caspian72.ru

Влияние эмоций на память. Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека

Одно из наиболее необычных проявлений функционирования головного мозга считается память, которая бывает кратковременной, эпизодической и эмоциональной.

Последняя представляет собой сохранение в подсознании эмоций и чувств.

Впечатлительность станет предпосылкой для формирования коммуникативности характера.

Это является обязательным фактором становления способности сочувствовать и сострадать.

Она считается основополагающим элементом мастерства в определенных профессиях, включая педагога и актера.

Общие сведения

Эмоциональная память представляет собой память на яркие запоминающиеся события. Она играет важную роль в жизнедеятельности всех людей. Прошлые и сохранившиеся эмоции и воспоминания становятся сигналами, побуждающими к решительным действиям или удерживающими от тех, которые вызвали ранее негативные переживания. Эмоциональная память значительно прочнее остальных ее разновидностей. В некоторых случаях давно произошедшие события оставляют в памяти лишь ощущение, эмоции, впечатления.

Под эмоциональной памятью подразумеваются воспоминания о пережитых когда-то эмоциях и чувствах. Специалисты по сей день не имеют единого мнения, что откладывается в подсознании лучше, позитивные либо негативные впечатления. Западные ученые утверждают, что положительные запоминаются сильнее, а русские считают, что отрицательные эмоции (страдание, тревога) намного важнее для выживания.

Нельзя говорить, что если отсутствует эмоциональная память, то это существенный минус, однако во многих профессиях, к примеру, педагогам и работникам искусства, она необходима. Способность сочувствовать также станет недостаточно развитой.

При отсутствии подобной разновидности памяти не следует отчаиваться, поскольку это только навык, совершенствуемый посредством постоянных тренингов.

Физиологическая основа

В качестве физиологической основы станут следы пережитых в прошлом нервных потрясений, сохранившихся в коре головного мозга ввиду пластичности ЦНС: какой-либо спровоцированный внешним фактором процесс, не может пройти для нервных тканей без следа, однако оставляет внутри нее «отпечаток» в качестве определенных функциональных перемен. Они делают легче протекание сопутствующих процессов в ЦНС при их повторении.

Физиологические процессы в головном мозге, наблюдаемые в процессе воспоминания, по содержанию такие же, что и при восприятии: память нуждается в функционировании таких же аппаратов ЦНС, что и само восприятие. Оно вызвано влиянием внешних факторов.

То, что эмоции существуют, было доказано учеными, когда в височной части мозга была открыта миндалина. За формирование эмоций несет ответственность непосредственно этот участок лимбической системы. Однако вегетативные перемены внутри организма под влиянием тревоги, например, — это функция гипоталамуса. Процессы, которые происходят в лимбической системе, характеризуются электрическим и биохимическим происхождением. Они влияют на самочувствие внутренних органов.

Разница состоит только в том, что во время восприятия центральные процессы постоянно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они являются лишь «отпечатками» произошедших нервных процессов.

Все эмоции остаются в памяти ввиду развития синаптической связи. В формировании следа участвуют разные участки мозга:

  • кора: темя, височная и фронтальная области;
  • мозжечок;
  • гиппокамп;
  • подкорковые узлы.

Взаимосвязь между установится со временем. Тут важно функционирование химических составляющих ( , кальций и энкефалин). Данные компоненты являются гормонами, передающими импульс.

Функции ЭП

Развитие данной разновидности памяти требуется всем, поскольку человек без эмоций не будет интересным во время беседы. Помимо этого, у таких людей отсутствует сопереживание, сострадание. Исходя из этого, возможно выделить следующие функции:

  • формирование разносторонней личности;
  • образование эмоционального интеллекта;
  • улучшение ориентирования в обществе;
  • стимулирование творческого начала.

Эмоциональная память позволяет человеку чувствовать себя более уверенно и поднять самооценку в глазах других.

Виды

Критерием деления станет то, какая активность психических процессов выражается во время запоминания. Выделяются 4 главных разновидности памяти:

  • Двигательная. Запоминаются движения. Передвижение, какие-либо двигательные функции - откладываются при непосредственном участии моторной памяти.
  • Эмоциональная. Возможность запомнить ощущения, взаимосвязанные с вещами, событиями либо явлениями.
  • Образная. Запоминание различных силуэтов, очертаний, понятий, которые сформированы в качестве абстрактного образа.
  • Словесно-логическая. Запоминание мысленных образов, понятий, которые закладываются в слова и умозаключения. Формируется в детском возрасте.

Последняя считается самой сложной и появляется позднее других, ввиду усилий воли.

Как работает ЭМ

Функционирование основывается на взаимосвязи нескольких структур: эмоций (позитивных либо негативных), ощущений, мыслей и информации, побуждающей к мышлению человека. Они тесным образом связаны и неотделимы в подсознании.

К примеру, после прочтения рассказа человек не способен спустя 4-5 дней вспомнить писателя или название. А аромат страниц, обложку и эйфорию от прочтенной книги может вспоминать на протяжении долгих лет. В соответствии с последними исследованиями, в хранении различных событий активно участвуют гормоны надпочечных желез, а при обычных воспоминаниях они не задействованы. Возможно, специфический механизм памяти формирует подобную яркость впечатлений прошлых событий у человека.

В психологической науке данную разновидность памяти исследуют из-за ее способности формировать безотчетные эмоции, охватывающие при появлении неосознаваемых раздражительных факторов. К примеру, в детском возрасте человек пошел покупать свежий хлеб, по пути домой он почувствовал приятный запах, отломал кусок, но внезапно выбежала собака и напугала его. По прошествии времени, забыв об этом инциденте, человек пройдет возле этого места и ощутит тот запах и чувство страха и тревоги.

Не у каждого такой вид памяти развит в одинаковой степени. Это несложно уяснить, опросив 2 детей, которые прокатились на карусели, об их эмоциях. Первый с оживлением расскажет в деталях о каждом эпизоде и обо всем, что привлекло его внимание. Другой скажет, что ему понравилось, не вдаваясь в подробности. Спустя год 1 вспомнит все в деталях, а 2 лишь укажет, сам факт времяпровождения на карусели.

Развитие ЭМ

Эмоциональный интеллект является способностью воспринимать эмоциональную составляющую и осуществлять ее контроль. Без его формирования управлять коллективом невозможно. Это необходимая черта истинного лидера. Индивид, который обладает высоким эмоциональным интеллектом, легко узнаваем. Он быстро находит общий язык с окружением, поскольку может понять собственные и чужие эмоции. Он отличается приветливостью и жизнерадостностью.

Крайне важен развитый эмоциональный интеллект для работников искусства. Однако и людям с другой профессией, желающим задействовать все ресурсы, он станет серьезным подспорьем в запоминании.

Чтобы данная разновидность памяти лучше развивалась у детей, необходимо помочь ему «подключать» чаще мышление с использованием образов, ходить с ним в новые места и с ранних лет приучать к чтению и искусству.

Во взрослом возрасте преимущественно преобладает конкретная разновидность памяти, и психика нацелена на определенный тип деятельности. Изменить мышление взрослому сформировавшемуся индивиду достаточно трудно. Однако, эмоциональная память присутствует у всех, и ее возможно развивать и поднимать на уровень сознания.

Для развития детей можно попробовать следующие упражнения:

  • «Мяч счастья». Играют несколько детей и взрослый человек. Ребенок ловит брошенный мяч и вспоминает событие, во время которого он ощущал себя счастливым. Затем, он кидает мяч другому.
  • «Волшебный мешок». Нужно вспомнить и написать на бумаге все свои тревоги, опасения. Складываются вглубь мешка, крепко завязывается и выбрасывается.

Во взрослом возрасте возможно провести следующий тренинг:

  • Дневник. Необходимо записать собственные ощущения и переживания, а после, по прошествии времени, перечитав их, можно снова восстановить их. Таким образом тренируется мышца эмоциональной памяти.
  • Библиотерапия. Перечитав книгу, человек переживает эмоции литературных героев. Зачастую книги, которые прочитаны в детском возрасте, могут вызвать переживания, способные привязываться к стимулам. Например: во время чтения усилился ветер, начали шелестеть листья. С течением времени при ветре и шелесте листвы могут вспомниться в памяти те переживания и прочитанная книга.

Поведение человека в течении жизни выстраивается отталкиваясь от эмоциональных воспоминаний. Критерием деления памяти считается психическая активность, зачастую используемая индивидом. За формирование соответствующего эмоционального состояния несет ответственность лимбическая система. Формируется запоминание посредством синтеза продолжительных взаимосвязей между мозговыми нейронами. Предрасположенность к творческому началу, изначально предполагает разнообразие запоминания с использованием мыслительных образов и эмоции. Формирование эмоциональной памяти является важным аспектом для тех, кто принял решение найти себя на литературном, музыкальном либо актерском поприще.

Связь эмоций с памятью в научно-психологической литературе рассматривается в двух аспектах. В первом из них изучаются изменения мнемических процессов - воспроизведения, запоминания, сохранения, забывания - под влиянием эмоций (20; 27). Показано, что мнемические процессы (в частности, запоминание и воспроизведение) в значительно большей степени, чем перцептивные процесс, подвержены влиянию знака и интенсивности эмоций. Влияние знака эмоций на мнемические процессы избирательно, в большей степени изучено для запоминания, забывания (26, с. 222) и воспроизведения (2), опосредуется наличием интенсивности, конкретности-обобщенности, биологической целесообразностью эмоций, а также предшествующими запоминанию другими эмоциональными состояниями (20; 27). В целом можно с уверенностью говорить лишь о том, что эмоционально насыщенный материал в репродукции имеет преимущества перед эмоционально нейтральным.

Влияние интенсивности эмоций на мнемические процессы также неоднозначно и, по-видимому, подчиняется закону Йеркса-Додсона. По данным Симонова П.В.(23), это влияние опосредовано также актуальным для субъекта характером воспроизводимого материала. Сила эмоций, имеющая место в момент запоминания, может активизировать воспроизведение в случае сегодняшней значимости материала. Экспериментально показано (11), что чрезмерная интенсивность эмоциональных переживаний, так же, как и покой, не являются лучшими условиями для функционирования кратковременной зрительной и слуховой памяти.

Во втором аспекте изучения связи эмоций и памяти анализируются специфические особенности эмоциональной памяти, под которой понимается "воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное возникновение этого состояния" (11, с. 12).

Наличие эмоциональной памяти, впервые описанной на патологическом материале (амнезия чувств), подвергалось сомнению. С одной стороны, эмоциональная память считалась достоверно существующей наряду с иными видами памяти, с другой стороны, она трактовалась как реакция настоящего на прошлое. Психологические закономерности реально существующей эмоциональной памяти были описания Рибо Т.: непроизвольность-произвольность; медленность аффективного воспроизведения по сравнению с воспроизведением зрительных или слуховых образов; наличие истинной и ложной эмоциональной памяти в зависимости от действительно имеющих место в прошлом воспроизводимых эмоций или от воспроизведения прошлого материала с присоединением к нему актуального эмоционального состояния (по: 24).

К характеристикам эмоциональной памяти относят (11) ее надмодальность (независимость формирования и воспроизведения эмоциональной памяти от модальности сенсорных раздражителей), быстроту ее формирования, непроизвольность, непреднамеренность. Последняя характеристик является относительной, т.к. эмоциональная память может быть намеренной, целенаправленной, управляться под влиянием тренировки, легко контролироваться представителями артономических профессий.

Особое место в изучении эмоциональной памяти отводится аффективному следу памяти, представляющему собой навязанное, неподконтрольное субъекту повторное и облегченное воспроизведение аффекта под влиянием отдельных элементов аффектогенной ситуации (17). Аффективный след имеет место вследствие "специфического фиксирующегося "переключения" сильного аффективного переживания на все то, что попадает в этом состоянии в поле восприятия" (7, с. 69). Он также связан с совокупностью образов, которые запечатлеваются памятью под влиянием интенсивного аффекта так, что актуализация одного из них вызывает спонтанное проявление самого аффекта. По мнению Вилюнаса В.К., в аффективном следе памяти проявляется функция "синтезирования" эмоций, позволяющая структурировать когнитивные процессы и сознание.

Введение

Глава 1 ..........................................................

1.1 Теоретические воззрения.....................................................................................

1.2 Позитивные и негативныеэмоции............................................................

1.3 Физиология эмоций...............................................................................................

1.3.1 Нейроанатомия эмоци.........................................................

1.3.2 Нейрохимия эмоций...........................................................................

1.3.3 Биологическое значение эмоций...........................................................

1.3.4 Последние исследования.......................................................................

1.3.5 Эффективность плацебо...................................................................

Глава 2 Память .................................................................................................................

2.1 Индивидуальные различия памяти........................................................................

2.2 Виды и формы памяти..........................................................................................

2.3 Механизмы памяти.............................................................................................

2.4 Некоторые распространенные нарушения памяти.......................................

2.5 Некоторые универсальные принципы в механизме памяти................................

2.6Некоторые эффекты и законы памяти................................................................

2.7 Физиология памяти..................................................................................

2.8 Последние исследования.................................................................................

Глава 3 Взаимодействие эмоций и памяти ...............................................................

3.1 Научение, воспроизведение мнемического материала и эмоции.

Исследовательская деятельность....................................................................................

3.2 Эмоциональная память..............................................................................................

3.3 Механизм вытеснения...........................................................................................

3.4 Эмоции и информация, хранящаяся в памяти..................................................

3.5 Ассоциативный эксперимент..............................................................................................

3.6 Роль воспоминаний в переживание печали......................................................

3.7 Зависимость запомининия от впечатлений и эмоций...................................

3.8 Школа памяти..........................................................................................................

Исследование ...................................................................................................................

Заключение .........................................................................................................................

Список использованной литературы ........................................................................

Резюме ..............................................................................................................

Приложения

Введение

На уровне здравого смысла очевидно, что между эмоциями и памятью существует связь.Общеизвестно, что все мы очень четко и подробно запоминаем эмоционально насыщенные события. Люди престарелого возраста помнят, как они узнали новости об окончании Второй мировой войны и вероломном убийстве Джона Кеннеди. Большое количество людей в Соединенном Королевстве и многие люди во всем мире всегда будут помнить, при каких обстоятельствах они узнали о смерти принцессы Дианы. Кроме отличного воспроизведения в памяти главного события, запоминаются также другие второстепенные подробности.

В этой работе будет показано, что люди запоминают особые или необычные события, и что эмоция, связанная с событием, запоминалась с большей вероятностью и могла облегчать воспроизведение в памяти реально существующего события, а также, что эмоции оказывают влияние на процесс запоминания и что влияние положительных и.отрицательных эмоций различно. Будут превидены исследования, которые прольют свет в чем же состоит это влияние - способствуют ли положительные эмоции сохранению воспоминаний, или же отрицательные эмоции стирают их? А может быть, имеют место оба процесса?

Вразделе физиологии эмоций мы покажем, чтокакой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выра­женной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, а также ознакомим с нейроанатомией эмоций и концепцией, связывающей эмоции с функциями определенных структур мозга, принадлежащую американскому невропатологу Дж.Пейпецу, и её усовершенствованную модель --лимбическую системуП.Мак-Лина. Возникновение любой эмоции также имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ и их сложное взаимодействие. Современные данные указывают на жесткую зависимость наших настроений и переживаний от биохимического состава внутренней среды мозга, о чем будет рассказано в разделе нейрохимия эмоций. На этом подведем итог, обобщив биологическое значение эмоций и приведем некоторые последние исследования в этой области.

Далее рассмотрим определение, основные черты и характеристики, основные виды и механизмы процессов, происходящие в памяти, а также существующие классификации видов памяти: по участию воли в процессе запоминания; по психической активности, которая преобладает в деятельности; продолжительности сохранения информации и сути предмета и способа запоминания.

Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях, о чём подробнее будет сказано в этой работе. Мы расскажем о процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствие ее воспроизвести, таких как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Рассмотрим несколько теорий, почему происходит забывание, а также некоторые закономености в механизме памяти, которые обобщил и вывел немецкий ученый Г.Эббингауз.

И в заключении этой главы ознакомим с физиологией памяти и последними исследованиями в этой области. Расскажем, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Современные методы исследований пока­зывают, что в процессы запоминания вовле­чены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга.

В следующей главе будут превидены исследования, благодаря которым становится ясно,чтоприпоминание зависит в известной степени от эмоциональных процессов, положительных воспоминаний больше, чем отрицательных; отрицательный опыт запоминается лучше, чем нейтральный, и, наконец, запоминание зависит от силы эмоции: более сильные эмоции, независимо от их знака, способствуют запоминанию большего числа фактов, а также -- эмоция радости облегчает запоминание понятий, имеющих позитивную эмоциональную окраску, а печаль и гнев затрудняют запоминание этих понятий, кроме того, эмоция гнева способствует запоминанию негатив­но окрашенных понятий и множество других выводов, имеющих практическую ценность.

Кратко ознакомим с понятием “вытеснение”, которое было введено Фрейдом и что под вытеснением понимается исключение болезненного материала из сознания: содержания, которое никогда не осознавалось и содержания, которое осознава­лось, но затем оказалось вытесненным в бессознательное.

Покажем насколько эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира, что отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные когда информация оказывается в избытке. Также ознакомим с некоторыми законами памяти, такими как эффект Зейгарника, эффект края и эффект реминисценции.

Глава 1 Эмоции и эмоциональные состояния

Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть - все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы це­нить что-то, нужно относиться к этому эмоционально - любить, радоваться, инте­ресоваться или гордиться. Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувство­вать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить. От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчи­востью напрямую зависит наша жизнеспособность.

Понятие “человеческая эмоция” настолько сложное,что лаконичное определение не сможет полностью раскрыть его сути. Эмоция-это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Другое определение: эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.

Базовая, дискретная эмоция - это сложный феномен, включающий в себя нерофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты. Индивидуальный процесс взаимодействия этих компонентов, в результате которого возни­кает эмоция, является результатом эволюционно-биологических процессов. Так, у чело­века особенности переживания и выражения эмоции гнева являются врожденными, панкультурными и универсальными.

Определить эмоцию не так-то просто. И тому есть две причины. Во-первых, эмоций много, и каждая из них проявляется по-своему. Так, например, эмоция гнева может вызвать агрессивную реакцию, а страх - реакцию самозащиты или побуждает его к бегству. Во-вторых, эмоция - чрезвычайно сложный феномен, который предполагает сотрудничество психического и телесного, задействующее все уровни личности.

1.1 Теоретические воззрения

[ 4 с.3 –27 ] [ 5 с.7-19 ] [ 10 с.31-51 ]

Что же такое эмоции? Являются они преходящими состояниями или сопровож­дают нас постоянно? В какой мере они детерминированы ситуацией, условиями мо­мента, а в какой степени являются устойчивыми характеристиками индивида? Оче­видно, что нам не удастся дать однозначного ответа на поставленные вопросы. Пос­ле Кэттела и Шейера, после исследований Спилбергера, многие ученые рассматривают эмоции как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту.Например существует обширный пласт теоретических и экспериментальных работ, направленных именно на то, чтобы определить и развести понятия тревоги как со­стояния, с одной стороны, и тревожности как черты личности - с другой. “Состоя­ние” и “черта” различаются длительностью переживания и степенью выраженно­сти эмоции.

Человеческая память - одно из самых загадочных проявлений психики. О многогранности этого явления подозревали еще издревле, однако изучением памяти занялись только в ХХ веке, в период становления психологии.

В начале прошлого столетия П.П. Блонским впервые была предложена классификация видов памяти:

  • двигательная;
  • эмоциональная;
  • образная;
  • словесно-логическая.

Эмоциональный вид человеческой памяти - что так называется? Существует мнение о том, что такая память - индикатор удовлетворения наших потребностей и отношений с миром.

Эмоциональная память – это память на пережитые ранее эмоции и чувства. Переживания могут спровоцировать нас на действия или активность, а могут удержать от них.

Механизмы действия

По мнению Блонского, первоначально испытанная эмоция ярче, чем когда она всплывает из памяти. Спустя время эмоция притупляется, смешивается с интеллектуальными размышлениями, другими эмоциями. В то же время при столкновении с аналогичными стимулами или ассоциациями у человека оживают эмоции, чувства, которые при ярком эмоциональном переживании становятся, что называется, болезненной точкой восприятия человека. В некоторых случаях такой вид переживания сохраняется на всю жизнь.

Наиболее ярко запоминаются три чувства - страдание, удивление и страх.

Однако здесь есть разница. Удивление запоминается как впечатление, которое удивило, а само такое чувство не переживается повторно. Болезненные переживания и страдания запоминаются в виде чувства страха.

Между учеными долгое время были разногласия о том, какой вид эмоций запоминается лучше - позитив или негатив? Западные психологи доказывали, что положительные оставляют более глубокий след. Блонский рассуждал с противоположной точки зрения. Он утверждал, что удержание в сознании на долгое время негативного чувства даже в животном мире помогает сохранить вид популяции, что доказывает его большую значимость.

Также Блонский говорил о феномене «переноса» пережитых эмоций с одного раздражителя на аналогичные. Например, если ребенка в детстве укусила собака, то, став взрослым, такой человек боится собак в принципе. По мнению Блонского, эмоциональная память оказывает существенное влияние на формирование характера. Если ребенок пережил какой-либо вид травмирующего наказания или сильный страх, это может привести к формированию боязливой и недоверчивой личности.

В 1977 г. американскими психологами Р. Брауном и Дж. Куликом были описаны яркие воспоминания о неких событиях или ситуациях, которые спровоцировали возникновение эмоционального потрясения, сильного чувства, а также о событиях, сопровождающих эти потрясения. Это явление в психологии называется «мнемическая фотовспышка», что переводится как: «память-озарение», «вспышка-памяти», «яркие воспоминания».

Связь с актерским мастерством

Наиболее востребована эмоциональная память в искусстве театра и кино. На сцене актер умышленно воссоздает в сознании воспоминания эмоций, чтобы произвести впечатления на публику. К.С. Станиславский говорил ученикам о необходимости полного погружения в прошлые эмоции и чувства, стараясь пережить их вновь, при этом понять суть этой эмоции, разобраться, почему она возникла, и каким образом способна трансформироваться. К.С. Станиславский учил вызывать нужные эмоции и чувства по желанию, чтобы они не были привязаны к конкретным событиям жизни ученика . В актерской среде существуют упражнения, суть которых в воспоминании ярко окрашенного эмоционально события в жизни и раскрытии его с точки зрения мотивов действий.

Упражнения для детского возраста

Такой вид памяти, как эмоциональная, необходимо развивать с детского возраста, для чего существуют специальные упражнения. В детстве есть возможность заложить максимум позитивных воспоминаний, доверие к людям и миру, интеллектуальный потенциал. Упражнения, которые можно выполнять вместе с детьми:

  1. Пример простейшего метода: когда вы находитесь вместе с ребенком в местах, где он раньше не был, акцентируйте его внимание на окружающем мире: деревья, виды, запахи и тп., сопровождая это лаской, вниманием, объятиями, чтобы эти воспоминания впоследствии давали ребенку силы пережить негативные события своей жизни.

  1. Упражнение «я счастлив(а), когда..». Это упражнение называется групповым, методика используется в детских садах, школах. Ребенку бросается мяч с просьбой рассказать о событиях, когда он счастлив. После этого, его задача совершить те же действия по отношению к другому.
  2. Упражнение с негативными переживаниями называется «волшебный мешок». Эта методика обычно используется психологами, когда у ребенка уже есть травмирующие воспоминания. С ребенком выясняют его болезненные переживания, обиды, страхи, затем эти эмоции оформляются в нечто осязаемое, пример - листки бумаги, какие-либо предметы, и складываются в мешок, который крепко завязывают. Параллельно с мешочком негативных эмоций можно сделать такой же с позитивными, взяв в игровой форме эмоции, приносящие радость.

Эти упражнения помогут малышу увеличить количество позитивных переживаний и справиться с негативом .

Стремитесь проводить как можно больше времени с ребенком, обращайте внимание на вид его эмоционального состояния, скрывайте свои негативные эмоции, ведь дети переживают страдания родителей более болезненно, чем сами взрослые. Чаще гуляйте в новых местах, катайте на аттракционах, знакомьте с животными. Эти упражнения со временем дадут нужный эффект в формировании эмоционального фона ребенка.

Родителям стоит помнить о том, что за большую часть переживаний своих детей они несут ответственность.

Упражнения для взрослых

Взрослым так же рекомендуют развивать эмоциональную сферу своей личности. Она востребована как в профессии, будь вы, как пример, актером, менеджером или бизнес-тренером, так и в личной жизни. Есть упражнения для взрослых, посредством которых развивается эмоциональная память.

  1. Медитация. Во время выполнения упражнения специалисты рекомендует «переноситься» в те места, где были пережиты сильные эмоции, и стремиться заново их прочувствовать. Пример: мысленный возврат в дом детства, почувствовать запахи, услышать звуки.

  1. Анализ собственных чувств. Для этого обращайте внимание и концентрируйтесь на разных событиях вашей жизни, пусть и незначительных и пытайтесь понять, что вы чувствуете и почему. Пример: за окном идет дождь. Вы начинаете грустить. Почему? Возможно, это связано с какими-то воспоминаниями или ассоциациями. В процессе упражнения стремитесь выделять и разделять чувства и эмоции.
  2. Методика называется «погружения в ощущения». Займите удобную позу, расслабьтесь, закройте глаза. Пример: представьте, что вы лакомитесь персиком. Он мягкий, сочный, сладкий, его вид очень аппетитный. Кожица нагрета солнцем и слегка шероховата. Во время упражнения старайтесь прочувствовать вкус, запах, ощущения от капли сока, попавшей на кожу.
  3. Дневник. Ведение дневника - распространенный вид развития эмоциональной памяти . Записывая собственные чувства и эмоции, а затем, спустя время, перечитывая их, вы можете вновь испытать нечто подобное, а так же проанализировать свои мотивы и последствия действий. Упражнения на сохранение записей собственных переживаний считается одним из самых эффективных способов запоминания и анализа эмоций.
  4. Библиотерапия. Самый простой и действенный вид развития эмоциональной сферы человека. Перечитывая книгу, вы переживаете эмоции героев, погружаясь в описанные события. Часто книги, прочитанные в детстве, вызывают эмоции, которые привязываются к стимулам. Яркий пример: вы читали книгу и поднялся ветер, зашелестели листья. Спустя годы при ветре и шелесте листьев вы можете вспоминать те эмоции и ту книгу, что когда-то читали.

Казалось бы, что они совсем
забыты, но вдруг какой-то намек
мысль, знакомый образ,
снова вас охватывают переживания,
иногда такие же сильные, как
первый раз, иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие
или в несколько измененном виде.

К. С. Станиславский

Определение

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связанно с событиями, произошедшими в прошлом.

В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.

Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение. Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память.

Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память». К. С. Станиславский, ссылаясь на устарелость этого понятия, в « » употребляет понятие «эмоциональная память».

Эмоциональная память в актерском искусстве

Эмоциональная память крайне необходима в любом виде творчества и искусства, особенно для , которые, играя, переживают повторные чувства. Правдивости они достигают лишь в случае способности прочувствовать знакомые по жизненному опыту ощущения на сцене.

К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье,– у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Он учил вспоминать пережитые чувства, волнения, мысли вновь, основываясь на прошлом опыте. По его мнению, это качество должны культивировать в себе не только актеры, но и режиссеры. Первым эмоциональная память нужна, чтобы уметь в предлагаемых сценических обстоятельствах передавать чувства аналогичные пережитым ранее. Вторым – чтобы определить уровень натуральности постановки.

Эмоциональная память, как и обычная, не идеальна. Со временем все лишнее: обстановка, незначительные детали, сопровождающие впечатления – стираются из памяти, и остается лишь эмоция. Бывает и по-другому – пережитое чувство настолько сильно и приводит к такому потрясению или сильному впечатлению, что сам момент, атмосфера, событие, помнятся очень хорошо, а вот эмоциональный фон через избыток и смешение переживаний помнится плохо. Поэтому актеру важно научиться по своему желанию вызывать эмоции, не относящиеся к тем или иным событиям в его жизни, другими словами – в чистом виде.

Для людей этой профессии сильная и хорошо развитая эмоциональная память очень важна. Им нужно постоянно пополнять ее материалом жизненных восприятий, добытых из различных источников. При этом К. С. Станиславский уверен, что нужно не только испытать ту или иную эмоцию, но и понять ее смысл, не только изучать эту «жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех её проявлениях; когда, где и как только возможно». Но как этого достичь?

В театральных институтах упражнения на воспоминание часто строятся на заданиях-этюдах, в которых нужно детально вспомнить дни сильных эмоций. Это может быть, к примеру, выпускной вечер или первое свидание. После выполнения упражнения происходит обсуждение с целью выяснить, что послужило мотивом действий студента при передаче чувств: пережитый ранее опыт, рассказы других, просмотренный на эту тему фильм.

Чтобы развивать свою эмоциональную память, советуют также вести дневник. В него нужно записывать, в первую очередь, те события, которые находят в вас эмоциональный отклик. Делать это нужно максимально детально, стараясь описывать чувства так, как будто вы снова их переживаете. Перечитывать дневник рекомендуется раз в месяц.

Сегодня обретает популярность такой приём как библиотерапия. Это новая перспективная технология коррекции эмоционального состояния, где средством достижения нужного чувственного настроения выступает правильно подобранная книга. «Идентифицируя себя с героями художественного произведения, их эмоциональными переживаниями, мы сопереживаем и тем самым достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать свои эмоции, понять их причины…», – пишут Е. Хлевная и Л. Южанинова, авторы книги «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект».

Полезных для начинающих актеров, ищите на нашем сайте.



Загрузка...