caspian72.ru

Конкурс сочинений "каким я вижу ученическое самоуправление завтрашнего дня". Студенческое самоуправление

Грачёва Юлия

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Сольцы Новгородской области

Сочинение на тему:

«Каким я вижу ученическое самоуправление

завтрашнего дня…»

Выполнила: ученица 11»а» класса

Грачева Юлия

Руководитель: Вольперт Ю.А.,

Учитель истории и обществознания

Сегодня мы еще учимся, а завтра уже станем взрослыми и «выйдем в жизнь»…Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. И если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли она сможет идти в ногу со временем.

Для чего нужно ученическое самоуправление?

Цель школьного самоуправления – создавать условия для самореализации и совместной деятельности подростков, развивать творческий потенциал учащихся, лидерские и организаторские способности, взаимопонимание. Участие в самоуправлении формирует у ребят самостоятельность, ответственность, инициативность. Я считаю, что ученическое самоуправление – это мощный фактор формирования навыков самовоспитания, самоутверждения. Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны. Важным при этом является не только результат совместной деятельности, но и сам процесс. То, что мы осознаем принадлежность к общему дружному коллективу учащихся – Школьному правительству – играет для нас важную роль, а для меня, как лидера, накладывает и дополнительную ответственность. Для нашего возраста главное – общение, а ученическое самоуправление предоставляет широкое поле для такого вида деятельности, и это способствует еще большему сплочению коллектива школьников, позволяет не замыкаться в кругу своих одноклассников, а взаимодействовать с большинством участников образовательного процесса. Сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. Старая поговорка: «Лидерами не рождаются – лидерами становятся » - сегодня не менее актуальна, чем когда – либо.

Каким же оно должно быть – ученическое самоуправление завтрашнего дня? Безусловно, если в школе есть подобная организация, дети говорят, что школьная жизнь становится интересной, насыщенной и увлекательной. Но как выглядит это ученическое самоуправление сейчас? С основами школьного самоуправления, как нам казалось, мы знакомы давно: выход вместо учителя к доске и проведение урока в день самоуправления, организация различных мероприятий и выпуск газет. Мы считали – это самоуправление! Ребята, как правило, старшеклассники, под руководством или по инициативе замдиректора по воспитательной работе организуют орган школьного самоуправления. Они устраивают различные мероприятия, распространяют информацию о жизни школы, выпускают школьные газеты, решают, кого поощрить, кого отметить и так далее. Но все же нельзя эту деятельность назвать самоуправлением…

Самостоятельное управление собой, своей жизнью, окружающей действительностью – вот три составляющие самоуправления. И при этом умение организовывать, контролировать и направлять других – это основа любого самоуправления. К старшим классам управлять собой мы почти научились, и получается, перешагнув через вторую составляющую, мы должны начинать управлять окружающей действительностью. Через мероприятия, концерты, акции мы пытаемся управлять собственной жизнью. Конечно, самоуправление здесь присутствует (вроде бы мы «самоуправляем» школьной жизнью), но не то, которое хотелось бы видеть в современной школе. Наверное, все-таки, детское школьное самоуправление пока остается красивым словосочетанием, пока далеким от реальности и не таким, каким хотелось бы его видеть.

Во-первых, необходимо вырабатывать навыки управления, а может быть, даже нужно и учить «быть лидером».. Ведь учат же менеджменту, а это тоже в какой-то степени «искусство управлять». И это, на мой взгляд, первая проблема. Хотелось бы, чтобы в будущем компетентные лица в образовательной среде организовали бы форумы для лидеров школьного самоуправления, либо своеобразные курсы повышения квалификации участников ученического самоуправления. Ведь есть же такие курсы для учителей! Наши любимые педагоги дают нам знания, формируют у нас различные учебные навыки, готовят нас к экзаменам… А быть лидером и уметь управлять школьным сообществом – это мы познаем методом «проб и ошибок». Первоочередную задачу деятельности органа ученического самоуправления мы выполнили – в нашей школе действует полномочное Школьное правительство. А теперь пришло время понять – а как участвовать в управлении школой, как вместе с учителями решать школьные проблемы. Я верю, этому мы обязательно научимся, у школы есть такие перспективы.

Участвуя в деятельности нашего Школьного правительства, приходится сталкиваться со многими трудностями. Одну я уже осветила. Вторая – отсутствие налаженной связи с общественностью, с лидерами других общественных организаций. Немногие серьезно относятся к деятельности подобных детских организаций, считая это очередной прихотью школьников или самой школы. А как необходимо меценатство и спонсорство и в этой сфере жизнедеятельности общества. Ведь при организации даже самого незначительного мероприятия всегда возникает проблема награждения, поощрения, стимулирования… И здесь тупик. А если необходимо куда-то съездить, то проблема с транспортом остается практически неразрешенной. Трудно в одиночку пытаться что-либо предпринять, тем более, когда взрослые скептически относятся к таким начинаниям… Хотелось бы, чтобы в будущем существовал бы какой-нибудь единый благотворительный фонд, чтобы снять остроту финансовых проблем школьного самоуправления.

И еще одно желание по поводу того, каким хочу видеть школьное самоуправление. На сегодняшний день наши полномочия довольно обширные и, если честно, практически все реализуемы. Но если члены Школьного правительства с энтузиазмом берутся за дела, то многие учащиеся, ради которых это все и проводится, игнорируют и не помогают им в этом. Мне кажется, что учить надо не только членов школьного самоуправления, но и просвещать всех обучающихся. Сегодня, когда школа реализует демократические принципы, многие ребята считают, что они ограничены в своих действиях, что многое они не могут, либо им не дадут это сделать. И нужно ломать такой стереотип, ведь наша деятельность – яркий тому пример. Нам многое под силу, нужно только захотеть. И в этом направлении тоже требуется помощь. Наверное, если бы ребятам несколько раз объяснить, рассказать, как действует такая организация, каковы принципы и вертикаль этой деятельности, то многие бы изменили свое мнение о роли детского самоуправления.

Я надеюсь, что грандиозные реформы, которые сейчас идут в сфере образования, затронут и одну из ее составляющих – ученическое самоуправление. И если, на мой взгляд, удастся решить хотя бы перечисленные проблемы, то школьное самоуправление перестанет быть просто красивым, звучным словосочетанием, а превратится в помощника и полноправного субъекта образовательного процесса!

Что ж, затем в моей жизни наступила пауза, я устроилась на работу на завод, уборщиком, но чем дольше я работала, тем больше понимала, что образование нужно получать, и заставлять себя идти дальше. Тут, видимо, кто-то свыше решил, что мне еще рано прекращать эту самую паузу и у меня заболела мама. Длиной в целый год мы боролись вместе за её жизнь и здоровье. Сначала операция, а затем долгие месяцы на восстановление после нее. Всё это время не утихал круговорот мыслей в моей голове. Все эти долгие месяцы мои размышления о смысле жизни приходили к одному логическому шагу, пора идти учиться.

К девятнадцати годам многие уже учатся в институтах и радуются студенческой жизни, мне же необходимо было получить среднее образование - одиннадцать классов. Честно сказать, было страшновато, а вдруг мне дорога в уборщики? Но, откинув никчемные сомнения, передо мной встал выбор - куда же пойти? Кто примет девятнадцатилетнюю девчонку с девятью классами? В техникум я идти не захотела, не найдя в их списках профессии, которая бы меня заинтересовала, и мой выбор пал на «Профессиональный лицей №46». «Профессия парикмахер, никогда с голоду умереть не даст, всегда смогу заработать на хлеб своими руками» - думала я. Моя прошлая жизнь не хотела меня отпускать, и я не сразу начала учёбу, принеся документы, мне сообщили, что группы укомплектованы. «Ждите, сообщим, могут быть передвижения по группе!» - сказали мне. И я стала ждать, через день, названивая в лицей. Две недели прошли в утомительном ожидании и надежде. Снова звонок и секретарь сообщает, что освободилось место! В этот же день я уже сидела на занятиях.

Постепенно я вошла в учебный процесс и стала достаточно неплохо учиться, ведь до школьных злоключений я была почти отличницей. Как ни странно, ощущения отчужденности не было. Сначала я стала старостой группы и ходила на собрания Совета лицея, где предлагала свои коррективы по деятельности самоуправления лицея. Почти сразу начались всякие мероприятия разных направлений, и педагоги часто вовлекали нас - первокурсников в них. Эврика! В один день, ко мне подходит наш мастер ПО и просит поехать на форум, так как участница, которая должна была ехать, приболела. Форум «Поколение 2020», стал первым мероприятием, в котором я отличилась. Я с воодушевлением участвовала в спорах и обсуждениях, и даже дала интервью местной молодежной программе, а по окончанию мероприятия получила «Диплом за активное участие», который выдавали далеко не всем. После чего началась моя активная волонтерская деятельность. Свою значимость для развития лицея и обучающихся мы особенно почувствовали через участие в молодежном турнире самоуправления в 2010 году, который позволил определить четкую позицию в развитии ученического самоуправления на примерах других команд.

Чувство собственной значимости для лицея не переставало меня покидать, ощущение, что ты играешь важную роль в общественной жизни великолепно! Меня постепенно покинула депрессия и появился интерес к обучению, не стало того гнетущего чувства собственной ненужности.

На втором курсе я уже председатель Совета Лицея, и деятельность нашего самоуправления стала более активной. Еще больше мероприятий требовало моего участия, а также крепкой сплоченной команды самоуправления. Очень важно то, что ответственность меняет модель поведения, в котором мы осознаем, что есть на твоем пути союзники и у тебя есть шанс стать частью команды.
Уроки закончены. Сбор Совета. Кажется, сил уже нет совсем. А начнешь работать в команде - и общее дело, словно родниковая вода, промывает изнутри. Это особое ощущение, когда результат звучит не откуда-то в отчете, а вокруг и внутри тебя!

Совсем недавно, произошло еще одно событие, которое дало толчок к новому направлению в моей жизни. Это визит профессора политологии из с лекцией по геополитике. Он зажег мой интерес, и после его выступления я решилась подойти и задать пару вопросов и обсудить некоторые детали. После моего красноречивого монолога он спросил меня: «Что вы собираетесь делать после окончания вашего лицея? - Пойду работать,- уверенно ответила я. - Знаете что, Вы обязательно должный пойти учиться дальше, нам нужны такие люди как вы! - Не знаю, потяну ли? - ответила я, - Потяните, еще как потяните!» Эти слова меня ударили, будто током и я поняла, что он прав, мне нужно идти дальше. С этого момента в мои планы входит поступление в институт и продолжение активной позиции в деятельности самоуправления.

К чему такая долгая история, может спросите Вы? Так я отвечу!

Самоуправление сыграло очень важную роль в моей жизни, благодаря ему я узнала очень много интересных людей, я почувствовала силы и уверенность в самой себе. Я преобразилась внутренне и начала преображаться внешне! Обучение стало не скучной рутиной, а насыщенным и интересным событием. Самоуправление - это ответственность, которую очень интересно нести, и я, как лидер нашего лицея хочу, чтобы оно развивалось во всех учебных заведениях, пробуждало в молодых людях массу позитивных эмоций, толчков к саморазвитию!

В общем деле воплощается душа. Участвуя в общем деле, мы раскрываем свою личность, становимся ближе к самой сути своего бытия.

Ждем ваши комментарии и приглашаем на наш будущий турнир - http://turnir.mmforum.ru/

1. Кормление с ложечки в далёкой перспективе может научить нас только тому, какая форма у самой ложки. Е. М. Фостер

2. Секрет настоящего обучения в том, чтобы подумать о том, что ты выучил сегодня утром так, будто ты знал это всю жизнь. Автор неизвестен

3. Мы можем научить, исходя из нашего опыта, но мы не можем передать сам опыт. Саша Азеведо

4. Учитель - это тот, кто с течением времени делает себя ненужным. Томас Каррутерс

5. Мне нравятся учителя, которые кроме домашнего задания дают нам домой что-то ещё, о чем можно подумать. Лили Томлин

6. Преподавание - это возможность обучиться чему-то дважды. Джозеф Юбер

7. Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний. Альберт Эйнштейн

8. Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние. Генри Адамс

9. По-настоящему мудрый учитель не приглашает вас посетить его собственный дом мудрости, но ведёт вас к порогу вашего собственного разума. Халиль Джебран

10. Искусство обучения - это искусство помощи открытиям. Марк Ван Дорен

11. Я не учитель. Я - тот, кто пробуждает вас. Роберт Фрост

12. Не пытайтесь вылечить ваших студентов, вылечите сначала себя. Хороший учитель сделает плохого студента хорошим, а хорошего студента великолепным. Марва Коллинз

13. Когда наши студенты проваливаются, мы, как их учителя, тоже проваливаемся. Марва Коллинз

14. Когда преподаешь, нужно знать три вещи: свой предмет, кому ты его преподаешь и то, как преподать свой материал элегантно. Лола Мей

15. Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет. Уилльям Артут Ворд

16. Средний учитель разъясняет сложные вещи, одарённый учитель раскрывает красоту простых вещей. Роберт Браульт

17. Хороший учитель - как свеча. Он растворяет себя для того, чтобы дать другим свет. Автор неизвестен

18. Не злись на других, что не можешь заставить их быть такими, как тебе угодно. Злись на себя за то, что не можешь стать таким, каким хочешь быть. Томас А. Кемпис

19. Настоящая цель каждого учителя не в том, чтобы внушить своё мнение другим, а в том, чтобы разжечь умы других. Ф. В. Робертсон

20. Ум - это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь. Плутарх

21. Знать, как делать предположения, - это великое искусство учителя. Генри Фредерик Амиель

22. Вы можете заплатить людям, чтобы они учили. Но вы не можете заплатить им, чтобы они беспокоились о результате. Марва Коллинс

23. Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам. Ричард Генри Данн

24. Никто не сможет научить краба идти по прямой. Аристофан

25. Я никогда не учу своих учеников. Я только предоставляю условия, в которых они смогут учиться. Альберт Эйнштейн

26. Идеальные учителя - это люди-мосты, которые предлагают своим студентам перейти на другой берег. В тот момент, когда они решаются, мосты разрушаются и учителя вдохновляют студентов строить свои мосты. Никос Казандзакис

27. Иногда один человек может вдохновить множество других. Эндрю Джексон

28. Поток мыслей - это истории, истории о разных событиях, истории о людях и истории о достижениях. Самые лучшие учителя - это самые лучшие рассказчики историй. Мы учимся, слушая истории. Фрэнк Смит

29. Хороший учитель даёт больше вопросов, чем ответов. Джозеф Альберс

30. Время - это великий учитель. Как жаль, что он убивает всех своих учеников. Луис Гектор Берлиоз

31. Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами. Автор неизвестен.

32. Эй, великие учителя: слушайте, что вы говорите! Гёте

33. Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. Анатолий Васильевич Луначарский

34. Преподавание должно быть наполнено идеями, а не напичкано фактами. Автор неизвестен

35. Прежде чем учить других, человек должен понять своё жизненное направление. Будда

36. Обращайтесь с людьми так, как будто они уже идеальны, и тогда вы поможете им стать теми, кем они могут стать. Гёте

37. Лучшие учителя учат с помощью своего сердца, а не с помощью книги. Автор неизвестен

38. Учитель, который преподает, не вдохновляя студентов на обучение, пытается ковать холодное железо. Гораций Манн

39. Дайте мне рыбу, и я смогу насытиться на день. Научите меня ловить рыбу, и я буду сыт всю свою жизнь. Китайская пословица

40. Учителя, которые "выгорают", - это не те, кто постоянно учатся, что тоже может быть изматывающим. Те, кто "выгорают", - это учителя, которые пытаются держать своих студентов и происходящее в классе под своим постоянным контролем. Фрэнк Смит

41. Будь тем, кто открывает двери для тех, кто идет за тобой. Ральф Вальдо Эмерсон

42. Настоящий учитель научит своих учеников не поддаваться чужому влиянию, в том числе своему. Эймос Бронсон Элкотт

43. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л.Н. Толстой

44. Учителя должны вести вперед, не заставляя, и участвовать, не подавляя. С. Б. Неблетте

45. На каждого, кто хочет преподавать, приходится около 30 людей, которые больше ничему не хотят учиться. В. С. Стеллар

46. Самое важное знание для каждого учителя, чтобы делать свою работу хорошо, - это знание о том, как его ученики переживают процесс обучения, и о том, как они воспринимают действия своего учителя. Стивен Брукфилд

47. Вы не можете управлять ветром, но вы можете натянуть паруса. Автор неизвестен

48. Чтобы воспитывать другого, мы должны в первую очередь воспитать себя. Николай Васильевич Гоголь

49. Всё должно быть настолько просто, насколько это возможно. Но не проще. Альберт Эйнштейн

50. Учитель работает над самой ответственной задачей, - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. М.И. Калинин

Насколько важен вопрос студенческого самоуправления (далее СС) сегодня? Почему студенты проявляют инициативу стать членом СС? Лишь при более глубоком анализе можно обнаружить, что для многих студентов — это является первой ступенькой приобретения опыта в работе, формирования качественных черт характера, самореализации себя в социуме.

В СС работает молодежь, которая стремится решать студенческие проблемные вопросы. Студенческие годы — это годы молодости, энтузиазма, радости, время, когда хочется сделать что-то невероятно гениальное, появляется множество идей, начинаешь искать единомышленников и создаешь что-то уже не сам, а вместе с командой единомышленников. Именно так появляется СС. Именно здесь молодой человек начинает воспитывать в себе навыки силы воли, трудолюбия, авторитета. Участие в деятельности ОСС — это прекрасная возможность получить навыки испытать себя как лидера и руководителя.

Благодаря студенческим инициативам можно определять новые направления развития вне учебной деятельности, совершенствовать учебный процесс. И никто не сможет решить проблемы студенчества лучше самих студентов, так необходимостью существования СС в университете не подвергается сомнениям.

Студент не только осваивает все нужные для него науки, но и благодаря СС более полно и всесторонне развивается как личность. А образованная и всесторонне развитая молодежь — это гарант успешного будущего государства. Однако в организации СС сегодня есть определенные недостатки и проблемы. В значительной степени это проявляется в неопределенности роли органов СС при решении вопросов организации учебного процесса, назначение стипендий, трудоустройство, поселение в общежитиях и т.д. Не всегда есть понимание и поддержка студенчества со стороны руководителей высших учебных заведений. Задача СС заключается в том, чтобы помочь студентам в их научной, профессиональной и общественной работе, наладить быт и досуг студентов в студенческом городке, посодействовать в организации отдыха и т.д. А важнейшая задача СС заключается в защите интересов студентов и их согласовании с интересами администрации высших учебных заведений и государства.

Важными аспектами для решения этих проблем являются: — конструктивное сотрудничество между студентами и администрацией высшего учебного заведения, которая будет играть важную роль в развитии ОСС;

— возможность воспитания СС реальных лидеров общества, формирование элиты нации;

— возможность студента за участия в ОСС почувствовать себя гражданином государства, создавать возможности для своей реализации, почувствовать себя одаренной и талантливой личностью.

И именно СС — это путь к расширению гражданского общества, которое позволяет каждому студенту раскрыть свои потенциальные возможности, способности и навыки, а также найти много друзей. Это еще одна школа жизни, которую проживает студент, где может реализовать себя, не стоять на месте, искать интересные, новые идеи и брать для себя все самое лучшее.

Шествие с воздушными шариками,

или У нас контролёров хватает

Очевидно, общество вполне подошло к пониманию того, что студенческое самоуправление - это серьезная сила.

Очередной попыткой налаживания диалога Минобрнауки с представителями молодёжных студенческих организаций стал круглый стол «Развитие системы высшего профессионального образования как важнейший фактор научно-технологической модернизации России», организованный компанией «Парк-медиа» и министерством, который прошел в июле этого года. В нем приняли участие, с одной стороны, представители студенческих организаций, претендующих на всероссийский статус, - с другой, министерские чиновники высокого ранга и представители ряда вузов, в основном, столичных.

Вопросом номер раз круглого стола был, каковы рамки поля, на ниве которого может (и должно?) осуществлять кипучую деятельность «самоуправляющееся» студенчество.

Позицию Минобрнауки убедительно представили Татьяна ДАВЫДЕНКО, директор департамента профессионального образования, и Татьяна БАРХАТОВА, заместитель руководителя Рособрнадзора. Взаимодействие с органами студенческого самоуправления было названо одной из ключевых проблем деятельности министерства, а «создание внешней независимой системы оценки качества, в которой могут участвовать представители студенческих организаций», - одним из приоритетных направлений.

Представители студенческих организаций, а это - Российский союз студенческих организаций, Российский студенческий союз, Российский союз молодёжи, Всероссийский студенческий союз и другие - с разной степенью «фундаментальности» изложили свое видение участия в деле модернизации системы высшей школы. Названные возможные направления взаимодействия с Минобрнауки России в целом представители студенчества поддержали, однако заявили, что пункт о студенческом самоуправлении в законе об образовании следует конкретизировать, и кивнули на Запад, где студенты активно участвуют в управлении учебным заведением. Была высказана точка зрения о том, что студенческое самоуправление должно заниматься такими направлениями деятельности, как развитие качества образования, внеучебная жизнь студентов, наука и инновации, работа с молодыми учёными по вопросам модернизации, поддержка изобретателей, трудоустройство выпускников, самореализация студентов.

Серьезной проблемой, по мнению представителей студенчества, является то, что «студенческие союзы зачастую попадают под прессинг и не имеют права организовать ничего серьёзнее шествия с воздушными шариками», а «значительные средства, выделяемые на финансирование студенческого самоуправления, уходят в неопознанный карман».

Однако из песни слов не выкинешь - почему-то не показались ушатом холодной воды оценки, данные целям и задачам деятельности студенческих организаций представителями вузов, квинтэссенция которых заключена в следующей цитате: «Самое опасное, когда они (представители студенческого самоуправления) становятся контролёрами. Да ещё им за это заплатить надо - … «дайте деньги, и мы будем контролировать администрацию». У нас контролёров хватает, нам помощники нужны».

Дискуссия, к счастью, завершилась на вполне позитивной ноте. Александр СТРАДЗЕ, помощник министра образования и науки, подытожил: «Сегодняшний круглый стол - это потребность министра в общении со студенческим сообществом. Нам теперь совершенно понятно, каким образом, в какие сферы и с какими рисками должны и могут встроиться студенческие организации».

Какова Ваша точка зрения на то, куда «должны и могут встроиться студенческие организации»?

P.S. А 13 сентября на «самом верху» - у Президента РФ состоялось совещание по социальному положению студентов , в котором приняли участие ректоры, представители студенческих организаций, главы ряда регионов России. Представителем одной из общероссийских студенческих организаций было высказано предложение принять закон «О студенческом самоуправлении», которое Дмитрий Медведев поддержал.

В связи с этим напрашивается вопрос , на который мы надеемся получить ваши ответы!

На совещании у Президента РФ 13 сентября было высказано предложение принять закон «О студенческом самоуправлении». Однако в Государственной Думе на сегодняшний день находится законопроект «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части создания и деятельности студенческих советов), который был внесен на рассмотрение еще в апреле 2009 года. Назовите, пожалуйста, основные, на Ваш взгляд, проблемы, с которыми связано непринятие (по крайней мере на данный момент!) этого законопроекта? Не повторит ли эту судьбу закон «О студенческом самоуправлении»?



Загрузка...