понимать и повторять уже в младшем возрасте, тогда как аутисты не могут усвоить невербалику. Они не смотрят человеку в глаза или смотрят на человека как на неодушевленный предмет. Им трудно разделить с собеседником радость, горе и другие чувства, из-за чего они кажутся сторонним людям холодными и бесчувственными.
  • Они отличаются ограниченными наборами интересов.
  • Настойчиво следуют конкретным, непрактичным ритуалам (например, при поездке в машине обязательно просят проезжать через один и тот же фонтан, даже если он не по пути).
  • Аутисты отличаются стереотипностью движений (вертят пальцем, ладонью, хлопают ладонью о стол, совершают бесцельные странные движения телом).
  • У них наблюдается задержка познавательного развития, могут отсутствовать навыки самообслуживания.

Жизненные трудности больных аутизмом

Для аутистов со средним интеллектом и интеллектом выше среднего характерны такие качества как эгоцентризм (центрированность на себе) с небольшим или полным нежеланием общаться со сверстниками. Таким образом, они могут легко выпасть из коллектива, стать изгоями. Могут выбрать себе для общения одного-двух человек, о которых они высокого мнения

Из-за недоразвитых речевых навыков, неумения воспринимать конфликты и по достоинству отвечать на плохое обращение больные аутизмом часто становятся жертвами задир и обидчиков - как в подростковом, так и во взрослом возрасте.

Аутисты отличаются социальной наивностью, правдивостью, испытывают чувство неловкости при замечаниях. Поэтому такими людьми многие нагло «пользуются» себе во благо.

Поскольку страдающим болезнью Блэйлера трудно учить социальные нормы, они могут ненароком оскорбить другого, чем еще больше отталкивают от себя членов коллектива.

Больные не распознают «язык жестов», не умеют читать «между строк», поэтому плохо понимают окружающих или понимают буквально, например, услышав фразу «Звони в любое время», могут позвонить в 3 часа ночи. По этой же причине не понимают или трудно понимают юмор.

Аутисты не чувствуют телесных границ, могут нависать над собеседником, вызывая у того раздражение.

В своих увлечениях больные аутизмом могут быть очень талантливыми и обладать ценными знаниями. Из-за неумения общаться, правильно подать себя, из-за неумения преподнести ценную информацию оказываются непризнанными, «зарывая свой талант в землю».

Многие аутисты с хорошим интеллектом стремятся завести романтические отношения, но натыкаются на недостаток социальных знаний. Они могут видеть, что все вокруг говорят о любви, но не понимают, что сами должны ощутить, как выглядит это чувство? Им не с чем его сравнить, так как у большинства отсутствует привязанность к другим людям.

Не понимают жестов, которые сопутствуют романтике. Поцелуи их не интересуют, так как они как не видят в этом пользы. Объятия они воспринимают как непонятную попытку ограничить движение. Они могут испытывать сексуальные чувства, но поскольку у аутистов мало друзей, им не с кем обсудить свои желания, неоткуда получить информацию.

Поэтому часто в ситуации ухаживания они берут свои знания из кинофильмов. Мужчины-аутисты любят действовать как напыщенные мачо или театральные сердцееды, а насмотревшись порнофильмов, могут действовать как насильники. Девушки-аутистки берут свои знания из мыльных опер, не представляя, что такое поведение не соответствует современной жизни. В связи с чем они становятся жертвами насилия.

Как помочь взрослым аутистам?

Если у аутиста тяжелая форма заболевания , близким людям следует обеспечить попечение и врачебный уход за больным в течение всей жизни. Также нужно выбрать программу, по которой будет заниматься больной.

Аутисты с более легкой степенью заболевания нуждаются в коррекционных занятиях, на которых с помощью интеллекта они могут обучиться социальным нормам – например, здороваться при встрече, кивать головой при согласии, научиться выражать свои чувства, спрашивать собеседника о его чувствах, не пугаться посторонних людей. А поскольку многие аутисты могут работать, их обучают навыкам общения в рабочем коллективе.

При лечении используют поведенческую психотерапию, гомеопатию и диеты.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог



Загрузка...