caspian72.ru

Страшно делать прививки ребенку? Плюсы и минусы прививок для детей. Инактивированные, корпускулярные вакцины

Первая вакцина была создана более 200 лет назад. С тех пор появилось огромное количество препаратов от самых разных болезней, в том числе и от гриппа, но ответа на самый главный вопрос – нужно ли ставить прививки – как не было, так и нет. Вакцинация против гриппа имеет свои плюсы и минусы. Попробуем разобраться.

Великий и ужасный грипп

Вирусы гриппа стремительно распространяются воздушно-капельным путем при чихании, кашле и даже разговоре. Возможна передача заболевания через личные вещи, предметы обихода, детские игрушки. От момента заражения до появления первых симптомов проходит от 2 до 5 дней, у больного резко повышается температура тела до 39 градусов и выше. Человек становится раздражительным, у него появляется головная боль, ломота в суставах и мышцах, вялость, сильная слабость. Через пару дней после начала гриппа возникает и незначительный насморк. Эти поздние и не очень явные признаки, пожалуй, главное отличие гриппа от других вирусных инфекций, поражающих респираторную систему. При гриппе не бывает кишечных расстройств, если же они возникли, значит – появилась еще какая-то инфекция, или организм так реагирует на лечение.

Тяжесть гриппа зависит от многих факторов: общего состояния здоровья и возраста больного, был ли он инфицирован данным вирусом ранее. Перефразирую поговорку – Не так страшен черт, как его малютки, – можно сказать, что последствия и осложнения гриппа гораздо опасней, чем само заболевание. В некоторых случаях оно вызывает серьезные поражения сердечно-сосудистой системы, легких и даже головного мозга. резко снижает и может привести к летальному исходу у пожилых и детей.

Грипп опасен для всех. Малыши беззащитны против него, потому что не успели выработать антитела, пожилые – потому что их антитела «не работают» из-за ослабления иммунитета. Главная особенность гриппа в том, что переболевший им человек остаётся восприимчивым к повторному заражению, ведь вирус заболевания очень изменчив.

Какую вакцину против гриппа выбрать?

На сегодняшний день наиболее эффективным средством во всем мире признана ежегодная вакцинация . В России оптимальное время для этой процедуры – октябрь-ноябрь. Так как вирус активен в нашей стране с декабря по март, полноценный иммунитет после вакцинации вполне успеет сформироваться.


В подавляющем большинстве случаев вакцины вводят инъекционно, но есть и альтернативный способ – через слизистую носа. При этом уменьшается риск нежелательных последствий и формируется местный иммунитет. К сожалению, такой способ приемлем лишь для единичных вакцин.

Для профилактики гриппа используют живые (с ослабленными вирусами) и инактивированные вакцины с мертвыми вирусами возбудителя. Последние делятся на цельновирионные (содержат целые вирусы), расщепленные (сплит-вакцины) (из вируса взяты все белки, что обеспечивает меньшее число побочных эффектов после прививки от гриппа) и субъединичные (используются только поверхностные белки, наиболее необходимые для формирования защиты против гриппа).

Согласно недавним исследованиям отечественных ученых, инактивированные вакцины обладают хорошей переносимостью и высокой эпидемиологической эффективностью. Наряду с другими вакцинами, разрешенными к использованию на территории России, активно применяются инактивированные «Инфлювак» (Голландия) и «Ваксигрип» (Франция). Все вышеперечисленные препараты отвечают требованиям Европейской Фармакопеи (уровень защиты более 70%) и являются эффективными препаратами для профилактики гриппа. К инактивированным расщепленным вакцинам также относятся «Флюарикс» (Бельгия), «Бегривак» (Германия), «Гриппол» (Россия) и «Агриппал» (Германия).

Кому следует делать прививку от гриппа?


Вакцинация от гриппа необходима малышам в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, часто болеющим детям, которые посещают детские учреждения. Вакцинироваться следует пациентам больниц, людям с хроническими заболеваниями и нарушениями иммунитета, лицам старше 65 лет. В этой группе населения заболеваемость почти в 10 раз превышает показатели в других возрастных группах, а прививка не только защищает от гриппа, но и уменьшает частоту и тяжесть инфарктов и инсультов. Ежегодно прививаться должны сотрудники больниц и поликлиник, учителя и персонал детских учреждений. Обязательно вакцинируйтесь, если вам предстоит контактировать с малышами в возрасте до полугода.

Инактивированные вакцины вводят, начиная с 6 месяцев внутримышечно или глубоко подкожно, малышам – в переднюю верхнюю часть бедра, взрослым и подросткам – в дельтовидную мышцу плеча. Вакцинация против гриппа может быть совмещена с любыми другими прививками (кроме противотуберкулезной БЦЖ).

Противопоказания к вакцинации против гриппа: повышенная чувствительность к яичному белку или другим компонентам вакцины, обострение хронического заболевания.

Плюсы и минусы вакцинации от гриппа

Несмотря на все увещевания врачей, многие люди и по сей день считают, что лучшее лекарство против гриппа – чай с малиновым вареньем. Эти несознательные и малограмотные с медицинской точки зрения граждане серьезно рискуют не только собственным самочувствием, но и здоровьем своих детей и даже их жизнями.

Наибольшую угрозу грипп и его осложнения таят для малышей, начиная с 6-месячного возраста, которые подхватывают вирус в 3,5 раза чаще, чем взрослые. У детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет крайне высока вероятность осложнений из-за нарушения работы сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. В 40% случаев грипп приводит к и, как следствие, глухоте! Вспомните об этом в следующий раз, когда будете отказываться вакцинировать ребенка. Вы и в самом деле готовы отнять у него право на здоровую и полноценную жизнь?

По статистике, порядка 85 % вакцинированных малышей абсолютно устойчивы к вирусам гриппа, а те, которые, все-таки, заболели, переносят болезнь гораздо легче, в более короткие сроки и без осложнений. Достаточно веский аргумент «за», не правда ли?

Многие люди опрометчиво отказываются от вакцин, поскольку боятся осложнений. А зря, ведь побочные эффекты при использовании высокоочищенных субъединичных вакцин 3-го поколения («Инфлювак», «Агриппал» и «Гриппол») практически сведены к минимуму. И лучшее тому доказательство – показания к применению. Данными вакцинами разрешено прививать полугодовалых детей и беременных женщин.

Бывает, что в первые сутки после прививки повышается температура (как правило, не более 37,5 градусов), появляются озноб и слабость, но это лишь общая реакция организма. Она наблюдается всего лишь у 1% привитых детей и быстро проходит. У 4% малышей после вакцинации в месте укола наблюдаются болезненное покраснение и припухлость, которые исчезают в течение двух дней. Медики авторитетно заявляют: тяжелых осложнений после вакцинации в последние годы не было!

Споры о пользе и вреде прививок от гриппа не утихнут до тех пор, пока последний вирус этого заболевания не исчезнет с лица Земли. Сколько людей, столько и мнений, и только вам решать – вакцинироваться или нет. В любом случае, приняли ли вы решение «за» или «против», необходимо учесть все противопоказания. Тем более когда дело касается здоровья собственного ребенка!

  • 16. Морфология простейших.
  • 20. Ферменты бактерий. Использование ферментативной активности бак­терий при их идентификации
  • 27. Питательные среды и их классификация.
  • 28. Требования, предъявляемые к питательным средам.
  • 23. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.
  • 29. Особенности биологии вирусов.
  • 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. Репродукция вирусов. Вирогения.
  • 31. Бактериофаги. Типы взаимодействия фага с бактериальной клеткой. Умеренные и вирулентные бактериофага. Лизогения.
  • 36. Плазмиды бактерий и их значение.
  • 34. Изменчивость бактерий. Генотип. Фенотип.
  • 40. Нормальная микрофлора организма человека и ее значение. Дисбиозы. Дисбактериозы.
  • 41. Препараты, применяемые для восстановления нормальной микро­флоры (пробиотики, эубиотики).
  • 42. Микрофлора воды. Санитарно-бактериологическое исследование во­ды: определение микробного числа, коли-индекса. 43. Микрофлора воздуха.
  • 55-58 Антибиотики
  • 60. Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного про­цесса.
  • 62. Токсины бактерий, их свойства.
  • 63. Получение эндотоксинов и экзотоксинов.
  • 102. Характеристика возбудителей дизентерии. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфического лечения и профилак­тика.
  • 103. Характеристика возбудителя холеры. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 104. Характеристика возбудителей брюшного тифа и паратифов. Прин­ципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 107. Характеристика возбудителя ботулизма. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 120. Характеристика возбудителя столбняка. Принципы микробиологи­ческой диагностики столбняка. Распространение в окружающей сре­де. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 121. Характеристика возбудителей газовой гангрены. Принципы лабора­торной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 111. Характеристика возбудителя дифтерии. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Выявление антитоксического иммунитета. Спе­цифическая профилактика и лечение.
  • 112. Характеристика возбудителя коклюша. Принципы микробиологичес­кой диагностики. Препараты для специфической профилактики и ле­чения.
  • 110. Характеристика возбудителей туберкулеза. Принципы микробиологической диагностики туберкулеза. Туберкулин и его использование. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 105. Кишечная палочка и ее значение для микроорганизма. Принципы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых кишеч­ной палочкой.
  • 122. Характеристика возбудителя сибирской язвы. Принципы лаборатор­ной диагностики сибирской язвы. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 108. Характеристика возбудителей бруцеллеза. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лече­ния.
  • 115. Характеристика возбудителя чумы. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 117. Характеристика возбудителя сифилиса. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для лечения сифилиса.
  • 123. Возбудители хламидиоза. Принципы лабораторной диагностики. Профилактика и лечения.
  • 131. Характеристика вирусов гриппа. Принципы лабораторной диагнос­тики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 132. Характеристика возбудителя кори. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 130. Характеристика возбудителя полиомиелита. Принципы лаборатор­ной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
  • 129. Характеристика возбудителя вирусного гепатита а, е. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики.
  • 138. Характеристика возбудителей гепатитов в, с, d. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для профилактики.
  • 137. Характеристика возбудителя вич-инфекции. Принципы лаборатор­ной диагностики. Препарата для лечения.
  • 135. Характеристика возбудителя краснухи. Осложнения при краснухе. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфичес­кой профилактики и лечения.
  • 127. Характеристика грибов возбудителей микозов человека. Микотоксикозы.
  • 128. Кандидозы, условия их возникновения. Профилактика. Специфичес­кое лечение кандидозов.
  • 136. Характеристика возбудителя клещевого энцефалита. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилак­тики и лечения.
  • 139. Характеристика возбудителя бешенства. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики.
  • 114. Характеристика возбудителей.Эпидемического сыпного тифа. Бо­лезнь Брилля-Цинссера. Принципы микробиологической диагности­ки. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 69. Антигены. Свойства. Антигенная структура бактериальной клетки.
  • 71. Иммуноглобулины, структура, свойства.
  • 72. Классы иммуноглобулинов, их характеристика.
  • 73. Динамика антителообразования. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
  • 75. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов.
  • 85. Диагностикумы (бактериальные, вирусные, эритроцитарные), полу­чение и использование.
  • 88. Вакцины. Определение. Классификация. Требования, предъявляе­мые к вакцинным препаратам.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.
  • 90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.
  • 91. Химические (субклеточные) вакцины. Получение. Преимущества. Применение. Роль адъювантов.
  • 92. Анатоксины, их получение, титрование и практическое применение.
  • 94. Антимикробные сыворотки (иммуноглобулины). Получение, приме­нение.
  • 95. Антитоксические сыворотки. Получение, очистка, титрование, при­менение.
  • 54. Понятие о химиотерапии и химиотерапевтических препаратах. Синтетические противомикробные химиопрепараты.
  • 97. Методы микробиологической диагностики инфекционных заболева­ний.
  • 78. Иммунологическая толерантность.
  • 22. Дыхание бактерий. Типы дыхания бактерий.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.

    Живые вакцины представляют собой мутанты, то есть вакцинные штаммы микроорганизмов с остаточной вирулентностью, не способные вызывать специфические заболевания, но сохранившие способность размножаться и находиться в организме, приводя к развитию бессимптомной вакцинной инфекции. Вакцинные штаммы для приготовления живых вакцин были получены различными путями: методом отбора (селекции)мутантов с ослабленной вирулентностью, методом экспериментального направленного изменения вирулентных свойств озбудителя, длительным пассированием в организме животных, методом генетического скрещивания (получения рекомбинантов). В последние годы был применен еще один метод для получения вакцинных штаммов, основанный на использовании генетических скрещиваний, результатом которых являются рекомбинанты со сниженной вирулентностью. Так был получен акцинный штамм вируса гриппа А при взаимодействии авирулентного исходного штамма (содержащего гемагглютинин Н? и нейраминидазу N2) и вирулентного штамма Гонконг H3N2). Рекомбинант содержал гемагглютинин Н3 вирулентного вируса Гонконг и сохранил авирулентность исходного вакцинного штамма.Живые вакцины имеют целый ряд преимуществ в сравнении с другими видами вакцин, и связано это свойство с тем, что пребывание и размножение в организме человека и животных аттенуированных вакцинных штаммов приводит к развитию вакцинной инфекции (специфического инфекционного заболевания без выраженных клинических симптомов).Вакцинная инфекция, проявляясь ли в виде местного воспалительного процесса или сопровождаемая общей реакцией организма, всегда влечет за собой перестройку иммунобиологических свойств организма и выражается в выработке специфического иммунитета. Живые вакцины, как правило, вводятся однократно и более простыми способами (перорально, интраназально, накожно, реже подкожно). Способность вакцинного штамма размножаться и присутствие в организме постоянного антигенного раздражителя обеспечивает напряженный, прочный и довольно длительный иммунитет.К вакцинным штаммам предъявляются следующие основные требования:а) наличие остаточной вирулентности;б) достаточная иммуногенность;в) отсутствие возможности реверсии к исходным свойствам.Таким образом, вакцинные штаммы должны обладать стойкими, наследственно закрепленными аттенуированными свойствами. Для сохранения жизнеспособности и стабильности свойств

    большинство живых вакцин выпускают в сухом виде, что достигается методом лиофилизации - высушивание из-за мороженного состояния под глубоким вакуумом. Сухие вакцины могут сохраняться в течение года и более при температуре холодильника (не выше 4°-8°С).

    90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.

    Убитые - корпускулярные вакцины содержат взвеси бактерий, вирусов или риккетсий, инактивированных повышенной температурой или различными химическими веществами. Убитые вакцины применяются для профилактики инфекционных заболеваний, а также с лечебной целью (для стимуляции защитных свойств организма при хронических процессах). Для получения убитых вакцин используют высокопатогенные штаммы, полноценные в отношении вирулентности и антигенного строения, отобранные после тщательного изучения. Бактериальные культуры при приготовлении вакцин выращивают в специальных реакторах с жидкой питательной средой, позволяющих получать одновременно сотни литров бактериальной взвеси. Инактивация бактериальной массы проводится так, чтобы надежно убить бактерии с минимальным повреждением антигенных свойств. Так, гретые вакцины получают при прогревании бактерийной взвеси при 56°С, не более. При воздействии химических веществ соответственно готовят формалиновые, феноловые, спиртовые, ацетоновые вакцины. Преимуществом убитых вакцин является относительная простота их получения, не требующая длительного выделения и изучения штаммов, большая устойчивость при хранении и более длительный срок пригодности. К недостаткам вакцин из убитых бактерий следует отнести их меньшую иммуногенность и необходимость двух или трехкратных прививок. А такие вакцины как формалинизнрованные еще и достаточно реактогенны, вызывая местную реакцию (боль, чувство жжения на месте введения) и общие явления с повышением температуры тела. Иммунитет после введения убитых вакцин менее продолжителен в сравнении с иммунитетом, развивающимся после вакцинации живыми вакцинами. Вакцины из убитых бактерий с успехом применяются и для лечения инфекционных заболеваний, имеющих характер хронического процесса (бруцеллез, хроническая дизентерия, хроническая гонорея, стафилококковые инфекции). Вакцины из убитых бактерий вводятся при недостаточной эффективности лекарственных препаратов, часто связанной со снижением антибиотикочувствительности возбудителен. Действующим началом таких вакцин является микробная клетка с входящими в ее состав антигенами, которые стимулируют иммуногенез. При лечении убитыми вакцинами активируются фагоцитарные свойства лейкоцитов и клеток макрофагальной системы, усиливается иммуногенез. Действие вакцин строго специфично, применение индивидуально. Это связано с тем, что вакцинотерапия вызывает у больных,

    как правило, обострение инфекционного процесса.

    Мы живем во время парадоксов. Несмотря на то, что современная наука и медицина сделали большой рывок вперед, все чаще стали появляться движения, отрицающие достижения человечества и пропагандирующие возвращение к средневековью. Например, большое распространение получает явление так называемого , при котором группа людей отрицает существование ВИЧ и призывает к этому остальных. Отрицание очевидного приводит к тому, что слабохарактерные люди оказываются втянуты в западню, из которой без последствий для себя и близких выбраться удается весьма редко.

    Еще один бич современности – так называемое движение антивакцинаторства, или просто противников против прививок для детей, а также взрослых. Как и в случае со СПИДом, большинство аргументов сторонников антивакцинаторства не имеют под собой научных оснований, и пропаганда подобного движения становится в ряд с гомеопатией и зарядкой воды через экраны телевизоров.

    Ежегодно от инфекционных заболеваний в мире умирают сотни тысяч детей. Столбняк, коклюш и корь не щадят жизни новорожденных, и ограничить количество погибших удается только с помощью вакцинации. Несмотря на то, что многие видят в прививках исключительное зло, они помогли победить оспу, тиф, некоторые виды гепатита и другие болезни, которые до изобретения вакцины уносили бесчисленное множество жизней на протяжении столетий.

    Сможем ли мы когда-нибудь получить идеальную вакцину от всех болезней? История убеждает нас, что вакцинации бояться не стоит.

    Невидимые убийцы

    Самая большая угроза для человека всегда таилась в микроорганизмах, вызывающих инфекционные заболевания. Опасность эпидемии сопоставима с падением метеорита на Землю. Тема распространения вирусов невероятно популярна у голливудских режиссеров, ведь она вызывает страх и благоговение перед неотвратимостью конца. Сценаристы изящно спекулируют на страхах людей, и у этого есть исторические основания.

    История знает много случаев , которые уносили тысячи и миллионы человеческих жизней. Упоминание самых опасных из них вызывает неприятный холодок на спине даже сейчас.

    В повседневной жизни человек окружен невидимыми для невооруженного глаза микроорганизмами. Мы постоянно с ними контактируем, не всегда без последствий, но активное сопротивление развитию микробов в организме оказывает уникальный механизм защиты, которым нас наделила природа – иммунитет. И врожденный, и адаптивный иммунитет ежедневно отсекают тысячи контактов с микроорганизмами, которые, в случае его отсутствия, могли бы привести к печальным последствиям.

    Иммунитет – это способность организма противостоять воздействию различных веществ и микроорганизмов, которые каким-либо образом влияют на его ткани и клетки. Это настоящий интеллектуальный механизм, который способен вычислять чужеродные организмы в теле человека и вырабатывать к ним антитела, уничтожающие их.
    Иммунитет бывает врожденным, который человек получает от матери, и приобретенным (адаптивным), когда защита от инфекций вырабатывается в ходе заболевания или вакцинации .

    Первые пробы вакцинации и первые победы

    Первые случаи попыток «игр» с иммунитетом упоминаются еще в древних летописях из Индии и Китая. Аптекари и лекари тех времен активно практиковали процедуру инокуляции – прививали своим пациентам легкую форму оспы с помощью особой жидкости, которую собирали с больных. Впрочем, такой способ мог привести и к смертельному исходу, ведь процесс не контролировался и прививка шла «на глаз».

    Чуть позже в Англии заметили интересный факт: доярки, которые переболели коровьей оспой, не являющейся смертельной для человека, после этого никогда не заболевали натуральной оспой. Этим наблюдением решил воспользоваться английский аптекарь и врач Эдвард Энтони Дженнер в 1796 году. Он собрал жидкость из гнойных пузырьков с руки доярки, которая болела коровьей оспой, и ввел ее 8-летнему мальчику по имени Джеймс Фипс. Звучит жутко, но когда Дженнер, спустя полтора месяца, ввел мальчику вирус натуральной человеческой оспы, его догадки полностью подтвердились – мальчик не заболел.

    Новости о новом способе избавления от смертельного на тот момент заболевания быстро разлетелись по Европе. В 1801 году в России прогрессивная императрица Екатерина II ввела указ, согласно которому все жители страны обязаны привиться от оспы по эффективному методу доктора Дженнера. Такое решение вызвало массу недовольства у населения, которое не блистало образованностью в те времена, поэтому люди просто не понимали, как фактически смертельная болезнь может защитить здорового человека от заражения в будущем. Люди «косили» от прививок активнее, чем сейчас это делает молодежь от армии. Глядя на творящийся в стране хаос, Екатерина пошла на беспрецедентный шаг: она сама публично привилась от оспы на глазах у своих подданных, однако и это не помогло. Согласно указу, стражам правопорядка приходилось насильно тащить в пункты прививания толпы людей, которые считали, что их просто хотят убить.

    Несмотря на трудности, прививание оспы на территории России шло относительно успешно, и в ближайшие несколько лет эта процедура распространилась в ближайших странах, однако смертность от оспы была по-прежнему высока. Это было обусловлено невозможностью привить всех по физическим и территориальным причинам, а также недостаточной эффективностью и опасностью самой вакцины. К началу двадцатого века оспа продолжала уничтожать людей. Некоторые источники утверждают, что за первые несколько десятилетий в 20 веке от оспы умерло более трехсот миллионов человек.

    После открытия метода ослабления прививаемой болезни, оспопрививание возобновилось с новыми силами. В СССР всеобщая вакцинация возобновилась в 1919 году, и всего через 17 лет оспу признали побежденной на территории Советской России. Несмотря на это, прививки от оспы продолжали делать на протяжении нескольких десятков лет.

    Решение о всеобщей вакцинации мирового населения ВОЗ приняла в 1967 году. Столь глобальный шаг привел к тому, что к 1980 году натуральная оспа была признана полностью уничтоженной. Об этом заявили медики на докладе в Женеве на Всемирной Ассамблее Здравоохранения. Несмотря на это, в холодильниках биологических лабораторий до сих пор хранятся опасные штаммы оспы и других заболеваний, которые могут когда-нибудь попасть не в те руки. Оспа стала первым полностью побежденным заболеванием с помощью метода вакцинации.

    К сожалению, такими громкими успехами относительно других болезней похвастаться медикам не удалось. Еще одно заболевание, которое удалось уничтожить с помощью прививок – чума крупного рогатого скота. После этого потенциал медиков иссяк, и в наших реалиях с помощью прививок мы можем лишь уберечь человека от заболевания, но не стереть саму болезнь с лица земли.

    Идея искусственных прививок пришла в голову химику из Франции Луи Пастеру в 1872 году. Согласно истории, Пастер торопился уехать в отпуск и второпях забыл на столе колбу с куриной холерой. По возвращению, химик с удивлением обнаружил, что бактерии в колбе совсем ослабли, но при этом сохранили свою способность прививать иммунитет. Метод Пастера стал революционным в борьбе с заболеваниями, а также позволил значительно снизить риски серьезных осложнений при введении вакцины пациенту. Спустя несколько лет, Луи Пастер смог синтезировать еще две вакцины на основе ослабленных бактерий – против бешенства и сибирской язвы. К слову, процесс пастеризации был создан именно этим ученым, за что и получил название в честь своего первооткрывателя.

    Развитие вакцинации и борьба с бешенством

    Убедившись в эффективности прививания оспы, врачи 19 века продолжили исследования ослабленных бактерий основываясь на методе Пастера. Следующей болезнью, которую медики решили массово прививать, стало бешенство. В 1886 году в Одессе была открыта лаборатория, в которой начали делать вакцинацию от этого недуга. Желающих было не много, однако страх у укушенных дикими животными превозмогал опаску перед прививкой.

    Метод Пастера использовался на протяжении достаточно длительного времени и лишь к восьмидесятым годам 20 века биологи разделили способы вакцинации на три вида: живыми вакцинами, «мертвыми» и химически активными.

    Живая вакцина основана на методе Пастера, когда микроорганизмы искусственно ослабляют, чтобы они не несли значимой опасности для организма пациента.

    «Мертвые» вакцины изготавливают из «деактивированных» микроорганизмов, которые убивают с помощью температурной обработки, радиоактивным или ультрафиолетовым излучением и т.д. При этом вакцина сохраняет свои свойства и может быть использована в качестве полноценной прививки против болезни.

    Сложнее всего дела обстоят с химически активными вакцинами. Их получают искусственным путем на клеточном уровне с помощью сложных манипуляций. Фактически они создаются не из микробов, а из отдельных элементов, называемых антигенами.

    Наибольшее внимание в современной медицине уделяется вакцинации новорожденных детей. Организм младенца при рождении подвергается резкой атаке различных инфекций и вирусов, многие из которых смертельны. Укреплению иммунитета новорожденного способствует много факторов, среди которых и кормление грудью, ведь с молоком матери ребенок получает необходимые антигены, помогающие бороться с болезнями. Но иногда случается так, что кормление невозможно, или мать не совсем здорова. В таких случаях очень важно довериться лечащему врачу и рассмотреть необходимость вакцинации.

    Решение о массовой вакцинации новорожденных в СССР было принято лишь в 1962 году, но, к счастью, стало распространенной практикой и, на данный момент, принято на законодательном уровне.

    Лечение туберкулеза

    С древних времени туберкулез уносил миллионы человеческих жизней. Чахотки боялись не меньше, чем тифа и чумы. Больные туберкулезом считались обреченными и такой диагноз был равносилен смертному приговору. Глядя на успех в борьбе с другими болезнями с помощью вакцинации, врачи решили попробовать выделить вакцину из крови больного туберкулезом человека.

    Живой и ослабленный штамм туберкулезной палочки был получен в 1921 году учеными из института Пастера биологами Альбером Шарлем Кальметтом и Камилем Герреном. Новый штамм получил название в честь своих первооткрывателей – BCG (Bacillus Calmette–Guérin). Первые испытания прошли в этом же году. Пациенткой стала новорожденная девочка, чья мать скончалась при родах от осложнений, вызванных туберкулезом. У ребенка были все шансы умереть, однако прививка спасла ему жизнь.

    Спустя несколько лет, Альбер Кальметт отправил образец своей ослабленной бактерии в Россию, в институт народного здравоохранения имени Пастера. Наши врачи не торопились распространять вакцину среди новорожденных, решив заняться предварительными исследованиями. Лишь в 1925 году российские иммунологи разрешили использовать прививку. В первую очередь ее применение было рекомендовано в регионах, где происходили вспышки эпидемии туберкулеза.

    Стоит отметить, что эта вакцина не является стопроцентной гарантией для пациента, что он не заразится при контакте с какими-либо формами туберкулеза. Чтобы такая прививка давала стопроцентный эффект и надежно укрепляла иммунитет, нужно вмешиваться в строение бактерии на таких микроуровнях, которые не доступны человеку на данном этапе развития технологий. Впрочем, на безрыбье и рак рыба. Лучше лишний раз перестраховаться и сделать прививку, чтобы оградить себя хотя бы частично.

    Борьба с полиомиелитом

    Немного лучше складывалась борьба врачей с полиомиелитом – чрезвычайно опасным инфекционным заболеванием, которое поражает спинной мозг, отчего ребенок становится инвалидом или погибает. Угроза полиомиелита всерьез озаботила врачей в первой половине 20 века, что спровоцировало срочную разработку вакцины против этого недуга, который поражал детей.

    Учитывая заразность и опасность полиомиелита, врачи приняли решение использовать «мертвый» вид вакцины. В 1954 году американский врач Джонас Солк придумал способ, при котором бактерии полиомиелита убиваются формалином – водным раствором формальдегида, повсеместно распространенного химиката, использующегося в медицине и промышленности. Ученый испытал прививку на своем сыне, однако, когда вакцина поступила в клинические заведения, в лабораторию начали поступать сведения о тяжелых осложнениях и даже случаях смерти, поэтому «мертвая» вакцина от этой болезни была признана несостоятельной.

    Вторую попытку победить опасную болезнь сделал американец Альберт Сэйбин в 1957 году. В отличие от своего коллеги Солка, Сэйбин решил использовать метод Пастера и изготовить живую вакцину. Она оказалась эффективнее, и ученый решился испытать ее на своих детях. Несмотря на положительный результат, департамент здравоохранения США отверг этот вид вакцины, помня о неудачной попытке экспериментов с «мертвым» вирусом полиомиелита. Альберт Сэйбин оказался подавлен бюрократией, и чтобы спасти результаты своих исследований, он передал их в СССР для дальнейших исследований.

    Работу Сэйбина принял советский микробиолог Михаил Чумаков, который придумал совершенно новый вид вакцинации пациентов – оральный. Чумаков вместе со своим коллегой, доктором Анатолием Смородинцевым, изобрели самые настоящие конфеты с ослабленным вирусом, которые дети с удовольствием принимали как обычные леденцы. Как и их американские коллеги, Чумаков и Смородинцев испытали вакцину на своих внуках, и она позитивный результат.

    Успех Чумакова был одобрен в верхушке советской власти, и профессору дали разрешение на массовое производство вакцины в драже. Эффективность такого метода была столь высока, что всего за пару лет в СССР удалось почти полностью уничтожить полиомиелит. К сожалению, успех на этом ограничился, и стереть болезнь с лица земли не удалось.

    Ежегодно в малоимущих странах тысячи детей заболевают полиомиелитом. ВОЗ прилагает все усилия, чтобы остановить заражение, однако антисанитарные условия жизни и нищета стран третьего мира одерживает верх.

    Профилактика гепатита

    Одно из самых коварных заболеваний на сегодняшний день – гепатит. Как известно, гепатит бывает нескольких видов, и один из них – вид С – плохо поддается лечению. Однако Гепатит А и В были побеждены с помощью вакцин.

    Разработка вакцины от гепатита В стала возможной благодаря развитию генной инженерии. Чтобы получить ослабленный вирус, ученым уже недостаточно просто поставить его в некомфортные условия. Лишь при определенных манипуляциях с ДНК вируса ученым удалось сформировать его молекулы, которые не оказывают патогенного влияния на организм пациента, при этом укрепляя его иммунитет. Разработка такой вакцины обходится невероятно дорого, однако ее преимущества затмевают все плюсы живых и мертвых вакцин.

    В 1986 году профессор биохимии Пабло Валенсуэла из Калифорнийского университета смог создать уникальную вакцину против гепатита В в виде обычных драже, как это, в свое время, сделали Чумаков и Смородинцев для победы над полиомиелитом. Безопасность генно-модифицированной вакцины была сразу же отмечена ВОЗ. Чуть позже ученые научились культивировать подобные вакцины с высокой эффективность, что снизило их стоимость в разы.

    Спустя некоторое время выяснился один из «побочных» эффектов вакцины от гепатита В – она косвенно снижала риск заболевания раком печени. Таким образом, на сегодняшний день угрозой для человека является вирус гепатита С, однако все чаще в научной литературе появляются статьи, которые позволяют поверить в то, что изобретение вакцины от этого вида гепатита произойдет в ближайшие годы.

    Профилактика гриппа

    Грипп – одно из самых распространенных сезонных заболеваний, которое не щадит никого. По статистике, ежегодно этот вирус переносят с разного вида последствиями около 1/7 населения земного шара. У многих пациентов грипп вызывает столь сильные осложнения, что организм человека не в состоянии справиться с болезнью, что приводит к смерти больного.

    Самой страшной пандемией для человечества стала вспышка «испанки» в начале 20 века. По некоторым данным, испанский грипп убил 5% населения планеты всего за полтора года. Эпидемия унесла больше жизней, чем Первая мировая война, которая шла в эти же годы.

    В наше время с экранов телевизоров также появляются сообщения о вспышках гриппа разных видов, который всегда идет на шаг впереди вирусологов. В плане изготовления вакцин, вирусы гораздо сложнее, нежели микробы. Они постоянно мутируют и только у одного гриппа насчитывается до двух тысяч разных штаммов. Поскольку для каждого из них изготовить вакцину нереально, вирусологам приходится предугадывать, какой из штаммов поразит людей в предстоящем году, после чего прививки распространяются по клиникам для всех желающих.

    Прививки детям - достаточно наболевшая тема для многих родителей. Все они, стоит упомянуть о плановой вакцинации, в одночасье делятся на два лагеря – противников, которые пугают страшилками ужасных последствий, и людей, которые хотят защитить своих малышей от довольно-таки опасных болезней с помощью рекомендованного врачами способа – прививок. Чтобы понять, нужно ли делать прививки детям плюсы, минусы этого, давайте попробуем на www.сайт разложить все страхи антипрививочников по полочкам, их «минусы» и адекватно рассмотреть их.

    Первый аргумент, который выдвигают противники, говорит о том, что плановая вакцинация истощает иммунитет малышей. Вроде бы он расходуется попусту, вместо того, чтобы быть готовым сразиться с подстерегающими его болячками. Но с логической точки зрения – наш мир – не стерильная пробирка. Человек ежедневно сталкивается с массой негативных микроорганизмов. Но все эти возбудители не проходят барьерную защиту организма. Чаще всего инфекции не уходят дальше, чем лимфоузлы. И это нормально.

    Если же стараться сократить количество контактов организма с негативными бактериями и вирусами, то иммунная система, от нечего делать, переключается на совсем уже безобидные вещи. Это провоцирует развитие аутоиммунных и аллергических заболеваний. Так что с этой точки зрения прививки позволяют не забывать иммунитету о своем предназначении.

    Антипривиочники уверенны, что если при естественной передаче вируса, он попадает на слизистые и кожу, то при вакцинации, он вводиться подкожно, что сбивает иммунитет с толку и не дает выработаться нормальным антителам. Что же, это утверждение имеет некоторую логику. При попадании вируса на кожу и слизистые, начинает вырабатываться, так называемый, первичный иммунитет.

    В дальнейшем, когда вирус добирается до кровеносной системы, начинается выработка вторичного иммунитета, его еще называют приобретенным. В момент вакцинации путем подкожного введения препарата первый барьер – кожа и слизистые – искусственно прорывается с помощью иголки шприца, и вакцина стимулирует выработку уже более сильного иммунитета.

    Многие ярые противники плановых прививок видят угрозу в составе вакцин, как например, в соединениях ртути и алюминия. Угрозу они видят в призрачной связи между ними и развитиями разных заболеваний. Так, например, консервант тимеросал является соединением ртути. Из-за него, множество родителей, в свое время, отказались проводить плановую вакцинацию от кори, паротита, краснухи. Это вызвало всплеск этих заболеваний.

    Аргументом родителей служила информация о том, что это ртутное соединение связано с развитием аутизма у детей. Проведенные исследования доказали, что тимеросал быстро и полностью выводится из организма, и не может никоим образом повлиять на возникновение этого заболевания. Тем не менее, его решили убрать из состава многих прививок для всеобщего успокоения.

    Что же касается алюминия, то вакцины содержат алюминиевые квасцы. Их невозможно убрать из состава, по той причине, что именно они необходимы для выработки антител.

    Но все же слышали, что алюминий вреден? И никого не успокоить тем, что в вакцинах содержатся его соли, которые, к примеру, являются одним из активных компонентов лекарств от изжоги.

    Многие родители отказываются даже от реакции манту, ведь в ней содержится токсическое вещество – фенол. Но для того, чтобы оно стало опасным дозу необходимо превысить раза в три-четыре. А, кроме того, фенол самостоятельно образуется в нашем организме, благополучно выводясь с продуктами жизнедеятельности.

    Что же касается реакции на прививки, то многие из них абсолютно нормальны. К таким относят зуд, припухлость, боль в месте укола, вполне допустимы головная боль и повышение температуры. Стоит отметить, что это не относится к людям с серьезными нарушениями иммунитета и аллергикам. Об их вакцинации стоит отдельно консультироваться с врачом иммунологом.

    Что же касается серьезных осложнений после прививок – судорог, анафилаксии, то необходимо учитывать статистические данные исследований. Например, риск серьезных осложнений после инфицирования корью, паротитом или краснухой оставляет 1:300, а шансы осложнений в виде судорог 1:3 000, в виде анафилаксии 1:1 000 000.

    Гепатит может вылиться в такие осложнения, как рак печени или цирроз в одном случае из четырех, у малышей он переходит в хроническую форму в девяти случаях из десяти. А шансы осложнения после прививки 1:600 000. Вакцинация предупреждает такое развитие ситуации - плюсы прививки очевидны!

    Вакцина АКДС, о которой сколько споров имеет такие цифры статистики:

    Шансы смерти после заражения: Коклюш 1:800, дифтерия 1:20, столбняк 1:5; возможность анафилаксии после вакцинации 1:50 000; повышение температуры и/или судороги 1:5 000; потеря сознания и гипотония 1:350.

    Подобные статистические данные есть и обо всех других вакцинах.

    Если вы задумываетесь, а делать ли прививки малышу, прививать ли ребенка, рассматривайте серьезность этого заболевания, и какие шансы у вас есть им заразиться. Это зависит и от эпидемиологической обстановки в вашем районе, и количества не привитых детей, и от окружения малыша в детском саду, школе и дома. Так, например, сосед по лестничной клетке вполне может быть носителем активной формы туберкулеза. Сопоставьте все риски, а уже потом делайте свой осознанный выбор. При этом знайте, что число людей на земном шаре и возраст жизни всегда росли пропорционально успехам медицины, а не вопреки им – в этом плюсы ее достижений, а полагаться на природный отбор, что иммунитет вашего ребенка сам выстоит – рискованно.

    Болезнь известна миру достаточно давно. Первое упоминание этой болезни представляется в виде изображения человека, у которого одна нога короче другой и свисает ступня – это последствия паралича после перенесённого полиомиелита. Гиппократ описывал случаи болезни полиомиелитом. Долго заболеваемость этой инфекцией была в небольших количествах, и общество не заостряло на ней своего внимания.

    Ситуация начиная с XIX века изменилась. Количество детей заболевавших паралитической формой росло, дети, переболевшие полиомиелитом, становились инвалидами до конца жизни. Учёные выяснили, что источник заболевания - вирус, и начали разрабатывать вакцину против этого заболевания. Исследования продвигались долго, в качества образца исследования были лишь обезьяны, которых было мало, и получить больше было сложно. В это время болезнь разрасталась, речь уже шла об эпидемии.

    В начале XX века человечеству уже было известно, что полиомиелитом болеют только раз в жизни, повторно никто не заражается. А это значит, что инфекция вырабатывала в организме иммунитет, поэтому вакцинация и ревакцинация являются самым лучшим способом борьбы против болезни.

    В XX веке была создана живая ослабленная вакцина для орального способа введения. Частицы вируса размножались после попадания в организм, это приводило к тому, что иммунная система реагировала и вырабатывала антитела способные защитить человека от заражения. Однако есть риск осложнений, которые выражаются в поствакцинальном вялом параличе, это один из видов заболевания.

    Применяются 2 разновидности вакцин от полиомиелита:

    • инактивированная для введения под кожу;
    • жидкая в каплях, которые вводятся орально.

    Описание препаратов для прививки

    Описание
    Оральная Каждый год вызывает случаи вялого паралича в РФ; Состоит из ослабленного полиовируса; Вводится орально, в полость рта;Разрешается применение для второй и третьей вакцины; Пациентом с дефицитом иммунной системы противопоказана; Для пациентов с повышенным риском заболеть полиомиелитом; Для прививания здоровых детей; В иных случаях вакцину используют для ревакцинации.
    Инактивированная Редко происходят осложнения; Состоит из убитого полиовируса; Вводят внутримышечно, либо подкожно; Можно прививать детей до года и пациентов со слабым иммунитетом; Если есть чувствительность к полимиксину В, неомицину и стрептомицину, то противопоказана;

    Когда делать прививку?

    Каждая отдельная страна делает прививки от полиомиелита по своему графику. Это связано с тем, что в каждой стране свой риск заболеть с рождения. Там, где до сих пор регулярно случаются случаи инфицирования, прививку делают в первые дни после рождения. В нашей стране вакцинация происходит следующим образом:

    • вакцина от полиомиелита вводится в 3,4,5 и 6 месяцев
    • ревакцинация в полтора года
    • ревакцинация в 20 месяцев
    • последняя ревакцинация - в 14 лет.

    В РФ часто вакцинацию проводят по следующей схеме: первое введение в 3 месяца, второе - в 4,5 месяца осуществляется методом ИПВ, а следующие прививки - с ОПВ. Важно также сделать ревакцинацию от полиомиелита.

    Тип прививки, сроки проведения вакцинации могут быть и другими, это зависит в первую очередь от состояния здоровья маленького пациента.

    Эти изменения вправе вносить участковый врач педиатр, основываясь на различных данных, в том числе на результатах анализов.

    Побочные действия после прививки:

    Существует опасность неспецифических осложнений после вакцинации от полиомиелита в различных формах, а именно:

    • отёк - местная реакция, место прививки может покраснеть и быть болезненным, но продолжаются эти ощущения максимум 2 дня;
    • увеличение лимфоузлов;
    • на коже появляется зудящая сыпь, называемая крапивницей;
    • анафилактический шок;
    • отёк Квинке;
    • температура тела выше нормы;
    • болезненные мышцы;
    • судороги во время лихорадки;
    • в течение 14 дней повышенная активность.

    Перечисленные выше реакции появляются редко и причиной, как правило, является несоблюдение правил вакцинации: вакцину вводят человеку с низким иммунитетом либо сразу после болезни.

    Когда нельзя вакцинировать

    Вакцинация ребёнка - это серьёзная задача и вся ответственность главным образом лежит на маме и папе. Перед прививанием у педиатра необходимо взять направление на сдачу анализов крови и мочи, так как результаты помогут участковому врачу дать заключение о состоянии здоровья ребёнка и сказать, можно ли ему в ближайшее время делать прививку. Такие же требования необходимо соблюдать и при ревакцинации полиомиелита.

    Нельзя делать прививку, если у ребёнка:

    Если ребёнок переболел инфекцией, то делать прививку от полиомиелита можно не раньше чем через 14 дней после выздоровления , при условии, что анализ крови хороший. Также нельзя делать прививку, если малыш полностью здоров, но дома из окружающих ребёнка кто-то болен инфекционным заболеванием. Если ребёнку предстоит вакцинация, то за неделю до неё нельзя начинать давать новые продукты.

    Описание полиомиелита

    Полиомиелит – это инфекция, передающаяся орально либо фекально. Поэтому в народе её называют не иначе как «болезнь грязных рук». Часто болезнь происходит без симптомов или проявляется как острая респираторная вирусная инфекция, инфекция в кишечнике. Если же вирус проникает в центральную нервную систему , то заболевание протекает в тяжёлой форме, болезнь поражает спинной мозг. Человек больной любой формой этой инфекции - заразен.

    Вирус проникает в окружающую среду с фекалиями, слизью из ротовой полости и воздушным путём. Полиомиелит - болезнь, приводящая к летальному исходу, от неё нет лекарства и прививание - это единственный метод защиты.

    Заражение полиомиелитом происходит:

    • при несоблюдении правил личной гигиены;
    • при употреблении заражённой некипячёной воды;
    • при употреблении грязных продуктов.

    Протекание инфекции может быть разнообразным, это зависит от формы полиомиелита . Первая стадия, как правило, характеризуется повышенной температурой тела, слабостью, головной болью, расстройством желудочно-кишечного тракта и судорогами. При переходе начальной стадии во вторую у непривитых больных симптомы проходят, но возникают паралич нижних конечностей, парезы, паралич дельтовидной мышцы, мышц лица, туловища или шеи.

    Нужно ли делать прививку от полиомиелита ребёнку?

    Прививку от полиомиелита следует впервые делать в 3 месяца, это связано с тем, что организм ребёнка неустойчив и не способен защитить себя, иммуноглобулины, полученные от матери при грудном вскармливании, к этому периоду заканчиваются. Нет однозначных научных результатов о том, что прививка эффективна и побочные явления могут принести меньше вреда, чем последствия от перенесённой болезни.

    Если ребёнок не прививался, то первая стадия скоро переходит во вторую. В России эта вакцина есть в списке обязательных прививок в первые годы жизни ребёнка. Каждый родитель чтобы сделать выбор между вакцинацией и отказом от неё должен подумать: видел ли он вспышки полиомиелита, кори или оспы среди своих знакомых, близких? Введение повсюду в практику профилактической вакцинации позволило обезопасить жизнь и здоровье детей в современном мире.

    Очаги этой инфекции до сих пор сохраняются в странах Африки и Ближнего Востока, это связано с плохим уровнем жизни и низким уровнем медицины, в том числе и вакцинации. Туризм в вышеперечисленные страны развивается, это способствует проникновению инфекции в нашу страну. Поэтому как можно больше детей, проживающих на территории РФ должны сделать прививку от полиомиелита в профилактических целях .

    В нашей стране прививка от полиомиелита делается вместе с АКДС.

    Прежде чем вы примете решение делать прививку от полиомиелита или не делать, убедитесь в том, что хорошо осведомлены об этой болезни, о самой вакцинации, её последствиях, плюсах и минусах.



    Загрузка...