caspian72.ru

Преподобный марк гробокопатель. Исцеляющая шапочка Марка Гробокопателя

Марк Печерский (XI - XII вв.), гробокопатель, преподобный. Память 29 декабря , в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Монах Печерского монастыря, Преподобный Марк, копал для умершей братии могилы в пещерах, почему и имеет прозвище Гробокопатель. Он был участником перенесения мощей преподобного Феодосия в Успенский cобор. Марк никогда не брал денег за свою работу, а если и получал какую малость - раздавал бедным. Плоть удручал ношением тяжелых вериг, а его медный крест, внутри полый (235 на 165 мм), служил преподобному мерой для утоления жажды: он пил воды не более, чем вмещалось в этом кресте. Прославился чудотворениями, его повелений слушались даже мертвые (например, история с Иоанном и Феофилом). Похоронен в выкопанной им самим пещерной могиле. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет. Мощи преподобного Марка покоятся в Ближних пещерах. Преподобные Марк, Иоанн и Феофил подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.

Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы - места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь, трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою.

Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.

Однажды Марк, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможения и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что в этот же день умер один болевший инок, и для него не нашлось другой могилы, кроме этой узкой и неудобной. Тогда же было в обычае хоронить тело умершего в день его смерти. Поэтому скоро принесли мертвого в пещеру, к недоконченной каморе и вследствие тесноты с трудом уложили его. Ни убрать мертвого, ни поправить на нем одежд, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможным, настолько узким и неудобным было место. Тогда братия возроптали на Марка. Печерник же со смирением низко кланялся всем и говорил: «Простите меня, отцы святые, за немощью не докончил я». Но братия еще больше бранили и укоряли его. Тогда Марк, обратившись к мертвому, сказал ему: «Брат, место тесно; так потрудись ты сам, возьми масло и возлей на себя». И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосуд, сам перед всеми прибрал себя, лег и уснул. Страх и трепет объяли всех, видевших такое чудо.

Другой брат после долгой болезни помер. Один из друзей его отер губкой тело покойного и пошел в пещеру посмотреть место, где будет лежать тело усопшего. Он спросил об этом Марка Печерника, но блаженный отвечал ему: «Пойди и скажи брату: подожди до завтра, пока ископают тебе место, тогда и отойдешь от жизни на покой». «Отче, - возразил Марку пришедший инок, - кому говорить ты велишь? Я уже губою отер его мертвое тело». Но преподобный снова повторил ему: «Ты видишь: место еще не готово. Я велю тебе - иди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: проживи еще этот день, а завтра отойдешь к желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобою».

Повинуясь прп. Марку, инок возвратился в монастырь. Здесь все братия совершали погребальное пение над усопшим. Тогда инок встал перед ними и обратился к покойному с такими словами: «Марк говорит тебе, что место тебе еще не приготовлено, подожди до утра». Все удивлялись этим словам.

Но еще более изумительно было то, что по этому слову душа усопшего возвратилась в тело его; он открыл глаза и всю ночь оставался живым, с открытыми глазами, только не говорил ничего. На другой день друг его опять пошел в пещеру узнать, готово ли место. Блаженный Марк встретил его и сказал: «Пойди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; готово место для тела твоего. Дух свой предай Богу, а тело твое будет положено здесь, в пещере со святыми отцами».

Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду.

В Печерском монастыре жили два духовных брата - Иоанн и Феофил. От юности они были соединены узами духовной любви: имели одну волю, одни мысли и желания, одинаковую ревность по Боге. Они упросили прп. Марка приготовить им общее место для погребения, где бы они могли лечь вместе, когда Господь им повелит. Много времени спустя старший из них, Феофил, отлучился из обители по какой-то нужде. В это время младший брат, Иоанн, угодив Господу, разболелся и скончался. Его похоронили на приготовленном месте. Через несколько дней по смерти Иоанна возвратился Феофил и, узнав о кончине любимого брата, сильно скорбел. Потом, взявши с собою несколько иноков, он пошел в пещеру посмотреть, где и на каком месте положен умерший. Увидев, что тот положен на первом месте в их общей каморе, сильно разгневался на Марка, много роптал на него и с негодованием говорил: «Зачем ты положил его здесь? Я старше, а ты положил его на моем месте». Печерник, смиренно кланяясь ему, отвечал: «Прости меня, брат, согрешил я пред тобою». Затем, обратясь к умершему, сказал ему: «Брат, встань и уступи место не умершему, а сам ляг на другом, низшем месте». И вдруг, по слову блаженного, умерший встал и лег на другом месте. Сильный ужас объял всех присутствующих. Тогда роптавший на преподобного Феофил с трепетом припал к ногам его и просил: «Отче, согрешил я, потревожил с места брата моего. Молю тебя, прикажи ему опять лечь на старом месте». Но блаженный смиренно отвечал ему: «Господь Сам прекратил вражду между нами. Ради твоего ропота, чтобы ты, вечно враждуя, не держал злобы на меня, Он сотворил такое чудное дело, что даже бездушное тело показало истинную любовь к тебе, уступая тебе старейшинство и по смерти. И я хотел было, чтобы, не выходя отсюда, ты воспользовался своим старшинством и тотчас был бы положен здесь. Но так как ты еще не готов к смерти, то пойди и позаботься о своей душе: через несколько дней тебя принесут сюда. Воскрешать умерших - дело Божие, а я человек грешный. Вот мертвый, не стерпев твоего гнева, оскорблений и укоров мне, уступил тебе половину места, приготовленного для вас обоих. И так как только Всемогущий Бог может поднять его, то я сам собою не могу сказать умершему: встань и опять ляг на высшем месте. Прикажи ему теперь ты, не послушает ли он тебя, как теперь?» Услышав это, Феофил пришел в ужас и думал, что тут же падет мертвым и не дойдет до монастыря. Добравшись до своей келлии, он предался подвигу непрестанного плача. Раздав все до последней сорочки и оставив у себя только свиту и мантию, Феофил каждый день ожидал смертного часа. И никто не мог удержать его от слез; никто не мог принудить его вкусить сладкой пищи. Каждое утро он говорил сам себе: «Не знаю, доживу ли я до вечера». Приходила ночь, и он с плачем говорил: «Что мне делать? Доживу ли я до утра? Ибо многие, вставши утром, не достигали вечера и, возлегши на своих ложах, уже не вставали с них. Тем более я, уже получивший извещение от преподобного, что скоро кончится жизнь моя». И со слезами молил он Господа дать ему время покаяния. Каждый день и час ожидал Феофил кончины своей, изнуряя себя постом, плача и молясь непрестанно. Таким подвигом в течение нескольких лет Феофил до того иссушил свое тело, что можно было счесть все его суставы и кости. Многие приходили утешать его, но своими речами только доводили до большего рыдания. Наконец, от непрестанно плача и слез он ослеп.

Преподобный же Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему: «Брат Феофил! Прости меня, что я огорчил тебя на много лет, и молись обо мне, ибо я уже отхожу из этого света. Если я получу дерзновение пред Всевышним, то не забуду молиться за тебя, да сподобит нас Господь свидеться там и быть вместе с отцами нашими Антонием и Феодосием». Феофил с плачем отвечал ему: «Отец Марк! Зачем ты меня оставляешь? Или возьми меня с собою, или дай мне прозреть». «Не скорби, брат, - отвечал ему преподобный Марк, - телесными очами ты ослеп ради Бога, а духовными прозрел на разумение Его. Объявив тебе близкую кончину, я стал виною твоей слепоты. Но я хотел принести пользу душе твоей, превратив твое высокоумие в смирение, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)». Феофил отвечал преподобному: «Знаю, отец мой, что за грехи мои я должен был пасть мертвым пред тобою в пещере тогда же, как ты воскресил умершего брата моего, но Господь пощадил меня ради твоих святых молитв, дал мне жизнь, ожидая моего покаяния. Теперь же я прошу тебя о сем: или возьми меня с собою к Господу, или возврати свет очам моим». Тогда прп. Марк снова возразил ему: «Нет тебе нужды видеть этот маловременный свет, а лучше проси Господа, чтобы Он сподобил тебя увидеть славу Его. И смерти не желай: она придет, хотя бы ты и не хотел. И вот тебе знамение твоего отшествия: за три дня до кончины твоей ты прозришь, так отойдешь ко Господу и узришь там свет нескончаемый и славу неизреченную». Сказав это, прп. Марк почил, и честные мощи его были положены в пещере, на месте, которое он сам себе выкопал.

Глубоко опечалила преподобного Феофила разлука с отцом и наставником его преподобным Марком. Кончина Печерника уязвила сердце Феофила и удвоила его плач и рыдания. Целые источники слез проливал он, а слезы все более и более умножались. Он имел сосуд и, становясь на молитву, ставил его пред собою и неутешно плакал над ним, вспоминая кончину наставника, со слезами помышляя и о своем скором отшествии из этого бренного мира. И через несколько лет сосуд этот был полон слез. Наконец, узнав приближение своей кончины, Феофил прилежно молил Господа, чтобы угодны были пред Ним слезы его. Подняв руки к небу, он молился: «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Царю мой Пресвятый! Ты - не хотящий смерти грешников, но ожидающий их обращения, знающий глубокую немощь нашу, Утешителю Благий! Ты - здравие больным, грешником спасение, изнемогающим укрепитель, падающим восстание! Молю Тебя, Господи, в час сей: покажи и на мне, недостойном, милость Свою и излей на меня неисчерпаемую пучину Твоего благоутробия, избавь меня от искушений на мытарствах воздушными князьями и не дай им овладеть мною, молитвами угодников Твоих великих отцов наших Антония и Феодосия и всех святых, от века Тебе угодивших».

И вдруг пред ним предстал Ангел Господень, прекрасный видом, и сказал ему: «Ты хорошо молишься, но зачем же хвалишься суетою слез твоих, собранных тобою в сосуд?» И взяв другой сосуд, гораздо больший Феофилова, исполненный благоухания, как мира благовонного, показал его подвижнику и сказал: «Это твои же слезы, излитые тобою от сердца на молитве, которые ты отирал рукою, платком или одеждою и которые капали на землю из глаз твоих. По повелению Творца нашего я собрал их все и сохранил в этом сосуде. Теперь же я послан возвестить тебе радость: с веселием отойдешь ты к Нему, ибо Он сказал: блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4)».
Сказав это, Ангел поставил сосуд перед Феофилом и стал невидим. Блаженный Феофил тотчас призвал игумена и поведал ему явление Ангела и речи его. Показав игумену оба сосуда: один полный слез, а другой - благовония, несравнимого ни с какими ароматами, преподобный просил вылить их при погребении на его тело.

Через три дня прп. Феофил мирно отошел ко Господу. Честное тело его было положено в пещере, вместе с телом любимого брата его преподобного Иоанна, вблизи от прп. Марка Печерника. Все три подвижника покоятся в Антониевой, или Ближней, пещере. И когда тело Феофила помазали из сосуда Ангелова, вся пещера исполнилась благоухания. Потом вылили на него и сосуд слез, чтобы сеявший слезами в радости пожал плод дела рук своих. «Ибо сказано, - заканчивает инок Поликарп свою повесть о преподобных Марке, Иоанне и Феофиле, - плакахуся метающе семена своя (Пс. 125, 6), но они утешены будут о Христе, Которому слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В настоящее время над мощами прп. Марка висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его - медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.

Память святых угодников Божиих преподобных Марка Печерника-гробокопателя, Иоанна и Феофила Плачливого издавна празднуется всей Русской Церковью.

Человек был создан Богом как совершенное, по сравнению с нашим настоящим состоянием, существо. Однако грех исказил природу человека, внес в нее страдания, тление и смерть. Как часто наше бренное тело поддается болезням и усталости, страдает от суеты сует и наша душа. Обращаясь к Богу, православные христиане также просят молитвенного предстательства перед Всевышним и у Его угодников. В этом отношении Киево-Печерская Лавра обладает великим богатством - заступничеством целого сонма святых, прославившихся в этой обители своими духовными подвигами. Ежедневно, по будням, в Лаврских пещерах совершается молебен Всем Преподобным Печерским, после которого молящихся помазывают миром от Чудотворных Мироточивых глав. Особый молебен совершается к основателям Киево-Печерской Лавры – Преподобным Антонию и Феодосию Печерским, а после него верующим одевается шапка преподобного Марка Гробокопателя. Преподобный Агапит Печерский при жизни был врачом, но больше, чем целебное зелье исцеляла людей его молитва. И посей день, молитвы святого утешают многих страждущих, и у его мощей происходят чудеса телесных и душевных исцелений.

Определить язык Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский

Звуковая функция ограничена 200 символами

О преподобном Марке Гробокопателе, святом, который повелевал мертвыми, следующее рассказывает Киево-Печерский Патерик.

Преподобный Марк подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.

Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы – места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою.

Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.

Однажды Марк, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможения и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что в этот же день умер один болевший инок и для него не нашлось другой могилы, кроме этой узкой и неудобной. Тогда же было в обычае хоронить тело умершего в день его смерти. Поэтому скоро принесли мертвого в пещеру к недоконченной каморе и вследствие тесноты с трудом уложили его. Ни убрать мертвого, ни поправить на нем одежд, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможным, настолько узким и неудобным было место. Тогда братия возроптали на Марка. Печерник же со смирением низко кланялся всем и говорил: «Простите меня, отцы святые, за немощью не докончил я». Но братия еще больше бранили и укоряли его. Тогда Марк, обратившись к мертвому, сказал ему: «Брат, место тесно; так потрудись ты сам, возьми масло и возлей на себя». И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосуд, сам перед всеми прибрал себя, лег и уснул. Страх и трепет объяли всех, видевших такое чудо.

Другой брат после долгой болезни помер. Один из друзей его отер губкой тело покойного и пошел в пещеру посмотреть место, где будет лежать тело усопшего. Он спросил об этом Марка Печерника, но блаженный отвечал ему: «Пойди и скажи брату: подожди до завтра, пока ископают тебе место, тогда и отойдешь от жизни на покой». «Отче, – возразил Марку пришедший инок, – кому говорить ты велишь? Я уже губкою отер его мертвое тело». Но преподобный снова повторил ему: «Ты видишь: место еще не готово. Я велю тебе – иди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: проживи еще этот день, а завтра отойдешь к желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобою».

Повинуясь прп. Марку, инок возвратился в монастырь. Здесь все братия совершали погребальное пение над усопшим. Тогда инок встал перед ними и обратился к покойному с такими словами: «Марк говорит тебе, что место тебе еще не приготовлено, подожди до утра». Все удивлялись этим словам. Но еще более изумительно было то, что по этому слову душа усопшего возвратилась в тело его; он открыл глаза и всю ночь оставался живым, с открытыми глазами, только не говорил ничего. На другой день друг его опять пошел в пещеру узнать, готово ли место. Блаженный Марк встретил его и сказал: «Пойди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; готово место для тела твоего. Дух свой предай Богу, а тело твое будет положено здесь, в пещере со святыми отцами».

Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду.

Мощи прп. Марка Гробокопателя

В настоящее время над мощами прп. Марка, которые размещены для поклонения в Ближних пещерах, висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его – медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.

В храме «Живоносный Источник» служатся молебны с одеванием шапки преподобного Марка Гробокопателя

Шапка (металлический головной убор весом в четыре килограмма) преподобного постоянно находится в храме «Живоносный Источник». Ежедневно, с понедельника по пятницу, в 8.30, в субботу - в 10.30 (кроме воскресенья) совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка (расписание молебнов может меняться, уточняйте на сайте Киево-Печерской Лавры).
Верующие, надевая головной убор, который носил Печерский подвижник, просят у него молитвенной помощи в несении своего креста, просят исцеления от недугов, крепости в вере.

Святой Марк подвизался в XI-ХII вв. в Киево-Печерской обители. Жил он в пещере и занимался копанием могил.

Пещерные могилы тогда представляли собой небольшие отверстия в стене пещеры. Тела усопших монахов клали в такие углубления по обеим сторонам пещерного коридора. Для того чтобы выкопать могилу, необходимо было изрядно потрудиться - сделать лакуну необходимого размера, вынести из пещеры землю. Долгие годы Марк нес это послушание ради братии.

За особо строгую подвижническую жизнь преподобный Марк получил от Бога удивительный дар - власть над смертью. В Киево-Печерском патерике приведены несколько историй, свидетельствующих об этом.

Так, однажды преподобный рыл очередную могилу и по усталости не успел расширить ее до необходимого размера. Как раз в тот день почил один из братьев. Монахи пришли хоронить его и не нашли другой могилы, кроме неоконченной. Едва вместив мертвеца в узкое отверстие, иноки стали роптать на Марка, потому что на мертвом нельзя было ни одежд поправить, ни елея на него возлить. Тогда преподобный повелел покойнику: «Брат, могила тесна - окропись ты сам. Возьми елея и возлей на себя». Мертвый послушно приподнялся, взял елей, возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, поправил на себе одежды, лег - и вновь упокоился. Все окружающие были поражены.

В другой раз также умер один брат, а готовой могилы не было. К Марку пришел монах и спросил, где похоронить преставившегося. Марк ответил: «Пойди, скажи умершему брату, что грешный Марк просит подождать до завтра, пока я приготовлю ему место». Монах послушался преподобного и пошел в храм, где как раз совершали заупокойное богослужение по усопшем. Встав напротив мертвеца, он произнес: «Брат Марк просит подождать до завтра, пока он приготовит тебе место». Какой же ужас оковал всех, когда мертвец открыл глаза! Он лежал с открытыми глазами и дышал, не вставая и ничего не говоря.

На следующий день инок снова пошел к Марку спросить о могиле. «Да, место готово. Передай брату, что он теперь может умереть», - ответил Марк. Монах пошел к ожившему и передал слова подвижника. Как только он закончил говорить, оживший вновь испустил дух.

Еще одна история. Были в монастыре два брата-монаха, с детства очень любящие друг друга. Им удалось уговорить Марка выкопать им общую могилу, чтобы лежать там после смерти вместе.

Тогда Феофил пал перед Марком и воскликнул: «Согрешил я, потревожив брата. Прошу: вели ему опять лечь на своем месте».

Однажды Феофил, старший брат, отлучился из обители. Младший в это время заболел и скоропостижно скончался. Феофил, возвратившись, много скорбел. Поплакав, он пришел в пещеру посмотреть, где положили усопшего. Обнаружив, что брат лежит на верхнем месте, Феофил с возмущением упрекнул Марка: «Я старше его, а ты положил его на моем месте!» Пещерник попросил прощения у Феофила и сказал умершему: «Брат! Поднимись и ляг на нижнем месте». На глазах у всех мертвец встал и лег там, где ему было указано.

Тогда Феофил пал перед Марком и воскликнул: «Согрешил я, потревожив брата. Прошу: вели ему опять лечь на своем месте». Преподобный ответил: «Ты и должен был воспользоваться своим старшинством, и теперь же и положен был бы здесь. Но ты еще не готов предстать пред Господом. Иди, позаботься о своей душе, и скоро будешь лежать в этой пещере. Воскрешать же мертвых есть дело Божие, а я человек грешный».

Феофил с рыданиями возвратился в свою келью. Он раздал все до последней рубашки и стал ожидать смерти. Никто не мог остановить его плача, и никто не мог убедить его поесть чего-то вкусного и сладкого. Монах морил себя голодом, молился и плакал, ожидая кончины. Он так изнурил свое тело, что можно было перечесть его кости. От постоянного плача он ослеп.

Однажды преподобный призвал Феофила и сказал ему: «Молись обо мне, я умираю». Тот был потрясен. «Или возьми меня с собой, или даруй мне зрение», - просил он. Но Марк открыл ему, что слепота была попущена Богом ради его духовного преуспеяния, и прозревать ему не полезно. Впрочем, Гробокопатель также предрек слепцу: «За три дня до преставления своего ты прозришь». В тот же день Марк умер.

Разлука со старцем стала для Феофила источником еще больших скорби и слез. Когда он плакал, то ставил перед собой сосуд, в который капали слезы. За годы плача он наполнил сосуд до самого края. Однажды во время молитвы ему явился ангел, который сказал: «Ты хорошо молишься, но зачем хвалишься слезами?» После этих слов ангел показал Феофилу сосуд еще больший, полный влаги. Оказалось, то были слезы, пролитые Феофилом, но не попавшие в сосуд. Они либо упали на землю, либо были отерты рукой, но ангел хранитель собирал каждую покаянную слезинку, не потеряв ни одной.

После ангельского видения Феофил прозрел и через три дня отошел к Господу. И Феофила, и его брата положили рядом с преподобным Марком.

Власть над смертью, какую имел преподобный Марк, безусловно, поражает нас. Но как бы удивителен ни был этот дар, он представляет собой реализацию той возможности, которую Христос дал всем нам. А именно.

Действительно, часто наши грехи рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть.

Апостол Павел писал, что Христос пришел «...избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству » (Евр. 2, 15). Здесь апостол замечает важную вещь: смерть является не только следствием греха первого человека, но и причиной греха - если говорить уже о нашей с вами жизни.

Действительно, часто наши грехи рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть. В блуде и чревоугодии, любостяжании и сребролюбии, гордости и тщеславии мы подсознательно бунтуем против смерти и как бы пытаемся упрочить свое существование ложными способами.

Мы пытаемся преодолеть смерть, найдя жизнь, но ошибаемся, потому что ищем жизнь не в Боге, а в грехе. Мутная сладость греха дает нам мнимое переживание яркости бытия. А после греха мы неизбежно понимаем, что сделались теперь еще мертвее.

«Поскольку люди, ожидая своей смерти, безмерно порабощались грехами - страх смерти, представляясь для них грозным и порождая мысль, что по смерти они не будут существовать, приводил их в совершенное рабство грех у», - говорил об этом свт. Иоанн Златоуст.

«Смертность - это своего рода болезнь, порождающая страх, который в свою очередь служит причиной борьбы за существование. В этой борьбе каждый стремится выйти победителем за счет своего ближнего: в этом и состоит суть греха, который есть обратное любви, то есть отдачи всего ближнему », - писал прот. Иоанн Мейендорф.

Преподобный Марк - это радикальный случай такого «выхода из системы».

Получается интересная картина. Результат первородного греха есть наследственная смертность, но она, в свою очередь, также родит грех. Грех и смерть взаимно порождают друг друга! Получается порочный круг, в котором безысходно пребывал человек до прихода Христа. Но смерть и воскресение Спасителя разорвали этот круг и подарили человеку возможность выйти из «системы» - жить вне рабства греху и смертности.

Преподобный Марк - это радикальный случай такого «выхода из системы». Вообще святость всегда есть отчаянный прорыв в небеса, буквальное исполнение слов апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым » (1 Кор. 3, 18). И каждому, кто вышел из «системы», Бог дает качества, которые являют новизну этого человека, принадлежность его к иному миру, к Царству Небесному.

Преподобному Марку Господь дал видимую и явную власть над злейшим врагом человечества - смертью. Христос может делать такие подарки, потому что Он победил смерть и способен подарить Свою победу. Подобно тому, как в древности цари подводили своих малолетних детей к связанным и поверженным врагам, и дети наступали ногой на обезвреженного папой неприятеля. Победа отца принадлежала и им - папа подарил им ее.

Также и Христос дарит нам Свою победу над смертью. Без Него мы - беспомощные дети. С Ним - победители диавола, греха и смерти. И насколько мы раскроемся перед Христом, насколько дадим Ему место в нашем сердце, насколько позволим Ему действовать в нашей жизни - настолько мы будем способны воспринять Его победу, Его силу и Его благодатные дары.

Преподобный Марк - один из тех, кто дерзнул выйти из «системы» греха. Все отцы, лежащие мощами в лаврских пещерах - новые люди, в которых Христос вложил какое-то новое качество Своего Небесного Царства. И они способны научить нас, жителей 21-го века, этой новизне.

Потому мы и ходим туда, в полумрак киевских пещер, к мощам преподобных - подышать воздухом новой жизни, приобщиться к Царствию Божьему, приобрести силы для того, чтобы выйти из «системы» и нам. Мы ходим туда, чтобы научиться побеждать смерть не лжебытием греха, а подлинной жизнью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Святой Марк да помолится Христу в день своего преставления, чтобы мы нашли подлинную жизнь там, где она действительно есть - в Боге.

Помолись о нас, отче Марко! Чтобы у нас получилось все то, чего Бог хочет от нас.

МАРК ПЕЩЕРНИК (ГРОБОКОПАТЕЛЬ) XI-XII вв.

Монах Печерского монастыря, Преподобный Марк, копал для умершей братии могилы в пещерах, почему и имеет прозвище Гробокопатель.

Он был участником перенесения мощей преподобного Феодосия в Успенский собор.

Марк никогда не брал денег за свою работу, а если и получал какую малость - раздавал бедным.

Плоть удручал ношением тяжелых вериг, а его медный крест, внутри полый (235 на 165 мм), служил преподобному мерой для утоления жажды: он пил воды не более, чем вмещалось в этом кресте.

Прославился чудотворениями, его повелений слушались даже мертвые (например, история с Иоанном и Феофилом).

Похоронен в выкопанной им самим пещерной могиле.

По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет.

Мощи преподобного Марка покоятся в Ближних пещерах.

Преподобные Марк, Иоанн и Феофил подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.

медный крест Марка Гробокопателя

Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы - места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь, трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою.

Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.

Однажды Марк, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможения и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что в этот же день умер один болевший инок, и для него не нашлось другой могилы, кроме этой узкой и неудобной. Тогда же было в обычае хоронить тело умершего в день его смерти. Поэтому скоро принесли мертвого в пещеру, к недоконченной каморе и вследствие тесноты с трудом уложили его. Ни убрать мертвого, ни поправить на нем одежд, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможным, настолько узким и неудобным было место. Тогда братия возроптали на Марка. Печерник же со смирением низко кланялся всем и говорил: «Простите меня, отцы святые, за немощью не докончил я». Но братия еще больше бранили и укоряли его. Тогда Марк, обратившись к мертвому, сказал ему: «Брат, место тесно; так потрудись ты сам, возьми масло и возлей на себя». И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосуд, сам перед всеми прибрал себя, лег и уснул. Страх и трепет объяли всех, видевших такое чудо.

Другой брат после долгой болезни помер. Один из друзей его отер губкой тело покойного и пошел в пещеру посмотреть место, где будет лежать тело усопшего. Он спросил об этом Марка Печерника, но блаженный отвечал ему: «Пойди и скажи брату: подожди до завтра, пока ископают тебе место, тогда и отойдешь от жизни на покой». «Отче, - возразил Марку пришедший инок, - кому говорить ты велишь? Я уже губою отер его мертвое тело». Но преподобный снова повторил ему: «Ты видишь: место еще не готово. Я велю тебе - иди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: проживи еще этот день, а завтра отойдешь к желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобою».

Повинуясь прп. Марку, инок возвратился в монастырь. Здесь все братия совершали погребальное пение над усопшим. Тогда инок встал перед ними и обратился к покойному с такими словами: «Марк говорит тебе, что место тебе еще не приготовлено, подожди до утра». Все удивлялись этим словам.

Но еще более изумительно было то, что по этому слову душа усопшего возвратилась в тело его; он открыл глаза и всю ночь оставался живым, с открытыми глазами, только не говорил ничего. На другой день друг его опять пошел в пещеру узнать, готово ли место. Блаженный Марк встретил его и сказал: «Пойди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; готово место для тела твоего. Дух свой предай Богу, а тело твое будет положено здесь, в пещере со святыми отцами».

Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду.

В Печерском монастыре жили два духовных брата - Иоанн и Феофил.

От юности они были соединены узами духовной любви: имели одну волю, одни мысли и желания, одинаковую ревность по Боге. Они упросили прп. Марка приготовить им общее место для погребения, где бы они могли лечь вместе, когда Господь им повелит. Много времени спустя старший из них, Феофил, отлучился из обители по какой-то нужде. В это время младший брат, Иоанн, угодив Господу, разболелся и скончался. Его похоронили на приготовленном месте. Через несколько дней по смерти Иоанна возвратился Феофил и, узнав о кончине любимого брата, сильно скорбел. Потом, взявши с собою несколько иноков, он пошел в пещеру посмотреть, где и на каком месте положен умерший. Увидев, что тот положен на первом месте в их общей каморе, сильно разгневался на Марка, много роптал на него и с негодованием говорил: «Зачем ты положил его здесь? Я старше, а ты положил его на моем месте». Печерник, смиренно кланяясь ему, отвечал: «Прости меня, брат, согрешил я пред тобою». Затем, обратясь к умершему, сказал ему: «Брат, встань и уступи место не умершему, а сам ляг на другом, низшем месте». И вдруг, по слову блаженного, умерший встал и лег на другом месте. Сильный ужас объял всех присутствующих. Тогда роптавший на преподобного Феофил с трепетом припал к ногам его и просил: «Отче, согрешил я, потревожил с места брата моего. Молю тебя, прикажи ему опять лечь на старом месте». Но блаженный смиренно отвечал ему: «Господь Сам прекратил вражду между нами. Ради твоего ропота, чтобы ты, вечно враждуя, не держал злобы на меня, Он сотворил такое чудное дело, что даже бездушное тело показало истинную любовь к тебе, уступая тебе старейшинство и по смерти. И я хотел было, чтобы, не выходя отсюда, ты воспользовался своим старшинством и тотчас был бы положен здесь. Но так как ты еще не готов к смерти, то пойди и позаботься о своей душе: через несколько дней тебя принесут сюда. Воскрешать умерших - дело Божие, а я человек грешный. Вот мертвый, не стерпев твоего гнева, оскорблений и укоров мне, уступил тебе половину места, приготовленного для вас обоих. И так как только Всемогущий Бог может поднять его, то я сам собою не могу сказать умершему: встань и опять ляг на высшем месте. Прикажи ему теперь ты, не послушает ли он тебя, как теперь?» Услышав это, Феофил пришел в ужас и думал, что тут же падет мертвым и не дойдет до монастыря. Добравшись до своей келлии, он предался подвигу непрестанного плача. Раздав все до последней сорочки и оставив у себя только свиту и мантию, Феофил каждый день ожидал смертного часа. И никто не мог удержать его от слез; никто не мог принудить его вкусить сладкой пищи. Каждое утро он говорил сам себе: «Не знаю, доживу ли я до вечера». Приходила ночь, и он с плачем говорил: «Что мне делать? Доживу ли я до утра? Ибо многие, вставши утром, не достигали вечера и, возлегши на своих ложах, уже не вставали с них. Тем более я, уже получивший извещение от преподобного, что скоро кончится жизнь моя». И со слезами молил он Господа дать ему время покаяния. Каждый день и час ожидал Феофил кончины своей, изнуряя себя постом, плача и молясь непрестанно. Таким подвигом в течение нескольких лет Феофил до того иссушил свое тело, что можно было счесть все его суставы и кости. Многие приходили утешать его, но своими речами только доводили до большего рыдания. Наконец, от непрестанно плача и слез он ослеп.

Преподобный же Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему: «Брат Феофил! Прости меня, что я огорчил тебя на много лет, и молись обо мне, ибо я уже отхожу из этого света. Если я получу дерзновение пред Всевышним, то не забуду молиться за тебя, да сподобит нас Господь свидеться там и быть вместе с отцами нашими Антонием и Феодосием». Феофил с плачем отвечал ему: «Отец Марк! Зачем ты меня оставляешь? Или возьми меня с собою, или дай мне прозреть». «Не скорби, брат, - отвечал ему преподобный Марк, - телесными очами ты ослеп ради Бога, а духовными прозрел на разумение Его. Объявив тебе близкую кончину, я стал виною твоей слепоты. Но я хотел принести пользу душе твоей, превратив твое высокоумие в смирение, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)». Феофил отвечал преподобному: «Знаю, отец мой, что за грехи мои я должен был пасть мертвым пред тобою в пещере тогда же, как ты воскресил умершего брата моего, но Господь пощадил меня ради твоих святых молитв, дал мне жизнь, ожидая моего покаяния. Теперь же я прошу тебя о сем: или возьми меня с собою к Господу, или возврати свет очам моим». Тогда прп. Марк снова возразил ему: «Нет тебе нужды видеть этот маловременный свет, а лучше проси Господа, чтобы Он сподобил тебя увидеть славу Его. И смерти не желай: она придет, хотя бы ты и не хотел. И вот тебе знамение твоего отшествия: за три дня до кончины твоей ты прозришь, так отойдешь ко Господу и узришь там свет нескончаемый и славу неизреченную». Сказав это, прп. Марк почил, и честные мощи его были положены в пещере, на месте, которое он сам себе выкопал.

Глубоко опечалила преподобного Феофила разлука с отцом и наставником его преподобным Марком. Кончина Печерника уязвила сердце Феофила и удвоила его плач и рыдания. Целые источники слез проливал он, а слезы все более и более умножались. Он имел сосуд и, становясь на молитву, ставил его пред собою и неутешно плакал над ним, вспоминая кончину наставника, со слезами помышляя и о своем скором отшествии из этого бренного мира. И через несколько лет сосуд этот был полон слез. Наконец, узнав приближение своей кончины, Феофил прилежно молил Господа, чтобы угодны были пред Ним слезы его. Подняв руки к небу, он молился: «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Царю мой Пресвятый! Ты - не хотящий смерти грешников, но ожидающий их обращения, знающий глубокую немощь нашу, Утешителю Благий! Ты - здравие больным, грешником спасение, изнемогающим укрепитель, падающим восстание! Молю Тебя, Господи, в час сей: покажи и на мне, недостойном, милость Свою и излей на меня неисчерпаемую пучину Твоего благоутробия, избавь меня от искушений на мытарствах воздушными князьями и не дай им овладеть мною, молитвами угодников Твоих великих отцов наших Антония и Феодосия и всех святых, от века Тебе угодивших».

И вдруг пред ним предстал Ангел Господень, прекрасный видом, и сказал ему: «Ты хорошо молишься, но зачем же хвалишься суетою слез твоих, собранных тобою в сосуд?» И взяв другой сосуд, гораздо больший Феофилова, исполненный благоухания, как мира благовонного, показал его подвижнику и сказал: «Это твои же слезы, излитые тобою от сердца на молитве, которые ты отирал рукою, платком или одеждою и которые капали на землю из глаз твоих. По повелению Творца нашего я собрал их все и сохранил в этом сосуде. Теперь же я послан возвестить тебе радость: с веселием отойдешь ты к Нему, ибо Он сказал: блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4)».

Сказав это, Ангел поставил сосуд перед Феофилом и стал невидим. Блаженный Феофил тотчас призвал игумена и поведал ему явление Ангела и речи его. Показав игумену оба сосуда: один полный слез, а другой - благовония, несравнимого ни с какими ароматами, преподобный просил вылить их при погребении на его тело.

Через три дня прп. Феофил мирно отошел ко Господу. Честное тело его было положено в пещере, вместе с телом любимого брата его преподобного Иоанна, вблизи от прп. Марка Печерника. Все три подвижника покоятся в Антониевой, или Ближней, пещере. И когда тело Феофила помазали из сосуда Ангелова, вся пещера исполнилась благоухания. Потом вылили на него

и сосуд слез, чтобы сеявший слезами в радости пожал плод дела рук своих. «Ибо сказано, - заканчивает инок Поликарп свою повесть о преподобных Марке, Иоанне и Феофиле, - плакахуся метающе семена своя (Пс. 125, 6), но они утешены будут о Христе, Которому слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В настоящее время над мощами прп. Марка висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его - медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.

Память святых угодников Божиих преподобных Марка Печерника-гробокопателя, Иоанна и Феофила Плачливого издавна празднуется всей Русской Церковью.

Человек был создан Богом как совершенное, по сравнению с нашим настоящим состоянием, существо. Однако грех исказил природу человека, внес в нее страдания, тление и смерть. Как часто наше бренное тело поддается болезням и усталости, страдает от суеты сует и наша душа. Обращаясь к Богу, православные христиане также просят молитвенного предстательства перед Всевышним и у Его угодников. В этом отношении Киево-Печерская Лавра обладает великим богатством - заступничеством целого сонма святых, прославившихся в этой обители своими духовными подвигами. Ежедневно, по будням, в Лаврских пещерах совершается молебен Всем Преподобным Печерским, после которого молящихся помазывают миром от Чудотворных Мироточивых глав. Особый молебен совершается к основателям Киево-Печерской Лавры – Преподобным Антонию и Феодосию Печерским, а после него верующим одевается шапка преподобного Марка Гробокопателя. Преподобный Агапит Печерский при жизни был врачом, но больше, чем целебное зелье исцеляла людей его молитва. И посей день, молитвы святого утешают многих страждущих, и у его мощей происходят чудеса телесных и душевных исцелений.

Исцеляющая шапочка Марка Гробокопателя

Отец Иларион, в храме «Живоносный Источник» служатся особые молебны с одеванием шапки преподобного Марка Гробокопателя. Расскажите, пожалуйста, об истории церковного артефакта. С какими просьбами чаще всего приходят верующие, чтобы помолиться во время этого богослужения?

– Я думаю, прежде всего, нужно сказать о самом преподобном Марке Гробокопателе, который ходил в этой шапке. Печерские подвижники были носителями высшего нравственного совершенства – это люди высокой, чистой и святой жизни. Нетление мощей, почивающих в лаврских пещерах, есть явление благодати Духа Святого, дар милости Божией к преподобным угодникам Печерским за святость их жизни и особенную любовь их к Богу и ближним. Как повествует Печерский Патерик, преподобный Марк Гробокопатель, подвижник Киево-Печерского монастыря, копал для умершей братии могилы в пещерах, отчего и получил такое прозвище. Отойдя ко Господу, он был похоронен в выкопанной им пещерной могиле. Чудотворные мощи преподобного Марка Гробокопателя, подающие неоскудеваемые исцеления всем с верою притекающим к его честной раке, покоятся в Ближних пещерах.

Шапка ( металлический головной убор весом в четыре килограмма ) преподобного ныне перенесена в храм «Живоносный Источник», где есть возможность собраться большему количеству людей, чем в пещерке. Ежедневно (с понедельника по пятницу в 8.30, суббота - 10.30, кроме воскресенья) здесь совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка . За богослужением мы совершаем молитвы и, с верой надевая головной убор, который носил Печерский подвижник, просим у него помощи и молитв пред Богом, дабы и нам научится у него такой же чистой и святой жизни.
Если пройти от храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» вправо по Днепровской набережной, то можно увидеть аккуратную лестницу, которая ведет к источнику Божией Матери. Люди называют его еще «Слезы Пресвятой Богородицы», или «Слезы Божией Матери», изредка говорят «Живоносный источник. Ежедневно (понедельник - воскресенье в 15.00) здесь совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка (расписание уточняйте на сайте Киево-Печерской Лавры) .

Эта реликвия исцеляет людей, надевших ее. Прихожане верят, что шапочка, преподобного Марка Гробокопателя, вбирает в себя весь негатив, убирает сглазы, порчи, исцеляет тяжелые телесные и душевные болезни, наполняет ауру человека чистой энергией.

Акафист преподобному Марку Гробокопателю

Кондак 1

Икос 1

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 2

Дар, Свыше тебе данный, ты, блаженне отче, до поры скрывал еси, тайныя молитвы Богу вознося непрестанно. Возложиша на пояс себе железо, бодрствовал еси день и нощь в трудах и псалмопениих, не отделяя же всея сея от строгого поста. Воду пил ты мерою из святыя мерки, коею служил тебе медный крест. Темже сподобил тя Господь невидимая зрети и невозможная человеком совершати. Сего ради с благоговением зовем Ему: Аллилуйя.

Икос 2

Сила Божия укрепи тя, преподобне отче Марко, на подвиги духовныя в подземнем раи, идеже возсия благодать Господня на месте варяжских вертепов. Там же яко наставник иноков явился еси. Почитая таковая деяния твоя, всем сердцем воспеваем ти:

Радуйся, житием своим терпению нас научающий; радуйся, любовь Божию людям показующий;

Радуйся, плодами благочестия украшенный; радуйся, терпение и незлобие всему миру явивый.

Радуйся, теплый предстательниче наш пред престолом Всевышнего; радуйся, души отчаянныя ко Христу направляющий.

Радуйся, всехвальне преподобне отче, благими делы братию в ревности о Господе утвердивый; радуйся, Христа ради железное на теле своем носивый.

Радуйся, сомнение и маловерие из душ смятенных изгоняющий; радуйся, чистоту и смирение собою являющий.

Радуйся, ангелонравный человече; радуйся, дивный о Господе подвижниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 3

Нося в чине ангельском иноческий образ, крылатому льву уподобился еси. Яко лев оживляет рыком своих мертвых, тако же и ты смиренными и кроткими речами воскрешал еси усопших иноков. Недоумеваяся о таковом чудесном превращении, взываем Богу Всемогущему: Аллилуйя.

Икос 3

Вкупе со евангелистом Марком и пророком Божиим Иезекиилем, некогда узревшими средь ликов ангельских наделенное крилами львиное подобие, удостоился еси и ты, богоблаженне, поминаем быти наравне с древнейшими наперстники Христа. Мы же, почитающе сия, зовем ти:

Радуйся, со апостолом Марком крылатому льву подобен бывый; радуйся, Божественного Духа носительниче.

Радуйся, великий чудотворче; радуйся, благомощный молитвенниче. Радуйся, свеща неугасимая, в молитвах к Богу ярко горящая; радуйся, пророка Иезекииля благий последователю.

Радуйся, яко весь во Господе пребывавый; радуйся, к нему бодренно и неуклонно ученики твоя направлявый.

Радуйся, куколь незлобия на ся возложивый; радуйся, смирения и послушания зерцало.

Радуйся Пресвятыя Богородицы избранный любимиче; радуйся, верный исполнителю заповедей Сына Ея и Бога.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 4

Бурю житейскую, в умах братии мятущуюся, кротостию и незлобием преодолевал еси, блаженне Марко. В благоотишии пещернем богоугодно подвизался еси, наставляя иноков на всяку добродетель. Темже заслужил еси быти почитаем вкупе со Антонием и Феодосием, первоначальниками иночества и монашескаго общежития на Руси. Се ведуще, взываем Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Бысть егда, утрудяся телесно, изнемогл еси, оставив место погребения тесным и нерасширенным. Инока, внезапно умерша, никто же не возмог в том неудобном гробе оправити достойно. Тогда ты приказал еси усопшему, взявши сосуд, возлити на себе елей крестообразо. И было по сему. При виде чуда братия, зело роптавшая, объялася смертельным ужасом и трепетом. И мы с благоговением трепещем, воспевая ти:

Радуйся, яко память твоя, не токмо братиею монастырскою величается; радуйся, помощниче неутомимый скорбящих и нуждающихся.

Радуйся, ходатаю наш у Престола Божия непостыдный; радуйся, смиренный многотрудниче, кротостию и незлобием многия в вере утвердивый.

Радуйся, даров Божиих преисполненный; радуйся, беспрекословную любовь к ближним явивый.

Радуйся, послушания рачителю; радуйся, своими чудесы и предсказании монахов от недоумения и от юродства непотребного спасавый.

Радуйся, трудолюбия правило; радуйся, подвиги духовными плоть твою духу покоривый.

Радуйся, яко Антония и Феодосиа учеником соделался еси; радуйся, яко с ними вкупе во славе небесней пребывая, Бога выну о нас грешных умоляеши.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 5

Еще бысть, егда другое место погребения явилось неготово. Новопреставленного оживив, ты, преподобне Марко, велел еси ему смиренне дожидатися своего часа. Воскресший же, раскрывши очи, не закрывал их целый день и нощь. Наутро же, прикрыв глазницы, предал дух свой в руце Божии и с честью был положен на готовом месте. Новому явлению чудящеся, взываем: Аллилуйя.

Икос 5

Уведевше тя, преподобне Марко, яко чудес творителя и прозорливца, многия усердно тя восхваляху и желаху получити благодать молитв твоих. Ты, по глаголу Божию, никого же отгонял еси, но ревностно спасению молящихся служил еси. Сего ради, воспеваем ти похвальная:

Радуйся, служивый Церкви Божией от трудов твоих праведных; радуйся, в собственноручно вырытой пещере пристанище спасения получивый.

Радуйся, в молитве непрестанно пребывавый; радуйся, Лавру Печерскую и священный град Киев молитвенным бдением от бед ограждавый.

Радуйся, претворивый пещерное жилище разбойников в храмы Господа Славы; радуйся, в подземных кровех главу глубиннаго змия крепко сокрушивый.

Радуйся, преподобне отче, богомудрием высоким преисполненный; радуйся, наставниче богоносне, дары Духа Святаго преукрашенный.

Радуйся, апостола Марка словеса возлюбивый; радуйся, всю братию трудолюбию поучавый.

Радуйся, даров духовных всем к тебе притекающим у Господа испрошающий; радуйся, от всякаго недоумения и нас спасающий.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 6

Внове воссия слава подвигов твоих, блаженне Марко, егда двоица духовных братий возжеле по смерти во едином гробе возлещи: старший горе, младший низу. Феофилу старшему, из монастыря временно исшедшу, пришла весть о смерти Иоанна, младшего. Вернувшеся и видев свое место занято, старший возопи: «Како можеши на мое место класти младшего?» Ты же, Марко, кротце поклонившеся ему, просил еси умершего ожити и перейти на свое место. И было так. Старший брат, роптавший на блаженного, припал к ногам его, глаголя: «Согрешил я, отче». Се познавше, мы зовем избравшему тя Богу: Аллилуя.

Икос 6

Согрешивый гневом Феофил опечалился зело, рек тебе: «Молю, прикажи брату, чтобы он лег там снова». Ты же отвещал еси: «Сам Господь, уничтожая распрю между нами, сотворил сие. Восставляти мертвых - дело Божие. Я же есмь человек грешный. Но знай и то: негоже, уповая на старшинство, ни в гнев впадати, ни своевольно братскую обитель покидати». Сему дивяся умиленно, поем ти таковая:

Радуйся, смирения любителю; радуйся, дивная похвало ревностных трудников по Бозе.

Радуйся, роптавшей братии примирителю; радуйся, мира и тишины во обители насадителю.

Радуйся, ученики твоя от сетей невидимаго врага молитвою твоею соблюдавый; радуйся, искушенный на мнозе, искушаемым помогавый.

Радуйся, чистое вместилище добродетелей; радуйся, красное селение Духа Святаго.

Радуйся, смиренно творити добродетели нас научающий; радуйся, к подвигам благочестия всех призывающий.

Радуйся, кротостию твоею братию и людия мирския удививый; радуйся, града Киева небесный заступниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 7

Чудо прозорливости явил еси, блаженне Марко, егда велел еси Феофилу готовитися к скорой смерти. Тот же, раздав имущество убогим, уединился в келлии своей, стеня, рыдая и постяся - дабы умилостивити Всевышнего и получити время на покаяние. Се ведуще, молитвенно взываем Богу: Аллилуйя.

Икос 7

От плача преподобный Феофил ослеп, плоть его истаяла до крайности за много дней. Тогда ты, Марко, молвил еси безутешному: «Прости, я пожелал тебе сего, предсказавши скорую кончину, дабы смирити твое плотское высокоумие. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит». Видя таковое исцеление душевное, поем ти:

Радуйся, всехвальне отче, со мудрыми учителеми монашестими в Царствие Небесное вшедый; радуйся, на путь спасения оттудуже нас призывающий.

Радуйся, скорби людския угашающий; радуйся, страстьми одержимых от гибели спасающий.

Радуйся, яко многия от неверия отвративый; радуйся, яко мощи твоя святыя и ныне всех припадающих к ним от всякого злого обстояния спасают.

Радуйся, даже до отшествия твоего ко Господу всех в разуме Христовом наставлявый; радуйся, день кончины своея предведый.

Радуйся, древним пророком Божиим равночестный; радуйся, прозорливости благодатныя преисполненный.

Радуйся, чудеса преславна в житии твоем совершивый; радуйся, Бога прославивый подвиги твоими.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 8

Наглавие твое честное, яко шлем, укрывает нас от зла, обновляет душу, ограждает от бесовскаго прельщения, лечит от греховных язв. Тебе изрядно послужившее, тысячу лет оно хранило твои помыслы. Мы же, осеняемии сим клобуком, вдохновляемся на подвиги ради Всевышняго, взывая: Аллилуйя.

Икос 8

Клобук архиепископа, шлем воина и куколь схимника объединила есть в себе твоя благая шапка, ею же мы каждодневно осеняеми, получаем силу и надежду на спасение. Ты же, почиваяй с преподобными на Небесех, не остави нас молитвами твоими, буди нам споборник и стена несокрушимая, да зовем ти:

Радуйся, велию власть на духи нечистыя от Господа приявый; радуйся, людей, стужаемых привидении диавольскими молитвою твоею очистивый.

Радуйся, многия бесноватыя от мучительства демонскаго свободивый; радуйся, вся привидения и искушения сатанинская победивый.

Радуйся, бесов и колдунов грозно карающий; радуйся, яко просящих защиты от них и вспоможения не отторгающий.

Радуйся, от мучительства демонскаго многия человеки молитвою твоею свобождаеши; радуйся, яко исцеления благодатныя от гроба твоего верным подаеши.

Радуйся, победивый враги невидимыя глубоким твоим смирением; радуйся, низложивый и посрамивый гордыню злобнаго велиара.

Радуйся, в час смертный всем нам благонадежный помощниче; радуйся, от насилия диавольскаго многомощный нам защитниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 9

Сколь ни старался подкупити тя глубинный змий, ты оставался еси непреклонен, отче наш честный, и ныне ревностно храниши души верных, не предаеши их на гибель, защищаеши от всяких зол. Темже вси, заступничество получившии, вопиют Спасителю: Аллилуйя.

Икос 9

Стена еси твердая и прибежище необоримое молящимся тебе, преподобне отче наш Марко. Сего ради вопием ти: охраняй нас всегда от враг видимых и невидимых, буди заступлением непостыдным и надеждою неизменяемою всем нам, прославляющим тебе глаголы сицевыми:

Радуйся, душевныя страсти умертвляющий; радуйся, ко спасению всех призывающий.

Радуйся, благочестию и смирению нас научающий; радуйся, мятущихся и маловерных в вере укрепляющий.

Радуйся, на труд духовный нас воздвигающий; радуйся, мир Божий в сердца людей приносящий.

Радуйся, дух злобы в сердцах озлобленных угашающий; радуйся, от сетей вражиих нас избавляющий.

Радуйся, делы благими душу свою украсивый; радуйся, с лики небесными Творца прославивый.

Радуйся, славы божественныя удостоивыйся; радуйся, на небеси обитель себе обретый.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 10

Яко видеста очи твоя пренесение мощей преподобного Феодосиа, ты бо своима рукама их во храме возложил еси, ныне в горнем Иерусалиме, вкупе со великими учителеми пребываеши. Призри и на нас, ты, угодниче Божий, благосердием твоим от всякия напасти защити, от бесовских наваждений и от ран греховных охрани, исцеление подаждь молитвами твоими, да благодарне воззовем ко Господу: Аллилуиа.

Икос 10

Ветия многовещанныя не могут разумети, како ты гласом своим чудеса творил еси, како целомудрием единым, постничеством и смирением неизбывную Божию благодать стяжал еси. Надо всем тем Богородицы лик сияет, Ей же святые молебны вкупе с тобою творяще, из глубины сердец наших зовем:

Радуйся, изрядный слуго Пресвятыя Девы; радуйся, с Нею вкупе молитися за ны ко Господу дерзновение получивый.

Радуйся, велию власть на диавола от Господа имеющий; радуйся, вся искушения духов тмы победоносно отражающий.

Радуйся, цвете прекраснейший рая небесного; радуйся, всем скорбящим благий утешительниче.

Радуйся, целомудрия рачителю; радуйся, яко и вся Русь Православная тя пред Господом величает.

Радуйся, яко тя гонителем бесов нарицают; радуйся, яко ты еси Лавры Печерския и града Киева молитвенниче святый.

Радуйся, в горних обителех пребывающий; радуйся, о нас грешных тамо молящийся.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 11

Пещеры Лаврския, выну Подземным Небом величавшаяся, и ныне всеми тако величаются, понеже истекает от могил, вырытых тобою, Марко, и позднейшими усердными копателями благодать. В рацех положеннии святии принимают лобызания и молитвенные воздыхания за всех, кто праведным житием своим стяжали от Всевышняго дар чудотворения и посмертного нетления, обаче всех имен подвижников не вемы. Прославляем ныне благодатный сей некрополь паче пирамид египетских и прочих величайших кладбищ мира, вознося в небесный рай молитву: Аллилуйя.

Икос 11

Еретики пытахуся разрушити некрополь, основанный тобою; людие, не веровавшия во благодать святых мощей, потщашася зело вывезти и сожещи нетленные останки преподобных. Однако же посрамлены явилися безбожники и богоборцы: не допустил Всевышний кощунственного разорения, ибо Господь посрамлен не бывает. Припадая же к ракам преблагословенным, из глубины сердец взываем сице:

Радуйся, блаженне Марко, даже по смерти еретическую злобу посрамивый; радуйся, яко житием своим пещерным ангелов удививый.

Радуйся, о снискании жизни вечныя наш ходатаиче преблагий; радуйся, яко за Русь Православную, молитвенниче пресвятый.

Радуйся, всем ищущим милосердия Божия всегда помогающий; радуйся, о всех страждущих и труждающихся молитвы о нас Богу приносящий;

Радуйся, преподобне отче, чудодейственную шапку нам даровавый; радуйся, под нею же стоящим велию надежду и неиссякаемую помощь подаеши.

Радуйся, изрядный слуго Пречистыя Девы; радуйся, молитвы усердныя за нас пред нею приносящий.

Радуйся, благоволением Богоматере осененный; радуйся, откровений Божественных от Нея удостоенный.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 12

Имуще дар великой благодати Божией, святе преподобне отче Марко, и ныне неоскудно помогаеши всем жаждущим защиты и спасения. Подвиги твоя, многажды воспетыя в летописаниих, запечатленныя на стенах храмов и в изображениих святых икон, вдохновляют нас на житие по Бозе. Ты бо охраняеши и укрепляеши труждающихся, наставляеши заблудших, подставляя рамо крепкое ведущим брань противу духовом злобы поднебесным. Ныне же и нам, тебе молящимся, источи от Бога струи исцеления, да зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Чудотворные мощи твоя подают неоскудеваемые исцеления всем с верою притекающим к раце твоей честней, коей место есть в Ближних пещерах велицей Лавры Киево-Печерстей, во единей келлии с любящими братиями Феофилом и Иоанном, вкупе такожде и с преподобным Титом. Прославляем тя сердечно со всеми преподобными Печерскими, глаголя сице:

Радуйся, распинати плоть со страстьми и похотьми научающий; радуйся, о чтущих память твою ходатаю и покровительниче.

Радуйся, ко гробу твоему притекающим отраду подающий; радуйся, о спасении Отечества нашего присно ходатайствующий.

Радуйся, учителю монахов, многими чудесы всю братию удививый; радуйся, со всеми преподобными отцы в Лавре прославляемый.

Радуйся, усердный предстателю, у Престола Божия молитвы о нас приносящий; радуйся, от насилия диавольскаго многомощный нам защитниче.

Радуйся, Лавры Печерския крепкое ограждение; радуйся, по Бозе и Богородице непостыдное наше упование.

Радуйся, яко семя твое духовное не оскуде в земли Российстей; радуйся, яко веселишися со чады твоими во обителех райских.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 13

Кондак 13

О великий чудотворче, богоблаженне отче Марко, смиренне понесый крест жития пещернаго, сокрушивый мерзкую главу внутренняго змия, за вся сия от Бога милость велию приявый, приими от нас, грешных и недостойных, моление сие, к тебе приносимое, огради нас молитвами твоими от наветов духов тьмы и всех, мыслящих нам злая, избави от скорбей и болезней, от злых человек и напрасныя смерти. Ты бо еси молитвенниче и помощниче великий, взывающих к тебе неутомимый в Небе заступниче, да с тобою и мы, ко спасению придя, воспоем всепобедную песнь Богу нашему: Аллилуйя.

Кондак 13

О великий чудотворче, богоблаженне отче Марко, смиренне понесый крест жития пещернаго, сокрушивый мерзкую главу внутренняго змия, за вся сия от Бога милость велию приявый, приими от нас, грешных и недостойных, моление сие, к тебе приносимое, огради нас молитвами твоими от наветов духов тьмы и всех, мыслящих нам злая, избави от скорбей и болезней, от злых человек и напрасныя смерти. Ты бо еси молитвенниче и помощниче великий, взывающих к тебе неутомимый в Небе заступниче, да с тобою и мы, ко спасению придя, воспоем всепобедную песнь Богу нашему: Аллилуйя.

Икос 1

Ангелоподобный иноче, безмездный копателю, молитвенныя келлии и смертныя одры приготовлявый, землю на рамах своих носивый, за вся сия Небесную награду ожидавый, людскую мзду убогим раздавал еси. Дивяся таковому твоему усердию, велицей кротости и нестяжанию, взываем ти хвалебне:

Радуйся, всем сердцем Бога возлюбивый; радуйся, пещерное подвижничество в послушание себе вменивый.

Радуйся, служити миру отрекийся; радуйся, работати Единому Богу возжелевый.

Радуйся, мир и вся красная его презревый; радуйся, о горних благах выну помышлявый.

Радуйся, из темных лабиринтов к Богу очи сердца возводивый; радуйся, дар прозорливости и чудотворения от Него стяжавый.

Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий; радуйся, к тебе прибегающих скорый помощниче.

Радуйся, ризы безыскусныя носивый; радуйся, града Киева и Лавры Печерския велелепное украшение.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 1

Избранный многотрудниче, угодниче Христов, богоблаженне Марко, в посте, молитве, неустанном бдении вся дни и нощи провождавый, темже велии дары Пресвятаго Духа стяжавый, моли Всевышняго и Пресвятую Деву Богородицу изъяти нас от скорбных обстояний, подати нам спасение необоримое, да со умилением зовем ти:

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Молитва

О великий и предивный чудотворче, богоблаженне отче наш Марко, всего себе служению Христу отдавый, до изнеможения священныя гробы копавый, монахов на путь правый наставлявый и от грехов нечаянных их ограждавый, услыши нас, молящихся тебе, яви на нас любовь свою, умоли Всевышнего Бога и Пресвятую Деву Богородицу избавитися нам от всякого злаго обстояния и от геенны огненной, да безболезненно и непреткновенно войдем в чертоги Господа нашего Иисуса Христа и сподобимся вкупе с тобою во Царствии Небеснем пети Ему: Аллилуиа.



Загрузка...