caspian72.ru

Занятия для улучшения зрения детей. Чем полезна гимнастика для глаз для детей и как ее выполнять


Основную часть информации из внешнего мира дети получают с помощью органа зрения, по этой причине столкнуться с нарушением в работе глаз могут даже дошкольники. Свести к минимуму риск развития офтальмологических заболеваний поможет простая гимнастика. Чтобы ребёнку было интересно, занятия должны проходить в игровой форме. Поскольку заставить малыша делать что-либо, если ему неинтересно практически нереально. Гимнастика для глаз для детей тренирует мышцы, отвечающие за движение органа зрения, и положительно сказывается на физическом и умственном развитии.

Отличительная особенность упражнений для малышей заключается в том, что она проходит в игровой манере и сопровождается стихами, песенками, поговорками. Это помогает заинтересовать кроху, он охотно занимается.

Зарядка для глаз для детей снимает напряжение с органа зрения, расслабляет мускулатуру и тренирует мышцы. Также гимнастика устраняет отёчность век, нормализует процесс поступления крови к глазному яблоку. Поэтому её могут выполнять и взрослые люди. Если заниматься на регулярной основе, результат заметен спустя месяц после начала тренировок.

Показания к выполнению гимнастики для глаз детям

Чтобы подобрать подходящий комплекс упражнений, посетите окулиста. Он проведет необходимую диагностику и на основе полученных результатов, выберет зарядку. Гимнастика для глаз детям рекомендуется в следующих случаях:

  • Генетическая предрасположенность к миопии, гиперметропии и астигматизму;
  • Малыш постоянно жалуется на сильную усталость органа зрения, которая возникает из-за перенапряжения глаз;
  • Наличие близорукости или дальнозоркости;
  • Если ребёнок много времени проводит за ПК или книгами;
  • При диагностировании серьезных патологий органа зрения.

Гимнастика для глаз в детских садах и яслях

В дошкольных учреждениях забота о здоровье ребёнка и профилактика офтальмологических недугов ложится на плечи воспитателя. Гимнастику выполняют все дети в группе:

  • Малыши усаживаются за столом, положив голову на руки. Во время упражнения голова остается неподвижной, глаза двигаются по вертикали и горизонтали. Для младшей группы длительность упражнений составляет три минуты, для детей постарше занятия увеличиваются до пяти минут. Зарядка проводится два раза в день;
  • Важно заранее подобрать комплекс упражнений. Для малышей в возрасте три года занятия должны сопровождаться веселыми играми и стихотворениями;
  • В некоторых случаях гимнастика подразумевает движение головы.
При проведении зарядки важно обращать внимание на возрастную категорию детей.

Двухлетний малыш не понимает, что такое «вращать глазами», поэтому необходимо применять различные предметы. Воспитатель медленно двигает их, а карапуз следит за перемещением объекта. В некоторых случаях можно разыграть целый спектакль, надев кукол на пальцы.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

В этом случае используются простые и увлекательные упражнения, которые помогут выработать у малышей привычку регулярно выполнять зарядку. Гимнастика проходит в три шага:

  • Разминка;
  • Основная часть;
  • Заключение.

На первом этапе дети выполняют простые движения глазами в разные стороны. Затем закрывают орган зрения ладошками и считают до пяти. В дошкольном учреждении гимнастику проводит воспитатель, дома этим могут заниматься родители.

Основной этап зарядки состоит из нескольких упражнений:

  • Попросите детей посмотреть на кончик носа, затем он должны включить фантазию и представить, как он увеличивается, а после уменьшается в размерах. Главное условие маленькие «Буратино» не должны строить гримасы в процессе выполнения приёма;
  • Одно из самых любимых упражнений у дошкольников – «Рожицы». Детки изображают животных, строят мордочки, щурятся и т.п.;
  • Предложите малышам изобразить в воздухе глазами разнообразные геометрические фигуры.

В завершении гимнастики ребята рисуют с помощью носа. На доске закрепляют плакаты, изображающие животных, транспорт и иные предметы, с которыми знакомы малыши. Суть приёма – повторить рисунок глазками.

Упражнения для детей школьного возраста

Ребята постарше могут выполнять более сложную зарядку, направленную на укрепление глазодвигательной мускулатуры. Изменение комплекса приёмов связано с тем, что на орган зрения увеличивается нагрузка. Дети много времени проводят за книгами и компьютером не только в школе, но и дома.

  • В течение десяти секунд необходимо моргать в интенсивном режиме, это поможет снять напряжение с органа зрения;
  • Зажмурьте глаза и сосчитайте до пяти. Выполните три раза;
  • Вытяните правую руку, перемещайте её влево, затем в противоположную сторону, вверх и вниз. Голова остается неподвижной. Повторите трижды;
  • Двигайте глазами по кругу, нарисуйте в воздухе окружность. Три раза в левую сторону и столько же в правую.

Гимнастика в домашних условиях

Важно выявить нарушение в работе зрительного аппарата на раннем этапе. Обнаружить отклонения у ребенка можно простым способом. Попросите его присмотреть к определенному объекту. При отсутствии отклонений он сможет детально его описать. Не игнорируйте визиты к окулисту, доктор сможет обнаружить проблему на регулярном осмотре и подобрать оптимальную терапию.

В домашних условиях гимнастику выполняют шесть раз в течение дня, длительность зарядки от двух до трёх минут. Чтобы малыш с удовольствием занимался, необходимо его заинтересовать. Расскажите ему, как важно, чтобы глазки были здоровыми и хорошо видели.

Выполняйте упражнения утром, во время прогулки на улице и несколько раз на протяжении дня. Задействуйте в гимнастике кубики, карточки с картинками и т.д. Обязательно следите за гигиеной зрительного аппарата: не разрешайте долго и близко смотреть телевизор, проводить много времени за компьютером. Занятия, требующие напряжения глаз, необходимо чередовать с другой деятельностью, например, прогулка на свежем воздухе.

Детская гимнастика для глаз в стихах

Данные упражнения взрослые могут выполнять вместе с детьми. Зарядка достаточно проста, малыши должны повторять действия, которые озвучены в стихотворении.






Гимнастика для глаз для детей по Аветисову

Российский доктор разработал несколько эффективных методик для повышения остроты зрения. По словам Эдуарда Сергеевича, приступать к профилактике офтальмологических заболеваний необходимо с юного возраста. Он предлагает несколько простых упражнений, на которые стоит обратить внимание родителям, чьи дети страдают от миопии или много времени проводят за ПК.

Комплекс состоит из трёх блоков. Положительная динамика намечается спустя несколько дней, постепенно нагрузка повышается. Первый комплекс включает в себя следующие упражнения:

  • Закройте веки на три секунды, затем широко распахните глаза. Выполните от шести до восьми повторов;
  • На протяжении двадцати секунд моргайте, отдохните немного. Закройте веки и аккуратно помассируйте глазами подушечками пальцев;
  • Слегка надавите на глазное яблоко сквозь закрытые веки;
  • Указательными пальцами придавите область между бровями.

Для укрепления мускулатуры органа зрения используют второй комплекс упражнений:

  • Голова остается неподвижной, взор передвигается с пола на потолок. Повторите десять раз;
  • Опустите глаза с потолка на пол по диагонали;
  • Переместите взор по горизонтали;
  • Вращайте глаза по кругу сначала по часовой стрелке, затем против неё. Старайтесь фиксировать все предметы, попадающие в поле зрения.

Завершением гимнастики становится комплекс приёмов, направленных на улучшение аккомодации:

  • Вытяните руку, сфокусируйте на ней взор. Затем переведите взгляд на объект, расположенный на удалении;
  • Согните руку и прикоснитесь указательным пальцем к кончику носа. Медленно вытягивайте руку, при этом внимательно следите за движением пальца;
  • Приём перекликается с предыдущим упражнением. Только при отведении правой руки нужно закрыть левое око и наоборот;
  • На окне нарисуйте небольшую точку и сфокусируйте на ней взор, затем переведите его на предмет, расположенный на улице.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы малыш мог без проблем описать объекты, расположенные вокруг него отдельное внимание нужно уделить артикуляционным упражнениям. Поскольку патологии речевого аппарата опасны не меньше, чем проблемы с органом зрения. Для ребенка в возрасте от трёх до четырёх лет гимнастику сопровождают стихами и сказками. Главное, чтобы малышу было интересно заниматься.

Высокой эффективностью отличаются статические приёмы:

  • «Улыбочка». Попросите ребёнка улыбнуться, не показывая при этом зубы и задержаться в таком положении на пять секунд;
  • «Хоботок». Нужно сложить губки в трубочку и по максимуму вытянуть вперед;
  • «Блинчик». Необходимо максимально расслабить мускулатуру языка, постараться уложить его на нижнюю губку и на десять секунд задержаться в такой позе.

Поскольку маленькие дети быстро устают за один раз рекомендовано выполнять не более трёх упражнений.

Эффективные приёмы для восстановления зрения

Офтальмологи выделяют ряд упражнений, направленных на устранение проблем с органом зрения. В тяжелых случаях рекомендовано выполнять ряд специфических приёмов.

«Ступенчатая гимнастика»

Основное предназначение методики – нормализовать работу аккомодационного аппарата. Главное преимущество упражнений в том, что в них задействованы все элементы органа зрения. Суть гимнастики заключается в переведении взора с ближних на дальние объекты. На каждом предмете необходимо сосредоточить взгляд на протяжении пяти секунд. Это требуется для активации аккомодации и восстановления ее функций.

Если имеются серьезные отклонения в работе глаз, то зарядку необходимо повторять после сильных зрительных нагрузок.

«Цифровая гимнастика»

Ребёнок прикрывает глаза ладошками, но не закрывает их. Главная задача – нарисовать оком цифры от одного до десяти. Затем повторить упражнение в обратном порядке. На выполнение приёма уходит не более двух минут.

«Точечная гимнастика»

Упражнение восстанавливает остроту зрения. Возьмите лист чистой бумаги, изобразите на нём десять точек на расстоянии пять миллиметров друг от друга. Если имеются отклонения в рефракции, дистанция увеличивается до семи миллиметров.

Плакат располагают на расстоянии тридцать пять сантиметров от глаз. Ребёнок должен не только их рассмотреть, но и сосчитать. Постепенно отодвигайте лист, зафиксируйте дистанцию, на которой малыш не смог разглядеть точки.

«Зрительная дуга»

Используется для восстановления остроты зрения у самых маленьких пациентов. Также приём направлен на избавление от компьютерного синдрома. Посадите кроху перед окном, попросите его сосредоточить взор на коленках. Затем ребенок должен сфокусировать взгляд на различных предметах, расположенных вокруг него. Манипуляция повторяется от двух до трех раз, глаза двигаются по дуге.

Заключение

Зрительная гимнастика для детей – это прекрасный метод для предотвращения развития офтальмологических заболеваний. Упражнения не занимают много времени, но для достижения максимального результата необходимо повторять их регулярно. Ни в коем случае не принуждайте малыша делать зарядку! В подобной ситуации она не принесет результата. Постарайтесь его заинтересовать, проведите занятие в игровой форме. Выбор комплекса упражнений стоит доверить офтальмологу.

Из видеоролика вы узнаете, как правильно выполнять семь самых эффективных приёмов для восстановления зрения.

Основная цель зрительной гимнастики - тренировка глазных мышц. Специальные комплексы упражнений направлены на то, чтобы дать отдохнуть глазам, снять усталость при зрительных нагрузках. В процессе выполнения упражнений идет воздействие на нервную систему ребенка, что помогает мозгу обрабатывать и усваивать информацию, полученную через зрительный канал.

Органы зрения человека развиваются и формируются с самого раннего возраста до 10–12 лет. Специальная методика призвана помочь формирующимся детским глазкам противостоять чрезмерным зрительным нагрузкам и предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи рекомендуют выделять время на занятия ежедневно, утром или вечером, тогда пользу от нее можно будет ощутить через месяц.

Универсальный комплекс упражнений

В этом комплексе гимнастика для глаз подходит детям и взрослым. Простота упражнений позволяет выполнять их даже малышам. Перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток, а выделившаяся слеза увлажнила глаза.

Решив заниматься с ребенком зарядкой для глазок, важно проводить ее в виде игры и каждый раз стараться заинтересовать малыша. Большое значение имеет собственный пример и спокойная, располагающая к взаимному общению, обстановка. Дети всегда с удовольствием относятся к рифме и ритму, любят поэзию. Существует много коротеньких стихов, сопровождающих упражнения для восстановления остроты зрения. Вместе со взрослым, а потом и самостоятельно ребенок учится проделывать глазками все, что говорится в стихотворении. Большинство детей постепенно запоминает стихи наизусть, тем самым развивая память и расширяя кругозор.

Все упражнения комплекса сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Подбородок положить на руки, чтобы голова не крутилась вместе с глазками, а оставалось неподвижной. Глаза смотрят наверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Отдохнуть, сосчитать до 10. Повторить 4 раза и сделать перерыв.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно - в высоту.

2. Упражнение «Маятник».

Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.

Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это упражнение настолько легкое, что с ним справятся даже детки 1–2 лет. Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет - до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!

4. Упражнение «Переключение зрения».

Дети очень любят сидеть и играть на подоконнике. Нужно попросить малыша найти в окне на улице предмет, который расположен ближе всех, и внимательно смотреть на него, рассматривать. Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет - и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко! »

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали глазки видеть чтоб могли.

5. Упражнение «Часики».

Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

В пятницу мы не зевали - глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять - в другую сторону бежать .

6. Упражнение «Уголки».

Посмотреть в верхний правый угол комнаты, затем - в нижний левый угол. Перевести взгляд в верхний левый угол, затем - в нижний правый.

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки .

7. Упражнение «Массаж».

Закрыть глаза. Легко, с минимальным нажимом, погладить их пальцами: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать .

В последнем стишке неслучайно говорится о прогулке и свежем воздухе. Подвижные игры, бег, активные виды спорта помогают органам зрения правильно развиваться и лучше функционировать. Следует выработать у ребенка правильную осанку. Искривление позвоночника влечет за собой нарушение кровоснабжения головного мозга. Одним из последствий являются проблемы со зрением.

Зрительная гимнастика для дошкольников

Начиная с 3 лет детские глазки испытывают значительные нагрузки. Основную часть информации ребенок получает через зрительный канал. Родителям и работникам детского сада, особенно воспитателям старшей группы, рекомендуется регулярно проводить у детей зарядку для глаз, направленную на физическое и интеллектуальное развитие. Если ребенок уже испытывает проблемы со зрением, при близорукости, дальнозоркости, астигматизме и косоглазии в легкой степени, гимнастика для глаз дает положительный эффект. Следует набраться терпения: за первый месяц результаты бывают малозаметны .

Если ребенок носит очки, то при занятиях зрительной гимнастикой следует надевать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения выполняются без очков, если параметры привычных очков находятся в пределах 1 диоптрии.

Методика, о которой говорилось выше, применима для детей дошкольного и школьного возраста. Ее можно разнообразить дополнительными упражнениями, которые, в силу некоторой сложности, доступны для детей с 4-летнего возраста.

1. Упражнение с кругами.

Понадобятся два цветных круга разных размеров. Их можно вместе с ребенком вырезать из бумаги или картона и прикрепить повыше в двух углах комнаты. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голову поворачивать нельзя, движения выполняются исключительно глазами. Ведь круги не должны догадаться, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малышу нужно закрыть глазки (считаем до 15) и повторить упражнение еще 5 раз.

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называют «скорой помощью», так как оно позволяет глазам расслабиться и помогает восстановить остроту зрения, повышает четкость изображения. Его следует регулярно выполнять всем тем, кто много работает перед монитором или подолгу смотрит телевизор.

Чтобы научить ребенка правильно делать упражнение, следует освоить технику выполнения самому. Сесть лицом к стене в 1 метре от нее. Голова, как и при выполнении большинства методик для глаз, остается неподвижной. Лицо должно быть полностью расслаблено. Сначала нужно посмотреть в верхний левый угол стены, сразу опустить взгляд к полу и одновременно закрыть глаза на 5–7 секунд. Теперь нужно перевести взгляд в верхний правый угол стены, и снова опустить глаза вниз. Таким образом, глаза рисуют воображаемую латинскую букву V, а глазные яблоки двигаются с максимальной амплитудой. Повторить 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для выполнения этого упражнения будет необходим большой контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. п. Можно нарисовать его на листе ватмана яркими красками (синей, зеленой, красной, черной). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, пройти глазами траекторию по заданию взрослого. На иллюстрации представлен «Тренажер В. Ф. Базарного».


4. Упражнение с часами.

Помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Упражнение должно выполняться в течение 3–4 минут. Понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом, четкими цифрами и минутными черточками-делениями. Ребенку нужно будет постараться рассмотреть и назвать цифры с разного расстояния. На первом этапе часы расположены в 30–40 см от лица. Затем взрослый медленно отодвигает часы на 1 метр, на 1,5 метра. После этого приближает часы к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

В процессе выполнения этой методики улучшается кровоснабжение глаз, развиваются глазные мышцы. Формируется навык синхронно фиксировать движущиеся предметы. Особенно показано упражнение с маятником тем, у кого в семье кто-то из родственников страдал косоглазием: тогда оно будет иметь профилактическое значение.

Необходимо приготовить маятник - яркий шарик, бусина, крупная пуговица на нитке. Упражнение выполняется сидя перед окном. Взрослый становится за спиной ребенка, располагая маятник приблизительно в 40 см от его лица, и просит его следить за движениями маятника. Голова должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд. После этого взрослый предлагает ребенку посмотреть в окно на какой-нибудь далекий предмет. Если там автостоянка, пусть опишет машины и людей, которые там находятся. Если дом, пусть расскажет, сколько окон, что он в них видит, что находится на крыше. Малыш вряд ли сможет рассмотреть детали, но подобное упражнение является эффективной тренировкой зрения. Необходимо выяснить у малыша, на каком расстоянии он видит мелкие детали. Например, видит листики вон на том дереве, а на следующем - уже нет.

Доказано, что при регулярных тренировках дети начинают описывать все больше деталей и предметов, которые им удалось рассмотреть вдали.

6. Методика «Воображаемая гимнастика».

Эта методика предложена офтальмологом Мариной Ильинской в книге «Как учиться и не испортить зрение». Помимо улучшения остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает познавательные процессы - восприятие и воображение. Основана она на принципе реакции глаз на представляемые образы. Если представить, что вы находитесь в затемненной комнате, то зрачки расширяются.

Для проведения этой методики нужно удобно сесть, расслабиться и представить приятную глазу картину. Автор рекомендует как можно подробнее вообразить океанский берег с островом, пальмами, чайками, лайнером - цвета, контрасты, мелкие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленный взгляд медленно переводится с одного объекта на другой. Следует акцентироваться на том, что у вас хорошее зрение, не нужны очки и рассмотреть все детали вы можете с легкостью. Упражнение выполняется в течение 5–7 минут.

Если ребенок никогда не отдыхал на море, то нужно расспросить, какие события в жизни запомнились ему как самые приятные. Это может быть воспоминание о катании на «Колесе обозрения» или о рыбалке с папой на лесном озере. Необходимо действовать исходя из запомнившейся ребенку ситуации.

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Важно сесть в удобную позу с прямой спиной. После выполнения каждого упражнения закрывать глаза на несколько секунд. Начинающие выполняют каждое упражнение 1 раз, через две - три недели можно делать 2 раза, через месяц - 3 раза. Все движения необходимо делать без усилий.

  1. 1. Глубоко и медленно вдохнуть, посмотреть в межбровное пространство в течение нескольких секунд. Медленно выдохнуть, вернуть глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохнуть, посмотреть на кончик носа. Задержать глаза на несколько секунд, вернуться в исходное положение на выдохе.
  3. 3. Вдохнуть, посмотреть вправо до упора. Не задерживаясь, выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое влево.
  4. 4. Вдохнуть, посмотреть в правый верхний угол. Без задержки выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое в нижний левый угол. Повторить упражнение, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и медленно поворачивать их по часовой стрелке. В верхней точке без задержки начать выдыхать и продолжить поворот вниз. Начинать следующий круг надо без задержки.

Методика расслабления глаз

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm - ладонь).

Упражнение можно выполнять в перерыве между учебой, работой на компьютере.

Нужно сесть прямо, постараться расслабиться, дышать спокойно и равномерно. Напряжение в шейно-воротниковой зоне нарушает правильное кровоснабжение глаз, тем самым лишая их необходимого питания. Середины ладоней следует мягко положить на глаза, ни в коем случае не прижимать их к лицу с усилием. Пальцы рук можно расположить параллельно или перекрестить на лбу - польза должна быть комфортной. Главное условие - это не допускать щелочек, которые пропускают свет. Теперь можно опустить веки: закрытые глаза прикрыты ладонями. Теперь следует опустить локти на стол, стараясь не изгибать позвоночник в стороны. Тело, спина и шея не должны быть в напряжении. В таком положении следует провести 10–15 секунд, но лучше дольше: за это время глаза успевают отдохнуть. Выход из упражнения не должен быть резким: медленно приоткрываются ладони, затем нужно несколько секунд посидеть с закрытыми веками, потом уже открывать глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа - это фломастер или кисть с краской. Теперь можно писать или рисовать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические фигуры, простые рисунки. Это упражнение также расслабляет шею.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста без особых усилий могут справиться с большинством упражнений. Проблема будет заключаться в том, что в этой возрастной группе апелляция к разумности не работает: дети просто не могут понять необходимость таких занятий, которые к тому же не дают мгновенного результата. Непростая задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы настойчиво дать понять ребенку, что регулярная зрительная гимнастика - это так же необходимо, как ежедневный туалет и чистка зубов.

Если серьезных проблем у ребенка нет, родители могут позаниматься с малышом основными упражнениями самостоятельно. Если проблемы имеются, лучшую методику восстановления и улучшения зрения посоветует офтальмолог.

Благодаря развитию компьютерных технологий, дети с самого раннего возраста становятся постоянными пользователями планшетов, компьютеров, смартфонов и многих других современных девайсов.

Именно поэтому, очень важно ежедневно заниматься гимнастикой для глаз в детском саду, в период, когда организм только развивается.

Цели и задачи проведения зрительной зарядки

Помимо того, что гимнастика для глаз с раннего детства приучает ребенка заботиться о своем зрении, регулярные упражнения помогут решить многие серьезные задачи:

Гимнастика для глаз с раннего детства приучает ребенка заботится о своем зрении

защитить глаза от переутомления и усталости благодаря снятию с них напряжения;

увеличить работоспособность зрительной системы;

остановить ухудшение зрения;

скорректировать нарушения и ;

успокоить и расслабить нервную систему малыша;

улучшить кровообращение органов зрения;

произвести профилактику развития многих (например, );

укрепить мышцы глаза.

Гимнастика для глаз в детском саду также важна для правильного развития зрения у дошкольников. От простой ежедневной зарядки может зависеть то, насколько хорошо будет видеть кроха в будущем.

Гимнастика для глаз в детском саду: виды

Зарядка для глаз обычно выполняются в течение 5 минут по 2-3 раза в день. Глазки детей, при этом, не должны переутомляться, поэтому после тренингом практикуются специальные расслабляющие упражнения

Зарядка для глаз обычно выполняются в течение 5 минут по 2-3 раза в день. Глазки детей, при этом, не должны переутомляться, поэтому после тренингом практикуются специальные расслабляющие упражнения.

Комплекс упражнений на зрение бывает нескольких видов:

1. Со словесными инструкциями, без использования дополнительных предметов . Для большей наглядности воспитатель на себе показывает последовательность и правильность выполнения движений. Наиболее интересными для деток являются занятия в стихотворной форме, когда все движения сопровождаются веселыми четверостишьями.

2. С применением зрительных тренажеров . В качестве тренажеров служат плакаты с разноцветными фигурами, спиралями и лабиринтами, по которым малыши следуют глазами. Размещать такие поля нужно выше уровня глаз, в центре комнаты.

3. С различными предметами (игрушками, изображениями, карточками с буквами и цифрами различных размеров).

4. В виде игры (используя презентации, музыкальное сопровождение).

Все тренинги проводятся с неподвижной головой, а сами занятия выбираются, учитывая возраст и состояние зрения детей.

Базовый комплекс занятий

Гимнастика для глаз для детей 2-3 лет в детском саду, картотека которой состоит из множества тренингов, основана на повторении простейших движений, понятных для выполнения всем малышам.

Со временем упражнения будут усложняться, но начинать гимнастику лучше с основ:

1. Сперва рекомендуется сделать подготовительную разминку, во время которой нужно растереть друг о дружку ладошки, и прислонить их к глазам. В это время, водить глазными яблоками вверх-вниз, в стороны, и по кругу. Продолжать движения глазами на протяжении 30 сек., после убрать ладони, и немного отдохнуть.

2. После разминки, можно проделать то же упражнение, но уже с открытыми глазами, а время выполнения удвоить.

4. Сильно-сильно зажмурить глаза на протяжении 10 сек. После, медленно, не напрягая, открыть их. Повторить упражнение 4-6 раз.

5. Нарисовать на доске или плакате различные фигуры (круг, квадрат, сердце, перевернутую восьмерку) и попросить детей обвести их глазами. Усложняя задание, можно нарисовать более сложные фигуры (улитку, цветочек, конвертик).

6. Поставить перед собой ладошку на расстоянии 30 см. от глаз, концентрируя на ней свое внимание на протяжении 5 сек. После перевести взгляд на предмет, который находиться вдалеке. Выполнить тренинг 5-6 раз, поочередно останавливаясь то на ладошке, то на предмете.

Пример комплекса упражнений для зарядки глаз, проводимой в детском саду

Для наилучшего результата важно создать спокойную, благотворную обстановку, чтобы дети были увлечены и заинтересованы предложенными упражнениями.

Зрительные упражнения в стихах

Все дети лучше усваивают информацию, если она подана в рифмованные ненавязчивые истории. Поэтому большинство комплексов для дошкольников сложены в виде стихотворений и потешек. Несколько самых распространенных стишков для развития зрения:

Часовщик, прищурив глаз (один глазик прикрыли),
Чинит часики для вас (оба глаза прищурить, после открыть).

Вышла кошка на карниз,
Посмотрела кошка вниз.
Глаз направо отвела,
Посмотрела на кота.
Улыбнулась, потянулась,
И налево повернулась.
Муху взглядом провела,
И прищурила глаза.

Подобные стишки развивают в ребенке привычку самостоятельно делать маленькие пятиминутки в течении дня. Таким образом, малыш сам приучается заботиться о здоровье своих глазок.

Развивающая зарядка для ребенка 3-4 лет

Гимнастика для глаз для детей 3-4 лет в детском саду (картотека Найденова А.А.):

На фото: цветовой спектр для снижения напряжения и расслпбления глаз

Тренинг №1
В качестве расслабляющего упражнения, в центре комнаты вешается плакат с изображением спектра. Малыши рассматривают разноцветные участки плаката на протяжении 1-2 мин., при этом снимается напряжение с глазных мышц.

Тренинг №2
1. Не двигая головой (считая до 4-х), посмотреть вверх. После, считая до 6-и посмотреть прямо. По той же аналогии, направить взгляд вправо и прямо, вниз и прямо, влево и прямо.
2. Расслабить веки, и на счет 4 прикрыть глаза. Посчитать до 6-и, резко посмотреть, как можно дальше. Проделать данное движение 5-7 раз.
3. Со всей силы зажмуриться, резко открыть глаза и тут-же взглянуть вдаль. Сделать 5 таких повторений.

Тренинг №3
1. Поставить руки по бокам, выставив, при этом, локти. Поворачивая голову то влево, то вправо, сконцентрировать внимание на кончике левого, а после правого локтя.
2. Вытянуть вперед кисть одной руки. Не отрывая взор от указательного пальца, плавно выполнять движения рукой вверх-вниз и влево-вправо.
3. Как можно быстрее поморгать на протяжении 10-15 сек.
4. Спокойно опустить веки, и с помощью указательных пальцев, легкими круговыми движениями помассировать верхнее, а после нижнее веко.

Тренинг №4
1. Каждому малышу дать в руки игрушку (или карточку с рисунком). Внимательно смотреть 3-4 сек. на игрушку в своих руках, после направить взгляд на предмет в руках воспитателя (также на 3-4 сек). Повторить тренинг 4-5 раз.
2. В виде игры, сказать детям, как весело любит прыгать и бегать персонаж в руках воспитателя (вниз-вверх, по кругу, вправо-влево). При этом, детки должны внимательно следить за всеми перемещениями игрушки.
3. Попросить малышей сильно зажмурить глаза на 4-5 сек. В это время, запрятать игрушку в доступное для взора место. Затем предложить отыскать предмет, не вставая с места. Повторить игру в прятки 4-5 раз.

Тренинг №5. Рисуем носом
Для подобной зарядки нужно приготовить несколько геометрических фигур или контурных рисунков. Попросите детишек запомнить, показанную им карточку, и с закрытыми глазами, попробовать нарисовать ее в воздухе.

Тренинг №6. Лабиринт
На плакате или доске рисуются всевозможные разноцветные спирали, линии и полосы. При помощи указки, воспитатель показывает по какой из линий, и в каком направлении следует следить.

Тренинг №7. Цветовой спектр

1. Прикрыть глаза и не спеша, сперва отвести их вправо, потом прямо, после вверх, и затем переключить взгляд вниз. Проделать движения еще 3-4 раза, голова ребенка в это время остается неподвижной.
2. Со счетом 6 переводить глаза из угла в угол по диагонали на протяжении 30 сек.
3. Вытянуть указательный палец на расстояние 30 см., и медленно, не сводя с него взгляд, коснуться кончика носа. После быстро посмотреть далеко вперед, и повторить занятие 4-5 раз.

Регулярность выполнения комплексов упражнений для глаз в дошкольном учреждении, их разнообразие и игровая форма проведения обеспечивают позитивные результаты работы педагогов.

Упражнения для старших групп

На фото: проведение гимнастики для глаз в детском саду

Гимнастика для глаз для детей 4-5 лет в детском саду, картотека которой усложнена определенной тематикой, может тренировать не только зрительные функции, но и память, воображение и развивать мышление дошкольника в целом.

По примеру различных карточек с фигурками, зарядку с закрытыми глазами можно усложнить применением цифр и букв.

Можно предложить сосчитать разноцветные кольца на пирамидке, а после обвести глазами только заданные цвет. Наиболее популярными считаются тренировки по дням недели («Веселая неделька»), со стрелками часов («Бегущие стрелки») и упражнения с помощью фруктов и овощей («Собираем урожай»).

Регулярная зрительная гимнастика способна улучшить кровообращение, способствовать быстрой , и в течение нескольких минут снизить усталость с глазодвигательной мышцы.

Проводя ежедневные , можно избежать многих офтальмологических проблем в школьном возрасте, когда нагрузка на глаза будет значительно выше.

В течение первых десяти лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз

Зрительная гимнастика - одна из эффективных профилактических мер. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил. Упражнения для детских глазок следует выполнять в течение 7-8 минут до и после занятий или работы за компьютером. Упражнения для расслабления глаз будут даны ниже.

Пальминг

Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.
Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным. Упражнение можно во время учебы, например, на переменах между уроками. Даже за 10-15 секунд глаза вашего ребенка успеют немного отдохнуть. Но, конечно, будет лучше, если он сделает упражнение дольше. После выполнения упражнения (особенно если вы выполняли его довольно долго) постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету, и лишь затем их открывайте.

"Письмо носом"

Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).
Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

Основной комплекс упражнений для глаз

Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу (хорошо, если вы сможете сесть на пятки на гимнастическом коврике, но можно сесть и на стул). Выпрямите позвоночник.

Упражнение №1

Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2-3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут).

Упражнение №2

Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Упражнение №3

На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Упражнение №4

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла.

Упражнение №5

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд.
Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки. В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут)

Упражнения для снятия зрительного напряжения:

  1. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения и плечами достаточно быстро. Повторите упражнения 10 раз.
  2. То же, что и в упр.1, но в обратном направлении. Поднимите плечи как можно выше и отведите назад, затем переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз.
  4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-6 раз в одном направлении и 5-6 раз в другом.
  5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты 5-6- раз в медленном темпе.

Повторяйте все упражнения регулярно, лучше по утрам!

Усталость глаз очень часто приводит к зрительным нарушениям. В наш век преобладания технических средств обучения, повышенных умственных нагрузок очень важно заниматься профилактикой заболеваний глаз. И лучше всего с этим справляется детская зрительная гимнастика. Узнаем о ее видах.

Гимнастика для глаз в детском саду, в школе, на уроке

Уже при посещении детского дошкольного учреждения ребенок может испытывать длительные зрительные нагрузки. Речь идет о занятиях рисованием, лепкой, конструированием, которые требуют напряжения глаз, сосредоточения внимания на одной точке. Такие нагрузки увеличиваются в школе, на уроках. Специальные упражнения помогут снять зрительное напряжение, дать возможность глазам отдохнуть. Итак, для детей дошкольного возраста рекомендуется делать дважды в день следующее:

  1. Движение глазами вправо-влево. Воспитатель показывает их детям сначала в медленном темпе, предлагая представить себя хитрой лисицей, которая высматривает зайца. Затем такие движения выполняются в ускоренном темпе. В конце глаза закрываются.
  2. Зажмуривание с широким открытием глаз. Воспитатель показывает, как сильно нужно зажмурить глазки на 4-5 секунд, а затем открыть их широко-широко, как бы сильно удивляясь.
  3. Чешем носик. Рука вытягивается полностью, указательный пальчик помещается напротив носа. Глаза смотрят на приближающийся издали палец, который легонько почесывает нос и медленно удаляется.

В школе для выполнения подобной гимнастики подойдут учебные пособия. Например, учитель берет в руки большой треугольник и предлагает детям обвести его взглядом, останавливаясь на углах. То же самое можно сделать с прямоугольником, кругом.

Еще одно упражнение с геометрическими фигурами - «Покажи глазами». Учитель на доске прикрепляет в ряд 6-7 геометрических фигур. Задача ученика - по заданию педагога, глазами, без поворота головы показать фигуру, которую он называет. Упражнение представляет собой перемещение глаз и закрепление знаний о форме.

Эффективным является упражнение, при котором движения глазными яблокам выполняются с закрытыми веками. Дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево.

«Удивимся» - дети глазами имитируют удивление, поднимая широко раскрытые глаза вверх вместе с бровями. В этом положении нужно задержаться на 3-4 секунды.

На уроках для разнообразия подобные упражнения можно сочетать с массажем: дети кладут пальцы на закрытые глаза и массируют их по часовой стрелке, затем против нее.

Гимнастика для глаз для детей при близорукости, при дальнозоркости, при косоглазии, при астигматизме

Если родители не занимаются профилактикой утомляемости глаз у ребенка, то это часто приводит к развитию их заболеваний. И тогда уже требуется выполнение специальной гимнастики.

При близорукости , то есть миопии, это следующие упражнения:

  1. Моргание глазами в быстром темпе 30 секунд. Затем веки надо сомкнуть, дать отдохнуть.
  2. Глаза нужно сильно зажмурить на 4-5 секунд, затем столько же времени держать их широко открытыми.
  3. Исходное положение для выполнения упражнения - стоя. Необходимо вытянуть вперед руку и смотреть на указательный палец, приближающийся к лицу.
  4. Безымянный, указательный и средний пальцы обеих рук нужно положить на закрытые глаза, слегка прижать их и отпустить.
  5. Три пальца рук положите на надбровные дуги. Нужно тянуть кожу лба вверх, а глаза опускать вниз, преодолевая образующееся при этом сопротивление.
  6. Голова не двигается, а глазные яблоки медленно поднимаются вверх до крайней точки и так же опускаются вниз.

Все вышеуказанные движения гимнастики выполняются по 6-7 раз. Вначале ребенок должен делать это вместе с взрослым, который сидит напротив. Затем родители могут просто руководить малышом словесно.

При дальнозоркости полезной будет такая гимнастика:

  1. «Пишем носом». Нужно усадить мальчика или девочку прямо. Предложите ребенку представить себя Буратино. Он должен написать кончиком носа буквы. При этом обязательно смотреть глазами на кончик носа. Также можно рисовать круг, треугольник, прямоугольник. Упражнение выполняется на протяжении 3-4 минут.
  2. Пальцы малыша в разведенном положении должны находиться на уровне глаз. Ребенок пытается рассмотреть то, что находится перед ним сквозь пальцы. Можно при этом немного двигать головой.
  3. Повороты головы вправо-влево с одновременным движением глазами.
  4. На расстоянии трех метров от лица ребенка расположите большой яркий предмет. Пусть ребенок вытянет свою руку и переводит взгляд медленно с предмета на пальцы руки.

Упражнения для глаз при косоглазии у детей:

  1. Пусть ребенок расположит свой указательный пальчик на носу. Движениями глаз он должен следить за поднятием пальца вверх, до полного вытягивания руки, затем вниз.
  2. Голова не двигается, а ребенок смотрит вверх, вниз, влево, вправо. После каждого цикла веки закрываются.
  3. Рисование глазами восьмерки в воздухе.
  4. Здоровый глаз нужно закрыть. Двигать головой в сторону больного глаза следует до упора.
  5. При закрытом здоровом глазе нужно двигать в быстром темпе больным вправо и влево.

Детская гимнастика для глаз при астигматизме - это:

  1. Вращение глазами по часовой стрелке.
  2. Переведение взгляда по направлению вверх-вниз-вправо-вниз. Затем движения делаются вверх-вниз-влево-вниз.
  3. Полусогнутая рука располагается напротив лица. Глаза должны следить за ее медленным приближением к носу, затем за удалением

Эти три упражнения в начале выполняются по 2-3 раза, а в конце первой недели занятий их нужно делать уже двумя подходами.

Гимнастика для глаз для детей по Аветисову, метод Бейтса, метод тибетских монахов

Методика Аветисова сегодня используется для профилактики расстройств зрения и для его восстановления. Она полезна для школьников и состоит из трех видов гимнастики.

Упражнения для улучшения кровообращения :

  1. Сомкнуть веки на 4-5 секунд, затем открыть глаза широко на 4-5 секунд.
  2. Быстрое моргание в течение 10-15 секунд, закрытые глаза на такое же время.
  3. Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать их по часовой стрелке одну минуту.
  4. Сомкнутые веки слегка прижимаются пальцами и опускаются.

Упражнения для укрепления мышц :

  1. Медленное переведение взгляда ребенком из потолка на пол. При этом голова не двигается, а глаза не останавливаются посередине расстояния.
  2. Глаз ребенка двигается вправо и влево с фиксацией точки посередине.
  3. Движения глазами вправо-вверх-влево-вниз. Затем то же выполняется в обратном направлении.

Упражнения для улучшения аккомодации выполняются стоя:

  1. Ребенок смотрит вдаль. Затем взгляд переводится на палец руки, расположенный на расстоянии 20 сантиметров от носа, задерживается на 5 секунд и снова переводится вдаль.
  2. Вытянутая рука ребенка приближается к носу медленно, и глаза следят за ней до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.
  3. Вначале юный пациент должен смотреть на пальцы вытянутой правой руки. Затем левой рукой закрывается левый глаз, а правый должен следить за приближением и удалением правой руки. Далее то же самое выполняется другим глазом.

Методика Бейтса позволяет устранять астигматизм. Она включает в себя последовательное выполнение таких упражнений:

  1. Палец правой руки ребенок располагает на расстоянии 30 сантиметров от своего носа. Он должен фокусировать взгляд сначала на пальце, затем переводить его предметы, находящиеся вдали. Так нужно проделать 10 раз.
  2. Вначале открытыми, затем закрытыми глазами в воздухе выписывается большая цифра 8. Повторить по 10 раз.
  3. Указательный палец руки фиксируется на расстоянии 25-30 сантиметров от уровня носа. Сначала закрывается правый глаз и второй смотрит на палец 10 секунд, затем левый.
  4. Глаза нужно сильно зажмурить на 5 секунд. Потом на такое же время они широко открываются. Повторяется 8-10 раз.
  5. Массирование кончиками пальцев глаза с закрытыми веками круговыми движениями. Подобный массаж нормализует внутриглазное давление. Затем веки открываются, массаж повторяется.

Тибетские монахи известны своими универсальными рецептами здоровья, методиками оздоровления и очищения организма. В их арсенале имеется и замечательное упражнение, простота и доступность которого помогают усилить в глазах кровообращение, снять усталость и со временем, при систематическом его выполнении, улучшить остроту зрения. Итак, вначале нужно хорошенько разогреть ладони рук трением друг об друга. Затем их (не пальцы!) кладут на сомкнутые веки и надавливают со средней силой на глаза. Делать это надо в темпе одно надавливание за одну секунду. После тридцати подобных нажимов следует сделать паузу, но глаза не открывать. Цикл повторяется трижды. Детям такое упражнение вначале может делать мама, считая до тридцати. Затем, когда ребенок научится, он может проделывать его самостоятельно под счет взрослого.

Специально для - Диана Руденко



Загрузка...