caspian72.ru

Здоровое и физическое состояние человека. Физическое здоровье

Напомним, что здоровье - это не только отсутствие болезней, это определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.

Исходя из концепции физического (соматического) здоровья (Г.Л. Афанасенко, 1988), основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы (Энергопотенциал биосистемы человека - потребление энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических и психических функций человека как личности), поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды, ее аккумуляции и мобилизации для обеспечения физиологических функций.

По B.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом.

Энергопотенциал человека - это совокупность его энергетических сил. В течение всей жизни человека происходит постоянный энергообмен.

Чем больше мощность и емкость реализуемого энергопотенциала, а также эффективность его расходования, тем выше уровень здоровья индивида. Так как доля аэробной энергопродукции является преобладающей в общей сумме энергопотенциала, то именно максимальная величина аэробных возможностей организма является основным критерием его физического здоровья и жизнеспособности.

Такое понятие биологической сущности здоровья полностью соответствует представлениям об аэробной производительности, которая является физиологической основой общей выносливости и физической работоспособности (их величина детерминирована функциональными резервами основных систем жизнеобеспечения - кровообращения и дыхания). Таким образом, основным критерием здоровья следует считать величину максимального потребления кислорода - МПК данного индивида.

Именно МПК является количественным выражением уровня здоровья, показателем «количества» здоровья. Помимо МПК важным показателем аэробных возможностей организма является уровень порога анаэробного обмена (ПАНО), который отражает эффективность аэробного процесса. ПАНО соответствует такой интенсивности мышечной деятельности, при которой кислорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко усиливаются процессы бескислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией (креатинфосфат и гликоген мышц), и накопления молочной кислоты.

При интенсивности работы на уровне ПАНО концентрация молочной кислоты в крови возрастает от 2,0 до 4,0 ммоль/л, что является биохимическим критерием ПАНО. Величина МПК характеризует мощность аэробного процесса, т.е. количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (за 1 мин). Она зависит в основном от двух факторов: функции кислородтранспортной системы и способности работающих скелетных мышц усваивать кислород. Емкость крови (количество кислорода, которое может связать 100 мл артериальной крови за счет соединения его с гемоглобином) в зависимости от уровня тренированности колеблется в пределах от 18 до 25 мл.

В венозной крови, оттекшей от работающих мышц, содержится не более 6 - 12 мл кислорода (на 100 мл крови). Это означает, что высококвалифицированные спортсмены при напряженной работе могут потреблять до 15 - 18 мл кислорода из каждых 100 мл крови. Если учесть, что при тренировке на выносливость у бегунов и лыжников минутный объем крови может возрастать до 30 - 35 л/мин, то указанное количество крови обеспечит доставку к работающим мышцам кислорода и его потребление до 5,0 - 6,0 л/мин - это и есть величина МПК.

Наиболее важным фактором, определяющим и лимитирующим величину максимальной аэробной производительности, является кислородтранспортная функция крови, которая зависит от кислородной емкости крови, а также сократительной и «насосной» функции сердца, определяющей эффективность кровообращения. Не менее важную роль играют и сами «потребители» кислорода - работающие скелетные мышцы. По своей структуре и функциональным возможностям различают два типа мышечных волокон - быстрые и медленные.

Быстрые (белые) мышечные волокна - это толстые волокна, способные развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость. В быстрых волокнах преобладают анаэробные механизмы энергообеспечения.

Медленные (красные) волокна приспособлены к длительной малоинтенсивной работе - за счет большого числа кровеносных капилляров, содержания миоглобина (мышечного гемоглобина) и большей активности окислительных ферментов. Это окислительные мышечные клетки, энергообеспечение которых осуществляется аэробным путем (за счет потребления кислорода). Поскольку состав мышечных волокон, в основном, генетически обусловлен, при выборе спортивной специализации этот фактор должен обязательно учитываться. Так, у бегунов на длинные дистанции и марафонцев мышцы нижних конечностей на 70 - 80% состоят из медленных окислительных волокон и только на 20 - 30% - из быстрых анаэробных. У бегунов-спринтеров, прыгунов и метателей соотношение состава мышечных волокон противоположное.

Еще одна составляющая аэробной производительности организма - запасы основного энергетического субстрата (мышечного гликогена), которые определяют емкость аэробного процесса, т.е. способность длительное время поддерживать уровень потребления кислорода, близкий к максимальному.

Это так называемое время удержания МПК. Запасы гликогена в скелетных мышцах у нетренированных людей составляют около 1,4%, а у мастеров спорта - 2,2%. Они могут увеличиваться под влиянием тренировки на выносливость от 200 до 300 - 400 г, что эквивалентно 1200 - 1600 ккал энергии (1 г углеводов при окислении дает 4,1 ккал). Максимальные значения аэробной мощности отмечены у бегунов на длинные дистанции и лыжников, а емкости - у марафонцев и велосипедистов-шоссейников, т.е. в таких видах спорта, которые требуют максимальной продолжительности мышечной деятельности.

Связь между аэробными возможностями организма и состоянием здоровья впервые была обнаружена американским врачом Купером (1970). Он доказал, что люди, имеющие уровень МПК 42 мл/мин/кг и выше, не страдают хроническими заболеваниями и имеют показатели артериального давления в пределах нормы. Более того, была установлена тесная взаимосвязь величины МПК и факторов риска ишемической болезни сердца - ИБС: чем выше уровень аэробных возможностей, тем лучше показатели артериального давления, холестеринового обмена и массы тела.

Таким образом, эндогенные факторы риска ИБС формируются лишь при снижении аэробных возможностей до определенного предела. Предельная (пороговая) величина МПК для мужчин 42 мл/мин/кг, для женщин - 35 мл/мин/кг, что обозначается как безопасный уровень соматического здоровья. Имеются данные, что величина аэробных возможностей может служить информативным критерием прогнозирования смерти не только от сердечнососудистых заболеваний, но и в результате злокачественных новообразований (Б. М. Липовецкий, 1985).

В связи с этим в настоящее время наметилась тенденция количественного подхода к оценке уровня здоровья (Н. М. Амосов, Я. А. Бендет, 1984). По Н. М. Амосову, «количество» здоровья определяется суммой резервных мощностей кислородтранспортной системы (МПК - максимальным потреблением кислорода).

В зависимости от величины МПК для нетренированных людей выделяются пять функциональных классов, или уровней, физического состояния. Абсолютные значения МПК зависят от массы тела, поэтому у женщин эти показатели на 20 - 30% ниже, чем у мужчин. Однако при сравнении относительных показателей на 1 кг массы тела эти различия в значительной степени нивелируются. Представляют интерес данные о величине максимальной аэробной мощности у населения стран с различным уровнем двигательной активности. Наиболее высокие значения МПК отмечаются у жителей Швеции (58 мл/кг) - страны с традиционно высоким уровнем развития массовой физической культуры. На втором месте американцы (49 мл/кг). Самый низкий показатель аэробной производительности у населения Индии (36,8 мл/кг), большая часть которого склонна к пассивному, созерцательному образу жизни. Таковы результаты исследований, выполненных в рамках Международной биологической программы.

Эндокринные нарушения. происходит на фоне снижения УФС до определенной критической величины. Так, при массовом обследовании лиц с различным физическим состоянием (Г.Л. Апанасенко, 1988) обнаружено, что заболеваемость возрастала параллельно снижению УФС.

В группе обследованных с высоким УФС (101% МПК и выше) не обнаружено хронических соматических заболеваний, в группе с УФС выше среднего (91 - 100% МПК) заболевания выявлены у 6% всех обследованных, в группе со средним УФС (75 - 90% МПК) различные хронические заболевания - у 25% обследованных.

Аналогичные данные получены Е. А. Пироговой (1985) при обследовании жителей города Киева в возрасте 18 - 75 лет.

Различные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы обнаружены лишь в группе обследованных с III и IV уровнем физического состояния, что составило 7% всех наблюдаемых. При этом отмечались снижение сократительной и «насосной» функций сердца, повышение артериального давления.

У мужчин старше 50 лет с УФС ниже среднего (75% МПК) в ряде случаев диагностированы атеросклероз и коронарная болезнь сердца, некоторые из них перенесли инфаркт миокарда. Безопасный уровень соматического здоровья Соматическое (физическое) здоровье - текущее состояние органов, систем органов человеческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.

Гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем физического состояния. Понижение УФС сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличии стабильного здоровья.

Средний уровень физического состояния, очевидно, может расцениваться как критический. Дальнейшее снижение УФС уже ведет к клиническому проявлению болезни с соответствующими симптомами. Таким образом, уровень соматического (физического) здоровья соответствует вполне определенному уровню физического состояния. В связи с этим важнейшей задачей отечественного здравоохранения является обследование всего взрослого населения с целью диагностики УФС и его повышения с помощью средств оздоровительной физической культуры.

Здоровье психическое (mental health) - динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность Детерминированность (от лат. determinans -- определяющий ) -- определяемость. Детерминированность может подразумевать определяемость на общегносеологическом уровне или для конкретного алгоритма Под детерминированностью процессов в мире понимается однозначная предопредел?нность.

Детерминированность в решении какой-либо практической задачи или в алгоритме означает, что способ решения задачи определ?н однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопредел?нности и независимо от единичных вещей. психических явлений. Гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивида к ней, адекватность реакции организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самой контролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Здоровье сексуальное (sexual health) - способность к удовлетворяющим сексуальным отношениям и к реализации репродуктивной функции организма.

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья. социальный медицина здоровье

Ресурсы здоровья - это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т. д.).

Потенциал здоровья - это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и др.) и механизмом психической саморегуляции (психологическая защита, автотермы и т. д.).

Баланс здоровья - выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.

Социальные и биологические факторы здоровья . Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций.

Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%.

Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%.

Только незначительная часть (8-10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека - это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь - нарушение этой гармонии.

Группы здоровья. Здоровье - это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной Рекреационные ресурсы - это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме. На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании. К рекреационным ресурсам относятся:

  • * природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир);
  • культурно-исторические достопримечательности;
  • экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.

Рекреационные ресурсы - это совокупность элементов природных, природно-технических и социальноэкономических геосистем, которые при соответствующем развитии производительных сил могут быть использованы для организации рекреационного хозяйства. Рекреационные ресурсы кроме природных объектов включают любые виды вещества, энергии, информации, являющиеся основой функционирования, развития, стабильного существования рекреационной системы. Рекреационные ресурсы являются одной из предпосылок формирования отдельной отрасли хозяйства - рекреационного хозяйства. , социолизаторской Социолизаторская деятельность - уход за детьми и престарелыми родственниками., планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни. Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

  • Ш медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);
  • Ш заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными

неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);

Все критерии оцениваются в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю не болевших на момент исследования (в течение года и т. д.). Можно учитывать долю лиц с хроническими формами заболеваний, часто и длительно болеющих и др.

Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др. Население по оценке здоровья распределяется по группам здоровья:

  • 1-я группа (здоровые) - это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений;
  • 2-я группа (практически здоровые) - лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их деятельность и трудоспособность;
  • 3-я группа - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, субкомпенсации Субкомпенсация - неполная, частичная компенсация недостатков в психофизическом развитии. Декомпенсация (от лат. de… - приставка, обозначающая отсутствие, и compensatio - уравновешивание, возмещение) - нарушение нормального функционирования отдельного органа, системы органов или всего организма, наступающее вследствие исчерпания возможностей или нарушения работы приспособительных механизмов. или декомпенсации.

    Физическое (соматическое) здоровье отражает текущее состояние органов и систем органов человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей, степень адаптации к различным факторам внешней среды. Оно представляет основу пирамидальной системы структурной организации человека.

    Физическое здоровье - это состояние организма, при котором показатели основных физиологических систем лежат в пределах физиологической нормы и адекватно изменяются при взаимодействии человека с внешней средой.

    Основу физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека, которая опосредована базовыми потребностями (питание, дыхание, движение, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т.д.), доминирующими у него на различных этапах.

    Забота о физическом здоровье человека должна начинаться с доэмбрионального периода и продолжаться на протяжении всей жизни, особенно на ранних этапах жизни и в критические периоды (половое созревание, климактерий и др.)

    Основными принципами формирования физического здоровья считают:

    На внутриутробном этапе развития:

    профилактика нарушений в половых клетках родителей;

    оздоровление будущей матери;

    защита матери и плода во время беременности от вредных факторов (образ жизни матери, влияние окружающей среды и др.)

    На раннем и последующих этапах жизни ребенка

    обеспечение оптимальных условий жизни (физическая защищенность ребенка, отсутствие стрессов, адекватное питание, достаточный сон);

    здоровый образ жизни ребенка;

    грамотное формирование соматической конституции (до 5-6-летнего возраста, когда возможны какие-либо корректирующие влияния на процесс формирования); одним из важнейших моментов при этом является своевременная коррекция осанки;

    своевременное и адекватное применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня здоровья;

    специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.

    Для характеристики и изучения физического здоровья применяются различные многочисленные исследования. Число и характер определяемых при этом показателей (генетических, биохимических, метаболических, морфологических, функциональных) зависит от цели исследования, возрастных категорий и др. Естественно, чем больше показателей, тем достоверней суждениео состоянии физического здоровья конкретного человека.

    В настоящее время для определения уровня здоровья при массовых обследованиях людей рекомендуется использование быстрых, нетрудоемких скрининговых методов.

    Скрининг (англ. screening-просеивание, отбор) - активное массовое обследование населения с целью выявления признаков нарушения здоровья или факторов риска для здоровья, что позволяет отобрать людей, нуждающихся в соответствующих лечебно-профилактических мероприятиях.

  • 5. Факторы риска для здоровья. Гиподинамия, ее влияние на организм.

  • Физическое здоровье человека зависит от:

    биологических факторов (наследственность, изменчивость);

    сложного комплекса социальных условий (образ жизни, факторы внешней среды, питание и др.)

    Одни из этих факторов ухудшают здоровье, вызывают заболевания и укорачивают жизнь, другие, наоборот, способствуют укреплению и восстановлению здоровья.

    В современной науке прочно укоренилось понятие о факторах риска.

    Факторы риска - доказанные или предполагаемые факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие факторы, предрасполагающие к какому-либо заболеванию . Следует учитывать, что они не являются непосредственной причиной определенной болезни, но способствуют увеличению вероятности ее возникновения и развития, ее прогрессированию и неблагоприятному исходу.

    Это могут быть:

    биологические факторы (утяжеленная наследственность, пороки развития)

    социально-экономические факторы

    факторы окружающей среды (загрязнение среды, неблагоприятные климато - географические условия);

    отсутствие гигиенических навыков;

    нарушение режима сна, учебных занятий, труда и отдыха;

    неправильное питание;

    вредные привычки;

    неблагополучный психологический климат в коллективе, семье;

    недостаточная двигательная активность (гипокинезия) и др.

    В настоящее время наиболее существенным и распространенным фактором риска является гипокинезия (греч. hypo -ниже; kinesis-движение), частый спутник людей умственного труда.

    Тело человека создано для движения (опорно-двигательный аппарат составляет около 80% массы тела, до 80-90 % структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения). В процессе формирования человека как вида ему приходилось много двигаться, чтобы обеспечить себе минимальные условия выживания. Эта зависимость сохранения жизни от двигательной активности закрепилась в генетическом коде человека, поэтому потребность в движении не уменьшилась и сегодня, несмотря на изменившиеся условия жизни. Но достижения цивилизации привели к резкому снижению двигательной активности современного человека - гипокинезии.

    Различают гипокинезию:

    физиологическую - при аномалиях развития, наличии моторной неполноценности;

    бытовую - из-за привыкания к малоподвижному образу жизни, пренебрежения физической культурой;

    профессиональную как следствие ограничения объема движений из-за производственной необходимости;

    клиническую - при заболеваниях, требующих длительного постельного режима;

    школьную - при неправильной организации учебно-воспитательного процесса, перегрузке учебными занятиями и игнорировании физического воспитания;

    климатогеографическую - при неблагоприятных климатических условиях, ограничивающих двигательную активность;

    экспериментальную - искусственно создаваемую при проведении медико-биологических исследований.

    Однако независимо от вида гипокинезия вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию

    Гиподинамия (греч. hypo-под, ниже; dynamis-сила) - нарушение функций организма при ограничении двигательной активности.

    По заключению ВОЗ гиподинамия бывает у взрослых при сидячей работе (не менее 5 часов в день) и недостаточной (менее 10 часов в неделю) физической активности во внерабочее время (активный досуг, ходьба, в том числе на работу и обратно, физические упражнения, физический труд на даче, велосипед и т.п.). У школьников и студентов гиподинамия возникает при отсутствии внешкольных, внеуниверситетских занятий спортом или другими видами двигательной активности.

    Многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями установлено, что при гиподинамии

    сокращается объем мышечной массы (атрофия мышц, в том числе и сердечной уже в 17-35 лет - “сердце деятельного бездельника” , по словам американского ученого В.Рааба), снижается тонус мышц, их работоспособность;

    уменьшается масса и плотность костей, повышается выделение минеральных веществ (в том числе кальция) из них в кровь, поэтому кости становятся более хрупкими, а из-за увеличения кальция в крови появляется наклонность к образованию камней в почках;

    снижается эластичность сухожилий и связок, уменьшается объем движений в суставах, ухудшается координация движений;

    перестраиваются все виды обмена веществ в организме, в том числе и жировой, что способствует развитию избыточного веса и ожирения; кроме того, растет уровень холестерина и липопротеидов в крови, а следовательно быстрее развивается атеросклероз (заболевание, которое среди причин смерти людей стоит на 1 месте);

    повышается артериальное давление, что способствует развитию гипертонической болезни, повышается нагрузка на сердце;

    снижается интенсивность кроветворения (прежде всего уменьшается количество эритроцитов и гемоглобина, общее количество белка в крови);

    ухудшается работа дыхательной системы, снижается ЖЕЛ, резервы вдоха и выдоха, что приводит к недостаточному обеспечению тканей кислородом, чаще возникают простудные заболевания;

    нарушается пищеварение, появляется наклонность к запорам, чаще развивается кариес и парадонтоз;

    снижается иммунитет (уменьшается количество гамма - глобулинов крови), возникают изменения в терморегуляции организма со смещением в сторону теплоотдачи;

    выключается конечное звено стрессовой реакции - движение, поэтому в организме накапливаются гормоны стресса и нарастает состояние психического напряжения, что закономерно ведет к переходу стресса в дистресс и развитию так называемых болезней цивилизации (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, неврозы, психические расстройства и др.);

    снижается функциональная активность ЦНС и желез внутренней секреции (из-за уменьшения потока тонизирующих ЦНС импульсов от рецепторов мышц, связок и сухожилий);

    происходят изменения и в психической сфере: ухудшается логическое мышление, ослабевает память, появляется раздражительность, плохое настроение, чувство тревоги, бессонница, снижается умственная работоспособность, развивается утомление и т.д.

    В сложившейся ситуации выход может быть только в целенаправленной работе самого человека по уменьшению факторов риска и усилению факторов защиты здоровья.

    Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М, 1987.

    Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология.- Київ,”Здоров’я”,1998

    Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье._Л.,1987.

    Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов - М.: Флинта: Наука, 2002. -стр. 3- 81, 111-174

    Валеологія: Навч. посібник для студентів вищих закладів освіти:/ за редакцією В.І.Бобрицької (ч.1). - Полтава: “Скайтек”, 2000. - стр. 3-66, 94-136.

    Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье: древние и новые каноны медицины. - СПб.,1995.

    Грибан В.Г. Валеологія: Навчальнийпосібник. - К.: Центр навчальной літератури, 2005, стр.6 - 48.

    Колбанов В.В. Валеология. СПб,1998.

    Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - стр.139-162.

    Медико-біологічні основи валеології. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів /Під ред.П.Д.Плахтія.-Кам’янець-Подільський, 2000.

    Дать определение валеологии.

    Назвать определяющие признаки валеологии как самостоятельной науки.

    Охарактеризовать взаимосвязь валеологии с другими науками.

    Дать характеристику основных направлений (ветвей) валеологии.

    Объяснить необходимость создания валеологической службы школы.

    Назвать основные состояния человека, дать их определение.

    Сформулировать понятие здорового образа жизни, перечислить его компоненты.

    Дать характеристику физического здоровья как основы пирамидальной системы организации человека.

    Назвать факторы, определяющие физическое здоровье.

    Перечислить основные принципы формирования физического здоровья.

    Охарактеризовать основные факторы риска для здоровья.

    Объяснить смысл терминов «гипокинезия» и «гиподинамия».

    Описать изменения в организме человека при недостаточной двигательной активности.

Что такое здоровье? Поль Брэгг – учитель долголетия и здоровой жизни - писал, что здоровье – самое большое богатство. Порфирий Корнеевич Иванов называл себя миллионером здоровья.

Для большинства людей здоровье ассоциируется с физическим здоровьем. Если человек может вести активный образ жизни, и у него не болят жизненно важные органы, то он вполне может считать себя практически здоровым человеком.

Существует понятие «здоровый образ жизни», которое обычно подразумевает утреннюю зарядку, бег, определённый способ питания, обливание холодной водой, иногда применение очисток тела.

Но я сам и, наверняка, многие из читателей задавались вопросом, почему разные люди, ведущие, так называемый здоровый образ жизни, обычно выглядят бодрыми бабушками и дедушками, а не молодыми красавцами.

Да, безусловно, среди таких людей встречаются и молодые люди разного возраста, но и они часто выглядят напряжёнными и угрюмыми.

И есть противоположные примеры людей, не соблюдающих никакие режимы, питающихся как придётся, или тем, что нравится, даже курящих, которые выглядят бодрыми, весёлыми, жизнерадостными. Нередко пожилые люди второй категории выглядят моложе ровесников из почитателей здорового образа жизни. Когда общаешься с этой категорией людей, от них часто можно услышать, как НАДО ПРАВИЛЬНО питаться, НАДО ПРАВИЛЬНО дышать, НАДО ПРАВИЛЬНО закаляться и т.п. Также их отличительной особенностью является неустанная критика окружающих, тех, кто всё делает неправильно: питается, спит, ходит, лежит и т.д. и т.п.

Кто более здоров из этих категорий людей - вопрос, который лично для меня остаётся открытым. Слова НАДО и ПРАВИЛЬНО, с моей точки зрения, символизируют жёсткие рамки, в которых живут многие сторонники здорового образа жизни. И вряд ли человека с жёсткими рамками можно назвать счастливым человеком. Когда такой человек радуется жизни, то часто непонятно, он, действительно, получает удовольствие от жизни или так НАДО и так ПРАВИЛЬНО.

Другая категория людей, тех, кто позволяет себе «брать от жизни всё», нередко просто бунтуют по отношению к любым рамкам, ограничениям, режимам. Определённый период жизни некоторые из таких людей, действительно, получают удовольствие от своей жизни, а когда их настигают недуги, удовольствия заканчиваются, и они либо переходят в первую категорию, либо, что гораздо чаще, активно принимают лекарства и прочие лечебные процедуры.

С точки зрения триединства, я хочу разделить здоровье на физическое, эмоциональное и ментальное.

Физическое здоровье можно связать с состоянием физического тела.

Физическое тело – это уникальный механизм, дарованный нам природой, многофункциональный, оснащённый рядом необходимых для полноценного существования систем. Все системы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Каждый орган, каждая часть тела имеет своё предназначение. Это природные, естественные законы. У нас нет лишних или ненужных органов и участков тела. С моей точки зрения, физическое здоровье заключается в том, что все органы и системы функционируют не менее чем на 80-90 % своей максимальной мощности.

Физическое тело – это уникальный механизм, который работает по определённым чётким законам. Чем больше мы знакомы с этими законами, тем больше у нас возможностей поддерживать и совершенствовать физическое здоровье. Но знание законов и их практическое использование - разные понятия. Общеизвестно, что большинство медиков, врачей, зная законы функционирования тела, далеки от использования своих знаний относительно себя. Многие врачи курят, ведут образ жизни, далёкий от здорового, не являются примерами крепкого здоровья.

Физическое здоровье - это полное физическое благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Признаками здоровья являются:

· устойчивость к действию повреждающих факторов;

· показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

· функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

· наличие резервных возможностей организма;

· отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития.

Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение.

Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье: их соотношение применительно к нашей стране выглядит следующим образом:

· генетические факторы – 15-20%;

· состояние окружающей среды – 20-25%;

· медицинское обеспечение – 8-10%;

· условия и образ жизни людей – 50-55%.

Существует деление факторов повреждающих здоровье на так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, психо эмоциональное напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. К субъективным факторам относятся: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо-эмоциональное напряжение.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Отказ от вредных привычек, и прежде всего отказ от курения как самой часто встречающейся пагубной привычки - это еще один важный шаг на пути к собственному здоровью. От курения стоит отказаться хотя бы потому, что это наносит вред вашим детям и самым близким людям.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости

С давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия - спорт, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой.

Но и эти небольшие «жертвы» нужны лишь на первых порах, а затем преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно становится необходимым, потому что победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью всегда воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю. Возможно, именно тренировка воли лежит в основе появления той жизненной активности, которая возникает у людей, занимающихся спортом.

Стало общим утверждение, что современная цивилизация несет человечеству угрозу гиподинамии, т. е. серьезных нарушений опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания и пищеварения, связанных с ограничением двигательной активности. И это действительно так.

Двигательная активность - важнейшее условие нормальной жизнедеятельности людей, а между тем мы двигаемся, все меньше и меньше: на работу и с работы мы едим в общественном транспорте, самая работа с внедрением достижений научно-технической революции все меньше связана с физическим трудом, дома мы тоже чаще сидим, чем двигаемся, - короче, гиподинамия начинает реально угрожать каждому человеку. Есть ли выход из создавшегося тревожного положения? Есть. И выход этот нам предоставляет занятие спортом. Спорт любят все. Но и любить спорт можно по-разному.

Если вы часами сидите перед экраном телевизора, с интересом наблюдая за захватывающими поединками хоккеистов или состязаниями фигуристов, польза для вас от такой любви к спорту будет равна нулю. Не больше пользы принесет вам и регулярный выход на стадионы и в спортивные залы, где вы занимаете места на трибунах в числе других болельщиков, волнуетесь и переживаете за своих любимцев, прекрасно зная, как бы вы поступили, окажись вы на их месте, но, не делая ровным счетом ничего из того, что могло бы принести реальную пользу вашему здоровью.

Спортом должны заниматься все. Не ставьте перед собой цель обязательно побить мировой рекорд (мировых рекордсменов - единицы, и будет крайне наивно рассчитывать, что все занимающиеся спортом станут со временем чемпионом). Поставьте перед собой более скромную задачу: укрепить свое здоровье, вернуть себе силу и ловкость, стать стройной и привлекательной. Этого для начала будет вполне достаточно. Будет просто прекрасно, если вы почувствуете себя здоровой, если к вам вернутся энергия и бодрость духа, если у вас появится естественная потребность больше двигаться, чаще бывать на свежем воздухе и т. д. Кроме того, регулярное занятие спортом помогает женщине лучше выполнить свою материнскую миссию, предназначенную ей природой: рожать и вскармливать детей, воспитывать и растить их. Только, помните: физические нагрузки при занятиях спортом должны соответствовать не только вашему возрасту, но и состоянию вашего здоровья.

По мнению В.П. Казначеева, здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его жизни.

Существует несколько понятий здоровья, имеющих разное содержание:

1) общепатологическое (философское), которое дает методологическую установку на трактовку понятий нормы (здоровья) и болезни у всякого живого организма (у растений, животных, людей) и из которого должны вытекать специальные определения здоровья;

2) популяционное (здоровье населения, группы людей, популяции);

3) индивидуальное.

При этом понятие индивидуального здоровья (отдельного человека) должно рассматриваться с двух позиций:

а) чисто теоретической - как максимально возможный оптимум для человека, к которому нужно стремиться в идеале, но которого практически невозможно достичь;

б) практической - как фактическая характеристика уровня здоровья конкретного человека, с помощью, которой можно было бы каждому медицинскому работнику достаточно легко ответить на вопрос, здоров ли данный индивид .

Здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого нельзя выразить кратко и однозначно. В настоящее время существуют десятки различных определений здоровья. Современное научное определение этого понятия должно основываться на факте, что состояние здоровья выступает как процесс, материальное явление в человеческом организме.

Большая медицинская энциклопедия определяет здоровье как «состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». В большой советской энциклопедии как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов».

Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недуга». Но такое определение также недостаточно исчерпывающе, потому что понятие «благополучие» носит относительный характер. Кроме того, здоровый человек рассматривается здесь как статическая система, в то время как организм находится в постоянном изменении и развитии, и эта динамика - одно из необходимых условий физического и психического здоровья . Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Заслуживает внимания точка зрения, согласно которой в качестве слагаемых здоровья выделяются такие социально значимые критерии, как продолжительность жизни, умственная и физическая работоспособность, воспроизводство здорового потомства. Однако при использовании количественных критериев упускаются из вида существенные различия между понятиями «личное здоровье» (здоровье человека как индивида), «групповое здоровье» (семья, социальная, профессиональная, демографическая группа), «здоровье населения» и, наконец, «общественное здоровье» .

Н.М. Амосов, исходя из возможности использования понятий кибернетики, полагает, что здоровье - это исполнение нормальных физиологических программ жизни, а болезнь - состояние неустойчивого режима этих саморегулирующихся систем, возникшее в результате чрезвычайных или необычных внешних воздействий или дефектов собственных программ Он предлагает понятие «количество здоровья», определяемого как сумма «резервных мощностей» основных функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). В свою очередь, резервные мощности выражаются через «коэффициент резерва» - максимальное количество функции, соотнесенное с ее нормальным уровнем. Основываясь на этом определении, можно говорить о количественных критериях здоровья .

Приведенные определения понятия «здоровье», разумеется, не исчерпывают всех имеющихся в литературе, а лишь представляют собой основные типовые по форме и содержанию варианты этого понятия. При этом следует учитывать, что ни одно из более чем ста определений здоровья не стало общепринятым, универсальным и полностью удовлетворяющим запросы практики.

Сравнительная оценка и критический анализ различных вариантов определений понятия здоровья позволили выявить не только широкий разброс признаков и свойств здоровья, но и разнообразие методологических подходов к его определению, а также проявление профессиональных пристрастий ученых при формулировании научного понятия здоровья .

Во многих определениях заслуживают внимания такие элементы, как динамичность, системность, возможность адаптации к изменениям среды, упоминание сущностных признаков здоровья,

Имеющиеся подходы к определению понятия «здоровье» основаны преимущественно на следующих положениях: 1) здоровье - это отсутствие болезней; 2) здоровье и норма - понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Наиболее часто используется принцип прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического (которому соответствует понятие «хорошее здоровье») и патологического (синонимы которого - болезнь, «плохое здоровье») .

Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья, и продолжают появляться все новые. Как показывает анализ определений здоровья, наиболее часто в них встречаются следующие признаки:

1. Отсутствие болезни - традиционный взгляд. Например, «здоровье - такое состояние организма, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». «Здоровье - это нормальное физическое состояние, т.е. состояние целостности и свободы от физических и психических заболеваний или болезней».

2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность - к статистической. Например, «здоровье - функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства».

3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций. «Здоровье - это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций». Элементы этого признака здоровья содержатся во многих формулировках.

4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов. Так, по определению ВОЗ: «Здоровье - свойство человека, которое характеризуется полной гармонией всех физиологических функций в организме, реализуемой в его субъективных ощущениях, как осознание оптимального соответствия личности и окружающей среды. Например, «здоровье - состояние динамического равновесия (вернее, процесс поддержания такого состояния) внутри каждой данной подсистемы: органа, личности, социальной группы, общества».

5. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). «Здоровье определяет процесс адаптации. Это автономная реакция на социально созданную реальность… возможность адаптироваться к изменениям внешней среды, к росту и старению, к лечению, страданиям и мирному ожиданию смерти». «Здоровье - взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биологических или психологических характеристик до социокультурной реальности» .

Наиболее широко распространен функциональный подход к понятию здоровья, основанный на способности индивида осуществлять биологические и социальные функции, в частности выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Утрата этой способности является наиболее распространенным и значимым социальным последствием болезней человека.

В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», при этом чаще всего не учитывается, какую цену платит организм за сохранение работоспособности. Иногда цена может быть настолько высокой, что угрожает серьезными последствиями для здоровья и самой работоспособности в будущем.

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Физическое здоровье - это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека, а с другой - обеспечивают индивидуализацию процесса .

В самом общем виде физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития,

2) уровень физической подготовленности,

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания .

Ясно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма человека.

Физическое развитие - это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (решающее влияние на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции).

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, координационных способностей, гибкости). С помощью физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении физическое развитие человека .

В результате ежегодной диспансеризации населения и последующего дообследования, в случае необходимости, выделяются пять группы здоровья. При исследовании состояния здоровья человека учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

I критерий - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,

II критерий - уровень физического развития и степень его гармоничности,

III критерий - уровень нервно-психического развития,

IV критерий - резистентность организма,

V критерий - функциональное состояние органов и систем,

VI критерий - наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I критерий обусловливает здоровье, II-VI критерии характеризуют здоровье.

Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья человека, чем диагноз.

Первая (I) группа - лица с отсутствием хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровые, без отклонений)

Вторую (II) группа - лица, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также 4 и более раз в год или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья (III) группа - лица с хроническими заболеваниями или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая (IV) группа - лица с хроническими заболеваниями, с врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая (V) группа - лица с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, больные 5-й группы не посещают общие образовательные учреждения и массовыми осмотрами не охватываются.

При отнесении людей ко 2 - 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу .

ГЛАВА 2

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Жизнь современного человека требует большого физического и психического напряжения. Бурное развитие автоматизации производства и быта лишает человека необходимой двигательной активности, которая может снять это напряжение. Значительная урбанизация, рост технического комфорта, развитие городского транспорта и увеличение числа личных автомобилей сводят двигательную активность к минимуму. В дошкольных учреждениях двигательный компонент в режиме дня ребенка не превышает 30 % времени бодрствования при нормируемой его продолжительности не менее 50 %. В школьном возрасте у 50 % 6-8-летних, 60 % 9-12-летних и 80 % старшеклассников отмечается выраженная степень двигательной недостаточности.

Вместе с тем двигательная активность является одним из условий гармоничного формирования организма. Движение – важнейший естественно биологический стимулятор физиологических функций и формирования всего организма. При физических упражнениях усиливается поток проприоцептивных импульсов, что активизирует деятельность внутренних органов и приспосабливает их к запросам работающих мышц. При систематическом выполнении физических упражнений усиливается более эффективная координация в работе двигательного аппарата, внутренних органов и систем. Вследствие малой подвижности сокращается поступление нервных импульсов из мышц в центральную нервную систему, что вызывает нарушение регуляции кровообращения, дыхания, обмена веществ, снижается резистентность организма к физическим нагрузкам и изменениям окружающей среды. Мышечный покой ведет к уменьшению кровоснабжения жизненно важных систем организма, снижению функциональных резервов, развитию дистрофии и атрофии тканей, медленному течению регенерации и т.д.

Таким образом, движение является жизненной необходимостью человека, особенно в молодом возрасте. Органы и системы человека при правильно организованных движениях развиваются и укрепляются, при чрезмерной работе ослабевают, а при длительном отсутствии движения – атрофируются. Поэтому очень важно, чтобы движения, особенно в детском и юношеском возрасте, становились все более совершенными и способствовали повышению сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей среды.

Недостаток движения – гипокинезия, или гиподинамия - вызывает целый комплекс изменений в жизнедеятельности организма. Причины гипокинезии могут быть объективными (физиологическая, профессиональная, клиническая) и субъективными (привычно-бытовая, школьная, климатогеографическая). Последствия гипокинезии выражаются в том, что функциональные системы жизнеобеспечения (дыхание, кровообращение, пищеварение, терморегуляция, выделение, дыхание и др.), работающие на движение, все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях. Снижение уровня функционирования системы ведет к атрофии или дистрофии ее тканей с уменьшением функциональных резервов, а снижение двигательной активности человека в целом ведет к компенсаторной перестройке всех сторон обмена веществ и выключает конечное звено стрессовой реакции – движение, что в свою очередь ведет к напряжению центральной нервной системы и переходу в дистресс.

Гиподинамия вызывает заметные изменения в иммунной системе организма и терморегуляции. Особого внимания заслуживает роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей, терморегуляция которых осуществляется за счет высокого уровня двигательной активности. Ограничение последней заставляет в целях профилактики переохлаждения повышать внешнюю температуру.

Физическое здоровье, показатели и критерии физического здоровья

Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека отмечается совершенство саморегуляции функций, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к окружающей среде. В укреплении здоровья человека физическому здоровью отведена ведущая роль, оно обеспечивает психическое, нравственное и сексуальное здоровье.

В основе физического здоровья лежат морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов, систем органов и организма в целом. Выделяют также соматическое здоровье, под которым понимается текущее состояние органов и систем организма.

Физическое здоровье определяется антропометрическими, физиологическими и биохимическими показателями. К антропометрическим показателям относятся росто-массовые индексы Брока (отношение массы тела в кг к росту в см минус сто), Кетле (отношение массы тела в кг к квадрату роста в м 2) и другие. Состав массы тела зависит от физической активности человека и питания. В активную массу входят клеточная жидкость, белки, минеральные соли, в малоактивную - жир, костные минеральные соли и внеклеточная вода. Для выявления состава массы тела обычно определяют общее и подкожное содержание жира, мышечную и скелетную массу в абсолютных и относительных величинах.

Физиологические показатели здоровья включают прирост пульса и тип реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку, восстановление пульса после физической нагрузки, уровень тренированности организма, резерв кардиореспиратроной системы, резерв здоровья, биохимические показатели – содержание общего холестерина по отношению к уровню липопротеидов высокой плотности в организме.

Для оценки уровня физического здоровья широко применяется экспресс-метод с использованием индексов массы тела, дыхания, силы кисти, сердечно-сосудистой системы и время восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после 20 приседаний за 30 с. Каждый из показателей оценивается в баллах и затем рассчитывается общая сумма баллов. Если по всем 5 показателям общая сумма баллов меньше или равна 3 баллам, то уровень здоровья низкий, 4-6 баллов – ниже среднего, 7-11 баллов, средний, 12-15 баллов – выше среднего, 16-18 баллов – высокий.

Критериями физического здоровьяявляются уровень физического развития, возрастные анатомо-физиологические особенности, степень физической подготовленности, наличие острых или хронических заболеваний, физических дефектов.

Уровень физического здоровья зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относят наследственность, пол, конституция, к внешним – экологические и социально-экономические факторы.

С генетическими особенностями, унаследованными от родителей, человеку предстоит жить всю жизнь. От соответствия образа жизни человека генотипической программе будет зависеть его здоровье и продолжительность жизни.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны тип морфофункциональной конституции и преобладающих нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям, плодовитость и долголетие.

Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией. Особенно раним генный аппарат на раннем эмбриональном этапе развития, когда генетическая программа реализуется в виде закладки основных функциональных систем организма. Большое число раздражающих факторов современной жизни, вызывающих изменения в генах, привело к тому, что перечень и количество наследственных заболеваний в мире неуклонно растет. Наиболее часто наследственные нарушения обусловливаются образом жизни будущих родителей или беременной женщиной. Помимо дефицита двигательной активности беременной, ведущего к нарушению нормального развития плода, следует отметить переедание, психические перегрузки социального, профессионального и бытового характера, вредные привычки.

К экологическим факторам, оказывающим влияние на организм, относятся энергетические воздействия, физические, химические и биологические факторы атмосферы, гидросферы и литосферы, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний, сбалансированность и стабильность климатических условий, ритма природных явлений и др. Особая роль отводится загрязнителям окружающей среды, против которых организм человека не имеет механизмов нейтрализации.

Социально-экономические факторы включают условия труда, быта, питания, воспитания, медицинское обеспечение и т.д.

Физическое обучение и воспитание, цель, задачи, принципы

Физическое обучение и воспитание представляет собой сложный процесс, основанный на деятельности с большим энергетическим и механическим эффектом. Оно состоит из многократных и целесообразных повторений тех или иных упражнений и процедур. В результате этих повторений в организме происходят изменения, ведущие к повышению его функциональных возможностей и способности быстро мобилизовать их для максимальных напряжений. Цель физического обучения и воспитания состоит в формировании, сохранении и укреплении физического здоровья.

Физическое воспитание яв­ляется составной частью общего воспитания и направлено на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи. Результатом физического воспитания является физическая культура , являющаяся частью общей культуры человека. Для детей и подростков физические упражнения являются важным элементом воспитания и подготовкой к будущей деятельности. Физическое воспитание служит залогом того, что ребенок вырастает всесторонне развитым человеком, полноценным членом общества.

В задачи физического обучения и воспитания входят укрепление здоровья, улучшение физического развития и повышение сопротивляемости организма, формирование основных двигательных навыков, выносливости, силы, ловкости, воспитание активности, дисциплинированности, чувства товарищества, выработка навыка к систематическим занятиям физическими упражнениями и закаливанию, освоение отдельных видов спорта, ознакомление с правилами гигиены физических упражнений и спорта, профилактикой травматизма.

Физическое обучение и воспитание проводится последовательно с первых лет жизни ребенка и строится на научной основе в соответствии с морфофункциональными возможностями, возрастом, полом, организацией питания, режимом учебных занятий, сна, отдыха и работы.

Принципами физического обучения и воспитания являются систематичность и последовательность, постепенное увеличение нагрузок, учет функциональных возможностей организма, комплексность, обратимость тренировочных эффектов.

Принцип систематичности утверждает необходимость определенной системы в использовании средств физической культуры, которая обеспечила бы решение основных задач и достижения здоровья, реализуемых с помощью физических упражнений. Практика показывает, что чаще всего физкультурник отдает предпочтение какому-либо одному или группе однородных средств, однако ограничение двигательной активности только ими не может обеспечить решения всех задач достижения здоровья.

Принцип последовательности означает, что нельзя бесконечно менять используемые средства. Это допустимо на первых порах приобщения к оздоровительной физкультуре, пока занимающийся не найдет наиболее подходящие для себя физические упражнения. Выбранные средства должны использоваться в определенной системе и последовательности, что позволит не только осознанно планировать нагрузку, но и проследить за ее эффективностью для той или иной системы жизнедеятельности.

Принцип постепенного увеличения нагрузки вытекает из динамики восстановления функций организма. Возникшие в результате выполненной нагрузки изменения имеют характеристики, определяемые преимущественно выполненной работой. При сохранении такого режима физических тренировок развивается адаптация организма к нагрузкам, и нарастания функциональных показателей не происходит. В то же время повышение рабочей нагрузки, приходящейся на период суперкомпенсации, способствует прогрессирующим изменениям, выражающимся и в активизации обмена веществ, совершенствовании деятельности центральной нервной системы, экономизации функций и так далее. Целесообразна тенденция к повышению нагрузки на протяжении определенного временного цикла, например, календарного года.

Принцип учета индивидуальных нагрузок предполагает, что организация и содержание физической тренировки должны соответствовать особенностям конкретного человека. Это касается, прежде всего, его генетически детерминированных особенностей. В частности, следует учитывать тип телосложения, предрасположение данного морфотипа к определенным заболеваниям, на профилактику которых следует ориентировать физическое воспитание. Другим важным генотипическим фактором является тип высшей нервной деятельности, под который и надо подбирать двигательные средства. Кроме того, необходимо учитывать и особенности свертывания крови, преобладающий тип вегетативной нервной регуляции и т.д.

Помимо генетически обусловленных качеств в организации физического воспитания следует учитывать особенности семейного положения физкультурника, его профессиональную принадлежность, режим работы и многие другие факторы.

Принцип комплексности воздействия вытекает из специфики влияния тех или иных физических упражнений на различные системы организма. В отличие от спортивной тренировки, где достигается цель узкой спортивной специализации, общее укрепление организма в оздоровительной физкультуре требует использования широкого арсенала двигательных средств. Тренировочный эффект может быть достигнут с помощью любого упражнения. Однако в полной мере достижение ощутимых от физических упражнений целей здоровья - физической подготовленности, физического здоровья и физического развития - достигается только при комплексном использовании двигательных средств.

Принцип обратимости тренировочных эффектов проявляется в том, что последние постепенно уменьшаются по мере снижения тренировочных нагрузок или полностью исчезают при полном прекращении тренировки (эффект детренировки). Снижение работоспособности наступает тем раньше, чем выше ее уровень, но и любом случае через 3-8 месяцев после прекращения тренировок уровень физической подготовленности человека оказывается практически таким же, каким он был до начала регулярных тренировок. Однако благодаря сохранению следовых явлений в двигательном динамическом стереотипе восстановление работоспособности при возобновлении тренировок у таких людей протекает активнее, чем у ранее не занимавшихся физической культурой.

Средства физического воспитания.

Физическое обучение и воспитание основано на тренировке организма. Тренировка - процесс систематического упражнения организма и воздействия на него с целью непрерывного повышения функциональных возможностей организма. Тренировка служит основой выработки двигательного навыка и координации движения, а также закаливания организма. Непременным условием тренировки являются комплексность, постепенный переход от малых нагрузок к большим, систематичность, учет функциональных возможностей организма, благоприятные внешние факторы, а также соблюдение гигиенического режима и постоянный врачебный контроль. Физические тре­нировки способствуют более быстрому и значительному развитию лов­кости, силы, выносливости, быстроты движений.

Для достижения эффекта необходимо тренироваться через день три раза в неделю, тренироваться непрерывно не менее 30-40 мин, при тренировке дозировать нагрузку по пульсу 140-170 уд/мин.

Физическое обучение и воспитание проводится последовательно с первых лет жизни человека и строится на научной основе в соответствии с морфофункциональными возможностями, возрастом, полом, организацией питания, режимом труда или учебных занятий, сна и отдыха.

К средствам физического обучения и воспитания относят физические упражнения, подвижные и спортивные игры, развлечения, естественные движения, массаж. В детских яслях средствами физического воспитания являются массаж, физические упражнения, игры, в детском саду - подвижные игры, развлечения, занятия по физическому и музыкальному воспитанию, утренняя гимнастика, прогулки, экскурсии. Основной формой организации физического воспитания в школе, школе-интернате и подростковых учрежде­ниях служат уроки физического воспитания.

Все виды физических упражнений в зависимости от режима функционирования мышц принято делить на динамические и статические. Физические упражнения проводятся с раннего возраста и постепенно в соответствии с общим развитием ребенка последовательно усложняются. Регулярное выполнение упражнений способствует психофизическому развитию, лучшей координации движений, воспитанию двигательных навыков, выработке правильной осанки, повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья, а также устранению физических недостатков.

В зависимости от подбора различных упражнений и времени их проведения различают основную, гигиеническую и лечебную гимнастику. Основная гимнастика обеспечивает формирование и совершенствование основных двигательных навыков, а также умение целесообразно применять приобретенные навыки в практической деятельности. Она проводится в виде обязательных занятий по физическому воспитанию во всех детских и подростковых учреждениях. Основная гимнастика включает упражнения общеразвивающие, вольные, строевые, бег, прыжки и др.

Зарядка способствует пробуждению, создает бодрость, хорошее настроение, повышает аппетит, действует профилактически против ряда заболеваний. Утреннюю гимнастику желательно проводить на свежем воздухе или в комнате с открытым окном. Во время занятий рекомендуется максимально обнажить тело, чтобы одновременно принимать и воздушные ванны. При выполнении упражнений необходимо дышать глубоко, спокойно. Не следует выполнять упражнения в быстром темпе, с большой нагрузкой, особенно пожилым людям.

Утренняя гимнастика является наиболее распространенной разновидностью гигиенической. Гигиеническая гимнастика проводится в виде гимнастики до занятий, производствен­ной гимнастики, физкультминуток, физкультпауз.

Лечебной гимнастикой должны заниматься все дети, зачисленные в специальную группу физического воспитания. Для этих детей в школе до или после уроков проводятся занятия 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин в объединенных группах по 10 человек. Лечебная гимнастика должна строго дозироваться врачом и проводиться по его рекомендации под наблюдением специалистов по физическому воспитанию.

Корригирующая гимнастика является средством исправления нарушений осанки и различных деформаций. Она состоит из вытяжения, иммобилизации и коррекции позвоночника с вовлечением в работу крупных мышечных групп. Такого вида физические упражнения необходимы при расстройствах осанки и сколиозах, возникающих у школьников в связи с плохим развитием нервно-мышечной системы и неблагоприятными воздействиями внешней среды.

Подвижные игры (салки, удочка, охотники и утки и др.) имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для физкультуры. Они улучшают физическое развитие, благоприятно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, способствуют эмоциональности спортивных занятий. Почти в каждой игре присутствуют бег, прыжки, метания, упражнения в сохранении равновесия и т. д. В играх воспитываются основные физические качества (сила, быстрота, выносливость) и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Проводить подвижные игры можно на открытом воздухе в любое время года. Продолжительность игры зависит от интенсивности и сложности двигательных действий, состояния здоровья и возраста играющих, а в среднем составляет 10-20 мин. Нагрузка дозируется следующими приемами: уменьшением или увеличением количества занимающихся, продолжительности игры, размером игровой площадки, количества повторений, тяжести предметов, введением перерывов для отдыха.

Спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, волейбол, мини-футбол и др.) необходимы людям всех возрастов и профессий. Они способствуют комплексному совершенствованию двигательных способностей и воспитанию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, а положительный эмоциональный фон делает их особенно привлекательными. Спортивные игры рекомендуются в первую очередь людям молодого и среднего возраста, доступны они также пожилым и детям. В процессе игры ее участникам приходится решать большое количество разнообразных двигательных задач, что, в конечном счете, совершенствует такие важные физические и психофизиологические качества, как сила, выносливость, точность выполнения движений, быстрота реакции, подвижность основных нервных процессов, внимание и т. д. Воспитываются также волевые качества: смелость, решительность, уверенность в своих силах и т. д. Занятия спортивными играми могут вызвать значительные изменения в состоянии здоровья человека. Поэтому лицам среднего и особенно старшего возраста надо быть весьма осторожными в выборе физической нагрузки, кроме того, необходим строгий медико-педагогический контроль.

Массаж способствует улучшению кровоснабжения массируемых участков тела, активизирует кожное дыхание, усиливает функции потовых и сальных желез, кожа становится более упругой, а мышцы и связки приобретают большую эластичность. Массаж успокаивающе воздействует на нервную систему, благоприятствует обменным процессам, способствует восстановлению работоспособности после утомления.

Обычно массаж имеет специальное назначение, поэтому подразделяется на спортивный, лечебный, гигиенический и выполняется специалистами. Простейшей разновидностью массажа является гигиенический массаж, который повышает общий тонус организма. Он может выполняться не только специалистом, но и самими занимающимися оздоровительными видами физкультуры, получившими соответствующие навыки, при этом могут широко применяться приемы самомассажа.

Массировать нужно обнаженное тело, в отдельных случаях (например, при прохладном воздухе) можно массировать через трикотажное или шерстяное белье. Массируемые участки тела должны предельно расслабляться. Движение массирующей руки должны совершаться по ходу лимфатических путей в направлении к ближайшим лимфатическим узлам. Например, руки массируются от кисти к локтевому суставу, а от него – к плечевому суставу; ноги от стоп к коленному и далее к тазобедренному суставу; спина – от позвоночника к подмышечным впадинам; грудная клетка – от середины в стороны (у женщин не следует касаться молочных желез); живот – по кругу в направлении движения часовой стрелки и снизу вверх к подреберью; шея – от затылка вниз и в стороны к ключицам. Места расположения лимфатических узлов не массируются. Нельзя массировать воспаленные участки тела и по загрязненной поверхности кожи, при кожных заболеваниях, тромбозе и сильных варикозных расширениях вен.

Урок физвоспитания, его структура и значение

Оздоровительное значение урока физического воспитания зависит от правильности построения, нагрузки на организм с учетом возрас­та и пола, гигиенических условий проведе­ния. При условии грамотного проведения благотворно воздействует на формирование правильного дыхания, двигательных навыков, помогают обрести хорошую физическую форму, резко улучшает состояние здоровья.

Каждый такой урок (занятие) должен состоять из трех частей; подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть (на протяжении 10-15 мин) – это, прежде всего, разминка, то есть настройка организма на восприятие предстоящих физических нагрузок. Разминочные упражнения повышают температуру мышц, улучшают их эластичность, усиливают кровообращение, увеличивают подвижность суставов, приводят в оптимальное состояние легкие, сердце, сосуды. Разминка включает легко дозируемые и простые по исполнению общеразвивающие упражнения.

Основная часть занятия занимает наибольшее количество времени (30-60 мин) и направляется на развитие определенных физических качеств (силы, гибкости, общей выносливости), а также на исправление физических недостатков (тучности, сутулости). В основную часть должны включаться общеразвивающие упражнения с преимущественной направленностью на развитие определенных физических качеств, подвижные и спортивные игры, ходьба и бег, по возможности гребля, зимой – хождение на лыжах и катание на коньках.

Заключительная часть занятия (на протяжении 5-10 мин) способствует восстановлению дыхания, пульса, снятию утомления. Здесь уместны упражнения дыхательные, наиболее легкие и простые по исполнению, общеразвивающие и на расслабление.

В конце занятия следует проверить пульс: частота его не должна отличаться более чем на 10-15 уд/мин от частоты пульса в состоянии покоя.

Для проведения физического воспитания дети дошкольного возрас­та разделяются на три группы в зависимости от состояния здоровья. Первая группа – дети I и частично II группы здоровья, с которыми можно проводить все виды физического воспитания в соот­ветствии с их возрастными анатомо-физиологическими особенностями и степенью физической подготовленности к той или иной нагрузке. Вторая группа – дети, физическое воспитание которых можно проводить с ограничением мышечных усилий, а закаливание – без снижения темпе­ратуры воды и воздуха. К этой группе относятся дети с задержкой фи­зического развития, реконвалесценты, страдающие анемией любой этио­логии, бронхиальной астмой, имеющие компенсированные пороки сердца. Третья группа – дети, у которых все виды физического воспитания проводят очень осторожно, а закаливание водными процедурами не осуществляют совсем. К этой группе относятся дети с повышением температуры тела любой этиологии, с острыми воспалительными процессами любой локализации, так как при охлаждении может произойти генерализация воспалительного процесса, с врожденными и приобретенными поро­ками сердца в стадии субкомпенсации, хроническими заболеваниями по­чек.

В зависимости от состояния здоровья и тренированности учащихся школ также распре­деляют на три группы: основную, подготовительную и специальную. В основной группе могут заниматься здоровые, а также учащиеся с небольшими функциональными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, с незначительным отставанием в физическом развитии, если общее самочувствие человека хорошее.

В подготовительную группу включают мало тренированных людей, с небольшими функциональными нарушениями деятельности сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем, страдающих гастритами, хроническими бронхитами, перенесших острые инфекционные болезни (дифтерия, скар­латина и др.).



Загрузка...