caspian72.ru

М к тихонравов биография. Тихонравов михаил клавдиевич

29 июля 1900 - 04 марта 1974

советский инженер, конструктор космической и ракетной техники

Биография

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире .

В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.

В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Стал автором серии рекордных планёров. Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». С середины 1940-х годов работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Одновременно с этим преподавал в МАИ им. С. Орджоникидзе (с 1962 года - профессор).

После отстранения от должности в начале 1950 года, Тихонравов только в 1953 году смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственых спутников Земли, после заказа С.П. Королёвым в НИИ-4 исследований по вопросам создания ИСЗ. Уже в 1954 году Тихонравов предложил свою программу освоение космического пространства, от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну.

В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауретом Ленинской премии.

Тихонравов принимал активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

Награды и титулы

  • Медаль «Серп и Молот».
  • Два Ордена Ленина.
  • Два ордена Красного Знамени.
  • Орден Отечественной войны 2-й степени.
  • Медали.
  • Ленинская премия.
  • Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968).

Память

В честь М.К. Тихонравова названы и носят его имя:

  • Улица Тихонравова в городе Юбилейный .
  • Улица Тихонравова в городе Владимир .
  • 50-й ЦНИИ военно-космических сил им. М.К. Тихонравова в городе Юбилейный .

Сочинения

  • Ракетная техника. - М., 1935.
  • Полёт птиц и машины с машущими крыльями, 2 изд. - М., 1949.

Решением Переславль-Залесской городской Думы от 26 мая 2011 года № 54 за выдающиеся заслуги в области ракетостроения и космонавтики присвоено звание «Почетный гражданин города Переславля-Залесского» Михаилу Клавдиевичу Тихонравову (посмертно)

Родственными корнями Михаил Клавдиевич Тихонравов относится к переславскому голове Александрову по материнской линии (Софья Николаевна Воронина). По отцовской линии в Переславле жила племянница Нина Покровская (Охотина), преподаватель женской гимназии. Родители его были образованными людьми: отец имел юридическое образование, некоторое время работал школьным учителем. Мать и тетка учительствовали.

Михаил родился во Владимире в 1900 году, окончил гимназию в Санкт-Петербурге, в 1918 году семья переехала к родственникам в Переславль. В северной столице в это революционное время жизнь была трудной, и многие интеллигенты возвращались в провинциальные города туда, где можно было прожить огородами и своим хозяйством.

Родственники Тихонравовых жили в доме рядом с женской гимназией. В этой гимназии учительствовали мать Михаила и его тетушка. Отец летом 1918 года был избран народным судьей 2-ого участка Переславского уезда (Елизаровская, Смоленская и Петровская волости). Михаил устроился работать в народный суд курьером и переписчиком. 18-летний Михаил сразу включился в работу по организации Союза молодежи.

От Михаила Клавдиевича в 1958 году в Переславский музей поступил архив, изучая который можно проследить историю и развитие молодежного движения в городе и на селе в 1919-1920 гг. Архив состоит из документов печатных и рукописных. Черновики протоколов комсомольских собраний и заседаний комитета, списки сочувствующих молодежному движению, рапорты и отчеты в партийную организацию и т.д. Вот что сообщал Михаил Клавдиевич о создании комсомола в Переславле: «Переславская молодежь сумела организоваться только в 19-м году. Не было дня организации, были дни организации, была борьба, были усилия, потому что коммунистический элемент не мог быть выявлен сразу, приходилось бороться с чуждым мещанским элементом, который в первые дни наводнил Союз». Союз молодежи был признан уездным комитетом партии, а дата 16 января 1919 года может быть установлена как дата организации РКСМ в Переславле.

В октябре 1920 года переславские комсомольцы избрали юного Михаила делегатом III Всероссийского съезда РКСМ, где выступал В.И. Ленин с исторической речью «Задачи Союза молодежи», определившей программу деятельности поколений советской молодежи.

В июне 1919 года Тихонравов добровольно вступил в Красную Армию. Как человека образованного (а это в ту пору было редкостью), его определили на политработу в уездном военкомате. Командование быстро подметило в парне тягу к технике, авиации.

В 1920 году он - курсант Института Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского).
Получив в 1925 году диплом инженера, М. К. Тихонравов с головой ушел в космическое ракетостроение. Молодой инженер вскоре познакомился с конструкторами Ф.А.Цандером и С.П. Королевым. Инженеры-единомышленники создают знаменитый ГИРД - группу по изучению динамики движения ракет. (В составе московской группы С.Королев, Ф.Цандер, В.Ветчинкин, Ю.Победносов, М.Тихонравов)

Группа трудилась в подвале старого дома на углу Садово-Спасской и Орликова переулка. Первое тихонравовское изобретение - ракету «ГИДР - 09» - постоянно преследовали несчастья: заправленная жидким кислородом и желеобразным бензином, она никак не хотела взлетать. Испытания следовали одно за другим. У изобретателей были трудности с транспортом, и первую советскую ракету заворачивали в рогожу и везли трамваем на полигон в Нахабино, заплатив за провоз багажа. Кажется символическим противоречие: убогость способа транспортировки - и масштабность решаемой задачи…

За десять летных недель 1933 года было проведено 16 испытаний. Любое терпение подходит к концу: «Эта дрянь никогда не взлетит!» Тихонравов вконец измотался, и Королев насильно отправил его в отпуск на Хопер, приказав «тихо удить рыбу».

День 17 августа 1933 года вошел в историю российской космонавтики: человеческое упрямство победило упрямство металла. Ракета «09» взлетела и, постепенно набирая скорость, достигла высоты 400 метров. «Начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом Республик», - написал тогда в ГИРДовской стенгазете Королев.

Обратите внимание на особенность советских реалий того времени: ведь принято было работать на голом энтузиазме! Ну, может быть, не совсем на «голом» - Михаилу Клавдиевичу и его единомышленникам за создание ракеты «ГИРД - 09» была вручена премия: каждому по…черному кожаному пальто. А до этого их поощряли лишь одной парой ботинок на всех.

В 1946 году ракетчиками под руководством Тихонравова разработан первый проект корабля для полета человека в космос на высоту 150-200 км, через полтора десятка лет «Восток».

Из воспоминаний летчика- космонавта СССР Константина Феоктистова:
«В 1957 году я пришел работать к Королеву. Сначала я работал у Тихонравова. При совершенно различных натурах они подходили друг другу в одном: каждый из них был человеком, верным идее, за которую стоял».

В 1960 году в московском Центре подготовки космонавтов профессор Тихонравов читал курс лекций «Механика космического полета». «Это был удивительный полет фантазии в возможности человека и техники того времени», - скажет его ученик, летчик-космонавт Виталий Севастьянов.

Для Тихонравова - инженера высочайшего, мирового класса - человеческий фактор оставался наиважнейшим всегда, от его комсомольской юности до последних дней жизни. Он, как и многие настоящие ученые, замечательным педагогом. Видимо, поэтому он, как и многие замечательные ученые, был замечательным педагогом. Видимо, поэтому он оказался в элитной команде той профессуры, кто читал лекции первому, «гагаринскому» отряду советских космонавтов.

В последние годы М.К. Тихонравов передал эту педагогическую эстафету одному из своих учеников - В.И. Севастьянову (Герой Советского Союза, летчик-космонавт).
Михаил Клавдиевич Тихонравов является одним из пионеров в замечательной плеяде советских конструкторов в области ракетостроения и космонавтики. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического труда, он был член-корреспондентом Международной Академии астронавтики, лауреатом Ленинской премии, кавалером многочисленных советских орденов и медалей.

19 июля 2002 года в Переславле-Залесском, у дома, где жила семья Тихонравовых, состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о нашем земляке. Церемонию открыли первый секретарь Переславского райкома КПРФ В.П. Паутов, Мэр города Е.А. Мельник, а также дважды герой Советского Союза летчик-космонавт В.И.Севастьянов, который учился у М.К.Тихонравова и родная дочь ученого Наталья Михайловна, которая привезла в подарок Переславскому Дому детского творчества планшеты с рисунками отца.

Тихонравов Михаил Клавдиевич - выдающийся советский научный деятель. Являлся учеником Циолковского и соратником Королева, был причастен к созданию первой советской ракеты. Имеет множество наград. Воспитал немало достойных продолжателей своего дела.

Детство

Что же представлял из себя и какой путь прошел Тихонравов Михаил Клавдиевич? Биография его началась во Владимире двадцать девятого июля 1900 года, но вскоре родители переехали в Петербург. Будущий научный деятель появился на свет в интеллигентной семье. Отец его - Клавдий Михайлович, был юристом, а мать - Александра Николаевна - педагогом.

В семнадцатом году в охваченном революционными событиями Питере семье стало жить совсем туго, и было принято решение о переезде матери с младшими детьми в городок Переславль-Залесский. А старший Миша вместе с отцом остался до окончания Тихонравовым-младшим гимназии. Семья воссоединилась спустя год.

Юные годы

На новом месте Клавдий Михайлович устроился работать судьей, а сын доставлял курьерскую почту и переписывал документы. В свободное от работы время увлекался рисованием.

В Переславле-Залесском Тихонравов Михаил Клавдиевич одним из первых получил комсомольский билет и занялся активной комсомольской работой, организовывая ячейки и объезжая с окрестные деревни. В марте 1919-го его даже избрали председателем городского комитета РКСМ.

В том же, 1919-м, году Тихонравов уходит добровольцем в Красную Армию, а затем работает в агитационно-просветительском отделе местного военкомата.

В 1920-м Михаил переезжает в Москву и становится студентом Военно-воздушной инженерной академии РККА имени Жуковского, которую заканчивает спустя 5 лет.

Дебютные шаги в карьере

Получив диплом, инженер Тихонравов Михаил Клавдиевич работает на нескольких предприятиях авиационной промышленности. Еще в годы учебы молодой человек сконструировал серию планеров, обладавших достаточно высокими характеристиками. Эту деятельность он продолжил и во второй половине 20-х годов, и именно в секции планеризма состоялось знакомство, кардинально повлиявшее на жизнь Тихонравова и судьбу советского ракетостроения.

Нового знакомого Михаила Клавдиевича звали Сергеем Павловичем Королевым. Между учеными завязалась дружба, переросшая в тесное сотрудничество. Королев сагитировал Тихонравова заняться созданием баллистических ракет, и в 1932-м тот уже возглавляет бригаду, разрабатывавшую первую советскую двухступенчатую ракету.

Тихонравов и другие участники этого исторического действа вспоминали, что работа продвигалась очень туго. Ракета долго не хотела запускаться, а на полигон ее возили в общественном транспорте, завернув в какие-то тряпки.

Старания инженеров увенчались успехом в 1933-м году. Ракету наконец удалось запустить, и она поднялась на 400 метров над землей. Это стало огромным событием для всей страны.

В 1934-м Тихонравов Михаил Клавдиевич приступил к руководству отделом Реактивного института, а начиная с 1938-го проводил исследовательские работы жидкостных ракетных двигателей; разрабатывал аппараты, которые позволили бы изучать верхние атмосферные слои и т.д.

Работа во время войны

Во время Великой Отечественной войны работы по освоению космоса были временно приостановлены. Более актуальными стали совсем другие задачи. Нужно было любой ценой остановить фашистов, и по-настоящему спасительным решением стало создание легендарного зенитного комплекса «Катюша». Именно разработкой снарядов для нее и занимался Тихонравов Михаил Клавдиевич в начале сороковых годов.

Опала и реванш

После войны Тихонравов на базе Реактивного научно-исследовательского института, где был заместителем начальника, проектировал высотные ракеты, работал над созданием первых искусственных спутников, космических суден, управляемых пилотом, и аппаратов автоматического типа, предназначенных для межпланетных перелетов.

В пятьдесят первом году выступил с инициативой создания многоступенчатых баллистических ракет, но был не понят и даже осмеян. Руководство посчитало выдвинутые идеи фантастическими. Тихонравов Михаил Клавдиевич, фото которого тех времен выдает уставшего и подавленного человека, был понижен в должности и отстранен от важных проектов.

Однако в 1953 году власть поняла свою ошибку и проявила повышенный интерес к теме, озвученной Тихонравовым. Ученый, который вопреки всему продолжал трудиться над своим детищем, был извлечен из забытья и возвращен к активной деятельности.

Остаток жизни инженер посвятил сфере освоения космоса. Особенно заметными стали его проекты, разработанные в качестве начальника отдела проектирования искусственных спутников при ОКБ-1. Именно благодаря Тихонравову был совершен первый запуск спутника, на борту которого находилось живое существо, и за это ученый получил Ленинскую премию. А позже стал Героем Соцтруда.

Помимо научной деятельности, занимался Михаил Клавдиевич и преподаванием. Среди слушателей его лекций был, например, Юрий Гагарин.

Четвертого марта 1974-го страну облетела черная весть, что на 73-м году жизни скончался выдающийся и педагог Тихонравов Михаил Клавдиевич. Жена его - Ольга Константиновна Паровина (тоже инженер-конструктор) пережила мужа на девятнадцать лет. У пары остались дочь Наталья, внучка Ольга и правнук Ростислав.

    - (1900 74) российский конструктор, заслуженный деятель науки и техники России (1970), Герой Социалистического Труда (196..1). Руководил разработкой первой советской ракеты с жидкостным ракетным двигателем (1933). Участник создания первых советских … Большой Энциклопедический словарь

    Советский учёный и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961). В 1919 вступил добровольцем в Красную… … Большая советская энциклопедия

    - (1900 1974), конструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961). Руководил разработкой первой советской ракеты с ЖРД (1933). Участник создания первых советских ИСЗ, космических кораблей,… … Энциклопедический словарь

    - (16.07.1900 1974) ученый в области ракетно космической техники, Герой Социалистического Труда (1931), лауреат Ленинской премии (1957), член корр. Международной академии космонавтики (1968), профессор (1962). С 1932 г. возглавлял бригаду ГИРД. С… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    Тихонравов Михаил Клавдиевич Дата рождения: 29 июля 1900 Дата смерти: 4 марта 1974 Гражданство: СССР … Википедия

    22 сентября 1918(19180922) 14 июня 1944 Место рождения д. Ширяйка, ныне Переславского района Ярославской области Место смерти Люблинское воеводство Принадлежность … Википедия

    Тихонравов распространённая русская фамилия: Тихонравов, Константин Никитич археолог, историк, редактор «Владимирских губернских ведомостей», секретарь Владимирского губернского статистического комитета Тихонравов, Михаил… … Википедия

    1. ТИХОНРАВОВ Михаил Клавдиевич (1900 74), конструктор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961). Руководил разработкой первой отечественной ракеты с ЖРД (1933). Участник создания первых отечественных … Русская история


Родился 16 (29 ) июля 1900 года в городе Владимире , в семье служащего .
С 1902 года семья Тихонравовых жила в Санкт-Петербурге .

После окончания в Петрограде Городской классической гимназии № 3
с сентября 1918 года Михаил Тихонравов работал курьером .

В 1918 году, спасаясь от голода , семья Тихонравовых переехала в город
Переславль-Залесский
, Московской губернии .
Здесь он работал секретарем народного суда .

В Рабоче-крестьянской Красной армии с июня 1919 года.
Тогда же М.К. Тихонравов стал комсомольским активистом , одним из организатором и товарищем (заместителем ) Председателя первой в городе комсомольской ячейки ,
заведующим агитационно-просветительным отделом Переславль-Залесского уездного военного комиссариата
.
С мая 1920 года работал инструктором культурно-просветительного отдела Владимирского губернского военкомата.

В сентябре 1920 года
стал слушателем
инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени
профессора Н.Е. Жуковского
, которую окончил в 1925 году по специальности
"инженер-механик"
.

С апреля 1925 года он стажировался в должности старшего механика
неотдельного отряда 1-й легкой бомбардировочной эскадрильи имени
В.И. Ленина
в городе Липецке .

В 1925 году М.К. Тихонравов создал планер "АВФ-22" , который заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в Германии .

С апреля 1926 года находился в резерве Рабоче-крестьянской Красной армии:
являлся Начальником секции моторных установок авиационного завода № 25
.

В июне 1930 года стал руководителем моторной группы конструкторского бюро Московского авиационного завода № 39 имени
В.Р. Менжинского
(Конструкторское бюро Николая Николаевича Поликарпова ) .
Затем работал
в Конструкторском бюро под руководством
Дмитрия Павловича Григоровича .

Параллельно с работой над новыми моделями самолётов Тихонравов в эти годы работал и над созданием спортивных планеров собственной конструкции , разработав около десяти моделей .
Часть из его планеров участвовала в спортивных соревнованиях и во Всесоюзных слётах планеристов в Коктебеле
(Крым ) , они получали призовые места и на них даже были установлены рекорды высоты и дальности .

В эти годы М.К. Тихонравов будучи членом секции планеризма при ОСОАВИАХИМе
СССР
встретился с , который увлёк его идеями реактивных двигателей и ракет .
Огромное влияние на
Тихонравова оказали работы Выдающегося теоретика
ракетной техники
Константина Эдуардовича Циолковского с которым в 1934 году Михаилу Клавдиевичу посчастливилось встретиться и пообщаться .


В 1932 году совместно с Сергеем Павловичем Королёвым , Фридрихом Артуровичем Цандером , Юрием Александровичем Победоносцевым участвовал в создании Московской группы изучения реактивного движения (ГИРД ) .
стал Н ачальником бригады № 2 вГИРДе .
Бригада занималась проектированием изделий на основе двигателей .

Приказом по Реввоенсовету № 0113 от 21 сентября 1933 года , а также согласно П остановлени ю № 104 Совета Труда и Обороны от 31 октября 1933 года
на основе ГИРДа и Газодинамической лаборатории был организован Реактивный Научно-исследовательский институт ( РНИИ ) .
Колоссальную поддержку в становлении ГИРДа , а затем и РНИИ
оказали
Маршал Советского Союза
, Первый Заместитель Народного комиссара обороны СССР Михаил Николаевич Тухачевский и Народный комиссар тяжёлой
промышленности СССР
Серго Орджоникидзе .

В октябре 1933 года М.К. Тихонравов становится
С таршим инженером отдела Реактивного научно-исследовательского института Наркомата тяжелой промышленности СССР.

В 1934 году он стал Н ачальником отдела РНИИ.
С июня 1936 года - С тарший научный сотрудник , с декабря 1936 года -
вновь Н ачальник отдела
, с декабря 1937 года - Н ачальник группы РНИИ .

Занимался исследованием ЖРД
- жидкостных реактивных двигателей , разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы , повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами .

В 1938 году Реактивный Научно-исследовательский институт был преобразован
в НИИ-3 - Государственный институт реактивной техники при Совете Народных комиссаров СССР .

Одновременно Михаил Клавдиевич по совместительству вёл преподавательскую работу .
С 1931 года читал в Московском авиационном институте курс "Моторные установки".

Затем
с перерывами преподавал в МАИ ( в 1930-1931 годах и в 1960-1974 годах ) ,
на Высших инженерных курсах в Московском Высшем техническом училище
имени Н.Э. Баумана
( в 1948-1950 годах ), заведовал кафедрой в Академии оборонной промышленности ( в 1950-1953 годах , в связи с уменьшением загруженностью работой
в НИИ-4
), Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского ( в 1944-1947 годах ) .

М.К. Тихонравов принимал участие в создании самолетов У-1 , У-2 , И-3 , И-6 , Р-5 .
В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на
гибридном топливе
.


Под
руководством С.П. Королёва и по проекту М.К.Тихонравова создана первая отечественная (на гибридном топливе ) ракета "09" , запущенная 17 августа 1933 года с полигона в Нахабино , Московской области .



15 августа 1937 года созданная им ракета "Авиавнито" поднялась на высоту
3000 метров
.

25 ноября 1933 года с Нахабинского полигона стартовала первая жидкостная ракета "ГИРД-Х" , созданная также под руководством С.П. Королёва и М.К.Тихонравова .
При пуске ракета взлетела вертикально на высоту 75-80 метров , затем , вследствие разрушения крепления двигателя и трубки горючего , круто отклонилась от вертикали и упала на расстоянии около 150 метров от места старта .
Конструкция ракеты "ГИРД-Х" получила развитие
в более совершенных советских ракетах , созданных в 1935-1937 годы.

С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей , разработкой метода повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами .
Результаты исследований
по наземным установкам PC были впоследствии использованы при проектировании новых реактивных снарядов (М-8 , М-13 ,
М-20
и др.
) и пусковых установок БМ-13 (легендарная "Катюша" ) , БМ-8 и других изделий для Г вардейских минометных частей.

С 1940 года и во время Великой Отечественной войны возглавлял группу по разработке конструктивных схем нового ракетного самолета
с комбинированной силовой установкой
(ЖРД и воздушно-реактивный двигатель ) .

В середине 1940-х годов он продолжил работу над проблемами проектирования высотных геофизических ракет для изучения верхних слоёв атмосферы Земли , начатую ещё в 1930-е годы.

В октябре 1942 года стал Н ачальником лаборатории НИИ-3 .

В 1944 году был создан Специальный Научно-исследовательский институт - НИИ-1 , который вёл все научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин , воздушных реактивных двигателей , реактивных жидкостных двигателей , реактивных самолё тов и специальной аппаратуры для реактивной техники .
М.К. Тихонравов был назначен на должность Н ачальника лаборатории
НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР .

В августе-сентябре 1944 года выполнял особое задание правительства в 60-й армии
1-го Украинского фронта
в комиссии, возглавляемой Начальником НИИ-1
генерал-майором
Петром Ивановичем Фёдоровым .

С сентября 1944 года М.К. Тихонравов - Начальник научно-исследовательского сектора филиала № 2 НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности СССР .

В 1944-1946 годах - Начальник лаборатории в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности .

В 1945 году М.К. Тихонравову было присвоено воинское звание "инженер-полковник".

Постановлением Совета Министров СССР № 1017-419сс от 13 мая 1946 года
"Вопросы реактивного вооружения" был образован Научно-исследовательский институт № 4
(НИИ-4 ) - Институт реактивного вооружения .

В декабре 1946 года стал заместителем Начальника НИИ-4 Академии артиллерийских наук по .

14 апреля 1947 года он был избран Членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению № 4 (отделение реактивного вооружения ) ,
и оставался им до23 апреля 1953 года - д ня выхода Приказа Министра Обороны
СССР № 0064 "Об организационной структуре и штатной численности Управления
Командующего артиллерией"
, поставившего "точку" в деятельности
Академии
, как самостоятельной научной организации .

Наряду
с основной деятельностью в институте в первые послевоенные годы , глубоко анализируя развитие советской и германской ракетной техники ,
М.К. Тихонравов пришёл к выводу о возможности создания многоступенчатых баллистических ракет ( как их тогда называли , "пакетная ракетная схема" ) и глубоко разрабатывал её . Однако его выступления по этому вопросу на научных конференциях в институте
и в Академии имени Ф.Э. Дзержинского
( в 1948-м и в 1950 годах, соответственно )
не только не встретили понимания , но и были объявлены "фантастическими идеями" . Поддержали
Тихонравова тогда только Президент Академии артиллерийских наук
Анатолий Аркадьевич Благонравов и член-корреспондент Академии артиллерийских наук и Главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королёв .

В итоге, в феврале 1950 года М.К. Тихонравов был снят с должности заместителя начальника НИИ-4 , и пони жен в должности до научного консультанта института
по жидкостным реактивным снарядам .

Но уже в 1953 году руководство государства и Вооружённых сил было вынуждено обратить самое серьёзное внимани е на развитие реактивного вооружения ввиду
его ускоренного развития
в США .
Оказалось , что Михаил Клавдиевич продолжал "подпольно" работать над своими идеями в годы вынужденного отстранения от активной исследовательской работы .
Он предоставил свои разработки , которые легли в основу дальнейших перспективных планов института .
Тогда же сам
Тихонравов был назначен временно исполняющим обязанности Академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук и предложил первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства , утверждённую после ряда доработок в 1954 году.

В декабре 1955 года инженер-полковник М.К. Тихонравов был уволен
из Вооружённых сил в запас .

С февраля 1955 года по декабрь 1973 года Михаил Клавдиевич последовательно
являлся Начальником отдела
, заместителем Главного конструктора ( с 1961 года ) , Научным руководителем ( с 1970 года ) Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения в городе Калининграде (ныне - город Королёв ) Московской области .

Доктор технических наук ( с 1958 года ) с 1959 года непрерывно работал (по совместительству ) в МАИ в должности Преподавателя
Кафедры проектирования
и конструкций летательных аппаратов , читал лекции
по космонавтике , а в 1962 году он был утверждён в звании Профессора .


С февраля 1955 года по предложению
Сергея Павловича Королёва М.К. Тихонравов направлен в руководимое им Опытно-конструкторскою бюро № 1 , где он стал Начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли ,
пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных аппаратов .

В составе теперь уже легендарного отдела (известного как группа Тихонравова , существовавшая с 1949 года ) работали талантливые и опытнейшие
инженеры-конструкторы
:
Игорь Марианович Яцунский , Глеб Юрьевич Максимов , Анатолий Викторович Брыков , Игорь Константинович Бажинов , Ян Иванович Колтунов ,Борис Сергеевич Разумихин , Владимир Николаевич Галковский , Лидия Николаевна Солдатова , Григорий Макарович Москаленко и Олег Викторович Гурко .


Этой группе выпала честь создания первого искусственного спутника Земли ,
успешно запущенного в космос 4 октября 1957 года и открывшего космическую
эру
в развитии человечества .
При непосредственном руководстве М.К. Тихонравова был спроектирован космический корабль "Восток-1" , выведенный на космическую орбиту
12 апреля 1961 года с первым в мире лётчиком- космонавтом

Юрием Алексеевичем Гагариным .
Коллектив под руководством М.К. Тихонравова создавал советские пилотируемые корабли , пилотируемые долговременные и автоматические межпланетные станции , принимал активнейшее создание в разработке искусственных спутников Земли различного назначения .

В 1968 году он был избран Членом-корреспондентом Международной
Академии астронавтики
.

- автор первого доклада в Академии наук СССР
о результатах проведённых исследований по обоснованию возможности запуска искусственных спутников Земли .

Он стал основателем научной школы
в Министерстве обороны по космическому вооружению .
М.К. Тихонравов был также научным руководителем студенческого Конструкторского бюро "Искра" в Московском авиационном институте имени
Серго Орджоникидзе
и работ по созданию малых негерметичных искусственных спутников Земли типа "Радио" и "Искра" .

Крупный специалист в области ракетной техники и один из пионеров практической космонавтики являлся автором двух секретных изобретений, а также - следующих печатных работ в области создания и применения ракетной техники и летательных аппаратов для исследований стратосферы , по теории космических полетов , истории ракетостроения в России , самолетостроению
и авиации :
"Авиационные баки"
(
Москва - Ленинград: Госмашметиздат, 1934 год, 64 страницы ) ;

"Ракетная техника"
( Москва, 1935 год, 78 страниц ) ;

"Система питания и смазки авиамотора на самолете"
( Москва - Ленинград: ОНТИ, 1936 год, 82 страницы ) ;

"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
(
Москва - Ленинград: ОНТИ, 1937 год, 126 страниц ) ;

"О кучности боя ракетных снарядов"
( Москва, 1946 год, 30 страниц ) ;

"Ракетная терминология"
( НИИ-4, 1947 год ) ;

"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
( Издание 2-е, Москва: Оборонгиз, 1949 год, 208 страниц ) ;

"Введение в ракетную технику"
( Москва, 1952 год, 81 страница ) ;

"Основы теории полёта и элементы проектирования искусственных спутников Земли" . ( Издание 1-е, Москва: издательство "Машиностроение", 1967 год,
295 страниц. Соавторы -
И.М. Яцунский , Г.Ю. Максимов и др.
) ;

"Основы теории полёта космических аппаратов"
( Москва: издательство "Машиностроение", 1972 год. 607 страниц.
Соавторы -
Г.С. Нариманов , В.С. Авдуевский , Б.М. Антонов , Н.А. Анфимов и др.
) ;

"Основы теории полёта и элементы проектирования искусственных спутников Земли" . ( Издание 2-е, Москва: издательство "Машиностроение", 1974 год. 331 страниц.
Соавторы
И.К. Бажинов , О.В. Гурко и др.
) ;

"Избранные труды " (1934-1938 гг. )
( в сборнике "Пионеры ракетной техники. Ветчинкин, Глушко, Королев, Тихонравов" . Москва, 1972 год. страницы 567-706 ) ;

"Пути осуществления больших дальностей стрельбы ракетами"
(Сборник докладов Академии Артиллерийских наук , 1949 год.
Выпуск VI, страницы 87-104
) ;

"Пути осуществления большой дальности стрельбы"
( сборник "Из истории авиации и космонавтики" .
Выпуск 67, Москва: Институт истории естествознания и техники РАН,
1995 год, страницы 3-26
) .

Н аграды: За большие успехи, достигнутые в развитии ракетной промышленности, науки
и техники, успешное осуществление первого в мире полета Советского человека
в космическое пространство на корабле-спутнике "Восток"
,
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года

Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда
с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот " .

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "За успешное осуществление
запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного спутника с живым существом
(собакой - прим. Е.Р. ) на борту" в 1957 году Михаилу Клавдиевичу Тихонравову была присуждена Ленинская премия (в составе коллектива создателей спутников ) .

За успешные запуски первых советских ракет " 09" и "ГИРД-Х"
в 1933 году Центральный совет Осоавиахима наградил С.П. Королёва
и М.К. Тихонравов а Почётными знаками " За активную оборонную работу " .

В 1970 году ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный деятель
науки и техники РСФСР"
.

Он был награждён ещё одним орденом Ленина
(в 1945 году ), двумя орденами Красного Знамени (1944 , 1949 ), орденом Отечественной войны I степени (1944 ), медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (1946 ), другими медалями .

В 2011 году
Михаилу Клавдиевичу Тихонравову (посмертно ) присвоено звание
"Почётный гражданин города
Переславль-Залесский" .



Загрузка...