caspian72.ru

Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека. Как проявляются свобода и необходимость в человеческой деятельности? Связь с прогрессом

Цель: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия “свобода”; анализ некоторых философских, социально-политических, морально-этических проблем имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.

Оборудование: § 20 (Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Обществознание. ч.1); фрагменты из работ философов (дидактические материалы).

План урока:

1. Понятие “свобода”.

2. Почему не может быть абсолютной свободы?

3. Границы свободы: а) “внешняя” необходимость и её различные проявления;

б) “внутренние” регуляторы свободы.

На доске: Свободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина (Ф.М.Достоевский). Свобода есть право делать все, что дозволено законом (Ш.Монтескье). Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой (Ф.М.Достоевский).

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения. Но не всегда свобода признавалась естественным правом каждого человека. Аристотель, который не мог представить себе общество без рабства, утверждал, что свобода лежит только в природе благородных людей, а раб обладает рабской природой. Правда, добавлял он, иногда и благородные люди попадают в рабство из-за денежных долгов, но это несправедливо. Аристотель не смог признать, что рабство противоречит идее естественных прав, так как по ней все люди считаются свободно рожденными.

Идея естественных прав сыграла большую роль в борьбе против самых различных форм личной зависимости одних людей от других: рабства, крепостничества, вассалитета. По мере прогресса человечества представление о свободе постоянно расширялось: росло число свободных людей, сфера их свободы, свободного выбора, самоопределения.

В истории философской мысли свобода трактуется по-разному. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм понимает свободу как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Некоторые современные философы считают, что человек “обречен” на свободу, т.к. преобразование мира является способом человеческого существования и этим создает объективное условие для свободы. Объективное, т.е. независимое от воли и сознания человека. Возникновение же идеи свободы и общественной мысли происходит только тогда, когда наступает сознание. Прежде всего, это осознание того глубокого по смыслу факта, что пути человека и пути природы различны. Затем – осознание того, что вообще существует многообразие целей и способов их достижения. Поэтому человек, который живет и не знает, что можно жить по-другому, существует как бы вне проблемы свободы и необходимости. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать. Философы выделяют этапы развития идеи свободы. Первый этап осознания свободы проявляется в её определении как осознанной необходимости. Когда человек начинает размышлять над своей жизнью или жизнью окружающих и понимает, что из-за ограниченности материальных или духовных возможностей её изменить нельзя. Тогда он добровольно подчиняется необходимости жить так, как жил до этого. Второй этап развития идеи свободы – это возможность и способность выбирать. Чем больше материальных или духовных средств человек имеет в своем распоряжении, тем больше у него возможность выбирать. Но это тоже только этап в развитии идеи свободы. Высший этап развития идеи свободы, по мнению современных философов, заключается в следующем: когда все существующие варианты выбора человека не устраивают, и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.

Т.о. свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

По мнению Ш.Монтескье: “Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово “свобода”. Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они считают тиранической властью; другие – право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи – право носить оружие и совершать насилие; четвертые видят её в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время проклинал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления... Наконец, каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его обычаям или склонностям”.

Здесь Монтескье говорит о многообразных толкованиях именно политической свободы. При этом за каждым из приведенных им мнений стоят конкретные факты, определенные государства, народы, политические деятели. Сам же философ считает, что политическая свобода состоит в том, чтобы иметь возможность “делать то, что должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть”. Таким образом, Монтескье связывает политическую свободу с моральными требованиями.

Но, помимо политики, свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества – экономическая свобода, религиозная, интеллектуальная и т.д. и на всех его уровнях – свобода личности, наций, государств, обществ.

Что значит быть свободным?

Существует ли абсолютная свобода?

Каковы же границы свободы, чем они определяются?

Откуда же идут принуждение или необходимость?

При всех спорах вокруг смыслов и сути понятия “свобода” очевидно, что “чистой” (абсолютной) свободы не существует. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Споры и разногласия вызывает вопрос об источнике этой упорядоченности, а, следовательно, и стратегии поведения личности.

Сторонники первой исходят из акта божественного творения всего сущего. Остается ли, при таком понимании необходимости, место для свободной воли человека? (Стр. 218. Буриданов осел.)

Другая позиция базируется на трактовке необходимости как объективной закономерности развития природы и общества. В рамках этого подхода быть свободным – значит познать объективные законы и принимать решения на основе и с учетом этого знания (стр. 219).

При всем различии приведенных точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, “себе дороже”. Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. “Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы)), – писал Н.А.Бердяев. В унисон приведенному высказыванию звучат слова современного немецкого философа Г.Раушнинга, о том что наступил век “опасной свободы, другой свободы, чем политическая и социальная свобода последнего прошлого: внутренней свободы, которая всегда испытание, никогда не привилегия”.

Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий, (противоположную позицию зачитать по учебнику стр. 221, ответить на вопросы в конце пункта).

Цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода человека во всех её проявлениях – основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод граждан в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека. В заключение выполним задания.

1) В каком смысле употребляется понятие “свобода” в следующих стихотворных фрагментах?

1. Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут. А.С.Пушкин

2. Протек для русского народа
Тьмы и тиранства долгий век.
Я жить хочу, хочу свободы!
Я равен вам, я – человек. А.Добролюбов

2) Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: “Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклоняться”! Означает ли это, что человеку легче следовать чьей-то воле, чем делать свободный выбор и отвечать за свои действия? Чем тогда объяснить неистребимое стремление человека к свободе, многовековую борьбу с угнетением и произволом?

Задания №3,4, 6,7,9, стр. 224 учебника.

Домашнее задание § 20, письменно ответить на вопрос № 5 или № 8.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Отрасли права

Вопрос B2

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) стагнация; 2) экономический цикл; 3) экономический кризис; 4) оживление экономики; 5) рецессия.

Вопрос B3

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам традиционного общества.

1) натуральное хозяйство; 2) технологичность; 3) специализация производства; 4) консерватизм; 5) простое воспроизводство; 6) опора на обычаи

Вопрос B4

Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2. Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3. Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4. Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5. Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

Вопрос B5

Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют

Вопрос B6

За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. развивают традиции народного вокального творчества

2. исполняют композиции собственного сочинения

3. деятельность имеет коммерческую направленность

4. репертуар составляет несложная танцевальная музыка

5. выполняют функцию накопления культурного опыта

6. произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики

Вопрос B7

Выберите верные суждения о факторах, содействующих эффективности производства в условиях рынка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На эффективность производства в условиях рынка влияет использование выгод международного разделения труда.

2. К факторам, содействующим эффективности производства в условиях рынка, относится введение новых налогов.

3. Повышение эффективности производства в рыночной экономике определяется государственным регулированием затрат производства.

4. Инвестиционная политика - один из факторов, содействующих эффективности производства в условиях рынка.

5. Эффективность производства в условиях рынка определяется общими тенденциями развития экономики.

Вопрос B8

Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами

Вопрос B9

В Канаде и Австралии много земли, а население рассредоточено на больших пространствах. В связи с этими условиями здесь возникли фирмы, которые выращивают и поставляют на мировой рынок пшеницу, кормовые культуры и крупный рогатый скот. Они заботятся о заключении наиболее выгодных сделок. О каких процессах, происходящих в названных странах, свидетельствует приведенный пример? Запишите цифры, под которыми указаны эти процессы.

1. инфляция

2. специализация

3. монополизации

4. конкуренция

5. информатизации

6. конкуренции

Вопрос B10

На графике отражена ситуация на рынке сельскохозяйственной техники: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 (Р - цена товара, Q - объем спроса товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. расширение посевных площадей

2. развитие потребительской кооперации

3. концентрация производства на крупных предприятиях

4. вступление экономики в фазу подъема

5. изменение ставки налога на прибыль

Вопрос B11

Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.

2. Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.

3. Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка.

4. Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу

5. Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.

Вопрос B12

Один из вопросов анкеты социологов звучал так: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?» Распределение ответов представлено в графической форме.

1. Большинство опрошенных не склонно безоговорочно принимать в конфликте требования другой стороны.

2. Почти четверть опрошенных считает правильным сохранять конфликтное противостояние в любой форме.

3. Взаимное снятие претензий сторон друг к другу поддерживает меньше опрошенных по сравнению с теми, кто готов к длительному противостоянию.

4. Привлечение третьей стороны в споре считается более предпочтительным, чем продолжение противостояния.

5. Около половины опрошенных считают, что для разрешения конфликта сторонам нужно снять взаимные претензии.

Вопрос B13

Выберите верные суждения о демократическом политическом режиме и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Демократический политический режим отличают неограниченные законом полномочия власти.

2. При демократическом режиме обязательно устанавливается республиканская форма правления.

3. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека.

4. При демократическом режиме обеспечивается защита прав отдельных личностей и меньшинств.

5. В отличие от политических режимов других типов, демократический режим обеспечивает право власти на управление людьми, находящимися на определенной территории.

Вопрос B14

Установите соответствие между предметами ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации и их конкретными проявлениями

Вопрос B15

В Основном Законе Федеративной Республики Германии говорится, что Федеративная Республика Германия является демократическим государством. Какая дополнительная информация о государстве ФРГ подтверждает эту характеристику? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. высокий уровень экономического развития

2. государственный суверенитет

3. политический плюрализм

4. активная роль в Европейском Союзе

5. право граждан критиковать власть

6. выборные государственные должности

Вопрос B16

Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право на охрану здоровья

2. право избирать и быть избранным

3. право на социальное обеспечение по возрасту

4. гарантии судебной защиты

5. право выбирать язык общения

Вопрос B17

Установите соответствие между функциями судопроизводства и видами, для которых они характерны.

Вопрос B18

Кого закон относит к субъектам гражданских прав? Найдите в приведенном списке субъектов гражданских прав и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. все трудоспособное население

2. только налогоплательщики

3. юридические лица

4. трудовые коллективы

5. физические лица

6. публично-правовые образования

Вопрос B19

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В Сколковском институте науки и технологий разработан миниатюрный беспилотный конвертоплан. (Б) Небольшое устройство на электроаккумуляторах может поднимать в воздух три килограмма груза, развивать скорость до 120 км в час, преодолевать расстояние около ста километров и садиться практически на любую поверхность. (В) Этот беспилотник будет весьма полезным там, где надо доставлять небольшие грузы в труднодоступные места с плохими дорогами, а также в зонах стихийных бедствий. (Г) В США, например, с помощью подобных беспилотных устройств доставляют заказы покупателям одного из интернет-магазинов. (Д) Внедрение результатов научных разработок - один из этапов развития науки и проявление ее социальной функции.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

А Б В Г Д

Запишите цифры под соответствующими буквами.

Вопрос B20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная ____ (А), объединенная общим _____ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _____ (В). Социологи называют общество динамической _____ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе ____ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо сторону жизни при сохранении основ существующего _____ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. система

2. структура

4. революция

5. интерес

6. прогресс

7. социальный статус

Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью.

Свобода и необходимость. Понятия и категории

Многие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости.

Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых.

Существует ли абсолютная свобода

Полная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его.

Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими.

Связь свободы и необходимости

В философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков.

Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены.

Научный подход

С позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать.

в повседневной жизни

Каждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями.

Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности.

Связь с прогрессом

В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ЧЕЛОВЕК"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура деятельности

Ответ:__________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности.

3. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключением двух, являются социальными потребностями.

1) в трудовой деятельности; 2) в созидании; 3) в творчестве; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе;6) в пище.

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

Ответ:__________.

5. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3. Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

5. Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

Ответ:__________.

6. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2. Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3. В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4. Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5. Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Ответ:__________.

7. Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Ответ:__________.

8. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта - одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности

1. духовно-практической

2. социально-преобразовательной

3. творческой

4. познавательной

5. прогностической

6. индивидуальной

Ответ:__________.

9. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2. Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3. Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4. Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5. Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

Ответ:__________.

10. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека

ПРИМЕРЫ

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1) духовные (идеальные)

Б) в общении

В) в приобретении новых знаний

2) социальные

Г) в общественном признании

3) биологические (естественные)

Д) в воздухе для дыхания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.

Ответ:__________.

12. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

2. К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3. Деятельность - это специфический способ существования человека.

4. Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

5. Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

Ответ:__________.

13. Кириллу 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2. Рост Кирилла - 180 см.

3. Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4. Кирилл занимается лёгкой атлетикой.

5. Кирилл - добрый и отзывчивый человек.

6. Кирилл хорошо учится в школе.

Ответ:__________.

14. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. У Галины светлые волосы и карие глаза.

2. Галина добрая и отзывчивая.

3. Галина - внешне привлекательная девушка.

4. Рост Галины ниже среднего.

5. Галина - честный человек.

6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.

Ответ:__________.

15. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. изучение испанского языка

2. покупка туристической путёвки

3. общение в Интернете

4. чтение книг об Испании

5. знатоки испанского искусства

6. путешествие по Испании

Ответ:__________.

16. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2. Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3. Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4. Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5. Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

Ответ:__________.

17. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. способности

5. результаты

Ответ:__________.

18. Найдите свойства человека, имеющие социальную природу:

    способность к совместной преобразовательной деятельности;

    стремление к самореализации;

    умение приспосабливаться к природным условиям;

    устойчивые взгляды на мир и своё место в нём;

    потребность в воде, пище, отдыхе;

    способность к самосохранению

Ответ:__________.

19. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социальной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    использование предметов, данных природой

    способность к целеполаганию

    забота о потомстве

    приспособление к условиям окружающей среды

    стремление понять окружающий мир

    общение с помощью членораздельной речи

Ответ:__________.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Особенности характера, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности _____ (А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы _____ (Б) (игровой, спортивной, учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессов, главнейшими из которых являются _____ (В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ______ (Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним _____ (Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ______ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. общество

2. человек

3. конфликтные ситуации

4. межличностные отношения

5. деятельность

6. личность

7. регулятор

9. санкции

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социализация - достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным - социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.

Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.

Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития

человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.

Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий.

Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.

Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.

(А.Г. Эфендиев)

21. Раскройте два аспекта связи биологического и социального в процессе социализации личности.

22. Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.

23. Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

26. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трёх примеров влияния социального окружения на человека. В каждом из трёх случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось.

27. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. цель

13. 3456

10. 32123

11. 1345

15. 1234

20. 253678

21. 1) биологические предпосылки для становления социальных качеств личности реализуются лишь во взаимодействии с социальной средой;

2) оптимальные сроки усвоения социальных ценностей соотносятся с определенными биологическими этапами развития личности.

22. 1) социализация в этот период жизни протекает более драматически;

2) в зрелом возрасте повышается роль самостоятельного анализа событий.

23. 1) назван упомянутый в тексте институт социализации: средства массовой информации;

2) приведен еще один институт, например, семья;

3) указана еще одна функция, допустим хозяйственно-бытовая.

24. 1) без усвоения общественных норм, ценностей, накопленного человечеством опыта индивид не может стать личностью;

2) социальный опыт не просто воспринимается человеком, но «переплавляется» в соответствии с индивидуальными особенностями личности в собственные убеждения, ориентации;

3) принятие социальных ценностей сочетается в личности с нацеленностью на преобразование общества, творческий потенциал личности неразрывно связан с ее индивидуальными особенностями.

25. 1) смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»;

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человеческой деятельности, в том числе выделение трех ее ведущих видов: труд, учение, игра»;

3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков».

26. 1. аккуратность - учитель начальных классов учит ребенка аккуратно и красиво писать;

2. ответственность - родители, оставляя старшего брата приглядывать за младшим, формируют у него ответственность за принятые решения и совершенные поступки;

3. целеустремленность - пример бизнесмена, добившегося успеха за счет своих личных качеств и полученного образования, вдохновил старшеклассника успешно сдать выпускные экзамены и поступить в престижный университет.

27. 1. Уже из определения понятия "способностей" видно, что они не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности, т.к. способности - это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

2. Нет, не отрицает.

3. Для развития способностей человека одинаково важны и природные и социальные факторы, т.к. имея с рождения какие-либо способности, человек может развить их только при определенных социальных условиях.

28. 1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) игра, общение, учение, труд;

б) материальная (материально-производственная, социально-преобразовательная);

в) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление - основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Избирательные системы

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) таможенные пошлины; 2) налоговая система; 3) акцизы; 4) прогрессивная шкала; 5) декларация.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».

1) правонарушение, 2) отклонение, 3) социальный статус, 4) проступок, 5) мобильность, 6) преступление.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2. Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3. Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4. Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5. Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

5

Установите соответствие между типами обществ и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Какие рычаги финансово-экономического регулирования рынка может использовать государство?

1. борьба с инфляцией

2. иностранные кредиты

3. развитие системы экономического образования в средней школе

4. вручение государственных наград за производственные успехи

5. поддержание эффективного размера занятости

6. ограничение влияния процессов глобализации

7

Выберите верные суждения о факторах, содействующих эффективности производства в условиях рынка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На эффективность производства в условиях рынка влияет использование выгод международного разделения труда.

2. К факторам, содействующим эффективности производства в условиях рынка, относится введение новых налогов.

3. Повышение эффективности производства в рыночной экономике определяется государственным регулированием затрат производства.

4. Инвестиционная политика - один из факторов, содействующих эффективности производства в условиях рынка.

5. Эффективность производства в условиях рынка определяется общими тенденциями развития экономики.

8

Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем

9

В государстве Z большинство предприятий находятся в частной собственности, но существуют государственные и муниципальные предприятия. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что экономика страны Z относится к рыночному типу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В расчётах между предприятиями активно применяется безналичная форма.

2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.

3. Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

6. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

10

На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение - S 1 (Р - цена товара, Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. расширение сети парикмахерских

2. новые модные веяния в стилях причесок

3. снижение налогов с предприятий малого бизнеса

4. использование новых средств по уходу за волосами

5. изменение ставки подоходного налога

11

Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.

2. Организованной мобильностью называют перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, которые управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.

3. К горизонтальному виду мобильности относится получение внеочередного воинского звания.

4. К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.

5. Социальная мобильность - это разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе.

12

Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.

2. Доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей.

3. Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

4. Три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

5. Доля тех, кто отмечает генетическую предрасположенность отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей.

13

Выберите верные суждения о формах государственного правления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Характер распределения полномочий между центром и регионами определяет форму государственного правления.

2. Все современные демократические государства имеют республиканскую форму правления.

3. Монархическое правление предполагает передачу власти по наследству.

4. При республиканской форме правления в отличие от монархической правительство избирается населением.

5. В условиях республики пребывание на высших выборных постах ограничено определенным сроком.

14

Установите соответствие между признаком проявления (обозначено буквами) и видом экономической деятельности (обозначено цифрами).

15

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации - парламента Российской Федерации. Выберите ответы, обозначающие полномочия этого органа согласно статье 102 Конституции Российской Федерации.

1. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

2. назначение выборов Президента Российской Федерации

3. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

4. назначение выборов Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом

5. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации

16

Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право на охрану здоровья

2. право избирать и быть избранным

3. право на социальное обеспечение по возрасту

4. гарантии судебной защиты

5. право выбирать язык общения

17

Вам предложено подготовить презентацию о системе российского права. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Уголовное право». Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1. Реализация охранительной функции этой отрасли права обеспечивает нормальное течение социально-полезных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права.

2. К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят штраф, пожизненное лишение свободы.

3. Отрасль права, объединяющая правовые нормы, в которых определяется, какие деяния являются преступлениями, и предусматривается наказание за их совершение.

4. Взаимоотношения сторон выстраиваются на основе следующих принципов: равенство сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли.

5. К числу источников относят обычаи делового оборота.

6. В источнике права обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных поступков людей.

18

Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм.

19

Выберите верные суждения о правовой культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Правовая культура - совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реа​лизуемых в процессе труда, общения, поведения.

2. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с политическими институтами и практикой их функционирования.

3. Правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувствен​ного восприятия правовой действительности.

4. В правовую культуру не входят результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми.

5. Для оценки правовой культуры важнейшее значение приобретают соблюдение законности, устранение злоупотреблений властью.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является ______ (А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными _____ (Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что _____ (В) в совместной деятельности с другими людьми познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _____ (Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _____ (Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ____ (Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт ответственность за свой выбор».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. индивид

2. качество

3. потребность

4. воспитание

5. позиция

6. социализация

7. личность

8. активность

9. индивидуальность

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Специальное и профессиональное образование... это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование...

Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением... Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений - это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена...

Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).

(М. Фридмен)

Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование? Какие специфические расходы на приобретение образования необходимо учитывать при определении эффективности инвестиций?

Показать ответ

1) ответ на первый вопрос : повышение экономической продуктивности человека;

2) ответ на второй вопрос : более высокая оплата трудовых услуг;

3) ответ на третий вопрос : плата за обучение, учебники и оборудование. Ответы на вопросы могут быть

даны в иных, близких по смыслу формулировках

Какие факторы, порождающие риски инвестиций в человеческий капитал, рассмотрел автор? Используя текст, укажите три фактора риска.

Показать ответ

Могут быть указаны следующие Факторы риска:

1) невозможно заручиться обеспечением в виде материальных активов;

2) смерть человека или утрата им трудоспособности;

3) различия в способностях, трудолюбии, удачливости.

Факторы риска могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос : в процессе социализации у индивида формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения его социальных ролей;

2) социальные роли и соответствующие примеры, допустим:

Ученик (например, первоклассник учится читать и писать, усваивает школьные требования дисциплины; всё это в дальнейшем поможет ему в i обучении на разных уровнях общего и профессионального образования);

Член семьи (например, родители учат ребёнка элементарным приёмам самообслуживания в быту; на этой основе в будущем увеличится участие ребёнка в выполнении работ по дому и ведении домашнего хозяйства). Могут быть названы другие социальные роли подростка, приведены иные примеры

Примеры исполнения социальных ролей, в которых не показана связь с социализацией, не засчитываются при оценивании.

Указание социальных ролей, не характерных для подростка, не засчитывается при оценивании даже при наличии корректны

Государство контролирует некоторые аспекты социализации индивидов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения этого факта.

Показать ответ

Могут быть приведены такие объяснения:

1) государство заинтересовано в формировании гражданских ценностей, определённой политической культуры граждан;

2) государство заинтересовано в поддержании правопорядка и развитии правосознания граждан;

3) государство осуществляет определенные расходы на образование и культуру и заинтересовано в эффективном расходовании вложенных средств;

4) государство заинтересовано в нормальном функционировании рынка труда, потому что оно расставляет определенные приоритеты в развитии профессионального образования.

Могут быть приведены другие объяснения.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «трудовой договор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о возрасте, с которого в РФ допускается заключения трудового договора по общему правилу, и одно предложение, раскрывающее любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия , например: трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, устанавливающее их взаимные права и обязанности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о возрасте, с которого в РФ допускает- ся заключения трудового договора по общему правилу: Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о возрасте заключения трудового договора по общему правилу.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора. Например: одной из установленных российским законодательством гарантий при заключении трудового договора является запрещение необоснованного отказа в заключении трудового договора.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.)

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работника, закреплённые Трудовым кодексом РФ.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами обязанности работника , допустим:

1) добросовестно исполнять свои трудовые обязанности (например, Ольга работает учителем; она готовится к урокам, проверяет тетради своих учеников и т.п.);

2) соблюдать трудовую дисциплину (например, Леонид никогда не опаздывает на работу);

3) выполнять установленные нормы труда (например, врач поликлиники ведёт приём пациентов в определённое расписанием время);

4) соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (например, Матвей - электрик, он никогда не работает без соответствующей защиты);

5) бережно относиться к имуществу работодателя (например, Фёдор работает водителем автобуса; он поддерживает порядок и чистоту в кабине и салоне, напоминает пассажирам, что не следует портить сиденья, разрисовывать стены и мусорить в автобусе);

6) незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (например, Ирина, находясь на рабочем месте, почувствовала запах дыма, вызвала пожарных и оповестила руководство фирмы).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие обязанности, приведены иные примеры

В стране Z проводится реформа образования. Учащимся была предоставлена возможность выбора спецкурсов и профилей с учётом их интересов и способностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию.Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1) Понятие социализации индивида.

2) Основные этапы социализации:

а) первичная (от младенчества до молодости);

б) вторичная (освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте).

3) Функции социализации:

а) освоение системы знаний о мире, человеке и об обществе;

б) усвоение моральных ценностей и идеалов;

в) освоение практических умений, навыков и др.

4) Институты (агенты) социализации:

а) значение семьи в первичной социализации;

б) роль образования в социализации индивида;

в) влияние сверстников на социализацию;

г) СМИ как агенты социализации и др.

5) Значение социализации для становления личности.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». (Р. Милликен)

29.2. Экономика «Инфляция - одна из форм налогообложения, не нуждающаяся в законодательном одобрении». (М. Фридмен)

29.3. Социология, социальная психология «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

29.4. Политология «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живёт, вступают в действие принятые законы». (К. Ясперс)

29.5. Правоведение «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». (Т. Карлейль)



Загрузка...