caspian72.ru

Путь познания Истины — духовные ловушки. Путь к истине или почему нельзя запрещать религии

Мотив поиска истины – один из излюбленных в русской литературе. Мыслящий, думающий, стремящийся познать истину герой встречается во многих произведениях русских писателей.

Так, например, Н. А. Некрасов стоит поэму «Кому на Руси жить хорошо» как рассказ о странствиях семи мужиков – правдоискателей. Названия деревень, в которых живут эти мужички, говорят сами за себя: Заплатова, Дырявино, Неелово, Разутово. Герои Некрасова отправляются в странствия по Руси в поисках ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси». Сам факт зарождения такого вопроса в недрах народного самосознания свидетельствует о пробуждении сознания народа. Мужички убеждаются, что вольготно, весело живется, конечно же, богатым, удел же их братьев–крестьян – тяжкий труд и заботы. Но они приходят к осознанию еще одной истины: счастье заключается не в материальном достатке, не в богатстве; что есть другие ценности: чистая совесть, семья, правда, борьба за благо народа.

Писатель Л. Н. Толстой далек от идеализации своих героев: они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Один из любимых героев Л. Н. Толстого – Андрей Болконский. Его путь к познанию истины лежит через заблуждения и ошибки. Высшая похвала герою – прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, будучи очень молодым. У него остается маленький сын. Нам горько вдвойне, потому что герой Толстого нашел ответ на вопросы, которые долго и мучительно искал: как жить? В чем смысл жизни? Что есть добро? «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. - Счастье, находящееся вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»

М. А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о казачестве. Центральный образ романа – Григорий Мелехов – простой казак. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи вековые традиции, много работают, весело отдыхают. Симпатичный, работящий, жизнерадостный Григорий не боится людских толков, почти открыто, не таясь, любит красавицу Аксинью, жену Степана Астахова.

И в то же самое время Григорий – человек, которому свойственно колебаться. Так, несмотря на свою великую любовь к Аксинье, Григорий не противится родителям, женится по их воле на Наталье. Колебания Григорий будет испытывать и на войне. Он был и большевиком, и белогвардейцем, метался в поисках правды между белыми и красными.

Служба в армии и начавшаяся вскоре война оторвали Григория от родного куреня и забросили за сотни километров от родного дома. И хотя он крепко бережет казачью честь, своей отвагой завоевывает награды, Григорий не создан для войны. Ему мучительно хочется узнать, на чьей же стороне правда: белых или красных? Попав под влияние большевиков, Григорий, как губка, впитывает в себя новые мысли, новые идеи. Он начинает сражаться за красных. Но убийство красными безоружных пленных отталкивает его от них. Григорий не принимает ни красных, ни белых. Он говорит: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!»

Григорий приходит к выводу: правда не может быть ни на стороне красных, ни на стороне белых. Правда – это мирный труд на радость человеку, семья, дети, родная земля, любовь.

Каким может быть путь к истине? По моему мнению, этот путь бывает разным: коротким, если страх и лень преодолевают желание стать сильнее и познать правду, и долгим, если это желание сильнее каких-либо преград, которые перед собой ставит сам человек. Но каким бы ни был путь к истине, он всегда лежит через познание самого себя.

Доказать свое мнение хочу, опираясь на роман-эпопею Л.Н. Толстого "Война и мир". Центральным героем произведения является Пьер Безухов, который все свое свободное время проводил с Долоховым и Анатолем Курагиным. Все вместе они вели разгульную жизнь. Но Пьера можно было понять, потому что он был совсем молод, ему не хватало опыта, чтобы правильно оценивать свой круг общения, он совершал несуразные поступки, вступил в брак с Элен Курагиной, который оказался ошибочным решением в его жизни. Он даже попал в руки масона Баздеева.

Но проходя эти испытания, Пьер познавал истину. Он начинает заниматься общественной деятельностью, определяет свой круг общения. И всего этого он добился, проходя через сложные испытания.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:

непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.

Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:

Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.

Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», - сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…

А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» - и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.

От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Опыт и ошибки»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Опыт и ошибки».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
  • Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
  • Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»

  • «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

  • «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского

Центральным вопросом для героя произведения Ф. М.Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали - «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка. Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Пример сочинения

На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации. В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом. Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.

Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.

В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров - прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь - это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.

Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Путь к Истине лежит через неизвестное, где искателя подстерегает множество опасностей и ловушек. Проявление невнимательности и совершение ошибок может завести искателя в одну из таких ловушек, надолго затормозить обучение, и даже привести к нежелательным эмоциональным состояниям. Статья «Десять самых распространённых ошибок на пути искателя » написана, исходя из личного опыта, а также вопросов и решений проблем обращающихся ко мне искателей.

Буду рад, если это поможет вам избежать проблем на пути поиска.

1. Подмена реального опыта понятиями

«Словом обед сыт не будешь».

До тех пор, пока искатель не избавит свой ум от подмен истины понятиями, то есть от концептуальной кармы, он не сможет ни понимать, ни ощущать, ни осознавать на своем опыте духовную реальность, о которой говорят ведические писания или наставник.

2. Попытки дать свои объяснения духовным учениям или словам наставника

«Поиск в писаниях или словах наставника подтверждения своим убеждениям не позволит увидеть большего, чем содержание своих же убеждений» .

Когда искатель создаёт свои объяснения, происходит подмена одних его представлений другими, что приводит к созданию в уме искателе «новой духовной парадигмы», которая, вступая в противоречие с прежней парадигмой (системой мировосприятия), построенной на общепринятых социальных понятиях, создаёт ещё большие волнения в уме и может стать причиной ментальных, социальных и даже психических проблем.

3. Неумение видеть правильные указатели в словах наставника или учений

«Я могу вам дать просветление, но сможете ли вы его взять?».

Смысл выражения «Учитель появляется там, где появляется ученик» следует понимать так, что когда ученик готов изменить своё внимание, то учителем становится абсолютно всё, что раньше не замечалось из-за увлечённости игрой в свою значимость.

Если слова наставника или писания вызывают сопротивление, напряжение, волнение ума и даже желание спорить или возражать, то это говорит о переполненности ума искателя убеждениями и представлениями и неготовности к познанию Истины . Для того, кто во всём ищет лишь подтверждения своим концепциям и убеждениям, ничто и никто - ни мудрец, ни священное писание - не сможет стать учителем и верхом невежества является желание обвинить учителя в своей неспособности понять его слова, равносильно как и обвинять мир из-за несовершенства своего восприятия.

4. Неумение вовремя отбросить лишнее

«Я вам дал плот только для того, чтобы переплыть на нём реку, так зачем же вы продолжаете тащить его за собой по суше?».

Искателю, не готовому к непосредственному постижению истины, на первый период обучения наставник создаёт промежуточные концепции, подобно костылям, помогающим встать на ноги. Если по мере своего становления искатель вовремя не отбросит эти вспомогательные концепции, то рискует вместо обучения, создать в своём уме "New Age религию" и оказаться в тупике ума.

5. Придание значимости своим действиям, вещам, событиям, идеям, словам

«Не возноси себя на пьедестал, и избавишься от страха упасть с него».

Придание особой значимости чему-либо говорит о привязанности ума к объекту, субъекту, действию или идее ума и свидетельствует об излишнем самомнении и чрезмерно раздутому эго, что является не совместимым с практикой познания Истины и служит причиной для создания страхов, беспокойств и переживаний.

6. Создание новых желаний

«Все желания плохи, но бывают и ещё хуже».

Желание подобно подбрасываемой вверх монете, на одно стороне которой удовольствие, а на другой - страдание. Сущность желаний подобна многоголовой гидре, у которой взамен отрубленной головы вырастают две новых Неуёмность желаний заставляет Ваше "я" постоянно крутиться в колесе сансары. При этом бороться с желаниями бессмысленно, ибо стремление бороться или подавлять желание также является желанием. На первых порах искатель может руководствоваться такими желаниями как познать истину, не создавать новых желаний, достичь просветления, самореализации и т.п. Но по мере развития способности к различению истинного от ложного даже такие желания должны быть распознаны как лишний кармический груз и изжиты соответствующим карме образом, ибо желания всегда связаны со стремлением улучшить своё воображаемое представление о себе, что укрепляет эго и порождает страдания.

7. Стремление достичь какой-либо цели

«Нет того, что можно достичь и забрать с собой».

Все цели воображаемы. Будущее – это всего лишь воображение, создаваемое с помощью памяти из сохранённых в ней же фрагментов прошлого. Реально только здесь и сейчас, и всё, что вы можете, - это происходить и меняться вместе с происходящим здесь и сейчас. Идея о том, что вы чего-то достигли в том, что постоянно меняется, свидетельствует о том, что вы оказались в очередной ловушке ума. Стремление к цели заставляет всё время удерживать в уме представление о том, чего здесь и сейчас не существует, что делает ум ещё более беспокойным, приводит к потере равновесия и бессмысленной растрате жизненно важных сил и препятствет постижению Истины.

8. Привязанности

«Внезапно возникающее волнение, напряжение, сопротивление или страхи при соприкосновении с неизвестным свидетельствуют о сильных эмоциональных привязанностях, созданных в уме».

Привязанности возникают из-за неразличения эффекта связанности мыслей с чувствами, в результате чего происходит присвоение своему мнимому «я» объектов или событий на эмоциональном уровне. Созданные таким образом ментальные конструкции требуют на своё поддержание больших затрат жизненной энергии, что выражается в виде эмоциональных переживаний. Создание таких иллюзорных представлений о своём мнимом «я» и его привязанностях становятся преградой в познании Истины .

9. Неумение правильно направлять своё внимание

«Тот, кто не учится управлять своим вниманием, рано или поздно сталкивается с такой проблемой, как возникновение негативных состояний без видимых на то причин».

Правильность направления внимания определяется тем, что вопрос, формируемый для самоисследования, должен быть направлен не на поиск концептуального объяснения непонимания учений или происходящих в уме событий, а на устранение внутренних причин, вызывающих это непонимание. Показателем правильности направления внимания является спокойствие ума.

10. Неприятие (несмирение)

«Никогда не ищи вовне причину своих внутренних проблем».

Произошедшее не может быть другим и что-либо в нем не могло быть по-другому, потому что случилось именно так и никак иначе. Неумение принимать происходящее таким, как есть, приводит к циклическому репродуцированию переживаний, вызывающему потерю жизненной энергии со всеми вытекающими последствиями. Чтобы происходящее не вызывало эмоцинальных разрушающих реакций, следует избавиться от оценочности, научившись не создавать представлений о том, что каким должно быть.

P.S. Если кто-то столкнулся с проблемами, не описанными в этой статье, или не нашёл ответа на свои вопросы, он может получить ответ в открытых консультациях сайта , задав вопрос по существу возникшей у него проблемы.

Станислав Милевич



Загрузка...