caspian72.ru

Думай как фрик. Нестандартные способы решения проблем

Уговаривать кого-то мыслить нестандартно бессмысленно, как заставлять взлететь пингвина. Но так же не имеет смысла ожидать другого результата от повторяющихся действий. Если вы устали наступать на грабли, попробуйте взглянуть на вещи под другим углом.

Вся наша жизнь - это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться...

Простой выбор мы делаем, не напрягаясь. Над сложным мучаемся, порой призывая на помощь друзей. От выбора, сделанного нами, зависит наша судьба. Как в сказке: направо пойдешь - ?.. Налево пойдешь - ?.. Прямо пойдешь - костей не соберешь.

Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: «Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает».

Думать, как все, - это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома - лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.

Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.

Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам - это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.

В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно - как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют , курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично - семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?)

Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения». Думать иначе, чем все, - значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.

Зачем мыслить нестандартно

Почему одним удается «поймать Жар-птицу», раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они «ни богу свечка, ни черту кочерга», а сами они ноют об упущенных возможностях и «судьбе-злодейке»? Разница в судьбах первых и вторых - в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.

Человек, мыслящий иначе, чем все, - это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле , наш выдающийся современник и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет.

Серые посредственности, которым удобно думать, как все, - стереотипами, а значит, не думать вовсе, составляют серую массу, слепо идущую за человеком, которого они выбрали лидером. Даже если он ведет их в тупик.

Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация - вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг - значит деградирующий.

И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение - все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.

Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь - подальше от шаблонов, рутины и скуки.

Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь.

Перезагружаемся на нестандартное мышление и ломаем шаблоны

Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: «Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое - сразу отвергаем или сначала обдумываем?».

Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: «Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех».

Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже «на автомате», и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы «включить» его - это:

1. Делать нестандартные вещи

Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут - это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.

После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку - пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.

Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.

Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое - посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.

Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу «нет», а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»;

2. Нарушить привычную последовательность действий

Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы - домой? Один день похож на другой? Только был понедельник - и вот уже пятница, а там выходные. В выходные - уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник - пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.

Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.

Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий - все это заставляет мозг «не спать»;

3. Нагрузить работой правое полушарие мозга, отвечающее за талант, креативность и нестандартное мышление

Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.

Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.

Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек «Развитие правого полушария». Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление;

4. Прочитать книгу Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно»

Американский профессор Дэвид Шварц - известный автор книг о мотивации считает, что для того чтобы мыслить нестандартно, нужно прежде всего забыть об отрицательной частице «не». Слова «невозможно», «не получится», «мы так никогда не делали» нужно выбросить из своего лексикона и не произносить их даже в мыслях.

Чтобы не думать стереотипами, нужно иметь широкий кругозор. Дэвид Шварц советует общаться с людьми разных профессий, из разных социальных групп, потому что общение с ними наполняет нас новыми идеями, благодаря которым мы можем по-новому посмотреть на ситуацию и найти новые способы решения проблем.

Чтобы избежать застоя, мы должны периодически спрашивать себя: могу ли я сделать больше, могу ли я сделать лучше?

10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления

Ответы смотрите в комментариях, внизу страницы.

  1. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?
  2. Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
  4. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
  5. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
  6. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
  7. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
  8. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?
  9. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
  10. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?

Когда люди говорят о каком-то человеке, имеющем убеждения, то это воспринимается как позитивная характеристика. Но что если у наших убеждений и традиционного взгляда на события есть обратная сторона, которая мешает нам ясно понимать происходящие в мире процессы?

Константин Смыгин, основатель сервиса книжных лайфхаков MakeRight , рассказывает о нашумевшей книге Стивена Д. Левитта и Стивена Дж. Дабнера «Фрикомыслие».

«Думать как фрик» - означает находить нестандартные решения, избегать распространенных психологических ловушек и смотреть на происходящие события с такого ракурса, который обычно недоступен зашоренному сознанию.

Немногие люди способны «думать как фрики», и вот почему:

  1. Как показывают исследования, даже самые умные люди ищут в окружающем мире свидетельства, подтверждающие их точку зрения, и не готовы воспринимать новую информацию, идущую вразрез с их представлениями о мире. Наше сознание искажает и подстраивает под себя окружающую реальность.
  2. Кроме того, на людей огромное влияние оказывает их окружение, та среда, в которой они живут. Человеку как социальному животному легче согласиться с существующим порядком вещей, нежели подвергнуть его сомнению, вызвав гнев соплеменников. Авторы называют это явление «передачей мыслительного процесса кому-то другому».
  3. Третья причина также вытекает из особенностей человеческой природы: «людям некогда думать о том, как они думают. Более того, они вообще не тратят много времени на то, чтобы думать».

В своей книге Левитт и Дабнер отстаивают мысль о необходимости в том, чтобы все больше людей думали «как фрики». То есть более продуктивно, изобретательно и рационально.

Сила «я не знаю» и болезнь экспертов

Большинство людей считает постыдным демонстрировать свое незнание и показаться невежественным. По их мнению, лучше пытаться выглядеть экспертом в том, в чем совершенно не разбираешься. В этой ситуации электронные способы общения только на руку. С другой стороны, нежелание признавать свое незнание и некомпетентность означает, что разум человека закрыт для обучения и реальных знаний.

Исследования последних лет (например, Филипа Тетлока) доказали, что эксперты предсказывают будущее ненамного точнее «произвольного выбора шимпанзе, бросающего дарты». Точность их прогнозов составляет всего порядка 47,4%. Это эквивалентно предсказанию наугад, с той лишь разницей, что оно не будет вам стоить ничего, в то время как специалисты по прогнозам возьмут за свои услуги немалые деньги.

Интересно, что исследователь Филип Тетлок характеризует худших предсказателей как излишне самоуверенных - даже в случае, если их прогноз не сбывается.

Тем не менее люди продолжают прислушиваться к прогнозам или идут на поводу у соблазна предсказывать. Почему? Это связано с тем, что (учитывая крайне запутанные причинно-следственные связи нашего мира) мало кто вспоминает о неудавшихся прогнозах. А вот если предсказание сбудется, то человек, его сделавший, может снискать славу пророка или получить крупную награду.

Как признаться в незнании?

Авторы призывают не стесняться признавать свое неведение. Чтобы не поставить себя в глупое положение, сообщите неприятную для вас вещь и закончите фразой: «... но, возможно, я смогу это узнать». Скорее всего, люди позитивно отреагируют на подобную откровенность, особенно если вы вернетесь к ним с нужной информацией.

Зри в корень!

Причинно-следственные связи сложны, запутаны, неочевидны. Однако большинство людей продолжает мыслить и объяснять причины тех или иных явлений по сформированным за них шаблонам.

Чтобы увидеть истинные причины событий, нужно выйти за рамки сложившихся представлений.

  1. В чем причина нищеты и голода? С одной стороны - это отсутствие денег и еды. С другой стороны, поставки еды и материальная помощь голодающим странам ничего не меняют. Проблема - в неработоспособной экономике, когда власть имущие думают, прежде всего, об удовлетворении собственных потребностей.
  2. Почему в Африке бушует столько войн? Безусловно, причин много, но основная - в колониальном разделе Африки европейцами в XIX веке. Европейцы делили территории, просто глядя на карту (поэтому границы между африканскими странами часто представляют собой абсолютно прямые линии). В итоге дружественные африканские племена могли оказаться по разные стороны границы, а враждующие - в одной стране.
  3. Почему в США болезни сердца больше распространены среди чернокожего населения? Было обнаружено, что рабовладельцы отбирали рабов по солености пота. Так как соль задерживает влагу, раб с более соленым потом имел больше шансов выжить во время измождающего морского путешествия до Нового Света и не умереть от обезвоживания. Чувствительность к соли передается по наследству, и исследования показывают, что у афроамериканцев на 50% чаще встречается гипертония, чем у белых (и у чернокожих в других странах), и как результат - выше риск проблем с сердцем.
  4. До 80-х годов ХХ века считалось, что язву желудка вызывают стрессы и острая еда. Барри Маршалл доказал, что причиной язвы (которая потом может привести к раковой опухоли) является бактерия Helicobacter Pylori. Чтобы преодолеть сопротивление медицинского сообщества, которое не принимало гипотезу Маршалла всерьез, он совершил героический поступок - выпил содержащую бактерии жидкость, после чего у него появились признаки гастрита.

Думай как ребенок

Фрикомыслие зачастую предполагает умение думать как ребенок. Авторы отмечают, что это один из лучших способов поиска нестандартных решений и генерации идей. Дети любопытны и задают такие вопросы, которые боятся задавать взрослые. Отсутствие предубеждений - огромное преимущество для того, кто хочет добраться до сути вещей.

Так как большие проблемы обычно состоят из множества маленьких задач, вполне разумно начать с того, чтобы обратить свое внимание на одну из них. Плюсом здесь является также и то, что маленькую задачу легче воплотить в реальность.

Главный жизненный принцип фрика

Если вы хотите думать как фрик, то авторы советуют всегда использовать реальные стимулы, которые действуют на людей.

Есть множество стимулов - денежных, социальных, моральных. Умение их распознавать и применять - целая наука, потому как разные стимулы действуют в определенных случаях и с определенными людьми.

Определить стимул, который подействует на того или иного человека, непросто. Люди обычно не признаются в том, от чего могут быть зависимы, и авторы не рекомендуют верить в этом вопросе кому-либо на слово.

Существует еще один эффект, так называемый эффект кобры. Он связан с тем, что зачастую проявления щедрости вызывают обратную реакцию. Название он получил после ситуации, в которую попали английские колонисты в Индии. Решив сократить в Дели популяцию змей, колонисты объявили денежное вознаграждение за каждую убитую кобру. Результат был обратным - индийцы начали разводить и выращивать кобр, получая за них деньги, а когда награды отменили, всех кобр выпустили на волю.

Кроме того, стоит избегать стимулов, которые похожи на плохо замаскированные попытки манипулировать. Люди хорошо их чувствуют.

Использование стимулов полезно и с другой точки зрения. Зачастую тот, кто жульничает или лжет, реагирует на них особым образом. Исходя из этого, авторы выводят принцип, который называют «научи сад твой пропалывать себя». Смысл в том, что нужно заранее предусмотреть ситуацию, при которой человек с недобрыми намерениями раскроет себя.

В качестве примера авторы приводят известную историю о царе Соломоне. Однажды к нему на суд пришли две женщины с ребенком, каждая из которых утверждала, что ребенок ее. Соломон объявил им, что решил разрубить ребенка и дать каждой матери по половине. Это помогло вычислить настоящую мать, которая в ужасе сказала, что пусть лучше ее ребенок достанется другой, но будет жить. Самозванка же согласилась убить ребенка.

Как убеждать людей, которые не хотят, чтобы их убеждали?

Крайне глупо выдавать свое предложение за идеальное - это всегда настораживает людей, просто потому что такого не бывает. Чтобы человек не чувствовал подвоха, сами расскажите о слабых местах вашего предложения.

А вот переубедить кого-то - трудная задача в силу психологических эффектов. Если убеждения человека (что часто бывает) базируются на стереотипах и стадном мышлении, переубеждать его, используя логику и здравомыслие, - пустая трата времени. Лучше работать не над логикой доказательств, а над их эффектностью.

Еще один прием - признавать сильные стороны аргументов противника, что поможет придать значимости собственным аргументам.

Кроме того, ни в коем случае не стоит переходить черту, навешивать ярлыки и скатываться до оскорблений. Это сразу же лишит вас всех позиций. Лучшая стратегия переубеждения - рассказывать истории. Истории привлекают внимание и помогают перенестись на другой уровень понимания, способствуя лучшему восприятию ваших доводов и идей.

Преимущества отступления

Важно не поддаваться распространенной ментальной ловушке - если мы уже вложили во что-то время и средства, то мы продолжаем вкладывать средства и время в эти проекты, даже тогда, когда они не приносят ничего полезного. Это называется «ошибкой необратимых издержек». Так, вовремя отступив от убыточного проекта разработки «Конкорда», правительства Франции и Великобритании смогли бы уберечь свои бюджеты от миллиардных расходов.

Мы боимся остановиться потому, что это будет признанием нашей ошибки. В итоге мы вынуждены продолжать бесперспективное дело. Но, как уже отмечалось ранее, думать как фрик предполагает не бояться признаваться в собственных ошибках.

Эффективным способом избежать ошибок необратимых издержек является напоминание себе о них. Всегда ведите поиск альтернативных путей и решений той или иной ситуации.

Спросите себя: «Как бы я поступил сейчас, используя те же самые время, деньги и ресурсы?».

Нестандартное мышление как качество личности – с пособность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.

Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную вертикально.

Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину сказал им: — Запомните — под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и обычаям, а ищетнестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.

Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность, тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.

Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.

Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо - напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру - в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».

Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь — и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.

ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».

Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба - преподаватель и студент - согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.

Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.

По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.

Тут Резерфорд спросил своего коллегу — преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. - Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

Неплохо, - сказал Резерфорд. - Есть и другие способы? - Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

Если вы хотите более сложный способ, - продолжал студент, - то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

Наконец, - заключил студент, - среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 - 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.

Петр Ковалев

Одна из основных целей большого бизнеса – это быть впереди своих конкурентов как минимум на шаг. Это сможет обеспечить появление новых клиентов, новых продаж и получение всемирной славы. В наше время тривиальными решениями в управлении своим бизнесом можно добиться мало чего. Чтобы быть на вершине, нужно придумать что-то нестандартное и оригинальное. Компании, о которых далее пойдет речь, смогли обвести вокруг пальца своих конкурентов именно благодаря креативным идеям и решениям.

Многие из представленных случаев уже вошли в мировую историю бизнеса и могут служить отличным примером того, как нужно находить и воплощать в жизнь рецепты успеха.

Роберт Тейлор и жидкое мыло

В 1970-х годах был такой американский предприниматель, который изобрел жидкое мыло и продавал его с помощью своего небольшого бизнеса. Однако, изобретение не было запатентовано, так как идея сама по себе не была кардинально новой. Да и механизм насоса, без которого использование жидкого мыла будет затруднительным, тоже был изобретен очень давно. Тейлор понимал, что если крупные производители бытовой химии начнут массово выпускать жидкое мыло в дозаторах, то перспектив для развития его маленькому бизнесу не видать.

И тогда находчивый предприниматель решил просто не дать возможности другим производителям получить заветные пластиковые помпы-дозаторы, которые крепятся к бутылочкам с жидким мылом. В те года в Соединенных Штатах было всего две фабрики, которые выпускали такие помпы, и Тейлор сделал у обеих заказ на их изготовление стоимостью двенадцать миллионов долларов. На эту сумму можно было изготовить около ста миллионов дозаторов, и таким образом, следующие несколько лет обе фабрики работали только на то, чтобы выполнить заказ Тейлора. Конкуренты Роберта, конечно, могли изготавливать само жидкое мыло, но без удобной упаковки с дозатором, такой товар не был конкурентоспособным.

Осознанно пойдя на огромный риск, Тейлор не прогадал – уже через несколько лет его маленькая компания превратилась в огромный бизнес Colgate-Palmolive, производящий жидкое мыло, зубные пасты и другие средства гигиены.

«Oakley» и солнцезащитные очки

Летом 2010 года в Чили произошло обрушение породы на шахте. Следствием этой трагедии было то, что 33 работника оказались на глубине примерно 700 метров без возможности самостоятельно выбраться наружу. Начались спасательные операции, которые длились аж три месяца. Небезразличные люди и организации отправляли пострадавшим шахтерам еду, воду и другие необходимые средства для выживания. Компания «Oakley» решила переслать горнякам также и свою продукцию – солнцезащитные очки.

Когда спасение шахтеров наконец-таки завершилось успехом и они выбрались из заточения, им пришлось надеть полученные в подарок очки, так как глазам было сложно смотреть на дневной свет после такого длительного нахождения в потемках. На место происшествия, конечно же, прибыли корреспонденты практически со всех ТВ-каналов и печатных изданий, которые снимали на фото- и видеокамеры лица спасенных работников в очках от фирмы «Oakley». Таким образом, компания сделала себе бесплатную рекламу, которую увидела многомиллионная публика по всему миру, включая просмотры в интернете.

«Puma» и завязывание шнурков

Всем известно, что крупные футбольные матчи всегда являются отличной площадкой для размещения рекламы. Одни компании обклеивают рекламными плакатами стадионы, другие пускают бегущую строку на телевидении во время прямой трансляции матчей. В компании «Puma» решили действовать намного проще, и в то же время намного гениальнее. Они заплатили футболисту Пеле лишь за то, чтобы он завязывал шнурки на своих кедах на стадионе перед самым началом матча. Конечно, кеды на нем были от «Puma», и конечно, действия такого великого футболиста всегда попадали на главные экраны крупным планом.

«Asus» и производство компьютеров

Когда-то производителем материнских плат для американской компании Dell занималась одна небольшая фирма в Тайвани. После длительного сотрудничества, эта фирма захотела поставлять Dell также и другие комплектующие, и выдавать на выходе компьютеры целиком. Компания Dell согласилась, ведь видела в этом только выгоду. Через время тайваньский партнер предложил свое участие также и в управлении поставками. Dell снова с радостью принял предложение. Совместная работа закипела с новой силой. Для компании Dell такое сотрудничество было более, чем выгодным: они занимались продвижением своего продукта на рынок, а всю рутинную работу делал за них тайваньский партнер.

В один прекрасный момент тайваньские специалисты в очередной раз приехали в Америку, но не для переговоров с Dell. Они поехали прямиком в главный офис одной из крупнейших сетей магазинов электроники и предложили на продажу компьютеры собственного производства. Эти компьютеры были такого же высокого качества, как и продукция Dell, но цена их была несколько ниже. Кстати, тайваньская компания, о которой шла речь, сейчас является одним из ведущих производителей компьютерной техники в мире и называется она Asus.

«MCI» и невнимательность потребителей

В 1990-х годах международная телекоммуникационная компания AT&T начала внедрение новой акции для своих клиентов. Согласно её условиям, каждый клиент данного оператора связи должен набрать номер 1-8-00-operator, после чего мог воспользоваться новыми тарифами на связь по сниженной цене. Основным конкурентом AT&T тогда была компания MCI. Её специалисты сразу сообразили, на этом деле можно получить хорошую выгоду для себя.

Слово «operator» не является само по себе трудным для восприятия, но всё же допустить в нём ошибку можно. MCI добавили к своим номерам еще один, который выглядел так: 1-8-00-operatеr. Он всего лишь одной буквой (предпоследней) отличался от акционного номера AT&T, в остальном же полностью совпадал с ним. Таким образом, все клиенты AT&T, которые неправильно расслышали или записали номер, попадали в MCI. Ну а дальше с ними уже общались специалисты этой компании, используя все свои навыки и знания, чтобы сделать из них постоянных клиентов.

Когда зубную пасту в тюбиках только начали производить, отверстие в них делали очень узким – около 2 миллиметров. Конечно, выдавливать зубную пасту из такого отверстия было не очень удобно. Однажды компания «Colgate» решила провести некий конкурс среди своих постоянных клиентов на лучшую идею по усовершенствованию продукта. Один из потребителей выдвинул свое соображение по поводу увеличения диаметра отверстия в тюбиках зубной пасты. Сразу сотрудники Colgate восприняли эту идею в штыки: они не понимали, как это сможет увеличить продажи.

В результате долгих размышлений, всё же было решено запустить пробную партию зубной пасты в тюбиках с увеличенным отверстием. Продажи резко подскочили вверх. Почему? Всё просто: из больших отверстий люди выдавливали гораздо больше зубной пасты за один раз, поэтому тюбик заканчивался быстрее и приходилось покупать зубную пасту намного чаще, чем раньше.

«Lego» и рентгеновские снимки

Конструкторы «Lego» являются любимейшим развлечением для миллионов детей во всем мире. Любят их даже самые маленькие, которые могут случайно проглотить мелкие детали конструктора. Потребители начали всё чаще жаловаться на то, что их дети «съедали» элементы от «Lego», которые было крайне трудно обнаружить во время рентгеновского исследования.

Отказываться от производства мелких деталей в «Lego» не стали, так как это могло существенно снизить интерес детей к их продукции. Компания подошла к проблеме к другой стороны: они начали добавлять в материал, из которого делались мелкие детали конструктора, специальный компонент, легко проявляющийся на рентген-снимке. Количество случаев проглоченных деталей это, может, и не сократило, зато существенно облегчило родителям и врачам обнаружение этих деталей в желудках детей.

Богданович Виталий Николаевич

Понятие «творчество» настолько размыто, что я даже затрудняюсь с чем-то это процесс сравнить. На сегодняшний день, т.н. «масскультура» им называет все то, что можно и невозможно назвать. Спектр невероятно широк и все «продукты» творчества, в основном, сводятся к сфере искусства. Оно и понятно. Уже лет сто, как понятие «творчество» было приватизировано теми, кто профессионально или полупрофессионально занимается искусством (рисование, ваяние, пение, чтение…). Огромный пласт технического творчества был откинут «за ненадобностью», ему отказано в том, что именуется творчеством. А зря.

Возьмем за основу общепринятое значение «творчества». Энциклопедия описывает его, как процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или результат создания объективно нового. Оно направлено на решение любых проблем, удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от производства - уникальность результата. Результат творчества невозможно предсказать, даже тому, кто является творцом. В процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие возможности, выражает аспекты личности, что придает продукту дополнительную ценность. Таким образом творчество:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других.
  • процесс создания субъективных ценностей.

Вроде бы полно, но как-то сухо и не очень понятно и приложимо к тому, что мы наблюдаем в повседневности. В глубине души каждый знает, что он - творцы. Разного калибра, но творцы. В разных отраслях и в разных случаях. Так же знаем, что творчество невероятно многообразно и нет таких сфер, в которых бы оно не присутствовало. Позволю себе дать иную формулировку творчества:

  • одухотворение материи;
  • нестандартное решение стандартных для себя задач.

По поводу первого я пока остерегусь что-то писать всерьез, так как это тема отдельной статьи, а вот по поводу второй формулы, поговорим подробнее.

«Нестандартное решение стандартных для себя задач». Это может выглядеть как практическая смекалка, умение из ничего сделать что-то, творческая жилка. Это присущее всем и каждому способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из известных и эффективных методов развития способности нестандартно мыслить - решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении.

Вот как была изящно решена одна задача. Купец-миллионщик Шустов купил в Армении винные подвалы и устроил акцию. Он нашел несколько десятков бойких молодых людей с хорошими манерами и из знатных семей, положил им жалованье и отправил в Европу. Их задачей было заходить не менее трех раз в день в роскошные рестораны, делать дорогой заказ и требовать шустовский коньяк. Его, естественно, не оказывалось. После чего им предписывалось громко критиковать заведение, в котором ничего не знают о таком замечательном напитке, обещать сделать отрицательную рекламу и отменять дорогой заказ. В короткое время акция принесла плоды. Шустовский коньяк стали закупать самые дорогие и престижные рестораны.

Ничего экстраординарного. Особенно после того, как вы узнали решение, которое было творчеством Шустова, но не нашим. Но мы, на основе иного опыта, «его пример другим наука», методом аналогий, можем уже попытаться начать создавать что-то свое.

Практика показала, что большинство планов обрывается на стадии перебора вариантов. Вроде бы ничто не мешает заняться планированием того, как «хочу» можно претворить в жизнь, но «Узникам замка If» мешают установки личные и родовые. Устаревшие модели поведения, которые не дают возможности нестандартно решить стандартные для себя задачи. Плюс страх, что платить надо будет за «хочу» непомерно много.

Когда дело доходит до стадии реализации, то мы получаем «типа» то, что хотели, но какое-то «не такое». Как ни странно, но нас вполне устроит … недовольство собой, обесценивание собственных усилий и действий. Так мы не получаем ни удовлетворения, ни возможности сделать выводы, ни опыта. Тягостные переживания облегчают внутренний дискомфорт ненадолго, но жизнь, самый лучший учитель, дает нам знаки в виде «перемен», «тупиков», «нужды жить дальше». Знаком является шанс. Шанс что-то сделать нестандартно. Даже в рамках стандартного общественного мышления.

Товар–деньги–товар. Кто-то «что-то» делает. Кто-то это «что-то» продает. Кто-то это «что-то» обслуживает. Денежный поток заключен в этот треугольник. Стоит присмотреться и включиться, и обязательно окажется, что чего-то в нем не хватает и эта ниша - ваша. Правда, мешают сомнения. Неумение объединить деньги и творчество. Специально обращаю ваше внимание на страхи и на то, что в вас еще масса иллюзий по поводу «духовности» делаемых вами денег.

«Знаете, когда я действительно поверила, что вы великий философ? Когда вы разбогатели! Только лжецы, безумцы и дураки могут говорить, что можно быть счастливым и свободным, живя в бедности» (из письма маркизы Дюдеффан к Вольтеру). Вот пример того, как люди проявляли творчество, только не в смысле создания произведений искусства, литературы, архитектуры, в более широком. Это может быть и изобретение несмываемой туши, и нахождение выхода из Карибского кризиса… Что угодно.

В 1873 г. Леви Страус выяснил, что переселенцы в Соединенные Штаты не обеспечены прочными брюками. Он им предоставил их, которые шили из того, что было уже привезено, но залежалось на складах (парусина), укрепив для надежности двойной строчкой и заклепками. Так возникла огромная и емкая ниша, которую до сих пор пополняют всем, во что горазды. Он был настроен на выявления ниши удовлетворения спроса.

Теперь методика. Известная, но забытая. Она делится на несколько этапов.

Этап первый

Время, которое уходит на выполнение первого этапа, - не менее 7 минут в день в течение 3–4 недель.

Организуйте пространство и время. Сядьте удобно, перед собой положите стандартный лист А4, часы с секундной стрелкой, ручку. Возьмите с полки словарь, откройте наугад и ткните пальцем в страницу. Прочтите это слово, засеките время и в течение одной минуты запишите как можно больше способов использования этого предмета в жизни в различных вариантах применения.

Наткнулись на слово «смазка». Пишем: «для смазки механизмов, для выкручивания болтов из заржавевших деталей, для смазки велосипедных цепей»… Стоп. Вы повторяетесь. Снова: «для предохранения рук тех, кто работает в холодной воде, смазать шест на котором висит скворечник, кошки не залезут. Как топливо или для разжигания сырого материала. Можно использовать для того, чтобы отбить запах человека от капкана. Средство для уменьшения трения, консервация железяк, помощь при передвижении тяжелых предметов по поверхности. Емкость, в которой она продается, может быть использована как …1 Вы начинаете думать нестандартно. Просыпаетесь. Вам теперь проще генерировать идеи. Опережать других. Включать себя в процесс.

Этап второй

Начните программировать изменения в повседневной жизни. Основная задача – заставить себя преодолеть инерцию и заставить «проснуться». Проще всего при помощи избавления стандартных и стереотипных действий.

Пример. Вы регулярно меняете маршрут движения на работу, учебу, к любимой. Меняете режим дня, слушаете разные Fm-радиостанции, читаете разные сайты, ищите новые темы общения. Несколько измените вкусовые пристрастия и режим питания. Начните обращать внимание на те книги, которые вас раньше не привлекали, загляните туда, где давно не были (вернисаж). Измените стиль или ритм отдыха, примите ванну вместо душа, начните чистить зубы или бриться левой рукой, прислушаетесь к тому, что вам говорят родители или дети…

Источником новых мыслей может все и везде. Рекомендую бегло просматривать справочники, самоучители, биографии, книги полезных советов, энциклопедии, книги серии «Как это сделано/работает», специальные журналы, дайджесты2. Ищите нестандартные решения стандартных задач. Новые пути в бизнесе, тенденции развития, новинки, связи и параллели между тем, что читаете и вашими задачами. Не избегайте рекламы, какие у нее новые тенденции? Внешний вид, маркетинговые ходы. Аналогично дело обстоит и с «глянцем». Это зеркало рынка потребления. Что рекламируют, какие тенденции, на что формируется спрос? В мире бизнеса нет такого бизнеса, который бы охватывал всю сферу, без «дыр». Это и есть ниша.

Регулярно вспоминайте «Этап 1» и практикуйте его так часто, как сможете. Вас начнут посещать мысли, которые уже можно внедрять в жизнь. Вы получаете навык работы с информацией. Анализируя тенденции, вы постоянно тренируете себя на возможность увязать то, что на первый взгляд не соотносится между собой никак.

Так вы заставляете включать в работу те отделы головного мозга, которые пока спят и живете с пользой для себя. Эта методика поможет найти общий язык и с «новым» поколением. Молодые, временно конечно, более раскованы в плане мышления, у них меньше штампов и стереотипов, чем у тех, кому за 30–40.

Полученная информация позволяет задействовать больше мозговых клеток, которыми вы пока не в состоянии воспользоваться. Так и только так вы учитесь овладевать процессом управления информацией, а именно она является тотальным ресурсом. У нас по два глаза, уха, руки, ноги и полушария головного мозга. Левое мыслит логически, правое - образами. Линейные упражнения стимулируют левое, а интуитивные - правое.

Пример. Идея, которая произвела переворот в стекольной промышленности. Главный инженер стекольного завода сталкивался с проблемой качества выпускаемого листового стекла. По технологии, стекло пропускали между валами, а затем шлифовали, что дорого. Специалисты искали более совершенные материалы для шлифовки. Он ощущал, что искать решение надо не в этом направлении. К решению задачи подтолкнул кусок мыла, который плавал в воде среди пятен жира. Так был создан процесс, в котором стекло изготавливали в печи с использованием расплавленного олова. Оно застывает медленнее, чем стекло, что позволяет избежать возникновения дефектов на поверхности. Технология используется до сих пор.

Благодаря фиксированному поиску взаимосвязей вы измените «точку-координатор», что поможет воспринимать мир глубже и разностороннее. Тогда можно подумать про дождь за окном и про пасмурную погоду, про прогноз погоды и проблему глобального потепления, про то, как вам принять участие в обустройстве тигров в уссурийской тайге.

Себе или людям? Без разницы. В школе мы складывали в столбик. Получив ответ, как в конце учебника, мы приступали к следующему примеру. Потом мы эту логику перенесли в сферу творческого мышления. Получил устраивающий ответ – хватит думать, потому как ответ сошелся. Чего еще? Жизнь отличается арифметики. Новый способ решения может быть гораздо более важным, чем предыдущий, выученный ранее. Он позволит обрести новый статус, найти новый рынок, новую нишу, новый продукт, а главное – раскрыть себя. Нет причин думать, что первый ответ лучше любых иных.

Этап третий

Мир меняется. Мир меняется быстрее, чем мы успеваем это понять. Мы тоже, по идее, синхронно меняться вместе с ним. В какую сторону? Как давно вы задавали себе это вопрос? Может пора посмотреть на окружающий мир с точки зрения тех возможностей, которые нам и только нам необходимы. Тут уже место и простор для творчества, развития, саморазвития и приложения сил, энергии и для собственной пользы.

Пример того, как совместим спорт и бизнес. Можно решать задачу «прямо»: изготовление и торговля инвентарем, строительство объектов, обслуживание и ремонт, реабилитация и лечение спортсменов, поддержание мода на него, осваивать мегабюджет «Здоровье нации»… Если отвлечься от частностей, которые скрывают связи, то сочетание спорта и бизнеса несет в себе пакет полезной информации: помощь в самореализации, даст возможность стать состоятельным, поддержать спортивную форму и проч.

Любое дело на 80–90% - отношения. С неприятными людьми мы избегаем иметь дело, идти им навстречу... 2/3 сделок заключаются благодаря контактам с теми, с кем налажены хорошие отношения. Чем хороши неформальные встречи? Тем, что они создают атмосферу близкого общения, а в теплоте и в уважении мы нуждаемся больше чем во всем остальном. За уважительное отношение, за которым не проглядывает корыстный интерес, мы готовы пойти на многое.

Когда занимаются спортом, то все преображаются. Королевична из налоговой, Начальник из Администрации, Босс. Они уже не те, что на рабочем месте. Похвала, совместная игра, общее поле интересов помогают выстроить отношения. Похвала подчиненного или просителя – она неискренняя по определению, иное дело, когда она исходит из уст постороннего… Дружеская похвала, сданная игра, кружка пива или чашка чая, и вы переходите в разряд приятных знакомых. Далее дело за вами. Это ресурс, а уж как им воспользоваться - \то ваше личное творчество.

Такой же ресурс – искусство. Купил Вексельберг яйца Фаберже, привез в Россию, и он - руководитель проекта Сколково. А это, на минуточку, 1,1% ВВП! Основная задача – использовать те ресурсы, которые до вас не были задействованы или использовались не так, как можете вы. Для одних ураносодержащая глина – материал для изготовления кувшинов, других, сырье для АЭС.

Творцы рассеяны по всей массе нации и соответствуют в основе, его эволюционному уровню. Они и двигают эволюцию и, одновременно, вносят в жизнь элемент хаоса и непредсказуемости. Они несут ответственность не только за свои труды, но и за то, где, у кого и как его «слово отзовется». За это он отвечает своей душой. Вспомнился ответ чертей на жалобу писателя, поджаривающегося на медленном огне в аду, в адрес товарищей по несчастью:

Да, мы их отпускаем охладиться раз в год. Кто-то убил, но уже родились новые люди, нажито новое имущество взамен украденного. Выросли люди, которые никогда и не знали, что такой когда-то был и что-то там натворил. А твои книги до сих пор читают!

Творите. Каждый на это способен, по-своему. Творчество, независимо от его уровня и сферы приложения, необходимо нам, как воздух, потому как в процессе его реализации вы создаете нового себя.

1 Задание. А какие варианты можете предложить вы?
2 Многие идеи Уолт Дисней почерпнул из них: «Ваше воображение может быть ущербным, бедным, воспаленным, замороженным. Дайджест - это нечто вроде гимнастического зала для тренировки воображения».



Загрузка...