caspian72.ru

Великий пост — самый главный и строгий среди постов. Православные праздники

Текст: Евгения Багма

Великий пост - это многодневный строгий пост. Но соблюдать все его предписания способны лишь постящиеся не первый год, или же служители церкви. Что такое строгий пост и обязательно ли его держать?

Смысл и степени строгости поста

Великий пост длится 48 дней, и верующие должны быть готовы соблюдать этот строгий пост . Однако его соблюдение не должно превращаться в самоистязание, ведь его религиозная цель - это самоограничение ради послушания Церкви и верности Христу. Таким образом православные постящиеся воспитывают свою силу воли, отказывают себе в определенных вещах и тем самым являют верность Богу, готовность к тем испытаниям, которые могут выпасть на их волю. Силы, которые освобождаются при строгом посте (так как человек меньше времени проводит за столом, в гостях и развлекаясь), православный должен тратить на духовную жизнь, помогая окружающим. Если строгий пост становится непосильным для постящегося, он плохо себя чувствует, а его организм испытывает стресс, то смысл такого поста теряется.

В течение этих 48 дней строгость поста в те или иные дни может различаться. Так существует несколько степеней строгости поста - от самых легких дней до самых сложных. К самым легким относится Масленица - в нее можно есть все, кроме мясных продуктов, т.е. и молоко, и яйца и рыбу. Чуть сложнее - рыбные дни. Следующие по сложности - дни, в которые разрешена горячая (вареная, приготовленная) еда с растительным маслом, затем - без масла. Наконец, сухоядение - рацион, состоящий из холодной пищи без масла и холодного питья. Самыми строгими считаются дни, в которые следует полностью воздерживаться от пищи.

Кто может соблюдать строгий пост?

Строгий пост является тяжелым для обычного светского человека, поэтому обычно он под силам только монахам, служителям церкви или постящимся с опытом. Если вы решили соблюдать строгий пост, вам следует посоветоваться с вашим духовником, врачом или самостоятельно определить степень строгости для себя в зависимости от самочувствия. Если вы соблюдаете строгий пост впервые, не следует сразу же четко следовать его предписаниям и инструкциям, сокращайте количество животных продуктов и растительного масла постепенно. В ином случае дни строгого поста отрицательно отразятся на вашем здоровье.

От строгого поста обычно освобождаются больные люди, люди пожилого возраста и дети, а также беременные женщины. Допускаются послабления и для тех, кто находится в пути. Врачи не рекомендуют отказываться от рыбы школьникам, студентам и тем, кто занимается активной умственной деятельностью.

Строгий пост - тяжелое испытание для современного человека, не привыкшего себя в чем-либо ограничивать и злоупотребляющего животной пищей. Поэтому, приступая к дням строгого поста, следует прислушиваться к своему организму и ощущениям. Строгий пост не должен стать стрессом, а, наоборот, принести вам пользу и очищение - как физическое, так и духовное.

* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.

(Примечание: Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. ). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника)

Даты указаны по новому стилю

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти недель), три однодневных поста.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.


14 августа - 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница - . Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.

В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста,

Сырная () - неделя перед Великим Постом (без мяса),

Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи,

Троицкая - неделя после Троицы.

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник - 18 января , накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

- 27 сентября . Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

15 февраля начинается самый продолжительный и строгий из православных постов - Великий пост 2010 .

Немного о постах

Православная церковь заповедает своим чадам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Пост - это такие дни, когда мы должны больше думать о Боге, о своих грехах перед Богом, больше молиться, каяться, не раздражаться, никого не обижать, а наоборот, всем помогать, т.е. сосредочиться на своей душе.

Чтобы легче было это выполнить, нужно, прежде всего отказаться от скоромной еды (продуктов животного происхождения) и есть только "постную" пищу, т. е. растительную: хлеб, овощи, фрукты, так как сытная пища вызывает у нас желание, не молиться, а поспать, или же, наоборот, резвиться. Постились ветхозаветные праведники, постился и Сам Христос.

Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному (юлианскому) календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные.

Многодневные посты

Многодневных постов в году четыре.

Самый длительный и строгий - Великий Пост , который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них - Первая и последняя, Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

Близок по строгости к Великому Успенский пост , но он короче - с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза - в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).

В первую и последнюю неделю Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам постящимся предписано сухоядение. Это значит, что можно употреблять в пищу только продукты.

Никакого масла, никакого кофе, даже кашу не сваришь. Пост очень строгий. Но строгий – не значит голодный. Даже в дни сухоядения можно питаться разнообразно, вкусно и интересно.

В нашем арсенале остаются: любые овощи и фрукты, орехи, мед, сухофрукты (кроме бананов), хлеб (несмотря на то, что при его приготовлении применяется термообработка). Еще можно пить чай, так как это не отвар, а настой.

Даже злаки мы можем использовать в эти строгие дни. Например, есть не сваренную, а только замоченную гречневую кашу. Или приготовить овсяные хлопья с сухофруктами.

Предлагаем вам оригинальное меню для строгого поста.

Завтрак

Овсяная каша

1 стакан овсяных хлопьев

Горсть фиников без косточек

1 стакан воды

1 ст.л. меда

Жидкая ваниль по вкусу

Полоска лимонной цедры

Веточка мяты

Шаг 1. Хлопья замочить на 15 минут.

Шаг 2. Смешать блендером хлопья, мед, финики и воду. Добавить ваниль и масло. Еще раз перемешать. Должна получиться однородная масса.

Шаг 3. Разложить по тарелкам, украсить цедрой и мятой, полить медом.

Обед

Салат

Морковный

3 больших моркови

4 зубчика чеснока

1 пучок петрушки

1 ч.л. соли

1 ч.л. меда

70 мл яблочного сока

50 г изюма

1 ст.л. кунжута

Шаг 1. Изюм замочить в горячей воде на 15 минут.

Шаг 2 . Морковь почистить и натереть на мелкой терке. Чеснок очистить и мелко нарубить. Зелень порезать.

Шаг 3. Смешать морковь, изюм, чеснок и зелень. Салат посыпать кунжутом.

Шаг 4 . В яблочный сок добавить мед, немного соли. Все перемешать. Заправить салат.

Гаспаччо

2 стакана томатного сока (можно с добавлением любого овощного)

250 г помидор

2 стебля сельдерея

1 зеленый перец

70 г зеленого лука

1 зуб. чеснока

Немного петрушки

Черный и красный перец

Шаг 1. Помидоры очистить от кожицы и измельчить (или натереть на терке).

Шаг 2. Сельдерей, огурец, перец и зеленый лук измельчить в комбайне, добавить помидоры, сок, соль, петрушку и черный перец. Смешайте еще раз и оставьте в холодильнике на 3-4 часа.

Шаг 3. Подавайте охлажденным с зеленью.

Основное блюдо

Гречневая каша с овощным пюре

1 стакан гречневой крупы

3 стакана воды

2 авокадо

½ кочана цветной капусты

2 ст.л. лимонного сока

1 ч.л. морской соли

Шаг 1. Гречку промыть и залить на ночь холодной водой.

Шаг 2. Авокадо очистить, извлечь косточку, капусту разобрать на соцветия.

Шаг 3. Авокадо и цветную капусту измельчить в комбайне, превратить в пюре. Добавить сок и посолить.

Шаг 4 . Подавать с гречневой кашей.

Десерт

Орехово-фруктовое печенье

2 стакана кешью

¼ стакана сушеных яблок

¼ стакана сушеного инжира

¼ стакана сушеных абрикосов

Начинка:

½ стакана свежей или размороженной черники

1 ст.л. меда

Шаг 1. Орехи и сухофрукты проверните через мясорубку 2 раза.

Шаг 2. Скатайте из этого фарша шарики среднего размера и сделайте небольшие углубления для начинки.

Шаг 3 . Мед и чернику смешайте блендером. Разложите начинку в углубления.

Полдник

Молоко из тыквенных семечек

2 стакана тыквенных семечек

5 чашек воды

½ чашки изюма

2 ст.л. меда

1 ч.л. мускатного ореха

¼ ч.л. морской соли

Шаг 1. Тыквенные семечки замочить на ночь.

Шаг 2. Смешать в комбайне или блендером все ингредиенты до однородной массы.

Шаг 3. Процедить.

Ужин

Салат

Салат из груши с руколой

½ стакана фундука

200 г руколы

70 г изюма без косточек

100 мл грейпфрутового сока

Черный перец

Сахар по вкусу

Шаг 1. Изюм замочить в теплой воде на 15 минут. Потом слить и обсушить. Орехи измельчить.

Шаг 2 . Смешать сок, соль, перец и сахар, взболтать до однородной массы.

Шаг 3 . Груши очистить от кожицы, вырезать сердцевины, нарезать на крупные ломтики.

Шаг 4. В салатницу положить руколу, изюм и орехи, полить заправкой, перемешать, добавить грушу.

Основное блюдо

Сэндвич с овощами

4 ломтика хлеба из муки грубого помола

1 авокадо

1 помидор

1 ч.л. кунжута

Несколько веточек укропа

Соль и перец

Шаг 1 . Авокадо почистить, удалить косточку, нарезать тонкими пластинками

Шаг 2 . Помидоры нарезать тонкими ломтиками.

Шаг 3. На хлеб выложить авокадо, посыпать кунжутом, сверху помидоры. Посолить и поперчить, украсить укропом.

Десерт

Шоколадный крем

7 бразильских орехов

4 ст.л. меда

½ ч.л. какао

Щепотка соли

Шаг 1. Все ингредиенты размолоть в блендере до получения однородной пасты.

Шаг 2 . Намазывайте на хлеб, можно просто есть с чаем, как варенье

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

«Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил; дар – поистине драгоценный для всех ищущих спасение, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям» - говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Великий пост - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – “Неделя мытаря и фарисея” – называется “сплошной седмицей”, потому что на ней нет поста на трапезе.

В воскресенье во время Литургии читается Евангелие “О мытаре и фарисее” (Лк. 18, 10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: “Покаяния отверзи мне двери...”

Во вторую подготовительную неделю – “Неделю о блудном сыне” , среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия “О блудном сыне” (Лк. 15, 11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие.

В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом...” Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется “мясопустною”, или “сырною”, а по народному – “масленица”. В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье “мясопустной недели”, соответственно евангельскому чтению, носит название “Неделя о Страшном суде” (Мф. 25. 31-46). Этим чтение Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “ .

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

ОСОБЕННОСТЬ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье.

В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего...”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива” (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.

Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.

Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.

Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”.
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.

Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.

Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.

Неделя шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии – вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим.

Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

После Вербного воскресенья наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без масла).

А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать храм.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее и проклял.

Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Кроме повествования об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына.

Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына Божия своими грехами.

Свое содержание церковная служба Великого Вторника заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии Христовом.

Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия, которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25, 40).

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток .

Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи.

На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще “Чистым” – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается “Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа”. Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон “О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы”. Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными.

После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам.

Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом. опубликовано



Загрузка...