caspian72.ru

Скандинавская ходьба в детском саду. Здоровье ребенка: польза скандинавской ходьбы

Цели:

Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;

Повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей.

Задачи:

- укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма;

Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных;

Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга;

Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Колокольчик» г. Южно-Сахалинска

Программа работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей 6-7 лет и родителей (законных представителей)

Подготовил:

Инструктор по физкультуре

МБДОУ №13 «Колокольчик»

Г. Южно-Сахалинска

Е.В. Бурикова

г. Южно-Сахалинск

2015г.

Актуальность проблемы

Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. В условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Рост заболеваемости, по некоторым показателям, настолько высок, что это вызывает серьезную тревогу за судьбу и здоровье нации. Причин этому множество: ухудшение экологической обстановки; несбалансированное питание, насыщенное ГМО; информационно-психологические перегрузки; снижение двигательной активности. Ярко выражена эта проблема и в нашем МБДОУ. Например, данные мониторинга состояния здоровья воспитанников подготовительной к школе группе в 2014г. позволили сделать вывод о том, что 20% детей часто болеющих (ЧБД); 2,5% детей имеют низкий тонус мышц спины; 2,5% с легкой возбудимостью; 35% - с нарушением формирования стопы (плоскостопием). С 2015 года в ДОУ поступило 12% детей с низким иммунитетом, ранее не посещавших детский сад.

Забота о здоровье воспитанников приоритетная задача дошкольного учреждения. Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания, на мой взгляд, в этом смысле очень важны, рационально организованный двигательный режим, разнообразие подвижных мероприятий по формированию осознанного отношения и своему здоровью.

Осуществляя поиск средств и методов для оздоровления, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста путем формирования у них потребности в движении, я остановилась на подготовке и реализации программы работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и родителей.

В основу работы клуба положены:

Нормативно-правовые документы:

  1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
  2. Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155, об утверждении ФГОС ДО
  3. Инструктивно-методическое письмо МО и Н РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». от 14.032002г. №65/23-16.
  4. СанПиН от 15.05.2013г. №3049-13
  5. Приказ Минздрава РФ и инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений от 04.04.2003г. №139

Что такое скандинавская ходьба ? Ходьба с палками, северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба - это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. Такой ходьбе легко научиться и она имеет много преимуществ:

Улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких;

Активизирует процессы обмена веществ;

Укрепляет мышцы туловища;

Уменьшает нагрузку на тазобедренные и коленные суставы;

Оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию;

Повышает стрессоустойчивость организма.

Ходьба с палками вобрала в себя технику различных направлений спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей дошкольного возраста с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям, она позволяет поддерживать организм в хорошей физической форме.

При регулярной ходьбе с палками формируется правильная походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка. Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость ребят и увеличивается длительность их тренировки. Скандинавская ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей одновременно.

Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности. Зимой и летом, в городе и на природе, в компании или в одиночестве – достаточно взять палки в руки, сделать первый шаг – и ты уже идешь к здоровью!

Принципы использования скандинавской ходьбы с палками:

принцип сознательности (направлен на воспитание у детей глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма);

принцип постепенности и последовательности (постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия);

принцип повторности (повторение различных по характеру физических нагрузок, правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха);

принцип индивидуализации (соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность);

принцип систематичности и регулярности.

Данные принципы являются основой тренировочного процесса. Они определены теорией и практикой физической культуры и спорта. Их соблюдение гарантирует н успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Основные цели и задачи работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и их родителей.

Цели:

Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;

Повышение роли семьи в физическом воспитании, оздоровлении и гармоничном развитии детей.

Задачи:

- укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма;

Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных;

Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга;

Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Пояснение.

Обучение технике скандинавской ходьбы ориентировано только на детей. Родителям для повышения компетентности по вопросам оздоровления и воспитания детей, предоставляется информация о скандинавской ходьбе, в виде консультаций, мастер-классов. Родители приглашаются для прохождения маршрута вместе с детьми на каждое 4 занятие месяца. Дети демонстрируют родителям полученные умения и навыки.

Структура работы

I этап – подготовительный

Месяц

Мероприятие

Пояснение

Июнь 2015

Подготовка материально-технической базы (приобретение палок для детей и родителей (законных представителей))

Длина палок вычислена по росту каждого ребенка (палки должны быть короче роста малыша на 25 см.). Особое внимание уделено безопасности. Палки изготовлены из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце. Правильный подбор высоты палок для взрослых рассчитывается по формуле А=В*0,7, где А – высота палок в см, а В – рост человека в см.

Август 2015

Разработка комплекса подготовительных упражнений.

В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки

Разработка методических материалов (конспекты вводных бесед для детей, наглядность)

Конспекты бесед по темам:

«История появления скандинавской ходьбы»; «Подготовка к занятиям скандинавской ходьбой».

Подбор литературы, подготовка фотоальбома о скандинавской ходьбе.

Август 2015

Разработка информационно-методических материалов для работы с родителями(законными представителями).

Конспекты бесед по темам:

«История появления скандинавской ходьбы»;

Изготовление информационных буклетов по теме «Техника скандинавской ходьбы»:

Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой. Консультации: -Дыхание – основа жизни (врач – реабелитолог); -Зарядка в городе; -Выбор семейного маршрута по скандинавской ходьбе. -Мастер-класс для родителей «Скандинавская ходьба в детском саду».

Август 2015

Разработка основных маршрутов для ходьбы.

Маршрут №1. На территории детского сада. Протяженностью 500м, по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте. Маршрут №2. На территории сквера по пересеченной местности с небольшим перепадом высот. Сквер находится в 5 минутной ходьбе от детского сада. Маршрут №3. На территории лесополосы городского парка, по пересеченной местности с небольшим и средним перепадом высот. Маршрут проходит по интересным, красивым, разнообразным местам, насыщенным свежим и чистым воздухом.

Территория, отведенная для занятий, отвечает требованиям безопасности, максимально защищена от ветра, просматриваема.

Июнь-июль 2015

Разработка комплексов занятий

1 комплекс рассчитан на 1 квартал (всего 12 занятий в квартал, из них: 4 занятия - разучивание попеременного и одновременного шагов, подъемов; 4 занятия - повторение разученного; 4 занятия – закрепление разученного).

Структура организации занятия: 1 часть – общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан на 4 занятия); 2 часть –разминочные упражнения перед ходьбой, ходьба с определенным видом шагов и подъемов (разминочные упражнения рассчитаны на 1 месяц); 3 часть – упражнения на релаксацию.

Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации. Начало занятий – осенний период. В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Занятия по скандинавской ходьбе проводятся в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.

Июнь –июль 2015

Разработка учебного плана

Количество занятий:

В неделю - 1,

В месяц - 4.

В год – 48.

Количество часов:

в день - от 15 до 30 мин.;

в месяц - до 2 часов.

II этап. План работы с детьми 6-7 лет по обучению скандинавской ходьбе.

Месяц

Комплекс ОРУ и разминочные упражнения

Техника

Общая дозировка занятия

Метраж

Маршрут

движения

Сентябрь

№ 1 (приложение № 1)

Тянем палки за собой

15 мин

Октябрь

№2 (приложение №1)

Обучение попеременному шагу

20 мин

200– 300 метров

Маршрут №1

Ноябрь

№3 (приложение №1)

Закрепление попеременного шага.

30 мин

400-500 метров

Маршрут №1

Декабрь

№4 (приложение №1)

Обучение одновременному шагу

20 мин

300 метров

Маршрут №1

Январь

№ 1 (приложение № 1)

Закрепление одновременного шага, повторение попеременного шага

25 мин + 10 мин(до места и обратно)

600 метров

Маршрут №2

Февраль

№2 (приложение №1)

Повторение одновременного и попеременного шагов.

700 метров

Маршрут №2

Март

№3 (приложение №1)

Обучение подъему шагом «елочка» Повторение одновременного и попеременного шагов

25 мин + 10 мин до места и обратно

400 метров

Маршрут №2

Апрель

№4 (приложение №1)

Закрепление подъема шагом «елочка» Повторение попеременного шага

30 мин

500-600 метров

Маршрут №3 (доставка до места автотранспортом )

Май

№1 (приложение №1)

Повторение подъема «елочка» и одновременного шага.

400 метров

Маршрут №2

Июнь

№2 (приложение №1)

Обучение подъема «лесенка» Повторение одновременного шага и подъем «елочка»

25 мин + 10 мин. до места и обратно

300 метров

Маршрут №2

Июль

№3 (приложение №1)

Закрепление подъема «лесенка» повторение одновременного шага

30 мин

600 метров

Маршрут №3

(доставка детей до места автотранспортом)

Август

№4 (приложение №1)

Использование ранее изученных шагов и подъемов. Заключительный праздничный маршрут.

25 мин + 10 мин. до места и обратно

500 метров

Маршрут №2

План работы с родителями воспитанников

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Заседание клуба № 1

Знакомство родителей (законных представителей) со скандинавской ходьбой.

История появления скандинавской ходьбы»;

«Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника».

Мастер - класс

Техника ходьбы с палками.

Январь

Заседание клуба №2

Анализ уровня развития двигательных навыков детей, приобретенных на занятиях (тренировках) скандинавской ходьбы. Консультация врача – реабелитолога: Дыхание – основа жизни.

Выставка

Литература:

1. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками: Метод рекомендации. СПб., 2012.

2. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом. СПб., 2013.

3. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. СПб., 2015.

4. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Фитнес-данс. СПб., 2010.

Апрель

Заседание клуба №3

Август

Заседание клуба № 4

Заключительный праздничный маршрут. Итоги работы клуба.

Один раз в месяц

Совместная тренировка

В соответствии с запланированным маршрутом

III этап. Подведение итогов работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и их родителей.

Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки индивидуального развития воспитанников, членов клуба и анкетирование родителей. Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).

Критерии оценки умений и навыков детей 6-7 лет:

Умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения;

Рационализация наклона тела;

Правильная координация, ускорение передвижения;

Перекрестная работа рук и ног;

Согласованность движения рук и ног;

Наличие толчка палками;

Умение анализировать и контролировать свои действия;

Осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;

Наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценности.

Ожидаемый результат:

  1. Сокращение числа ЧБД в подготовительной к школе группе с 20% до 15%
  2. Овладение детьми навыками оздоровления, здорового образа жизни;
  3. Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния
  4. Повышение уровня развития физических качеств с 52% (13 детей) до 80% (20 детей).
  5. Повышение заинтересованности и компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педагогический проект «Скандинавская ходьба» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 101 комбинированного вида» «Улыбка» Длительность проекта: долгосрочный (2014-2016) Проект подготовили: инструктор по ФИЗО Боршова Мария Юрьевна инструктор по ЛФК Мартынова Елена Сергеевна

Этап первый: Выбор темы С каждым годом растёт количество детей, страдающих различными заболеваниями, ожирением, плоскостопием, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. Существует несколько причин, по которым мы решили заниматься с детьми скандинавской ходьбой: можно заниматься в любое время года; подходит всем детям; можно ходить на любой местности; позволяет достичь большого тренировочного эффекта.

Йога Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, воздушного закаливания Формирование правильной осанки

Детский фитнес Направленное развитие всех двигательных качеств детей Развитие двигательных способностей и эмоционально- волевой сферы. Профилактика нарушений ОДА (стопа, осанка)

Скандинавская ходьба Поддержит тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела Тренирует около 90% всех мышц тела ребенка Улучшает работу сердца и легких Помогает детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий Уменьшает при ходьбе давление на колени и суставы

Актуальность темы Скандинавская ходьба является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, направлена на развитие физических качеств, таких как ловкость, равновесие, гибкость, сила и выносливость. А возможность двигаться на воздухе – значит и закаляться. Дети привыкают соблюдать определённые требования: быстро собираться и выходить на улицу организованно; помогать одевать правильно палочки, кто отстает; не играться с палками и не тыкать их друг друга во время ходьбы.

Цель проекта: формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья дошкольников Задачи проекта: Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.

Ожидаемый результат Развитие физических качеств детей, повышение скорости формирования важных двигательных навыков детей, что приведёт к сохранению и укреплению здоровья. Сформируется устойчивый интерес к занятиям по физической культуре. Улучшение внутрисемейной атмосферы.

Этап второй: «Сбор сведений» анкетирование родителей; ознакомление родителей с техникой «скандинавской ходьбы; помещение информации в родительский уголок.

Консультация для родителей на тему «Скандинавская ходьба»

Этап третий: «Разработка проекта» Взаимосвязь Скандинавская ходьба Дети Воспитатели Родители ЛФК Психолог Физическая культура Бассейн

Этап четвертый: «Реализация проекта» Месяц Техника Длит. занятия Метраж Проводится 1 раз в неделю Сентябрь Обучение координации движений ног и рук с палками 15 мин Октябрь Обучение правильной постановке палок 15 мин Ноябрь Учимся отталкиваться при помощи палок 15 мин Декабрь Обучение попеременному шагу 20 мин 200 – 300 м Январь Закрепление попеременного шага 30 мин 400- 500 м Февраль Обучение одновременному шагу 20 мин 200 -300 м Март Закрепление одновременного шага 30 мин 400 – 500 м Апрель Повторение попеременного и одновременного шага 30 мин 500 м Май Заключительный праздничный маршрут 35 мин 700 м

Формы работы с детьми умение правильно держать и ставить палки; обучение правильному дыханию; обучение разными видам шагов; закрепление изученного материала.

Этап пятый: «Заключительный» Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании диагностики индивидуального развития дошкольников 52% 13% 18% 28% 30% 59% Уровень физической подготовки дошкольников

Анализ проделанной работы У детей которые посещали все занятия по физической культуре, ЛФК, бассейн и скандинавскую ходьбу: Наблюдается тенденция к снижению общей заболеваемости на 24,3%; Значительно снизилось количество детей с низким уровнем физической подготовленностью (с 52% до 13%); Повысилось количество детей со средним (с 18% до 28%) и высоким (с 30% до 59%) уровнем физ.подготовки.

Перспективы: Запланировать разработку и реализацию практических занятий по скандинавской ходьбе в других группах детского сада Углубить знания детей о скандинавской ходьбе Разработать занятия, способствующие более быстрому освоению скандинавской ходьбы


СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Кочина Оксана Николаевна, заведующий, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 28 город Белгород

Скандинавская ходьба

И полезна и приятна.

Путь к реке, потом обратно

Даже в мороси дождя…

Твёрдый шаг, работа рук

И ритмичное дыханье.

Три версты – не расстоянье,

Если чёток сердца стук.

По тропе маршировать

Можно при любой погоде,

Отдавая дань природе,

Свежим воздухом дышать.

С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, плоскостопием, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых нормативных документах, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности. В нашем детском саду эту проблему мы решили с помощью внедрения в прогулку Скандинавскую ходьбу. И поэтому с 2014-2015 учебного года в 2 средних группах мы ввели её в прогулки детей.

Данная информация подтверждается практиками, непосредственно работающими в детских садах.

Что такое скандинавская ходьба с палками?

Скандинавская ходьба с палками (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба) - своеобразный вид любительского спорта, представляющий собой пешие путешествия, во время которых при ходьбе опираются на специальные палки, вид которых напоминает лыжные.

Чем полезна скандинавская ходьба для дошкольников?

Существует несколько причин, по которым мы решили заниматься с детьми скандинавской ходьбой:

Можно заниматься в любое время года;

Подходит всем детям;

Можно ходить на любой местности;

Позволяет достичь большого тренировочного эффекта.

Занятия скандинавской ходьбой на свежем воздухе положительно воздействуют на работу всего организма ребёнка в целом:

способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;

формируют правильную осанку;

уменьшают нагрузку на тазобедренные и коленные суставы и содействуют профилактике плоскостопия;

содействуют развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма;

развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

тренируют чувство равновесия;

на 5-10% повышают потребление энергии по сравнению с обычной ходьбой.

Скандинавская ходьба с палками практически универсальна – она подходит людям любого возраста, пола и уровня физической подготовки.

Противопоказаний к скандинавской ходьбе, как таковых, не существует. Разумеется, прогулки следует отложить в тех случаях, когда показан постельный или полупостельный режим (острые инфекционные заболевания, обострение любых хронических недугов с выраженным болевым синдромом и т. п.).

Вне зависимости от состояния здоровья повышать нагрузку на тренировках следует постепенно. Чтобы занятия скандинавской ходьбой дали положительный эффект и не принесли неприятных ощущений, начинающим необходимы регулярные тренировки и снаряжение.

Чтобы начать занятия скандинавской ходьбой в первую очередь мы закупили и подобрали детям специальные телескопические палки нужной длины.

Для занятий скандинавской ходьбой дети должны быть одеты в облегчённую одежду и удобную обувь. Основное правило скандинавской ходьбы – все движения должны быть функциональны и естественны. При ходьбе с палками движения рук, ног, туловища осуществляются ритмично и похожи на движения при быстрой ходьбе, но являются более интенсивными. Амплитуда движения рук вперёд-назад регулирует ширину шага. Отталкивание палкой заставляет делать более широким шаг. А чем слаженнее работают руки и ноги, тем эффективнее участвуют в движении суставы, мышцы бёдер, грудного отдела, шеи и плеч. Техника скандинавской ходьбы соответствует с одной стороны естественному стереотипу движения при обычной ходьбе, а с другой – технике ходьбы на лыжах, что обеспечивает участие мышц всего тела в процессе движения. Движение рук позволяет увеличить эффективность тренировки на 40 %. Скандинавская ходьба не требует больших усилий, но приносит большую пользу.

Начали заниматься с детьми мы в осенний период и продлили на весь год. Продолжительность оздоровительной ходьбы в нашем детском саду – от 20–25 минут (2 раз в неделю).

В зимний период года занятия скандинавской ходьбой мы проводим при температуре воздуха –15–18°С. Скандинавскую ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.

С ведением в прогулку скандинавскую ходьбы уменьшилась заболеваемость детей, увеличилась работоспособность, у детей улучшился аппетит.

В новом учебном году мы планируем подключить к занятиям скандинавской ходьбой родителей воспитанников.

В этот день в группах старшего дошкольного возраста «Белоснежка» и «Рыбка» побывала инструктор по скандинавской ходьбе Швецова С.А

Она рассказала, что в древности странники, которые путешествовали пешком на большие расстояния, всегда брали в дорогу с собой палку - посох. С посохом ходить было удобнее и по ровной дорожке и по горам. А использовать для ходьбы сразу две палки придумали лыжники скандинавы, живущие в Финляндии. Они догадались летом тренироваться без лыж, используя ходьбу с лыжными палками. После таких тренировок спортсмены стали сильнее и выносливее. Теперь ходьбу с палками называют скандинавской. Сейчас ее при подготовке к соревнованиям используют и наши лыжники и биатлонисты. А для укрепления здоровья могут ходить с палками все, кто пожелает.

Достоинством скандинавской ходьбы является то, что ею можно заниматься в любое время года, в любую погоду и в любом возрасте. Скандинавская ходьба позволяет задействовать до 90% мышц тела и, следовательно, помогает поддерживать их в хорошем состоянии. Причем это в основном большие мышцы тела. Это дает нам дополнительные преимущества не только для потери веса, но и для улучшения осанки и поддержания мышечной системы в тонусе. Регулярные занятия скандинавской ходьбой могут отлично помочь нам поддержать вес на нормальном уровне. Скандинавская ходьба с палками снижает нагрузку на колени и другие суставы, достигается больший комфорт, чем при обычной ходьбе или беге трусцой.

Дети посмотрели фотографии людей занимающиеся скандинавской ходьбой.

Палки для скандинавской ходьбы необычные. На острые кончики надеваются резиновые башмачки. Понравилась детям игра «Башмачок бежит по кругу». Есть специальная рукавичка, которая крепится к палке, она называется темляк.

Во время тренировок с палками делают разминку, а в конце проводят дыхательную гимнастику.

Дети старательно тренировались ходить, перекатываясь с пятки на носок.

А потом с удовольствием выполняли вместе с инструктором дыхательные упражнения.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец:

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2017/2018 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Ольга Зорина
Скандинавская ходьба в детском саду

Исследования последних лет в области физического воспитания свидетельствуют о серьезных нарушениях в здоровье детей, в частности, об отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата. По данным Института гигиены детей и подростков в школу поступает около 40% детей, имеющих от 2 до 5 отклонений в состоянии ОДА, характеризующихся асимметрией плеч, сутулостью, увеличением глубины изгибов позвоночника, боковых искривлений, слабостью мышечного корсета, деформацией нижних конечностей, плоскостопием. Эти дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения для последующей их интеграции в обществе.

В последнее время появляется много видов спорта, которые можно адаптировать к дошкольникам с нарушением ОДА, чтобы ввести их в занятия адаптивной физкультурой.

Не так давно в России стал популярным вид спорта – скандинавская ходьба , который подходит для поддержания двигательной активности людям с нарушением ОДА в любом возрасте.

Оздоровительная ходьба Nordic Walking имеет финские корни. С давних пор профессиональные лыжники искали способы поддержания спортивной формы в летнее время. Летом они много тренировались, занимаясь только энергичной ходьбой и бегом по пересечённой местности с простыми лыжными палками.

Несколько позже, в 80-е годы, ряд медицинских исследований подтвердил положительное влияние ходьбы с палками на физическое состояние человека.

В 1997 году в Финляндии на базе финского института физкультуры и спорта финский спортсмен Марко Кантанева разработал специальные палки для ходьбы , а также придумал к ним резиновые лапки-наконечники для лучшего сцепления.

Данная техника ходьбы очень полезна , проста и увлекательна, так как позволяет активизировать и включить в работу около 90% всех мышц тела, Эффективный результат достигается быстрее, чем при обычной ходьбе . Скандинавская ходьба и комплекс упражнений, разработанный Марко Кантанева, подходят для людей любого возраста и любого уровня физической подготовки, поскольку являются наиболее щадящим и легким способом развития выносливости, координации движений, силы и гибкости.

Скандинавской ходьбой занимаются со специальными палками, чтобы усилить её эффективность. Подбор палок рассчитывается по формуле : рост человека х 0.68. Например : рост 128см х 0.68 = 87.04. Можно использовать палки 90-95см.

Палки используются для того, чтобы мышцы верхней части тела работали не меньше мышц ног, Они делают ходьбу легче , хотя усилий затрачивается больше, чем на обычную ходьбу .

Основные задачи использования скандинавской ходьбы для детей с нарушением ОДА :

1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

2. Осуществлять коррекцию имеющегося патологического состояния.

3. Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

4. Развить двигательные качества : быстроту, гибкость, силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные.

5. Воспитывать инициативность, самостоятельность, морально-волевые качества и свойства личности.

Техника ходьбы

Шаг должен начинаться с касания пяткой земли, потом следует перекат на носок, что способствует толчку тела в направлении движения. Кисти сжимают палки каждый раз при касании ими земли, а затем отпускают для того, чтобы они свободно оказались позади тела. Пока руки продолжают передвигать палки, туловище и бёдра должны участвовать в скручивающем движении. Это эффективно разрабатывает мышцы пояса. Палки нужно ставить примерно в средину шага, разноимённые рука и нога выносятся одновременно вперёд. Во время движения дыхание не задерживать, вдох через нос, выдох через рот.

Интенсивность нагрузки можно корректировать по ЧСС (пульс за 10сек х 6, пульс замеряем перед занятием, после выполненного задания, после отдыха.

Методика и организации скандинавской ходьбы в дошкольном учреждении

Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении учитывал : соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха.

Занятия по овладению скандинавской ходьбой мы начали с детьми старшей группы. На наш взгляд наиболее предпочтительное время для начала обучения – осенний период. Продолжительность занятия – 25-30 мин.

Обучение скандинавской ходьбе начинали с комплекса упражнений.

Так как у многих детей с нарушением ОДА нарушена координация движений и равновесие, то обучение скандинавской ходьбе нужно начинать с упражнений на умение стоять, поворачиваться, используя палки :

1. И. п. - ноги на ширине плеч, переставляем палки поочерёдно вперёд, назад, вправо, влево, добиваемся устойчивого положения.

2. И. п. – ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, повороты на месте переступанием направо, налево, поворот кругом через левое и правое плечо, спина прямая.

Затем переходим к обучению постановки стопы с пятки и одновременному выносу разноимённой руки :

3. И. п. – основная стойка, опора руками на палки

Шаг вперёд правой, поставить ногу на пятку с одновременным выносом вперёд левой руки, палкой опираемся параллельно правой стопе, возвращаемся в и. п. Затем, то же левой ногой и правой рукой.

Переходим непосредственно к ходьбе . В медленном темпе выполняем сначала 2 шага, акцентируем внимание на постановке стопы и выносе палки, затем выполняем 6-8 шагов, акцентируем внимание на постановке стопы, выносе палки и свободном положении палки сзади.

Начинали занятие с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища. После чего детям напоминаются правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы .

На первом этапе у наших воспитанников движения рук и ног были несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками, а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

На втором этапе еще не было полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снималась мышечная напряженность.

На третьем этапе движения рук и ног стали более согласованны, ритмичны, начали совпадать во времени, палки стали выполнять свою основную функцию – отталкивание.

После ходьбы необходимо выполнить несколько упражнений, которые помогут восстановить организм :

1. И. п. – ноги на ширине плеч, палками опираться впереди на расстоянии одного шага;

1-2-3- пружинящие наклоны вперёд прогнувшись;

Упражнение выполнять в медленном темпе 6-8 раз.

2. И. п. – то же;

1 – наклон назад;

Следить за тем, чтобы голова не запрокидывалась назад, выполнять упражнение в медленном темпе 6-8 раз.

3. И. п. ноги на ширине стопы, опираться на палки

10 приседаний в медленном темпе на полной стопе.

4. И. п. – ноги на ширине плеч, опираться на палки;

1 – вдох глубокий;

2 – выдох удлинённый.

Упражнение выполнять 6-8 раз.

Комплекс упражнений для разминки :

Перед началом активных занятий проводятся общеразвивающие упражнения (ОРУ) и специальные упражнения с палками, чтобы подготовить организм к нагрузкам.

1) И. п. – ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палки держать за середину. Попеременные движения руками вперёд, назад в медленном темпе.

Упражнение выполняется в течение 30сек.

2) И. п. – ноги на ширине плеч, палки держим горизонтально двумя руками хватом сверху.

1 – палки за плечи;

2-3 – палки за плечами;

Количество повторений 6-8 раз.

Упражнение можно выполнить на 2-3 с задержкой дыхания.

3) И. п. –ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, палками опираться около стоп, рукоятки палок к груди

1 – разогнуть ноги, отведение рук назад

4) И. п. ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки вперёд, опора на палки

1 – наклон, прогнувшись, ноги выпрямить

Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

5) Приседания с опорой на палки. Количество и глубина приседаний зависят от индивидуальных особенностей заболевания ребенка.

6) И. п. – основная стойка, опора руками на палки

1 – выпад правой вперёд

3 – выпад левой вперёд

Упражнение выполнять в медленном темпе 8-10 раз.

7) И. п. – то же

1 – шаг вперёд правой, вынос вперёд левой руки, перенести вес тела на правую ногу, опора на палку параллельно правой стопе

3 – шаг вперёд левой, вынос вперёд правой руки, перенести вес тела на левую ногу, опора на палку параллельно левой стопе.

Упражнение выполнять 8-10 раз. Акцентировать внимание на постановку стопы с пятки.

На первых занятиях палки даются на 5–10 минут, постепенно это время увеличивается. Когда дети хорошо овладеют передвижением с палками, можно выходить с ними за территорию ДОУ. Напротив нашего детского сада расположен парк «Березовая роща» , где мы проводим занятия 2 раза в месяц.

Особенность проведения скандинавской ходьбы в холодный период года состоит в повышении двигательной активности наших воспитанников с целью сохранения теплового баланса. Для этого инструктор по физической культуре совместно с педагогами используют как фронтальные, так и групповые методы организации.

В зимний период года занятия проводили при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращалась до 15–20 мин. Ходьбу мы используем в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности наши дети уходят в помещение детского сада .

Реализуя поставленные задачи в конце учебного года, мы пришли к выводу, что использование скандинавской ходьбы в работе с воспитанниками с нарушением ОДА имеет коррекционно - оздоравливающий эффект.



Загрузка...