М к тихонравов биография. Тихонравов михаил клавдиевич
29 июля 1900 - 04 марта 1974
советский инженер, конструктор космической и ракетной техники
Биография
Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире .
В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.
В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Стал автором серии рекордных планёров. Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.
Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.
В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.
С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». С середины 1940-х годов работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Одновременно с этим преподавал в МАИ им. С. Орджоникидзе (с 1962 года - профессор).
После отстранения от должности в начале 1950 года, Тихонравов только в 1953 году смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственых спутников Земли, после заказа С.П. Королёвым в НИИ-4 исследований по вопросам создания ИСЗ. Уже в 1954 году Тихонравов предложил свою программу освоение космического пространства, от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну.
В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауретом Ленинской премии.
Тихонравов принимал активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.
Награды и титулы
- Медаль «Серп и Молот».
- Два Ордена Ленина.
- Два ордена Красного Знамени.
- Орден Отечественной войны 2-й степени.
- Медали.
- Ленинская премия.
- Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968).
Память
В честь М.К. Тихонравова названы и носят его имя:
- Улица Тихонравова в городе Юбилейный .
- Улица Тихонравова в городе Владимир .
- 50-й ЦНИИ военно-космических сил им. М.К. Тихонравова в городе Юбилейный .
Сочинения
- Ракетная техника. - М., 1935.
- Полёт птиц и машины с машущими крыльями, 2 изд. - М., 1949.
Решением Переславль-Залесской городской Думы от 26 мая 2011 года № 54 за выдающиеся заслуги в области ракетостроения и космонавтики присвоено звание «Почетный гражданин города Переславля-Залесского» Михаилу Клавдиевичу Тихонравову (посмертно)
Родственными корнями Михаил Клавдиевич Тихонравов относится к переславскому голове Александрову по материнской линии (Софья Николаевна Воронина). По отцовской линии в Переславле жила племянница Нина Покровская (Охотина), преподаватель женской гимназии. Родители его были образованными людьми: отец имел юридическое образование, некоторое время работал школьным учителем. Мать и тетка учительствовали.
Михаил родился во Владимире в 1900 году, окончил гимназию в Санкт-Петербурге, в 1918 году семья переехала к родственникам в Переславль. В северной столице в это революционное время жизнь была трудной, и многие интеллигенты возвращались в провинциальные города туда, где можно было прожить огородами и своим хозяйством.
Родственники Тихонравовых жили в доме рядом с женской гимназией. В этой гимназии учительствовали мать Михаила и его тетушка. Отец летом 1918 года был избран народным судьей 2-ого участка Переславского уезда (Елизаровская, Смоленская и Петровская волости). Михаил устроился работать в народный суд курьером и переписчиком. 18-летний Михаил сразу включился в работу по организации Союза молодежи.
От Михаила Клавдиевича в 1958 году в Переславский музей поступил архив, изучая который можно проследить историю и развитие молодежного движения в городе и на селе в 1919-1920 гг. Архив состоит из документов печатных и рукописных. Черновики протоколов комсомольских собраний и заседаний комитета, списки сочувствующих молодежному движению, рапорты и отчеты в партийную организацию и т.д. Вот что сообщал Михаил Клавдиевич о создании комсомола в Переславле: «Переславская молодежь сумела организоваться только в 19-м году. Не было дня организации, были дни организации, была борьба, были усилия, потому что коммунистический элемент не мог быть выявлен сразу, приходилось бороться с чуждым мещанским элементом, который в первые дни наводнил Союз». Союз молодежи был признан уездным комитетом партии, а дата 16 января 1919 года может быть установлена как дата организации РКСМ в Переславле.
В октябре 1920 года переславские комсомольцы избрали юного Михаила делегатом III Всероссийского съезда РКСМ, где выступал В.И. Ленин с исторической речью «Задачи Союза молодежи», определившей программу деятельности поколений советской молодежи.
В июне 1919 года Тихонравов добровольно вступил в Красную Армию. Как человека образованного (а это в ту пору было редкостью), его определили на политработу в уездном военкомате. Командование быстро подметило в парне тягу к технике, авиации.
В 1920 году он - курсант Института Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского).
Получив в 1925 году диплом инженера, М. К. Тихонравов с головой ушел в космическое ракетостроение. Молодой инженер вскоре познакомился с конструкторами Ф.А.Цандером и С.П. Королевым. Инженеры-единомышленники создают знаменитый ГИРД - группу по изучению динамики движения ракет. (В составе московской группы С.Королев, Ф.Цандер, В.Ветчинкин, Ю.Победносов, М.Тихонравов)
Группа трудилась в подвале старого дома на углу Садово-Спасской и Орликова переулка. Первое тихонравовское изобретение - ракету «ГИДР - 09» - постоянно преследовали несчастья: заправленная жидким кислородом и желеобразным бензином, она никак не хотела взлетать. Испытания следовали одно за другим. У изобретателей были трудности с транспортом, и первую советскую ракету заворачивали в рогожу и везли трамваем на полигон в Нахабино, заплатив за провоз багажа. Кажется символическим противоречие: убогость способа транспортировки - и масштабность решаемой задачи…
За десять летных недель 1933 года было проведено 16 испытаний. Любое терпение подходит к концу: «Эта дрянь никогда не взлетит!» Тихонравов вконец измотался, и Королев насильно отправил его в отпуск на Хопер, приказав «тихо удить рыбу».
День 17 августа 1933 года вошел в историю российской космонавтики: человеческое упрямство победило упрямство металла. Ракета «09» взлетела и, постепенно набирая скорость, достигла высоты 400 метров. «Начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом Республик», - написал тогда в ГИРДовской стенгазете Королев.
Обратите внимание на особенность советских реалий того времени: ведь принято было работать на голом энтузиазме! Ну, может быть, не совсем на «голом» - Михаилу Клавдиевичу и его единомышленникам за создание ракеты «ГИРД - 09» была вручена премия: каждому по…черному кожаному пальто. А до этого их поощряли лишь одной парой ботинок на всех.
В 1946 году ракетчиками под руководством Тихонравова разработан первый проект корабля для полета человека в космос на высоту 150-200 км, через полтора десятка лет «Восток».
Из воспоминаний летчика- космонавта СССР Константина Феоктистова:
«В 1957 году я пришел работать к Королеву. Сначала я работал у Тихонравова. При совершенно различных натурах они подходили друг другу в одном: каждый из них был человеком, верным идее, за которую стоял».
В 1960 году в московском Центре подготовки космонавтов профессор Тихонравов читал курс лекций «Механика космического полета». «Это был удивительный полет фантазии в возможности человека и техники того времени», - скажет его ученик, летчик-космонавт Виталий Севастьянов.
Для Тихонравова - инженера высочайшего, мирового класса - человеческий фактор оставался наиважнейшим всегда, от его комсомольской юности до последних дней жизни. Он, как и многие настоящие ученые, замечательным педагогом. Видимо, поэтому он, как и многие замечательные ученые, был замечательным педагогом. Видимо, поэтому он оказался в элитной команде той профессуры, кто читал лекции первому, «гагаринскому» отряду советских космонавтов.
В последние годы М.К. Тихонравов передал эту педагогическую эстафету одному из своих учеников - В.И. Севастьянову (Герой Советского Союза, летчик-космонавт).
Михаил Клавдиевич Тихонравов является одним из пионеров в замечательной плеяде советских конструкторов в области ракетостроения и космонавтики. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического труда, он был член-корреспондентом Международной Академии астронавтики, лауреатом Ленинской премии, кавалером многочисленных советских орденов и медалей.
19 июля 2002 года в Переславле-Залесском, у дома, где жила семья Тихонравовых, состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о нашем земляке. Церемонию открыли первый секретарь Переславского райкома КПРФ В.П. Паутов, Мэр города Е.А. Мельник, а также дважды герой Советского Союза летчик-космонавт В.И.Севастьянов, который учился у М.К.Тихонравова и родная дочь ученого Наталья Михайловна, которая привезла в подарок Переславскому Дому детского творчества планшеты с рисунками отца.
Тихонравов Михаил Клавдиевич - выдающийся советский научный деятель. Являлся учеником Циолковского и соратником Королева, был причастен к созданию первой советской ракеты. Имеет множество наград. Воспитал немало достойных продолжателей своего дела.
Детство
Что же представлял из себя и какой путь прошел Тихонравов Михаил Клавдиевич? Биография его началась во Владимире двадцать девятого июля 1900 года, но вскоре родители переехали в Петербург. Будущий научный деятель появился на свет в интеллигентной семье. Отец его - Клавдий Михайлович, был юристом, а мать - Александра Николаевна - педагогом.
В семнадцатом году в охваченном революционными событиями Питере семье стало жить совсем туго, и было принято решение о переезде матери с младшими детьми в городок Переславль-Залесский. А старший Миша вместе с отцом остался до окончания Тихонравовым-младшим гимназии. Семья воссоединилась спустя год.
Юные годы
На новом месте Клавдий Михайлович устроился работать судьей, а сын доставлял курьерскую почту и переписывал документы. В свободное от работы время увлекался рисованием.
В Переславле-Залесском Тихонравов Михаил Клавдиевич одним из первых получил комсомольский билет и занялся активной комсомольской работой, организовывая ячейки и объезжая с окрестные деревни. В марте 1919-го его даже избрали председателем городского комитета РКСМ.
В том же, 1919-м, году Тихонравов уходит добровольцем в Красную Армию, а затем работает в агитационно-просветительском отделе местного военкомата.
В 1920-м Михаил переезжает в Москву и становится студентом Военно-воздушной инженерной академии РККА имени Жуковского, которую заканчивает спустя 5 лет.
Дебютные шаги в карьере
Получив диплом, инженер Тихонравов Михаил Клавдиевич работает на нескольких предприятиях авиационной промышленности. Еще в годы учебы молодой человек сконструировал серию планеров, обладавших достаточно высокими характеристиками. Эту деятельность он продолжил и во второй половине 20-х годов, и именно в секции планеризма состоялось знакомство, кардинально повлиявшее на жизнь Тихонравова и судьбу советского ракетостроения.
Нового знакомого Михаила Клавдиевича звали Сергеем Павловичем Королевым. Между учеными завязалась дружба, переросшая в тесное сотрудничество. Королев сагитировал Тихонравова заняться созданием баллистических ракет, и в 1932-м тот уже возглавляет бригаду, разрабатывавшую первую советскую двухступенчатую ракету.
Тихонравов и другие участники этого исторического действа вспоминали, что работа продвигалась очень туго. Ракета долго не хотела запускаться, а на полигон ее возили в общественном транспорте, завернув в какие-то тряпки.
Старания инженеров увенчались успехом в 1933-м году. Ракету наконец удалось запустить, и она поднялась на 400 метров над землей. Это стало огромным событием для всей страны.
В 1934-м Тихонравов Михаил Клавдиевич приступил к руководству отделом Реактивного института, а начиная с 1938-го проводил исследовательские работы жидкостных ракетных двигателей; разрабатывал аппараты, которые позволили бы изучать верхние атмосферные слои и т.д.
Работа во время войны
Во время Великой Отечественной войны работы по освоению космоса были временно приостановлены. Более актуальными стали совсем другие задачи. Нужно было любой ценой остановить фашистов, и по-настоящему спасительным решением стало создание легендарного зенитного комплекса «Катюша». Именно разработкой снарядов для нее и занимался Тихонравов Михаил Клавдиевич в начале сороковых годов.
Опала и реванш
После войны Тихонравов на базе Реактивного научно-исследовательского института, где был заместителем начальника, проектировал высотные ракеты, работал над созданием первых искусственных спутников, космических суден, управляемых пилотом, и аппаратов автоматического типа, предназначенных для межпланетных перелетов.
В пятьдесят первом году выступил с инициативой создания многоступенчатых баллистических ракет, но был не понят и даже осмеян. Руководство посчитало выдвинутые идеи фантастическими. Тихонравов Михаил Клавдиевич, фото которого тех времен выдает уставшего и подавленного человека, был понижен в должности и отстранен от важных проектов.
Однако в 1953 году власть поняла свою ошибку и проявила повышенный интерес к теме, озвученной Тихонравовым. Ученый, который вопреки всему продолжал трудиться над своим детищем, был извлечен из забытья и возвращен к активной деятельности.
Остаток жизни инженер посвятил сфере освоения космоса. Особенно заметными стали его проекты, разработанные в качестве начальника отдела проектирования искусственных спутников при ОКБ-1. Именно благодаря Тихонравову был совершен первый запуск спутника, на борту которого находилось живое существо, и за это ученый получил Ленинскую премию. А позже стал Героем Соцтруда.
Помимо научной деятельности, занимался Михаил Клавдиевич и преподаванием. Среди слушателей его лекций был, например, Юрий Гагарин.
Четвертого марта 1974-го страну облетела черная весть, что на 73-м году жизни скончался выдающийся и педагог Тихонравов Михаил Клавдиевич. Жена его - Ольга Константиновна Паровина (тоже инженер-конструктор) пережила мужа на девятнадцать лет. У пары остались дочь Наталья, внучка Ольга и правнук Ростислав.
- (1900 74) российский конструктор, заслуженный деятель науки и техники России (1970), Герой Социалистического Труда (196..1). Руководил разработкой первой советской ракеты с жидкостным ракетным двигателем (1933). Участник создания первых советских … Большой Энциклопедический словарь
Советский учёный и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961). В 1919 вступил добровольцем в Красную… … Большая советская энциклопедия
- (1900 1974), конструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961). Руководил разработкой первой советской ракеты с ЖРД (1933). Участник создания первых советских ИСЗ, космических кораблей,… … Энциклопедический словарь
- (16.07.1900 1974) ученый в области ракетно космической техники, Герой Социалистического Труда (1931), лауреат Ленинской премии (1957), член корр. Международной академии космонавтики (1968), профессор (1962). С 1932 г. возглавлял бригаду ГИРД. С… … Большая биографическая энциклопедия
- … Википедия
Тихонравов Михаил Клавдиевич Дата рождения: 29 июля 1900 Дата смерти: 4 марта 1974 Гражданство: СССР … Википедия
22 сентября 1918(19180922) 14 июня 1944 Место рождения д. Ширяйка, ныне Переславского района Ярославской области Место смерти Люблинское воеводство Принадлежность … Википедия
Тихонравов распространённая русская фамилия: Тихонравов, Константин Никитич археолог, историк, редактор «Владимирских губернских ведомостей», секретарь Владимирского губернского статистического комитета Тихонравов, Михаил… … Википедия
1. ТИХОНРАВОВ Михаил Клавдиевич (1900 74), конструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961). Руководил разработкой первой отечественной ракеты с ЖРД (1933). Участник создания первых отечественных … Русская история
Родился
16
(29
)
июля 1900 года
в
городе Владимире
,
в
семье служащего
.
С 1902 года семья
Тихонравовых
жила
в Санкт-Петербурге
.
После окончания
в Петрограде
Городской классической гимназии № 3
с сентября 1918 года
Михаил Тихонравов
работал курьером
.
В 1918 году, спасаясь
от голода
, семья
Тихонравовых
переехала
в город
Переславль-Залесский
, Московской
губернии
.
Здесь он работал секретарем народного суда
.
В Рабоче-крестьянской Красной армии
с июня 1919 года.
Тогда же
М.К. Тихонравов
стал комсомольским
активистом
, одним
из организатором
и товарищем
(заместителем
)
Председателя первой
в городе комсомольской ячейки
,
заведующим агитационно-просветительным отделом Переславль-Залесского
уездного военного комиссариата
.
С мая 1920 года работал инструктором культурно-просветительного отдела
Владимирского губернского военкомата.
В сентябре 1920 года
стал слушателем
инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени
профессора Н.Е. Жуковского
, которую окончил
в 1925 году по
специальности
"инженер-механик"
.
С апреля 1925 года он стажировался
в должности старшего механика
неотдельного отряда 1-й легкой
бомбардировочной эскадрильи имени
В.И. Ленина
в городе Липецке
.
В 1925 году М.К. Тихонравов создал планер "АВФ-22" , который заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в Германии .
С апреля 1926 года находился
в
резерве Рабоче-крестьянской Красной армии:
являлся Начальником секции моторных установок авиационного завода № 25
.
В июне 1930 года
стал руководителем моторной группы конструкторского бюро Московского
авиационного завода № 39 имени
В.Р. Менжинского
(Конструкторское бюро
Николая Николаевича Поликарпова
)
.
Затем работал
в Конструкторском бюро
под руководством
Дмитрия Павловича Григоровича
.
Параллельно
с работой
над
новыми моделями самолётов
Тихонравов
в эти годы работал
и над созданием спортивных
планеров собственной конструкции
, разработав около десяти моделей
.
Часть
из его планеров участвовала
в спортивных
соревнованиях
и во Всесоюзных слётах планеристов
в Коктебеле
(Крым
)
,
они получали призовые места
и на них даже
были установлены рекорды высоты
и дальности
.
В эти годы
М.К. Тихонравов
будучи
членом секции
планеризма
при ОСОАВИАХИМе
СССР
встретился
с
,
который увлёк его идеями реактивных двигателей
и ракет
.
Огромное влияние
на
Тихонравова
оказали работы Выдающегося теоретика
ракетной
техники
Константина Эдуардовича Циолковского
с
которым
в 1934 году
Михаилу Клавдиевичу
посчастливилось встретиться
и
пообщаться
.
В 1932 году совместно
с
Сергеем Павловичем Королёвым
,
Фридрихом Артуровичем Цандером
,
Юрием Александровичем Победоносцевым
участвовал
в создании Московской группы изучения реактивного
движения
(ГИРД
)
.
стал
Н
ачальником
бригады
№ 2
вГИРДе
.
Бригада занималась проектированием изделий
на
основе двигателей
.
Приказом
по Реввоенсовету
№ 0113
от 21 сентября 1933 года
,
а также согласно
П
остановлени
ю
№ 104 Совета Труда и Обороны
от 31 октября 1933
года
на основе ГИРДа
и
Газодинамической лаборатории
был организован Реактивный
Научно-исследовательский
институт
(
РНИИ
)
.
Колоссальную поддержку
в становлении ГИРДа
, а
затем и РНИИ
оказали
Маршал
Советского Союза
,
Первый Заместитель Народного
комиссара обороны СССР
Михаил Николаевич Тухачевский
и Народный комиссар тяжёлой
промышленности СССР
Серго Орджоникидзе
.
В
октябре
1933
года
М.К. Тихонравов
становится
С
таршим
инженером
отдела Реактивного научно-исследовательского института
Наркомата тяжелой промышленности СССР.
В
1934 году он стал
Н
ачальником
отдела РНИИ.
С июня 1936 года
-
С
тарший научный сотрудник
, с декабря 1936
года
-
вновь
Н
ачальник отдела
, с декабря 1937
года
- Н
ачальник группы РНИИ
.
Занимался исследованием ЖРД
- жидкостных
реактивных двигателей
,
разработкой ракет
для изучения верхних слоев
атмосферы
, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами
.
В 1938 году
Реактивный
Научно-исследовательский институт был преобразован
в НИИ-3 - Государственный институт реактивной техники
при
Совете Народных комиссаров СССР
.
Одновременно
Михаил Клавдиевич
по совместительству вёл преподавательскую работу
.
С 1931 года читал
в Московском
авиационном институте курс "Моторные установки".
Затем
с
перерывами преподавал
в МАИ
(
в
1930-1931 годах и в 1960-1974 годах
)
,
на Высших инженерных курсах
в
Московском Высшем техническом училище
имени Н.Э. Баумана
(
в 1948-1950
годах
),
заведовал кафедрой
в
Академии оборонной
промышленности
(
в 1950-1953 годах
,
в связи с уменьшением загруженностью работой
в НИИ-4
),
Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского
(
в 1944-1947 годах
)
.
М.К. Тихонравов
принимал участие
в
создании самолетов У-1
, У-2
, И-3
, И-6
, Р-5
.
В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты
с двигателем
на
гибридном топливе
.
Под
руководством
С.П. Королёва
и
по проекту
М.К.Тихонравова
создана первая отечественная
(на гибридном топливе
)
ракета "09"
, запущенная
17 августа 1933 года с полигона
в Нахабино
, Московской области
.
15
августа 1937 года созданная им ракета "Авиавнито" поднялась
на высоту
3000 метров
.
25 ноября 1933 года
с Нахабинского полигона стартовала первая
жидкостная ракета "ГИРД-Х"
, созданная также
под руководством
С.П. Королёва
и
М.К.Тихонравова
.
При пуске ракета взлетела вертикально на
высоту 75-80 метров
,
затем
, вследствие разрушения крепления двигателя
и трубки
горючего
, круто отклонилась
от вертикали
и упала
на
расстоянии около 150 метров
от места старта
.
Конструкция ракеты "ГИРД-Х" получила развитие
в более совершенных советских ракетах
,
созданных
в 1935-1937 годы.
С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей
,
разработкой метода повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными
снарядами
.
Результаты исследований
по наземным
установкам PC были
впоследствии использованы
при
проектировании новых реактивных снарядов
(М-8
,
М-13
,
М-20
и др.
)
и
пусковых установок БМ-13
(легендарная "Катюша"
)
, БМ-8
и других
изделий
для Г
вардейских минометных
частей.
С
1940 года и во время Великой Отечественной войны
возглавлял группу
по
разработке конструктивных схем нового ракетного самолета
с комбинированной
силовой установкой
(ЖРД
и воздушно-реактивный двигатель
)
.
В середине 1940-х
годов он продолжил работу
над проблемами проектирования высотных
геофизических ракет для изучения верхних слоёв атмосферы Земли
,
начатую ещё
в 1930-е годы.
В
октябре
1942
года
стал Н
ачальником
лаборатории НИИ-3
.
В 1944 году был создан Специальный Научно-исследовательский институт - НИИ-1
,
который вёл
все научно-исследовательские
и конструкторские работы
по
созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин
,
воздушных реактивных двигателей
, реактивных жидкостных двигателей
,
реактивных самолё
тов
и специальной аппаратуры
для
реактивной техники
.
М.К. Тихонравов
был назначен на должность Н
ачальника
лаборатории
НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР
.
В августе-сентябре 1944
года
выполнял особое задание правительства
в 60-й армии
1-го Украинского фронта
в комиссии, возглавляемой
Начальником НИИ-1
генерал-майором
Петром Ивановичем Фёдоровым
.
С сентября 1944 года М.К. Тихонравов - Начальник научно-исследовательского сектора филиала № 2 НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности СССР .
В 1944-1946 годах - Начальник лаборатории в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности .
В 1945 году М.К. Тихонравову было присвоено воинское звание "инженер-полковник".
Постановлением Совета Министров СССР № 1017-419сс
от 13 мая 1946
года
"Вопросы реактивного вооружения" был образован Научно-исследовательский
институт № 4
(НИИ-4
)
- Институт реактивного вооружения
.
В декабре 1946 года стал заместителем Начальника НИИ-4 Академии артиллерийских наук по .
14 апреля 1947 года он был избран
Членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению № 4
(отделение реактивного вооружения
)
,
и
оставался им
до23 апреля 1953 года - д
ня выхода Приказа
Министра Обороны
СССР № 0064 "Об организационной структуре и штатной численности Управления
Командующего артиллерией"
,
поставившего
"точку"
в деятельности
Академии
,
как самостоятельной научной организации
.
Наряду
с основной деятельностью
в институте
в первые
послевоенные годы
, глубоко анализируя развитие советской
и
германской ракетной техники
,
М.К.
Тихонравов
пришёл
к выводу
о
возможности создания многоступенчатых баллистических ракет
(
как их тогда
называли
, "пакетная ракетная схема"
)
и глубоко разрабатывал её
. Однако его выступления
по этому
вопросу
на научных конференциях
в институте
и в Академии имени Ф.Э. Дзержинского
(
в 1948-м и в 1950 годах, соответственно
)
не только
не встретили понимания
, но и были объявлены
"фантастическими идеями"
. Поддержали
Тихонравова
тогда только
Президент Академии артиллерийских наук
Анатолий Аркадьевич Благонравов
и член-корреспондент
Академии артиллерийских наук и Главный конструктор
ОКБ-1
Сергей Павлович Королёв
.
В итоге,
в феврале 1950 года
М.К. Тихонравов
был снят
с должности заместителя
начальника НИИ-4
, и пони
жен
в должности
до научного
консультанта института
по жидкостным реактивным снарядам
.
Но уже в 1953 году руководство государства
и
Вооружённых сил
было вынуждено
обратить самое серьёзное внимани
е на
развитие
реактивного вооружения ввиду
его ускоренного развития
в США
.
Оказалось
, что
Михаил Клавдиевич
продолжал "подпольно" работать
над своими идеями
в годы
вынужденного отстранения
от активной исследовательской работы
.
Он
предоставил свои разработки
, которые легли
в основу дальнейших перспективных
планов института
.
Тогда же сам
Тихонравов
был назначен временно исполняющим обязанности Академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук
и предложил первую
в СССР комплексную программу освоения
космического пространства
, утверждённую после ряда доработок
в
1954 году.
В декабре 1955 года инженер-полковник
М.К. Тихонравов
был
уволен
из Вооружённых
сил
в запас
.
С февраля
1955 года по декабрь 1973 года
Михаил
Клавдиевич
последовательно
являлся Начальником отдела
, заместителем
Главного
конструктора
(
с
1961 года
)
, Научным руководителем
(
с 1970 года
)
Центрального конструкторского бюро
экспериментального машиностроения
в городе Калининграде
(ныне - город Королёв
)
Московской области
.
Доктор технических наук
(
с
1958 года
)
с 1959 года непрерывно работал
(по совместительству
)
в МАИ
в
должности
Преподавателя
Кафедры проектирования
и конструкций летательных аппаратов
,
читал лекции
по космонавтике
, а в 1962 году он был утверждён
в
звании Профессора
.
С февраля 1955 года по предложению
Сергея Павловича Королёва
М.К. Тихонравов
направлен
в руководимое
им Опытно-конструкторскою бюро № 1
, где
он
стал Начальником отдела
проектирования искусственных спутников Земли
,
пилотируемых космических
кораблей
и автоматических межпланетных аппаратов
.
В составе теперь уже легендарного отдела
(известного как
группа Тихонравова
,
существовавшая
с 1949 года
)
работали талантливые
и опытнейшие
инженеры-конструкторы
:
Игорь Марианович Яцунский
,
Глеб Юрьевич Максимов
,
Анатолий Викторович Брыков
,
Игорь Константинович Бажинов
,
Ян Иванович Колтунов
,Борис Сергеевич Разумихин
,
Владимир Николаевич Галковский
,
Лидия Николаевна Солдатова
,
Григорий Макарович Москаленко
и
Олег Викторович Гурко
.
Этой
группе выпала
честь
создания первого искусственного спутника Земли
,
успешно запущенного
в
космос
4 октября 1957 года
и открывшего космическую
эру
в развитии человечества
.
При
непосредственном
руководстве
М.К. Тихонравова
был спроектирован
космический
корабль
"Восток-1"
, выведенный на космическую орбиту
12 апреля 1961 года с первым в
мире лётчиком-
космонавтом
Юрием Алексеевичем Гагариным
.
Коллектив под
руководством
М.К. Тихонравова
создавал советские пилотируемые корабли
,
пилотируемые долговременные
и автоматические межпланетные станции
,
принимал активнейшее создание
в разработке искусственных спутников
Земли различного назначения
.
В 1968 году
он был избран Членом-корреспондентом Международной
Академии астронавтики
.
- автор первого
доклада
в Академии наук СССР
о результатах проведённых исследований
по обоснованию
возможности запуска искусственных спутников Земли
.
Он стал основателем
научной школы
в Министерстве обороны
по космическому вооружению
.
М.К. Тихонравов
был также научным
руководителем студенческого Конструкторского бюро "Искра"
в
Московском авиационном институте имени
Серго Орджоникидзе
и работ по созданию малых
негерметичных искусственных спутников Земли типа "Радио"
и "Искра"
.
Крупный специалист
в области ракетной техники
и
один
из пионеров практической космонавтики
являлся
автором двух секретных изобретений,
а также
- следующих печатных работ
в области создания
и применения ракетной техники
и
летательных аппаратов
для
исследований стратосферы
, по теории космических полетов
, истории
ракетостроения
в России
, самолетостроению
и авиации
:
"Авиационные баки"
(
Москва - Ленинград: Госмашметиздат,
1934 год, 64 страницы
)
;
"Ракетная
техника"
(
Москва, 1935 год,
78 страниц
)
;
"Система питания и смазки авиамотора на самолете"
(
Москва - Ленинград: ОНТИ, 1936 год, 82
страницы
)
;
"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
(
Москва - Ленинград: ОНТИ, 1937 год, 126 страниц
)
;
"О кучности боя ракетных снарядов"
(
Москва, 1946 год,
30 страниц
)
;
"Ракетная терминология"
(
НИИ-4, 1947 год
)
;
"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
(
Издание 2-е, Москва: Оборонгиз, 1949
год, 208 страниц
)
;
"Введение в ракетную технику"
(
Москва, 1952
год,
81 страница
)
;
"Основы теории полёта и элементы проектирования искусственных спутников
Земли"
. (
Издание
1-е, Москва: издательство "Машиностроение", 1967 год,
295 страниц. Соавторы -
И.М. Яцунский
,
Г.Ю. Максимов
и др.
)
;
"Основы теории полёта космических аппаратов"
(
Москва: издательство "Машиностроение",
1972 год. 607 страниц.
Соавторы -
Г.С. Нариманов
,
В.С. Авдуевский
,
Б.М. Антонов
,
Н.А. Анфимов
и др.
)
;
"Основы теории полёта и
элементы проектирования искусственных спутников Земли"
.
(
Издание 2-е, Москва:
издательство "Машиностроение", 1974 год. 331 страниц.
Соавторы
И.К. Бажинов
,
О.В. Гурко
и др.
)
;
"Избранные труды
" (1934-1938 гг.
)
(
в сборнике "Пионеры ракетной техники. Ветчинкин,
Глушко, Королев, Тихонравов"
.
Москва, 1972 год. страницы 567-706
)
;
"Пути осуществления
больших дальностей стрельбы ракетами"
(Сборник докладов Академии Артиллерийских
наук
, 1949 год.
Выпуск VI, страницы 87-104
)
;
"Пути осуществления большой дальности стрельбы"
(
сборник "Из истории
авиации и космонавтики"
.
Выпуск 67, Москва: Институт истории естествознания и
техники РАН,
1995 год, страницы 3-26
)
.
Н
аграды:
За большие успехи, достигнутые
в развитии ракетной промышленности, науки
и техники, успешное осуществление первого в мире полета Советского человека
в космическое пространство на корабле-спутнике "Восток"
,
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от
17 июня 1961 года
Михаилу Клавдиевичу Тихонравову
присвоено
звание
Героя Социалистического
Труда
с вручением ордена
Ленина
и Золотой медали
"Серп и Молот
"
.
Постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР
"За успешное осуществление
запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного
спутника с живым существом
(собакой
-
прим. Е.Р.
)
на борту"
в 1957 году
Михаилу Клавдиевичу Тихонравову
была присуждена Ленинская премия
(в
составе коллектива создателей спутников
)
.
За
успешные
запуски
первых
советских
ракет "
09"
и "ГИРД-Х"
в 1933 году
Центральный совет Осоавиахима наградил
С.П. Королёва
и
М.К. Тихонравов
а
Почётными знаками "
За активную
оборонную работу
"
.
В
1970 году ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный деятель
науки и техники РСФСР"
.
Он был награждён ещё одним орденом Ленина
(в 1945 году
),
двумя орденами Красного Знамени
(1944
,
1949
),
орденом Отечественной войны I
степени
(1944
),
медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945
годов"
(1946
),
другими медалями
.
В 2011 году
Михаилу
Клавдиевичу Тихонравову
(посмертно
)
присвоено звание
"Почётный гражданин города
Переславль-Залесский"
.