caspian72.ru

Подростковые поведенческие реакции. Эмоциональная реакция

Реакция эмансипации. Это стремление высвободиться из-под опеки родителей, воспитателей и вообще всех взрослых. Способствует появлению этой реакции мелочная опека, лишение самостоятельности, постоянное давление, отношение к подростку как к несмышленому маленькому ребенку. Реакция эмансипации проявляется скрытым сопротивлением порядкам или попытками уйти из-под контроля взрослых. В первом случае это игнорирова­ние советов, указаний и инструкций, непринятие помощи, упря­мые попытки делать все самостоятельно, отвержение правил и норм, установленных взрослыми. Во втором случае это попытки устройства самостоятельной жизни.

Реакция группирования осуществляется созданием нефор­мальных групп сверстников и подростков, несколько старших или младших по возрасту. Эти группы обычно отличаются определен­ной стойкостью. Наиболее склонны к объединению подростки, запущенные и безнадзорные. Активность таких групп нередко носит антисоциальный характер (хулиганство, мошенничество, воровство).

Реакции увлечения тесно связаны с влечениями, наклонно­стями, интересами личности и проявляются удовлетворением не­которых потребностей, побуждений. Выделяют информативно-

коммуникативные увлечения (удовлетворение жажды получения новых сведений, потребности в контактах, позволяющих обмени­ваться новой информацией); увлечения, основанные на удовлетво­рении чувства азарта (возникающие при различных играх, в осо­бенности на деньги или другой «интерес»); эгоцентрические увле­чения, позволяющие быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях); увлечения, обусловленные страстью к накопительству (разные ви­ды коллекционирования); увлечения, основанные на стремлении к телесно-мануальному совершенствованию (культуризм, боди-бил-динг); увлечения, основывающиеся на стремлении к лидерству (поиск ситуаций, где можно предводительствовать); интеллекту­ально-эстетические увлечения (связанные с глубоким интересом к современной или классической музыке, рисованию, радиотехнике, моделированию). Эти увлечения могут быть одной из причин на­рушения поведения, так как ради осуществления своей «страсти» забрасывается учеба, заводятся сомнительные знакомства, произ­водятся противозаконные операции по обмену, продаже и т. д. Постоянная сосредоточенность на хобби, аффективная заряжен-ность в процессе осуществления своего увлечения позволяют эти реакции в ряде случаев рассматривать как сверхценные образова­ния (осуществление сверхценных идей). Болезненный характер этих увлечений подтверждается также нелепостью цели, которую ставит перед собой подросток (составить коллекцию экскрементов животных, лапок насекомых, осколков посуды), непродуктив­ностью увлечения (отсутствуют завершенные итоги того, на что могут быть потрачены годы), пренебрежением к своим обязанно­стям члена семьи, ученика, друга и отсутствием внимания к свое­му здоровью, внешнему виду, карьере, доброму имени.

Нарушение поведения, обусловленное реакцией на свое физическое состояние. Оценивая свое тело, подросток, сталки­ваясь со своей физической необычностью, делает вывод о своей социальной неполноценности. Может возникнуть желание ком­пенсировать свои недостатки в другой сфере либо попытаться их исправить. Быстрый рост во время полового созревания приводит к непропорциональному удлинению конечностей, запаздыванию фор­мирования нервно-мышечного аппарата, что нарушает координа­цию движений и проявляется в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих по поводу своеобразной внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Отстающие в раз­витии, худые и низкорослые мальчики (ретарданты) окружающим представляются незрелыми и неприспособленными. Они испытыва­ют потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», на­ходиться на виду и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональ­ному напряжению, которые создают условия для нарушенного по­ведения. Рано созревающие подростки имеют мало времени для то­го, чтобы приспособиться к новому физическому облику, возника­ющему в связи с этим психическому состоянию и положению среди сверстников и в семье. Реакции на особенности тела различны у мальчиков и девочек.

Нарушения поведения, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Темп, время, осложненность полового созревания оказывают влияние на поведение.

При преждевременном половом развитии в одних случаях воз­никают аффективные расстройства, в других - психопатоподоб-ные нарушения поведения типа дисгармонического инфантилизма, нарушений поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессив­ность), расстройство влечений, особенно сексуального.

При задержанном половом развитии появляются медлитель­ность, несобранность, неуверенность, неуклюжесть, вялость, им­пульсивность и трудности приспособления к новой ситуации. По­дростки становятся несобранными, неуверенными в себе.

У старших детей могут наблюдаться необычная жестокость (садизм), подглядывания за обнаженными людьми, переодевание в одежду другого пола, самообнажение, совместный онанизм, при­нуждение к обнажению других подростков и детей, извращенный интерес к мочеиспусканию и дефекации, совращение младших де­тей. У подростков также наблюдаются сексуальные фантазии с ма­стурбацией, рассуждения на эротические темы, эксгибиционист­ские игры (с раздеванием друг друга), ранние гетеросексуальные контакты, гомосексуальные орально-генитальные и анально-гени-тальные контакты, беспорядочные половые связи. Сексуальные влечения могут стать причиной агрессии.

У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созрева­нием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвер­диться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме то­го, отстающие в развитии могут стать объектом совращения свои­ми старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксги­биционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных. По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиа­ции исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они ста-

новятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нор­мальной половой жизни, совращающем влиянии. Если мастур­бация появляется до полового созревания, достигает большой частоты, сопровождается невротической симптоматикой или де­прессивными переживаниями из-за своего поведения, ее следует рассматривать как девиацию. Петтинг, т. е. взаимные ласки без совершения полового акта, для достижения оргазма, применяется подростками с целью избежать дефлорации и беременности. Деви-антным его можно считать, если практикуется до возраста полово­го созревания. Возникновение половых отношений до пол­ного физического созревания может рассматриваться как девиа­ция. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) - сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних рас­тормаживает влечения, а у других приводит к пассивному подчи­нению. Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обусловливается ситуацией. Часто он проявляется в за­крытых учебных заведениях, где сосредотачиваются подростки од­ного пола. У младших подростков эта девиация может обусловли­ваться развращением, подражанием и принуждением. Эта девиа­ция чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность возникновения преходящего гомосексуа­лизма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. В отличие от истинного гомосексуализма - всегда привлекателен объект противоположного пола.

Нарушение поведения, обусловленное психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропор­ции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоцио­нальность становится неустойчивой, отличается резкими колеба­ниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сни­женному настроению. При столкновении подростка с непонимани­ем его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возника­ют вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмеча­ется в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. У стар­ших подростков завершается физическое созревание, эмоциональ­ная неустойчивость становится менее выраженной. Их волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Проис­ходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Одна­ко целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная са­моуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контак­там уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, по­требность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитывающих его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается рань­ше наступления социальной зрелости. Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом соци­альное созревание происходит неравномерно и зависит от завер­шения образования, материальной независимости или наступле­ния совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни мо­жет оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола. В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т. д. Однако их освоение происходит с трудом, что мо­жет привести к большому эмоциональному напряжению и нару­шению поведения. Меняется субъективная значимость и соотно­шение разных ролей и отношений.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Поведение детей и подростков определяется тем, что из себя представляют особенности его психики, ибо она как носительница предшествующего опыта и врожденных, а также приобретенных способов реагирования на обстоятельства жизни фактически орга­низует систему отношений с окружением. Оценить поведение как отдельный процесс недостаточно, следует изучать носителя этого процесса - личность. Иначе деятельность будет изучаться в отры­ве от деятеля. Личность выявляется во всякой деятельности, опре­деляясь в каждой реакции историей ее прошлого. Поэтому для правильного объяснения совершаемой деятельности необходимо знание личности и ее особенностей. Личность - это динамиче­ская организация в индивиде тех психофизических систем, кото­рые определяют ее целостное приспособление к ее окружению (Allport G.). Личность выступает как воедино связанная совокуп­ность внутренних психических условий, через которые преломля­ются все внешние воздействия.

Люди различаются между собой такими отличительными осо­бенностями, которые придают им индивидуальные черты. Эти ин­дивидуальные черты, по мнению К. Leonhard (1976), относятся к сфере направленности интересов и склонностей, к сфере чувств и воли и сфере, связанной с интеллектом (заинтересованность, стремление к упорядоченности). Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующиеся индивидуальные. Ак­центуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но об­ладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большой выраженности они накладывают отпечаток на лич­ность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Акцентуированные лично­сти не являются патологическими. Среди них личности и с ярко выраженным оригинальным психическим складом.

В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально-положительных достижений, так и соци­ально-отрицательный заряд. О переходных степенях между психо­патией и нормальным состоянием и о столь слабой выраженности психопатии, что при обычных условиях она не выявляется, писал В. М. Бехтерев (1886). Сюда же можно отнести «легко теряющих равновесие» , дискордантно-нормальных, , «латентных психопатов» [ГаннушкинП. Б., 1933].

А. Е. Личко (1983) утверждает, что при акцентуациях характе­ра его особенности в противовес психопатиям могут проявляться не везде и не всегда. Они могут обнаруживаться только в опреде­ленных условиях. Эти особенности не препятствуют удовлетвори­тельной социальной адаптации, или же ее нарушения бывают пре­ходящими. Каждому типу акцентуации присущи свои, отличные от других типов «слабые места». Так, для гипертимного характера трудна ситуация изоляции, а для шизоидного - необходимость установить неформальные эмоциональные контакты. При опреде­ленных обстоятельствах акцентуант может обнаружить повышен­ную устойчивость. Шизоид легко переносит одиночество, гипертим - обстановку, требующую повышенной активности. В связи со сказанным А. Е. Личко дает следующее определение: акцентуа­ции характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаружи­вается избирательная уязвимость в отношении определенного ро­да психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Число акцентуированных личностей в популяции составляет 50%. Причем эти данные справедливы как для взрослого, так и для детского населения . Среди старших подро­стков акцентуанты встречаются в 62% [Иванов Н. Я., 1978]. Отме­чена зависимость частоты встречаемости акцентуаций характера от пола. Например, и в младшем подростковом возрасте, и в стар­шем больше акцентуантов среди лиц мужского пола, 52-42% и 52-51% соответственно.

А. Е. Личко (1977) описывает следующие основные типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый.

Гипертимный тип. Характеризуется приподнятым настроени­ем, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, неуга­симым оптимизмом, только на короткое время омрачаемым при несчастьях и неудачах. Усиленная жажда деятельности способству­ет достижению производственных и творческих успехов. Недоста­точно устойчивое внимание может привести к интересным ассоци­ациям. Гипертимические личности - блестящие собеседники, все­гда находящие увлеченных и благодарных слушателей, все же они могут пройти мимо того, к чему надо отнестись серьезно. Они способны нарушить этические нормы, не очень при этом раскаи­ваясь. Пускаются в сомнительные предприятия, часто ставя при этом на карту свое имущество, положение, авторитет. Они за мно­гое берутся, но не всегда доводят дело до конца. С детских лет они шумливы, общительны, чрезмерно самостоятельны, смелы, склонны к озорству, вспыльчивы, легко вступают в конфликты, всегда стремятся верховодить, из-за отвлекаемое™ и неусидчиво­сти учатся неровно.

Половое чувство пробуждается рано, поэтому возможны ран­ние проявления сексуальности.

«Слабое место» гипертима - непереносимость однообразной обстановки, монотонного труда, ограничения контактов, безделья, противодействие лидерским установкам.

Циклоидный тип. Этому типу свойственна смена гипер- и дистимических состояний, происходящая без видимого повода или в связи с теми или иными событиями. Длительность этих состоя­ний колеблется от нескольких дней до нескольких недель. При дистимических состояниях наблюдаются вялость, упадок сил, сни­жение настроения, затрудняется общение, падает работоспособ­ность, тяжело переживаются даже мелкие неприятности и пережи­вания. Падает аппетит, ухудшается сон, по утрам нередко отмеча­ется разбитость, появляются жалобы на скуку, бывают мысли о собственной никчемности, суицидальные намерения. В этой фазе особенно трудно изменение привычного жизненного распорядка, например смена строго регламентированной жизни с родителями на самостоятельное существование вне семьи.

Гипертимное состояние по своим характеристикам приближа­ется к тому, что наблюдается при гипертимной акцентуации.

Лабильный тип. Носители этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково легко приходят в вос­торг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Измене­ния настроения менее связаны с эгоистическими стимулами, чаще они мотивируются альтруистическими побуждениями. У них раз­виваются сильные привязанности. До глубины души они пронизаны любовью к музыке, искусству, природе. Эти акцентуанты крайне впечатлительны, сострадание и жалость к обиженным и обез­доленным могут привести их в отчаяние. Артистическая одарен­ность - частое качество лабильных личностей.

В детстве они не отличаются от сверстников или оказываются более невротичными. Сексуальная активность обычно ограничива­ется ухаживаниями. Влечение долго остается недостаточно диффе­ренцированным.

«Слабым звеном» у этого типа людей оказывается эмоцио­нальное отвержение их со стороны значимых лиц, утрата близких или разлука.

Астеноневротический тип. Акцентуанты этого типа отлича­ются повышенной утомляемостью, раздражительностью, склон­ностью к ипохондрии, аффективным вспышкам, слезливости.

Будучи детьми, акцентуанты обнаруживают признаки невропа­тии: нарушения сна, капризность, плаксивость, пугливость.

«Уязвимый пункт» - осознание невыполнимости планов, нере­альности надежд и желаний, в результате чего возникают невра­стения или другие психогенные расстройства.

Сенситивный тип. Основные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Эти акцентуанты обнаруживают у себя много недостатков в области морально-этических и волевых качеств. Они очень сильно привя­зываются к близким. У них высоко развито чувство долга, ответ­ственности, необычно завышены моральные требования к себе и к другим.

В детском возрасте они пугливы, боятся темноты, животных, одиночества, сторонятся слишком бойких сверстников, не любят шумных игр, робки и застенчивы. Страшатся экзаменов, стесняют­ся ответов у доски. Сексуальные влечения усиливают застенчи­вость и чувство собственной неполноценности, в особенности при появлении онанизма. «Слабое звено» - ситуация, в которой акцентуант - объект недоброжелательности, насмешек и подозрений в неблаговидном поведении.

Психастенический тип. Представители этого типа нереши­тельны, долго колеблются при начале любого дела, ищут подтвер­ждения в успешности будущей активности, сомневаются. Они мни­тельны, боятся всего нового, постоянно пребывают в сомнениях, опасениях плохого, опасностей, несчастий, в связи с этим для них очень трудно ожидание. В детстве робки, пугливы, моторно нелов­ки, склонны к рассуждательству, «взрослым» интеллектуальным интересам и развитию фобий незнакомых людей, новых предме­тов, темноты.

Сексуальное развитие нередко опережает физическое.

Срывы возможны при переживании ситуации повышенной от­ветственности.

Шизоидный тип. Для оценки реальности акцентуанту этого типа важнее собственные представления, чем восприятия и ощу­щения. Он создает картину окружающего мира в соответствии с собственными суждениями и« на основе жизненного опыта. Чем выраженнее акцентуация, тем личность больше удаляется от дей­ствительности. Невыраженная интравертированность способствует самостоятельности суждений, а сильная - благоприятствует созда­нию нереального мира. Попытки действовать в связи с этим при­водят к столкновению с действительностью, которая недостаточно принималась во внимание при создании планов активности. Ак-центуанты больше склонны к раздумьям и менее готовы к поступ­кам. Выраженная погруженность в собственные переживания ве­дет к изоляции от других людей. Другой причиной трудностей об­щения может быть слабость эмоциональных контактов. Последнее во многом определяется бедностью их эффективности, неразви­тостью инстинктов, способности к сопереживанию и недостатку интуиции.

С„ раннего возраста эти дети предпочитают одиночество, игра­ют одни, избегают шумных компаний сверстников, предпочитая им общество взрослых, беседы которых представляют для них ин­терес. Они не по-детски сдержанны и лишены живой эффектив­ности.

Сексуальная активность для окружающих нередко не заметна. Презрение к половой жизни может сочетаться с упорным онаниз­мом и живыми эротическими фантазиями наяву и во сне.

Необходимость быстро и легко вступать в неформальные кон­такты создает невыносимую для шизоидов ситуацию.

Эпилептоидный тип. Для акцентуантов этого типа характер­ны стремления к аффективной разрядке, взрывчатости, импуль­сивности, недовольству, бурным и грубым протестам, решению конфликтов физической силой. Наблюдается подспудное наращи­вание аффекта, жестокость. Мышление тяжеловесное, обстоятель­ное, застревающее,

В детстве эта акцентуация обнаруживается редко, если же фор­мируется рано, то наблюдается чрезмерная, безутешная плакси­вость, садистические наклонности, несвойственная возрасту береж­ливость и мелочная аккуратность.

Сильное половое влечение, склонность к сексуальным эксцес­сам, садистические и мазохистские наклонности характерны для эпилептоидов.

Они плохо переносят неподчинение, материальные утраты, не способны ограничить свое властолюбие, обуздать ревность, прак­тически любой аффект может стать неудержимым и привести к жестокой агрессии.

Истероидный тип. Характеризуются эгоцентризмом, каприз­ностью, демонстративностью, интриганством, потребностью в при-

знании, переоценке, стремлением казаться, а не быть, самовосхва­лением, самооговорами, оговорами других людей, фантазиями, экстравагантным видом и поступками, жалостью к себе, необду­манностью поступков, отсутствием глубоких и искренних чувств.

С детских лет не выносят, когда хвалят других, игрушками не столько играют, сколько хвастаются. Стремятся привлечь к себе внимание, домогаются восторгов и похвал, для этого демонстриру­ют свои знания, умения, «таланты».

Сексуальное влечение не отличается силой, сексуальное пове­дение экстравагантно, демонстративно. Рассказывают о «победах, похождениях», представляют себя бывалыми, распутными,

Неустойчивый тип. Представители этого типа стремятся к получению удовольствий, праздности, развлечениям. В связи с этим рано подчиняются предлагающим попробовать курево, на­питки, психоактивные вещества, ищут необычные приключения, в том числе и в сексуальных отношениях. Они внушаемы и безза­ботны. К членам семьи равнодушны, пренебрегают домашними обязанностями. Близкие люди часто рассматриваются как источ­ник средств для удовольствий и развлечений. Трусливы, недоста­точно инициативны и в этой связи легко становятся добычей пре­ступных элементов.

В детском возрасте непослушны, непоседливы, легко подпада­ют под влияние других, с трудом усваивают правила поведения. Отказываются от учебы. Занимаются и выполняют режим только при строгом контроле.

Сексуальное влечение не сильное, под влиянием чужого при­мера рано начинают половую жизнь, которая для них становится источником развлечений.

Слабое место акцентуантов - предоставление их самим себе без всякого контроля.

Подростковому возрасту свойственны специфические особенности реагирования на различные внешние воз­действия и нарушения поведения, которые могут быть и проявлением психического заболевания, но возможны и у подростков, не страдающих тяжелыми психическими заболеваниями. Чаще всего такие нарушения свойствен­ны подросткам с акцентуацией характера (А.Е. Личко, 1985). У многих подростков имеется явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития «не успевают» за уско­ренным физическим развитием, могут сохраняться дет­ские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, нераз­витое чувство ответственности и долга, причудливо пе­реплетающееся с внешней кажущейся «взрослостью».

Наиболее частые нарушения поведения в подростко­вом возрасте следующие:

Реакция протеста (оппозиции). Это одна из наибо­лее частых реакций в подростковом возрасте. Это непос­тоянная и преходящая реакция, характеризующаяся из­бирательностью и направленностью. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Реакции протеста могут быть пассивными и активными. К реакциям пассивного про теста обычно относят отказ от еды, уходы, из дому, мутизм, суицидальные попытки, замаскированную враж­дебность, а также ряд нарушений соматовегетативных функций, особенно рвоту, энурез и эикопрез.

Реакции активного протеста проявляются в форме не­послушания, грубости, вызывающего, а иногда агрессив­ного поведения в ответ на различные психологические трудности (неправильные методы воспитания, устраше­ние, ущемление самолюбия, эмоциональная депривация, конфликтная ситуация в детском коллективе и др.). Та­кие формы реакций наблюдаются только в психотравмирующей ситуации, имеют четкую направленность против определенных лиц, явившихся источником отрицатель­но окрашенных переживаний, относительно кратковре­менные и не склонны к фиксации. Чаще наблюдаются у подростков с чертами эмоциональной возбудимости. Ак­тивные реакции протеста выражаются и в стремлении делать назло, причинять вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийства животного, принад­лежащего этому человеку. Таким поведением подросток мстит обидчику. В отдельных случаях реакция протеста закрепляется и впоследствии распространяется на взрос­лых вообще. Тогда подросток проявляет протестную ре­акцию в разной обстановке, и сила его реакции не соот­ветствует раздражителю.

Своими, подчас немыми, утрированными поступками подростки как бы взывают о помощи. Они не умеют это выразить словами, такое выражение эмоционального состояния вообще несвойственно подросткам, но этот безмолвный призыв о помощи отчетливо звучит в каж­дом их поступке.

Реакция отказа. Она проявляется в отказе от обще­ния, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков и др. Особенно сильно ре­акция отказа выражается, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашних условий и где с ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. Подросток переживает «поте­рю перспективы», испытывает чувство отчаяния, в его поведении отмечаются отсутствие стремления к контактам с окружающими, страх всего нового, пассивность, отказ от обычных желаний и стремлений («отказ от притязаний»), спонтанность, нередко бездумный характер: ответов. В некоторых случаях спонтанность подростка, снижение интереса к окружающему, бездумные ответы могут создавать впечатление умственной отсталости. Если ситуация меняется и подросток оказывается в бла­гоприятных для него условиях, то его поведение норма­лизуется.

Реакция имитации. Это изменение поведения, связан­ное с подражанием поведению окружающих, которые об­ладают авторитетом в глазах ребенка или подростка. В детском возрасте чаще всего имитируется форма поведе­ния родителей и воспитателей, в подростковом - формы поведения более старших подростков, особенно обладаю­щих так называемыми лидерскими качествами, а также взрослых, имеющих какие-либо качества идеала, создан­ного воображением подростка. Реакциям имитации при­надлежит важная роль в формировании характера и лич­ности в целом. Вместе с тем они могут становиться источником возникновения асоциального поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, мелкое воровство), а также многих вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.п. В отличие от взрослых, подростки еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, с этим свя­занное. Подростки не знают и не боятся социальных по­следствий правонарушений. Склонность к возникновению социально отрицательных реакций имитации особенно велика у подростков с чертами эмоционально-волевой не­устойчивости.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации. Это уси­ление тех личностных проявлений и возникновение та­ких форм поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности или являются средством «пси­хологической защиты» личности от переживаний соб­ственной неполноценности, связанных с сознанием ка­кого-либо физического или психического недостатка. При реакциях гиперкомпенсации защитные формы по­ведения приобретают гипертрофированный, а нередко карикатурный характер, в связи с чем могут стать ис­точником трудностей поведения и социальной дезадаптации. Проявления реакций компенсации и гиперкомпенсации крайне разнообразны, но мало изучены. Сюда могут относиться компенсаторные фантазии замещаю­щего характера, компенсаторные игры, бравада, нару­шения школьной дисциплины, самооговоры из стремле­ния завоевать недостающий авторитет и т. п. Реакции Данной группы чаще всего свойственны подросткам, ко­торым родители уделяют мало внимания и любви, сиро­там, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также подросткам, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта, дефекта речи, подросткам-инвалидам и страдающим неврозами.

Реакция группирования со сверстниками. Эта реакция проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение ролей, в основе которого чаще всего лежат индивидуальные особенности личности подростков. Склонностью подростков к группированию объясняют факт преобладания групповых правонарушений, совершаемых подростками. Повышенная склонность к объединению в группы с подростками, отличающимися асоциальным поведением, считается характерной чертой детей с так называемой педагогической запущенностью.

Делинквентное поведение. Обозначает различные проступки, провинности, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиган­ство и мелкое воровство.

От криминальных действий делинквентное поведение от­личается незначительностью правонарушений и обычно не влечет за собой уголовного наказания. Причинами такого поведения подростков обычно бывают недостатки воспитания. Безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания родителей - это основа для делинквентного поведения в подростковом возрасте.

Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами. Чем больше подавляют и контролируют подростка, тем больше он хочет избавиться от внимания взрослых. Наперекор им он начинает поступать «по-своему», демонстрирует, что он уже «самостоятельный». Это вполне закономерная реакция для этого воз­раста, и со временем она проходит. Крайние формы она приобретает при неправильном поведении родителей - чрезмерной опеке или проявлении деспотизма и требо­ваниях беспрекословного подчинения. Если в младшем возрасте ребенок еще мог подчиняться такому давлению родителей, то в подростковом - возможны побеги из дому и бродяжничество.

Побеги из дому. Есть много причин для побегов под­ростков из дому, например когда с ними плохо обраща­ются в семье, унижают или бьют, когда родители - ал­коголики, в случае сексуального насилия со стороны отчима или отца. Побеги можно рассматривать как ре­акцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм. Сбежав из дому, подростки расценивают свою новую жизнь как «свободу от семьи и школы». Таким образом они избав­ляются от надоевшей опеки учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений. В некоторых случа­ях побег из дому случается после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых. Иног­да подростки убегают из дому из-за недостаточного надзора или ради поиска развлечений, приключений и свободы. Убегают из дому и подростки, склонные к фан­тазерству и мечтательности, начитавшиеся книг о зна­менитых путешественниках и дальних странах.

Реакции увлечения. Большинству подростков свой­ственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятия спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим. У некоторых подрост­ков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодея­тельности, в школьных спектаклях, публикуют свои сти­хи в школьной стенгазете и т. п. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться сре­ди сверстников. В большинстве случаев в этом нет ника­кой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведе­ние подростка не оказывают. Патологией являются чрез­мерно выраженные увлечения, когда из-за них подрос­ток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает им. Бывает, что ради реализации хобби под­росток совершает противо­правные действия, например мелкое воровство, спекуля­цию или может сойтись с асо­циальными личностями.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуаль­ным влечением. Сюда относят различные виды мастурбации у подростков, раннее вступление в половую жизнь, беспорядочные половые язи, преходящие гомосексуальные действия и др. В их возникновении ведущая роль принадлежит повышенно­му но в то же время недостаточно дифференцированно­му половому влечению, реализовать которое в естествен­ных условиях подросток не может. По этой причине для удовлетворения сексуального влечения могут использо­ваться и сексуальные извращения.

Малолетняя проституция. Многие девочки после по­бега из дому становятся малолетними проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, ко­торые приобщают их к пьянству и проституции. Быва­ет, что девочек из неблагополучных семей взрослый от­рицательный лидер вовлекает в подростковую группу, затем «пускает по рукам», а когда они ему надоедают, «продает» сутенерам или сам становится сутенером, и девочки безропотно соглашаются и на это, не требуя ни денег, ни хорошего отношения.

Многие крайние нарушения поведения подростков (за исключением тяжелых психических заболеваний) выз­ваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим «методам» вос­питания детей, но чаще всего винят в этом самого ребен­ка или его сверстников, которые «втянули» его в плохую компанию. Большая часть вышеописанных поведенчес­ких реакций - компенсации, увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, имитации - свойствен­ны подавляющему большинству подростков и могут не принимать крайних форм.

Патологическим поведение становится, когда реакции распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они сопровождаются невротическими расстройствами и затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и ее дальнейшие перспективы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

    Приведите определения «девиантного поведения» разных отечественных и зарубежных авторов и про­анализируйте их сходство и различие.

    Объясните роль разных факторов и их взаимодей­ствие в структуре девиантного поведения.

    Опишите классификации причин девиантного по­ведения детей (медико-биологического, психологи­ческого и социального характера).

    Дайте характеристику особенностей нарушений по­ведения в разные возрастные периоды развития ре­бенка.

    Объясните, в чем специфика подросткового возраста и с чем связаны наиболее частые нарушения поведения подростков.

И.П. Павлов за основу своей классификации поведения взял биологические потребности, на реализацию которых направлено пове­дение. Он выделял (инстинкт рассматривается как генетически закрепленная, выработанная в процессе развития вида комбинация безусловных безусловных рефлексов):

1) индивидуальные инстинкты – пищевой, агрессивный, активно-оборонительный и пассивно-оборонительный, рефлекс свободы, исследовательский рефлекс, рефлекс игры;

2) видовые инстинкты – половой и родительский.

Поведенческие реакции человека могут быть вызваны (причины) :

1. Воздействием на организм физиологически значимых раздра­жителей из внешней или внутренней среды (безусловные и условные раздражители).

2. Возникновением потребностей (или формированием доминант­ного состояния определенного нервного центра).

Согласно И.П. Павлову, потребность – это фундамент поведения и психики, детерминанта поведения, или рефлекс цели, «слепая сила», побуждающая организм к определенному поведению.

Классификация потребностей П.В. Симонова .

1) биологические или витальные потребности, направленные на сохранение целостности ор­ганизма и вида (потребности в еде, питье, во сне и т.д.);

2) со­циальные (или зоосоциальные) потребности, в том числе потребность чело­века принадлежать к определенной группе и следовать поведенчес­ким, нравственным и эстетическим нормам общества;

3) идеальные потребности, или потребности познания и творчества, включая потреб­ность человека в познании мира и своего места в нем, в познании смысла жизни, потребность в новой информации, потребность в воо­руженности знаниями.

А. Маслоу различал следующие виды потребностей (и их иерархию) (популярны на западе).

1). Физиологические потребности. 2). Потребность в безопасности 3). Потребность любить и принадлежать кому-то. 4). Потребность в самоуважении. 5). Потребность в самореализации.

Мотива­ция (по Котляру) – это эмоционально окрашенное состояние, возникающее на осно­ве определенной потребности и формирующее поведение, направленное на удовлетворение данной потребности. Классифицируются на – биологические (по др. низшие, витальные), социальные и идеальные (высшие), патологические (потребности в никотине, наркотиках, алкоголе).

В любой мотивации выделяют две составляющие: энергетическую (отражает меру напряжения потребности) и направляющую (специфика или семантическое содержание) потребности.

Для любой мотивации характерно две фазы : фаза детекции появ­ления потребности и фаза запуска и реализации специализированного целенаправленного поведения в отношении тех внешних объектов, которые способны удовлетворить данную потребность. Первая фаза инициирует вторую.



Физиологические процессы, происходящие при формировании мотиваций:

1. Активация двигательной системы (увеличивается двигательная активность).

2. Повышение тонуса симпатической нервной системы (за счет импульсов, идущих от лимбической системы к гипоталамусу и грудному отделу спинного мозга) (повышение АД, притока крови к мышцам и т.д).

3. Рост активности афферентных систем, что выражается в снижении сен­сорных порогов, в усилении ориентировочных реакций.

4. Рост поисковой активности (вторая фаза мотивации), которая носит целенаправленный характер.

5 Актуализация памяти.

6. Изменение электрической активности мозга

7. Возникновение субъективных эмоциональных переживаний

Теории формирования биологических мотиваций .

1. Периферические - в мозге биологические мотивации возникают на основе интерпретации сигналов, поступающих от периферических органов. При этом считается, что мотивации возникают в результате стремления орга­низма избежать неприятных ощущений, сопровождающих различные побуждения.

2. Гуморальные - биологические мотивации возникают в результате изменения химического состава крови и других жидких сред организма.

3. Центральная - появление мотиваций за счет возбуждения нервных центров.

3.1 Мотивационная теория двух центров . Она предполагает, что мотивации возникают в результате реципрокной работы двух центров, например, центра голода и центра насыщения, или центра жажды и центра насыщения водой.

3.2 Гипоталамическая теория , тесно связанная с гуморальной теорией. Предполагает, что в глубоких структурах мозга (прежде всего, в гипоталамусе) имеются хеморецепторы, специализирующиеся на восприятии изменений содержания определенных химических веществ в крови. Поэтому такие структуры (и в первую очередь – гипоталамус) выпол­няют роль центра мотивационных состояний.



3.3 Лимбическая теория - помимо гипоталамических структур важную роль в формировании мотиваций играет лимбическая система мозга. Она вовлекается в процесс под влиянием возбуждения латеральных ядер гипоталамуса. Кроме того, возбуждение гипоталамуса охватывает и ретикуляр­ную формацию, результатом чего является генерализованная активация коры головного мозга.

Общие представления о формировании потребностно-мотивационного состо­яния.

Афферентная информация от соответствующих рецепторов поступает в три области мозга. Во-первых, в кору больших полушарий, в которой определяется доми­нирующая потребность и с помощью которой происходит возбуждение лимбической системы мозга. Во-вторых, в лимбическую систему, которая запускает эмоциональ­ные реакции. И, в-третьих, в гипоталамус, который получает также сигналы от коры больших полушарий и возбуждает мотивационные нейроны, актив­ность которых, в свою очередь достигает коры больших полушарий. На основании всей этой информации кора запускает действие, направленное на реализа­цию потребностей. Оценка конечного результата действия сопровож­дается соответствующими эмоциями.

Наиболее часто встречаются в детском и младшем подростковом возрасте следующие поведенческие реакции:

  • а) реакция отказа как отсутствие или снижение стремления к контактам с окружающими (часто возникает при отрыве от семьи, особенно у инфантильных подростков) ;
  • б) реакция оппозиции, вызванная чрезмерными требованиями к ребенку и выражающаяся в виде нарочито грубого поведения, а также в отказе от еды, уходе из дома, суицидальном поведении;
  • в) реакция имитации - стремление подражать во всем определенному лицу;
  • г) реакция компенсации - желание восполнить свои слабости и недостатки в одной области за счет успехов в другой;
  • д) реакция гиперкомпенсации - стремление к успехам именно в той области, где имеются наибольшие слабости.

К поведенческим реакциям, свойственным преимущественно подросткам и часто обусловленным особенностями подросткового возраста, относятся:

  • а) реакция эмансипации - потребность освобождения от контроля и опеки взрослых, стремление к независимости и утверждении себя как личности; одним из проявлений такой реакции является непослушание, грубость;
  • б) реакция группирования со сверстниками - стремление объединения в неформальные группы и антисоциальный образ жизни как одна из форм протеста против привычного уклада жизни и опеки со стороны старших (социально позитивной и негативной направленности);
  • в) хобби-реакция - различные увлечения, носящие асоциальный и антисоциальный характер;
  • г) реакции, обусловленные сексуальным влечением, - беспорядочные сексуальные связи, сексуальные перверсии.

Говорить о девиантном поведении как о самостоятельном микросо- циально-психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, иначе девиация должна расцениваться как признак патологии, но в любом случае при девиации сохраняется связь с личностными проявлениями и непатологическими отклонениями. К ним преимущественно относятся такие формы, как психологические особенности пубертатного возраста, возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера (акцентуации), социально-педагогическая запущенность.

Структура индивидуального девиантного поведения складывается из поступка, имеющего объективные и субъективные признаки и направленного на определенный объект, а также мотивов и целей. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для тех, кто принимает такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность . Сюда относят мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, угоны велосипедов, мошенничество, мелкие кражи. К этой же форме относятся прогулы, срывы уроков, нарушение общественного порядка, хулиганство.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению внутреннего самоконтроля. Таким образом, можно сделать вывод о том, что делинквентное поведение так или иначе сопряжено с криминальным поведением, которое в первую очередь направлено на нарушение норм общественной жизни, отраженных в законах.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного законодательства. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

К криминогенным проявлениям относят социальные отклонения, выражающиеся в преступных уголовно наказуемых действиях, когда несовершеннолетний становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляет серьезную общественную опасность.

Весьма важное значение для понимания причин преступного поведения подростков имеет такая категория, как конформизм, - безоговорочное согласие с взглядами группы, подчинение им, а подчас и слепое повиновение ее нормам и ценностям. Рассмотрение криминального поведения несовершеннолетних с точки зрения конформизма дает возможность более правильно объяснить такие случаи, когда индивид совершает правонарушение, невыгодное для его личности, например хулиганство и другие преступления, совершенные в группе. Главную роль при этом играет не достижение внешних целей, а психологическое стремление к одобрению со стороны группы или ее лидеров, чье отношение высоко ценится данной личностью.

Исследования показывают, что для многих несовершеннолетних, вставших на путь правонарушений, характерна деформация социальных позиций, присущих их возрасту: отсутствие или преждевременная утрата официальных позиций (ученик, член трудового коллектива и т.п.), одновременное расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях и, главное, с повышением личностной значимости последних.

Имеют место и «качественные» особенности проявления делинквентного поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения в раннем возрасте, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи.

С момента поступления в школу ситуация принципиально меняется - начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка. С этого времени определенные действия ребенка действительно можно рассматривать как приближенные к противоправным. В младшем школьном возрасте (6-11 лет) криминальное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, побеги из дома, воровство.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12-16 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «типичными» для данного возраста нарушениями, такими как хулиганство, приобрели широкое распространение новые их формы: торговля наркотиками, вымогательство, мошенничество, грабежи и разбойные нападения. По статистике, большая часть преступлений, совершенных подростками, - групповые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе.

Е. В. Змановская по детерминации выделяет следующее группы подростков-право- нарушителей .

Первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются неразвитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки.

Ко второй группе можно отнести подростков с гипертрофированными возрастными реакциями, что указывает на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях).

Третью группу составляютте, кто устойчивей воспроизводит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычно нормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слаборазвитой совестью, потребительским отношением к людям).

К четвертой группе относят подростков с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с криминальным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития).

Наконец, выделяется пятая группа подростков, сознательно выбирающих криминальное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Термин аддикция (от англ, addiction - склонность, пагубная привычка, зависимость) первоначально применялся к описанию поведения людей, зависимых от химических веществ, таких как никотин, алкоголь, наркотики. По мнению Б. И. Муры и Б. Д. Файна, зависимое поведение - это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества в целях изменения психического состояния. В широком смысле под зависимостью авторы понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» .

Таким образом, можно сказать, что зависимость свойственна всем людям. Однако в отдельных случаях может наблюдаться нарушение баланса нормативных отношений к агенту зависимости. Вследствие этого понятие «зависимость» увязывается с чрезмерной или патологической привязанностью к чему-либо или кому-либо, т.е. объекту или агенту зависимости.

Понятие аддиктивности Н. П. Фетискин рассматривает в двух контекстах, различая химические и нехимические аддикции. В первом случае зависимое поведение - это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность. Во втором случае аддиктивное поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации . К нехимическим аддикциям относят сверхценные увлечения: азартные и компьютерные игры, Интернет-зависимость, фанатизм различного рода, трудоголизм, а также любовные и сексуальные аддикиции.

Аддиктивные личности характеризуются инфантилизмом. Н. П. Фетискин пишет: «Для психологически зрелой личности мир представляется ареной, на которой можно творить и воплощать свои желания, тогда как для аддикта мир выглядит тюрьмой, вырваться из которой позволяет не поступок, а уход из реальности любым доступным образом. Согласно такому представлению, аддикция - это в той или иной мере уклонение от взрослой ответственности, свойственной психологически зрелой личности» .

На наш взгляд, при обсуждении данной проблемы можно говорить не только о психологической, но и о социальной незрелости личности, ведь аддикты отличаются эгоизмом и отсутствием потребности реализации социальных контактов, они замыкаются на себе и объекте своей страсти, не считаются с нормами, предъявляемыми обществом.

Таким образом, разрушительный характер аддикции проявляется в том, что отвлечение от переживаний и трудностей посредством изменения состояния сознания становится стилем жизни, и подросток оказывается в ловушке из-за постоянного ухода от реальной действительности.

В некоторых исследованиях в качестве отдельного типа девиантного поведения называют агрессивное поведение. Слово «агрессия» происходит от латинского aggredi, что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. В настоящее время под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих, причем в этом понятии объединяются различные по форме и результатам акты поведения: от таких актов, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до бандитизма и убийств .

Проявления агрессии весьма разнообразны. Различают ее различные типы, виды и формы. В табл. 3.2 представлена классификация, разработанная А. Бассом и А. Дарки .

Таблица 3.2

Виды агрессии

агрессии

Поведенческие проявления агрессивного поведения

Негативизм

Оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов)

Раздражение

Склонность к раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении

Подозрительность

Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред

Проявление зависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-то конкретным или всем миром за действительные или мнимые страдания

Аутоагрессия, или чувство вины

Отношения и действия по отношению к себе и окружающим, связанные с возможным убеждением обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо (вредно, злобно или бессовестно)

В зависимости от цели Басс и Дарки выделяют прямую и косвенную агрессию. Прямая агрессия имеет целью причинение боли или повреждения другому человеку. Косвенная агрессия может иметь целью притеснение другого человека, желание вызвать у него испуг или страх.

Агрессивное поведение детей имеет свои особенности в зависимости от возрастной категории, к которой относится ребенок. Агрессивные действия у него можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это вспышками злости или гнева, сопровождающимися криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннего напряжения, в том числе и в драке, ругани и пр. Помимо этого агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или по крайней мере словесных угроз, тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.

В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Агрессивные подростки при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относятся бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдаются крайняя самооценка (максимально положительная либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Широкое рассмотрение отклонений от нормы позволяет трактовать их и в положительном контексте, таковым, например, являются творчество и одаренность 1 . В сфере дополнительного образования детей творчество является наиболее действенным методом интервенции девиантного поведения. В творческой деятельности создается альтернативное пространство самореализации личности, но необходимо помнить, что творчество подростков и молодежи также может носить асоциальный и даже антисоциальный характер. Разновидности творчества с позиций социальной нормативности представлены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Типология творчества с позиций социальной нормативности

1 Толстых Н. Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 123-135.

Виды

творче

ства

Социально

одобряемое

Социально

нейтральное

Социально неодобряемое

асоциальное

антисоциаль

Техническое творчество

Моделирование; изобретательство; рационализаторство

Изобретательство «в стол» (без реализации), технократизм

Изобретательство в корыстных целях

Изобретательство в преступных целях

Организационное

творчество

Бизнес, политическая активность, участие в общественных организациях и движениях; туризм

Организация

флэш-мобов,

массовых

мероприятий

без нарушения

социальных

Деструктивная организаторская деятельность: срыв уроков, организация бойкотов, проведение несанкционированных митингов

Создание преступных сообществ

Компьютерное

творчество

Компьютерная графика, графический дизайн, компьютерная инженерия

Троллинг (нагнетание конфликтов, оскорбления, нарушение этики сетевого взаимодействия)

Киберпреступления (хакерство, распространение порнографии и другие интернет-преступления)

Как различные виды творчества, так и различные виды нежелательных для общества проявлений, суть формы социальной активности. При всей их общественной разнозначности имеется нечто общее, позволяющее уловить их единство: нестандартность, нешаблонность поступков, выход за рамки привычного, за пределы нормы. «Творчество осуществимо и объяснимо только как выход за пределы всякой заранее данной ограниченности, как результат способности со временем преодолеть любой заранее данный предел, создать принципиально новую возможность». Творчество потому и является таковым, что в нем непременно нарушаются какие-то существенные нормы деятельности, т.е. обнаруживается, по существу, систематическое отклонение от нормы. Важно задать этим отклонениям социально одобряемый характер.

  • Мура Б. И. Нехимические аддикции. СПб. : Питер, 2000.
  • Фетискин Н. П. Психология аддиктивного поведения: науч.-метод, издание. М. -Кострома, 2005.
  • Фетискин Н. П. Психология аддиктивного поведения. С. 36.
  • Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация:учеб, пособие. М. : ВЛАДОС, 2014.
  • Опросник А. Басса и А. Дарки // Практикум по психологии состояний: учеб, пособие / под ред. О. А. Прохорова. СПб. : Речь, 2004.


  • Загрузка...