caspian72.ru

Группы здоровья по зрению приказ. Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»? Разрешенные виды трудовой деятельности

Совместимы ли миопия и спорт? Раньше на этот вопрос существовал только один ответ — конечно, нет. Однако при грамотном подходе к этой проблеме определенные физические упражнения не только не запрещены, но даже показаны, поскольку помогут укрепить сосуды глаза и стабилизировать состояние. При полном отказе от любой физической активности происходит расслабление мышц, снижение тонуса во всем организме человека.

Группы здоровья при миопии

Первые ограничения физической активности накладываются в школе во время уроков физкультуры. Группа здоровья определяется в зависимости от и наличия дегенеративных изменений глазного дна. Существуют 3 группы здоровья для занятий физкультурой, которые предусматривают ограничение физических нагрузок и освобождение от них:

  1. Первая группа здоровья, основная. Включает детей с нормальным зрением и ухудшением остроты менее 0,5 при отсутствии коррекции. В группу не допускаются дети с установленной гиперметропией и миопией свыше 3 диоптрий.
  2. Вторая группа здоровья, подготовительная. В нее входят дети со зрением ниже 0,5 диоптрий при условии коррекции. Запрещено посещение второй группы здоровья детьми, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий. Ни в первую, ни во вторую группу здоровья не могут входить дети с воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз.
  3. Третья группа здоровья, специализированная. Предусматривает освобождение от физкультуры и проведение занятий по индивидуальной программе. Посещение этой группы здоровья рекомендуется детям, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий, присутствуют дегенеративные изменения глазного дна и хронические воспалительные процессы.

Какие упражнения полезны?

В зависимости от степени прогрессирования заболевания, в каждом конкретном случае можно подобрать специальные упражнения, с помощью которых можно укрепить глазные мышцы и нормализовать циркуляцию внутриглазной жидкости.

Ведь при отсутствии физических нагрузок, в т. ч. и на мышцы глаз, происходит их ослабление и даже атрофия. При нагрузках, которым подвергаются глаза во время учебного процесса, близорукость может значительно усилиться. Очень часто это происходит в высших учебных заведениях, где очень насыщенная учебная программа.

Близорукость не является диагнозом, при котором нельзя двигаться. Очень полезны для кровообращения и укрепления мышц циклические упражнения. Главное, не превышать рекомендованную интенсивность и длительность. При этом основным показателем является частота пульса.

При слабой и необходимо отдать предпочтение упражнениям, при выполнении которых пульс не превышает 100-140 удоаров в минуту. Это может быть бег трусцой и плавание средней интенсивности.

Хорошие результаты дают некоторые спортивные игры — пионербол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и др. При этом человек должен внимательно следить за мячом, который находится то близко, то далеко, переключать зрение. Это способствует усилению аккомодации и является успешной профилактикой дальнейшего прогрессирования заболевания.

Какими видами спорта нельзя заниматься при близорукости?

Во время учебы в школе дети часто посещают разнообразные кружки и спортивные секции. Диагноз близорукость не должен стать препятствием на пути ребенка быть наравне со сверстниками. Однако, перед тем как окончательно остановиться на выборе того или иного вида спорта, следует учесть интенсивность нагрузки и существующие противопоказания.

При выборе вида спорта нужно обязательно учитывать степень миопии и наличие изменений на глазном дне. Самым главным является 2-й фактор, поскольку он свидетельствует о прогрессировании заболевания и появлении дегенеративно-дистрофических изменений.

  • бокс;
  • борьба;
  • большой теннис;
  • спортивная и художественная гимнастика;
  • прыжки на лыжах с трамплина;
  • горнолыжное двоеборье.

При средней степени миопии противопоказания не столь расширены, особенно при отсутствии каких-либо изменений на глазном дне. Однако все равно не рекомендуется заниматься видами спорта, при которых требуются большие и длительные физические нагрузки. Кроме того, нужно исключить упражнения, при которых нужно совершать прыжки с высоты более 1,5 м.

Близорукость легкой степени не предполагает особых ограничений, кроме тех, которые накладываются при любой степени заболевания. Рекомендуется выбирать цикличные виды спорта без больших и длительных нагрузок. Не допускается повышение ЧСС более 180 ударов в минуту при выполнении упражнений. Поэтому лучше отдать предпочтение более спокойным видам спорта:

  • бегу;
  • спортивной ходьбе;
  • плаванию;
  • гребле;
  • фехтованию;
  • стрельбе и т.п.

Однако, даже несмотря на то что циклические виды спорта полезны для укрепления мышц глаза, нужно быть осмотрительным. Следует избегать акробатики, гимнастических упражнений на снарядах, прыжков на любую высоту, поскольку это может привести к развитию ишемии.

Если человек носит линзы, это не является противопоказанием к занятиям спортом. Занимаясь некоторыми видами спорта, их можно даже не снимать.

Как не допустить прогрессирования миопии?

Стабилизировать близорукость, не допустить ее дальнейшего прогрессирования и ухудшения зрения можно с помощью регулярных упражнений. Главное правило для достижения успеха — утреннюю гимнастику следует проводить регулярно, обязательно включив комплекс упражнений для укрепления цилиарной мышцы глаза.

Не последнюю роль в достижении стабильной ремиссии играет закаливание. С его помощью можно добиться укрепления иммунитета, повышения сопротивляемости вирусным и бактериальным заболеваниям.

Разработать комплекс упражнений и определить необходимую нагрузку поможет специалист — врач спортивной медицины или офтальмолог. Спорт не только позволит укрепить организм, но принесет массу удовольствия.

Кроме того, следует регулярно проходить обследование у офтальмолога и при необходимости проходить профилактическое лечение. При ухудшении зрения нельзя игнорировать факт прогрессирования заболевания или заниматься самолечением, следует немедленно обратиться за консультацией к специалисту .

Это даст возможность не допустить дальнейшего развития заболевания, ухудшения зрения и развития необратимых процессов на глазном дне.

Видео

С таким термином как «группа здоровья» встречаются папы и мамы детей, проходящих диспансеризацию при поступлении в общеобразовательное учреждение (садик или школу), при оформлении справок в спортивный летний лагерь или оздоровительный санаторий. Группу здоровья определяют по окончании медосмотра подросткам, поступающим в ССУЗы и ВУЗы на очное отделение.

Что это? Таблица группы здоровья детей и подростков поможет разобраться в этом подробнее.

Что это: группы детского здоровья?

Под группами здоровья понимается совокупность данных обследования физико-психологического состоянии детей. Это условная шкала учета здоровья и развития с факторами риска и прогнозированием на будущее. Установлено пять групп здоровья, для их обозначения используют римские цифры. Цифра от I до V указывается на медкарте ребенка, и медработник детского сада или школы по ней узнает информацию о здоровье ребенка без уточнения диагнозов.

Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.

Критерии для определения группы здоровья

Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:

  • хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
  • гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
  • частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.

Группа здоровья у детей: таблица по заболеваниям

Группы
Хроническая патология
Функциональное состояние основных органов и систем
Резистентность и реактивность Физическое и нервно-психическое развитие
Группа 1
без отклонений
отсутствует
без отклонений
заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, -редкие и легко протекающие острые заболевания
нормальное, соответствует возрасту
Группа 2.
С функциональными отклонениями (группа риска)
отсутствует
наличие функциональных отклонений
Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.)
Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития
Группа 3
Состояние компенсации
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций
Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений
Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия
Группа 4
Состояние субкомпенсации
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания
Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 5
Состояние декомпенсации
Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка
Выраженные изменения функций пораженных органов и систем
Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает

I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.

Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:

  • А – дети, имеющие фактор наследственности;
  • Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней.

В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.

К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.

В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.

Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.

Заключение

Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .

  1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
  2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

  1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
  2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
  3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
  4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

  • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
  • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

Детей из данной группы допускают до…

  1. Сдачи норм ГТО.
  2. Учебных занятий в полном объеме.
  3. Сдачи нормативов.
  4. Тренировок в спортивных секциях.
  5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
  6. Участия в туристических походах.
  7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

В частности:

  • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
  • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
  • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

  • Слабо подготовленных в физическом плане.
  • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
  • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
  • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

Детей из данной группы допускают до:

  1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
  2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

Также им запрещены:

  • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
  • Длительный бег.
  • Большое количество повторений упражнений.

Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

  1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
  2. Замена бега на ходьбу.
  3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
  4. Увеличение пауз для отдыха.

Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

  • Печать и подпись.
  • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
  • Диагноз.
  • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
  • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
  • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Детей из специальной группы А допускают до:

  1. Занятий по специально разработанной программе.
  2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.

В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

  • Акробатические.
  • Силовые.
  • Скоростные.
  • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

Запрещено:

  1. Участие в соревнованиях.
  2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
  3. Посещение спортивных секций.
  4. Сдача нормативов.

Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

Детей из специальной группы Б допускают до:

  1. Занятий ЛФК.
  2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.

Многие считают, что миопия не мешает заняться спортом, но они глубоко ошибаются. Как и с другими сложными заболеваниями, при миопии следует обратить особое внимание на подход к выбору вида спорта и дозволенных нагрузок.

Для близоруких обязательно нужно правильно определить противопоказания. Врачи должны контролировать состояние органа зрения. Занятия спортом могут хорошо воздействовать на состояние глаз при миопии и содействовать ее стабилизации, но могут и плохо воздействовать на глаза и ослеплять. Это зависит от степени миопии, а также от структуры выбранного вида спорта и спортивных нагрузок.

Особенности занятия спортом при близорукости и дальнозоркости

Близорукость (миопия, от греческого «мио» - щуриться и «опсис» - взгляд) - изменение круглой формы глаза на овальную, из-за чего внутри него нарушается преломление света, и световые лучи, проходя через глазное яблоко, фокусируются перед сетчаткой, а не на ней. Поэтому предметы, которые находятся вдали, близорукие люди видят расплывчатыми. При этом клетки сетчатки, находящиеся в зоне максимальной световой чувствительности, разрежаются и растягиваются. Это основная причина, по которой врачи накладывают запрет на занятия, связанные с прыжками, ударами, натуживанием и возможностью получить черепно-мозговую травму - из-за высокого риска разрыва или отслоения сетчатки.

При дальнозоркости, например, глаз оказывается не вытянутым, а сплюснутым, и сетчатка не растягивается так критично, как при близорукости. Поэтому дальнозорким людям в спорте практически всегда дается «зеленый свет», по крайней мере, офтальмологами.

Однако сам по себе диагноз «миопия» не является окончательным приговором, который ставит крест на занятиях спортом. Во-первых, она бывает врожденная и приобретенная. Вторая, естественно, опасней.

Во-вторых, имеет значение степень близорукости. Официально различают:

  • слабую миопию - до 3 диоптрий
  • среднюю миопию - от 3 до 6 диоптрий
  • сильную миопию - выше 6 диоптрий

До 3 диоптрий, как правило, никаких ограничений по физическим нагрузкам нет. От 5 диоптрий - врачи с осторожностью дают допуски на занятия спортом, даже при отсутствии дегенеративных изменений на глазном дне. В этом случае начинающим спортсменам придется забыть о тяжелой атлетике, боксе, всех видах спортивной борьбы, акробатике и спортивной гимнастике. Свыше 6 диоптрий - максимум ограничений, независимо от спортивных разрядов и достижений.

В-третьих, эта градация весьма условна, так как можно при зрении -1 иметь прогрессирующую миопию (когда за год она увеличивается на одну и более диоптрий). Тогда врач еще хорошо задумается, какое заключение вам давать. А можно всю жизнь ходить с -3, заниматься боксом, борьбой и тяганием железа, при этом глаза будут отлично себя чувствовать. Ну, может не совсем отлично, но не меньше, чем на -3.

И, в-четвертых, резюмируя предыдущие два пункта, ограничения на занятия спортом накладываются не в соответствии со степенью близорукости, а исходя из изменений внутри глаза. Скажем, гораздо хуже и опасней, когда при слабой миопии на глазном дне просматриваются кровоизлияния и сетчатка ослаблена, чем стабильное состояние при средних показателях близорукости.

При не прогрессирующей близорукости обязательно нужно заниматься с каким-либо видом спорта. Если невозможно заняться спортом с очками и с контактными линзами, то во время занятий очки можно снимать. Если нельзя пользоваться с очками, а острота зрения необходима, то в таких случаях нужно воспользоваться контактными линзами, надеваемыми прямо на глазное яблоко.

Когда развивающейся близорукость, нельзя заниматься видами спорта с большим физическим напряжением (бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д.).

Если у человека близорукость больше 4 дптр, то врачи не должны его пропускать к занятиям спортом. Близорукость может и прогрессировать во время занятий, в таком случае, спортсмен должен прекратить заниматься спортом или снизить нагрузки.

Занятия спортом могут положительно влиять на стабилизацию зрения. Большие плюсы им дают спортив-ные игры, плавание, катание на лыжах, горный спорт.

При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. При этом, как отмечают исследователи, не все физические упражнения будут полезны людям с близорукостью. Наиболее полезными названы циклические упражнения средней интенсивности (бег, плавание), при которых частота сердечных сокращений остается на уровне 100-140 ударов в минуту. Вызывая приток крови к глазам, эти упражнения улучшают работу цилиарной мышцы глаза и нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Циклические упражнения высокой интенсивности, а также акробатика, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, вызывающие учащение пульса до 180 ударов в минуту, приводят к значительной длительно сохраняющейся ишемии глаз, поэтому противопоказаны близоруким людям.

Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и прогрессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Чтобы правильно оценить возможность занятия теми или иными видами физкультуры и спорта, необходимо ориентироваться на имеющиеся критерии для разделения студентов и школьников на группы в соответствии со степенью миопии и наличием или отсутствием у них осложнений и изменений на глазном дне. Согласно этой методике, выделяют основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой. Учащиеся с дальнозоркостью или миопией выше 6 диоптрий, хроническими или дегенеративными заболеваниями глаз и изменениями глазного дна должны заниматься по индивидуальной программе под присмотром врача в специальной группе. В подготовительную группу должны быть направлены все учащиеся с дальнозоркостью или близорукостью от 3 до 6 диоптрий. Если же аномалии рефракции не превышают 3 диоптрий, учащиеся могут посещать занятия физкультурой в основной группе.

Студентам и школьникам со слабой степенью миопии или гиперметропии полезны спортивные игры, в ходе которых происходит постоянное переключение зрения попеременно на близкое и далекое расстояние. Такие виды спорта как волейбол, баскетбол или настольный теннис благоприятно сказываются на аккомодационной способности глаз и тренируют глазные мышцы, предотвращают прогрессирование патологических изменений органа зрения.

Учащимся со средней степенью близорукости или дальнозоркости следует ограничивать интенсивность занятия физкультурой, а также такие виды физической активности, как прыжки (в длину, в высоту, с вышки и пр.). Их занятия физкультурой необходимо дополнить специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц глаза, гимнастикой для глаз, лечебной физкультурой.

При высокой степени близорукости, осложнениях и изменениях глазного дна показано существенное ограничение видов физической активности. Миопия и спорт не совместимы в случаях занятия такими спортивными дисциплинами, как бокс и борьба, прыжки, большой теннис и футбол, горнолыжный спорт, тяжелая атлетика, велоспорт или конный спорт. Полезными будут дозированные циклические упражнения под наблюдением врача (бег, плавание, спортивная ходьба, стрельба, гребля, фехтование).

Занятия лечебной физкультурой при миопии

Больным с миопией слабой и средней степени для улучшения зрения нужно ежедневно выполнять ниже перечисленные упражнения, обращенные на укрепление мышц. Нужно во все комплексы содержать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

Примерные упражнения для улучшения зрения:

А) Упражнение делается стоя, кисти ставятся на затылок. Сначала поднять руки вверх, прогнуться, потом вернуться в нынешнее положение. Сделать 7 раз.

Кубанский Государственный университет

“Заболевания глаз. Миопия”

Выполнила: Алексеева Юлия Валерьевна

Математический факультет

21 группа

Краснодар

Введение

Причины миопии

Коррекция миопии

Лечение миопии

По состоянию органа зрения

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг.
до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят
близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово
“миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел
современный термин “миопия”.

Миопия (близорукость) является сильной сильной рефракцией, поэтому
напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения
отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо - на близком
расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую - до 3.0 дптр, среднюю - 6.0
дптр, высокую - свыше 6.0 дптр.

По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую и
прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с
завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно.
достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом
осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется
злакачественной - миопической болезнью. Непрогрессирующая миопия
является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением
зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно
протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая
миопия - всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной
инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости
аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента
глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при
рассматривании близко рассположенных предметов напряжения аккомодации не
требуется. клинически это обычно не проявляется, однако по данным,
способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению
близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением
конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной
близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше
6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким
расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой
для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное
утомление - мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и
физиологическим изменениям. Особенно резко на зрительной функции
сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих
нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна. В
начальных стадиях наблюдается миопический конус. Затем дистрофия
сосудистой и сетчатой оболочек может захватить всю окружность диска
зрительного нерва, образуя ложную заднюю стафилому, распространяясь на
область желтого пятна, она приводит к резкому снижению зрения. В очень
тяжелых случаях высокой миопии растяжение заднего сегмента склеры вблизи
зрительного нерва вызывает образование ограниченного выпячивания
глазного яблока.

Растяжение оболочек глаза сопровождается повышенной ломкостью сосудов с
повторными кровоизлияниями в сетчатку и стекловидное тело. Медленно
рассасывающиеся кровоизлияния приводят к помутнению стекловидного тела и
образованию хориоретинальных очагов на глазном дне. Особое значение
имеет образование грубого пигментного очага, которое сильно снижает
остроту зрения. Ухудшение зрения может наступить и в связи с
прогрессирующим помутнением стекловидного тела, его отслойкой и
развитием осложненной катаракты. Очень тяжелым осложнением высокой
близорукости является отслойка сетчатки, развивающаяся в связи с
разрывом ее в различных участках глазного дна.

Причины миопии

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

1. Генетический, несомненно имеющий большое значение, так как у
близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это
проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов
среди студентов достигает 15%, а в Японии - 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе
на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно
легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному
растяжению глазного яблока.

4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее
спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно
обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше
факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о
приимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные
виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено
одним из факторов или имеет сложный генез.

Коррекция миопии

Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. При назначении
очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое
слабое рассеивающее стекло, дающее наилучшую остроту зрения. Во
избежании назначения минусовых стекол при ложной миопии рефракцию в
детском и юношеском возрастеопределяют в состоянии медикаментозной
циклоплегии.

При миопии слабой степени, как правило, рекомендуется полная коррекция,
равная степени миопии. Носить такие очки можно не постоянно, а только в
случае необходимости. При миопии средней и особенно высокой степени
полная коррекция при работе на близком расстоянии вызывает перегрузку
ослабленной у миопов ресничной мышцы, что проявляется зрительным
дискомфортом при чтении. В таких случаях, особенно в детском возрасте,
назначают две пары очков(для дали - полная коррекция миопии, для работы
на близком расстоянии с линзами на 1.0-3.0 дптр слабее) или для
постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла
служит для зрения вдаль, а нижняя - вблизи.

Лечение миопии

В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно
тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте.
Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и
явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки
ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим:
ислючают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.)и
зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную
терапию. Такие осложнения, как отслойка сетчатки и осложненная
катаракта, требуют хирургического лечения. Однако эти предложенные
лечебные мероприятия бывают недостаточно эффективными, и, несмотря на
тщательное лечение, миопия часто прогрессирует и приводит к тяжелым
осложнениям.

Хирургические вмешательства при миопии

Хирургическое лечение миопии в настоящее время получило широкое
распространение. Исследования в этой области проводятся в двух основных
направлениях: укрепление растягивающегося заднего сегмента глазного
яблока и уменьшение преломляющей силы глаза.

Хирургические вмешательства при миопии. Хирургические вмешательства при
миопии любой степени сложности производят на хрусталике, роговой
оболочке и склере.

Идея о возможности повышения некорригированной остроты зрения при
близорукости путем удаления прозрачного хрусталика была впервые
высказана еще в восемнадцатом веке. В настоящее время удаление
хрусталика при миопии производят только отдельные офтальмологи. Этот
метод используется в основном при помутнении хрусталика у больных с
близорукостью высокой степени. Его рекомендуют сочетать с
предварительной склеропластикой, что значительно снижает число
операционных и послеоперационных осложнений и позволяет получить более
высокий визуальный эффект.

В последние 20 лет получили развитие операции на роговице, выполняемые с
целью изменить ее преломляющую способность при аметропиях. Предложено
несколько разновидностей таких операции при миопии, которые производят
для уменьшения оптической силы рогрвицы.

Операции на роговой оболочке при миопии, естественно, не предупреждают
ее прогрессирования и возникновения осложнений.

Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача -
предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в
этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в
наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность
глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе.

Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или резком
замедлении прогрессирования миопии, а также в небольшом уменьшении
степени миопии и повышении остроты зрения.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости.

Результаты ииследования последних лет, особенно касающиеся механизмов
происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности
физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это
рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль
физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования,
поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению
организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности
цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней
степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от
сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах
глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические
упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности
(пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на
гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное
усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и
повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения
циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.),
а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой,
акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз,
сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной
мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней
степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений
показала, что применение этой методики способствует профилактике
прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе
рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в
53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это
наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей
двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке
может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения
общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для
цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического
глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана
методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью
и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по
профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан обосновал
методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов,
способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования,
состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений,
включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях
глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов

По состоянию органа зрения

Группа занятий по физкультуре Острота зрения Рефракция Другие изменения
органа зрения

I.Основная (занятия по полной программе, сдача норм ГТО, участие в
споритвных секциях и соревнованиях) Не допускаются учащиеся с остротой
зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются
учащиеся с гиперметропией и миопией более 3.0 дптр Не допускаются
учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями
глаз

II.Подготовительная (основная программа физического воспитания
удлиняется на 1 -1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в
соревнованиях) Не допускаются учащиесся с корригированной остротой
зрения ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются учащиеся с
гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения. Не
допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными
заболеваниями глаз

III. Специальная Занимаются по специальной индивидуальной программе
учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты
зрения, а также с хроническими воспалительными и дегенеративными
заболеваниями глаз

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

Вид спорта Противопоказания в зависимости от степени
близорукости и состояния глаз Рекомендации об использовании оптической
коррекции

Бокс Любая степень близорукости Контактная

Борьба Любая степень близорукости Контактная

Тяжелая атлетика Любая степень близорукости Контактная

Велогонка на треке Близорукость выкой степени, а также любая степень

Велогонка на шоссе Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная

Гимнастика спортивная Любая степень близорукости, кроме стационарой

Гимнастика художественная Близорукость выкой степени, а также любая
степень близорукости с осложнениями на глазном дне При значительном
понижении зрения - контактная коррекция

Стрельба стендовая, пулевая, из лука Противопоказаний нет Очковая или
контактная

Современное пятиборье Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени См. соответствующие виды спорта

Конный спорт Близорукость выкой степени, а также любая степень

Фехтование Осложненная близорукость Очковая или контактная

Плавание Осложненная близорукость Без коррекции

Водное поло Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Прыжки в воду Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости
слабой степени Без коррекции

Гребля Осложненная близорукость Очковая

Парусный спорт Осложненная близорукость Без коррекции

Лыжные гонки Осложненная близорукость Без коррекции

Биатлон Осложненная близорукость Очковая или контактная

Горнолыжный спорт Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени Без коррекции

Прыжки на лыжах с трамплина Любая степень близорукости Без коррекции

Лыжное двоеборье Любая степень близорукости Без коррекции

Скоростной бег на коньках Близорукость выкой степени, а также любая
степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Фигурное катание Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная

Спортивная ходьба Осложненная близорукость Без коррекции

Бег на короткие дистанции Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени Без коррекции

Бег на средние и длинные дистанции Осложненная близорукость Без
коррекции

Метание Высокая и осложненная близорукость Без коррекции

Прыжки Любая степень близорукости Без коррекции

Волейбол, баскетбол Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Футбол, ручной мяч Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени Без коррекции

Хоккей Любая степень близорукости Без коррекции

Тенис большой, настольный, бадминтон Близорукость выкой степени, а также
любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Санный спорт Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости
слабой степени Без коррекции

Мотоспорт Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости
слабой степени Без коррекции

Городки Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с
осложнениями на глазном дне Очковая

Физическая культура для студентов с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся
общеобразовательных школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.

Обязательные занятия студентов и школьников физкультурой проводят в трех
группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без
коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или
миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования
исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо
от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты
зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз
занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп по состоянию органа
зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице
далее (табл.1).

Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в
специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной
физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают
близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к
ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной
нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением
гигиенических нарушений труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия
физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует
руководствоваться приведенными выше ограничениями.

Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и
факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные
занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по
закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной
мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут
заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного
совершенствованияю Полезны занятия спортивными играми. Постоянное
переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого
расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и
профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в
подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической
культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с
ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской
группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые
ограничения:исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения,
требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень
нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической
культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной
медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными
занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия,
включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной
физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны
заниматься физической культурой только в специальном медицинском
отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а)
обязательные и факультативные занятия;

Б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю
гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для
повышения уровня общей и силовой выносливости, а такжетренировку
цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной
физкультуры.

Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления
здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте,
однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы
специальные комплексы упражнений.

Список используемой литературы:

Аветисов Э.С. “Близорукость”-М.: Медицина, 1986.

“Глазные болезни”: Учебник/Под ред. Т.И.Ерошевского, А.А.
Бочкаревой. - М.: Медицина 1983.



Загрузка...