caspian72.ru

Социально психологический подход. Современные психологические подходы

Психологические подходы

2.3.1. Возникновение и поддержание панического расстройства

В последнее время было предложено достаточно много психологических моделœей для объяснения панического расстройства. Кларк (Clark, 1986) уже в 1986 году подчеркивал роль катастрофальных оценок физических ощущений при панических атаках. Согласно этой модели, панический приступ возникает из-за того, что интернальные или экстернальные раздражители - на базе не описываемых в этой модели детерминант - воспринимаются прежде всœего как угрожающие. На это угрожающее восприятие индивид реагирует страхом и физическими изменениями, которые сами в конце концов оцениваются как опасные и угрожающие жизни. Интерпретация физических ощущений как признаков физической катастрофы производит, со своей стороны, другие физические симптомы, которые вновь оцениваются как указание на физическую угрозу, и т. д. В случае если данный процесс будет всœе дальше нарастать, произойдет паническая атака. Согласно сложной объяснительной модели Барлоу (Barlow, 1988), паническое расстройство начинает развиваться после возникновения ложного сигнала тревоги на стресс. При этом ложный сигнал тревоги - в противоположность филогенетическим осмысленным сигналам тревоги - содержит элементы дисфункциональной реакции избегания. В результате ассоциации этого ложного сигнала тревоги с интернальными раздражителями, в дальнейшем интернальные раздражители сами могут вызвать уже заученную реакцию тревоги или паники. По Барлоу (Barlow, 1988), клиническое паническое расстройство развивается в том случае, в случае если у индивида возникают тревожные ожидания новых панических реакций. Этими тревожными ожиданиями объясняются вигильность и чувствительность по отношению к интернальным раздражителям, что понижает порог для дальнейших сигналов тревоги или паники.

Особенно хорошо обоснована психофизиологическая модель Элерса и Марграфа (Ehlers & Margraf, 1989, см. также Margraf & Schneider, 1996), тоже подчеркивающая роль интернальных раздражителœей для возникновения панической атаки (рис. 37.2.2).

Рис. 37.2.2. Психофизиологическая модель панического расстройства по Элерсу и Марграфу (Ehlers & Margraf, 1989)

Являясь следствием различных возможных пусковых факторов (возбуждения, кофеина, жара), приступ паники обычно начинается с физиологических (к примеру, сердцебиение, головокружение) или психических (к примеру, быстрая скачка мыслей, затрудненная концентрация внимания) изменений. В случае если индивид воспринимает эти изменения и ассоциирует их с непосредственной чрезмерной опасностью и угрозой, то он реагирует на это тревогой, которая, в свою очередь, вызывает другие физические и когнитивные изменения. И если эта эскалация симптомов вновь воспринимается пациентом и связывается с опасностью, то это приводит к росту тревоги. Эта обратная связь между изменениями, восприятием, ассоциацией с опасностью и тревожной реакцией может возникать многократно и в результате привести к процессу нарастания. Такая обратная связь в конце концов и приводит к панической атаке. Элерс и Марграф (Ehlers & Margraf, 1989) назвали данный процесс ʼʼпсихофизиологическим замкнутым кругомʼʼ; на рис. 37.2.2 представлена внутренняя часть этой модели. Οʜᴎ считают (Ehlers & Margraf, 1989), что крайне важно отделять внутренние раздражители от их восприятия, поскольку прямого соответствия между ними не существует. Так, индивид, находясь в состоянии покоя, к примеру лежа в постели, может чувствовать ускоренное сердцебиение только потому, что в данном положении тела удары сердца воспринимаются отчетливее. В этом случае позитивная обратная связь начнется не при изменении сердцебиения, а при его восприятии. Такое восприятие может ассоциироваться с опасностью, причем при ассоциативных связях задействованы процессы интероцептивного обусловливания и сознательной интерпретации.

Согласно психофизиологической модели, панические атаки могут прекратиться (уменьшение тревоги) в двух случаях: а) благодаря осознанию возможностей их преодоления и б) благодаря автоматически включающимся процессам негативной обратной связи. Как пример процесса негативной обратной связи, можно назвать габитуацию, утомление или респираторные рефлексы при гипервентиляции. Кратковременными, уменьшающими тревогу возможностями преодоления можно назвать, к примеру, избегающее поведение и поведение, связанное с поиском помощи. Другие способы поведения, которые могли бы привести к уменьшению тревоги, - это изменение дыхания, отвлечение от внешних раздражителœей или реатрибуция физических ощущений. В случае если попытка преодоления не удалась, то это может привести к повторному росту тревоги.

Модифицирующее влияние на эти процессы обратной связи может оказать большое число факторов. На рис. 37.2.2 эти факторы приведены вне центральной части модели. Так, на процессах обратной связи, приводящих к росту тревоги, кратковременно могут отражаться актуальные психические и физические состояния (к примеру, общий уровень тревоги, острое аффективное состояние, физическое истощение, гормональные колебания), а также актуальные ситуативные факторы (к примеру, переживание тревоги при физической активности, чрезмерное потребление никотина или кофеина, наркотиков и некоторых лекарственных препаратов). Долговременное воздействие могут оказывать ситуативные факторы (к примеру, длительные тяжелые жизненные ситуации) и индивидуальные диспозиции человека. В качестве индивидуальных диспозиций Элерс и Марграф (Ehlers & Margraf, 1989) называют обостренное внимание к опасным раздражителям, хорошую способность воспринимать физические ощущения и приобретенные в результате научения тенденции истолкования симптомов (к примеру, когнитивные стили / схемы о значении внутренних раздражителœей). Обеспокоенность тем, что паническая атака может повториться, также может привести к повышенному уровню тревоги и возбуждения.

Необходимо отметить, что психофизиологическая модель подкреплена большим количеством доказательств (Margraf & Schneider, 1996). Так, к примеру, было установлено, что панические атаки зачастую начинаются с восприятия определœенных физических ощущений и пациенты с паническим расстройством склонны к тому, чтобы ассоциировать эти ощущения с опасностью. Далее было показано, что пациенты с паническим расстройством по сравнению со здоровыми лицами из контрольной группы или лицами с другими тревожными расстройствами считают более вероятным, что физиологические реакции могут причинить им большой вред. Также было подтверждено, что пациенты с паническим расстройством демонстрируют избирательное внимание к раздражителям, которые могут указывать на физическую опасность. Также существование позитивной обратной связи между воспринятыми физическими симптомами и тревожными реакциями было доказано с помощью неправильной обратной связи частоты сердцебиений. При этом эта модель не может ответить на один существенный вопрос, а именно почему вообще возникает самая первая паническая атака. Играет ли здесь роль специфическое генетическое наследование, нельзя с достаточной убедительностью вывести из выше рассмотренного накопления симптоматики в семье. Возможно, так передается только неспецифическая уязвимость, в то время как на формирование специфического расстройства, скорее всœего, оказывают влияние факторы внешней среды (Andrews, Stewart, Allen & Henderson, 1990; Kendler, Neale, Kessler, Heath & Eaves, 1992). Представление о том, как может происходить психологическая передача панического расстройства, дают исследования Элерса (Ehlers, 1993) и Шнейдера (Schneider, 1995). Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что эмпирические данные указывают на большое значение для возникновения панического расстройства специфического опыта͵ полученного пациентами в детском и подростковом возрасте. Важным средовым фактором для возникновения панического расстройства должна быть реагирование родителœей на релœевантные для паники симптомы. С точки зрения современной науки, большое значение для передачи имеет научение по моделям.

Другой важной теорией, получившей широкий отклик в научных кругах, является теория гипервентиляции (Ley, 1987). Эта теория предполагает, что причиной возникновения панического расстройства является гипервентиляция. Правда, основные гипотезы не получили эмпирического подтверждения. Ни хроническая, ни актуальная гипервентиляция не проявляется при панических атаках регулярно. Напротив, было замечено, что более существенную роль играют когнитивные факторы. Так, при гипервентиляции с помощью соответствующих инструкций бывают вызваны или устранены субъективные и физиологические тревожные реакции. Маграф и Шнейдер (Margraf & Schneider, 1996) указывают на то, что на сегодняшний день гипервентиляция обладает значимостью не столько как этиологическая теория, сколько как терапевтический подход. Гипервентиляция может использоваться для провокации у лиц с паническими расстройствами пугающих физических симптомов, с целью их переработки путем реатрибуции.

Другие авторы, к примеру Бек и Эмери (Beck & Emery, 1985), в рамках похожих гипотез, напротив, рассматривают когнитивные факторы в качестве решающих для возникновения и развития панического расстройства (когнитивные теории научения). Согласно этой концепции, неопасные ситуации неадекватно интерпретируются пациентами как опасные. В качестве особого фактора для агорафобического избегающего поведения принято называть скрытый страх перед ситуациями, которые и на самом делœе могут оказаться опасными (к примеру, тесное, замкнутое пространство, переполненный покупателями магазин, определœенные социальные ситуации и т. п.). При ситуативных стрессах лицам с паническим расстройством часто бывает сложно привести свои эмоциональные реакции в соответствие с ситуацией и проверить содержание возникающих (чрезмерных) страхов.

2.3.2. Подходы к объяснению агорафобии

В рамках психологических теорий научения наибольшим влиянием среди теоретических подходов к объяснению фобических расстройств, в т.ч. и агорафобии, пользуется, прежде всœего, так называемая ʼʼтеория двух факторовʼʼ (Zwei-Faktoren-Theorie). Еще и сегодня эта теория используется как основа для определœения показаний к терапии агорафобического избегающего поведения. Теория двух факторов (Mowrer, 1960) предполагает, что при фобиях изначально нейтральный раздражитель, возникший в результате травматического события, ассоциируется с основным мотивированным тревогой состоянием (классическое обусловливание) и следующее за этим избегание такого - уже аверсивного - раздражителя подкрепляется исчезновением этого неприятного тревожного состояния (оперантное обусловливание). При этом, несмотря на то, что это хорошо согласуется с данными, полученными в результате экспериментов на животных, эта теория оказалась не достаточной для объяснения клинических фобий и агорафобии. В первую очередь, многие пациенты с фобиями не помнят, чтобы у них происходили травматические события до начала расстройства, а во-вторых, у людей не удалось выработать соответствующей фобии (ср.
Размещено на реф.рф
невозможность повторить эксперимент с маленьким Альбертом из: Watson & Rayner, 1920).

В своей переработанной версии этой теории о возникновении агорафобии Гольдштейн и Чамблес (Goldstein & Chambless, 1978) пришли к выводу, что следует различать две формы агорафобии: 1) простую агорафобию ,связанную с травматическими событиями, и 2) существенно более распространенную комплексную агорафобию ,которую чаще всœего определяют как ʼʼстрах перед страхомʼʼ. Наблюдаемая при этом склонность оценивать физические ощущения как указание на опасность и болезнь и реагировать на это страхом описывается понятием ʼʼчувствительность к страхуʼʼ (Reiss & McNally, 1985). Вместе с тем, Гольдштейн и Чамблес подчеркивали роль интероцептивного обусловливания. Физические ощущения, такие как учащенное сердцебиение, становятся условными раздражителями для панических атак, которые вновь бывают связаны с внешней ситуацией путем обусловливания более высокого порядка. Хотя многие аспекты этого подхода прошли хорошую эмпирическую проверку, гипотеза о специфической предрасположенности и пусковых факторах по-прежнему остается спорной. Такие факторы, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, зависимость и неспособность адекватно идентифицировать пусковой механизм неприятных эмоций вполне способны оказывать диспозиционное воздействие, но всœе же у подавляющего большинства пациентов с этим диагнозом не встречаются. Не находит эмпирического подтверждения также и предположение, что панические расстройства вызываются преимущественно в конфликтных интерперсональных ситуациях. Хотя не всœе компоненты модели эмпирически подтверждены, переработанная теория двух факторов обладает всœе еще большим значением для лечения агорафобии, поскольку представляет собой простую, ориентированную на пациента͵ объяснительную модель, дающую показания к применению методов конфронтации (см. Margraf & Schneider, 1996).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исходная нейробиологическая гипотеза о том, что первоначальные неожиданные панические атаки имеют решающее причинное значение для развития агорафобии, остается важнейшей гипотезой, не противоречащей ни когнитивным теориям научения, ни эпидемиологическим данным (Wittchen & Vossen, 1996).

Психологические подходы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические подходы" 2017, 2018.

Содержание статьи

ДЕПРЕССИЯ – аффективное расстройство. Наиболее распространенными симптомами депрессии являются следующие: у человека пропадает вкус к жизни, способность испытывать удовольствие; появляются суицидальные мысли, возникает чувство печали и отчаяния, невозможность действовать. Наблюдаются изменения в привычках еды и сна (или слишком много или, наоборот, слишком мало). Человек чувствует себя раздраженным, одиноким, усталым, ничтожным, никому не нужным, в любой момент может расплакаться без всякой причины. Очень остро проявляется негативное отношение к близким, мысли крутятся вокруг тем жизненных неудач и разочарований. Главным субъективным признаком депрессии является сниженное настроение: мир кажется серым и пустым, а собственная жизнь несчастной.

Каковы причины депрессии? Стрессовые ситуации разного рода: потеря близкого человека, увольнение с работы, ссоры и конфликты, природные катаклизмы и т.п. Одни исследователи утверждают, что депрессия имеет генетическое происхождение (источник – в органической природе человека), другие обращают внимание на социальные источники (ранний опыт индивида, определенные действия и мысли) и даже историко-культурные ее корни. Наиболее распространенная точка зрения: депрессия – эмоциональный дистресс, на который оказывают влияние все приведенные выше факторы.

Медицинские и собственно-психологические определения депрессии существенным образом отличаются друг от друга, различаются и способы ее преодоления. Принято считать, что 10–15% случаев депрессии требуют медикаментозного лечения, для остальных показана психотерапия как основной метод коррекции. Чем выше доля органических (генетических) основ депрессии, тем больше вероятность применения лекарств, например при коррекции т.н. «рекуррентной депрессии» (имеющей тенденцию к повторению). Причем, если человек с помощью психотерапевтов или же самостоятельно преодолевает депрессию, это дает ему возможность сделать то же самое (и даже более эффективно) в будущем.

В различных психологических школах существуют разные подходы к анализу феномена депрессии и свои методы ее лечения (см . ПСИХОАНАЛИЗ ; БИХЕОВИОРИЗМ). Например, согласно бихевиоральной (поведенческой) психотерапии, деятельность которую не хочется делать, следует разбить на элементы, каждый из которых отрабатывается постепенно.

Рассмотрим три психологических подхода к изучению и коррекции депрессии, которые внесли самый существенный вклад в ее понимание и преодоление.

Когнитивно-психологический подход.

Согласно одному из основателей когнитивной психотерапии, американскому психотерапевту Аарону Беку (Aaron T.Beck), наше поведение зависит от того, как мы видим мир вокруг нас. Поэтому, обучив индивида думать более позитивно и рационально, можно помочь ему преодолеть депрессию.

Выделяется специфический круг симптомов депрессии. Прежде всего – негативность мышления, когда человек больше подчеркивает негативные аспекты окружающей его действительности, а не положительные ее стороны. Другой особенностью «депрессивных мыслей» является их абсолютистский характер: «Все плохо!», «Ничего не радует!», «Хуже, чем у меня, не бывает!». Далее, существуют определенные мыслительные конструкты (т.н. «сверхобобщения»), которые могут привести к депрессии – «я не могу жить без любви», «если я не в лидерах, я ничего не стою», «если я не совершенен, значит я неадекватен», «за все негативное в моем окружении ответственен я», «я не стою того, чтобы жить». Мир представляется человеку в депрессии несправедливым, жестоким, абсурдным, пустым и т.п.

Как справиться с депрессией с точки зрения когнитивно-психологического подхода (по сути дела, ориентированного на решение проблемы )? Нужно предложить человеку рассмотреть все возможные варианты, не останавливаясь на первом приходящем в голову. Человек должен получить более реалистическое представление о самом себе и своем окружении, изменить образцы своего мышления, научиться мыслить более объективно, основываясь на реальных фактах (если тебе выбили зуб радуйся, что не выбили всю челюсть. Бывает хуже!) Иногда помогает смотреть на ситуацию в качестве независимого наблюдателя («широко открытыми глазами»), понять, что нет смысла расстраиваться из-за того, что невозможно изменить.

Например, напомнить девушке, считающей, что она «не может жить без любви», что она чувствовала себя вполне нормально и счастливо тогда, когда у нее не было любимого. Таким образом она понимает, что ее идея, что жить можно только «находясь в состоянии влюбленности» изначально ложна, и это часто оказывается существенным для ее психологического состояния.

Позитивно-психологический подход.

В случае межличностного конфликта, если кто-то доминирует (выигрывает), а кто-то подчиняется, то депрессия возникает у того, кто подчиняется (проигрывает).

У депрессивного человека нет достаточно силы (власти), и он сдается. Здесь нужно различать «силу» и «контроль». Некоторые люди думают, что для того, чтобы иметь власть, они должны контролировать другого, однако это нездоровая «депресогенная» установка. Необходимо изменить тип взаимодействия, от доминирования – подчинения перейти к кооперативному взаимодействию на основе равенства (ситуация, где каждый выигрывает).

Александр Шапиро

«Меланхолия Харухи Судзумии » несомненно является неординарным аниме. Множество споров на разных форумах, интереснейшие рецензии от любителей и профессионалов, огромное количество творчества фанатов, множество версий и теорий происходящего - всё это нам хорошо известно. Тем не менее, даже после знакомства с рецензиями, прочтения отзывов на форумах, выслушивания мнения сторонников и противников - всё равно остается ощущение неясности и загадки.

Даже по прошествии нескольких лет «Меланхолия Харухи Судзумии» остается непонятой. Ее внутреннее содержание представляется настолько глубоким и многогранным, что многие предпочитают оставить попытки разгадать его, а многие и вовсе не замечают, переключившись на что-то иное, более доступное для восприятия. А «Меланхолия» остается неразгаданной, словно звезды, на которые взрослые занятые люди никогда не смотрят.

Почему же «Меланхолия» представляется настолько таинственной и сложной?

Одной из проблем «Меланхолии» стало неизбежное сравнение с другими аниме. На этом основании выдвигаются многие попытки доказать сходства в сюжете и персонажах и убедить в том, что это аниме не заслуживает того внимания, которое вызывает. Однако такой подход может оказаться иллюзорным и ошибочным. И вот почему. Как происходит творческий процесс?

Сначала у автора какого-либо произведения рождается некая идея. Идея, которую он, в качестве содержания, вкладывает в свое произведение, придавая идее форму. Форму сюжета, наполненного персонажами, событиями, диалогами, которые должны нам передавать эту идею. Почему это делается? Несомненно, это происходит потому, что идея - продукт души человека. Продукт творчества, не вполне доступный логическому анализу. Но мы чаще всего мыслим сознательно и рационально. Для того, чтобы понять идею, духовную идею, нашему разуму требуется видимый и слышимый образ. Именно это дает нам сюжет - форма, в которую облегают идею. Только так, через сознательное восприятие формы, через ее анализ мы способны воспринять саму идею. Лишь после этого начнется рефлексия, «чувствование». Да, нередко чувствовать, мы начинаем еще во время восприятия произведения, особенно если это музыка, ведь душа способна воспринять творение другой души напрямую. Но вот осознать, что и почему мы чувствуем - для этого разуму необходимо время.

Чем идея сложнее, чем она духовнее, тем труднее ее передать с помощью формы, тем труднее нашему разуму понять идею, анализируя форму. Ведь идея это продукт нематериального мира, а форма — осязаема, материальна. Именно в этом заключается основное, но очень существенное различие между идеей и формой. Форма - материальна и доступна разумному, рационалистическому познанию. Идея — нет.

Именно это произошло с «Меланхолией». В ней идея оказалась отделена от формы.

И многие ограничивались только познанием формы - сюжета, персонажей, рисовки, музыки.Но, исследуя одну лишь форму познать содержание невозможно. Это происходит в силу еще одного интересного свойства. В «Меланхолии Харухи Судзумии» не все смогут усмотреть идею, так как тут идея отделена от формы. Во многом, это обусловлено одним интересным феноменом - любое произведение творческой культуры может быть воспринято людьми разных психологических устройств .

Об огромном разбросе психологических типов известно всем. И каждый воспринимает произведения искусства через призму своего уникального психологического устройства.
Но происходит это не только потому, что люди разные, что вполне понятно, а еще и потому, что разные произведения искусства психологически рассчитаны на восприятие людей с определенным психическим устройством. Если форма доступна для рационалистического восприятия нашего разума, то не всякий человек способен быстро осуществить переход к познанию иррациональному, бессознательному, где есть место рефлексии, переживаниям и чувствам.

Кроме того, сама идея «Меланхолии Харухи Судзумии» настолько сложна и многогранна, что осознать ее полностью невозможно в принципе. Всякая версия и попытка ее понимания будет лишь частично объяснять это произведение и никогда - полностью. Но это не означает, что этих попыток не стоит делать и что они бессмысленны. Возможно, мы никогда не поймем космос, но это не значит, что не стоит стремиться к звездам.

Интересный взгляд на содержание «Меланхолии Харухи Судзумии» складывается, если попытаться подойти с точки зрения науки о душе - психологии. В рамках такого понимания стоит привлечь концепции двух выдающихся ученых - Эриха Фромма и Эрика Берна .

Эрих Фромм понимал современное ему человеческое общество, как мир где господствуют законы рынка. Нигде, кроме как в капиталистическом обществе не проникали они повсюду так всеобъемлюще как в наше время, изменяя образ жизни, а значит и психику людей. Общество нашего времени, это общество лично несвободных людей . Несвободных и испытывающих тягчайшую проблему одиночества, хотя казалось бы люди живут гораздо теснее и ближе друг к другу, нежели во все предшествующие эпохи.Рыночная цивилизация не считается с духовными качествами человека. Ценность человека в таких условиях определяется лишь его профессиональными качествами, которые он может продать на рынке труда. Что он при этом думает, во что верит и чем интересуется — не имеет значения.

Этим объясняется отдаленность людей друг от друга, объясняются проблемы бездуховности и жесткости современного общества. Более того, люди не видят результатов своего труда, так как служащий или рабочий отделены от того, что делают, что производят, не ощущают себя творцами продукта своего труда, «они лишь придаток машины или бюрократической структуры своего места работы, частного или государственного. В таких условиях они не могут не стать конформистами, теряя свою индивидуальность и сливаясь с массой ».

В любом коллективе - большом или маленьком, формальном или неформальном, между людьми возникают унифицирующиеся отношения, определяющие их повседневность, формирующие рутину. Всё времяпрепровождение стандартизовано и регламентировано, и даже развлечения и отдых направлены лишь на то, чтобы человек забыл о своей трагической проблеме одиночества. Все должны вырасти, пойти учится, затем найти работу, завести семью и благополучно умереть. Теряя индивидуальность, люди теряют возможность самоидентификации - именно в этом корень многих психологических проблем.

Концепция Фромма дополняется и раскрывается теорией Эрика Берна.

В повседневной жизни, человек, находясь в унифицированном обществе, описанном у Фромма, сталкивается с ситуациями, событиями и людьми которые повторяются. Нечто совсем новое происходит редко и люди начинают стандартизировать все свои действия и реакции, вырабатывая набор схем поведения, применяемый в различных ситуациях. Было замечено, что в ходе повседневной жизни человек способен находится в трех состояниях, определяющих его поведение, действия, реакции, мышление и даже эмоции. Это «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый».

Ребенок - это мы в детстве, это непосредственность, это фантазии и выдумки, это идеи, это творческое начало, еще не скованное законами и ограничениями общества, не изуродованное еще школой, семьей и работой.

Взрослый - это рациональность, разумность, дисциплинированность, это средоточие того самого «надо», принимающее реальность без вопросов, такой, какой она есть.

Родитель - средоточие образов наших родителей, а также внушенных ими морально-этических норм и запретов, стереотипов поведения и реакций.

Осуществляя определенную схему, человек выступает в состоянии Взрослого, Ребенка или Родителя, по отношению к другому человеку и внешнему миру вообще. Такие схемы Берн называл играми . Игровое взаимодействие - трансакцией . А сам способ поведения - структурированием времени . Попросту - заполнением. Не имея возможности раскрыться в условиях современного общества, люди вынуждены играть в поведенческие игры, делающие их стандартными и управляемыми для этого общества.

Сердимся мы или радуемся, говорим с начальством или друзьями, работаем или отдыхаем - мы всегда и везде играем в игры . Самое страшное в том, что игра сопровождается сложным эффектом сужения сознания, делающим человека послушной частью общества и рабом его же собственных игр, а сам человек убежден, что он живет в полном соответствии со своими желаниями.

Есть мелкие игры - например ритуал приветствия, есть и глобальные, определяющие всю жизнь человека (сценарии), например «Нонконформист» или «Алкоголик», в которых есть много ходов и персонажей. Живущий в играющем обществе человек с детства усваивает игры и становится рабом этого общества, не зависимо от убеждений и взглядов, от социального положения, образования и карьеры.

Играющее общество, игровая реальность, созданная им и попытка вырваться из ее оков - такова завязка «Меланхолии». Что делает Сузумия, пытаясь найти необычных людей?
Она не хочет быть частью игр, она не хочет исполнять игры. Многие говорят, что Харухи имеет отвратительный характер, что делает ее отвратительной личностью. Но трагедия девочки в том, что у нее не сформировались «Взрослый» и «Родитель», которые диктуют рациональному Кёну его трезвый взгляд на жизнь. Обществу играющих людей не нужен её Ребенок. Потому что он не станет послушной и безропотной частью общества, не станет его винтиком.

Это не значит, что Харухи замкнулась в себе и презирает всех обычных людей. Нет, она просто не желает Играть. Она стремится к единению с другими людьми, но единению не с обычными людьми, играющими в игры и несвободными - а с необыкновенными, достигая его очень странным способом. Иррациональным способом . И это правильно, так как опыт единения человека с человеком иррационален. Потому что сама потребность в единении экзистенциальна и не поддается рационализму, ограниченному нашим сознательным опытом.

Единение достигается только одним путем - путем любви. Любви не в понимании союза между двумя людьми, а как главной силы человеческой сущности. Как главного импульса заставляющего человека творить и созидать, познавать и совершенствовать, искать и открывать. Потому что в Любви невозможно играть.

И не даром главные персонажи сериала — парень и девушка. Это кажется завязкой банального сюжета, но здесь нет ничего подобного, так как только мужское и женское начала содержат в себе принцип восприятия и проникновения, стремления к созиданию и познанию, материю и дух, находя единение только во внутреннем слиянии между собой. Только так возможно, какое либо созидание и творение. А Кён и Харухи — это не что иное, как воплощения Мужского и Женского начал, универсальные воплощения чистых сторон этих начал. Многие не понимают характера Харухи, но с точки зрения гуманистической психологии она - чистое женское начало. Потому что Женское начало - безусловно. Оно любит и чувствует безотносительно к качеству объекта своих эмоций, просто за то, что он есть. Оно иррационально по своей сути. И не даром Харухи вызывает восторженные или отрицательные чувства. Она ведь живая! Какой бы она ни была, она живая и настоящая. Поэтому она вызывает именно чувства .

Соответственно и Кён - чистое Мужское начало, рациональное и хладнокровное, скептическое и сдержанное, хотя и не бесчувственное, но более осторожное, более материальное, в отличие от Женского - идеального. Но порознь Харухи и Кён никогда не смогут быть счастливыми. Кён потерял своего «Ребенка» ,он подавлен. Он фактически смирился с тем, что будет простым винтиком. Только в Харухи он может обрести целостность. Как и Харухи в нем. Поэтому окончание заключено в поцелуе — это символический акт единения между Мужским и Женским началом, единения, которое способно преобразить мир и спасти его.Их единение есть спасение того общества, которое страдает от трагедии одиночества, описанной у Фромма. Недаром в финальной серии появилось упоминание о спящей красавице. Это душа человека современного общества, в данном случае - Харухи. Это она пробуждается благодаря любви.

Было сказано о Кёне и Харухи, хотя не менее важное значение заключено и в других персонажах. Каждый являет собой несколько универсальных типов личности, прекрасно, кстати, проработанных, которые по-своему пытаются выйти из игровых рамок общества, по-своему преодолеть трагическое одиночество современного человека. Не меньше места можно уделить и им. Но в целом, понимание сути социально-психологического содержания истории уже ясно.

Высказанный взгляд - это не попытка объяснения сути «Меланхолии Харухи Судзумии». Это лишь один из вариантов понимания, подчеркивающий несомненную многогранность и сложность содержания произведения. Произведения, которое продолжает оставаться загадкой, бесконечной загадкой и тайной.

На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом.

Приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку - невыгодно.

При решении проблем управления персоналом следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к...

Прежде чем приступить к любому делу, нужно умело выбрать профессию, одну или две из тех, в которых Ваш успех будет максимальным. В каждой профессии есть одно или два качества, которые являются ведущими для успеха в этой профессии.

Например, в профессии менеджера главное качество - это общительность. Поэтому если Вы не общительный человек, то Вам не стоит начинать свою карьеру в этой сфере.

Кроме того, при большом разнообразии людей их можно разделить на экстравертов и интровертов, на людей...

Основные модели сексуальности

Имеется три основные модели сексуальности.

I. Биологическая модель

Специалисты, придерживающиеся взглядов на сексуальность в рамках этой модели, так или иначе сводят весь спектр сексуальности к биологической проблематике, т. е. видят в человеческой сексуальности лишь физиологическое проявление.

Очевидно, что представителей этого направления больше интересует организм человека, чем его личность. Именно этот подход в сексопатологии, чаще всего...

Когда формируется (или приживается) какая-то традиция, возникает несколько интересных языковых феноменов. Вновь образовавшемуся "цеху" приходится объясняться и с внешним миром, и с неофитами, и с другими аналогичными объединениями профессионалов.

Мы старались отразить в данной публикации эту языковую ситуацию, поскольку она, как ничто другое, может служить зеркалом социально-психологических процессов в сообществе и на его границах. Одним из интересных феноменов, составляющих эту сложную...

Покинутый переживает свою травму преимущественно на уровне "иметь" и "делать", а не на уровне "быть", характерном для отвергнутого. Вот несколько типичных ситуаций, провоцирующих у ребенка травму покинутого.

Малыш может чувствовать себя покинутым:

Если его мама вдруг окажется очень занятой в связи с появлением нового младенца. Особенно острым это чувство бывает в тех случаях, когда новорожденный младенец болеет или требует особого ухода. Покинутому кажется, что мама совсем оставила его и...

Эта травма пробуждается и дает себя знать в ребенке в возрасте от одного до трех лет. Я употребляю здесь слово "пробуждается", поскольку, напоминаю, моя теория основана на том, что мы рождаемся с уже принятым решением о том, какие травмы намерены излечить, даже если после рождения не сознаем этого.

Душа, пришедшая на Землю, чтобы излечить эту травму, притягивает к себе родителей, которые будут ее унижать. Эта травма особенно прочно связана с физическим миром, с миром "иметь" и "делать". Она...

Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий.

Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или...

В современной западной социально-психологической науке принято выделять следующие основные теоретические подходы: социокультурный, эволюционный, социальное научение, феноменологический и социально-когнитивный (Kenrick, Neuberg and Cialdini, 2002). Каждый из этих подходов представляет собой совокупность теорий, объединенных общей методологической позицией.

Социокультурный подход. Основы такого подхода были заложены в одном из первых учебников по социальной психологии Э. Росса, опубликованном в 1908 г. По его мнению, источники социального поведения людей присущи не отдельной личности, а социальной группе. Росс рассматривал группу как своеобразную целостность , обладающую свойственным ей сознанием. В самом начале своей книги Росс определил социальную психологию как науку о "психических стадиях и течениях, которые возникают среди людей вследствие их связей" (Ross, 1908. P. 1). Наряду с Россом другие социологически ориентированные теоретики также подчеркивают роль социального окружения в психических проявлениях отдельных индивидов. В соответствии с современным социокультурным подходом считается, что убеждения, ценности и предрассудки человека обусловлены прежде всего факторами группового уровня (нация, социальный класс , нормы культуры).

В центре данного теоретического подхода находится концепция культуры, которую мы самым общим образом можем определить как знания, убеждения, обычаи и язык, передаваемые из поколения в поколение в пределах определенного общества. Итак, можно сказать, что социокультурный подход объясняет социальное поведение влиянием больших социальных групп.

Эволюционный подход . Если исследователи социокультурного направления рассматривают в первую очередь различия в поведении людей, представляющих разные культуры, то сторонники эволюционного подхода, наоборот, интересуются явлениями сходства как в разных культурах, так и среди различных представителей живых организмов (включая человека). Начала такого подхода были представлены в другом раннем учебнике по социальной психологии У. Макдугалла, также вышедшем в 1908 г. Его автор ищет корни социального поведения человека в его физической и психической предрасположенности, которая помогала нашим предкам выживать и давать потомство. Центральной для эволюционного подхода является идея естественного отбора, выдвинутая Ч. Дарвином. В соответствии с ней предполагается, что животные, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, имеют больше шансов выжить и произвести на свет жизнеспособное потомство, передав ему по наследству соответствующие свойства. Со временем новые свойства живых организмов, больше подходящие для определенной среды, приходят на смену менее пригодным для жизни и т.д.

Конечно, было бы ошибкой полагать, что эволюция могла привести к формированию лишь негативных "инстинктов", которые "запрограммированы при рождении" и не могут подвергаться сильному влиянию среды. Имеется немало современных данных, убедительно говорящих о том, что биологические факторы оказывают разное влияние на человека и другие животные организмы, и эти факторы связаны также с воздействием окружающей среды. Даже самые основные биологические потребности, такие как голод, приводятся в действие факторами окружающей среды. Итак, эволюционный подход направлен на поиск причин социального поведения в физических и психических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство.

Теория социального научения. Гораздо более современной и популярной, чем два предыдущих направления, является сейчас на Западе, особенно в США, теория социального научения. Этот подход к исследованию социального поведения обязан своим происхождением трудам А. Бандуры и Р. Уолтерса, в которых социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивида и его научения в процессе получения вознаграждений и наказаний. При этом особенно подчеркивается роль подражания в развитии тех или иных поведенческих форм. Широкую известность приобрели эксперименты Бандуры по моделированию обучения детей посредством использования наблюдения. Так, например, было обнаружено, что дети могут научиться агрессии, наблюдая за различными формами агрессивного поведения взрослых. Эти важные выводы поддерживают положение о том, что агрессия не является свойством, непременно присущим человеку (как полагают многие), но может оказываться результатом влияний со стороны окружения. Бандура также подчеркивал роль убеждений, ожиданий, возможности выбора и самоподкрепления как важных факторов, определяющих индивидуальное поведение. Итак, можно заключить, что данный подход уделяет основное внимание опыту научения в прошлом как детерминанту социального поведения индивида.

Феноменологический подход. В отличие от всех трех упомянутых выше подходов, уделяющих определенное внимание окружающей среде, феноменологический подход, наоборот, делает акцент на уникальной точке зрения индивида, или его феноменологии. В соответствии с таким подходом, который ведет свое начало от работ К. Левина, социальное поведение человека направляется именно его субъективной интерпретацией событий социального мира. Центральным в системе взглядов Левина на социальное поведение человека является понятие "жизненного пространства". В это " пространство " входит вся сумма возможных событий, которые влияют на индивида из прошлого, настоящего и будущего, как это ему представляется. При этом поведение человека являет собой его движение сквозь участки данного жизненного пространства. Одни из этих участков привлекательны, а другие - не привлекательны. Левин полагал, что интерпретация человеком той или иной ситуации связана с его целями в данный момент. Так, если фанату какой-либо футбольной команды не терпится ввязаться в драку с поклонниками "чужой" команды, он может интерпретировать случайный толчок как агрессивный выпад с другой стороны. Общепризнано, что подход Левина, основанный на целях, взаимодействии человека и ситуации и феноменологии, оказал огромное влияние на социальную психологию. Итак, суть феноменологического подхода состоит в том, что социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды.

Социально-когнитивный подход. Считается, что внимание сторонников предыдущего, феноменологического, подхода к внутреннему опыту человека привело естественным образом к тесным связям между социальной и когнитивной психологией, подчеркивающей роль "внутренних", ментальных процессов. Основная проблематика когнитивной психологии - это процессы ощущения, восприятия, интерпретации, суждения и запоминания событий окружающей среды. За последние двадцать лет число социальных психологов, обратившихся к социально-когнитивному подходу, значительно возросло. Сторонники этого подхода изучают психические процессы, связанные с тем, какие именно события привлекают внимание человека, как он интерпретирует эти события и хранит в своей памяти. Предполагается, что социальное поведение человека направляется его вниманием к тому или иному аспекту ситуации, его пониманием этой ситуации и, наконец, возникшими у него ассоциациями данного события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся в памяти. Итак, социально-когнитивный подход сосредоточивается на ментальных процессах, участвующих в том, каким образом индивид обращает внимание на социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти.

Рассмотренные выше различные подходы к пониманию социально-психологических явлений не противоречат друг другу. Каждый из них представляет собой лишь одну из граней социально-психологического анализа. Поэтому указанные подходы можно рассматривать как взаимодополняющие. Лишь сочетание всех этих подходов, их комплексное использование обеспечивают всестороннее изучение того или иного явления социальной психологии.



Загрузка...