caspian72.ru

Сверхценные идеи. Варианты сверхценных идей (переоценка биологических свойств своей личности, переоценка психологических свойств своей личности, переоценка социальных факторов)

Idée fixe ) - психологический термин, обозначающий суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств и выводимо из личности , её установок, но сопровождается неиссякаемым эмоциональным напряжением и преобладает в сознании над всеми остальными суждениями. Человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели.

Сверхценные идеи следует отличать от сверхценного бреда и паранойяльного бреда . При сверхценной идее сохраняется ясное сознание и способность к реалистической оценке (или, по крайней мере, её проблескам). Такого рода идеи могут наблюдаться в том числе у нормальных людей (например, в состоянии влюблённости), но с наибольшей регулярностью у страстных натур, фанатиков , людей с параноидным расстройством личности и при патологическом развитии личности .

Понятие «сверхценной идеи» было введено в 1892 году немецким психиатром Карлом Вернике .

Основные сведения [ | ]

Вернике отличал сверхценные идеи от навязчивостей , описанных его учителем К.-Ф.-О.Вестфалем .

Сверхценности всегда обладают сильно выраженной эмоциональной составляющей и тем, что переживаются они как нечто глубоко личностное (а значит, психическая самозащита от них невозможна).

В такое широкое понимание сверхценности попадают тревожная мнительность, болезненные сомнения, некоторые виды бреда [ ] . Сверхценные идеи занимают в сознании доминирующее положение, воспринимаются самим человеком как вполне обоснованные, что побуждает человека активно бороться за реализацию этих идей. Такие идеи принимают форму гипертрофированной, болезненной убеждённости в чём-либо. В отличие от бреда, эта убеждённость всегда имеет под собой реальные факты, которые переоцениваются, сверхоцениваются (ревность, любовь, изобретательство и др.). Окружающие, скептически относящиеся к сверхценным идеям больного или пытающиеся критиковать их, расцениваются больным, в лучшем случае, как заблуждающиеся, в худшем - как враги.

Сверхценные идеи формируются как при расстройстве личности (чаще параноидного и шизоидного типа), а также при приобрётенных психопатических состояниях у лиц гипертимического склада , могут также встречаться при шизофрении и аффективных психозах.

Например, малозначащие, относящиеся к далёкому прошлому проступки в период глубокой депрессии становятся сверхценными, вырастая в сознании больных до трагических размеров.

Нередко утверждается, что в неблагоприятных ситуациях возможен последовательный или спонтанный переход от сверхценных идей к бреду. Однако такого рода утверждение несовместимо с критерием К. Ясперса (см. ниже) о невыводимости паранойяльного бреда из прежнего опыта человека, из его личности и ситуации .

Порой человек, стремясь осуществить некоторые «сверхценные идеи», рискует своей жизнью или жизнью других людей.

Отличия сверхценной идеи от бреда [ | ]

Для сверхценной идеи характерны чётко определённые критерии, отличающие её от сверхценного и паранойяльного бреда .

При сверхценном (кататимном) бреде , который, согласно ведущим западным психиатрам К. Башу, Г. Биндеру и другим, является непсихотическим , а К. Ясперсом с самого начала выделялся как бредоподобный (в отличие от истинного бреда), исчезают все остатки критического отношения, сознание сужается, полностью доминирует аффективная установка. Но о психотическом уровне можно говорить лишь в том случае, если имеются описанные К. Конрадом признаки «протопатического поля переживаний». Сверхценный бред характерен для паранойяльного развития личности,

Понятие сверхценных идей было выдвинуто С. Wernicke (1892) для обозначения отдельных суждений или групп суждений, аффективно насыщенных и носящих стойкий, фиксированный характер. Обычно различают сверхценные идеи, наблюдающиеся у психически здоровых, и патологические, являющиеся признаком психического заболевания.

Примером возникновения сверхценных идей в норме может служить преданность человека какой-либо научной идее, ради доказательства правоты которой он готов пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами своих близких, т. е. всем, что не относится к преобладающим в его сознании мыслям. Такая сверхценная идея отличается от навязчивой своим постоянством, она не является чуждой сознанию человека и не лишает личность ее носителя гармоничности. Д. А. Аменицкий (1942) такие встречающиеся в норме сверхценные идеи обозначал как доминирующие. Для людей, которыми овладевают такие идеи, характерно активное стремление преодолеть все препятствия в достижении цели. М. О. Гуревич (1949) доминирующие идеи не считал сверхценными в строгом понимании этого термина. Сверхценные идеи, по М. О. Гуревичу, всегда носят патологический характер, являются выражением дисгармонической психики и связаны с паралогическим мышлением и резонерством.

Доминирующая идея может претерпеть развитие и превратится в истинную сверхценную идею. Такое развитие всегда психогенно обусловлено и происходит обычно при наличии предрасполагающей конституциональной почвы. Сверхценная идея п а то логическая по своему содержанию, имеет отличительные свойства, выделенные F. Arnaud (цит. по Л. Б. Дубницкому, 1975). Это, во-первых, ее неосознанность больным в качестве идеи ложной, болезненной и, во-вторых, медленный темп ее развития. Оба эти признака отличают сверхценные идеи от навязчивостей, так как при навязчивых состояниях больные осознают чуждость своих болезненных переживаний, не могут с ними примириться, пытаются с ними бороться. Навязчивые состояния возникают пароксизмально, для них не характерно постепенное развитие. Сверхценная идея в своем развитии все более овладевает сознанием больного, к ней присоединяются новые сверхценные идеи. Она настолько сливается с личностью больного, что воспринимается им как единственно верное представление или система представлений, которые он активно защищает. Е. Kretschmer (1927) считал, что личность полностью поглощается болезненными сверхценными идеями. Аффективно заряженные и овладевающие всеми личностными проявлениями сверхценные идеи становятся источником бредообразования. Такой вид аффективного бредообразования определяется как кататимическое. Оно является основным патогенетическим механизмом параноического развития (Н. W. Maier, 1913, Е. Kretschmer, 1918). Возможность перерастания сверхценных идей в бредовые была отмечена еще С. Wernic ke. Впоследствии К. Birnbaum (1915) выделил так называемые сверхценные бредовые идеи. Динамику развития бреда из сверхценных идей в рамках паранояльного бредообразования при шизофрении изучил А. Б. Смулевич (1972).

Хотя выделение сверхценного бреда было вызвано трудностью отграничения двух его составных психопатологических образований, тем не менее в психиатрической, особенно в судебно-психиатрической, практике нередко такую дифференциацию проводить необходимо.

Сверхценные идеи как бы занимают промежуточное положение между навязчивыми и бредовыми. В отличие от навязчивых сверхценные идеи не остаются чуждыми личности больного, интересы его полностью сосредоточиваются на круге болезненных переживаний. Больной не только не борется со своими сверхценными мыслями, а напротив, пытается добиться их торжества. В отличие от бреда сверхценные мысли не приводят к столь значительным изменениям личности. Конечно, неправильно было бы считать, что наличие сверхценных идей оставляет личность интактной. При сверхценных идеях мы не видим, как при бредовых, появления новой личности, новых личностных свойств, нет значительных качественных изменений личности больного. Возникновение и развитие сверхценных идей в основном ограничиваются количественным изменением наиболее значимых в плане сверхценных идей личностных свойств, их утрированием, заострением. Так, до болезни не очень уживчивый, малосинтонный человек становится кверулянтом, а педантичный, скрупулезно выполнявший все ему порученное начинает собирать «архив» для подтверждения своих патологических идей, включая в него совершенно малозначащие бумажки, записки и т. п.

В известной мере для отграничения сверхценных идей от бреда может использоваться критерий психологической понятности, выводимости болезненных переживаний больного. Клинический анализ сверхценных идей позволяет уловить их психогенез, связь с актуальными для больного реальными переживаниями, их соответствие преморбидным личностным особенностям больного. Однако, как уже отмечалось выше, такая связь может обнаруживаться и при психогенном бредообразовании. Относительным критерием разграничения сверхценных и бредовых идей является также возможность разубеждения больного. Критерий отсутствия окончательной убежденности больных в достоверности своих сверхценных идей иногда переоценивается. Конечно, отсутствие окончательной убежденности, колебания больного являются очень важными признаками при необходимости разграничения сверхценных идей и бреда. Однако симптом этот не облигатен, он может отсутствовать на известных этапах динамики сверхценных идей и при перерастании их в бред.

Корригирование сверхценной идеи, как указывал А. А. Перельман (1957), состоит не только в том, что больной осознает ее ошибочность, но и в том, что она перестает доминировать в психической жизни больного, преобладать над другими его мыслями и представлениями, определять весь его жизненный модус. Сверхценные идеи хотя и с трудом, но поддаются коррекции (разумеется, речь не идет о сверхценном бреде) под влиянием веских логических доводов и изменения жизненных обстоятельств, что способствует утрате их аффективной насыщенности и актуальной значимости.

Сверхценные идеи чаще всего возникают у личностей с психопатическим складом характера. Наиболее типично их развитие у паранояльных психопатов, в этих случаях сверхценные идеи нередко оказываются этапом параноического развития. Особенно благоприятной почвой для параноического бредообразования нередко бывает сплав паранояльных и эпилептоидных черт характера. При этом эпилептоидность вносит в структуру симптомообразования такой важный компонент, как ригидность мышления и аффекта.

Эпилептоидная психопатия сама по себе также является почвой для возникновения сверхценных идей ревности и ипохондрических (В. М. Морозов, 1934). П. Б. Ганнушкин (1907) проследил возникновение ипохондрических сверхценных идей у психастенических психопатов, подчеркивая при этом роль присущих психастеникам опасений, сомнений, страхов. П. Б. Ганнушкин (1933) отмечал большую частоту возникновения сверхценных идей у фанатиков, которых он, так же как и паранояльных психопатов, называл людьми сверхценных идей, отличающихся лишь тем, что их болезненные переживания часто основаны не столько на логических построениях, сколько на вере. От больных паранояльной психопатией в плане развития сверхценных идей фанатиков отличает известное бескорыстие; борьба фанатиков определяется, по их мнению, общими интересами, они не стремятся выдвинуть на первый план свою личность.

www.psychiatry.ru

Сверхценные идеи.

Сверхценными (доминирующими, гиперквантивалентными) считаются чрезвычайно эмоционально заряженные и правдоподобные идеи, не носящие нелепый характер, но имеющие по каким-то причинам огромное значение для пациента. Это ошибочные либо односторонние суждения или группа суждений, которые вследствие своей резкой аффективной окраски получают перевес над всеми остальными идеями и доминируют в течение длительного времени.

Они вытекают обычно из реальных событий, и им придается гиперквантивалентная значимость. Весь строй мыслей и чувств подчинен одной сугубо субъективной идее. Творческие увлечения (особенно в грубо утрированной форме) людей с художественным складом личности несколько напоминают сверхценные идеи.

Примером сверценных идей может быть открытие или изобретение, которому автор придает неоправданно большое значение. Он в категорической форме настаивает на немедленном внедрении его в практику не только в предполагаемой сфере, но и в смежных областях. Несправедливое, по убеждению больного, отношение к его творчеству вызывает ответную реакцию, которая превалирует в его сознании; внутренняя переработка больным ситуации не уменьшает, а, наоборот, усиливает остроту и аффективный заряд переживания. Как правило, это ведет к кверулянтной борьбе (сутяжничеству), предпринимаемой больным с целью восстановления «справедливости».

Пациент, в детстве писавший стихи, одно из которых даже опубликовали в районной газете, начинает считать себя незаурядным, самобытным поэтом, вторым Есениным, которого игнорируют и не печатают из-за зависти и «окружающего недоброжелательства». Вся его жизнь по существу превратилась в цепь последовательных доказательств своей поэтической одаренности. Больной постоянно говорит не о поэзии, а о своем месте в ней, носит как доказательство свое когда-то опубликованное стихотворение и не к месту его декламирует, легко отбрасывает все контраргументы собеседников. Будучи фанатиком своей поэзии, он во всех остальных аспектах жизни выявляет совершенно адекватный стиль существования.

Сверхценными могут быть не только идеи собственной значимости, но и ревности, физического недостатка, сутяжничества, недоброжелательного отношения, материального ущерба, ипохондрической фиксации и т.д.

При благоприятной для пациента ситуации сверхценные идеи постепенно тускнеют, теряют эмоциональную насыщенность (напряженность) и дезактуализируются. Но при неблагоприятном развитии событий, в частности при хронической стрессовой ситуации, сверхценные идеи могут превращаться в бред.

От обсессий сверхценные идеи отличаются отсутствием чувства навязчивости и чуждости, от бреда - тем, что при свехценной идее происходит запоздалое патологическое преобразование естественной реакции на реальные события. Сверхценные идеи часто встречаются при психопатиях (особенно при паранойяльной форме), но они могут формироваться и в структуре психотических состояний.

Позитивные синдромы (синдром сверхценных идей)

Синдром сверхценных идей - состояние, при котором суждения, возникшие вследствие реальных обстоятельств и на основе действительных фактов, приобретают в сознании больного доминирующее, не соответствующее их истинному значению место. Сверхценные идеи сопровождаются выраженным аффективным напряжением. Примером сверхценных образованний может быть «открытие» или «изобретение», которому автор придает неоправданно большое значение. Он настаивает на немедленном внедрении его в практику не только в предполагаемой сфере непосредственного применения, но и в смежных областях. Несправедливое, по убеждению больного, отношение к его творчеству вызывает реакцию, которая приобретает доминирующее значение в его сознании. Внутренняя переработка этих переживаний не уменьшает, а, наоборот усиливает их. Кверулянтская борьба (сутяжничество), предпринимаемая больными с целью восстановления справедливости, наказания обидчиков, безусловного признания «изобретения» («открытия»),- обычное развитие сверхценных идей.

Сверхценные идеи отличаются от бреда толкования (интерпретативного) тем, что в их основе реальные факты и события, а источники интерпретативного бреда - целиком ошибочные, неправильные умозаключения. Сверхценные идеи с течением времени при определенных условиях блекнут и исчезают, а бредовые имеют тенденцию к дальнейшему развитию. В отдельных случаях возможна трансформация сверхценных идей в бредовые. Сверхценные идеи нередко сопутствуют депрессиям и бывают при этом тесно связаны с бредом самообвинения. Больные обвиняют себя в проступке, как правило, незначительном, часто в далеком прошлом. Теперь во мнении больного этот проступок приобретает значение преступления, за которое надлежит понести суровое наказание.

Сверхценные идеи в структуре отдельных болезней. Сверхценные идеи наблюдаются при психопатии, шизофрении, в аффективных фазах маниакально-депрессивного психоза, инволюционной меланхолии.

Менеджмент

Болезненные идеи: навязчивые, сверхценные, бредовые.

Навязчивая идея соотносима с персеверацией. Навязчивая идея это тоже повтор, но она сопровождается рефлексией, переживания чуждости, ненужности. Человек воспринимает это действие как лишнее.

  • Субъективность – всегда свои собственные действия. Человек знает, что он сам их выполняет.
  • Навязчивости непроизвольны. Нарушена произвольность, человек вынужден делать то, чего не хочет.
  • Повторяемость – действия повторяются.
  • Ощущение дискомфорта и комфорта. Нарастает чувство дискомфорта, в связи с необходимостью выполнить какое-то действие (уже в который раз). Может вырасти до уровня овладевающего представления. После «проверки» наступает временное облегчение – чувство комфорта. Бывает связана с конкретными вещами, а бывает общая.
  • Чуждость по отношению к Я. Человеку не хочется это выполнять, он может понимать абсурдность. Противопоставляет себя и свою навязчивость. В большей степени – когда обсессивно-компульсивное расстройство (невроз), в меньшей – когда это в обсессивно-компульсивное расстройство личности (психопатия).
  • Попытки борьбы. Прямая защита – связана по смыслу с содержанием навязчивой идеи. Заражение – мытье рук, кардиофобия – поближе к больнице. Непрямая защита – ритуал. Человек выполняет действия, которые напрямую с навязчивостью не связаны, смысл нам уловить не удается. Иногда даже для самого человека смысл ритуальных действий скрыт. Приметы – не сопровождаются личным ощущением дискомфорта, что он пытается с этим бороться.
  • Характеристика первобытного общества – регламентация всего. Строгая система правил и запретов. Осознавание через запрет. Первоначально это и есть сознательная деятельность – делать не то, что ты хочешь, а что от тебя требует общество. Патологическое стремление к правильности, стремление к предсказуемости.

    Патология мышления может выражаться в таком феномене, как сверхценные идеи - гиперквантивалентные идеи (от лат. hyper - над, сверх + лат. quantum - сколько + valenti - сила) - мысли, возникающие в связи с какими-то действительными фактами или событиями, но приобретающие для человека особую значимость, определяющие все его поведение. Характеризуются большой шоциональной насыщенностью, выраженным эмоциональным подкреплением. Например, человек, действительно пишущий С1ихи и, может быть, удостоившийся за это когда-то похвалы, начинает думать, что он необыкновенный, чрезвычайно талантли-вый, гениальный поэт, и вести себя соответствующим образом. Непризнание же его окружающими он расценивает как происки недоброжелателей, зависть, непонимание и в этом своем убеждении уже не считается ни с какими реальными фактами.

    Такие сверхценные идеи собственной исключительности могут возникать и по поводу других чрезвычайно переоцениваемых способностей: музыкальных, вокальных, писательских. Может переоцениваться и собственная склонность к научной деятельности, изобрета-юльству, реформаторству. Возможны сверхценные идеи физического недостатка, недоброжелательного отношения, сутяжничества.

    Человек, имеющий небольшой косметический недостаток, например слегка оттопыренные уши, считает, что это - трагедия всей а о жизни, что окружающие к нему из-за этого плохо относятся, что псе его неудачи связаны только с этим «уродством». Или человека к го-то действительно обидел, и он после этого ни о чем другом уже не может думать, все его помыслы, все его внимание направлены юлько на это, он уже и в самых безобидных действиях видит только одно - желание ущемить его интересы, вновь задеть его. То же может касаться и сутяжничества (кверулянства - от лат. querulus - жалующийся) - склонности к бесконечным жалобам, рассылаемым во всевозможные инстанции, причем число этих инстанций все возрастает, так как в конечном итоге каждая инстанция (например, |азета, суд и т.д.), куда вначале жаловался такой сутяга, не признавшая его «правоты», сама становится объектом очередной жалобы.

    Сверхценные идеи особенно характерны для психопатических личностей. Бредовые идеи: Наиболее качественно выраженным расстройством мышления является бред. Бредовые идеи (бред) - неправильные умозаключения, ошибочные суждения, ложная убежденность, не соответствующие действительности. От обычных человеческих заблуждений бред отличается следующим: 1) он всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни; 2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей; 3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны; 4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки. Просто заблуждающийся человек при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений. Никакими фактическими доказательствами бредового больного разубедить не удастся.

    По клиническому содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разделить на три большие группы: 1) бредовые идеи преследования; 2) бредовые идеи величия; 3) бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред).

    Критерии бреда по К. Ясперсу.

    • Субъективная убежденность в своей правоте
    • Невозможность коррекции (человека нельзя переубедить, он не слышит логики и доказательств)
    • Невозможность содержания (несоответствие действительности), но относительно – иногда бред может соответствовать действительности
    • Будет переиначивать любые аргументы так, что они будут только подтверждать его бред.

      Переводит разговор на одну и ту же тему (как к нему плохо относятся коллеги), ставит себя в центр мира (на его работе люди только и думают о том, как бы причинить ему вред), коммуникативная неадекватность (не чувствует собеседника), использует собеседника как инструмент для реализации своих бредовых целей, бредовое поведение (ведом странными идеями на уровне поступков – меняет маршрут, проходит в специальных местах), тенденция к разрастанию бреда (захватывает все больше людей, встраивает их в свой бред), бред начинает совпадать с реальность (поведение других людей вторично обсуловлено эти бредом).

      Сверхценные образования

      В литературе чаще всего используют термин сверхценные идеи (Wernicke, 1892). Этим выражением как бы подчёркивается, что расстройство проявляется когнитивными нарушениями, то есть неадекватными убеждениями, не имеющими достаточных объективных оснований.

      Существуют разные определения расстройства. Приведём здесь несколько из тех, что выявляют основные его признаки с наибольшей, по нашему мнению, отчётливостью.

      П.Б.Ганнушкин (1933) при описании психопатов-параноиков указывает: «Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на всё его поведение. Самой важной такой сверхценной идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности. Соответственно этому основными чертами психики людей с параноическим характером являются очень большой эгоизм, постоянное самодовольство и чрезмерное самомнение. Эти люди крайне узкие и односторонние: вся окружающая действительность имеет для них значение и интерес лишь постольку, поскольку она касается их личности; всё, что не имеет близкого, интимного отношения к его Я, кажется параноику мало заслуживающим внимания, малоинтересным».

      П.Б.Ганнушкин тем самым подчёркивает, что сверхценные идеи, во-первых, свойственны психопатическим личностям паранойяльного типа и индивидам с паранойяльными чертами характера, а во-вторых, тот факт, что наличие таких идей сопровождается обесцениванием или игнорированием значения многих сторон действительности, что, в свою очередь, уродливо искажает восприятие социальной реальности, включая собственную жизнь.

      «Сверхценные идеи , - замечает А.А.Меграбян (1972), - выражают собой комплекс мыслей, доминирующих над всем психическим содержанием сознания больного. Это содержание, вовлекаясь в сферу влияния сверхценной идеи, подчиняется ей и способствует её дальнейшему развитию. Такие идеи формируются под преобладающим воздействием аффективно-кататимных механизмов. Логически обоснованная критика большей частью беспомощна перед ригидно направленной аффективностью и элементами паралогической мысли. В отличие от бреда сверхценные образования не содержат абсолютно неправильных, абсурдных суждений. Нечто иное даёт повод для констатации сверхценной идеи: сомнительной, спорной, оторванной от действительности, неодолимой тенденцией (в сущности, болезненным заблуждением) представляется развитие конкретным лицом применительно к самому себе стойких убеждений в высоком призвании к научной деятельности, к проявлению себя в искусстве, на административном либо политическом поприще или иных сферах жизни. При всей своей ригидности сверхценные идеи иногда всё же поддаются психотерапевтической коррекции. Иногда же границы между ними и паранойяльным бредом стираются». А.А.Меграбян тем самым подчёркивает, что сверхценные убеждения в собственном высоком призвании касаются наиболее престижных сфер общественной жизни. Кроме того, он указывает на роль кататимических комплексов в формировании сверхценных идей, чем сближает последние и паранойяльный бред.

      Как считает К.Ясперс, «сверхценные идеи (uberwertige Ideen) - это убеждения, сильно акцентированные благодаря аффекту, который может быть понят в свете характерологических качеств данной личности и её истории. Под воздействием этого сильного аффекта личность отождествляет себя с идеями, которые в итоге ошибочно принимаются за истинные. В психологическом аспекте упорное нежелание отказываться от сверхценных идей не отличается от научной приверженности истине или страстной политической или этической убеждённости. Различие между этими феноменами состоит только в ложности сверхценных идей. Последние встречаются как у психопатов, так и у здоровых людей; они могут принимать также форму «бреда» - идей изобретательства, ревности, кверулянтства, сутяжничества и т. п. Такие сверхценные идеи следует чётко отличать от бреда в собственном смысле.

      Они представляют собой единичные идеи, развитие которых может быть понято на основе знания о свойствах и ситуации данной личности, тогда как истинные бредовые идеи суть недоступные психологическому пониманию рассеянные продукты кристаллизации неясных бредовых переживаний и диффузных путаных ассоциаций; правильнее было бы считать их симптомами болезненного процесса, который может быть идентифицирован также на основании других источников». К.Ясперс, как видно, особое внимание уделяет личности пациентов со сверхценными идеями, хотя он не описывает её и не даёт её определения. По косвенным признакам можно предположить, что он имеет в виду личность с чрезмерно высокой самооценкой, хотя в то же самое время он как будто допускает возможность развития сверхценных идей и у нормальных индивидов.

      Г.И.Каплан и Б.Дж.Сэдок (1994) представляют очень краткое и не слишком ясное сообщение об этом расстройстве: «Сверхценные идеи: мысли, содержащие и стойко сохраняющие неадекватные утверждения; не так устойчивы, как бредовые идеи». Авторы акцентируют тем самым неадекватность сверхценных утверждений, не поясняя, правда, в чём она состоит. Любопытно, что в своей книге они более нигде не возвращаются к этой теме, и вряд ли это является досадным упущением. Е.Блейлер, например, даже не упоминает о сверхценных идеях, как если бы их клиническое значение было минимальным или весьма относительным. Мнение Г.И.Каплана и Б.Дж.Сэдока в чём-то совпадает с позицией А.В.Снежневского, который указывает, что особенно часто сверхценные идеи наблюдаются при депрессии. Например, какой-то незначительный проступок в сознании таких пациентов вырастает до размеров тягчайшего преступления. Тем самым как бы утверждается, что существует особый класс сверхценных идей, связанных не с личностью, а с аффективными расстройствами - депрессией и манией. По аналогии с бредом такие идеи могли бы именоваться голотимическими сверхценными образованиями. Стоит заметить, что достаточно распространено отождествление сверхценных идей и навязчивостей. Так, в Большом толковом психологическом словаре А.Ребера (2002) автор указывает, что сверхценная идея есть «паттерн мышления, который навязчиво крутится вокруг определённой темы. См. навязчивость».

      В.В.Шостакович (1997) сообщает следующее: «Сверхценные идеи представляют собой тесно связанные с особенностями личности убеждения, которые возникают под влиянием реальной ситуации. Эти мысли логически разработаны и приобретают чрезмерно важное значение в силу большой эмоциональной заряженности. Поэтому они занимают неподобающее место в сознании человека, влияют на его поступки и поведение.

      По содержанию это могут быть идеи ревности, супружеской неверности, которые возникают после какого-либо незначительного события, вызывающего подозрение в измене; сутяжные (кверулянтские) идеи, которые развиваются после реального или мнимого ущемления прав пациента; ипохондрические идеи, обусловленные нетяжёлой болезнью, которую больной без оснований считает крайне опасной, неизлечимой. Сверхценные идеи встречаются в сложных жизненных ситуациях при расстройствах личности, различных вариантах органического поражения головного мозга, шизофрении и некоторых других психических аномалиях и болезнях». Стоит обратить внимание на то, что в развитии сверхценных идей В.В.Шостакович подчёркивает важную роль сложных жизненных ситуаций. Из этого можно вывести предположение о том, что дезактуализация сверхценных идей в принципе возможна, но лишь при радикальной перемене жизненной ситуации пациента, дискредитирующей гипертрофированную самооценку.

      Сверхценными идеями М.Блейхер (1955) называет «суждения или группы суждений, отличающиеся аффективной насыщенностью и носящие стойкий, фиксированный характер. Могут наблюдаться и у психически здоровых (преданность человека какой-либо научной идее, ради торжества которой он готов пренебречь всем остальным) доминирующие идеи (Аменицкий Д.А., 1942; Гуревич М.О., 1949). Принадлежность последних к идеям сверхценным оспаривается. Идеи сверхценные являются патологическими, служат выражением дисгармонической психики и связаны с паралогическим мышлением. Однако доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную идею сверхценную. Последняя не осознаётся больным в качестве ложной, по мере развития она всё менее поддаётся коррекции. Идеи сверхценные занимают как бы промежуточное положение между навязчивыми и бредовыми». Автор ставит важный вопрос о разграничении сверхценных идей и других феноменов нормальной и болезненной психики, а также о том месте, какое занимает это расстройство в ряду психопатологических феноменов. Тезис о том, что сверхценные идеи занимают как бы промежуточное положение между навязчивостями и бредом, является достаточно спорным.

      Как полагает Р.Тёлле (2002), «сверхценные идеи более чётко отличаются от бреда и стоят ближе к неболезненным переживаниям. Они характеризуются эмоциональной насыщенностью, стойкостью и полной убеждённостью (Баш). У больных отдельные представления сильно охвачены эмоционально и не могут корригироваться противоположными представлениями; из-за этого они встречают враждебность и причиняют ущерб. Сверхценные идеи встречаются во всех областях жизни, но преимущественно в мировоззрении и политике, а также в науке. Они воздействуют на общество через свою способность разрушать контакты, возбуждать и внушать отвращение.

      По содержанию они не полностью ложны, имеют ошибки в форме неполных, содержащих проблемы представлений. То, что эти люди раздражительны и бесцеремонны в достижении цели, вызвано неосознанными мотивами. Сверхценные идеи отличаются от бредовых, но и между ними есть переходы, например кверулянтское асоциальное поведение может перейти в кверулянтский бред в процессе бредового развития». Автор не усматривает принципиального различия между бредом и сверхценными идеями, говоря о переходах между ними. Он как бы стирает грань, отделяющую паранойю, то есть бредовый психоз от параноического развития личности, характеризующегося сверхценными идеями. Р.Телле, как и другие исследователи, не приводит сведений о распространённости сверхценных идей, из чего можно заключить, что в выявлении и идентификации сверхценных идей существуют некоторые проблемы.

      Если сравнить приведённые здесь точки зрения, то можно сделать несколько выводов. Во-первых, авторы не столь единодушны в том, что касается клинических критериев, содержания, границ и актуальности сверхценных идей. Во-вторых, сам термин «сверхценная идея» неполно отражает существо проблемы. В самом деле, пациент может считать важной для себя не только какую-то свою мысль, с равным успехом он может думать то же самое о своих интересах, занятиях, планах или ожиданиях. Было бы, кажется, более точным говорить о сверхценных образованиях, не ограничиваясь исключительно сферой мышления. В-третьих, и это самое существенное, в большинстве приведённых описаний фигурируют указания на неадекватные мысли и некий аффект или эмоциональную насыщенность этих мыслей. Собственно аффекта при этом не бывает, если не считать чрезмерно сильных эмоциональных реакций пациентов в ответ на непонимание или противодействие им со стороны окружающих.

      Дело представляется таким образом, что существуют некие самостоятельные психические сущности, а механические ассоциации между ними и порождают сверхценные идеи. Это атавизм атомистической психологии, и вряд ли кто-то всерьёз его принимает. Следует, вероятно, признать правоту тех исследователей, которые подчёркивают решающую роль личности в развитии сверхценных идей. Не болезненные идеи делают аномальной личность пациента, напротив, сами эти идеи коренятся в его личности, возникая в определённых жизненных ситуациях. И главное в такой личности, как указывает П.Б.Ганнушкин, является аномальная система представлений о ценностях жизни. Если признать эти замечания справедливыми, то определение расстройства могло бы, как нам кажется, выглядеть следующим образом: сверхценными образованиями являются мысли, чувства, интересы и занятия, которым пациент придаёт несоразмерно большое значение в силу стойкого доминирования дефицитарной системы ценностных приоритетов.

      Психология человека слишком причудливо и сложно устроена для того, чтобы никогда не давать сбоев. Иногда он становится носителем навязчивых мыслей, избавиться от которых невероятно сложно. Специалисты называют их не иначе, как идея фикс – преобладание одного суждения над всеми другими в сочетании с искажением объективной реальности.

      Идея фикс - что это значит?

      Самое живучее и опасное нарушение – одержимость. Ее невозможно прогнать из головы никакими тренингами или беседами с психологом. Идея фикс, или идефикс может именоваться как сверхценная или навязчивая идея. Этот термин означает проявление механизма формирования важного для личности убеждения в чем-то настолько высокого уровня, что все противостоящее ей активно отрицается, даже если оно очевидно. Она крутится в голове и затмевает все остальные мысли, акцентируя внимание лишь на объекте одержимости.

      Таковым может быть:

      • достижение какой-либо цели в карьере;
      • приобретение определенной ценности – материальной или духовной;
      • внимание любимого человека, не отвечающего взаимностью;
      • подавление одного из свойств характера или внешности.

      Сверхценные идеи - виды

      Навязчивым суждениям удается получить контроль над остальными мыслями и переживаниями. Они сопровождаются повышенной тревожностью, мнительностью, нервозностью. Сверхценная идея - это не только идея фикс, но и любое параноидальное или чрезмерно аффективно насыщенное суждение. Преданность ей заставляет личность пренебречь всем остальными – бытовыми интересами и общением с близкими людьми. Психологи считают многообразными сверхценные идеи - их виды можно условно разделить на следующие:

      • идеи ревности;
      • ипохондрические представления о мнимой болезни;
      • кверулянтское стремление постоянно бороться за нарушенные права;
      • фанатичные мании;
      • одержимость созданием революционного изобретения;
      • переоценка собственного таланта.

      Сверхценные идеи ревности

      То, что именуется маниакальным синдромом собственничества, не имеет обоснования и редко подтверждается реальными фактами. Бред ревности как идефикс возникает не по вине объекта, а по причине психического или депрессивного расстройства у его носителя. Он может быть симптомом шизофрении или клинических приступов агрессии, но всегда сопровождается гормональными нарушениями или повышенной половой конституцией. Ему характерны основные признаки, среди которых:

      • подозрение в измене как идея фикс;
      • обвинения в категорической форме;
      • повышенная говорливость;
      • нежелание признавать наличие повышенной ревности;
      • нелогичное мышление с ложной системой доказательств.

      Бред величия

      Если идеи ревности сужают круг интересов человека, то мания величия расширяет его. Мегаломанный бред словно раздвигает границы личности, преувеличивая ее восприятие богатства, умственных и физических способностей, популярности, внешней привлекательности или влиятельности. Сверхценная идея величия концентрирует человека на его исключительной полезности для общества. Его поступки, разговоры и мечты направляются на доказательство существования этой неповторимости. Когда во главу угла ставится своя личность, идефикс – это проявляется симптомами:

      • энергичность и повышенная активность;
      • отсутствие чувства усталости;
      • быстрые смены настроения;
      • невероятно ;
      • болезненное восприятие критики;
      • попытки нейтрализации всех оппонентов.

      Бред преследования

      Один из самых распространенных человеческих страхов – боязнь оказаться жертвой. Персекуторный бред или мания преследования – ничем не оправданное убеждение в преследовании с целью нанести вред, доставить моральное унижение или похитить. Маниакальная идея вызывает самоизоляцию, приступы истерики, недоверчивость. Больной постоянно уходит от воображаемой слежки: пересаживается с одного вида транспорта на другой, часто меняет место работы и никого не приглашает в гости. Бред преследования сопровождает ряд заболеваний:

      • параноидная шизофрения;
      • параноидный синдром;
      • старческий склероз;
      • реактивная и алкогольная паранойя.

      Бред самоуничтожения

      Часть людей, склонных к одержимым состояниям, не придают собственной личности повышенную значимость, как при мании таланта или преследования, а уничижают ее. В этом случае идея фикс – это депрессивный бред клинического больного, убежденного в весомости незначительных ошибок, греховности всех убеждений или стремлений. Больной бредом самоуничтожения уверен, что:

      1. Он все и всегда делает не так . Сначала он производит впечатление банального неудачника, а потом становится ясно, что он слишком зацикливается на огрехах и не может переступить через них, чтобы двигаться по жизни дальше.
      2. Своими действиями он наносит непоправимый вред . Он верит в виновность перед государством, семьей и коллегами, поэтому отдаляется от них, становится скрытным.
      3. Он должен понести наказание в виде смерти . Это самое жизнеопасный, но самый характерный признак бреда самоуничтожения. Нарушение психики ведет к суицидальным мыслям, а затем и к попыткам свести счеты с жизнью.

      Сверхценные идеи - психиатрия

      Психология подтверждает, что грань между однонаправленностью и зацикленностью грань настолько тонка, что большинство людей даже не способны самостоятельно определить у себя первые симптомы заболевания. Зацикленный на идее фикс человек начинает вредить себе и окружающим, когда мысль застревает в сознании и превращается в «мыслительную жвачку». Справиться с этим состоянием можно такими методами:

      1. Подбор успокоительных препаратов . С этим заболеванием не справиться разговорами с психологами, зато взять под контроль проблему могут антидепрессанты и релаксанты.
      2. Упражнения по самоконтролю . Йога и дыхательные техники учат обретению контроля над разумом в короткие сроки, что пригодиться при сильных приступах навязчивых мыслей.
      3. Трудотерапия . Интенсивная рабочая деятельность, увлечение любимым делом отвлекают от негатива и улучшают сон, вытесняя фактор свободного времени на осмысление сверхценного бреда.

      Wernicke С., 1892]. Суждения или группы суждений, отличающиеся аффективной насыщенностью и носящие стойкий, фиксированный характер. Могут наблюдаться и у психически здоровых (преданность человека какой-либо научной идее, ради торжества которой он готов пренебречь всем остальным) - доминирующие идеи [Аменицкий Д.А., 1942; Гуревич М.О., 1949]. Принадлежность последних к И.с. оспаривается. И.с. являются патологическими, служат выражением дисгармонической психики и связаны с паралогическим мышлением. Однако доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную И.с. Последняя не осознается больным в качестве ложной, по мере развития она все менее поддается коррекции. И.с. занимают как бы промежуточное положение между навязчивыми и бредовыми.

      СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ

      суждения, которые возникают в результате реальных обстоятельств, сопровождаются чрезмерным эмоциональным напряжением и преобладают в сознании над всеми остальными суждениями. Формируются в рамках психопатий (чаще паранойяльного и шизоидного типа), при приобретенных психопатических состояниях у лиц гипертимического склада, при шизофрении и аффективных психозах. Примером С. и. может быть «открытие», которому автор придает неоправданно большое значение. Он настаивает на немедленном внедрении его в практику не только в предполагаемой сфере непосредственного применения, но и в смежных областях. Несправедливое, по убеждению больного, отношение к его творчеству вызывает жесткую реакцию, которая приобретает доминирующее значение в его сознании. Внутренняя переработка этих переживаний не уменьшает, а, наоборот, усиливает их. Кверулянтская борьба (сутяжничество), предпринимаемая больными с целью восстановления справедливости, наказания обидчиков, признания «изобретения» («открытия»), – обычное развитие С. и. В отличие от бреда, когда с самого начала отмечается ошибочность умозаключений, С. и. возникают как патологическое преобразование реальных событий, переживаний (ревность, любовь, изобретательство и др.) и занимают в сознании доминирующее положение. В период депрессии малозначащие, относящиеся к далекому прошлому проступки могут становиться сверхценными, вырастая в сознании больных до размеров тяжкого преступления. При благоприятных условиях С. и. блекнут и исчезают.

      Идеи сверхценные

      Идеи, занимающие в сознании пациента доминирующее положение, в правоту которых он абсолютно и непоколебимо уверен. Такие идеи могут иметь глобальный характер. Они могут быть, к примеру, посвящены созданию вечного двигателя или же спасению всего человечества.

      Сверхценные идеи

      продуктивные расстройства мышления, при которых возникает логически обоснованное убеждение, тесно связанное с особенностями личности, базирующееся на реальной ситуации и обладающее большим эмоциональным зарядом, занимает доминирующее положение во всей духовной жизни человека, определяет его деятельность и приводит к дезадаптации в социальной среде.

      Сверхценные идеи

      Патологическое мышление зачастую выражается в таком феномене, как сверхценные идеи – гиперквантивалентные идеи, т. е. мысли, возникающие в связи с какимито действительными фактами или событиями, однако приобретающие для человека особую значимость, определяющие все его поведение. Данное мышление характеризуется большой эмоциональной насыщенностью, сильно выраженным эмоциональным подкреплением. Так, автор, в реальности пишущий стихи, возможно, удостоившийся за свои труды похвалы, может начать думать, что он необыкновенный, чрезвычайно талантливый, гениальный поэт, и вести себя соответствующим образом. Непризнание же его окружающими он расценивает как происки недоброжелателей, зависть, непонимание и в этом своем убеждении уже не считается ни с какими реальными фактами.

      Такие сверхценные идеи собственной исключительности могут возникать и по поводу других чрезвычайно переоцениваемых способностей: музыкальных, вокальных, писательских. Может переоцениваться и собственная склонность к научной деятельности, изобретательству, реформаторству. Возможны сверхценные идеи физического недостатка, недоброжелательного отношения, сутяжничества.

      Человек, имеющий небольшой косметический недостаток, например, слегка оттопыренные уши, считает, что это – трагедия всей его жизни, что окружающие к нему изза этого плохо относятся, что все его неудачи связаны только с этим «уродством». Или человека ктото действительно обидел, и он после этого ни о чем другом уже не может думать, все его помыслы, все его внимание направлены только на это, он уже и в самых безобидных действиях видит только одно – желание ущемить его интересы, вновь задеть его. То же может касаться и сутяжничества, проявляющегося в склонности к бесконечным жалобам, рассылаемым во всевозможные инстанции, причем число этих инстанций все возрастает, так как в конечном итоге каждая инстанция, куда вначале жаловался такой сутяга, не признавшая его «правоты», сама становится объектом очередной жалобы. Сверхценные идеи обычно свойственны психопатическим личностям.

      Идеи сверхценные

      Wernicke, 1892) – имеющие субъективный характер непреклонного убеждения идеи, которым пациенты придают несоразмерно большое и при этом объективное значение в силу стойкого доминирования дефицитарной системы ценностных приоритетов (отражающих стремление преодолеть комплекс неполноценности). Например, пациент преувеличивает важность своих мыслей о чем-либо потому, что является эгоцентрической, ограниченной в своем кругозоре личностью, поэтому то, что он делает, он воспринимает как имеющее особую как для него, так и для других людей ценность. Обычно имеется в виду, что сверхценная идея имеет исключительно индивидуализированный характер, с чем трудно согласиться, если принять тот факт, что человек является социальным существом и что он не может оградить себя от влияния других людей. Кроме того, комплекс неполноценности имеет, предположительно, социально обусловленный характер.

      Типичными признаками сверхценных идей считаются следующие: 1. само содержание идей не является абсурдным, оно всегда отражает некий существенный аспект реальности; 2. психологическая понятность сверхценных идей, то есть их логичность, последовательность, обоснованность определенными фактами; 3. эмоциональная охваченность сверхценными идеями или, другими словами, такие идеи имеют для пациентов особенно глубокий смысл главным образом потому, что помогают им сохранять несоразмерно высокую самооценку; 4. стойкость, некоррегируемость, отсутствие критического к ним отношения в течение длительного времени; 5. дезадаптивный характер поведения, мотивированного сверхценными идеями (последний критерий является относительным, в значительной степени определяющимся культурально; например, писатель, возомнивший себя гением или даже официально признаваемый таковым, пишет очень нужные каким-то общественным силам вещи, искажая реальное положение дел, но вовсе при этом не бедствуя и проявляя достаточно гибкое поведение в разных жизненных ситуациях).

      Внешние аспекты содержания сверхценных идей достаточно разнообразны и носят в целом обыденный или даже банальный характер: это идеи ревности и измены, болезни, физического недостатка, сутяжничества, религиозности, самосовершенствования, притязания, мщения, обогащения, шовинизма, расизма и т.д. Появление стойкой социальной дезадаптации в связи со сверхценными идеями обычно свидетельствует о развитии личности параноическом (см.), сближая таких пациентов со страдающими настоящим систематизированным бредом толкования психотическими больными. В некоторых случаях сверхценные идеи обнаруживают тенденцию превращаться в бредовые, но это, впрочем, может произойти с любым другим убеждением и, повидимому, происходит с одинаковой долей вероятности. Надежные сведения, которые могли бы указывать на повышенную готовность сверхценых идей превращаться в бредовые, отсутствуют. Между бредовыми и сверхценными идеями существует глубокое и принципиальное отличие, так что последние, считают многие исследователи, не следует считать как бы промежуточными между навязчивыми мыслями и бредовыми суждениями образованиями, как это делают в общет-то немногочисленные авторы.

      Многие психические заболевания сопровождаются нарушениями процесса мышления. Одним из главных симптомов обсессивно-компульсивного расстройства, шизофрении и других болезненных состояний психики является появление бредовых и сверхценных идей. В чем отличие между этими нарушениями и что между ними общего? Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.

      История исследования и краткое определение

      Термин «сверхценные идеи» был введен психиатром Вернике в 1892 году.

      Подобного рода идеи представляют собой суждения, которые возникают у пациента под влиянием событий внешнего мира. При этом суждение имеет сильную эмоциональную окраску, оно преобладает в мышлении и подчиняет себе поведение человека.

      Вернике разделял сверхценные идеи на две категории:

      Нормальные, при которых переживания, испытываемые больным, соразмерны с событием, которые их вызвали;

      Болезненные, главным признаком которых является чрезмерное преувеличение вызвавших их причин.

      Важно отметить, что, сосредотачиваясь на сверхценной идее, пациент затрудняется выполнять другие задачи, испытывает трудности с концентрацией внимания.

      Главные признаки

      Что такое сверхценные идеи? Психиатрия выделяет несколько их главных характеристик:

      Идеи возникают на основании реальных событий.

      Субъективная значимость идей и вызвавших их событий для пациента чрезмерно велика.

      Всегда имеют ярко выраженную эмоциональную окраску.

      Пациент может объяснить идею окружающим.

      Идея имеет тесную связь с убеждениями и системой ценностей пациента.

      Пациент стремится доказать правильность своей идеи окружающим, при этом он может вести себя достаточно агрессивно.

      Идея оказывает непосредственное влияние на поступки пациента и его повседневную деятельность. Можно сказать, что все, что делает человек, так или иначе связано с его идеей, носителем которой он является.

      Проявив некоторые усилия, можно разубедить пациента в правильности идеи.

      Пациент сохраняет способность объективно оценивать собственную личность.

      Могут ли такие идеи возникать у здоровых людей?

      Сверхценные и могут возникать и у здоровых людей, которые не страдают психическими расстройствами. В качестве примера можно привести ученых, которые страстно отдаются своему делу и преданы какой-либо научной идее, ради которой они готовы пренебречь собственными интересами и даже интересами близких людей.

      Сверхценные идеи характеризуются постоянством, они не чужды сознанию и не делают своего носителя негармоничной личностью. Некоторые психиатры, например, Д. А. Аменицкий, называют подобного рода идеи «доминирующими». Если у человека есть доминирующая идея, он становится крайне целеустремленным и готов пойти на все ради того, чтобы доказать окружающим свою правоту.

      Стоит отметить, что Д. О. Гуревич полагал, что доминирующие идеи нельзя назвать сверхценными в полном смысле этого слова: они могут лишь указывать на склонность к их появлению. Исследователь полагал, что сверхценные идеи всегда носят характер патологии и делают личность дисгармоничной, сказываясь на адаптационных возможностях и делая мышление непоследовательным и лишенным логики. Однако со временем доминирующая идея может обрести характер сверхценной, причем связано это с развитием какого-либо психического заболевания. При определенных обстоятельствах это может перерасти в бред: суждение начинает доминировать в психике, подчиняя себе личность пациента, и становится симптомом серьезного психического расстройства.

      Сверхценные и бредовые идеи: имеется ли четкая граница?

      Относительно вопроса взаимосвязи между бредовыми и сверхценными идеями единого мнения не существует. Можно выделить две основные позиции по данному вопросу:

      Бред, сверхценные идеи и доминирующие идеи являются самостоятельными симптомами;

      Каких-либо отличий между бредовыми и сверхценными идеями не существует.

      Почему возникла подобная неопределенность и что думает на этот счет современная психиатрия? Сверхценные идеи и бред не имеют однозначного определения, и четкой границы между ними провести практически невозможно. По этой причине в научной литературе и исследованиях эти понятия нередко смешиваются между собой и считаются синонимичными. Например, главными признаками сверхценных идей считаются доминирующее место в психике, яркая эмоциональная окраска, возможность разубедить пациента в правильности идеи, а также ее понятность окружающим. Однако первые два признака характерны и для бредовых идей. Некоторые бредовые высказывания пациентов также могут казаться понятными и даже рациональными. Поэтому можно с полной уверенностью говорить лишь об одном дифференциальном признаке: возможности убедить пациента в том, что его идея является ошибочной. Синдром сверхценных идей характеризуется всем перечисленным, кроме непоколебимой убежденности пациента в собственной правоте. В случае бреда переубедить человека невозможно. Если пациент уверен в своих иррациональных убеждениях, то можно сделать вывод, что у него наблюдается бред.

      Причины появления

      Исследования показывают, что для появления симптома достаточно двух факторов:

      Личностные особенности человека, то есть склонность к сверхценным идеям. Как правило, пациенты, у которых обнаруживаются сверхценные бредовые идеи, имеют и завышенные ценности. То есть для человека на протяжении всей жизни характерна некоторая увлеченность.

      Определенная ситуация, которая служит «пусковым механизмом» для начала формирования сверхценной идеи. Нередко это бывают психотравмирующие ситуации: например, если родственник человека тяжело заболел, может возникнуть сверхценная идея, касающаяся заботы о собственном здоровье. При этом в преморбиде (доболезненном состоянии) личность должна иметь тревожные и ипохондрические черты.

      Таким образом, синдром сверхценных идей развивается по тем же законам, что и любое расстройство невротического уровня. Личность с определенным преморбидом, попадая в психотравмирующую ситуацию, вырабатывает определенную идею, которая при этом не входит в противоречие с существовавшими ранее ценностями и убеждениями.

      Сверхценные идеи, классификация которых приведена ниже, отличаются огромным разнообразием. Чаще всего встречаются следующие разновидности:

      Идеи изобретательства. Пациент полагает, что может изобрести некое приспособление, которое изменит жизнь человечества. Деятельности по созданию своего изобретения человек готов посвящать все свое время. Интересно, что нередко подобная увлеченность приносит неплохие результаты.

      Идеи реформаторства. Подобные идеи характеризуются тем, что пациент уверен в том, что знает, как изменить мир к лучшему.

      Идея супружеской неверности. Человек уверен в том, что партнер ему неверен. При этом прилагается масса усилий для того, чтобы доказать данную мысль. В качестве доказательств неверности могут расцениваться слишком ухоженный внешний вид, пятиминутная задержка на работе или даже просмотр фильма, в котором играет симпатичный актер.

      Ипохондрические сверхценные и Человек полагает, что болен опасным заболеванием. Если врачам не удается найти подтверждений этой мысли, то пациент будет обращаться в новые лечебные учреждения и проходить дорогие диагностические процедуры, чтобы доказать свою правоту.

      Бредовые идеи: основные характеристики

      В некоторых обстоятельствах сверхценная идея, примеры которой приведены выше, может обрести характер бреда. Бред представляет собой совокупность суждений, которые не имеют ничего общего с реальностью. Бредовые идеи всецело овладевают сознанием больного, при этом переубедить его невозможно.

      Содержание бредовых идей всегда связано с событиями, которые окружают больного. При этом наполнение идей меняется от эпохи к эпохе. Так, в прошлых веках весьма распространены были мистические идеи, связанные с колдовством, одержимостью, порчей, сглазами или приворотами. В наши дни подобные идеи расцениваются как архаические формы бреда. В XIX веке у пациентов появились бредовые идеи, основным содержанием которых были самообвинение и мысли о собственной греховности. В начале ХХ века доминировали ипохондрические идеи, а также идеи обнищания. В наши дни у пациентов нередко имеются идеи преследования со стороны спецслужб, бредовый страх перед и даже идеи о том, что мир будет уничтожен из-за работы андронного коллайдера. Бред одержимости сменился бредом воздействия со стороны пришельцев с других планет.

      Стоит отметить, что если возникновение сверхценных идей тесно связано с событиями из жизни пациента, то при наличии бреда определить, почему идеи имеют определенное содержание, не всегда представляется возможным.

      Основные формы бреда

      На основании механизмов развития бредовых идей выделяются три основных формы бреда:

      Бредовое восприятие. При этом пациенты своеобразно оценивают воспринимаемое. Оно обретает новый смысл и внушает страх, тревогу и даже ужас.

      Бредовое представление, выражающееся во внезапном появлении необычных мыслей или идей. Такие идеи могут не иметь ничего общего с реальностью: например, пациент решает, что он является мессией и должен спасти мир от неминуемой гибели. При этом под влиянием подобного рода представлений нередко происходит переоценка всей прошлой жизни пациента.

      Бредовое озарение. Человек уверен в том, что постиг смысл всего сущего. При этом его объяснения реальности кажутся окружающим странными, вычурными и не обоснованными никакими фактами.

      Бред может сопровождаться галлюцинациями: в этих случаях он носит название «галлюцинаторный бред». Сверхценные идеи галлюцинациями не сопровождаются никогда. Как правило, данный симптом встречается у пациентов, страдающих шизофренией.

      Чаще всего в психиатрической практике встречаются следующие виды бредовых идей:

      Кверулянтский бред. Пациент склонен к сутяжничеству, обращается в суды, чтобы доказать свою правоту, пишет многочисленные жалобы в различные инстанции. При этом жаловаться он может, например, на соседей, которые облучают его из своей квартиры или даже хотят убить.

      Бред реформаторства. Основываясь на весьма своеобразных и необычных идеях, больной стремится изменить политическое устройство в стране (или даже в мире) или социальную структуру общества.

      Бред изобретательства. Пациенты посвящают жизнь созданию некоего механизма, например, телепорта, машины времени или вечного двигателя. При этом принципиальная невозможность изобретения подобного рода приборов человека остановить не может. На покупку необходимых деталей может тратиться значительная часть семейного бюджета: человек с легкостью оставит своих детей без самого необходимого, лишь бы "воплотить в жизнь" свое творение.

      Религиозный бред. У пациентов отмечается весьма своеобразное понимание религии. Например, человек с религиозным бредом считает себя сыном божьим или новой реинкарнацией Будды. При шизофрении человек даже испытывает убежденность в том, что Бог регулярно вступает с ним в контакт, дает советы и руководит им.

      Мегаломания, или бредовые идеи величия. Человек переоценивает значение своей личности и полагает, что оказывает непосредственное влияние на происходящие в мире события. Такие пациенты могут полагать, что именно они вызвали землетрясение на другом континенте или спровоцировали падение самолета.

      Эротический бред. При этом бред ревности присущ мужчинам, а любовный бред, или эротомания, чаще наблюдается у женщин. Бред ревности выражается в твердой убежденности в неверности партнера. При наличии сверхценной идеи с аналогичным содержанием человека можно убедить в том, что он ошибается, то при бреде сделать это невозможно. Пациенты могут быть убеждены в том, что партнер успел изменить им, выйдя на несколько минут за хлебом. При эротомании же пациент уверен в том, что другое человек испытывает к нему романтические чувства. Как правило, этот человек даже не знаком с пациентом: это может быть звезда шоу-бизнеса, политический деятель, актер и т. д. При любовном бреде имеется непоколебимая убежденность в том, что объект бреда посылает ему тайные знаки во время своих выступлений или сообщает зашифрованную информацию в своих публикациях или интервью.

      Особое место занимают патологические преследователи: у пациентов при этом имеется стремление нанести вред своим воображаемым противникам.

      Таким образом, можно отметить, что не всегда возможно по содержанию отличить, у какого пациента бред, а у какого - сверхценная идея. Психиатрия предлагает ориентироваться на то, какую роль занимает идея в сознании больного и имеется ли возможность заставить его усомниться в собственных убеждениях.

      Хронический и острый бред

      Выделяют две основные формы бреда — острую и хроническую. Естественно, что при хроническом бреде симптомы сопровождают пациента в течение длительного времени, сходя на нет под влиянием медикаментозного лечения. При остром же бреде симптомы развиваются внезапно и достаточно быстро.

      Хронический бред имеет ряд довольно неприятных последствий, к которым можно отнести:

      Мошенничество. Бредовые идеи могут заставить пациента обмануть окружающих, чтобы доказать собственную правоту. Нередко пациенты, которые верят в собственное мессианство, организуют целые секты, собирая с паствы довольно внушительные «взносы».

      Ложные показания в суде: пациент убежден в том, что говорит правду, при этом он может с легкостью подтвердить свою правоту на детекторе лжи.

      Бродяжничество: под влиянием бредовых идей пациент может начать вести маргинальный образ жизни.

      Развитие индуцированного (наведенного) бреда у членов семьи больного. Близкие люди могут присоединяться к бредовым идеям пациента, особенно если они являются достаточно впечатлительными, внушаемыми людьми.

      К тому же под воздействием бредовых идей больной может совершить тяжелое преступление, например, убить человека, решив, что тот покушался на его жизнь или жизни его близких. Нередко убийства совершаются пациентами, страдающими от бреда ревности, твердо уверовав в неверность партнера. При этом агрессия может быть направлена как на «изменившего» партнера, так и на того, с кем якобы произошла измена. Кроме того, под влиянием бреда человек может совершить самоубийство: нередко это происходит при бреде самообвинения. Поэтому если у пациента возникает бредовая сверхценная идея, лечение должно быть немедленным: в противном случае человек может нанести вред и себе, и окружающим людям. Как правило, терапия осуществляется в специализированных лечебных учреждениях, где пациент круглосуточно пребывает под наблюдением специалистов.

      Сверхценные и бредовые идеи имеют много общего. Они занимают доминирующее место в сознании больного, заставляют его действовать определенным образом, сказываются на адаптации в социуме. Однако бред считается более тяжелым расстройством: если при наличии сверхценной идеи человека можно убедить в том, что он заблуждается, то бредовые убеждения исчезают только после медикаментозной терапии. При этом бред всегда возникает как один из симптомов серьезного психического расстройства, сверхценные же идеи могут появляться и у здоровых людей. И деи, имеющие характер сверхценности, со временем могут развиваться и приобретать черты бреда, поэтому их появление требует немедленного обращения к специалистам в области психиатрии и психотерапии.



    Загрузка...