Питание детей. Правила рационального питания детей
Рациональное питание ребёнка.
Известно, что важнейшим фактором, лежащим в основе здоровья и нормального развития ребёнка любого возраста, является полноценное в количественном и качественном отношении питание.
Основные требования к рациональному питанию ребёнка были сформулированы А.А.Покровским. С позиций современной нутрицологии (науки о питании) необходимо соблюдать следующие условия:
- Обеспечивать поступление достаточного количества питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минералов, микроэлементов, витаминов), необходимых для жизнедеятельности ребёнка;
- Обеспечивать разнообразие, сбалансированность и необходимое соотношение компонентов питания;
- Соблюдать максимальное соответствие количества и качества пищи физиологическим возможностям ребёнка;
- На ранних этапах развития кормить ребёнка грудным молоком.
На втором году жизни ребёнок переходит к разнообразному «взрослому» питанию с общего стола. Рациональное, правильное вскармливание малыша на первом году жизни, своевременное введение в его рацион продуктов прикорма подготавливают ребёнка к этому переходу и в значительной мере может облегчить организацию его питания на втором году жизни.
При организации питания ребёнка второго года жизни нужно учитывать его возросшие физиологические возможности. В этот возрастной период происходит нарастание активности пищеварительных соков, совершенствуется вкусовое восприятие, развивается жевательный аппарат. К концу первого года жизни ребёнок имеет уже 8 зубов. Это позволяет разнообразить меню по составу, кулинарной обработке, заменить полужидкую и измельченную пищу на более твердую. Так, мясные и рыбные блюда в питании детей 1 года – 1 года 6 месяцев присутствуют в виде суфле, паровых котлет. К двум годам их заменяют фрикадельками, котлетами. В два года ребёнку можно давать мясо, нарезанное кусочками против волокон (рагу, бефстроганов). Введение в рацион ребёнка пищи, требующей пережёвывания, чрезвычайно полезно и важно для малыша, поскольку нагрузка на жевательные мыщцы, зубы, десны способствует их правильному развитию.
Второй год жизни – это период возрастающей двигательной активности ребёнка, сопровождающийся повышенным расходом энергии. Следовательно, в этот период возрастает потребность ребёнка в основных питательных веществах.
Потребность ребёнка в основных пищевых веществах
Питательные вещества | Суточная потребность |
Белки, г в том числе животные Жиры, г в том числе растительные Углеводы (всего), г Минеральные вещества, мг: Кальций Фосфор Магний Железо Витамины: В1, мг В2, мг В6, мг В 12, мг РР, мг С, мг А, мкг Е, МЕ Д, МЕ | 5-10 |
Энергетическая ценность, ккал | 1540 |
Наибольшую потребность дети раннего возраста испытывают в белке (53 г белка в день). При этом важно выдерживать правильное соотношение белков растительного и животного происхождения. На долю последних должно приходиться не менее 70% всех белков, получаемых с пищей (в среднем 38 г в день).
Белки состоят из аминокислот, восемь из которых являются незаменимыми. Они не синтезируются в организме человека и содержатся в продуктах животного происхождения. Основными поставщиками этих аминокислот являются мясо, рыба, молоко, сыр, творог, бобовые. С этим обстоятельством связана нецелесообразность применения вегетарианских диет в питании детей всех возрастных групп.
Неполноценное белковое питание приводит к нарушению развития костно-мышечной системы, задержке физического развития малыша. Чувствительна к недостатку белка нервная система ребёнка, что может отразиться на уровне его нервно-психического развития и поведении (быстрая утомляемость, слабость). На фоне белковой недостаточности снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, неблагоприятным факторам внешней среды. Потребность в белке возрастает после перенесённого заболевания.
На втором году жизни потребность ребёнка в жирах приближается к уровню потребности в белках (53 г в день). Жиры являются одним из главных источников энергии. При распаде 1 г жира образуется в 2,2 раза больше энергии, чем при распаде 1 г углеводов и белков. Жиры входят в состав клеток и органов, являются пластическим материалом, содержатся в ферментах и гормонах. С ними связано поступление и усвоение жирорастворимых витаминов (А, Д, Е, К, Q).
Особую биологическую ценность представляют растительные жиры, на долю которых должно приходиться 20-25% всех жиров, получаемых с пищей. Именно жиры растительного происхождения содержат полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) - жизненно необходимые вещества, не синтезируемые в человеческом организме. ПНЖК снижают проницаемость кровеносных сосудов, повышают их эластичность. ПНЖК необходимы для роста и хорошего состояния кожи и волос. Потребность в ПНЖК в раннем возрасте существенно выше, чем у взрослых, что обусловлено интенсивными процессами роста и развития.
Среди жиров животного происхождения предпочтение следует отдавать сливочному маслу и жирам, содержащимся в молочных продуктах, поскольку они легко усваиваются.
При недостаточном поступлении жира нарушается нормальное развитие организма ребёнка. Недостаточное поступление ПНЖК приводит к сухости кожи, экзематозным изменениям, снижению сопротивляемости к инфекциям. Превышение норм поступления жира приводит к расстройствам пищеварения, снижает усвояемость белков, способствует формированию избыточного веса.
Углеводы являются ценным источником энергии, входят в состав клеток и участвуют в их построении, регулируют содержание сахара в крови.
Важное влияние на углеводный обмен оказывает клетчатка (пищевые волокна), необходимая для нормального функционирования пищеварительной системы и всего организма. Недостаточное поступление клетчатки является фактором риска развития многих заболеваний (хронический запор, сахарный диабет и др.).
При недостаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвояемость пищевых веществ, ухудшаются процессы пищеварения.
Вместе с тем избыточное их количество является фактором риска развития аллергических реакций, приводит к усиленному образованию жира, который откладывается в подкожной клетчатке.
Важнейшим источником углеводов в питании ребёнка являются фрукты, овощи, крупы, хлеб.
Питание ребёнка раннего возраста должно содержать необходимое количество минеральных веществ. Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, но они являются необходимым компонентом всех органов и тканей, регулируют внутренние обменные процессы в организме.
Витамины и витаминоподобные вещества являются обязательной составляющей рациона ребёнка. Витамины не обладают пищевой ценностью, однако, действуя в незначительных количествах, являются регуляторами обменных процессов и физиологических функций. В настоящее время известно более 20 различных видов витаминов. Некоторые из них (витамины Д, К, В5, В6, фолиевая кислота) частично синтезируются в организме, однако в недостаточном количестве и поэтому должны поступать с пищей. Источником других витаминов (витамины С, А и др.) являются только продукты питания.
Необходимым компонентом питания ребёнка является вода. Воды в организме ребёнка содержится около 75% (от массы тела). Вода и растворенные в ней минеральные вещества составляют внутреннюю среду организма. Протекание жизненных процессов (особенно поддержание постоянной температуры тела, то есть поддержание теплового баланса, вывод токсинов и продуктов распада и пр.), возможны лишь при достаточном количестве воды.
Водный обмен у детей раннего возраста крайне неустойчив. На него могут оказать влияние температура и влажность окружающего воздуха, характер пищи, одежда, поведение, состояние здоровья ребёнка. Средняя суточная потребность в жидкости ребёнка второго года жизни колеблется от 1150-1300 мл в возрасте 1 года и до 1350-1550 мл в 2 года.
Для удовлетворения потребности малыша в основных пищевых веществах, минеральных солях, витаминах необходимо определённое количество разнообразных продуктов.
Суточный набор продуктов для детей 1-2 лет
Наименования продуктов | Количество (г, мл) | Наименования продуктов | Количество (г, мл) |
|
Хлеб пшеничный | Сахар | |||
Хлеб ржаной | Масло сливочное | |||
Мука пшеничная | Масло растительное | |||
Мука картофельная | Яйца, шт. | |||
Крупа, бобовые, макаронные изделия | Молоко | |||
Картофель | Творог | |||
Овощи | Мясо | |||
Фрукты свежие | Рыба | |||
Фрукты сухие | Сметана | |||
Кондитерские изделия | Сыр | |||
Как видно из таблицы, в питании ребёнка второго года жизни по-прежнему большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам. Если малыш не переносит пресное молоко, его можно заменить кисломолочными продуктами (йогурты, кефир и др.). При высокой степени непереносимости белка коровьего молока в качестве его заменителя можно использовать адаптированную молочную смесь на основе козьего молока («Ненни»), либо цельное козье молоко промышленного производства.
Ценнейшим продуктом питания является творог, белок которого легче переваривается, чем белок пресного молока. Несколько раз в неделю в питание ребёнка необходимо вводить острые сорта сыра, который в зависимости от возможностей малыша можно давать в тертом виде.
Белковая часть рациона ребёнка обеспечивается также за счет мяса, птицы, рыбы.
На втором году жизни ребёнок начинает получать цельное яйцо (1/2 яйца в день). Однако следует помнить, что этот продукт может вызвать аллергическую реакцию.
Рацион ребёнка должен включать разнообразный ассортимент круп: гречневую, овсяную, рисовую и др. Полезны и вкусны каши из смеси нескольких злаков.
Существенную роль в питании ребёнка раннего возраста отводят овощным и фруктовым салатам. В рацион детей следует широко включать зелень – петрушку, укроп, лук.
Следует обеспечивать малышу максимальное разнообразие блюд в течение дня и недели. При этом часть продуктов включают в рацион ежедневно (молоко, мясо, хлеб, масло, крупы, овощи, фрукты, сахар), другие (сыр, творог, сметана, рыба, яйцо) – через день. Неправильно, если ребёнок в течение дня дважды получает блюдо из круп – кашу и крупяной гарнир. Следует стремиться, чтобы в рационе ребёнка ежедневно присутствовало не менее двух овощных блюд и одно мучное. Очень часто дети отказываются от каш. В этом случае можно предложить малышу каши с овощами и фруктами. Они не только более привлекательны для ребёнка по внешнему виду, но и более полезны.
Важным моментом в питании малыша является точное соблюдение режима питания, а также длительность отдельных приемов пищи. Так, завтрак и ужин должны длиться не менее 15-20 минут, обед – 25 минут. Ужинать ребёнок должен за 1,5-2 часа до сна. Детям от 1 года до 1 года 6 месяцев перед сном следует давать стакан молока или кисломолочного продукта (йогурт, кефир и др._
Что же является критерием правильно организованного питания ребёнка?
Безусловно, основным показателем правильности и адекватности питания малыша является состояние его здоровья, хорошая динамика физического и нервно-психического развития.
Физическое развитие находится в прямой зависимости от качества питания. Косвенным показателем адекватности питания ребёнка может служить частота заболеваний, особенно острыми респираторными инфекциями, поскольку при неправильном питании происходит снижение сопротивляемости детского организма.
Для поддержания здоровья и нормального, полноценного развития, ребенку необходимо правильно и рационально питаться. При составлении рациона необходимо учитывать увеличивающуюся с возрастом потребность организма в полезных и питательных веществах.
Правильное, рациональное кормление ребенка с ранних лет способствует его полноценному развитию и крепкому здоровью в будущем. Наличие в рационе достаточного количества полезных веществ укрепит иммунитет и поможет избежать многих заболеваний.
С момента рождения и до 1 года основным питанием малыша должно являться грудное материнское молоко. Оно снабжает организм младенца всеми полезными веществами, необходимыми для его роста и развития. Биологически активные вещества, содержащиеся в грудном молоке, защищают иммунитет ребенка.
Дети, получающие молоко матери меньше болеют, более активны и жизнерадостны, чем дети «искусственники». К тому же кормление ребенка грудью развивает психоэмоциональную связь между малышом и его мамой.
В этот период кормящая женщина должна питаться правильно и разнообразно. Вредные для здоровья продукты, которые употребляет мать, проникают в организм ребенка с молоком.
Они оказывают негативное влияние на самочувствии и развитии малыша. Поэтому для женщины очень важно следить за своим рационом, который должен полностью удовлетворять потребность ребенка в витаминах и микроэлементах.
Поэтому в этот период хорошо включать в свой рацион детское питание – соки и пюре. Они содержат в себе все необходимое младенцу, и он получит эти полезные вещества с молоком мамы. Обязательно исключите из своего питания все возможные продукты-аллергены.
Нужно также знать, что некоторые продукты, например свежие огурцы и чернослив могут вызвать у младенца расстройство желудка. Поэтому следите за этим и помните, что здоровое, рациональное питание грудничка – это в первую очередь правильное питание его мамы.
Не обязательно кормить грудью строго по часам. Но и не следует слишком часто прикладывать ребенка к груди. Это может вызвать увеличение веса выше нормы.
По мере роста малыша его рацион становится более разнообразным. К основному питанию добавляются молочные каши, соки, овощные и фруктовые пюре.
Прикорм следует вводить в рацион постепенно, в небольшом количестве. Иначе организм не сможет усваивать новые для него продукты. Ребенок будет часто срыгивать. У него может возникнуть тошнота, рвота, неустойчивый стул и диатез.
Первым начинают давать фруктовый сок. Это происходит с 3-х месячного возраста. Свежевыжатый сок начинают давать с нескольких капель. За 7 дней объем сока доводят до 30 мл.
Чтобы не возникло аллергии сок нужно давать только одного вида фрукта, например сок из яблока. Максимальное количество употребления сока за сутки можно рассчитать. Для этого, количество месяцев ребенка от рождения умножьте на 10.
Через 3 недели после привыкания малыша к соку, в кормление вводят фруктовое пюре. Его также дают, начиная с нескольких капель, за неделю доводят суточный объем до 30 мл.
К 5-6 мес. жизни малыша, начинают готовить каши. Без них правильное и рациональное питание детей до года никак не обходится. По мере привыкания к новым блюдам, к 8-9 мес. в меню постепенно вводятся овощи. Первым начинают готовить картофельное пюре.
Затем, когда организм к нему привыкнет можно добавить в меню пюре из цветной капусты, моркови. Позже вводят в питание помидоры и молодой зеленый горошек.
Когда малышу исполнится год и старше, его рацион начинает постепенно приближаться к питанию взрослого человека.
Тем не менее, нужно правильно составлять меню, готовить только полезные продукты без каких-либо добавок, приправ, животных жиров (кроме минимального количества сливочного масла).
От питания ребенка напрямую зависит не только его вес, но и качество иммунитета, здоровье костной системы, зубов, острота зрения и т.д.
Самым важным компонентом пищи детей от 1 года до 3 лет является белок. Он является основным строительным материалом для всех клеток кожи и тканей организма.
При недостатке этого важного компонента, может снижаться иммунная защита перед инфекциями, замедляются рост и развитие ребенка, нарушаются нормальные функции печени.
Источником полноценного белка являются растительные продукты. Белок содержат злаки, бобовые, свежие овощи и фрукты.
Для нормального развития также требуется необходимое количество аминокислот. Эти полезные вещества содержатся в свежем молоке, куриных яйцах, печени.
После года обязательно включайте в детский рацион блюда из нежирного вареного мяса. Лучше всего подходит для детского питания курица, индейка, говядина, телятина, кролик.
Чтобы белки, минеральные соли и витамины хорошо и полностью усвоились, детскому организму необходимы жиры. Здоровое, рациональное, питание, без жиров невозможно.
Ребенку для роста и развития также необходимы углеводы. Они нужны для нормального функционирования сердца, печени нервной системы и деятельности мышц. Углеводы нужны и для полноценного усвоения жиров.
Энергию организм получает из растительных углеводов. Поэтому ребенку также нужно вводить в рацион хлеб, крупы, сладкие фрукты и ягоды, молоко, говяжью и куриную печень.
Приучайте детей кушать самостоятельно, тщательно пережевывать пищу и не разрешайте ребенку отвлекаться во время еды.
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.
Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания родители успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц - еще и нездоровыми диетами для снижения веса.
Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии
и основных пищевых веществах
Возраст детей | Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки | |||
общее количество |
||||
6 лет (школьники) | ||||
11-13 лет (мальчики) | ||||
11-13 лет (девочки) | ||||
14-17 лет (юноши) | ||||
14-17 лет (девушки) |
для школьников
Название блюд | Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп |
|
С 7 до 11 лет | С 11 лет и старше |
|
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо | ||
Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.) | ||
Мясо, котлета | ||
В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.
При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.
Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем, молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) - 500 мл. Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.
Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники - мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.
Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.
Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.
Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.
Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.
Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.
Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток - к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.
Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.
С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.
Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.
Важную роль в физическом развитии и профилактике болезней играет рациональное питание детей
, которое основывается не только на научно обоснованном употреблении молочных, мясных, рыбных и других продуктов, но и на обязательном использовании овощей, фруктов и ягод в питании растущего организма.
Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требований к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрослых и тем более пожилых лиц, что связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма.
Правильно построенное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к неблагоприятным влияниям внешней среды, к инфекционным и другим заболеваниям.
Недостаток или избыток пищи нередко служит причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта , нарушения обмена веществ, излишнего нарастания массы тела, вплоть до развития ожирения, или, наоборот, приводит к исхуданию и т. д. Дефекты в питании детей не всегда сразу отражаются на здоровье. Чаще они проявляются позже, в процессе жизнедеятельности, при неблагоприятных внешних условиях, заболеваниях, повышенной учебной нагрузке в школе, а иногда и в более зрелые годы.
Специалисты в области детского питания считают, что профилактика многих заболеваний, возникающих у взрослых (артериальная гипертония, сахарный диабет, ожирение и др.), должна вестись не с подросткового или юношеского периодов, а с раннего детства и даже в период беременности женщины. Из глубины веков к нам пришло убеждение, что будущая мать должна есть за двоих - за себя и за будущего младенца. Пока это пожелание было трудно осуществимым из-за недостатка еды, оно не приносило вреда. Но сегодня беременные женщины нередко едят слишком много и часто. Наукой установлено, что у будущей матери существенно увеличивается потребность в белке, витаминах и минеральных элементах, а в жирах и углеводах почти не возрастает. В экспериментах на животных доказано, что при употреблении в период беременности продуктов богатых белками, потомство рождалось мелким, но крепким, жизнеспособным, хорошо развивалось. Если же самкам в избытке давали пищу, содержащую углеводы, то потомство было крупным, но детеныши страдали нарушением обмена веществ, болели, слабо развивались.
В случаях, когда за время беременности прибавка в весе достигает 15 кг и более, у женщин в два-три раза чаще развиваются тяжелые токсикозы, сопровождающиеся повышением артериального давления, отеками и т.д. Нормальная масса новорожденного мальчика до 3800 г, девочки до 3500 г. Но в последние годы акушеры часто принимают детей массой до 5 кг. Крупный младенец во время родов часто получает тяжелые повреждения (переломы ключицы, плеча, внутричерепные травмы), которые не всегда может предотвратить даже опытный акушер. К сожалению, число таких новорожденных с каждым годом увеличивается.
Но вот ребенок родился. В прежние времена в подавляющем большинстве случаев ему грозило голодное детство, поэтому родители хотели, чтобы их младенец был потолще, поупитаннее, тогда он останется жить. Но вот опасность голодной смерти давно миновала, а родители продолжают откармливать малышей, оказываясь в результате виновниками их будущих болезней.
Если новорожденный питается материнским молоком, биологический «рефлекс сосания» сам регулирует количество поступающей пищи. Однако в наше время все больше младенцев получают молоко из бутылочки, которое льется к ним в рот без всяких усилий, и матери считают, что чем больше его вольется, тем лучше. Исследованиями установлено, что такие дети становятся более толстыми, чем те, которых кормили материнским молоком.
Ребенок растет вместе со стремлением любящих родителей кормить его как можно больше и лучше. Малыш толстеет. У него появляются все новые и новые жировые клетки. Родители довольны, не зная, что эти клетки уже никогда не исчезнут. Жировые клетки могут уменьшиться в размерах при длительном голодании, но сохранятся навсегда. Так любящие родители готовят несчастную судьбу своему младенцу, который всю жизнь будет мучиться различной ограничительной диетой. Будущей матери необходимо соблюдать общие принципы рационального питания .
У детей и подростков из всех пищевых веществ наиболее остро ощущается потребность в белках, которые необходимы не только для возмещения потерь в структурных клеточных элементах и энергии, но и для роста и развития организма. Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в белке. Например, в возрасте 1 года ему необходимо употреблять 3,5 г белка на 1 кг массы тела в сутки, в 7 лет - 3 г, в 11 -13 лет - 2 г, в 17 лет- 1,7 г. Взрослым людям при легкой физической нагрузке достаточно 1,2-1,3 г. Удельный вес животного белка (молока, яиц, мяса и рыбы) в рационах детей от 1 до 6 лет должен быть 65-70%, в школьном - 60% от общего количества белка в суточном рационе. Наиболее ценный источник животного белка для детского организма-молоко. В ясельном возрасте ребенку его рекомен- дуется ежедневно давать 600-700 мл, школьникам - 400-500 мл.
Для эффективного использования белков животного происхождения в детском питании целесообразно предусмотреть достаточное количество растительных белков, содержащихся в зерновых и бобовых продуктах, овощах, фруктах, ягодах и др. Бобовые культуры (горох, фасоль, бобы, соя и др.) по содержанию белка приближаются к таким продуктам животного происхождения, как мясо, рыба, творог, яйца, а некоторые из них даже превосходят их. Например, если в 100 г мяса имеется 16-20 г белка, рыбы- 13-19 г, творога - 14-18 г, то в сое он достигает 35 г. В детском питании бобовые продукты (зеленые стручки фасоли, зеленый горошек и др.) являются важным источником ценных растительных белков. Детям от 3 до 7 лет необходимо давать их ежедневно с крупяными и макаронными изделиями около 70 г.
В детском возрасте отмечается повышенная потребность в незаменимых несинтезируемых в организме аминокислотах (основные структурные единицы молекулы белка), обеспечивающих нормальное течение процессов, связанных с интенсивным ростом и развитием ребенка. В раннем возрасте незаменимой аминокислотой является гистидин, который у детей до 3 лет еще не может синтезироваться в необходимых количествах для нормального обмена веществ. Аминокислоты наравне с витамином А относятся к факторам роста. Это - лизин, триптофан и гистидин, которыми богаты белки мяса, рыбы, а также яйца и орехи. Яйца являются источником биологически активного белка вителлина, который находится в соединении с лецитином. Вителлин играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Вот почему ребенок до 3 лет должен употреблять ежедневно 0,5 яйца и около 150 г мяса и рыбы, а от 3 до 7 лет - одно яйцо и приблизительно 180 г мяса и рыбы.
Значение жира в питании детей весьма многообразно. Употребление жиров в детском возрасте несколько увеличивается в связи с тем, что они представляют более концентрированные источники энергии, чем углеводы, и содержат жизненно важные для детей витамины А и E, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды и др. В то же время избыток жира в пище детей нежелателен, так как это нарушает процесс обмена веществ, понижает аппетит, расстраивает пищеварение и ведет к ожирению. При избытке жира нарушается усвоение белков. Наиболее биологически ценный источник жира для детей - легкоусвояемое сливочное масло, сливки, молоко и другие молочные продукты, а также яйца. Детям необходимы растительные масла, богатые полиненасыщенными жирными кислотами, которые должны составлять около 25- 30% от общего содержания жира в рационе в зависимости от возраста. От 3 до 7 лет рекомендуется давать 35 г сливочного и 10-15 г (столовая ложка) растительного масла. Для заправки овощных салатов, винегретов и гарниров лучше использовать нерафинированное растительное масло, так как в нем сохраняются фосфатиды, витамины и другие биологически ценные вещества.
В детском питании целесообразно использовать натуральные растительные продукты, богатые маслами, полиненасыщенными жирными кислотами, витамином Е. Этими веществами богаты грецкие и кедровые орехи, фундук, подсолнечник, арахис, фисташки, маслины и др. Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять 15- 20 г этих продуктов.
По сравнению с белками и жирами детям младшего возраста углеводов нужно меньше, чем старшим. Избыточное количество углеводов, особенно содержащихся в рафинированном сахаре, угнетает рост и развитие детей, приводит к снижению иммунитета и повышенной заболеваемости кариесом зубом. Как известно, нерафинированный (желтый) сахар не прилипает к поверхности зубов и содержит такие химические соединения, которые предохраняют эмаль зубов от разрушения. Вот почему желательно для изготовления кондитерских изделий, прохладительных напитков и других продуктов детского питания использовать нерафинированный сахар. Научно-практические исследования показывают, что у детей, получающих пищу с большим преобладанием углеводов, наблюдаются понижение мышечного тонуса, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, избыточная масса тела и даже ожирение. Такие дети чаще болеют, заболевания протекают тяжелее и часто сопровождаются осложнениями. Соотношение белков, жиров и углеводов (в г) в младшем возрасте должно быть 1: 1:3, в старшем - 1:1:4.
Хорошие источники углеводов для питания детей содержатся в овощах, фруктах, ягодах и свежих соках, а также в молоке, содержащем молочный сахар - лактозу. В рационе питания детей печенье, пастилу, конфеты, варенье и другие кондитерские изделия необходимо регулировать в пределах физиологических потребностей- давать не более 10-25 г ежедневно, в зависимости от возраста. Детям и подросткам рекомендуется давать 20% простых сахаров (глюкоза, фруктоза, лактоза, сахароза), 75% крахмала, 3% пектиновых веществ и 2% клетчатки от общего количества углеводов в суточном рационе их питания. Дети от 3 до 7 лет должны ежедневно употреблять не более 60 г сахара, 340 г хлебобулочных и макаронно-крупяных изделий, а также 700- 800 г свежих фруктов, ягод, овощей и их соков.
Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. С процессами роста потребность в них повышается. Кроме специфических болезненных проявлений, связанных с авитаминозом, у детей отмечаются некоторая вялость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др. Особенно важное значение для них имеют витамины А и О, дефицит которых останавливает рост, снижает массу тела, нарушает зрение, вызывает рахит, кариес и другие отклонения.
Недостаток витамина А, группы жирорастворимых витаминов , приводит к таким тяжелым поражениям глаз, как потеря способности к сумеречному (ночному) зрению (куриная слепота), сухость поверхности конъюнктивы и роговицы, ведущая к ее изъязвлению и некрозу. Даже небольшой дефицит витамина А делает детей более подверженными желудочно-кишечным и легочным инфекциям, повышает смертность, обусловленную этими состояниями. Особенно уязвимы дети младшего возраста, так как у них потребность в витамине А выше и они чаще страдают лихорадочными заболеваниями, истощающими его запасы. В нашей стране глубокого дефицита витамина А не встречается. Однако гиповитаминозное состояние без развития слепоты может наблюдаться при нарушении рациона питания детей, при отсутствии в нем продуктов, содержащих витамин А. В весенне-зимний период по согласованию с лечащим врачом рекомендуется проводить А-витаминизацию пищи в небольших дозах.
Дети и подростки чувствительны к недостаточности витамина С. Он должен регулярно поступать с пищей, так как необходим для очень важных процессов жизнедеятельности. Основной источник витамина С - овощи, фрукты, ягоды. Эти растительные продукты рекомендуется ежедневно включать в рационы детского питания. Так, для учащихся 9-10-х классов свежие овощи, плоды и их соки должны составлять не менее 900 г в сутки. Особенно полезны фруктовые соки в смеси с молоком (коктейли), так как они улучшают все виды обмена веществ.
Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда обеда - компот, кисель, чай, молоко, кефир, но можно и первые. Для этого аскорбиновую кислоту в виде таблеток или порошка взвешивают на технологических весах из расчета нормы и количества порций и растворяют в 0,5-1 стакане жидкой части блюда. Полученный раствор вливают в котел за 15 мин до выдачи пищи, так как через час после витаминизации разрушается 10% аскорбиновой кислоты, через 1,5 ч-17%, через 2,5 ч - 25-50%. Подогревать витаминизированную пищу нельзя, так как при этом витамин С разрушается полностью.
Минеральные вещества, как и белки, являются пластическим (строительным) материалом. Они необходимы в питании детей для роста и развития скелета и зубов. Кроме того, минеральные элементы участвуют в регуляции кислотно-щелочного состояния организма. Учеными доказано, что в крови и межклеточных жидкостях поддерживается слабощелочная реакция, изменение которой отражается на химических процессах в клетках и состоянии всего организма. В зависимости от минерального состава одни продукты (овощи, фрукты, ягоды, молоко) вызывают щелочные сдвиги, а другие - кислотные (мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы). Продукты щелочной направленности применяют при недостаточности кровообращения, нарушении функции почек и печени, при тяжелых формах сахарного диабета, мочекаменной болезни и т. д. Рационы питания щелочной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями целесообразно рекомендовать для профилактики близорукости, так как у детей с этой патологией значительно снижен щелочной резерв крови и уменьшена ее кислотность. Рационы питания кислой направленности рекомендуются при мочекаменной болезни и эпилепсии.
Для регуляции водно-солевого обмена, поддержания осмотического давления в клетках и межклеточных жидкостях необходимы минеральные элементы, так как они способствуют передвижению питательных веществ и продуктов обмена. Без минеральных веществ невозможна нормальная функция нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Они влияют также на защитные функции организма и его иммунитет. Нормальные процессы кроветворения и свертывания крови не могут происходить без участия железа, меди, кобальта, никеля, марганца, калия и других минеральных веществ, которые входят в состав ферментов или активируют действие гормонов и витаминов, участвуя во всех видах обмена веществ. Минеральные элементы являются незаменимой составной частью пищи детей и подростков.
Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища поставляет детям необходимое количество минеральных веществ в том случае, если в ней достаточно молока и молочных продуктов - важных источников кальция и фосфора. Для всасывания этих элементов из кишечника и отложения их в костях необходим витамин О, который содержится в продуктах животного происхождения (печень рыбы, жирные сорта рыбы, яйца, икра, молочные жиры). Этот витамин образуется в коже под действием солнечных лучей, поэтому детям необходимо ежедневно бывать на свежем воздухе, принимать умеренные дозы солнечных ванн, которые вместе с другими важными оздоровительными факторами имеют особое значение в обогащении растущего организма витамином О, способствуя улучшению обмена кальция и фосфора, правильному росту и развитию скелета и зубов.
В северных регионах нашей страны отмечается недостаточное количество солнечных дней, что снижает уровень удовлетворения организма в витамине О. В этих случаях рекомендуется по согласованию с лечащим врачом проводить умеренную О-витаминизацию пищи детей, беременных женщин и кормящих матерей, необходимую для нормального обмена кальция и фосфора.
В детском питании жизненно важное значение имеет железо, так как оно принимает непосредственное участие в процессах кроветворения и тканевого дыхания. Железо входит в состав гемоглобина, доставляющего кислород к органам и тканям, миоглобина мышц, ферментов, обеспечивающих процессы дыхания в организме. При его недостатке в пище дети могут заболеть малокровием. Благодаря мясным продуктам организм получает 15-30% железа. В крупах, хлебе, яйцах и овощах, богатых щавелевой кислотой, хотя и много этого элемента, усваивается его не более 2-5%. В молочных продуктах очень мало железа. Во фруктах, ягодах и некоторых овощах его тоже немного, но усваивается оно хорошо, поэтому эти продукты полезны детям.
Для рационального питания детей и подростков рекомендуется использовать разнообразный ассортимент овощей, фруктов и ягод. Клубнеплоды, к которым в основном относится картофель, обычно занимают в детском питании в среднем около 1/з всех овощей и плодов.
Важное значение в сохранении и укреплении здоровья детей имеет правильный режим питания в сочетании с правильно организованным распорядком дня, так как это положительно сказывается на поведении, физическом развитии, моторике детей и сопротивляемости их организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Для детей старше года наиболее оптимальным является четырехразовое питание. Целесообразно относительно равномерное распределение калорийности пищи и основных питательных веществ в течение дня. У детей младшего возраста завтрак должен составлять 25%, обед - 30%. полдник - 20%, ужин - 25% от общей суточной калорийности пищи. Для детей старшего возраста соответственно: 25, 35, 15 и 25%. Рекомендуется, чтобы количество употребляемой единовременно ребенком пиши соответствовало возрасту.
Начиная с 11 лет потребность в пищевых веществах и энергии у мальчиков выше, чем у девочек, поэтому они должны получать пищи на 10-15% больше. Для подростков занимающихся спортом, потребность в пищевых веществах и энергии повышается на 10-15%, что необходимо учитывать при организации питания. Детям, занимающимся спортом, пищу рекомендуется распределять с учетом времени тренировок в течение дня. Перед тренировкой рекомендуется давать небольшое количество легкоусвояемой и высококалорийной пищи. Если тренировка днем, то завтрак должен быть не позже чем за 2 ч до физических нагрузок и составлять 35%, обед не ранее чем через час после тренировки-35%, полдник - 5% и ужин - 25% от общей энергетической ценности суточного рациона питания.
При питании детей необходимо учитывать не только количество и объем пищи соответственно возрасту, но и особенности кулинарной обработки. Дети младшего возраста должны получать пищу из продуктов, подвергшихся более тщательной кулинарной обработке, чем старшие. Так, ребенку 1,5 лет рекомендуются мясные паровые котлеты н фрикадельки, паровые запеканки. С возрастом расширяется ассортимент блюд и изменяется их кулинарная обработка. Вместо пюре можно давать тушеные овощи, непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2-3 лет в рацион вводят жареные котлеты, отварной, тушеный и жареный картофель.
Организация рационального питания детей и подростков предусматривает обязательный учет состояния их здоровья. Так, для группы детей, перенесших острые заболевания почек, печени, желчевыводящих путей, желудка и кишечника, а также для детей, страдающих хроническими заболеваниями этих органов, рекомендуются щадящие диеты. В таком случае питание строится на основе оптимального обеспечения детей всеми основными пищевыми ингредиентами с включением разнообразных продуктов и специальной формы их кулинарной обработки. Мясо и рыба отвариваются или приготавливаются в рубленом виде на пару. Крупы и овощи развариваются до мягкости или пюрируются. Допускается легкое запекание блюд в духовом шкафу. Жареные блюда исключают совсем. Супы готовятся только вегетарианские. Не используют такие продукты, как говяжье, баранье и свиное сало , маргарин, жирные сорта мяса, птицы и рыбы, мозги, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, кофе, какао, шоколад и острые приправы.
Питание должно не только удовлетворять физиологическую потребность детей в пищевых веществах и энергии, способствовать хорошей усвояемости, насыщаемости, работоспособности, успеваемости, но и вырабатывать у детей сознательное соблюдение рационального режима питания, разумного использования разнообразных продуктов с обязательным ежедневным употреблением овощей и плодов, а также способствовать приобретению культурных навыков правильного приема пищи и поведения за столом.
Учитывая особую роль белков для детского организма, следует помнить, что они должны быть полноценными. считаются белки животного происхождения, которые содержат незаменимые аминокислоты. В то же время растительные белки также очень полезны для организма человека и они обязательно должны быть в сбалансированном рационе. Это касается и жиров пищи. Для детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет) как для мальчиков так и для девочек (см. табл. 7), рекомендуется следующий состав пищи за сутки (в граммах): белков 72-78 г (в том числе животного происхождения 36 -39 г); жиров 65-70 г (в том числе растительного происхождения от 10 до 16 г) и углеводов 332-365 г.
Для детей 11-13 лет рекомендуется вводить дифференциацию состава пищи в зависимости от пола ребенка. Для ребят 11-13 лет необходимо потреблять в сутки: белков до 91 г (в том числе до 46 г животного происхождения), жиров до 82 г (в том числе до 19 г растительного происхождения) и до 425 г углеводов. Девушкам этого же возраста, в связи с их меньшей физической активностью, рекомендуется употреблять: белков до 83 г (в том числе до 42 г животного происхождения); жиров до 75 г (в том числе до 17 г растительного происхождения) и углеводов в 340 г.
Приведенные нормы потребления белков, жиров и углеводов касаются чистого компонента, который привычно содержится в значительно большей по массе количества природных пищевых продуктов. Содержание белков, жиров и углеводов в составе 100 г наиболее распространенных пищевых продуктов также приведен в приложении 3 и указывается на упаковке большинства современных продуктов.
Излишки жиров и углеводов в составе пищи могут приводить (особенно при низкой физической активности) к их накоплению в организме в виде жиров организма. Это может также способствовать нарушениям процессов нормального роста и развития детей. Возникающее при этом ожирение может приводить к уменьшению выносливости организма, к глубоким нарушениям обмена веществ, падению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, работоспособности и иммунной реактивности.
Дети, которые ведут физически активный образ жизни, занимаются спортом, или напряженно работают умственно требуют большего количества углеводов в составе пищи. Источником углеводов является в основном пища растительного происхождения: хлеб, крупы, картофель, овощи и фрукты, сладости, мед.
Для нормального роста, развития и очень большое значение имеет обеспечение их организма физиологически необходимым количеством микроэлементов и минеральных веществ (табл. 8), которые в основном поступают в организм с пищей. Физиологическими нормами потребностей организма школьников младшего и среднего школьного возраста (6-13 лет) в микроэлементах следует считать (в миллиграммах за сутки): кальция (Саl) до 1200 мг фосфора (Р) до 1200 мг магния (Mq *) до 280 мг железа (Fei) до 15 мг. Кроме того организм детей нуждается в сутки 6-8 г каменной соли (NaCl). Кали яна соль используется в организме для создания соляной кислоты (составляющей желудочного сока), а также совершенно необходима как источник ионов Na и Cl для осуществления процессов возбуждения и нормальной работы сердца, мышц, нервной деятельности. При недостатке в составе пищи соли у детей могут возникать головокружение, потеря сознания, нарушаются процессы мочеобразования.
Кальций и фосфор используются в организме для роста костных тканей, а также эти микроэлементы входят в состав многих белков и клеток нервной ткани и клеток других органов. Кальций масс решающее значение для обеспечения свертывания крови.
Поставщиками этих микроэлементов являются молоко, яйца, мозги, мясо, орехи, крупы, овес и др..
Соли магния необходимы организму для регуляции многих обменных процессов. Этого микроэлемента много в хлебе, фасоли, творога, миндаля и орехах.
Калий и его соли является важнейшим микроэлементом, который принимает участие (вместе с ионами Na) в формировании потенциалов покоя и действия, которые являются основными в работе нервных, мышечных и секреторных клеток. Микроэлемент калий в организме человека выполняет также функцию передачи импульсов возбуждения вдоль нервов, принимает участие в работе мышц, и в регуляции обмена воды. Этот микроэлемент в достаточном количестве поступает в организм в составе овощей: картофеля, капусты, свеклы, моркови и т.п..
Железо — необходимый компонент эритроцитов крови, так как входит в состав гемоглобина, без которого невозможны процессы транспорта газов и внешнего дыхания в целом. При недостатке в пище железа, у детей может развиться малокровие. такие продукты, как яйца, картофель, мясо, капуста, горох, салат, яблоки.
Микроэлемент сера используется в организме людей для нейтрализации многих токсических продуктов, образующихся при обмене веществ. Сера содержится в фасоли, горохе, бобах, мясе.
Очень важно обеспечивать детский растущий организм, достаточным количеством витаминов. Следует помнить, что избыток употребления витаминов приводит к гипервитаминоза, а недостаточная его количество — до авитаминоза. Оба эти явления негативно влияют на жизнедеятельность и развитие детей и таким образом их не следует допускать. Физиологические нормы потребностей организма школьников младшего и среднего школьного возраста (7-13 лет) в основных витаминах (см. табл. 4) в миллиграммах на сутки, следующие: витамина В {до 1,0; витамина до 1,2; витамина РРпо 15-18; витамина В (ло 1,7; витамина С 60-70; витамина А (мг-эквивалентов — МГЭ) 700-1000; витамин Д (МГЭ) до 2,5. При интенсивных умственных или физических (занятия спортом) нагрузках потребность организма детей почти во всех витаминах возрастает на 10-15%. У детей старшего школьного возраста и у взрослых людей потребность в витаминах возрастает на 40-50% относительно потребностей детей 10-13 лет.
Для организации рационального питания детей первостепенное значение масс определения калорийности пищи. Калорийность питания должна учитывать длину тела (рост), массу тела, возраст, пол, характер деятельности, период года, климат, температуру окружающей среды и др.. Основой для обоснования калорийности питания детей (людей) всех возрастов есть общие расходы (обмен) энергии (30 учитывающий расходы основного обмена (00) и расходы на внешнюю деятельность (3d): ЗО = 00 + 3d. По данным А. А. Маркосяна (1974) общий обмен энергии для людей всех возрастов в среднем составляет (в килокалориях за 24 часа суток на И кг):
Возраст 1-3 месяца …………………………………….. ………………… 110-120 ккал
6-12 месяца ………………………………………. …………………… 98-100 ккал
2-6 лет ……………………………………… ………………………….. 70-75 ккал
7-10 лет (младшие школьники)………………………………….. 60-70 ккал
11-15 лет (учащиеся среднего школьного возраста,
что специально не занимаются спортом)……………………… 45-55 ккал
> 16 лет (учащиеся старшего школьного возраста и взрослые, выполняющих легкую физическую или мало напряженную
работу)………………………………………… …………………………… 35-55 ккал
Ориентировочно энергетические потребности детей (до 16 лет) в сутки (ккал / кг) можно рассчитать по формулам:
Для детей до 1 года: 125 — 2,5 П ккал / кг;
Для детей после 1 года: 100 — 4,0 П1 ккал / кг,
где / П — возраст ребенка (месяцев); / П. — Возраст ребенка (лет).
Например, для ребенка в возрасте 7 лет потребность энергии в сутки в килокалориях на 1 кг массы тела примерно составляет: 100 — 4.0 7 = 72 ккал / кг.
Средний уровень калорийности питания школьников разного возраста (в ккал / сут) по данным В. И. Бобрицкого (2004) составляет (табл.7):
6 лет ………………………….. ребята — 2200 ккал / сут;
7-10 лет ……………………… ребята — 2400 ккал / сут;
11-13 лет ……………………………….. ребята — 2800 ккал / сут;
девушки — 2550 ккал / сут;
14-17 лет …………………………………. ребята — 3200 ккал / в сутки;
девушки — 2700 ккал / сут;
18 лет и старше ……………………….. мужчины — 3500 ккал / сут;
(При умственной деятельности) женщины — 2900 ккал / сут.
Для лиц, занятых на тяжелых физических работах, или для спортсменов, необходимая калорийность пищи может достигать 5000 — 7000 ккал.
В детских оздоровительных учреждениях, санаториях и специальных учреждениях для больных туберкулезом калорийность пищи для всех детей должна быть повышенной до 3500 ккал / сутки.
Высокая калорийность пищи (до 4000-5000 ккал / сутки) необходима также школьникам, занимающимся спортом, особенно в период ответственных тренировок и соревнований. Подсчитано, что за 1,5-3,0 часа интенсивных тренировок у юных легкоатлетов, пловцов и гимнастов используется до 35% энергозатрат от общего их объема за сутки.
Большое значение для правильной организации питания детей имеет режим питания. По физиологическим нормам, которые существуют, дети младшего школьного возраста нуждаются прием пищи через каждые 3,5-4 часа, а за сутки не менее 4-5 раз. Целесообразно, чтобы пища каждый раз была равномерно калорийная (примерно по 500-600 ккал). Перед сном дети должны есть не позднее чем за 1,5-2,0 часа, чтобы обеспечить нормальный отдых организма. Вечерняя еда преимущественно должна быть чуть объемной и состоять из овощей и молочных продуктов. Дети среднего и старшего школьного возраста должны есть за сутки не менее 3-х раз: завтрак до 30% требуемой калорийности пищи за сутки, обед до 40% калорийности и ужин до 30% калорийности.