Основные показатели физического развития в различных возрастно-половых группах, их особенности и тенденции. Факторы, влияющие на динамику физического развития
Физическое развитие
Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание.
Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства . Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности .
Общие сведения
Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции .
Физическое развитие, наряду с рождаемостью , заболеваемостью и смертностью , является одним из показателей уровня здоровья населения . Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека .
Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.
Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать бо́льшее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы .
Основные параметры
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата . Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния
- Аэробная выносливость - способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
- Скоростная выносливость - способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
- Силовая выносливость - способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
- Скоростно-силовая выносливость - способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
- Гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
- Быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
- Динамическая мышечная сила - способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц - «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
- Ловкость - способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
- Состав тела - соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
- Росто-весовые характеристики и пропорции тела - эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение . Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
- Важным показателем физического развития человека является осанка - комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.
Физическая подготовленность и физическая готовность
Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.
Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью .
Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.
Физическая работоспособность
Работоспособность человека - умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.
См. также
- Костный возраст
- Зубной возраст
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Физическое развитие" в других словарях:
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - человека, совокупность морфол. и функциональных показателей организма, определяющих запас его физич. сил, выносливость и дееспособность. Ф. р. растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биол. возраст) и… … Демографический энциклопедический словарь
I Физическое развитие совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф … Медицинская энциклопедия
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс роста организма, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности. В него входит также и специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов… … Профессиональное образование. Словарь
физическое развитие - fizinis ugdymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių ypatybių, gebėjimų, reikalingų sudėtingai žmogaus veiklai, ugdymas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education; physical training vok. Körpererziehung, f; … Sporto terminų žodynas
физическое развитие - fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kompleksas morfologinių ir fiziologinių savybių, tam tikru mastu apibūdinančių organizmo fizinio ir lytinio subrendimo būklę, fizinį pajėgumą ir harmoningumą. Fizinį… … Sporto terminų žodynas
физическое развитие - fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vystymosi rezultatas – morfologinių požymių (visuotinių kūno dydžių, kūno dalių proporcijų, konstitucijos) ir fiziologinių savybių visuma tam tikru gyvenimo momentu (metu) … Sporto terminų žodynas
физическое развитие - fizinis vystymasis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus organizmo morfologinių ir funkcinių savybių dėsningas kiekybinis ir kokybinis kitimas, vykstantis visą gyvenimą dėl natūralaus augimo, fizinio aktyvumo, gyvenimo… … Sporto terminų žodynas
Процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… … Большая советская энциклопедия
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - 1) закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и физических способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни; 2) в узком значении физическое состояние человека,… … Психомоторика: cловарь-справочник
1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и… … Большой медицинский словарь
Книги
- Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет. ФГОС , Сучкова Ирина Михайловна, Мартынова Елена Анатольевна. Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет по программе "Детство" . ФГОС ДО Представленное планирование отражает содержание работы по…
Показатели физического развития
Виды диагностики, цель, задачи
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ЛЕКЦИЯ 6
ПЛАН:
1. Виды диагностики, цель, задачи
2. Показатели физического развития
3. Оценка функциональной тренированности
4. Самоконтроль
4.1. Субъективные показатели самоконтроля
4.2. Объективные показатели самоконтроля
ДИАГНОСТИКА – оценка состояния здоровья занимающегося.
ДИАГНОЗ – заключение о состоянии здоровья занимающегося.
Основными видами диагностики являются :
· Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.
· Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.
· Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, функциональной и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Цель диагностики – оптимизация процесса занятий физической культурой на базе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.
Задачи диагностики:
1) Врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
2) Оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;
3) Выполнение плана тренировочных занятий;
4) Определение тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической);
5) Прогнозирование достижений спортсменов;
6) Выявление динамики спортивных результатов;
7) Отбор талантливых спортсменов.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Термин ʼʼфизическое развитиеʼʼ употребляется в двух значениях:
1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;
2) как состояние, ᴛ.ᴇ. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - ϶ᴛᴏ комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели:
Соматометрические;
Физиометрические;
Соматоскопические.
К соматометрическим показателям относятся :
· Рост – длина тела.
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
· Вес – правильнее говорить ʼʼмасса телаʼʼ.
Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Далее вес стабилизируется, а в дальнейшем исходя из направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.
Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко используют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:
Для людей ростом 155-165 см:
оптимальный вес = длина тела – 100
Для людей ростом 165-175 см:
оптимальный вес = длина тела – 105
Для людей ростом 175 см и выше:
оптимальный вес = длина тела – 110
Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает также окружность грудной клетки:
· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.
Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.
Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.
Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.
· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.
К физиометрическим показателям относятся :
· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.
ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.
Средние показатели ЖЕЛ:
У мужчин 3500- 4200 мл,
У женщин 2500-3000 мл,
У спортсменов 6000-7500 мл.
Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :
Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400
Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800
где L – рост в см, P – вес в кᴦ.
К примеру, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.
· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).
В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.
· Потребление кислорода – количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.
В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.
Наибольшее количество кислорода, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, принято называть максимальным потреблением кислорода (МПК ).
· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.
Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кᴦ.
У правшей средние значения силы правой кисти :
Для мужчин 35-50 кг;
Для женщин 25-33 кᴦ.
Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.
При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, ᴛ.ᴇ. соотнесенную с массой тела.
Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.
К примеру, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кᴦ.:
52 х 100 / 75 = 69,33%
Средние показатели относительной силы:
У мужчин 60-70% массы тела;
У женщин 45-50% массы тела.
К соматоскопическим показателям относятся :
· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.
При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята͵ нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.
При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.
· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.
Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).
· Форма грудной клетки
Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).
Рис 3. Формы грудной клетки:
а - коническая;
б - цилиндрическая;
в - уплощенная;
α - надчревный угол
Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.
Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.
Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой должна быть снижена дыхательная функция.
Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.
· Форма спины
Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.
Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. принято называть кифозом, вперёд – лордозом.
В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.
Одними из базовых причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.
· Форма ног
Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.
развития костей и мышц нижних конечностей.
· Форма стопы
Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.
Рис. 6. Формы ступней:
а – полая
б – нормальная
в – уплощённая
г – плоская
Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.
· Форма живота
Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.
Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).
Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.
· Жироотложение
Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Вместе с тем, определяют равномерность и локальное отложение жира.
производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.
Показатели физического развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Показатели физического развития" 2017, 2018.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:
1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;
2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели:
Соматометрические;
Физиометрические;
Соматоскопические.
К соматометрическим показателям относятся :
· Рост – длина тела.
Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
· Вес – правильнее говорить «масса тела».
Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.
Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко используют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:
Для людей ростом 155-165 см:
оптимальный вес = длина тела – 100
Для людей ростом 165-175 см:
оптимальный вес = длина тела – 105
Для людей ростом 175 см и выше:
оптимальный вес = длина тела – 110
Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает также окружность грудной клетки:
· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.
Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.
Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.
Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.
· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.
К физиометрическим показателям относятся :
· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.
ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.
Средние показатели ЖЕЛ:
У мужчин 3500- 4200 мл,
У женщин 2500-3000 мл,
У спортсменов 6000-7500 мл.
Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :
Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400
Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800
где L – рост в см, P – вес в кг.
Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.
· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).
В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.
· Потребление кислорода – количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.
В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.
Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК ).
· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.
Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кг.
У правшей средние значения силы правой кисти :
Для мужчин 35-50 кг;
Для женщин 25-33 кг.
Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.
При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела.
Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.
Например, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кг.:
52 х 100 / 75 = 69,33%
Средние показатели относительной силы:
У мужчин 60-70% массы тела;
У женщин 45-50% массы тела.
К соматоскопическим показателям относятся :
· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.
При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.
При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.
· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.
Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).
· Форма грудной клетки
Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).
Рис 3. Формы грудной клетки:
а - коническая;
б - цилиндрическая;
в - уплощенная;
α - надчревный угол
Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.
Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.
Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.
Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.
· Форма спины
Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.
Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. называется кифозом, вперёд – лордозом.
В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.
Одними из основных причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.
· Форма ног
Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.
развития костей и мышц нижних конечностей.
· Форма стопы
Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.
Рис. 6. Формы ступней:
а – полая
б – нормальная
в – уплощённая
г – плоская
Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.
· Форма живота
Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.
Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).
Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.
· Жироотложение
Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Кроме того, определяют равномерность и локальное отложение жира.
производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс изменения форм и функций организма человека на протяжении его жизни. Для изучения и характеристики физического развития условно выбирают ряд общих признаков, поддающихся объективному учету и относительно простому измерению: показатели роста, веса тела, окружности грудной клетки, спирометрии, динамометрии, определения соматотипа и другие (см. ). В этих же целях применяют нормативы физической подготовленности. Исходной предпосылкой физического развития являются естественные жизненные силы, задатки, которыми человек наделен от природы. Однако направление физического развития, его характер и то, какие качества, признаки приобретает человек, определяются всей совокупностью условий его жизни. Решающую роль при этом играют общественные условия - условия материальной жизни, трудовая деятельность, воспитание, гигиенические условия и так далее.
Физическое развитие осуществляется по объективным законам: по законам единства организма и условий жизни, единства наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфология, изменений, по законам возрастной смены фаз и периодов развития и так далее. Физическое развитие проходит ряд последовательных периодов и этапов. В настоящее время пока еще нет общепринятой периодизации физического развития. Обобщая данные различных авторов, можно с известной условностью выделить следующие основные возрастные периоды и этапы развития человека:
- Периоды становления форм и функций организма
1. Период внутриутробного развития - до 9 месяцев (по X. Фирордту).
2. Период новорожденного - от 1 до 5 недель после рождения.
3. Период детства - до 6-го года жизни (по X. Фирордту).
4. Период отрочества - от 7-го до 15-го года жизни (по X. Фирордту).
5. Период юности - от 16-го до 20-го года жизни (по X. Фирордту).
- Зрелость
6. Первый период зрелости - 20-40 лет.
7. Второй период зрелости (средний возраст) - 40-55 лет (мужчины); 40-50 лет (женщины) (по И. М. Саркизову-Серазини).
- Старение
8. Первый период старения (пожилой возраст) - 55-65 лет (мужчины); 50-60 лет (женщины) (по И. М. Саркизову- Серазини).
9. Второй период старения (старший возраст) - 65 лет (мужчины); старше 60 лет (женщины).
Каждый из перечисленных периодов характеризуется количественными и качественными особенностями физического развития. В периоды становления организма наблюдаются прогрессивные изменения всех признаков физического развития. Периоды зрелости характеризуются вначале все большим уменьшением степени морфологических и функциональных изменений, а затем - относительной стабилизацией большинства признаков физического развития (показателей роста, размеров тела, веса и другого).
Физическое развитие происходит постепенно, но неравномерно. Как видно из приводимых данных (см. таблицы 1-4), наиболее высокие темпы физического развития наблюдаются в первые периоды жизни. За относительно небольшие отрезки времени происходят наиболее значительные изменения форм и функций. Вместе с тем в эти периоды организм наиболее пластичен, то есть наиболее легко поддается изменениям под влиянием тех или иных внешних условий. Поэтому в годы становления организма имеются наиболее благоприятные возможности для направленных воздействий на процесс физического развития для физического воспитания. Нельзя отменить объективные законы физического развития, но можно использовать их в целях «управления» процессом физического развития так, чтобы придать ему направление, необходимое для полноценной жизни (в частности, отодвинуть наступление периодов старения), обеспечить гармоничное совершенствование всех органов и систем, приобрести физические способности, необходимые для творческого труда.
Первостепенную роль в решении данной проблемы играет . Оно включает систему педагогически-организованных воздействий на физическое развитие, которые осуществляются посредством физических упражнений, оздоравливающих факторов природы - солнечных облучений, свойств воздуха и воды и гигиенических условий (режим быта и другие). Основным средством при этом служат физические упражнения. Значение их как фактора воздействия на физическое развитие наглядно выявляется при сопоставлении показателей физического развития у лиц, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями (см. табл. 5). Систематически выполняя разнообразные физические упражнения, человек целесообразно изменяет, повышает свои функциональные возможности. А это, в свою очередь, ведет к изменению форм строения организма (в соответствии с формообразующей ролью функции).
Советская система физического воспитания решает задачу всестороннего физического развития человека. Этого требуют интересы общественного прогресса, строительства нового, коммунистического общества, в котором люди должны гармонически сочетать духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Неуклонное повышение материального благосостояния народа, бурный рост всех отраслей культуры, совершенствование системы воспитания обеспечивает в социалистическом обществе небывалые условия для улучшения показателей физического развития населения.
Табл.1. - Изменение роста, веса и окружности груди человека от рождения до 18 лет*. |
||||||
Возраст (в годах) | Рост (в см) | Вес (в кг) | Окружность груди (в см) | |||
муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | |
При рождении | 50,8 | 50,2 | 3,5 | 3,3 | 36,3 | 35,9 |
1 | 75,3 | 74,0 | 10,5 | 10,0 | 48,9 | 47,7 |
2 | 85,9 | 85,0 | 12,7 | 12,1 | 51,8 | 50,0 |
3 | 93,8 | 92,9 | 14,6 | 14,3 | 53,2 | 52,3 |
4 | 100,0 | 99,6 | 15,9 | 15,4 | 54,1 | 53,1 |
5 | 107,3 | 106,1 | 17,8 | 17,5 | 55,8 | 54,9 |
6 | 114,0 | 112,4 | 20,4 | 19,9 | 57,6 | 56,6 |
7 | 123,2 | 122,3 | 24,0 | 23,8 | 58,8 | 57,4 |
8 | 124,9 | 123,9 | 24,4 | 24,8 | 59,4 | 58,2 |
9 | 131,0 | 130,3 | 27,8 | 27,4 | 62,0 | 59,3 |
10 | 136,1 | 136,0 | 30,4 | 30,8 | 64,0 | 62,6 |
11 | 140,5 | 140,6 | 32,8 | 32,7 | 66,0 | 64,3 |
12 | 144,5 | 149,0 | 35,5 | 38,5 | 66,3 | 67,5 |
13 | 150,2 | 154,0 | 39,4 | 42,7 | 69,6 | 69,7 |
14 | 158,7 | 156,5 | 46,1 | 46,8 | 73,1 | 72,3 |
15 | 164,8 | 159,3 | 52,2 | 51,3 | 76,3 | 74,3 |
16 | 167,2 | 159,5 | 56,4 | 53,0 | 80,5 | 76,3 |
17 | 171,1 | 160,2 | 60,1 | 55,1 | 81,4 | 77,3 |
18 | 172,0 | 161,0 | 61,5 | 55,3 | 84,5 | 79,1 |
* По материалам сотрудников Института педиатрии и других авторов, обобщенным В. И. Хлопковым. Данные относятся к детям и юношам г. Москвы (1956-58 гг.). |
Табл. 2. - Изменение мышечной силы от 6 до 30 лет (по наибольшему грузу, поднимаемому обеими руками)* | ||
Возраст (в годах) | Показатели (в кг) | |
муж. | жен. | |
6 | 10,3 | |
7 | 14,0 | - |
8 | 17,0 | 11.8 |
9 | 20,0 | 15,5 |
10 | 26,0 | 16,2 |
11 | 29,8 | 19,5 |
12 | 33,6 | 23,0 |
13 | 39,8 | 26,7 |
14 | 47,9 | 33,4 |
15 | 57,1 | 35,6 |
16 | 63,9 | 37,7 |
20 | 84,3 | 45,2 |
30 | 89,0 | 52,6 |
* По средним данным X. Фирордта. |
Табл. 3. - Изменение жизненной емкости легких с 4 до 17 лет*. | ||
Возраст (в годах) | Жизненная емкость (в см куб.) | |
муж. | жен. | |
4 | 1100 | |
5 | 1200 | |
6 | 1200 | 1100 |
7 | 1400 | 1200 |
8 | 1600 | 1300 |
9 | 1700 | 1450 |
10 | 1800 | 1650 |
11 | 2100 | 1800 |
12 | 2200 | 2000 |
13 | 2200 | 2100 |
14 | 2700 | 2400 |
15 | 3200 | 2700 |
16 | 4200 | 2800 |
17 | 4000 | 3000 |
* По средним данным Н. А. Шалкова. |
Табл. 4. - Изменение с возрастом ударного объема сердца (количества крови, нагнетаемого сердцем в сосуды при каждом сокращении) *. | |
Возраст | Объём (в см куб.) |
Новорожденный | 2,5 |
1 год | 10,2 |
7 лет | 28,0 |
12 лет | 41,0 |
Взрослые | 60 и более |
*По данным С. Е. Советова |
Табл. 5. - Некоторые показатели физического развития юношей, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями. * | ||||||
15-16 лет | 17-18 лет | 19-20 лет | ||||
Показатели физического развития | занимаю щиеся |
незанимаю щиеся |
занимаю щиеся |
незанимаю щиеся |
занимаю щиеся |
незанимаю щиеся |
Вес (в кг) | 53,6 | 48,9 | 59,0 | 52,0 | 64,8 | 58,0 |
Рост (в см) | 160,8 | 157,2 | 166,8 | 159,0 | 169,4 | 165,0 |
Окружность грудной клетки (в см) | 76,8 | 71,3 | 85,6 | 80,9 | 89,3 | 86,6 |
Сила правой кисти (в кг) | 42,0 | 34,0 | 45,8 | 37,0 | 48,1 | 42,5 |
Становая сила (в кг) | 131,3 | 110 | 137,5 | 114,5 | 159,1 | 120,0 |
Спирометрия (в см куб.) | 3750 | 3235 | 4320 | 3356 | 4650 | 3750 |
* По средним данным (ООО исследований) С. Л. Летунова и Р. Е. Мотылпнской. |
Физическое развитие оценивают на основании сопоставлении индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка, с их средними значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональные стандарты) отражающие степень развития детей и подростков, проживающих в аналогичных условиях, получают при массовом исследовании выборочной группы детей (не менее 100-150 чел.) одного возраста и пола. Полученные данные обрабатывают с применением разных способов статического анализа (метода сигмальных отклонений, регрессионного или центильного методов). Оценивать индивидуальные показатели можно лишь после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возрастной группе.
Методы оценки физического развития
Метод сигмальных отклонений (антропометрических стандартов) основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастно-половой группы стандартных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного региона через каждые 7-10 лет. Полученные данные обрабатываются вариационно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и величину среднего квадратичного отклонения сигму - (δ), характеризующую допустимую величину колебаний от средней величины. Результаты антропометрических измерений обследуемого сравнивают со средней арифметической (М) стандарта, вычисляют разность (со знаком + или -). Найденную разницу делят на величину 5, являющуюся для оценки разницы. По величине сигмальных отклонений можно судить о степени физического развития.
Физическое развитие считается средним, если показатели обследуемого совпадают с М или отличаются от нее на величину сигма. Таким образом, различают следующие уровни физического развития:
высокий, превышающий М± 2 δ;
выше среднего, в пределах от М± 1 δ до М + 2 δ;
средний, в пределах М± 1 δ;
ниже среднего, в пределах от М -1 δ до М-2 δ;
низкий, менее М-2 δ.
Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями физического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и т. д.
Метод оценки с помощью таблиц-шкал регресии.
Таблицы-шкалы регрессии составлены на основании вычисления коэффициента корреляции между антропометрическими признаками. Известно, что основные признаки физического развития (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки и др.) тесно взаимосвязаны, т.е. с изменением величины одного показателя меняется и другой. Суть оценки физического развития данным методом заключается в том, что оценка производится не только по величине отдельных показателей, но и с учетом признаков между собой. Поэтому данный метод еще называют методом корреляций.
В связи с тем, что показатели роста более стабильны, чем показатели массы и окружности груди, в качестве базового используется длина тела, и по отношению к ней определяются величина и степень соответствия окружности груди и массы тела в пределах данного возраста при измерении роста на 1 см. Эти измерения выражаются в виде коэффициента регрессии (R). На основе стандартов антропометрических показателей и коэффициентов регрессии строятся таблицы-шкалы регрессии.
Центильный метод. Сущность центильного метода оценки физического развития детей и подростков заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль - 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями образуется восемь промежутков, которые получили названия центильных интервалов:
центальная вероятность, % …………….. 3 10 25 50 75 90 97
центильный интервал ………………… 1 2 3 4 5 6 7 8
Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному центильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:
очень низкая оценка 1
низкая оценка 2
пониженная оценка 3
средняя оценка 4, 5
повышенная оценка 6
высокая оценка 7
очень высокая оценка 8
В центильном методе величину наблюдаемого признака считают средней (типичной), если она находится в пределах 25 - 75-го центилей. Следовательно, за среднее значение признака принимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными интервалами. Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6 -8-й интервалы свидетельствуют об увеличении изучаемого показателя по сравнению с его средним значением.
Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма: длине тела, массе тела, окружности грудной клетки, жировой складке живота, жизненной емкости легких, мышечной силе правой и левой кистей, артериальному давлению, частоте сердечных сокращений.
В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каждого из 10 признаков и диапазон колебаний по центильным интервалам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого тонуса.
Скрининг-тест для оценки физического развития. Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков используют скрининг-тест с центильными номограммами, разработанными на основе центильного метода. Скрининг-тест может применяться, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим морфологическим показателям: длине и массе тела.
Центильные номограммы представляют собой центильные показатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка. Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития - его гармоничность - и выявить детей с отклонениями в физическом развитии за счет избытка или дефицита массы тела.
С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно выделить три группы физического развития детей (рис. 3):
Очень низкая масса тела при любом росте;
Очень высокая масса тела при любом росте;
Очень низкий рост независимо от массы тела;
Очень высокий рост в сочетании с дефицитом или избытком массы тела.
Таблица 1. Комплексная оценка физического развития
Биологический уровень |
Схема |
Морфофунк-циональное состояние |
Масса тела и окружность груди |
Функциональный показатель |
Соответствует возрасту |
Гармоничное |
М ± δ R и более за счет развития мускулатуры | ||
Опережает |
Дисгармоничное |
от М-1,1 δ R до М-2 δ R от М+1,1 δ R до М+2 δ R за счет повышенного жироотложения |
до М-2 δ |
|
от возраста |
дисгармоничное |
От М - 2,1 δ R от М+2,1 δ R и выше за счет избыточного жироотложения |
от М-2,1 δ и ниже |
Комплексная оценка физического развития. В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии. Схема комплексной оценки физического развития представлена в таблице 1. Индекс «R» означает регрессию.