caspian72.ru

Будущая профессия ребенка. Мы лучше знаем, что тебе надо

Индивидуальная консультация для 8, 9, 10, 11 классов с кандидатом психологических наук , знатоком профессий Эльмирой Давыдовой: обоснованный и точный выбор профессии, подбор вузов и колледжей.

12 лет работы , 10 000 человек прошли профориентацию здесь.

Действует скидка. Консультация одноразовая, продолжительность 1,5—2 часа.
Оплата наличными или картой.

Уважаемые родители! В 2017 году появилась моя книга "Книга о том, как помочь ребёнку выбрать профессию". Её везде продают, можно заказать на Озоне, Лабиринте.

Помогать ребенку с выбором профессии надо еще до рождения их родителей.

Почему? Потому что родитель должен быть всячески готов.

В частности, нужно достигнуть понимания: мой ребенок - это не я сам. Ребенок - другой. Он похож на меня, но он другой. Во-первых, он несет в себе несколько иной набор генов, во вторых, он растет в иную эпоху.

Нужно этого другого изучать. Как изучать его?

А вот надо вести дневник, делать записи, в которых фиксировать поступки, слова, занятия ребенка.

Второе. Нужно дать ребенку как можно больше всего попробовать в жизни.

Не водить машину в 8 лет, боже упаси, это опасно для окружающих, а дать ему возможность общаться с миром простых и сложных вещей. Особенно миром природы: лошади, коровы, овцы, пчелы, рыбалка и прочее.

Если ребенок никогда не пробовал пришить пуговицу или испечь лепешку или прибить гвоздь, покрасить стену краской, фотографировать - он неполноценно познает мир.

Если родители больше заботятся о сохранности одежды ребенка и совершенно не позволяют ему трогать руками лягушку, например, - это плохие родители, они думают о себе, а не о ребенке.

Какое это имеет отношение к выбору профессии?

Выбирая профессию, необходимо исходить из привлекательности объекта труда и привлекательности действий, совершаемых с этим объектом. Например, объектом может быть цифра, а действиями - анализ и строительство структуры. И что же это за профессия может быть?

Программист, финансист. А если вмешивается любовь к технике, то инженер-проектировщик, разработчик.

В младших классах нельзя понять, какая светит человеку профессия, но можно наблюдать и записывать, как человек реагирует на те или иные стимулы, объекты, и какие действия любит он с ними производить. Все это надо записывать. И все. И самим не спать, а все наблюдать и ни в чем познавательном ребенку не отказывать, водить музеи и вместе смотреть кино. И еще обсуждать с ребенком мир и происходящее в мире. И еще поддерживать ребенка похвалой, когда он интересуется хоть чем-то, даже если это что-то кажется вам сущими пустяками. Не говорить: вырастешь - узнаешь.

СРЕДНИЕ КЛАССЫ.

Не переставать делать то, что вы уже делаете. Кроме того, железной волей приучать ребенка к труду. Как к умственному, так и к физическому.

В любой профессии выживает трудолюбивый.

Заниматься спортом, физическими нагрузками. В любой профессии выживает здоровый.

Начинать показывать профессии.

Я знаю семьи, где детей с четырех лет водят в школу моделей.

Воля ваша, но я считаю, что это портит детей. Дети начинают больше интересоваться тем, как они выглядят, а не сложным и интересным миром, в котором они живут. Они становятся нарциссическими личностями.

СТАРШИЕ КЛАССЫ.

Если вы, Родители старшеклассников, все сделали в прошлые годы, как надо, вы уже четко понимаете, как общается ваш ребенок, каков его уровень притязаний, вокруг чего строятся его интересы, в чем его сила, в чем слабость, какие действия он любит совершать.

Вот с этими знаниями ступайте ко мне. Мы вместе очень быстро определим и профессию, и вуз.

Можно ли без меня?

Но за пределами вашего поля внимания могут остаться профессии, о которых вы даже не слышали никогда, а они чудесны, прибыльны и подходят вашему ребенку более всего.

Часто я слышу на моих приемах по профориентации : "как неожиданно, я никогда не думала об этом".

Мамы, папы и прочие родственники! Давайте договоримся сразу – сайт сайт не расскажет вам, как выбрать профессию ребенку вместо него самого!

Этот непростой выбор взрослеющий человек должен сделать сам, а задача родных людей – ПОМОЧЬ выбрать профессию, сориентировать в океане возможностей, показать максимум вариантов! Об этом и пойдет речь в данной статье!

С какого возраста подростку стоит всерьез ориентироваться на профессию?

Разумеется, каждый ребенок за детство меняет множество «будущих профессий».

Но наступает возраст, когда вопрос «кем ты хочешь быть?» перестает быть «дежурным приколом» у бабушек-дедушек-тёть-дядь, а становится вполне реальной проблемой. И дело в том, что в последние пару десятилетий возраст принятия окончательного решения о получении той или иной специальности стремительно уменьшается!

Если во времена отрочества нас и наших родителей вполне типичной бывала ситуация, когда подросток сдавал выпускные экзамены из школы и только тогда начинал всерьез выбирать вуз (или ПТУ после 9-го класса), то сейчас такое себе может позволить разве что безбашенный троечник с родителями-пофигистами…

Как правило, уже с 8-9 класса ответственные мамы и папы требуют от своего чада определиться (иногда уж слишком неприкрыто подсовывая ему собственное видение решения вопроса).

Зубрятся предметы, которые нужны для поступления и успешной сдачи ЕГЭ (аттестат должен быть хорошим, ведь он влияет на поступление!), на дальний план уходят всякие «непрофильные» интересы и хобби – ведь максимум усилий надо направить на главное, на поступление!

Упрекнуть родителей в такой помощи в выборе профессии сложно – планка действительно довольно высока, успешное поступление требует хорошей подготовки, а уделять достаточно внимания всем предметам и внешкольным увлечениям, не теряя в качестве обучения, попросту не хватит времени.

Но проблема в том, что даже самый ответственный школьник вполне может ошибиться в выборе профессии, когда ему 13-14 лет, а до начала карьеры по выбранной стезе – еще добрый десяток лет учебы! И нередка ситуация – мимолетное увлечение ребенка какой-то профессией оборачивается началом утомительной подготовки в тот вуз, который впоследствии оказывается ему неинтересен…

Как решать эту ситуацию, в усредненном варианте? Возможно, о том, как помочь выбрать ребенку выбрать профессию, задумываться слишком рано не надо.

Стоит дать ему максимальные возможности активно изучать действительно интересные ему предметы, также развиваться в своих увлечениях, пробовать что-то новое и т.д. А более конкретное решение можно отложить на последний школьный год – когда будет ясно, какое направление подростка больше интересует.

Как правило, никакие специфические профессиональные знания для поступления в вузы не нужны (кроме творческих специальностей), а любой школьный предмет ради экзамена можно подтянуть за этот последний год.

Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?

Есть два аспекта, как помочь подростку выбрать профессию:

  • Предоставлять все возможности для различных хобби, увлечений и интересов – ведь какое-то из них может стать основой для выбора будущей профессии! Прислушивайтесь к ребенку – что его интересует, что бы он хотел попробовать? Это нужно делать с самого раннего возраста, как только малыш начинает обнаруживать какие-либо способности и склонности! Косвенно могут помочь выбрать профессию ребенку секции, кружки, творческие студии, репетиторы школьных предметов и , детские и молодежные лагеря (с обучением чему-либо или языковой практикой), и т.д.
  • Показывать подростку интересующие его профессии максимально реалистично, рассказывать о них. Если это возможно – на каникулах можно устроить в интересующей его сфере. Очень здорово, если кто-либо из ваших знакомых является представителем данной профессии, может о ней толково рассказать. Хорошо, если есть возможности провести экскурсию на предприятие (на конкретное рабочее место)! Разумеется, поможет выбрать профессию также чтение статей, книг и прочих материалов об этой профессии, интервью с ее выдающимися представителями, и т.д.

Кроме того, помочь выбрать профессию может хороший психолог – существует множество тестов, к какой деятельности более склонен тот или иной человек.

Если ребенок мечтает получить необычную профессию...

Мы об этом уже сказали в самом начале – самостоятельный выбор взрослеющей личности нельзя осуждать, а тем более – запрещать и требовать выбрать какой-то другой вуз или факультет. Это его жизнь, и он имеет полное право проживать ее так, как ему хочется! Ваша задача – лишь помочь выбрать подростку профессию!

Но все же тревогу родителей за будущее родного ребенка понять можно… Спешим утешить мам и пап будущих актеров, живописцев, философов и т.д.:

  • У человека с дипломом по творческой специальности обычно гораздо более широкие возможности трудоустройства, нежели написано в «корочке». Например, художники-живописцы могут делать росписи в интерьерах, заниматься иллюстрированием книг и прочей печатной продукции, дизайном сайтов и т.д. Актеры могут заниматься проведением массовых мероприятий, быть ведущими праздников, шоу или телепрограмм…То есть, как правило, всегда есть возможность после окончания вуза немного перепрофилироваться, если сложно найти работу сугубо по специальности.
  • Есть «вечные» профессии. К ним можно отнести, например, те, что связаны с ручным трудом – это мебельщики, строители, швеи, и т.д. Мастера с «золотыми руками» всегда будут востребованы, это люди, которых меньше всего касаются кризисы и безработица.
  • Некоторые профессии имеют большой потенциал в будущем, но пока что кажутся экзотичными. Возможно, выбор вашего ребенка окажется перспективным через несколько лет, и он одним из первых окажется востребованным на рынке трудоустройства!
  • Если человек действительно увлечен своим делом, то у него есть шансы на успех даже в том случае, когда профессиональная ниша довольно узка!

Хотите помочь выбрать ребенку профессию, которая ему будет по-настоящему нравиться? Дайте ему «пробный год».

Пусть он поступит в вуз своей мечты и проучится там год – за это время он сможет понять, действительно ли ему близка выбранная профессия, так ли она выглядит «изнутри», как представлялась до поступления. И если окажется, что это не его стезя, то постарайтесь не осуждать и поддержать ребенка, когда он захочет перевестись или поступить заново в другой вуз – план Б может оказаться намного обдуманнее!

Ваше чадо уже подросло, приносит из школы хорошие или не очень оценки, норовит одолжить мамину блузку или побрызгаться папиным одеколоном... При мысли о том, что приближается время выбора будущей профессии, большинство родителей охватывает паника. Сможет ли он или она поступить? Выберет ли денежную специальность или будет горбатиться за кусок хлеба без масла? Не бросит ли институт после первого курса?

Но главное – это первый самостоятельный выбор вашего ребенка, первый урок жизни: чтобы что-то выбрать, нужно от чего-то отказаться. Не отнимайте у него этот шаг к самостоятельности, не решайте за дочь или сына. А вот родительская поддержка в этот период необходима. Как помочь подростку с профориентацией?

Типичная головная боль родителей:

Ваши сын или дочь витают в облаках, не предпринимая никаких реальных шагов к выбору будущей профессии и вуза (колледжа). Вы боитесь, что ребенок упустит время и останется ни с чем. Возможно, ваше чадо уже ощутило в себе какие-то склонности, но боится делать решительный шаг – звонить в приемную комиссию, ходить на дни открытых дверей, планировать запись на подготовительные курсы... Поговорите с ребенком. Если это так - помогите ему составить конкретный план, обсудите, сколько времени у него есть и что необходимо сделать.

Подросток все еще не может определиться, не знает, кем хочет быть. В таких случаях помогает обращение к профессионалам. Психологов–специалистов по профориентации сейчас можно найти практически в любом городе. Желательно выбрать психолога, который в своей работе не ограничивается формализованным тестом (подобный тест ребенок может самостоятельно пройти на компьютере за час), а делает упор на личную беседу, впечатление от ребенка, его рассказ о собственных увлечениях. Важно, чтобы этот человек хорошо ориентировался в современном рынке труда, обладал знаниями о различных и широким взглядом на процесс профессионального самоопределения. Ведь в настоящее время человек может успешно сменить несколько специальностей за свою жизнь.

Вы ничего не знаете о той профессии, которую выбрало ваше чадо. Получение информации о той или иной профессии – наиболее важный шаг на пути к профориентации. Замечательно, если вы обладаете знаниями о выбранной сыном или дочерью специальности. Если же вы биолог, а ваш отпрыск мечтает учиться на специалиста по рекламе, вы можете вместе поискать информацию о рекламном бизнесе в Интернете, расспросить знакомых, сходить на день открытых дверей на соответствующих факультетах в нескольких разных вузах.

При возможности очень полезно организовать встречу подростка со взрослым - представителем его будущей профессии, который смог бы рассказать ему о тонкостях работы в данной сфере. Только убедитесь заранее, что этот человек настроен доброжелательно и более или менее позитивно. Есть люди-нытики, которые готовы рассказывать лишь о том, как плоха их работа, какая низкая зарплата у специалистов именно этой области, подробно рассказать обо всех минусах своего ремесла, ни разу не упомянув о плюсах. Такие люди встречаются, наверное, в каждой профессии. Возможно, их жалобы в чем-то оправданы, но все время хочется задать им вопрос: «Если в твоей работе есть только минусы, почему ты до сих пор занимаешься этим делом, почему не сменил специальность?». Вряд ли этот человек сможет рассказать вашему ребенку что-то полезное, разве что запугает и собьет с толку.

Он боится - «вдруг я не подойду». Дайте ему возможность попробовать себя в деле. Понятно, что ваш ребенок не сможет поработать врачом или психологом, будучи старшеклассником. Но вполне реально на время летних каникул, к примеру, устроиться на неквалифицированную работу в то место, где он в будущем хочет работать – промоутером в рекламное агентство, санитаром в больницу, курьером в редакцию. Изнутри увидев местную кухню, подросток сможет более реалистично подойти к своему выбору. Даже если ваше чадо откажется от работы в выбранной сфере, то получит неоценимый опыт: , вести себя с начальством, общаться с коллегами.

А вот чего делать точно не стоит:

Не заставляйте ребенка заниматься воплощением вашей собственной нереализованной мечты. Если вы когда-то хотели заниматься художественной гимнастикой, стать врачом или музыкантом - не подталкивайте ребенка на этот путь, чтобы он осуществил вашу мечту за вас. Ребенок - не ваше продолжение, а отдельная личность.

Еще одна трагедия – когда родители заставляют детей против их желания «продолжать профессиональную династию». Понятно, что в вашей семье быть врачами или бизнесменами – это традиция, гордость. Но профессиональные склонности не передаются по наследству! Бывает, что воспитанный в определенной профессиональной среде ребенок с удовольствием выбирает специальность «отцов и дедов» - это ему интересно и с детства знакомо. Прекрасно, если так и получилось. Но если ребенок признается вам, что у него не лежит душа, к примеру, к химии – не заставляйте его поступать в «освященный традицией» вуз. Вдруг в вашей семье растет талантливый художник или гениальный врач, который спасет множество жизней, а вы сделаете из него весьма посредственного химика?.. Ненавистная работа способна испортить человеку всю жизнь.

Не запугивайте ребенка заявлениями вроде: «Какой из тебя программист, у тебя по математике одни двойки!», «Тебе прямая дорога в техникум!», «С такими оценками даже в дворники не берут, а ты хочешь быть экономистом!». Во-первых, этим вы занизите его самооценку. Во-вторых, это большой педагогический просчет: если ваше чадо и впрямь мечтает работать над созданием компьютерных игр или стать «большим начальником» в крупной торговой фирме, это может стать прекрасной мотивацией подтянуться по каким-то предметам. Спокойно объясните подростку, что для обучения на инженера-программиста ему понадобится сдать сложный экзамен по математике, да и в самом институте этого предмета будет довольно много. На большинстве экономических факультетов к тому же сдают тесты по русскому и английскому языкам. Поэтому, если он хочет приблизить свою мечту к реальности, над этим придется поработать. Поверьте, эти слова действуют намного лучше, чем фраза «тебя никуда не возьмут».

Ни в коем случае не смейтесь над его романтическими мечтами стать археологом или работать в зоопарке. Нельзя говорить подростку нечто вроде «да все равно у тебя ничего не получится», «это несерьезно», «с такой профессией тебе нечего будет есть». Люди самых разных специальностей . Вы не знаете, как именно проявится талант у вашего чада. Если у ребенка есть профессиональная мечта, пусть даже самая сумасшедшая и нелепая, он имеет право попытаться.

Экология жизни. Дети: В современном мире цена ошибки сильно возросла, учитывая тревогу родителей, которой нагружается школьник...

Пользу выбора профессии сложно переоценить, у вас есть своя комната, своя школа, свои друзья, и даже велосипед, а теперь будет и профессия. Это в большей степени относится к реальному и сложному профессиональному выбору и он всегда индивидуальный, то есть это реальная ответственность.

В современном мире цена ошибки сильно возросла, учитывая тревогу родителей, которой нагружается школьник, это касается и ЕГЭ, и дальнейшего обучения.

Чего уж говорить, современные экзамены стали неким подобием теста на родительскую профпригодность: «Мы проходим по баллам туда-то, а вы?».

Тогда и получается, что профессиональное призвание штука, чрезмерно нагруженная страхом ошибки и родителей, и самих подростков. Соответственно поиски профессии превращаются иногда в попытки избежать ошибки или выбрать беспроигрышный вариант, порой, подменяя реальное профессиональное призвание.

Хотя призвание – это всегда ощущение себя настоящего, поиски себя, попытка отыскать в деятельности и собственных интересах свое лицо, свой смысл и воплотить это в выбор профессии. Когда я могу сказать, что я - это не только я, но и моя профессия.

Мне часто на семейных встречах приходится сталкиваться с некоторой «зашуганностью» или уходом, капитуляцией подростка, когда ни он, ни родители не знают куда дальше двигаться, а приближается время поступления.

Это объяснимо, учитывая издержки тревоги родителей и современное поколение, заточенное на успех и своеобразную моду в профессиях, сложно недооценивать степень рисков.

И не поддерживать в этом подростка опасно, ведь он очень скоро может напугаться такой ответственности и сдаться под натиском родителей, которые, скорее всего, будут воспринимать это как некую лень и нежелание выбора вообще.

Все что нужно здесь - это некоторая помощь в адекватном построении плана, который будет лишь реалистичен во времени, месте и объекте профессии, на это требуется большое терпение и это не делается за один раз.

Поэтому норма профориентации, как науки о поиске профессионального призвания и самоопределения, как раз и состоит в изменчивости мира и поиске лучшего профессионального поприща. И она в этом играет лишь начальную роль, всю же остальную работу делает сам подросток, когда планирует будущее, узнает наличие профессий и их принадлежность, пытается строить прогнозы, узнает про вещи, связанные с работой.

Поэтому так часто ему нужна помощь, информация и поддержка в профессиональном выборе.

Главными постулатами в этом процессе считаются 3 кита выбора профессии.

  • Первый – это всеобщая талантливость, бесталанных людей не существует, там, где есть человек, всегда существует и его призвание, если этого нет, значит, человек занят не своим делом.
  • Второй постулат говорит о всеобщем превосходстве, это значит, что если у вас что-то получается хуже, чем у других - что-то должно получиться лучше, ищите!
  • Третий - отражает неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Это осознание часто помогает справляться с повышенной тревогой, а создавая профессиональный план, мы можем получить шанс найти наше призвание, хотя придется изрядно постараться, конечно же.


В своих поисках стоит опираться на несколько простых рекомендаций:

1. У нас всегда есть время и право на ошибку – и это абсолютная правда, мы всегда можем изменить свое решение, или спустя время передумать. Наши профессиональные поиски не ограничены временными рамками, как ЕГЭ или ГИА, мы можем ошибиться и пойти искать в другую сторону, даже если поступили учиться не туда, куда изначально хотели. Если мы взглянем на тот же ВУЗ, то заметим период кризиса 3 курса, который проходит каждый студент, переоценивая свою позицию в профессии. В европейских странах существует любопытный феномен, там школьники после окончания школы не поступают сразу в ВУЗ, а занимаются поисками собственного призвания через путешествия, работу, творчество. На моей памяти люди меняли профессии и в 50, и в 70 лет, наш взрослый мир и взрослые поиски себя в профессии не связаны только с образованием, тем более школьным. Только представьте себе мир с главной ошибкой после школы - это было бы ужасно.

2. Ищите информацию о профессиях – мы являемся взрослыми людьми с определенным багажом знаний, жизненного опыта, профессиональной деятельностью, я сейчас говорю об учителях и родителях, которые обладают достаточно объективной информацией о различных профессиях, положении на рынке труда. Даже если это не совсем так, всегда можно разговаривать, искать, подбирать необходимую литературу, найти информацию в интернете об интересующей подростка профессии. По возможности можно организовать встречу с представителями тех профессий, которые интересны, пройти профориентационное обследование и проконсультироваться со специалистами-профконсультантами.

3. Пробуйте себя в профессии, которая интересна - можно использовать для верной профессиональной ориентации механизм «пробы» профессии на себе. Иногда такая возможность предоставляется теми или иными кружками и секциями. Например, если ученик чувствует себя потенциальным журналистом, то убедиться в правильности своего решения можно, работая в редакции школьной газеты. Достаточно часто можно найти возможность для устройства на работу в интересующей его сфере на время каникул, пусть это будет самая неквалифицированная работа. Но, находясь «на месте событий», можно окунуться в атмосферу интересующей профессиональной деятельности, набить «своих шишек». Подобрать подходящую профессиональную пробу, помочь подростку выбрать профессию через реализацию такого варианта зачастую в состоянии только взрослый.

4. Говорите, всегда говорите - очень много полезного относительно выбора будущей профессии может дать серьезный, заранее обдуманный разговор. В разговоре важно определить критерии выбора профессии с учетом знаний и опыта у каждого участника разговора. Стоит говорить о том, ясна ли вообще та профессиональная деятельность, которая интересна, насколько она перспективна. Не менее ценной будет возможность обсуждения альтернатив, при хорошем плане всегда нужен запасной, это поможет избежать характерного зацикливания на одной модной, популярной профессии, не рассматривая другие, может более подходящие варианты. Важно обсудить мотивацию и представления об этой профессии, но не только и не столько стоит говорить об этом, сколько быть рядом и учиться слышать и понимать другого, особенно если этот другой – родитель, который напуган не хуже подростка. Вот об этом и стоит иногда говорить, честность позволит избежать массы взаимных претензий.

5. Изучайте профессиограммы желаемых профессий - они представляют собой описание признаков, характеризующих ту или иную профессию, и включают перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

  • в чем суть данной профессии,
  • чем конкретно занимается сотрудник,
  • в каких условиях происходит труд,
  • какие требования предъявляются к уровню подготовки работников,
  • какие способности нужны для успешного овладения профессией,
  • легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии, на какие заработки можно рассчитывать,
  • каковы возможности для карьерного роста.

6. Создавайте план профессионального самоопределения – в вопросах поиска важно планирование, поскольку это всегда долгосрочный проект, причем индивидуальный, но помощь в нем со стороны родителей будет неоценима. Этот план должен быть реалистичным, достижимым и конкретным.

Он должен учитывать несколько важных пунктов:

  • связаны ли мои желания с предполагаемым местом учебы,
  • достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах учебы, которые я уже выбрал,
  • какова общая картина места учебы,
  • что конкретно будет делать студент в данном учебном заведении,
  • какой уровень теоретической, практической и физической подготовки необходим для обучения в данном учреждении,
  • каковы отзывы об этом учреждении,
  • что известно о режиме и характере учебной деятельности, а также требованиях, предъявляемых к учащимся,
  • насколько реально добиться тех целей, которые я поставил с учетом этого заведения,
  • что необходимо сделать, если «сорвется» лучший вариант,
  • что произойдет, если «сорвутся» и первый, и запасной варианты.

Также важно знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках в школе, днях открытых дверей в учебном заведении.

Но не стоит отождествлять выбранный учебный предмет с профессией, для этого есть другие источники информации, к одному из которых относят общение со специалистами той профессии, в пользу которой сделан выбор. Данный опыт может позволить более реалистично оценить шансы выбранной специальности.

И, конечно, выбирая профессию в подростковом возрасте, нужно быть изначально настроенными на то, что это только один из выборов. Желательно, чтобы он был наиболее подходящим именно на данном этапе. опубликовано

Современные дети быстро созревают физически, но позднее взрослеют психологически. Как влияет волевая незрелость на выбор профессии? Как можно помочь самоопределению подростка? Отвечает психолог Екатерина Бурмистрова.

Формирование воли и профессиональное самоопределение

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Формирование воли обычно происходит лет в 15–16, а начинается где-то с 10-11-12 лет. Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет: не хочет учиться, не представляет себе, кем он хочет быть, эту ситуацию можно и нужно исправлять, это не безнадежная ситуация, но она уже очень запущена. Таких историй становится все больше и больше. Но, к сожалению, об этом не пишут издания, которые читают родители, хотя давно уже пора. Мне кажется, эта ситуация не психологическая, а психо-социальная.

С начала 90-х годов в нашей стране произошли большие перемены. Нынешнее поколение родителей относится к тем, кто успел сформироваться до начала этих процессов или в самом начале 90-х. И нынешние подростки - дети безвременья, эпохи социальных катаклизмов. Как бы мы ни старались создать детям тепличные условия дома, все равно воздух перемен проникает в их жизнь.

Подростки так устроены - им интересно все, что происходит вокруг. Им часто интересно то, что нельзя. И им интересно то, что отличается от точек зрения родителей. А общественная ситуация как пруд, в котором все взбаламучено - старые конструкции разрушены, а новые не возникли. У детей отсутствует положительный образ страны, в которой они живут, национальности, к которой они относятся, они не видят положительных перспектив, динамики развития российского общества.

Например, кто сейчас герой современного российского сериала, даже если подростки его не смотрят? Бандит, мент, офисный планктон, что-то среднее между жуликом и менеджером и т. д.

Профессия или заработок?

Подростки растут в обществе, где совсем отсутствует профориентация. У нынешних подростков отсутствует идея, что важна, и они больше думают не о профессии, а о заработке. Это то, что сильно поменялось за последние десятилетия. И если в советские годы концентрация на заработках считалась чем-то недостойным, то нынешние дети говорят, что неважно, кем я буду работать, главное - сколько денег я заработаю.

Я очень люблю рассказывать историю, которая была на празднике окончания детского сада. Детям была предложена игра - нарисован цветок, на лепестках которого были написаны разные профессии, отдельные цветки для девочек и мальчиков, и нужно было каждому ребенку взять один лепесток. Список профессий составляли воспитатели.

Каких профессий не было на цветке для мальчиков? Не было профессий: военный, космонавт, ученый, учитель, инженер, доктор, строитель, тракторист. В списке вообще не было никаких созидательных профессий. Так какие профессии были? Ди-джей, топ-менеджер, юрист, академик, банкир, бизнесмен, мотогонщик, спортсмен, президент. Такая же история была и у девочек. Были написаны профессии: модель, актриса, дизайнер, домохозяйка, стилист. Это хорошо отражает рейтинг нынешних профессий.

Сложности в выборе профессии

Профориентация - это и то, как родители реагируют на выбор профессии ребенка. Если он скажет, что хочет быть учителем, то наверняка родители скажут: «О, нет. У учителей очень маленькая зарплата». И профориентация состоит в том, кого ребенок постоянно видит в телевизоре: у кого берут интервью, кто постоянно участвует в разных передачах. Реально, настоящей профориентацией никто не занимается. И статус созидательных профессий сильно упал. Конечно, рейтинговые профессии описываются с лучших сторон, но никто не говорит о конкуренции, психологических кризисах, о тоске, которая постигает тех же топ-менеджеров на десятом году работы.

В советское время в школе был предмет - ОПК. Пусть там не было совершенства, но дети осваивали разные профессии - повара, швеи, декоратора, реставратора, шофера, переплетчика. Ребенок сейчас может выбрать профессии согласно диапазону возможностей большого города. А что ребенок видит в мегаполисе? Дворников-таджиков, которые получают копейки, продавцов-молдаван, водителей-армян, тетенек в метро, задерганных учителей. Это, конечно, усугубление, но в целом так и есть. В стране отсутствует инвестирование в науку, отсутствуют структуры, поддерживающие промышленность и сельское хозяйство.

То есть у нынешних детей не может не быть проблем с выбором профессии. Все переносится только на семью. Только семья реально может помочь подростку в выборе профессии. Хотя именно в семье могут «обломать крылья» детской мечте. И родители, как правило, не дают детям право на ошибку в выборе профессии. Да и как дети сделают ошибки или хоть какой-то выбор в жизни и профессии, если родители до десятого класса везде детей сопровождают?

Несамостоятельность современных детей

Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. И родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители или возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку. Это очень важно - от кого исходит волевая интенция. Очень долго волевая интенция исходит от родителей - так устроено наше общество и так устроено наше образование. Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».

Ребенок сейчас воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией - качественнее, быстрее, больше. Ребенок воспринимается как реципиент, как получатель знаний. Он не активен в этом процессе. И уже в подростковом возрасте начинается протест - кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то кует железные доспехи и уходит играть в ролевые игры, кто-то находит более жесткие формы протеста.

Есть выход?

Как всего этого избежать? Мое мнение - хотя бы не делать с ребенком уроки. Не делать настолько, насколько его психотип позволяет, в начальной школе нужно научить делать уроки. Стараться не делать уроки с ребенком, и ни в коем случае - за него. Проверять - по требованию, когда ребенок просит проверять.

И школа не должна быть единственной областью функционирования ребенка. У ребенка должны быть впечатления помимо потребления информации. Хотя бы футбол после школы, а не только английский язык. Необходимы впечатления, связанные с деятельностью руками, телом, с социальными отношениями помимо потребления информации от педагогов разных заведений.

Мне кажется, мегаполис - очень узкий мир, он очень фрагментирован, мы не видим полной картины. У детей при огромном потоке информации крайне сужена социальная среда. В советское время было принято возить школьников на фабрики, заводы, сейчас этого нет. Поэтому задача родителей - расширять опыт ребенка, и социальный, и тот, когда ребенок может что-то сделать руками. Ведь ребенок очень долго помнит что-то сделанное им самим, например, испеченное печенье, сваренное мыло.

А огромный поток информации только дезориентирует ребенка, он не понимает, зачем учить химию или физику, например.

Еще важный момент: и в обществе, и в образовании у детей ориентированность направлена не на процесс, а на результат. Средний результат никого не интересует. Детей заставляют играть не на своем уровне. Дети, особенно старшие в семье, часто находятся под большим прессингом родительских ожиданий. Они должны реализовать все, что не реализовали родители, и еще, возможно, и бабушки, и дедушки.

Получается, что ребенок в классе - один из тридцати. А по ожиданиям семей примерно 27 из 30 должны быть первыми. Это очень сложно, и это очень подогревается в обществе - все эти рейтинги, конкурсы т.п. И дети часто теряют мотивацию, понимая, что они не могут быть первыми.

Ко мне приходят на консультации подростки, и в числе других вопросов я спрашиваю: «А в вашей школе учиться модно?» Как правило, говорят, что учатся несколько человек, а большинству на все наплевать.

Нет готовых ответов

Мне бы хотелось, чтобы родители не ждали готовых ответов на подобные вопросы, а сами составили набор вопросов - себе, друг другу в родительской паре, педагогам ребенка, ребенку. Надо понять, где недостаточно ответов на эти вопросы.

И еще хочу напомнить один из великих, прочно укоренившихся мифов, что школа профориентирует, и ребенок может сам разобраться с выбором профессии. Это, увы, не так. Ребенок может профориентироваться только в семье, общаясь с родителями и другими взрослыми. Иначе родители эту тему передают непонятно кому - или медийной среде, или друзьям-подросткам, или просто чужому дяде. Это должны знать.

Главное, чтобы дети чувствовали интерес родителей к теме их будущей профессии. Хорошо, если дети включатся в диалог, или даже полифонию мнений, или даже отчасти в спор.

Подготовила Тамара Амелина



Загрузка...