caspian72.ru

Тест sf 36 готовый онлайн калькулятор. Краткая форма оценки здоровья

Опросник SF-36 относится к неспецифическим опросникам для оценки качества жизни. 36 пунктов опросника сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 представляет полное здоровье, все шкалы формируют два показателя: душевное и физическое благополучие.

Результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на более высокий уровень КЖ. Количественно оцениваются следующие показатели:

Шкалы группируются в два показателя «физический компонент здоровья» и «психологический компонент здоровья».

1. В целом Вы бы оценили состояние Вашего здоровья

Отличное.................................................1

Очень хорошее......................................2

Хорошее...................................................3

Посредственное....................................4

Плохое......................................................5

2. Как бы Вы в целом оценили свое здоровье сейчас по сравнению с тем, что было год назад.

Значительно лучше, чем год назад.......1

Несколько лучше, чем год назад.......... 2

Примерно так же, как год назад...........3

Несколько хуже, чем год назад.............4

Гораздо хуже, чем год назад................ .5

3. Следующие вопросы касаются физических нагрузок, с которыми Вы, возможно, сталкиваетесь в течение свое-го обычного дня. Ограничивает ли Вас состояние Вашего здоровья в настоящее время в выполнении перечисленных ниже физических нагрузок? Если да, то в какой степени?

Да, значительно огра-ничивает

Да, немного ограничива-ет

Нет, совсем не ограни-чивает

A. Тяжелые физические нагрузки, такие как бег, поднятие тяжестей, занятие силовыми видами спорта.

Б. Умеренные физические нагрузки, такие как передвинуть стол, поработать с пылесосом, собирать грибы или ягоды.

В. Поднять или нести сумку с продуктами.

Г. Подняться пешком по лестнице на несколько пролетов.

Д. Подняться пешком по лестнице на один пролет.

Е. Наклониться, встать на колени, присесть на корточки.

Ж. Пройти расстояние более одного километра.

З. Пройти расстояние в несколько кварталов.

И. Пройти расстояние в один квартал.

К. Самостоятельно вымыться, одеться.

4. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше физи-ческое состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего:

А. Пришлось сократить количество времени, затрачиваемое на работу или другие дела.

Б. Выполнили меньше, чем хотели.

В. Вы были ограничены в выполнении какого-либо определенного вида работ или другой деятельности.

Г. Были трудности при выполнении своей работы или других дел (например, они потребовали дополнительных усилий).

5. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше эмоци-ональное состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего

6. Насколько Ваше физическое и эмоциональное состо-яние в течение последних 4 недель мешало Вам проводить время с семьей, друзьями, соседями или в коллективе?

Совсем не мешало.......................1

Немного........................................... 2

Умеренно........................................3

Сильно..............................................4

Очень сильно..................................5

7. Насколько сильную физическую боль Вы испытывали за последние 4 недели?

Совсем не испытывал(а).............1

Очень слабую..................................2

Слабую............................................ 3

Умеренную...................................... 4

Сильную.......................................... 5

Очень сильную……………………6

8. В какой степени боль в течение последних 4 недель мешала Вам заниматься Вашей нормальной работой (вклю-чая работу вне дома или по дому)?

Совсем не мешала.................1

Немного..................................... 2

Умеренно..................................3

Сильно........................................4

Очень сильно............................5

9. Следующие вопросы касаются того, как Вы себя чув-ствовали и каким было Ваше настроение в течение послед-них 4 недель. Пожалуйста, на каждый вопрос дайте один ответ, который наиболее соответствует Вашим ощущениям.

Все время

Большую часть времени

А. Вы чувствовали себя бодрым (ой)?

Б. Вы сильно нервничали?

В. Вы чувствовали себя таким(ой) по-давленным (ой) что ничто не могло Вас взбодрить?

Г. Вы чувствовали себя спокойным(ой) и умиротворенным (ой)?

Д. Вы чувствовали себя полным (ой) сил и энергии?

Е. Вы чувствовали себя упавшим(ой) духом и печальным(ой)?

Ж. Вы чувствовали себя измучен-ным(ой)?

З. Вы чувствовали себя счастливым(ой)?

И. Вы чувствовали себя уставшим(ей)?

10. Как часто за последние 4 недели Ваше физическое или эмоциональное состояние мешало Вам активно общаться с людьми (навещать друзей, родственников и т. п.)?

Все время........................................1

Большую часть времени...............2

Иногда...............................................3

Редко……………………………….4

Ни разу............................................. 5

11. Насколько ВЕРНЫМ или НЕВЕРНЫМ представ-ляются по отношению к Вам каждое из ниже перечислен-ных утверждений?

Опре-делен-но вер-но

В основ-ном верно

В основ-ном не-верно

Опреде-лен-но не-верно

а. Мне кажется, что я более склонен к бо-лезням, чем другие

б. Мое здоровье не хуже, чем у большин-ства моих знакомых

в. Я ожидаю, что мое здоровье ухудшится

г. У меня отличное здоровье

Опросник имеет следующие шкалы:

  1. Физическое функционирование (PF).
  2. Ролевое (физическое) функционирование (RР).
  3. Боль (P).
  4. Общее здоровье (GH).
  5. Жизнеспособность (VT).
  6. Социальное функционирование (SF).
  7. Эмоциональное функционирование (RE).
  8. Психологическое здоровье (MH).

Все шкалы опросника объединены в 2 суммарных измерения - физический компонент здоровья (1 - 4 шкалы) и психический (5 - 8 шкалы).

Методика вычисления основных показателей по опроснику SF-36.

Показатели

Минимальное и максимальное значения

Возможный диапазон значений

Общее здоровье (GH)

1, 11а, 11б, 11в, 11г.

Жизнеспособность (VT)

9а, 9д, 9ж, 9и.

Социальное функционирование (SF)

Эмоциональное функционирование (RE)

Психологическое здоровье (MH)

9б, 9в, 9г, 9е, 9з.

В пунктах 6, 9а, 9д, 9г, 9з, 10, 11 - производится обратный счет значений.

Формула вычисления значений: [ (реальное значение показателя) - (минимально возможное значение показателя) ] : (возможный диапазон значений) * 100.

Требования к представлению результатов:

  1. указание числа наблюдений для каждого признака;
  2. описательная статистика - M +/-SD, Me (LQ; UQ), % (n/N);
  3. точность результатов (оценки, Р); ДИ (для основных результатов исследования) и Р;
  4. указание на использованные статистические методы (параметрические и непараметрические) и статистические пакеты.

Пола в возрасте 42 – 77 лет без установленной сердечно – сосудистой патологии на входе. Выяснилось, что их дальнейшая судьба статистически в значительной степени определялась показателем, измеряемым следующим опросником : Индекс фобической тревожности Крауна – Криспа В каждом из пунктов выбери вариант, наиболее точно описывающий твоё состояние. Испытываешь ли ты необоснованный страх нахождения в замкнутых пространствах...

https://www..html

И 23 пар дизиготных близнецов (всего 92 человека), которые приняли участие в исследовании, были мужчины и женщины, в среднем 25−летнего возраста. Ученые измерили уровень их интеллекта (IQ) по специализированным опросникам . Такие опросы позволили оценить не только общий, но и так называемый исполнительный интеллект (пространственная ориентация и группировка объектов), а также вербальный интеллект. Чтобы получить картину...

https://www.сайт/journal/117488

Были отобраны 122 человека с различными вариантами этого гена. Сначала участников исследования просили самостоятельно оценить свою реакцию на социальное отчуждение с помощью опросника

https://www.сайт/journal/119889

В исследование были отобраны 122 человека с различными вариантами этого гена. Сначала участников исследования просили самостоятельно оценить свою реакцию на социальное отчуждение с помощью опросника . Затем ученые предложили испытуемым сыграть в компьютерную игру с двумя оппонентами, в ходе которой оппоненты начинали играть между собой, игнорируя третьего участника. Во время...

https://www.сайт/journal/120983

Воедино статистику, собранную другими учеными в рамках других экспериментов. Рентгеновские снимки, которые делались в рамках рутинных процедур, заполненные во время других психологических экспериментов опросники – предыдущие исследователи оставили столько данных, что их хватило на еще одну научную работу. Причем, вполне вероятно, не последнюю. Спустя несколько десятков лет по нынешним...

https://www.сайт/journal/121678

... (у 46%), нарушение сна (у 83%). Таким образом, положительный эффект курса реабилитации в виде уменьшения субъективной симптоматики отмечался у 96% пациентов. Анализ общей динамики качества жизни проводился по опроснику SF-36. После курса реабилитации достоверно улучшалось качество жизни по следующим шкалам: Физическая боль с 59, 9 до 73,4 баллов Общая самооценка здоровья с 63,7 до 72,1 баллов, Жизненная активность с 59,4 до 71, 8 баллов, Физическое...

https://www.сайт/journal/122303

Шарон Данофф-Бург (Sharon Danoff-Burg) из Университета штата Нью-Йорк в Олбани в 2006 году провели исследование среди 421 студента колледжа. Два опросника , обычно использовавшиеся для оценки злоупотребления алкоголем или расстройств связанных с наркотиками, были модифицированы для того, чтобы оценить пристрастие студентов к искусственному загару...

1) General Health (GH) - общее состояние здоровья - оценка испытуемым своего состояния здоровья в настоящий момент.

2) Physical Functioning (PF) - физическое функционирование, отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.).

3) Role-Physical (RP) - влияние физического состояния на ролевое функционирование (работу, выполнение будничной деятельности).

4) Role-Emotional (RE) - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая увеличение затрат времени, уменьшение объема выполненной работы, снижение качества ее выполнения и т.п.).

5) Social Functioning (SF) - социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение).

6) Bodily Pain (BP) - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома.

7) Vitality (VT) - жизнеспособность (подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным).

8) Mental Health (MH) - самооценка психического здоровья, характеризует настроение (наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций).

Инструкция. Этот опросник содержит вопросы, касающиеся Ваших взглядов на свое здоровье. Предоставленная информация поможет следить за тем, как Вы себя чувствуете и насколько хорошо справляетесь со своими обычными нагрузками.

Ответьте на каждый вопрос, помечая выбранный Вами ответ так, как это указано. Если Вы не уверены в том, как ответить на вопрос, пожалуйста, выберите такой ответ, который точнее всего отражает Ваше мнение.

1. В целом Вы оценили бы состояние Вашего здоровья как:

2. Как бы Вы в целом оценили свое здоровье сейчас по сравнению с тем, что было год назад?

3. Следующие вопросы касаются физических нагрузок, с которыми Вы, возможно, сталкиваетесь в течение своего обычного дня.

Ограничивает ли Вас состояние Вашего здоровья в настоящее время в выполнении перечисленных ниже физических нагрузок? Если да, то в какой степени?


Да, значительно ограничивает Да, немного ограничивает Нет, совсем не ограничивает
а. Тяжелые физические нагрузки, такие как бег, поднятие тяжестей, занятие силовыми видами спорта
б. Умеренные Физические нагрузки, такие как передвинуть стол, поработать с пылесосом, собирать грибы или ягоды
в. Поднять или нести сумку с продуктами
г. Подняться пешком по лестнице на несколько пролетов
д. Подняться пешком по лестнице на один пролет
е. Наклониться, встать на колени, присесть на корточки
ж. Пройти расстояние более одного километра
з. Пройти расстояние в несколько кварталов
и. Пройти расстояние в один квартал
к. Самостоятельно вымыться, одеться

4. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше физическое состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего

5. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше эмоциональное состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего

6. Насколько Ваше физическое или эмоциональное состояние в течение последних 4 недель мешало Вам проводить время с семьей, друзьями, соседями или в коллективе?

7. Насколько сильную физическую боль Вы испытывали за последние 4 недели?

8. В какой степени боль в течение последних 4 недель мешала Вам заниматься Вашей нормальной работой (включая работу вне дома и по дому)?

9. Следующие вопросы касаются того, как Вы себя чувствовали и каким было Ваше настроение в течение последних 4 недель, Пожалуйста, на каждый вопрос дайте один ответ, который наиболее соответствует Вашим ощущениям.

Как часто в течение последних 4 недель...

(обведите одну цифру в каждой строке)
Все время Большую часть времени Часто Иногда Редко Ни разу
а. Вы чувствовали себя бодрым (ой)?
б. Вы сильно нервничали?
в. Вы чувствовали себя таким (ой) подавленным (ой), что ничто не могло Вас взбодрить?
г. Вы чувствовали себя спокойным (ой) и умиротворенным (ой)?
д. Вы чувствовали себя полным(ой) сил и энергии?
е. Вы чувствовали себя упавшим(ей) духом и печальным(ой)?
ж. Вы чувствовали себя измученным(ой)?
з. Вы чувствовали себя счастливым(ой)?
и. Вы чувствовали себя уставшим(ей)?

10. Как часто за последние 4 недели Ваше физическое или эмоциональное состояние мешало Вам активно общаться с людьми (навещать друзей, родственников и т.п.)?

11. Насколько верно или неверно представляется по отношению к Вам каждое из ниже перечисленных утверждений?

36 пунктов опросника сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 представляет полное здоровье, все шкалы формируют два показателя: душевное и физическое благополучие.

Количественно оцениваются следующие показатели:

1. Физическое функционирование (Physical Functioning - PF), отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность пациента значительно ограничивается состоянием его здоровья.

2. Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием(Role-Physical Functioning - RP) - влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием пациента.

3. Интенсивность боли (Bodily pain - BP) и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность пациента.

4. Общее состояние здоровья (General Health - GH) - оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Чем ниже бала по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья.

5. Жизненная активность (Vitality - VT) подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении пациента, снижении жизненной активности.

6. Социальное функционирование (Social Functioning - SF), определяется степенью, вкоторой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.

7. Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional - RE) предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.). Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.

8. Психическое здоровье (Mental Health - MH), характеризует настроение наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии.

Физический компонент здоровья (Physical health - PH)

Составляющие шкалы:

Физическое функционирование

Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием

Интенсивность боли

Общее состояние здоровья

Психологический компонент здоровья (Mental Health - MH)

Составляющие шкалы:

Психическое здоровье

Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием

Социальное функционирование

Жизненная активность

Все значения суммируются по каждому показателю.

В пунктах 1, 6, 8, 9а, 9д, 9г, 9з, 10, 11б, 11г - значения берутся с обратным знаком

Формула вычисления значений:

[(реальное значение показателя) - (минимально возможное значение показателя)] :

(возможный диапазон значений) * 100.

Шкалы Вопросы Минимальное и максимальное значения Возможный диапозон значений
Физическое функционирование (PF) 3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3з, 3и, 3к 10 - 30
Ролевое (физическое) функционирование (RP) 4а, 4б, 4в, 4г 4 - 8
Боль (BP) 7, 8 2 - 11
Общее здоровье (GH) 1, 11а, 11б, 11в, 11г 5 - 25
Жизнеспособность (VT) 9а, 9д, 9ж, 9и 4 - 24
Социальное функционирование (SF) 6, 10 2 - 10
Эмоциональное функционирование (RE) 5а, 5б, 5в 3 - 6
Психологическое здоровье (МН) 9б, 9в, 9г, 9е, 9з 5 - 30

Рис. 1. Графическая интерпретация показателей методики

Психодиагностическая методика «Анализ занятости» (Разработчик: Лаборатория azps.ru, 2008 г.)

Назначение. Данная методика предназначена для исследования мотивационной сферы личности, ее устремлений и интересов. Также она прекрасно подходит для исследования особенностей самоменеджмента человека. Данная методика является осовремененным вариантом методики "Распределение времени", опубликованной С. Я. Рубинштейн в 1979 г.
Обследуемому предлагают таблицу, в первом столбце которой находится список различных видов занятий: "Сон", "Транспорт" и т.д. Во второй столбец заносится количество часов, отводимых под отдельный вид занятий на протяжении недели. Далее обследуемому предоставляется возможность "располагать временем по собственному желанию". Обследуемый должен отметить, сколько времени потратит на те же самые дела в том случае, если будет им свободно распоряжаться. Эти числа он размещает в третьем столбце.

Желательно не ограничивать обследуемого во времени выполнения задания: некоторые испытуемые могут испытывать проблемы с подсчётом часов. Методику можно использовать как в групповой работе так и индивидуально.

Инструкция . Перед вами таблица с тремя столбцами. В первом столбце приведены различные виды занятий: "сон", "работа" и т.д. Представьте, пожалуйста, сколько часов в неделю в среднем Вы отводите на каждый из этих видов занятий. Это число часов проставьте во втором столбце. Помните, что в неделе 168 часов. Старайтесь, чтобы сумма чисел составляла 168 или несколько меньше (возможно, Вы занимаетесь некоторой деятельностью, не подпадающей под указанные виды занятий). Можете в процессе подгонки чисел исправлять уже написанные числа. После того, как Вы закончите заполнять второй столбец, представьте, что Вам дали полную свободу управлять распределением своего времени. Как бы Вы тогда распределили его между данными видами занятий? Эти числа занесите в третий столбец. Так же старайтесь, чтобы сумма не превышала 168.

Вид занятий Кол-во часов в неделю (реально) Кол-во часов в неделю (в идеале)
1. Сон, полный отдых (отсутствие всякой деятельности)
2. Работа
3. Транспорт
4. Обучение
5. Живое общение с близкими и друзьями, разговоры по телефону
6. Общение в Интернете (чаты, форумы и т.д.)
7. Чтение газет, журналов, учебной и специальной литературы, посещение различных сайтов в Интернете в познавательных целях
8. Чтение художественной литературы, посещение различных сайтов в Интернете в развлекательных целях
9. Покупки и поиски нужных предметов в магазинах
10. Самообслуживание, работа по дому, хозяйству (приготовление пищи, уборка и т.п.)
11. Еда (кроме её приготовления)
12. Забота о детях и других родственниках, о домашних животных
13. Посещение театров, кино выставок и т.д.
14. Просмотр телепередач, фильмов
15. Прогулки
16. Физкультура, фитнес, спорт
17. Забота о внешности
18. Игры (в том числе компьютерные и видеоигры)
19. Хобби

Обработка результатов исследования

Обработка результатов проводится как качественно так и количественно.
Для качественного анализа желательно построить наглядный график. Качественный анализ предполагает рассмотрение структуры занятости обследуемого, сравнение реального и идеального графиков. В зависимости от цели проведения обследования анализ структуры занятости может давать разную полезную информацию. Например, если обследуемый жалуется на ощущение хронического стресса, то первым делом следует обратить внимание на достаточность времени для отдыха. Если у обследуемого проблемы в сфере межличностного общения с близкими, то необходимо посмотреть, а много ли времени обследуемый уделяет заботе о ближних.

Количественный анализ предполагает вычисление «Индекса напряженности» (ИН) как в целом по всем девятнадцати видам занятий, так и по отдельным блокам. ИН подсчитывается согласно следующей формуле:

ИН = (СО/Р) х 100%,

где СО - сумма отклонений, а Р - сумма часов в столбце «Реально».

Для подсчёта суммы отклонений надо найти сначала разницу между «реальным» и «идеальным» для каждого вида занятий (если получаем разницу отрицательную, то знак «минус» опускаем). После этого складываем полученные разницы и получаем СО.

Обратите внимание, что можно подсчитывать ИН для отдельного блока занятий. В этом случае в подсчете участвуют только строки таблицы, соответствующие данному блоку.

Сумма Р также исчисляется как сумма "реальных" часов в данном блоке (а не 168).

Блоки видов занятости исследователь может определять самостоятельно, исходя из задач обследования.

Например, это могут быть следующие блоки:

· Блок отдыха и неактивной деятельности: 1) сон, 3) транспорт, 11) еда, 15) прогулки, 17) внешность.

· Блок активной деятельности: 2) работа, 9) магазины, 10) самообслуживание, 16) спорт.

· Коммуникативный блок: 5) живое общение, 6) общение в Интернете, 12) забота.

· Когнитивный блок: 4) обучение, 7) познавательное чтение, 8) развлекательное чтение, 14) просмотр телепередач

· Блок увлечений: 13) посещение театров и пр., 18) игры, 19) хобби.

Один и тот же вид занятий, очевидно, может фигурировать в разных блоках. Обратите внимание, что в данном случае индекс напряженности ИН лучше не включать в процедуры сложного статистического анализа (например, нахождения корреляций).
Данная методика имеет определённый психотерапевтический потенциал. Вид графиков сам по себе может обследуемого натолкнуть на принятие важных жизненных решений. Если производился анализ по блокам, то желательно сделать и второй график, по этим данным.

При анализе ИН можно опираться на следующую градацию: норма (85-100%), умеренная напряженность (70-84%), высокая напряженность (69% и ниже).

1. Гуидаров И. А., Полесский В. А. Принципы индивидуальной оценки и коррекции количества здоровья и качества жизни // Сборник на-учно-методических материалов для службы формирования здо-рового образа жизни. М., 1991. С. 28-59.

2. Куликов Л. В. Осознание здоровья как ценности. Здоровье и субъек-тивное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.. Изд-во СПбГУ, 2000. С. 240-284; 405-442.

3. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.. Изд-во СПбГУ, 2000. С 405-442.

4. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестнн СПбГУ. 1999. Сер. 6. № 2.

5. Березовская Р. А., Никифоров Г. С. Отношение к здоровью // Психо-логия здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.

6. Журавлева И. В., Шилова Л. С, Антонова А. И. и др. Отношение чело-века к здоровью и продолжительность жизни. М., 1989.

Краткая форма оценки здоровья (англ. Medical Outcomes Study-Short Form, сокр. MOS SF-36) - опросник, предназначенный для исследования неспецифического качества жизни, связанного со здоровьем, вне зависимости от имеющегося заболевания, половых, возрастных особенностей и специфики того или иного лечения

История создания

SF-36 был разработан на основании крупного исследования исходов заболеваний (Medical outcomes Study), проведённого в США в 80-ых годах прошлого столетия. Автором является John E. Ware. Опросник, включёёный в исследование, был составлен из вопросов Psychological General Well-Being Index , Health perception questionnaire и некоторых других. В результате был составлен 40-факторный опросник, содержащий 149 пунктов. Этот опросник получил название 149-item Functioning and well-being profile.

Теоретические основы

В результате исследования валидности 149-item Functioning and well-being profile были установлены 8 факторов качества жизни, наиболее часто измеряемых, и наиболее сильно изменяющихся в популяции под влиянием заболевания и лечения. Таким образом, было предположено, что данные факторы отражают наиболее общие и неспецифические параметры качества жизни и опросник на их основе будет пригодет для самых широких медико-социологических исследований. Вопросы, относящиеся к этми факторам, составили современную версию SF-36. Дальнейшие исследования опросника подтвердили его валидность.

Валидизация

В 1998 году опросник был валидизирован сотрудниками аналитического сектора Межнационального Центра исследования качества жизни в Санкт-Петербурге, которая была использована для изучения КЖ 2114 жителей Санкт-Петербурга. Результаты исследования показали высокую согласованность с характеристиками качества данных исследований, проведенных в других странах; российская версия опросника SF-36 обладает надежными психометрическими свойствами и является приемлемой для проведения популяционных исследований качества жизни в России.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 11 разделов, результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленным таким образом, что более высокая оценка указывает на лучшее КЖ.

Описание шкал опросника

  1. Physical Functioning (PF) – физическое функционирование, отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т. п.).
  2. Role-Physical (RP) - влияние физического состояния на ролевое функционирование (работу, выполнение будничной деятельности).
  3. Bodily Pain (BP) - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома.
  4. General Health (GH) – общее состояние здоровья - оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения.
  5. Vitality (VT) - жизнеспособность (подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным).
  6. Social Functioning (SF) - социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение).
  7. Role-Emotional (RE) - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая увеличение затрат времени, уменьшение объема выполненной работы, снижение качества ее выполнения и т. п.).
  8. Mental Health (MH) - самооценка психического здоровья, характеризует настроение (наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций).

Все шкалы опросника объединены в два измерения: физический компонент здоровья (1 – 4 шкалы) и психический (5 – 8 шкалы).

Подсчёт значений шкал

В пунктах 6, 9а, 9д, 9г, 9з, 10, 11 – производится обратный счет значений.

Формула вычисления значений: (реальное значение показателя – минимально возможное значение показателя):(возможный диапазон значений)*100 . Таким образом, значние каждой шкалы изменяется от 0 до 100.

Значение и применение

Краткая офрма оценки здоровья MOS SF-36 является одним из самых распространённых методов измерения качества жизни, связанного со здоровьем . В силу своей неспецифичности опросник используется для охвата широких популяций и может использоваться для сопоставления различных популяций. С другой стороны, для исследования специфического контингента (например, больных определённым заболеванием или определённой группой заболеваний); с целью оценки клинически важных симптомов опросник необходимо дополнять специфическими иснтрументами - например, опросником качества жизни в связи с желудочно-кишечным заболеванием.

Сокращённая версия

В 2000 году была создана и апробирована ещё более краткая версия опросника, состоящая всего из 12 пунктов (12-Item Short-Form Health Survey, SF-12) - Короткая версия опросника здоровья. Методика, по сути, является скриниговой, и предназначена для быстрой оценки качества жизни больших групп больных. Время заполнения - не более 2-х минут. Из опросника могут быть извлечены те же 8 значений субшкал и один итоговый показатель качества жизни, связанного со здоровьем.

3.2. Профилактика дислипидемии и атеросклероза 3.3. Профилактика сахарного диабета II типа 3.4. Профилактика артериальной гипертензии 3.5. Профилактика ишемической болезни сердца 3.6. Профилактика инсультов 3.7. Профилактика смерти от сердечно-сосудистых заболеваний 3.8. Профилактика хронических бронхо-легочных заболеваний 3.9. Профилактика остеопороза 3.10. Профилактика онкологических заболеваний 3.11. Профилактика заболеваний полости рта Глава 4. Организация профилактических мероприятий для различных групп населения 4.1. Профилактические мероприятия для детей и подростков 4.2. Профилактические мероприятия для лиц среднего возраста 4.3. Профилактические мероприятия для лиц пожилого возраста 4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента Приложения Приложение 1. Опросник SF-36 Приложение 2. Основные информационные модули, используемые на основных этапах мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний Приложение 3. Является ли Ваше питание рациональным Приложение 4. Расчет химического состава и энергетической ценности на 100 г продуктов питания Приложение 5. Определение риска развития атеросклероза Приложение 6. Определение уровня потребления пищевых волокон Приложение 7. Содержание витаминов в съедобной части продуктов Приложение 8. Содержание минеральных веществ съедобной части продуктов Приложение 9. Пищевые аллергии Приложение 10. Рекомендации назначения физической нагрузки лицам с гиподинамией Приложение 11. Опросник для определения физической активности Приложение 12. Экспресс-опросник, позволяющий выявить признаки депрессии Приложение 13. Риск развития ожирения Приложение 14. Десять фактов об ожирении Приложение 15. Некоторые продукты питания, богатые пищевыми волокнами Приложение 16. Основные требования, предъявляемые к зубным щеткам Приложение 17. Опросник "Является ли гигиена полости рта удовлетворительной" Приложение 18. Приоритетные практические профилактические мероприятия по охране здоровья детей и подростков Приложение 19. Направление профилактической работы и их вклад в вопросы охраны здоровья и развития детей и подростков

Приложение 1.

Опросник SF-36 88

Ф.И.О. ______________________

Дата заполнения______________

3. Следующие вопросы касаются физических нагрузок, с которыми Вы, возможно, сталкиваетесь в течение своего обычного дня.

Ограничивает ли Вас состояние Вашего здоровья в настоящее время в выполнении перечисленных ниже физических нагрузок? Если да, то в какой степени? (обведите одну цифру в каждой строке)

Да, значительно ограничивает

Да, немного ограничивает

Нет, совсем не ограничивает

А. Тяжелые физические нагрузки, такие как бег, поднятие тяжестей, занятие силовыми видами спорта.

Б. Умеренные физические нагрузки, такие как передвинуть стол, поработать с пылесосом, собирать грибы или ягоды.

В. Поднять или нести сумку с продуктами.

Г. Подняться пешком по лестнице на несколько пролетов.

Д. Подняться пешком по лестнице на один пролет.

Е. Наклониться, встать на колени, присесть на корточки.

Ж. Пройти расстояние более одного километра.

3. Пройти расстояние в несколько кварталов.

И. Пройти расстояние в один квартал.

К. Самостоятельно вымыться, одеться.

4. Бывало ли за последние 4 недели так, что Ваше физическое состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего: (обведите одну цифру в каждой строке)

5. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше эмоциональное состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности, вследствие чего (обведите одну цифру в каждой строке)

А. Пришлось сократить количество времени, затрачиваемое на работу или другие дела.

А. Пришлось сократить количество времени, затрачиваемого на работу или другие дела.

Б. Выполнили меньше, чем хотели.

В. Вы были ограничены в выполнении какого-либо определенного вида работ или другой деятельности.

В. Выполняли свою работу или другие дела не так аккуратно, как обычно

Г. Были трудности при выполнении своей работы или других дел (например, они потребовали дополнительных усилий).

9. Следующие вопросы касаются того, как Вы себя чувствовали и каким было Ваше настроение в течение последних 4 недель.

Пожалуйста, на каждый вопрос дайте один ответ, который наиболее соответствует Вашим ощущениям. (обведите одну цифру)

Все время

Большую часть времени

А. Вы чувствовали себя бодрым (ой)?

Б. Вы сильно нервничали?

В. Вы чувствовали себя таким(ой) подавленным(ой), что ничто не могло Вас взбодрить?

Г. Вы чувствовали себя спокойным(ой) и умиротворенным (ой)?

Д. Вы чувствовали себя полным (ой) сил и энергии?

Е. Вы чувствовали себя упавшим(ой) духом и печальным(ой)?

Ж. Вы чувствовали себя измученным(ой)?

3. Вы чувствовали себя счастливым(ой)?

И. Вы чувствовали себя уставшим(ей)?

11. Насколько ВЕРНЫМ или НЕВЕРНЫМ представляются по отношению к Вам каждое из ниже перечисленных утверждений?
(обведите одну цифру в каждой строке)

Определенно верно

В основном верно

В основном неверно

Определенно неверно

а. Мне кажется, что я более склонен к болезням, чем другие

б. Мое здоровье не хуже, чем у большинства моих знакомых

в. Я ожидаю, что мое здоровье ухудшится

г. У меня отличное здоровье

Методика оценки качества жизни
Обработка результатов

36 пунктов опросника сгруппированы в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 представляет полное здоровье, все шкалы формируют два показателя: душевное и физическое благополучие.

Результаты представляются в виде оценок в баллах по 8 шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на более высокий уровень КЖ.

Количественно оцениваются следующие показатели:

  1. Физическое функционирование (Physical Functioning - PF) , отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность пациента значительно ограничивается состоянием его здоровья.
  2. Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning - RP) - влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием пациента.
  3. и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. Низкие показатели по этой шкале cвидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность пациента.
  4. Общее состояние здоровья (General Health - GH) - оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Чем ниже балл по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья.
  5. подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении пациента, снижении жизненной активности.
  6. Социальное функционирование (Social Functioning - SF) , определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.
  7. Ролевое функционирование,обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional - RE) предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.). Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.
  8. , характеризует настроение наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии.

Шкалы группируются в два показателя "физический компонент здоровья" и "психологический компонент здоровья":

  1. Физический компонент здоровья (Physical health - PH)

    Составляющие шкалы:

    • Физическое функционирование.
    • Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием.
    • Интенсивность боли.
    • Общее состояние здоровья.
  2. Психологический компонент здоровья (Mental Health - MH) Составляющие шкалы:
    • Психическое здоровье.
    • Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием.
    • Социальное функционирование.
    • Жизненная активность.
Вопрос Шкала Общий показатель
3a Физическое функционирование, (Physical Functioning - РF) Физический компонент здоровья
Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Phisical Functioning - RР)
7 Интенсивность боли (Bodily pain - ВР)
8
1 Общее состояние здоровья (General Health - GН)
11а
11б
11в
11г
Жизненная активность (Vitality - VT) Психологический компонент здоровья
6 Социальное функционирование (Social Functioning - SE)
10
Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional - RE)
Психическое здоровье (Mental Health - MH)

1. Значение по шкале "Физическое функционирование (Physical Functioning - РF)":

  1. Суммируйте баллы, полученные при ответах на вопросы: 3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3з, 3и, 3к
    РFsum = РF 90 3а + РF3б + РF3в + РF3г + РF3д + РF3е + РF3ж + РF3з + РF3и + РF3к
  2. Полученный суммарный балл пересчитайте по следующему ключу: РF = ((РFsum - 10)/20)* 100

2. Значение по шкале "Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Phisical Functioning - RР)":

  1. Суммируйте баллы, полученные при ответах на вопросы: 4а, 4б, 4в, 4г
    RPsum = RР4а + RР4б + RР4в + RР4г
  2. Полученный суммарный балл пересчитайте по следующему ключу: RР = ((RPsum - 4)/4)* 100

3. Значение по шкале "Интенсивность боли (Bodily pain - ВР) ":

  1. Перекодируйте баллы, полученные при ответе на вопросы N 7 и N 8, в соответствии с одним из указанных ключей.

    А. Если даны ответы на оба вопроса, то перекодируйте "сырой" балл по каждому вопросу по следующему ключу:

    В. Если дан ответ на вопрос N7 и пропущен ответ на вопрос N8, то перекодируйте "сырой" балл за вопрос N7 по следующему ключу, пересчетный балл для вопроса N8 указывается тот же, что и для седьмого вопроса.

    С. Если дан ответ на вопрос N8 и пропущен ответ на вопрос N7, то перекодируйте "сырой" балл за вопрос N8 по следующему ключу, пересчетный балл для вопроса N7 указывается тот же, что и для восьмого вопроса.

  2. Подсчитайте значение по шкале по формуле: ВР = [((ВР7" + ВР8") - 2)/10] * 100

4. Значение по шкале "Общее состояние здоровья (General Health - GH)"

1. Перекодируйте вопрос N1 по ключу: 2. Перекодируйте вопрос 11б по ключу: 3. Перекодируйте вопрос 11г по ключу:
"сырой" балл вопрос N1 (GН1) пересчетный балл (GН1 ") "сырой" балл вопрос N11б (GН11б) пересчетный балл (GН11б ") "сырой" балл вопрос N11г (GН11г) пересчетный балл (GН11г ")
1 5 1 5 1 5
2 4,4 2 4 2 4
3 3,4 3 3 3 3
4 2 4 2 4 2
5 1 5 1 5 1
4. Подсчитайте сумму: GНsum = GН1 " + GН11а + GН11б " + GН11в + GН11г "
5. Подсчитайте значение шкалы по формуле: GН = ((GНsum - 5)/20)* 100

5. Значение по шкале "Жизненная активность (Vitality - VT)"

1. Перекодируйте вопрос 9a по ключу: 2. Перекодируйте вопрос 9д по ключу:
"сырой" балл вопрос N9а (VT9a) пересчетный балл (VT9a ") "сырой" балл вопрос N9д (VT9д) пересчетный балл балл (VT9д ")
1 6 1 6
2 5 2 5
3 4 3 4
4 3 4 3
5 2 5 2
6 1 6 1
3. Подсчитайте сумму: VТsum = VТ9а " + VТ9д " + VТ9ж + VТ9и
4. Подсчитайте значение шкалы по формуле: VТ = (VТsum - 4)/20)*100

6. Значение по шкале "Социальное функционирование
(Social Functioning - SF)"

7. Значение по шкале "Ролевое функционирование,
обусловленное эмоциональным состоянием (Role-Emotional - RE)"

  1. Подсчитайте сумму баллов, полученных при ответе на вопросы: 5а,
    56, 5в

    RЕsum = RЕ5а + RЕ5б + RЕ5в

  2. Подсчитайте значение шкалы по формуле:

    RЕ = ((RЕsum - 3)/3)* 100

8. Значение по шкале "Психическое здоровье (Mental Health - MH)"

1. Перекодируйте вопрос 9 г по ключу: 2. Перекодируйте вопрос 9з по ключу:
"сырой" балл вопрос 9г (МН9г) пересчетный балл балл (МН9г ") "сырой" балл вопрос 9з (МН9з) пересчетный балл (МН9з ")
1 6 1 6
2 5 2 5
3 4 3 4
4 3 4 3
5 2 5 2
6 1 6 1
3. Подсчитайте сумму: МНsum = МН9б + МН9в + МН9г" + МН9е + МН9з "
4. Подсчитайте значение шкалы по формуле: МН = ((МНsum - 5)/25)* 100

9. Значение общих показателей "Физический компонент здоровья (Physical health - PH)" и "Психологический компонент здоровья (Mental Health - МН)"

  1. Подсчитайте Z-значения по восьми шкалам опросника по формулам:
    РF-Z = (РF - 84,52404)/ 22,89490
    RР-Z = (РР - 81,19907)/ 33,797290
    ВР-Z = (ВР - 75,49196)/ 23,558790
    GН-Z = (ОН - 72,21316)/ 20,16964
    VТ-Z = (VI - 61,05453)/ 20,86942
    SF-Z = (ЗР - 83,59753)/ 22,37642
    RЕ-Z = (РЕ - 81,29467)/ 33,02717
    МН-Z = (МН - 74,84212)/ 18,01189
  2. Подсчитайте значение показателя "Физический компонент здоровья (РН)" по формуле:

    РНsum = (РF-Z * 0,42402) + (RР-Z * 0,35119) + (ВР-2 * 0,31754) + (SF * - 0,00753) + (МН-Z * -0,22069) + (RЕ-Z * -0,19206) + (VТ-Z * -0,02877) + (GН-Z * -0,24954)

    РН = (РНsum*10) + 50

  3. Подсчитайте значение показателя "Психический компонент здоровья (МН)"

    МНsum = (РF-Z * -0,22999) + (RР-Z * -0,12329) + (ВР-Z * -0,09731) + (SF * 0,26876) + (МН-Z * 0,48581) + (RЕ-Z * 0,43407) + (VТ-Z * 0,23534) + (СН-2*-0,01571)

    РН = (МНsum* 10)+ 50

Чем больше число набранных баллов, тем выше качество жизни.

88 Ware J.E., Kosinski M., Keller S.D. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User"s Manual - The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass.-1994.
89 На основании инструкции компании Эвиденс - Клинико-фармакологические исследования
90 Буквы перед номером вопроса означают шкалу, к которой относится вопрос
91 Таким знаком " отмечены значения вопроса после перекодировки



Загрузка...