caspian72.ru

Золотые правила этики. Этика отношений, служебная этика

Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, и в то же время результат действия традиций и норм взаимоотношений людей и социальной среды.

Для правильного понимания следует различать традиции и нормы, не отождествлять их социальные функции. Традиции - это специфический, творческий способ функционирования норм и стереотипов поведения. Стереотипы помогают снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить человеку процесс организации собственного поведения.

Любые социально-правовые нормы (от лат. norma - правило, образец) в целом предназначены для воздействия на волевое поведение людей, а предметом этого регулирования служат отношения между личностью и обществом.

Нормы поведения - это общепринятые шаблоны поведения. В зависимости от типа социального контроля нормы поведения представляют собой привычные культурные образцы деятельности и обычаи, принятые в обществе или социальной группе и не действующие за ее пределами. Содержательная сторона норм поведения заключается в удержании личности от совершения действий и поступков, несовместимых с принятыми законами и моральными обычаями, посредством угрозы наказания либо выражения общественного презрения.

Этическая норма поведения является одной из наиболее простых форм нравственного требования к личности, выступая, с одной стороны, как элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой - как форма морального сознания, формулируясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости".

Этические нормы поведения формируются в процессе эволюционного развития человечества, принимая формы универсальных моральных ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, а также отдельными социальными группами и каждой личностью отдельно.



По принадлежности к носителям ценности можно выделить общие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом» правиле этики: поступай по отношению к другим так как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Общие этические нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех без исключения членов данного общества, выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействия людей. В процессе расширения; социального опыта каждый человек включается в различные социальные группы, являясь, как правило, одновременно членом нескольких групп.

Групповые этические нормы обеспечивают включение личности в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействиия влияют на все виды поведения, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Занимая определенную позицию в коллективе, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает себе собственную позицию и формы поведения, в которых реализуется процесс его существования как личности.

Личностные этические нормы выступают как характеристика субъективного «внутреннего» мира человека. Они соотносятся с его представлением о самом себе и по этой причине не нуждаются в «усвоении» и «принятии». Следование личностным этическим нормам связано прежде всего с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от этих норм всегда сопряжено с чувством вины (совесть)-самоосуждением и даже нарушением целостности личности.

Таким образом, поведение человека, осуществляющего профессиональную служебную деятельность, сложно детерминировано. Оно управляется посредством как внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы), так и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Внешние и внутренние регуляторы находятся между собой в сложном динамическом противоречивом взаимодействии.

В каждый момент они предоставляют человеку право морального
выбора на основе предъявляемых к нему внешних требований.

Профессиональная этика и культура поведения юриста

План лекционного занятия

1. Профессиональная этика юриста. Профессиональные моральные нормы.

2. Служебный этикет, профессиональный такт, манеры поведения.

3. Культура речи и внешнего облика юриста.

Основные понятия

Профессиональная этика, вежливость, профессиональный такт, скромность, честность, требовательность.

Контент лекции

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, в которых люди выполняют одинаковые профессиональные функции, вырабатывают специальные традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей профессиональной группы.

Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Представители данных профессий находятся в постоянном общении с другими людьми, связаны с нравственным взаимоотношениями, существуют «нравственные кодексы» людей. Таковы этика учителя, врача, судьи.

Этика врача – делать все ради здоровья больного, хранить врачебную тайну.

Педагогическая этика –обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика ученого – требование бескорыстного служения истине, терпимость к другим мнениям.

Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству. Заботиться о подчиненных, беречь честь офицера.

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения людей, составляющий специфический нравственный кодекс людей определенной профессии.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессии юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

Деятельность судьи, прокурора, следователя носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия, а также их действия и решения затрагивают права и интересы граждан. Следовательно, юристы должны обладать повышенным чувством долга, развитым чувством ответственности за свои поступки, действия и решения. Юристы должны соблюдать закон и сами являются образцом законности. Особенностью проф.деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия, но все что собрано им по уголовному делу становится достоянием гласного суда.

Все требования морали распространяются на поведение юриста как в сфере служебной, так и в повседневной внеслужебной деятельности.

Принятый в 1993 году Кодекс чести судьи РФ определенно распространяет требования этики судьи на его непрофессиональную деятельность.

Например, судья не вправе, ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого.

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус, сотрудники ОВД, юстиции судебные приставы, научные работники – правоведы. В тоже время вполне правомерно можно говорить об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката, этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса. (

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования, требует высокой квалификации работников при исполнении своих профессиональных обязанностей. Такой является профессия «юрист».

Профессиональная этика – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу. Основу профессиональной этики юристов составляют принципы уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Рассмотрим основные нормы официальных и неофициальных отношений юристов.

К общепринятым нормам и правилам поведения юриста относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, отзывчивость и чуткость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

Вежливость – это внешнее проявление внутренней культуры, а именно уважительного отношения к человеку.

Вежливость включает в себя: уважительное отношение к людям, доброжелательность, внимательность и проявление интереса к человеку, готовность вовремя помочь и оказать услугу каждому, кто в этом нуждается; уступить место, дорогу, пропустить вперед и т.д.; стремление не беспокоить человека своими действиями, привычку извиниться за невольно доставленные человеку неудобства и т.д. Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Чуткость к людям, связанная с вежливым обращением, порождает деликатность. Деликатный человек своим поведением может предупредить всякую грубость. Оценив ситуацию, он выбирает такие слова и действует таким образом, что возникший конфликт исчерпывается.

Учтивость выражает точное и вместе с тем сдержанное соблюдение внешних форм уважения. Корректность – вежливо-строгое, холодное, официально-уважительное отношение к человеку.

Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия. Чувство меры, такта необходимо в служебных отношениях юриста (отношениях начальника к подчиненным и подчиненных к начальнику, в отношениях сотрудников между собой); в поведении в общественных местах (на улице, транспорте, театре, кино и т.п.); в быту – при приеме гостей и т.д. Главным назначением такта во всех отношениях является создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для общения между людьми, устранение причин, ведущих к конфликтным ситуациям, и сохранение взаимоуважения, доброжелательности между людьми.

Выработать устойчивую внутреннюю меру поведения – одна из важнейших задач нравственного воспитания юриста. Верно утверждение, что, тактичность не заучивается, а вырабатывается путем освоения всей системы нравственных ценностей, самостоятельной активной деятельности и нравственного воспитания.

Достоинство, наряду с совестью и честью, является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью и перед обществом. Высокое чувство собственного достоинства, основанное на правильной оценке своих возможностей и способностей, знании сильных и слабых сторон своего характера, является необходимым свойством культуры общения, стиля поведения каждого человека.

Скромность – моральное качество, проявляющееся в том, что юрист не признает и не выставляет напоказ своих особых заслуг, достоинств и особых прав, добровольно подчиняется требованиям дисциплины, относится ко всем людям с уважением и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед собой. Это прямота поступков и поведения, твердость, принципиальность, верность своему слову, вытекающие из глубокой идейной убежденности человека. Антиподами честности являются обман, ложь, воровство, склочничество, лицемерие.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить только правду, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел.

Принципиальность – нравственное качество, означающее верность определенной идее в убеждениях и последовательное проявление ее в поведении. Принципиальность теснейшим образом связана с требовательностью и чуткостью.

Требовательност ь – к людям и к себе – предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение. Требовательность должна сочетаться с подлинным уважением человеческого достоинства.

Все эти нормы органически связаны и обусловливают друг друга. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью.

О культуре человека судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, излагать свои мысли.

Культура речи – составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Язык – это способ выражения мысли, средство общения между людьми, форма выражения характера отношений людей друг к другу.

Культура языка – это в конечном итоге культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать. Свою мысль всегда старайтесь выражать кратко и ясно. Чтобы избавиться от ненужных слов – контролируйте себя. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Юристу следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом, обращение к подчиненным или с коллегами в непринужденной беседе, в общественном месте, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние.

Речь должна соответствовать следующим требованиям:

· быть грамматически и литературно грамотной;

· быть точной, ясной, краткой и понятной;

· быть выразительной, эмоциональной, образной;

· в разговоре юрист должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. Лучше употреблять те слова, значение которых вам понятно;

· мимика и жесты должны быть сдержанными, четкими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью, ненапряженностью и, конечно же, отсутствием крика. Когда человек легко сбивается на крик – это верный признак того, что он не умеет владеть собой.

Культура речи обязывает юриста придерживаться некоторых обязательных норма и правил, среди которых являются:

2. Логичность (в речи все положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли);

3. Доказательность (доводы должны быть достоверными и обоснованными);

4. Убедительность (цель беседы заключается не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщаемых сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании).

5. Ясность (говорить четко, спокойно, сдержанно, в умеренном тоне);

6. Понятность (следует употреблять термины и слова, которые понятны собеседнику);

Таким образом, речь юриста, будучи важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем образования, культуры и интеллигентности человека.

Культура внешнего облика является составной частью культуры поведения.

Имидж делового человека

Внешний вид производит на окружающих определенное впечатление. Если вы выглядите привлекательно, подтянуто, если вы в хорошей форме, то добьетесь всеобщего уважения прежде всего тем, что производите впечатление человека, уверенного в себе.

Неудачная манера одеваться, плохая физическая форма, неопрятный вид – все это может привести к неуверенности в своих силах, а некоторых случаях к депрессивному состоянию.

Удачный имидж подчеркнет максимум того, что есть в вас положительного и придаст вам больше уверенности в себе, в своих силах возможностях.

Важнейшим средством позитивного имиджа считаются коммуникативные способности (умение хорошо выступить, написать деловое письмо, провести переговоры по телефону). В порядке значимости далее следуют опрятность и хорошие манеры. По тому, как человек одет, обут, причесан, можно судить о его интеллектуальных, деловых и профессиональных качествах.

Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие – деловой костюм. Осуществляя подбор костюма, деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами: единство стиля; соответствие стиля конкретной ситуации; разумная минимизация цветовой гаммы: «правило трех цветов»; сопоставимость цветов в цветовой гамме (неуместно ярко-красный, ярко-зеленый); совместимость фактуры материала (шерсть, шелк, летние брюки, тяжелый зимний пиджак или жакет); сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды; соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля) качеству делового костюма.

Главное правило во всех его компонентах – общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить вашего партнера думать, что столь аккуратны вы будете и в делах.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое профессиональная этика для юриста?

2. Основные принципы, лежащие в основе профессиональной этики юристов.

3. Что такое этикет и культура поведения юриста?

4. Каковы особенности поведения юристов в служебной и внеслужебной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте современное состояние общества. Какие существуют обязанности в нем?

2. Изучите Кодекс чести юриста (список нормативно-правовых актов прилагается).

3. Что такое правовые законы и законы нравственные. Чем они отличаются? С какими нравственными законами вы согласны, а какие бы улучшили и почему.

4. Посмотрите внимательно на окружающих вас людей и отметьте кого-либо, чье поведение, на ваш взгляд противоречит принятым в обществе нравственным нормам?

5. Как бы вы объяснили этому человеку, что такое общество и почему в нем есть установленные правила.

План семинарского занятия

Проблемные вопросы

1. Какими нравственными требованиями руководствуются юристы в профессиональной деятельности?

2. «Ответственность», «справедливость», «долг» - категории прошлого столетия?

3. Почему выражение «Встречают по одежке…» важно для формирования профессиональной культуры юриста?

1. Деловое общение. Деловой этикет: учебное пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 431 с.

2. Профессиональная речь юриста: учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Норма, 2008. – 448 с.

3. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

4. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; под.ред. проф. Ю.В. Наумкина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. - 551 с.

5. Куракин А.В. Этические принципы служебного поведения государственных служащих как способ предупреждения коррупции / А.В. Куракин // Современное право. – 2003. – № 2. – С. 3-36.

Этические нормы Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.

Словарь терминов антикризисного управления . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Этические нормы" в других словарях:

    Мораль, нравственность, моральный кодекс, этика Словарь русских синонимов. этические нормы сущ., кол во синонимов: 4 мораль (18) … Словарь синонимов

    этические нормы - Система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников. Тематики менеджмент в целом EN code of ethics … Справочник технического переводчика

    этические нормы - подразделяются на правовые, которые сводятся на оценку справедливо/несправедливо, моральные (оценка достаточно/недостаточно), нравственные (оценка хорошо/дурно) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Этические нормы - ♦ (ENG ethics, norms for) в протестантской традиции (см. Протестантизм) считается, что Священное Писание является высшим критерием для суждения и этического действия. Откровение и разум (поскольку они воспринимают естественный закон) являются …

    Этические нормы делового сообщества - Этические нормы, используемые в деловом сообществе, это сложившаяся система норм поведения и обычаев делового оборота, не основанная на законодательстве и формирующая позитивные ожидания в отношении поведения участников корпоративных отношений … Официальная терминология

    История. Этический кодекс Американской психол. ассоц. (АРА), принятый в 1953 г., стал одним из первых такого рода кодексов профессионального поведения. Откликнувшись на неуклонно возраставшую потребность в официальном этическом кодексе, Н. Хобс… … Психологическая энциклопедия

    НОРМЫ В НАУКЕ - ориентир предпочтительных форм поведения ученых, правила, регулирующие поведение в науке, не имеющие статута юридич. законов. Такие нормы подразделяют обычно на два типа: методологич. и этнические. Первые относятся к содержательной стороне науки… … Российская социологическая энциклопедия

    Правила, определяющие порядок поведения людей, живущих в обществе; во всей своей совокупности, имеющей применение в данном обществе, они называются объективным правом данного общества, в отличие от субъективного права. Различают две группы норм:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Профессионально-этические стандарты американских психологов, работающих в сфере психологии и права - Совокупность морально нравственных норм профессиональной деятельности в сфере психологии и права, выраженных в форме согласованных и утвержденных профессиональным сообществом требований. Эти требования относятся к разнообразным сторонам… … Энциклопедия современной юридической психологии

    ethics, norms for - Этические нормы … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие
  • Правовые и этические нормы в журналистике , . В книге собраны актуальные юридические и этические документы, принятые международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы и др.), государственными органамиРоссии и различными…
  • Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. Профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции , С. Ю. Кабашов. Настоящее учебное пособие раскрывает основы профессиональной этики государственной гражданской и муниципальной службы в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых…

Государственных служащих

Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, развиваются экономические отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а с другой – претерпевают трансформацию общественные отношения, что влечет за собой изменение содержания социальных норм как одного из основных средств регулирования поведения и взаимодействия людей.

В таких условиях происходит реформирование государственной службы Российской Федерации, становление института государственной службы, требующее выработки новых социальных норм, которые соответствовали бы императивам настоящего времени. Вместе с тем существует ряд проблем, требующих глубокого осмысления. Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, в регулировании которой важное место занимают социальные нормы.

Во-первых, социальные нормы являются основой для анализа социальных процессов как в объектах социального управления, так и в его субъектах, среди которых одно из важнейших мест занимает государственная служба.

Во-вторых, социальное нормирование является важным фактором регулирования деятельности государственного аппарата. В последние годы оказывается недостаточное влияние этих норм на систему государственной службы, что способствует развитию в ней нарушений в виде коррупции, бюрократизма, забвения интересов гражданина, государства и общества и др.

В-третьих, ощущается необходимость изучения механизмов, влияния социальных норм на деятельность и поведение субъектов государственного управления для использования их в процессе реформирования государственной службы, выработки новых правовых норм как важнейшего направления социального нормирования.

Необходимо также учитывать, что в большинстве стран, проводивших наиболее успешные этические реформы государственной службы, кодексы поведения изначально рассматривались как элемент системы управления административной этикой. Поэтому разработке этических стандартов всегда соответствовали такие мероприятия как, например, создание органа-координатора, наделенного необходимыми функциями по реализации стандартов поведения.

Проект Кодекса профессиональной этики и правил делового поведения госслужащих РФ, разработанный в рамках комиссии при Общественной палате, содержит следующие этические нормы функционирования госслужащих.



Нравственным долгом государственного служащего должны быть: добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, стремление быть старательным, организованным, ответственным и преданным своему делу, поддержание своей квалификации на высоком уровне, знание и правильное применение в сфере своих полномочий действующего законодательства, нормативно-правовых актов, норм морали и нравственности.

Служебная этика запрещает действия, нарушающие корпоративную деятельность государственных служащих. Не менее значимыми для государственной службы являются такие качества служащих как патриотизм, гражданственность, мужество при противодействии антикоррупционному или противоправному поведению; лояльность, порядочность в служебных и личных отношениях, честность, ответственность, корректность, терпимость к иным правомерным и нравственным позициям, скромность, умение вести конструктивный диалог и находить целесообразные, рациональные решения, неподкупность, осмотрительность в выборе ближайшего окружения, умеренность в материальных потребностях и бескорыстие.

Государственный служащий обязан разделять этические ценности современной демократии: свободу, равенство перед законом и судом, понимание того, что носителем суверенитета и источником власти в России является ее народ; соблюдать нормы профессиональной этики, регламентирующие служебное поведение государственного служащего в определенной должностным регламентом сфере управленческих отношений, соблюдать государственную и служебно-должностную дисциплину.

Нравственным профессиональным долгом государственного служащего являются: служение всему обществу, каждому ее члену, а не определенным социальным группам или лицам из ближайшего окружения; приоритет государственных интересов над личными, так как государственный служащий наделен властными полномочиями самим обществом в лице многонационального народа для реализации функций государства в интересах общества и государства, благосостояние которых является высшим критерием эффективности и конечной целью служебной деятельности каждого государственного служащего.



Государственный служащий не имеет морального права допукать возможность игнорирования или нарушения требований закона, норм общественной морали, интересов людей, особенно социально незащищенных групп населения, этнических сообществ, всего общества, государства в целом. Исключаются на уровне моральных запретов подчинение государственных интересов личным интересам государственного служащего, частным интересам других лиц, социальных групп, нанесение ущерба общественным и государственным интересам. Моральным долгом государственного служащего является соблюдение основных правил нравственности.

Государственный служащий всех видов государственной службы наряду с правовой ответственностью за служебные упущения и злоупотребление служебным положением, за нарушение норм делового поведения и профессиональной этики несет моральную ответственность в форме корпоративного осуждения коллег, вплоть до негативной оценки личных качеств служащего руководителем и исключения возможности карьерного роста.

Нравственной и служебной обязанностями государственного служащего является достижение такого уровня добросовестного отношения к службе, профессионализма и компетентности, соблюдения требований государственной и служебно-должностной дисциплины, которые обеспечивают эффективную реализацию должностных обязанностей как важнейшей составляющей механизма государственного управления.

Элементом профессиональной этики государственного служащего должно быть глубокое убеждение в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание функционирования всех органов государственной власти и служебной деятельности государственных служащих.

Недопустимо с позиции профессиональной этики влияние личных, имущественных, финансовых и иных интересов при выполнении государственным служащим должностных обязанностей. Нравственной основой служебной деятельности государственных служащих выступает создание условий, обеспечивающих качество жизни и свободное развитие человека. Безнравственно требовать для государственных служащих качества жизни, разительно отличающихся от условий жизни большинства населения страны.

При наличии конфликтной ситуации между интересами госслужбы и интересами отдельных индивидов, социальных групп и структур госслужащий обязан руководствоваться требованиями закона, социально-политической и экономической целесообразности, общественных интересов, представлений населения о социальной справедливости и моральных ценностях.

Государственный служащий по своим убеждениям обязан быть интернационалистом, уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верованиям различных народностей, этнических групп, религиозных конфессий; бережно относиться к государственному языку Российской Федерации и другим языкам и наречиям народов России, не допускать дискриминации по признакам национальности, расы, пола, социального статуса, возраста, вероисповедания.

Нравственные требования к государственному служащему выходят за пределы его служебной деятельности. Государственный служащий как при исполнении служебных обязанностей, так и вне службы должен воздержаться от поступков, высказываний, действий, наносящих ущерб авторитету государственного органа, правовому статусу и моральному облику государственного служащего. Каждый государственный служащий обязан поддерживать и формировать в общественном мнении населения образ добросовестного, гуманного, компетентного и честного работника аппарата государственной власти.

Государственный служащий в любой ситуации обязан сохранять личное достоинство, в лучшем свете представлять орган государственной власти, в котором он исполняет служебные обязанности, заботиться о своей чести и добром имени, избегать всего, что может поставить под сомнение его объективность и справедливость при решении служебных вопросов.

Государственный служащий не может допускать пристрастность при решении служебных дел, быть свободным от влияния общественного мнения и других способов влияния, от опасений критики его служебной деятельности, если он действует в соответствии с законом, принципом социальной справедливости, признания и соблюдения, защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, что является прямой обязанностью государства и каждого государственного служащего.

Одной из нравственных обязанностей государственного служащего является политическая нейтральность, исключающая возможность влияния и воздействия на его служебную деятельность решений политических партий, общественных движений, религиозных и других общественных организаций.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к подчиненным ему государственным служащим, несет моральную ответственность за их поведение и соблюдение ими норм служебной этики, правил служебного поведения. Он обязан быть образцом и примером для подражания в отношении к службе, поддержании благоприятного морально-психологического климата, соблюдения требований служебной этики и этикета, тактичности и корректности в общении, любезности и деликатности при решении частных проблем граждан, обратившихся в организацию за помощью и содействием.

В основу Кодекса должен быть положен дух «общественного служения». И этот дух уже сам по себе будет служить формой контроля над поведением государственных служащих. Например, принятие присяги о верности принципам этого Кодекса перед поступлением на государственную службу будет предостерегать чиновника от неэтичных поступков если и не все время его службы, то, во всяком случае, довольно длительное время. Известно, что такие символы имеют значительное влияние на поведение человека.

Следует учитывать, что процесс формирования государственных властных структур всегда социально дифференцирован, и привлечение к государственной деятельности людей, уполномоченных императивно осуществлять государственные цели, должно осуществляться качественно.

Критерием «бюропатологии» государственных служащих является их отношение к контролю общества за деятельностью аппаратов органов исполнительной власти. По этому критерию всех служащих органов государственной власти можно классифицировать на две группы: служащие государственного аппарата демократической ориентации и административной ориентации. Так к группе демократически ориентированных (по данным исследования) можно отнести только 14% служащих. При этом среди служащих аппаратов федеральных министерств и ведомств доля ориентированных на демократический контроль общества над государственным аппаратом составила 11, 5%, а среди работников органов власти субъектов Федерации – 15,5 %. Это свидетельствует о том, что доминирующим типом управленческой культуры и значимости по шкале ценностей являются интересы государства, ведомств и вторичность интересов общества, личности, защиты прав и свобод населения

Представители «административной ориентации» склонны к закрытости деятельности аппарата, нетерпимости к деятельности средств массовой информации к «чужим» жизненным идеалам и мнениям, склонны усматривать совершенствование работы аппарата в решении традиционных внутриаппаратных вопросов: планирования, финансирования, контроля отчетности, делопроизводства и т.д.

Указанные ценностные ориентации государственных служащих являются наследием административно-командной системы администрирования, а также воспроизводятся повседневной практикой административного управления. «Бюропатология» может быть одним из факторов отчуждения власти от общества и обострения социальной напряженности.

Внедрение служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих России послужит целям соблюдения в государственной службе этических норм и правил в системе обще­ственных отношений.

§4.Этические кодексы и программы поведения

Государственных служащих

Этические нормы занимают особое положение в системе обще­ственных правил и отношений. С одной стороны, они не предусмат­ривают такой жесткой системы социального контроля для законодательно утвержденных норм, как, напри­мер, судебная система. С другой стороны, этические нормы могут существенно ограничивать личную свободу человека, жестко регламентируя его действия, мысли, чув­ства. «Двигателем» системы внутреннего самоконтроля явля­ются такие мотивы, как самоутверждение, самоидентификация, социальное одобрение и т.п.

В современном обществе рас­тет роль неформальных кодексов, основанных на моральных прин­ципах и правилах. Основными причинами являются:

1. подрыв одной из фундаментальных основ демократии, выражающийся в падении уровня доверия населения к государству и государственным инсти­тутам;

2. усложнение социальной жизни, возрастание интенсивнос­ти изменений, в результате - невозможность предусмотреть все последствия того или иного действия в системе юридических норм;

3. постепенный, но неуклонный и глобальный сдвиг от примитив­ного социального управления к более сложному (от внешнего - к внутреннему, от физического - к морально­-психологическому).

Кодексы (от лат. codex - книга, свод законов) - перечень фор­мальных правил в обществе.

В основе этических кодексов лежат конкретные нормы и принципы поведения. Этический кодекс выполняет три основные функции:

¾ репутационную (имиджевую);

¾ управленческую (организационную);

¾ развития профессиональной культуры.

Репутационная (имиджевая) функция кодекса заключается в формировании доверия к системе госслужбы со стороны внешних групп (граждан, организаций, общественных объединений). Наличие у государственной службы этического кодекса становится общемировым стандартом государственного управления.

Управленческая (организационная) функция кодекса состоит в регламентации поведения служащих в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности чиновников осуществляется путем:

2) регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами (защита прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, государства);

3) определение процедур и порядка принятия решений в сложных этических ситуациях;

4) указания на неприемлемые формы поведения, создающие конфликт интересов.

Значение этического кодекса для развития профессиональной культуры служащих заключается в следующем:

¾ формирует определенный образ службы в органах публичной власти, отличающей ее от любой другой, например, службы в сфере бизнеса;

¾ выражается в чувстве общности (солидарности) всех работников, исполняющих службу;

¾ усиливает вовлеченность служащих в дела службы и преданность ей;

¾ усиливает систему социальной стабильности в организациях, где осуществляется служба.

¾ является средством, с помощью которого формируются и контролируются нормы поведения служащих.

Следует также подчеркнуть особую ценность этического кодекса как документа, в котором сосредоточены основные формы существования профессиональных ценностей в системе гражданской службы:

¾ идеалы - выработанные политическим руководством государства представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах функционирования государственной службы;

¾ воплощение этих идеалов в деятельности государственной службы и поведении государственных служащих;

¾ внутренние мотивационные структуры личности служащего, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности профессиональных ценностных идеалов.

Для осуществления обозначенных функций в мировой практике сформировалось два варианта этического кодекса:

2. развернутый.

Декларативный вариант этического кодекса стал использоваться с начала XX в. для предъявления этических принципов сотрудникам аппаратов организаций, различных по масштабам и профилю деятельности. По своей сути декларативный вариант –это в основном идеологическая часть кодекса без четкой регламентации поведения сотрудников. Предполагается, что в конкретной ситуации сотрудники смогут сориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических принципов. Однако во многих случаях трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка, исходя из общих принципов. Поэтому, для того чтобы кодекс действительно работал, руководство организации прибегает к постоянной трансляции этих принципов через корпоративные ритуалы (ношение фирменной одежды, регулярное обсуждение этических проблем и др.). Декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития внутрикорпоративной культуры. Чаще всего для решения конкретных управленческих задач кроме кодекса необходима разработка дополнительного пакета организационно-распорядительных документов.

Развернутый вариант этического кодекса получает распространение с 80-х гг. 20 в. в западных странах с подробной регламентацией этики поведения сотрудников. В этом кодексе фиксировались конкретные правила поведения в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали сложные этические ситуации. В большинстве организаций такие кодексы разрабатываются не для коллектива, а прежде всего для высшего и среднего управленческого персонала и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.

Следует отметить, что четкой методологии при разработке этического кодекса пока нет. Анализ содержания различных этических кодексов приводит к выводу о том, что основные принципы этических кодексов схожи между собой. Содержание этического кодекса организации определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.

Как правило, кодексы содержат две части:

Вступительную (преамбулу), иногда ее называют идеологической частью (миссия, цели, ценности);

Нормативную (перечень принципов и стандартов служебного поведения).

При этом идеологическая часть может и не включаться в содержание этического кодекса.

Вступительная (идеологизированная) часть раскрывает цели и задачи создания и принятия этического кодекса. Поскольку эти документы определяют правила, которым должны следовать работники организации, то в преамбулу включают этические ценности, принципы и стандарты, которые являются непременной целью деятельности организации. Ценности характеризуют идеал, к которому стремится организация: доверие, верность и преданность, уважение, стремление избегать конфликтов, а также инновации в команде, непрерывное улучшение работы и удовлетворение потребностей потребителей услуг.

В нормативной части этического кодекса разрабатываются этические принципы и стандарты (нормы) поведения сотрудников.

Под принципами понимается основополагающая идея, исходное (руководящее) начало, зафиксированное в установленном порядке.

Эти принципы должны применяться в повседневных управленческих решениях всеми членами организации и могут использоваться для регулирования поведения в профессиональной деятельности; подотчетности; безопасности рабочего места; доверия в осуществлении взаимодействия с потребителями услуг; баланса между прозрачностью и открытостью и конфиденциальностью; связи с населением; участия в политической деятельности; запрещения преследований и дискриминации.

Затем разрабатываются нормы (стандарты, правила) поведения, опирающиеся на принятые ценности и принципы.

Под нормами понимаются общие правила поведения, исходящие от организации или государства и охраняемые ими, которые предоставляют участникам общественного отношения юридические права и налагают на них юридические обязанности, в том смысле, что их исполнение обязательно для всех сотрудников аппарата управления, в числе для руководителей.

При этом наиболее типичными вопросами, разработанными в этических кодексах, являлись ответственность и мера наказания сотрудников за следующие нарушения:

1. предложение взятки и согласие ее принять;

2. совет дать или принять взятку;

3. принятие дорогих подарков;

4. принятие решений или участие в принятии решений, отвечающих личным интересам;

5. неуступчивость в конфликте интересов;

6. личное поведение, нанесшее вред гражданам, организациям, государству;

7. ведение противозаконной политической деятельности;

8. прямое или косвенное использование внутренней информации;

9. неэтичное поведение.

Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой они принимаются. По результатам исследований выявлено, что содержание большинства этических кодексов можно представить тремя основными положениями:

1. служащие должны быть лояльны к своей организации, ставить ее благо выше личного;

2. в частной жизни служащие не имеют права предпринимать потенциально опасные для организации действия;

3. служащие должны вести себя предупредительно и этично по отношению к гражданам (клиентам).

Рассмотрим сложившийся на практике общий порядок разработки и утверждения этического кодекса в организации. Этот порядок включает три самостоятельных этапа.

Первый этап (проектирование). Разработка проекта кодекса с основным акцентом на цели и ценности руководства и директивных документов, а также существующую в организации этическую проблематику. Для этого проводится работа в двух направлениях:

¾ анализируются кодексы других организаций и особенности их применения;

¾ определяются базовые ценности и цели организации и наиболее актуальные сферы применения кодекса в организации.

Второй этап (обсуждение). Обсуждение проекта кодекса в коллективе и сбор предложений по доработке текста кодекса и системы его исполнения. Поскольку кодекс является новым документом для организации, то на втором этапе работа ведется по следующим трем направлениям:

· разъяснение сотрудникам смысла, значения и сфер применения кодекса;

· привлечение рядовых сотрудников к процессу создания кодекса;

· создание позитивного общественного мнения в отношении кодекса среди персонала;

· подготовка сотрудников как ресурса по внедрению кодекса в практику деятельности организации.

На этом этапе важно предусмотреть все возможные процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников организации. Только при условии принятия каждым сотрудником этического кодекса он будет реально исполняться.

Третий этап (утверждение). Этот этап включает в себя следующую работу:

4. анализ всех поступивших предложений, внесение изменений в содержание кодекса;

5. выработка механизмов исполнения и внедрения документа;

6. утверждение кодекса в соответствии со сложившейся практикой принятия организационно-распорядительной документации.

Разработка кодекса не ограничивается только написанием и утверждением текста документа. Важно помнить, что заставить сотрудников исполнять этический кодекс при всем желании руководства нельзя или, по крайней мере, эффективность этических стандартов в директивном порядке будет низкой. Сейчас многие организации уже прошли путь создания собственного этического кодекса и столкнулись с проблемой исполнения. Для того чтобы этические нормы стали индивидуальными жизненными правилами сотрудников, они должны глубоко войти в повседневную практику отношений человека с окружающим миром. Добровольное же принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека.

Если этический кодекс организации определяет этические принципы, нормы и правила делового поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками, то система исполнения этих правил должна:

1. поддерживать и поощрять такое поведение сотрудников, которое соответствует принятым этическим принципам, нормам и правилам;

2. предупреждать отклонения поведения сотрудников от заданных этических стандартов;

3. помогать своевременно выявлять факты конфликтов интересов и этических нарушений;

4. помогать предотвращать и урегулировать конфликты интересов и нарушения профессиональной этики.

Рассмотрим непосредственно процесс построения системы исполнения этического кодекса в организации.

Структура этой системы состоит из следующих элементов:

¾ продвижение этических норм (стандартов) поведения в деятельности каждого сотрудника;

¾ обучение сотрудников основам профессиональной этики и мерам по противодействии коррупции;

¾ сбор и анализ информации об этических проблемах в организации, информирование руководства;

¾ реагирование на существующие этические проблемы и нарушения этических норм, поощрение позитивного этического поведения.

Возможные мотивы соблюдения сотрудниками норм:

¾ страх наказания либо осуждения членами социальной группы, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется;

¾ профессиональная и корпоративная групповая принадлежность;

¾ внутренний нравственный закон.

Рассмотрим практику внедрения этических норм не административным, а рекомендательным порядком. Партнерский подход к внедрению этических норм предполагает добровольность и индивидуальную мотивацию сотрудника к их исполнению; основан на понимании необходимости существования этических норм в организации и возможности их согласования с личными этическими принципами и интересами. Поэтому ресурсом организации становится добровольная инициатива, этическая ответственность и уважение личных этических норм сотрудников.

Основные принципы этических норм, позволяющие реализовать такой подход:

¾ максимальная прозрачность всего процесса разработки и утверждения этического кодекса;

¾ добровольный характер принятия этических принципов и норм сотрудниками организации;

¾ равенство всех сотрудников в исполнении этических норм.

Особенный акцент делается на действиях руководителей всех уровней – они должны задавать своеобразный эталон этичного поведения и контролировать моральное «здоровье» организации.

Безусловно, этический кодекс должен, с одной стороны, ограничивать личную свободу и предотвращать неэтичное поведение, с другой стороны – задавать ценностные ориентиры, предъявлять стандарты профессиональной и корпоративной этики. Поэтому кодекс должен сочетать рекомендуемое и запрещаемое.

Этическая система должна быть построена на основе комплексного подхода и включать следующие основные элементы: руководство (этической системой); стратегия этического развития; базовые стандарты профессиональной и корпоративной этики; система внутреннего контроля соблюдения этических норм; управленческая информация и оценка результатов; система мотивации, поощрений и наказаний.

В любой этической программе базовыми элементами являются: этический кодекс; этические тренинги и обучение; структуры (подразделения, комиссии) по этике; этический аудит. В реальной практике этической программой может стать любой организационный проект, направленный на совершенствование системы исполнения этических норм.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

в г. Орске

Факультет психологии, педагогики и права

Направление: «Психология»

Контрольная работа

По дисциплине: «Профессиональная этика»

Тема: «Этические нормы в деятельности организаций»

Выполнила: Родвальт Л.Г.

Проверил: _____________

Введение

1. Сущность этических норм поведения

2. Этика деловых отношений

3. Этические нормы в деятельности организаций

Заключение

Список литературы

Введение

Общение -- необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь с другими людьми каждый человек, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Поэтому для каждого человека является важным изучение этических норм поведения, их особенностей в различных сферах жизнедеятельности.

Этическая составляющая поведения является предметом особого внимания, поскольку она отражает нравственно-мотивационную сферу человека, являющуюся высшим проявлением человеческой сущности и главной ценностью. По мнению многих, в нашей стране в связи с переходом России к построению рыночных экономических отношений проблемы, связанные с нравственной регуляцией в общественных отношениях, в организационном поведении обрели особую остроту, что делает изучение содержания и роли этических норм особенно актуальным.

1. Сущность этических норм поведения

Этика (от греч. ethos -- обычай, нрав) -- учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Мораль (от лат. moralis -- нравственный) -- это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль -- важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни -- семье, быту, политике, науке, труде и т.д. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

В практике социального развития особенность морали была выражена в "золотом правиле нравственности", которое гласит: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе". Золотое правило нравственности возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры и его возникновение связано с тем гуманистическим переворотом, который в этот период проходил в крупнейших регионах, выступавших центрами мировых цивилизаций (древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческой, древнесемитской) в поразительно схожих формулировках. Золотое правило нравственности требует от человека руководствоваться в своей жизни такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, по отношению к которым можно желать, чтобы ими руководствовались другие люди по отношению ко мне.

Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».

В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, -- ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.

Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни.

Мораль можно определить как:

1) господство разума над аффектами;

2) стремление к высшему благу;

3) добрую волю и бескорыстность мотивов;

4) способность к сотрудничеству и совместному проживанию с другими людьми в обществе;

5) человечность в отношениях;

6) свободу воли (автономию);

7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.

Все эти аспекты тесно связаны между собой. Многоаспектность морали как феномена индивидуальной и социальной жизни оборачивается многозначностью понятия морали. Многие имеющиеся определения морали являются односторонними, если они не учитывают какой-либо из названных аспектов.

Таким образом, регулирование отношений между людьми в процессе общения происходит при помощи этических норм. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Эти нормы реализуются в отношении людей друг к другу и обществу в целом. Этические нормы основываются на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.

2. Этика деловых отношений

деловая этика мораль норма

Этика деловых отношений составляет одну из сфер общественной жизни. В настоящее время этика делового общения -- прикладная наука, которая изучает факторы формирования и проявление в деловой сфере неких моральных критериев, норм, нравственных параметров в отношениях между производителями и потребителями, служащими и руководством компаний, торговцами и покупателями, компаниями и обществом, государством.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается впервые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому человеку. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных как в повседневной жизни, так и в деловых взаимоотношениях. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение желаемого результата беседы, причем в корректной форме, является важным условием, как в бытовом, так и в деловом общении.

Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, например, как, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т. п.) дополняются в данном случае некоторыми правилами, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит создать взаимное положительное впечатление у собеседников вне зависимости от того, какой разговор происходил -- личный или деловой.

Проведение любых бесед включает в себя возможность высказывания критических замечаний или суждений. Общая и корпоративная этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.

Сама постановка вопроса о нравственной составляющей организационной деятельности связана с проблемой выживания в конкурентной борьбе и коммерческого успеха при соблюдении морально-этических норм.

В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.

Таких принципов и соответственно аксиом десять:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях -- честности, открытости, умеренности и т. п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делан того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь -- принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения, разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллом).

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах.

Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко -- "Принципы бизнеса". В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

В преамбуле "Принципов бизнеса", в частности, говорится: "Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба".

В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

* ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;

* экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;

* этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

* уважение правовых норм;

* поддержка многосторонних торговых отношений;

* забота об окружающей среде;

* отказ от противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структур общества-- организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономики переходного периода, в которой происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезным усилиям на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности. Рассмотрим их.

3. Этические нормы в деятельности организации

Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики корпоративных и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций.

Этические нормы в организациях это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.

Запрету также подлежат:

* сексуальные домогательства; высмеивание работников;

* расовое и религиозное презрение;

* замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте;

* угрозы, грубость, насилие;

* использование, продажа наркотиков;

* появление на работе в алкогольном, наркотическом и токсическом состоянии;

* утрата или кража собственности организации;

* неправильное, неэффективное пользование собственностью организации;

* разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной;

* хранение материалов личного характера на рабочем месте;

* отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб;

* использование расходных материалов и средств связи организации в личных целях;

* передача администрации неточной, искаженной информации;

* обман путем завышения своих расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты;

* обман государственных, правительственных органов, внешних организаций;

* ложные заявления от имени организации;

* злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой;

* выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства;

* пренебрежительные высказывания, унижение конкурентов, их товаров и услуг;

* разговоры с посторонними об условиях договоров и тем самым обнародование этих условий;

* разговоры с лицами, не работающими в организации, об изобретениях, применяемых в организациях, о производственных планах, об исследованиях рынков, о производственных мощностях, о частной информации; использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проникновение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках.

Правила этики, принятые в конкретной организации, принимаются на общем собрании коллектива для того, чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.

В условиях становления рыночных отношений в стране соблюдение этических норм в деятельности организации во многом зависит от работодателя, действия которого в погоне за прибылью бывают небезупречными, не признавая права нанимаемого человека, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его свободу.

Нарушением этических норм в действиях работодателя могут считаться:

* непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей;

* привнесение в трудовые отношения агрессивности;

* сохранение опасных для здоровья условий труда;

* низкий уровень организации труда;

* отказ от управления дисциплиной;

* страх как основной метод управления поведением нанимаемого работника;

* управление наемными работниками посредством произвола;

* унижение чести и достоинства человека, его деловой репутации;

* необъективное отношение к человеку;

* нарушение трудового законодательства и т. п.

Средством защиты норм от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассматривающие конфликты.

Этика трудовых отношений предполагает их оценку с помощью таких понятий, как правильно -- неправильно, справедливо -- несправедливо, гуманно -- негуманно; человечно бесчеловечно, законно -- незаконно, нарушает права -- не нарушает права и т. д.

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее "визитной карточкой" и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.

Использование норм и правил этики корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека.

Общепринятыми этическими принципами, как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются следующие:

* «золотое правило менеджера» -- в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе;

* авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие -- его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

* право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);

* справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);

* справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным -- грубый нажим по отношению к сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);

* максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);

* терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;

* разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;

* постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.

Таким образом, соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Заключение

Таким образом, этическая составляющая поведения основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

Одно из направлений формирования морального климата в стране придание нравственным нормам опосредованный косвенный вид - перевод на язык процедур и технологий. Важно принятие профессиональных кодексов, создание этических комитетов, развитие прикладной этики. Этические кодексы выступают в форме нормативной этики, призванной обеспечить ответственность индивида как в рамках того сообщества, к которому он принадлежит, так и перед человечеством в целом. Положительное значение этических кодексов состоит, во-первых, в том, что они привлекают внимание индивидов к их моральному статусу, во-вторых, они дают представления о ценностном содержании этической теории.

Этические нормы способствуют нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни.

Список используемой литературы

1. Бакштановский, В. И. Профессиональная этика: социологические ракурсы / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Социологические исследования. - 2009.

2. Валеев, Д.Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности / Д.Ж. Валеев // Соц.- гуманитар. знания. - 2008.

3. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов - М.: ИНФРА-М, 2011.

4. Михайлина, С. А. Лидер и этические нормы организационной культуры / С. А. Михайлина // Власть. - 2008.

5. Перевалов, В. Этический кодекс / В. Перевалов // Государственная служба. - 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Суть этики и культуры деловых отношений. Основные принципы этикета. Факторы, влияющие на формирование комплекса этических норм и представлений каждого человека. Развитие этических требований в деловой сфере. Восприятие и понимание в деловом общении.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Роль и значение в современных условиях ведения бизнеса человеческого фактора и этических отношений людей в процессе труда. Понятие этики менеджмента как свода этических норм, правил, принципов поведения в организации. Этика руководителя и служащего.

    презентация , добавлен 11.04.2016

    Суть этики и культуры деловых отношений. Принципы этикета. Факторы, под влиянием которых складывается комплекс этических норм и представлений каждого человека. Развитие этических требований в деловой сфере. Восприятие и понимание в деловом общении.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2008

    Понятие этики, история ее становления и развития, значение в современном обществе. Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, ее применение для различных профессий. Особенности использования этических норм в социальной работе.

    реферат , добавлен 15.05.2009

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Понятие об этике, морали, долге, совести, чести и достоинстве. Этические нормы поведения руководителя. Правила конструктивной критики подчиненных. Их мотивация и стимулирование. Стили руководства. Закон субординации. Этические нормы отношений с коллегами.

    презентация , добавлен 23.08.2016

    Психологии межличностного общения. Имидж делового человека. Сущность этики деловых отношений. Принципы этики деловых отношений. Этические проблемы и коммуникативная культура в деловом общении. Приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире.

    реферат , добавлен 07.02.2011

    курсовая работа , добавлен 15.01.2011

    Теоретический анализ сущности, функций рекламы и ее видов в информационном пространстве. Изучение понятия и особенностей этических норм при общении в сети Интернет. Характеристика основных норм, принципов этики: этические нормы и правила Интернет-рекламы.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2010

    Этика как научная дисциплина, изучающая социальную мораль. Формы обеспечения договорных отношений в бизнес-процессах. Оценка уровня использования этических норм бизнеса. Анализ составляющих экономической и деловой этики, секрет успеха деловых встреч.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями.

сайт представляет вам подборку актуальных на сегодняшний день правил, которые должен знать каждый уважающий себя и других человек.

  • Если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите. Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
  • Никогда не приходите в гости без звонка. Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить».
  • Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, вы показываете, насколько важную роль в вашей жизни играет устройство связи и насколько сильно вам неинтересна происходящая рядом надоедливая болтовня. В любую минуту вы готовы оставить бесполезные разговоры и лишний раз проверить ленту в Instagram, ответить на важный звонок или отвлечься, чтобы узнать, какие пятнадцать новых уровней вышли к Angry Birds.
  • Не стоит приглашать девушку на свидание и общаться с ней через смс-сообщения.
  • Мужчина никогда не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
  • Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.
  • Многие считают, что суши можно есть только палочками. Однако это не совсем правильно. Мужчинам, в отличие от женщин, суши можно есть и руками.
  • Обувь ВСЕГДА должна быть чистой.
  • Не ведите по телефону пустой болтовни. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.
  • Если вас оскорбили, не следует отвечать аналогичной грубостью, и, тем более, повышать голос на оскорбившего Вас человека. Не опускайтесь до его уровня. Улыбнитесь и вежливо удалитесь от невоспитанного собеседника.
  • По улице мужчина должен идти слева от дамы. Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
  • Водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье.
  • Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.
  • Девять вещей следует держать в тайне: возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье.
  • Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим. Первым проходит мужчина.
  • Мужчина входит в ресторан всегда первым, главная причина - по данному признаку метрдотель вправе сделать выводы о том, кто является инициатором прихода в заведение, и кто будет платить. В случае прихода большой компании - входит первым и платит тот, от кого исходило приглашение в ресторан. Но если у входа посетителей встречает швейцар, то мужчина обязан пропустить первой женщину. После чего кавалер находит свободные места.
  • Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания, брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу.
  • Если вас кто-нибудь невежливо окликает (например: «Эй, ты!»), не стоит отзываться на этот оклик. Однако не нужно читать нотаций, воспитывать других во время короткой встречи. Лучше преподать урок этикета собственным примером.
  • Золотое правило при использовании духов - умеренность. Если к вечеру вы ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись.
  • Воспитанный мужчина НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛИТ себе не проявить должного уважения к женщине.
  • В присутствии женщины мужчины курят только с её позволения.
  • Кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым.
  • Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.
  • Не стремитесь угнаться за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.
  • Если после извинения вы прощены - не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок.
  • Слишком громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать людей - оскорбительно.
  • Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

И напоследок приведем слова легендарного американского актера Джека Николсона:

«Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Мы не можем жить в состоянии хронической войны с родителями - это глупо. Я тщательно слежу за своими манерами. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения».



Загрузка...