caspian72.ru

Основные показатели физического развития в различных возрастно-половых группах, их особенности и тенденции. Факторы, влияющие на динамику физического развития

Физическое развитие

Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание.

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства . Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности .

Общие сведения

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции .

Физическое развитие, наряду с рождаемостью , заболеваемостью и смертностью , является одним из показателей уровня здоровья населения . Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека .

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать бо́льшее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы .

Основные параметры

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата . Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния

  1. Аэробная выносливость - способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  2. Скоростная выносливость - способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  3. Силовая выносливость - способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  4. Скоростно-силовая выносливость - способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
  5. Гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  6. Быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  7. Динамическая мышечная сила - способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц - «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
  8. Ловкость - способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  9. Состав тела - соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  10. Росто-весовые характеристики и пропорции тела - эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение . Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
  11. Важным показателем физического развития человека является осанка - комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Физическая подготовленность и физическая готовность

Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью .

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.

Физическая работоспособность

Работоспособность человека - умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

См. также

  • Костный возраст
  • Зубной возраст

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Физическое развитие" в других словарях:

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - человека, совокупность морфол. и функциональных показателей организма, определяющих запас его физич. сил, выносливость и дееспособность. Ф. р. растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биол. возраст) и… … Демографический энциклопедический словарь

    I Физическое развитие совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф … Медицинская энциклопедия

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс роста организма, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности. В него входит также и специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов… … Профессиональное образование. Словарь

    физическое развитие - fizinis ugdymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių ypatybių, gebėjimų, reikalingų sudėtingai žmogaus veiklai, ugdymas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education; physical training vok. Körpererziehung, f; … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kompleksas morfologinių ir fiziologinių savybių, tam tikru mastu apibūdinančių organizmo fizinio ir lytinio subrendimo būklę, fizinį pajėgumą ir harmoningumą. Fizinį… … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vystymosi rezultatas – morfologinių požymių (visuotinių kūno dydžių, kūno dalių proporcijų, konstitucijos) ir fiziologinių savybių visuma tam tikru gyvenimo momentu (metu) … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis vystymasis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus organizmo morfologinių ir funkcinių savybių dėsningas kiekybinis ir kokybinis kitimas, vykstantis visą gyvenimą dėl natūralaus augimo, fizinio aktyvumo, gyvenimo… … Sporto terminų žodynas

    Процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… … Большая советская энциклопедия

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - 1) закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и физических способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни; 2) в узком значении физическое состояние человека,… … Психомоторика: cловарь-справочник

    1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и… … Большой медицинский словарь

Книги

  • Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет. ФГОС , Сучкова Ирина Михайловна, Мартынова Елена Анатольевна. Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет по программе "Детство" . ФГОС ДО Представленное планирование отражает содержание работы по…

Показатели физического развития

Виды диагностики, цель, задачи

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ЛЕКЦИЯ 6

ПЛАН:

1. Виды диагностики, цель, задачи

2. Показатели физического развития

3. Оценка функциональной тренированности

4. Самоконтроль

4.1. Субъективные показатели самоконтроля

4.2. Объективные показатели самоконтроля

ДИАГНОСТИКА – оценка состояния здоровья занимающегося.

ДИАГНОЗ – заключение о состоянии здоровья занимающегося.

Основными видами диагностики являются :

· Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

· Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.

· Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, функциональной и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

Цель диагностики – оптимизация процесса занятий физической культурой на базе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.

Задачи диагностики:

1) Врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;

2) Оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;

3) Выполнение плана тренировочных занятий;

4) Определœение тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической);

5) Прогнозирование достижений спортсменов;

6) Выявление динамики спортивных результатов;

7) Отбор талантливых спортсменов.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин ʼʼфизическое развитиеʼʼ употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, ᴛ.ᴇ. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - ϶ᴛᴏ комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

Соматометрические;

Физиометрические;

Соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся :

· Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

· Вес – правильнее говорить ʼʼмасса телаʼʼ.

Вес тела является объективным показателœем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Далее вес стабилизируется, а в дальнейшем исходя из направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целœесообразно проводить утром натощак.

Для определœения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

К физиометрическим показателям относятся :

· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

Средние показатели ЖЕЛ:

У мужчин 3500- 4200 мл,

У женщин 2500-3000 мл,

У спортсменов 6000-7500 мл.

Для определœение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :

Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кᴦ.

К примеру, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

· Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, принято называть максимальным потреблением кислорода (МПК ).

· Динамометрия – определœение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кᴦ.

У правшей средние значения силы правой кисти :

Для мужчин 35-50 кг;

Для женщин 25-33 кᴦ.

Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, ᴛ.ᴇ. соотнесенную с массой тела.

Для определœения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

К примеру, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кᴦ.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

У мужчин 60-70% массы тела;

У женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята͵ нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

· Тип телосложения – характеризуется шириной скелœетных костей.

Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

· Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).


Рис 3. Формы грудной клетки:

а - коническая;

б - цилиндрическая;

в - уплощенная;

α - надчревный угол

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой должна быть снижена дыхательная функция.

Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

· Форма спины

Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.

Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. принято называть кифозом, вперёд – лордозом.

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

Одними из базовых причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

· Форма ног

Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.

развития костей и мышц нижних конечностей.

· Форма стопы

Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.


Рис. 6. Формы ступней:

а – полая

б – нормальная

в – уплощённая

г – плоская

Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

· Форма живота

Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.

Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

· Жироотложение

Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Вместе с тем, определяют равномерность и локальное отложение жира.

производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.

Показатели физического развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Показатели физического развития" 2017, 2018.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

Соматометрические;

Физиометрические;

Соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся :

· Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

· Вес – правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

К физиометрическим показателям относятся :

· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

Средние показатели ЖЕЛ:

У мужчин 3500- 4200 мл,

У женщин 2500-3000 мл,

У спортсменов 6000-7500 мл.

Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :

Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кг.

Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

· Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК ).

· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кг.

У правшей средние значения силы правой кисти :

Для мужчин 35-50 кг;

Для женщин 25-33 кг.

Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела.

Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

Например, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кг.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

У мужчин 60-70% массы тела;

У женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.

Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

· Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).


Рис 3. Формы грудной клетки:

а - коническая;

б - цилиндрическая;

в - уплощенная;

α - надчревный угол

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

· Форма спины

Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.

Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. называется кифозом, вперёд – лордозом.

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

Одними из основных причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

· Форма ног

Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.

развития костей и мышц нижних конечностей.

· Форма стопы

Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.


Рис. 6. Формы ступней:

а – полая

б – нормальная

в – уплощённая

г – плоская

Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

· Форма живота

Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.

Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

· Жироотложение

Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Кроме того, определяют равномерность и локальное отложение жира.

производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс изменения форм и функций организма человека на протяжении его жизни. Для изучения и характеристики физического развития условно выбирают ряд общих признаков, поддаю­щихся объективному учету и относительно простому измерению: показатели роста, веса тела, окружности грудной клетки, спирометрии, динамометрии, определения соматотипа и другие (см. ). В этих же целях применяют нормативы физической подготовленности. Исходной пред­посылкой физического развития являются естественные жизнен­ные силы, задатки, которыми человек наделен от природы. Однако направление физического развития, его харак­тер и то, какие качества, признаки приобретает человек, определяются всей совокупностью условий его жизни. Решающую роль при этом играют обще­ственные условия - условия материальной жизни, трудовая деятельность, воспитание, гигиенические усло­вия и так далее.

Физическое развитие осуществляется по объективным законам: по законам единства организма и условий жизни, единства наследственности и изменчивости, взаим­ной связи функциональных и морфология, изменений, по законам возрастной смены фаз и периодов раз­вития и так далее. Физическое развитие проходит ряд последовательных периодов и этапов. В настоящее время пока еще нет общепринятой периодизации физического развития. Обобщая данные различных авторов, можно с известной условностью выделить следующие основные возрастные периоды и этапы развития человека:

  • Периоды становления форм и функций организма

1. Период внутриутробного развития - до 9 месяцев (по X. Фирордту).
2. Период новорожденного - от 1 до 5 недель после рожде­ния.
3. Период детства - до 6-го го­да жизни (по X. Фирордту).
4. Период отрочества - от 7-го до 15-го года жизни (по X. Фирордту).
5. Период юности - от 16-го до 20-го года жизни (по X. Фирордту).

  • Зрелость

6. Первый период зрелости - 20-40 лет.
7. Второй период зрелости (сред­ний возраст) - 40-55 лет (мужчины); 40-50 лет (жен­щины) (по И. М. Саркизову-Серазини).

  • Старение

8. Первый период старения (пожилой возраст) - 55-65 лет (мужчины); 50-60 лет (жен­щины) (по И. М. Саркизову- Серазини).
9. Второй период старения (старший возраст) - 65 лет (мужчины); старше 60 лет (женщины).

Каждый из перечисленных периодов характери­зуется количественными и качественными особен­ностями физического развития. В периоды становления организма наблюдаются прогрессивные изменения всех приз­наков физического развития. Периоды зрелости характеризуются вначале все большим уменьшением степени морфо­логических и функциональных изменений, а затем - относительной стабилизацией большинства признаков физического развития (показателей роста, размеров тела, веса и другого).

Физическое развитие происходит постепенно, но неравномерно. Как видно из приводимых данных (см. таблицы 1-4), наиболее высокие темпы физического развития наблюдаются в первые периоды жизни. За относительно неболь­шие отрезки времени происходят наиболее значитель­ные изменения форм и функций. Вместе с тем в эти периоды организм наиболее пластичен, то есть наиболее легко поддается изменениям под влиянием тех или иных внешних условий. Поэтому в годы становления организма имеются наиболее благоприятные воз­можности для направленных воздействий на про­цесс физического развития для физического воспитания. Нельзя отменить объективные законы физического развития, но можно использовать их в целях «управления» процессом физического развития так, чтобы придать ему направление, необходимое для полно­ценной жизни (в частности, отодвинуть наступление периодов старения), обеспечить гармоничное совершен­ствование всех органов и систем, приобрести физические способности, необходимые для творческого труда.

Первостепенную роль в решении данной проблемы играет . Оно включает сис­тему педагогически-организованных воздействий на физическое развитие, которые осуществляются посредством физиче­ских упражнений, оздоравливающих факторов при­роды - солнечных облучений, свойств воздуха и воды и гигиенических условий (режим быта и другие). Основным средством при этом служат физические уп­ражнения. Значение их как фактора воздействия на физическое развитие наглядно выявляется при сопоставлении пока­зателей физического развития у лиц, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями (см. табл. 5). Систематически выполняя разнообразные физические упражнения, человек целесообразно изменяет, повышает свои функциональные возможности. А это, в свою очередь, ведет к изменению форм строения ор­ганизма (в соответствии с формообразующей ролью функции).

Советская система физического воспитания решает за­дачу всестороннего физического развития человека. Этого требуют интересы общественного прогресса, стро­ительства нового, коммунистического общества, в котором люди должны гармонически сочетать духовное бо­гатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Неуклонное повышение материального благосос­тояния народа, бурный рост всех отраслей культуры, совершенствование системы воспитания обеспечивает в социалистическом обществе небывалые условия для улучшения показателей физического развития населения.

Табл.1. - Изменение роста, веса и окруж­ности груди
человека от рождения до 18 лет*.
Возраст (в годах) Рост (в см) Вес (в кг) Окружность груди (в см)
муж. жен. муж. жен. муж. жен.
При рождении 50,8 50,2 3,5 3,3 36,3 35,9
1 75,3 74,0 10,5 10,0 48,9 47,7
2 85,9 85,0 12,7 12,1 51,8 50,0
3 93,8 92,9 14,6 14,3 53,2 52,3
4 100,0 99,6 15,9 15,4 54,1 53,1
5 107,3 106,1 17,8 17,5 55,8 54,9
6 114,0 112,4 20,4 19,9 57,6 56,6
7 123,2 122,3 24,0 23,8 58,8 57,4
8 124,9 123,9 24,4 24,8 59,4 58,2
9 131,0 130,3 27,8 27,4 62,0 59,3
10 136,1 136,0 30,4 30,8 64,0 62,6
11 140,5 140,6 32,8 32,7 66,0 64,3
12 144,5 149,0 35,5 38,5 66,3 67,5
13 150,2 154,0 39,4 42,7 69,6 69,7
14 158,7 156,5 46,1 46,8 73,1 72,3
15 164,8 159,3 52,2 51,3 76,3 74,3
16 167,2 159,5 56,4 53,0 80,5 76,3
17 171,1 160,2 60,1 55,1 81,4 77,3
18 172,0 161,0 61,5 55,3 84,5 79,1
* По материалам сотрудников Института педиатрии и дру­гих авторов, обобщенным В. И. Хлопковым. Данные отно­сятся к детям и юношам г. Москвы (1956-58 гг.).
Табл. 2. - Изменение мышечной силы от 6 до 30 лет (по наиболь­шему грузу, поднимаемому обеими руками)*
Возраст (в годах) Показатели (в кг)
муж. жен.
6 10,3
7 14,0 -
8 17,0 11.8
9 20,0 15,5
10 26,0 16,2
11 29,8 19,5
12 33,6 23,0
13 39,8 26,7
14 47,9 33,4
15 57,1 35,6
16 63,9 37,7
20 84,3 45,2
30 89,0 52,6
* По средним данным X. Фирордта.
Табл. 3. - Изменение жизненной емкости легких с 4 до 17 лет*.
Возраст (в годах) Жизненная емкость (в см куб.)
муж. жен.
4 1100
5 1200
6 1200 1100
7 1400 1200
8 1600 1300
9 1700 1450
10 1800 1650
11 2100 1800
12 2200 2000
13 2200 2100
14 2700 2400
15 3200 2700
16 4200 2800
17 4000 3000
* По средним данным Н. А. Шалкова.
Табл. 4. - Изменение с возрастом ударного объема сердца (количества крови, нагнетаемого сердцем в сосуды при каждом сокращении) *.
Возраст Объём (в см куб.)
Новорожденный 2,5
1 год 10,2
7 лет 28,0
12 лет 41,0
Взрослые 60 и более
*По данным С. Е. Советова
Табл. 5. - Некоторые показатели физического развития юношей, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями. *
15-16 лет 17-18 лет 19-20 лет
Показатели физического развития занимаю
щиеся
незанимаю
щиеся
занимаю
щиеся
незанимаю
щиеся
занимаю
щиеся
незанимаю
щиеся
Вес (в кг) 53,6 48,9 59,0 52,0 64,8 58,0
Рост (в см) 160,8 157,2 166,8 159,0 169,4 165,0
Окружность грудной клетки (в см) 76,8 71,3 85,6 80,9 89,3 86,6
Сила правой кисти (в кг) 42,0 34,0 45,8 37,0 48,1 42,5
Становая сила (в кг) 131,3 110 137,5 114,5 159,1 120,0
Спирометрия (в см куб.) 3750 3235 4320 3356 4650 3750
* По средним данным (ООО исследований) С. Л. Летунова и Р. Е. Мотылпнской.

Физическое развитие оценивают на основании сопоставлении индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка, с их средними значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональные стандарты) отражающие степень развития детей и подростков, проживающих в аналогичных условиях, получают при массовом исследовании выборочной группы детей (не менее 100-150 чел.) одного возра­ста и пола. Полученные данные обрабатывают с применением разных способов статического анализа (метода сигмальных отклоне­ний, регрессионного или центильного методов). Оценивать инди­видуальные показатели можно лишь после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возрастной группе.

Методы оценки физического развития

Метод сигмальных отклонений (антропометрических стандартов) осно­ван на сравнении показателей физического развития обследуемого со сред­ними показателями соответствующей возрастно-половой группы стандарт­ных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного ре­гиона через каждые 7-10 лет. Полученные данные обрабатываются вариаци­онно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и величину среднего квадратичного отклонения сиг­му - (δ), характеризующую допустимую величину колебаний от средней ве­личины. Результаты антропометрических измерений обследуемого сравни­вают со средней арифметической (М) стандарта, вычисляют разность (со знаком + или -). Найденную разницу делят на величину 5, являющуюся для оценки разницы. По величине сигмальных отклонений можно су­дить о степени физического развития.

Физическое развитие считается средним, если показатели обследуемо­го совпадают с М или отличаются от нее на величину сигма. Таким образом, различают следующие уровни физического развития:

    высокий, превышающий М± 2 δ;

    выше среднего, в пределах от М± 1 δ до М + 2 δ;

    средний, в пределах М± 1 δ;

    ниже среднего, в пределах от М -1 δ до М-2 δ;

    низкий, менее М-2 δ.

Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями фи­зического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и т. д.

Метод оценки с помощью таблиц-шкал регресии.

Таблицы-шкалы регрессии составлены на основании вычисления ко­эффициента корреляции между антропометрическими признаками. Известно, что основные признаки физического развития (длина тела, масса тела, ок­ружность грудной клетки и др.) тесно взаимосвязаны, т.е. с изменением ве­личины одного показателя меняется и другой. Суть оценки физического раз­вития данным методом заключается в том, что оценка производится не толь­ко по величине отдельных показателей, но и с учетом признаков между со­бой. Поэтому данный метод еще называют методом корреляций.

В связи с тем, что показатели роста более стабильны, чем показатели массы и окружности груди, в качестве базового используется длина тела, и по отношению к ней определяются величина и степень соответствия окруж­ности груди и массы тела в пределах данного возраста при измерении роста на 1 см. Эти измерения выражаются в виде коэффициента регрессии (R). На основе стандартов антропометрических показателей и коэффициентов рег­рессии строятся таблицы-шкалы регрессии.

Центильный метод. Сущность центильного метода оценки физического развития детей и подростков заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фикси­рованных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Тре­тий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль - 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центи­лей называют центильной вероятностью и обозначают в процен­тах. Между фиксированными центильными вероятностями обра­зуется восемь промежутков, которые получили названия центильных интервалов:

центальная вероятность, % …………….. 3 10 25 50 75 90 97

центильный интервал ………………… 1 2 3 4 5 6 7 8

Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному центильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:

очень низкая оценка 1

низкая оценка 2

пониженная оценка 3

средняя оценка 4, 5

повышенная оценка 6

высокая оценка 7

очень высокая оценка 8

В центильном методе величину наблюдаемого признака счи­тают средней (типичной), если она находится в пределах 25 - 75-го центилей. Следовательно, за среднее значение признака при­нимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными ин­тервалами. Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6 -8-й интервалы свидетельствуют об уве­личении изучаемого показателя по сравнению с его средним зна­чением.

Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма: длине тела, массе тела, окружности грудной клетки, жировой складке живота, жизненной емкости легких, мышечной силе правой и левой кистей, артериальному давлению, частоте сердечных сокращений.

В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каж­дого из 10 признаков и диапазон колебаний по центильным ин­тервалам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого то­нуса.

Скрининг-тест для оценки физического развития. Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков используют скрининг-тест с центильными номограм­мами, разработанными на основе центильного метода. Скрининг-тест может применяться, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим мор­фологическим показателям: длине и массе тела.

Центильные номограммы представляют собой центильные по­казатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка. Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития - его гармоничность - и выявить детей с отклонениями в физиче­ском развитии за счет избытка или дефицита массы тела.

С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно выделить три группы физического развития детей (рис. 3):

Очень низкая масса тела при любом росте;

Очень высокая масса тела при любом росте;

Очень низкий рост независимо от массы тела;

Очень высокий рост в сочетании с дефицитом или избытком массы тела.

Таблица 1. Комплексная оценка физического развития

Биологиче­ский уровень

Схема

Морфофунк-циональное

состояние

Масса тела

и окружность груди

Функцио­нальный

показатель

Соответствует возрасту

Гармоничное

М ± δ R и более за

счет развития

мускулатуры

Опережает

Дисгармо­ничное

от М-1,1 δ R

до М-2 δ R

от М+1,1 δ R

до М+2 δ R за счет

повышенного

жироотложения

до М-2 δ

от возраста

дисгармонич­ное

От М - 2,1 δ R

от М+2,1 δ R

и выше за счет избыточного жироотложения

от М-2,1 δ и ниже

Комплексная оценка физического развития. В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии. Схема комплексной оценки физического развития представлена в таблице 1. Индекс «R» означает регрессию.



Загрузка...