caspian72.ru

Первый инквизитор. Великий инквизитор испании томас торквемада

Томас Торквемада - один из самых известных инквизиторов католической церкви. Даже сегодня его имя вспоминают с долей страха, так как совершенные им деяния воистину ужасны. И все же многие уверены в том, что именно он соединил воедино враждующую Испанию, тем самым сделав ее самой влиятельной страной того времени. Итак, кем же на самом деле был Черный инквизитор: ярым фанатиком или расчетливым политиком?

Томас Торквемада: биография ранних лет

16 ноября 1414 года в семье католического священнослужителя Иоанна Торквемады родился мальчик. Забегая наперед, следует отметить, что в жилах маленького Томаса текла еврейская кровь, пускай и смешенная с испанской. Однако в будущем Великий инквизитор будет отрицать любые заявления о том, что имеет хоть малейшее родство с «Божьим» народом.

Из-за высокого положения отца семья католиков могла жить вполне обеспеченной жизнью. Благодаря этому Томас сумел получить хорошее образование, что неоднократно помогало ему в решении трудных задач. Естественно, лучше всего юноша разбирался в католических канонах, ведь их ему растолковали отец и родной дядя.

К слову, брат Иоанна Хуан был не менее известной личностью. Благодаря своей вере и знаниям он сумел дослужиться до сана кардинала. Его рукой был написан не один десяток теологических текстов, послуживших основой для обучения богословию.

В поисках себя и Бога

Несмотря на глубокую веру и традиции семьи, Томас Торквемада не сразу стал священнослужителем. Достигнув совершеннолетия, он отправился путешествовать по Европе в надежде найти свое призвание. Больше всего его возмущал тот факт, что его страна никак не могла подняться с колен и воссиять величием. Уже тогда молодой Торквемада задумывался над тем, как же можно изменить текущее положение вещей.

Однако куда важнее то, что именно в этот период юноша встретил свою первую любовь. История умалчивает о том, как звали прекрасную девушку, укравшую сердце будущего инквизитора, но доподлинно известен другой факт. Любовь была безответной: молодая дама не только не обратила внимания на ухаживания Томаса, но и обвенчалась с мавром. Это предательство навсегда отразилось на мировоззрении инквизитора и его будущих планах.

Судьбоносная встреча

Неудача на любовном фронте привела к тому, что Томас Торквемада решает покинуть Испанию и поселиться в Италии. Подобный выбор был вполне очевиден, так как именно в этой стране находилось сердце католической веры. Однако на пути к Риму случилось то, что навсегда изменило судьбу Томаса, а вместе с ней и всю историю человечества.

Так, остановившись на ночь в Сарагосе, Торквемада стал свидетелем яростного спора между доминиканцами и простым людом. Сердце молодого теолога не позволило ему остаться в стороне, и он выступил с красноречивой речью, подтверждающей доводы отцов церкви. Воодушевленные его талантом, доминиканцы предложили Томасу присоединится к их ордену. Но будущий инквизитор наотрез отказался служить их идеалам и продолжил свой путь.

В рядах римско-католической церкви

Однако спустя некоторое время Томас Торквемада пересмотрел свои убеждения и все же вступил в один из Примечательным является то, что на знамени его монастыря была изображена собака, несущая в своей пасти горящий факел. Спустя годы этот символ станет основой для метафоры «псы Господни», обозначающей самых фанатичных последователей церкви.

Что касается Томаса Торквемады, то он был весьма одаренным человеком. Его проповеди и наставления завораживали людей, заставляя беспрекословно подчиняться воле священнослужителя. Благодаря этому новоиспеченный монах очень быстро продвигался по духовной лестнице. И уже в 1459 году он избирается приором в монастыре Санта-Крус ла Реал.

Рост влияния Торквемады

Будучи настоятелем монастыря, Томас Торквемада становится духовным наставником Изабеллы Кастильской, законной наследницы престола Кастилии и Леона. И вот, под чутким надзором священнослужителя молодая дева становится одной из самых преданных последователей католической церкви.

Более того, в конце 1969 года Торквемада помогает Изабелле занять трон, тайно обручив ее с Фердинандом Арагонским. А после смерти родителей супруги заполучили власть над всей территорией Испании, фактически объединив ее в одно целое государство.

Инквизитор Томас Торквемада

Официально инквизиция существовала в Испании еще с 1232 года. Однако ее влияние было настолько незначительным, что местные жители с нею попросту не считались. Томас Торквемада счел такое положение вещей неподобающим, а посему решил взять борозды правления в свои руки. Но для этого ему нужно было разрешение папы Сикста IV.

Просить о таком напрямую было слишком Поэтому Торквемада обращается с просьбой о помощи к Изабелле I Кастильской. Учитывая все прошлые заслуги священнослужителя, королева с радостью соглашается помочь своему покровителю. И вот, в 1478 году особым приказом папы Сикста IV в Испании основывается собственный Трибунал священной канцелярии инквизиции. А в 1483 году Томас Торквемада становится его официальным лидером.

Правление Черного инквизитора

Изначально Великий инквизитор показал себя как весьма сдержанный правитель. Однако уже совсем скоро его безумие вырвалось наружу. А началось все с того, что он выдал свод талмудов, в которых подробно описал, кто такие истинные христианине, а кто лишь скрывается за обличием веры.

При этом всех еретиков ожидала одна участь - пытки. Под их давлением тысячи людей признавались в том, чего на самом деле не совершали. И если вначале эти меры применялись лишь к христианам, то вскоре инквизиция переключилась на иудеев и мусульман. При этом их заставляли отрекаться от собственной веры, а альтернативой была смерть. В конечном счете «псы Господние» смогли изгнать из своих земель большинство инаковерующих, а те, кто остался, вынуждены были принять христианство и жить в постоянном страхе за свою жизнь.

Сквозь призму истории

И все же, кем в анналах истории остался Томас Торквемада? Цитаты, взятые из хроник того времени, описывают его как амбициозного и кровавого лидера, погрузившего Испанию в пучину ужаса. Согласно летописям, он сжег на костре более 8 тыс. человек, не говоря уже о том, сколько душ было загублено в подвалах инквизиции.

Однако историки, помимо убийцы, видят в нем и гениального политика. Ведь благодаря его действиям Испания из отсталой страны превратилась в настоящего экономического гиганта. Более того, именно в тот период была отправлена первая морская экспедиция, открывшая миру Новый Свет.

Что касается самого Великого инквизитора, то он умер в полном одиночестве. До самого последнего дня он боялся, что кто-то перережет ему глотку, и держался вдали от людей.


Очень часто период Средневековья ассоциируется у современного обывателя с мраком, фанатичной набожностью и безжалостным отношением к людям. Не последнюю роль в сложившемся образе сыграла инквизиция. Самым ярым сторонником «борьбы с ересью» считается испанец Томас де Торквемада . За все время его нахождения на посту Великого инквизитора в стране было замучено и убито несколько десятков тысяч человек.




Томас де Токвемада родился в 15 веке в семье священника. Он получил богословское образование. Однако пока юноша был молод, он много путешествовал, не проявляя рвения в служении к Богу.

Существует версия, что ненависть к инакомыслящим у Торквемады проявилась после того, как его отвергла любимая девушка, предпочтя богослову мавра. Но, как бы там ни было, со временем Торквемада стал главным гонителем евреев, мавром и прочих некатоликов.




В начале своего пути Торквемада служил в ордене доминиканцев, где он поражал всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать католические догмы. Именно поэтому он стал духовным наставником инфанты Изабеллы Кастильской, будущей королевы Испании. Священник воспитывал ее в ненависти ко всем еретикам без исключения. Позже ему удалось выдать ее замуж за Фердинанда Арагонского, тем самым объединив Испанию.



Королева прислушалась к мнению своего духовного наставника, который яростно призывал ее бороться со всеми еретиками, и в 1483 году Торквемада назначается на пост Великого инквизитора Испании. Теперь перед инакомыслящими стоял выбор – или принятие католичества, или смерть. Из-за этого сотни тысяч евреев и мавров были изгнаны из Испании, бесчисленное количество людей томилось в темницах, ожидая смертного приговора. Инквизитор писал множество руководств по определению еретиков.



Кроме пыток в тюрьмах, в стране стали популярны акты веры (аутодафе) или, по простоту, публичные сожжения. Инквизиция настигала всех, кто был не угоден Торквемаде или короне, не зависимо от социального статуса или степени богатства. Человека уничтожали, а его имущество конфисковывали. Сам Папа Римский Сикст IV высказывал осуждение жестоким действиям испанской инквизиции, однако это не возымело никакого эффекта.



Фанатичные суды испанской инквизиции продолжались и после смерти Торквемада, однако они считались уже не такими зверскими и беспощадными, как при первом Великом инквизиторе. Поразительно, но полностью инквизиция была упразднена только в 1834 году.
Ну а до того времени, чтобы еретики были по сговорчивее, к ним применялись

Статья первая. ГЛАВНЫЙ ИНКВИЗИТОР. СОВЕТ ИНКВИЗИЦИИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

I. Среди мероприятий, к которым привело новое рассмотрение буллы от 2

форму постоянного трибунала, с главой, которому были подчинены все

инквизиторы вообще и каждый из них в отдельности. Должность главного

инквизитора Кастильского королевства лишь в эту эпоху была предоставлена

Томасу Торквемаде, имя которого, до тех пор было известно не иначе, как в

числе многих других имен, означенных в февральской булле 1482 года.

инквизитором Арагонского королевства, и огромные полномочия его должности

преемниками этого папы. Торквемада вполне оправдал сделанный выбор. Было

почти что невозможно найти человека, более способного выполнить намерения

Фердинанда в отношении умножения конфискаций, римской курии - в смысле

пропаганды ее властолюбивых и фискальных принципов, и, наконец, самой

инквизиции - в поставленной ею задаче казнями установить систему террора, в

котором она нуждалась.

III. Торквемада создал сначала четыре подчиненных трибунала - для

Севильи, Кордовы, Хаэна и Вилья-Реаля, называемого в настоящее время

Сьюдад-Реаль . Четвертый трибунал был вскоре перенесен в Толедо. Затем

Торквемада позволил доминиканцам приступить к исполнению их обязанностей в

различных епархиях кастильской короны.

IV. Эти монахи, получившие мандаты от святого престола, подчинились не

без некоторого сопротивления приказаниям Торквемады под тем предлогом, что

они не являлись его уполномоченными. Торквемада, чтобы не повредить начатому

им делу, не решился уволить их в отставку; но, будучи убежден в

необходимости для своих видов единства действия, приготовился установить

основные положения, без которых, как он хорошо видел, нельзя было обойтись.

В качестве асессоров и советников он избрал юрисконсультов Хуана Гутьерреса

де Чавеса и Тристана де Медину.

V. Тем временем Фердинанд, не терявший из вида, сколь важно было в

интересах фиска организовать трибунал надлежащим образом, создал королевский

совет инквизиции, законным и пожизненным председателем его назначил главного

инквизитора, а советниками дома Альфонсо Карильо, который был в то же время

епископом Мазары в Сицилии, но пребывал тогда в Испании, Санчо Веласкеса де

Куэльяра и Понса из Валенсии. Оба последних были докторами права.

VI. Эта организация предоставляла советникам право решающего голоса во

всех делах, подсудных гражданскому праву, и только совещательного голоса в

делах, принадлежавших церковной власти, которою, в силу апостолических булл,

был облечен один Торквемада.

VII. Это обстоятельство часто приводило к большим пререканиям между

главными инквизиторами и членами верховного совета , так как обе

стороны горячо поддерживали свои обоюдные претензии. Однако вопрос остался

нерешенным, потому что он не был поставлен как следует, причем авторы его не

умели различить двух видов дел, которыми занимался совет, и потому что его

члены принадлежали к духовенству, а это, естественно, заставляло их относить

многие вопросы, подсудные гражданской власти, к канонической юрисдикции.

VIII. Такое управление сильно уменьшило число дел, которые королевская

светская власть имела право разбирать, и она вскоре заметила, как сильно ее

соперница вредила интересам и прибылям фиска. Если бы контрагенты светской

власти хорошо изучили цель и организацию совета и истинные принципы

гражданской и церковной юрисдикции, этот противозаконный захват никогда не

произошел бы, потому что случаи необходимости прибегать к духовной власти

главных инквизиторов были бы сведены к небольшому числу.

IX. Торквемада поручил своим двум асессорам составить основные законы

для управления нового трибунала, предварительно познакомившись с тем, что

воспользовавшись советами сведущих людей. Он созвал общее собрание,

составленное из инквизиторов четырех учрежденных им трибуналов, из своих

двух асессоров и из королевских советников. Эта хунта произошла в

первые законы испанской инквизиции.

X. У меня имеется их копия, содержащая также инструкции,

последовательно обнародованные вплоть до 1561 года, помимо большого

количества отдельных узаконений, которые еще не устарели. Я не сомневаюсь,

что друзья истории встретят с удовольствием обнародование этого собрания

жестоких законов, порожденных фанатизмом и суеверием, Но в план этого

сочинения не входит передача буквальной копии статей первоначальной

инструкции. Я ограничусь предоставлением моим читателям их общей идеи

совокупности, чтобы познакомить с тем духом, который царил в инквизиции и

управлял ее действиями.

XI. Первая статья устанавливала способ, которым учреждение трибунала

будет оповещено в стране, где он должен быть установлен. - Распоряжения об

этом соответствовали тому, что происходило в Севилье, когда инквизиция была

там установлена. В них можно уже заметить захват прав государя и

злоупотребления, которые являются естественным следствием этого.

Вторая статья предписывала обнародование в местной церкви указа,

сопровождаемого угрозою церковных кар тем, кто, совершив преступление ереси

или вероотступничества, не донесет на себя добровольно до истечения

дарованного им льготного срока, и тем, кто воспротивится исполнению

мероприятий, предписанных святым трибуналом.

Третьей статьею был определен месячный срок еретикам для объявления

самих себя и для предупреждения этим конфискации их имущества, однако без

ущерба для денежных штрафов, к которым они могли быть приговорены.

В четвертой статье было сказано, чтобы добровольные сознания,

заявляемые во время льготного срока, делались письменно, в присутствии

инквизиторов и секретаря так, чтобы виновные давали ответы на все вопросы и

интерпелляции, обращенные к ним инквизитором по вопросу об их исповедании и

насчет их соучастников и тех, вероотступничество коих они знают или

подозревают. - Эта статья оказывала человеку милость лишь для того, чтобы

предать других преследованию.

Пятая статья запрещала давать тайно отпущение тому, кто сделает

добровольное сознание, за исключением единственного случая, когда никто не

знает о его преступлении и следует опасаться его огласки. - Легко видеть,

насколько эта мера была жестока, потому что она предавала позору публичного

аутодафе даже того, кто по свободному и добровольному душевному движению

признавался в своем грехе. Какая разница между этим поведением инквизиторов

и поведением Иисуса Христа относительно блудницы, самарянки и грешницы!

Указанная мера передала в руки римской курии громадные суммы: тысячи

новохристиан обратились к папе и предложили принести искреннее сознание в

прошлом и обещание быть в будущем верными своему долгу христианами, если им

пожелают тайно дать отпущение: римская курия извлекла выгоду из готовности

этих перепуганных людей и даровала им за деньги апостолические бреве,

которые должны были предоставить им безопасность.

Шестая статья устанавливала, что часть епитимьи того, кто примирится с

Церковью, будет состоять в лишении его пользования всякой почетной

должностью, употребления золота, серебра, жемчуга, шелка и тонкого полотна.

Посредством этой отвратительной комбинации все оповещались о бесчестии, к

которому данное лицо присуждалось за преступление ереси. Ужасное

распоряжение это послужило лишь к обогащению римской курии в силу

умножившихся просьб о получении папского бреве о реабилитации. Они

выдавались до тех пор, пока Александр VI, по ходатайству испанских

инквизитору право реабилитировать осужденных, но с несправедливой оговоркой,

которая аннулировала все пожалования, сделанные раньше в Риме.

Седьмая статья налагала денежные штрафы на всех, кто сделал

добровольное признание. - Говорили, что основанием этой меры была

бдительность к охране католической веры; но она указывает еще более ясно на

ту цель, которою задался Фердинанд, учреждая инквизицию.

Восьмая статья гласила, что добровольно кающийся, который явится со

своим признанием по истечении льготного срока, не может быть избавлен от

конфискации своего имущества, которая будет объявлена и которой он

подвергнется по праву со дня своего вероотступничества или своей ереси. -

Это распоряжение еще раз доказывает жадность короля и то, чего он ожидал для

себя от инквизиции.

В девятой статье сказано, что если лица моложе двадцати лет явятся по

собственному побуждению, чтобы заявить свое сознание, по истечении льготного

срока, и если будет доказано, что они вовлечены в заблуждение своими

родителями, то достаточно наложить на них легкую епитимью. - Но что эти

люди, хладнокровно жестокие, понимают под этого рода епитимьей? Это

публичное ношение в течение года или двух лет санбенито и присутствие под

этой вывеской в праздничные дни на торжественной мессе и в процессиях или

пребывание в другом более или менее унизительном положении.

Десятая статья налагала на инквизиторов обязанность объявлять в их акте

примирения время, когда примиренный впал в ересь, чтобы знать, какая часть

его имущества принадлежит фиску. - Суровость этой статьи заставила многих

зятьев потерять приданое их жен, потому что оно было им выплачено после

преступления их тестей. Это привело в семьях еретиков к громадным убыткам,

последствия которых были неисчислимы.

Одиннадцатая статья гласила, что если содержащийся в секретной тюрьме

святого трибунала еретик, движимый истинным раскаянием, попросит отпущения,

то ему можно его даровать, наложив на него в виде епитимьи кару пожизненного

заключения. - Я предоставляю своим читателям труд судить, находятся ли в

этом случае преступление и наказание в правильном соотношении.

Двенадцатой статьей указывалось, что, если инквизиторы думают, что в

случае, указанном в предыдущей статье, признание кающегося притворно, они

должны отказать ему в отпущении, объявить его лжекающимся и присудить его,

как такового, к релаксации и преданию в руки светского правосудия для

сожжения на костре. - Из этого видно, что жизнь узника зависела от

произвольного усмотрения инквизиторов, даже в том случае, если он настаивал

на искренности своего раскаяния.

Тринадцатой статьей было постановлено, что если человек, получивший

отпущение после своего добровольного сознания, хвастает, что скрыл разные

преступления, или из собранных сведений вытекает, что он совершил их большее

количество, чем то, в котором покаялся, он будет арестован и судим как

лжекающийся. - Вторая часть этой статьи носит очевидный характер жестокости,

потому что вполне возможно, что обвиняемый просто забыл многие из своих

прегрешений.

Четырнадцатая статья гласила, что, если уличенный обвиняемый упорствует

в своих отрицаниях даже после оглашения свидетельских показаний, он должен

быть осужден как нераскаянный. - Это распоряжение привело на костер тысячи

жертв. Во-первых, потому, что считали уличенными тех, которые не были ими, а

публичными и подлинными свидетельствами - урезанные свидетельские показания,

соответствие в показаниях двух или трех свидетелей, то клевета (а еще чаще

ложное толкование) могла скомпрометировать участь подсудимого, несчастного

уже тем, что он не мог ни доказать, ни убедить своих судей, отказывающих в

сообщении ему документов его процесса.

На основании пятнадцатой статьи, когда против отрицающего свое

преступление обвиняемого существовала полуулика, он должен был подвергнуться

пытке. Если во время пытки он признает себя виновным и затем подтвердит свое

сознание, то его наказывали как уличенного; если он отказывался от

подтверждения, его подвергали вторично, по праву, той же пытке или

присуждали к чрезвычайному наказанию. - Привод к пытке во второй раз спустя

некоторое время был запрещен советом инквизиции. Однако были инквизиторы

столь жестокие, что они все-таки применяли его к заключенным святого

трибунала. Они говорили при этом, что подвергают пытке заключенного только

один раз, потому что после первого сеанса на относящихся к процессу бумагах

они писали, что откладывают пытку, чтобы продолжать ее, когда это им

понадобится и захочется сделать.

Шестнадцатой статьей было запрещено сообщать обвиняемым полную копию

свидетельских показаний; можно было только давать им понятие о том, что на

них было донесено, оставляя их в неведении об обстоятельствах, которые могли

бы им помочь узнать свидетелей. - Одна эта статья была бы способна внушить

отвращение к трибуналу инквизиции. В том, что обвиняемому отказывали в

сообщении результатов предварительного следствия, не было ничего

противозаконного. Но отказывать ему в ознакомлении с документами его

процесса во время самого суда - не означает ли это сделать для подсудимого

невозможным пользоваться правом самозащиты?

Семнадцатая статья предписывает инквизиторам самим допрашивать

свидетелей, когда это для них не невозможно. - Это распоряжение справедливо,

но его делает иллюзорным то обстоятельство, что его редко было возможно

осуществить, так как свидетели и судьи почти всегда находились в разных

местах государства. Приходилось комиссару трибунала рассматривать и

принимать показания при помощи нотариуса, исполнявшего обязанности

секретаря. Так как оба они присягают в сохранении тайны, то можно видеть,

какой может произойти беспорядок, граничащий с преступлением, от

распоряжения, заставляющего подначальных людей уголовного трибунала

удостоверять преступность скорее, чем невиновность, чтобы этим быть приятным

для лиц, приказывающих им свидетельствовать. Кроме того, разве не следует

признать, что ничего не может быть опаснее истолкования ответов, данных

свидетелями, которые не получили ни воспитания, ни образования?

Восемнадцатая статья велит одному или двум инквизиторам присутствовать

при пытке, которой должен подвергнуться подсудимый, кроме случая, когда,

будучи заняты в другом месте, они должны обращаться к комиссару для

получения показаний, если пытка все-таки должна быть применена. - Не лучше

ли было бы ее совсем отменить?!

На основании девятнадцатой статьи, если после вызова в суд согласно

предписанным формам обвиняемый не явится, он должен быть осужден как

уличенный еретик. - Мера бесконечно несправедливая, потому что тысяча

обстоятельств может помешать человеку, вызванному в суд, быть осведомленным

о своем вызове; если предположить даже, что он это знает, уклонение его от

явки может быть вызвано боязнью быть посаженным в тюрьму, что далеко до

молчаливого признания своего преступления.

Двадцатая статья гласит, что, если доказано книгами или поведением

умершего человека, что он был еретиком, он должен быть судим и осужден как

таковой; его труп должен быть вырыт из земли, все его имущество конфисковано

в пользу государства, в ущерб его законным наследникам. - Кто мог бы

поверить, что подобная мера против умершего, которого невозможно уже

обратить, продиктована ревностью по вере? Поэтому надо искать другую

правдоподобную причину такого поступка - в жадности, в желании внушить ужас

и стать страшным. Однако примеров столь великой жестокости встречается

немного, кроме, быть может, истории папы Стефана , который заставил

выкопать из земли труп своего предшественника Формоза , чтобы обречь

его память на бесславие.

Двадцать первой статьей инквизиторам было приказано распространить свою

юрисдикцию на сеньориальных вассалов; если сеньоры откажутся ее признать, то

применить к ним церковные кары и другие наказания. - Это дало инквизиторам

случай удовлетворять свое тщеславие, унижая этот надменный класс людей

епитимьями, к которым они их присуждали как сопротивляющихся декретам

трибунала.

В двадцать второй статье было сказано, что если человек, присужденный к

выдаче в руки светского суда, оставляет несовершеннолетних детей, то им

даруется государством, в виде милостыни, небольшая часть конфискованного

имущества их отца, и что инквизиторы обязаны доверить надежным лицам заботу

об их воспитании и христианском просвещении. - Хотя я прочел большое

количество старинных процессов, но нигде не встретил, чтоб инквизиторы

занимались судьбою несчастных детей осужденного. Нищета и позор были их

единственным наследием, и такова была судьба (в течение последнего

десятилетия XV века и в начале следующего века) бесчисленного множества

испанских семейств.

На основании двадцать третьей статьи, если еретик, примиренный в

течение льготного срока, без конфискаций имущества, имел собственность,

происходящую от лица, которое было присуждено к этой каре, то эта

собственность не должна была включаться в закон прощения. - Постыдный

расчет, подтверждающий мысль, что инквизиция получила свое возникновение не

из чего иного, как из жадности своих основателей.

Двадцать четвертая статья обязывала давать свободу христианским рабам

примиренного, когда не было конфискации, ввиду того что король даровал свою

милость только на этом условии.

Двадцать пятой статьей запрещалось инквизиторам и другим лицам,

причастным к трибуналу, получать подарки под страхом верховного отлучения и

лишения должности, присуждения к возврату и к штрафу в размере двойной

стоимости полученных вещей.

Двадцать шестая статья предлагает должностным лицам инквизиции жить

друг с другом в мире, без стремления к превосходству, даже со стороны того,

кто облечен властью епархиального епископа; в случае какого-либо раздора

главному инквизитору поручалось прекращать его без огласки. - Это

распоряжение доказывает, что были епископы, которые предоставляли свои

полномочия одному из инквизиторов, что было явной несправедливостью, потому

что тогда сокращалось число судей, и эта мера удаляла из трибунала, к

несчастию обвиняемых, единственного человека, который обыкновенно был

беспристрастным, другом справедливости, гуманным, просвещенным среди этих

апостолических судей, которым, по-видимому, нравилось во время процесса

подтверждать дурное мнение, которое установило против подсудимого тайное

следствие.

старательно следить за своими подчиненными, чтобы они были точными в

исполнении своих обязанностей.

Наконец, двадцать восьмая статья предоставляет мудрости инквизиторов

рассмотрение и обсуждение всех пунктов, не предусмотренных в основных

законах, с которыми читатель только что познакомился.

XII. Будем ли мы рассматривать в отдельности двадцать восемь статей

кодекса инквизиции или возьмем их в целом, мы видим, что судебные решения и

приговоры зависят от способа, каким велось следствие, и от личного взгляда

судей, высказывающихся за ересь или правоверие обвиняемого, на основании

индукций, аналогий и результатов, извлеченных из отдельных фактов или

разговоров, переданных часто с большим или меньшим преувеличением и

неверностью. Что можно было ожидать от таких людей, ставших распорядителями

жизни и смерти себе подобных, видя их полное ослепление предубеждением

против беззащитных обвиняемых? Бесхитростный человек должен был погибнуть,

торжествовал только лицемер.

XIII. Изложенный выше устав несколько раз пополнялся, даже в первые

времена. К нему прибавили особо инструкции, которые были установлены в

Авиле в 1498 году и, наконец, в Вальядолиде в 1561 году. Несмотря на все эти

изменения, не видно, чтобы формы судопроизводства когда-либо переменились

или чтобы отказались от произвола, составляющего основу этого ненавистного и

жестокого правосудия. Для подсудимого было невозможно установить надлежащим

образом свою защиту. Поставленные между альтернативой признания его

невинности или подозрения в виновности, судьи постоянно давали увлекать себя

в это последнее решение и не нуждались более в. уликах. Это варварское

учреждение под предлогом ревности по вере укрепляло с тех пор свою власть,

чтобы преследовать невинного и слабого и освобождать только лицемеров.

17 февраля 1600 года по приговору суда инквизиции в Риме был сожжен один из величайших мыслителей эпохи возрождения Джордано Бруно. Его научные изыскания об устройстве Вселенной сочли ересью, подрывающей основы веры. В сущности, они подрывали не веру, а мировоззрение, навязываемое церковью. А инквизиция и была создана для того, чтобы католики не осмеливались перечить церковным догмам и выходить из-под влияния Святого престола.

За шесть веков, что существовала инквизиция, миллионы людей оказались неугодными и были казнены или закончили жизнь в изгнании. Среди них немало эпохальных личностей, чьи имена никогда не померкнут на страницах истории.

Жанна д’Арк (1412-1431)

Легендарная Жанна д’Арк была простолюдинкой, которой в 13-летнем возрасте стали являться в видениях святые. Бушевала Столетняя война, и голоса якобы призывали Жанну пойти на поклон к наследнику престола Карлу VII, убедить его напасть на англичан и изгнать их с французских земель.

Существовало пророчество, что Бог пошлет Франции спасительницу в образе юной девственницы. Поэтому, когда Жанна добилась аудиенции короля и на допросах убедила его в том, что ее направляют высшие силы, девушке доверили управление войсками. В белых доспехах, верхом на белом скакуне Жанна действительно походила на ангела, божьего посланца. Орлеанская дева, демонстрируя поразительные для юной крестьянки способности, одерживала одну победу за другой, в ее армию вступало все больше людей, вдохновленных образом святой воительницы.

В 1430 году Жанна попала в плен. Англичане, чтобы оправдать свои поражения, обвинили ее в связях с дьяволом и передали в руки инквизиции. Девушку вынудили отречься от своих «заблуждений», поставили клеймо еретички и 30 мая 1431 года сожгли на костре, привязав к столбу на площади города Руан. Через 25 лет по ходатайству Карла VII, который и пальцем не пошевелил для спасения Жанны, процесс был пересмотрен и несчастную признали невиновной.

Гелиоцентрическая система, как мы знаем, была истинной, поэтому с течением времени многие ученые пришли к ней. В том числе выдающийся итальянский физик, астроном и математик Галилео Галилей. За отстаивание еретических идей в 1633 году его отдали под суд.

Процесс длился всего два месяца. С Галилеем обращались сравнительно аккуратно из-за того, что ему покровительствовал сам папа римский Павел V. Историки полагают, что ученый, что называется, активно сотрудничал со следствием и быстро отрекся от своих идей. Поэтому легенда о том, что после суда Галилей прокричал сакраментальное: «И все-таки она вертится!» - подвергается сомнению.

Страница из протокола допроса Галилео Галилея с его подписью.

Тем не менее физика все равно приговорили к пожизненному заключению. Правда, вскоре наказание заменили на домашний арест, и остаток жизни Галилей провел под присмотром инквизиции.

Данте Алигьери (1265-1321)

В отличие от Галилея, поэт Данте был истовым борцом за свои убеждения. Он исправно посещал церковь, чтил служителей, но, как истинный гуманист, не мог согласиться с жестокими приговорами, которые Господь выносит грешникам. Среди которых, по его мнению, немало достойных людей.

В своей великой поэме «Божественная комедия», написанной от первого лица, Данте жалеет обжор, язычников, прорицателей, и иногда его сострадание настолько велико, что он не может сдержать слез. Естественно, подобное осуждение божественной воли не могло не раздражать инквизицию. К тому же описание путешествия по чистилищу было чистой воды ересью, ведь догмат о чистилище был введен церковью много позже.

Данте был неугоден еще и потому, что он открыто критиковал политику папы и был активным участником политической борьбы во Флоренции. Инквизиторы преследовали поэта, и в 1302 году он был вынужден навсегда покинуть родной город.

Ян Гус (1369-1415)

В XV веке в Европе началась эпоха, вошедшая в историю как Реформация - борьба против католической церкви и папской власти. Одним из первых заметных деятелей этого движения стал чешский богослов Ян Гус. Он ездил по городам и читал лекции, изобличающие феодалов и духовенство.

Постепенно влияние Гуса на народные умы стало настолько велико, что папа римский издал специальную буллу, отлучающую чешского священника от церкви. Его проповеди оказались под запретом, но Гус продолжил свою просветительскую деятельность.

В 1414 году его вызвали на церковный собор в немецком Констанце, гарантируя полную безопасность. Но стоило мыслителю приехать в город, как его арестовали и посадили в тюрьму святой инквизиции, где он провел семь месяцев. Даже под пытками Гус не покаялся, за что был приговорен к сожжению. Костер соорудили на ближайшей площади. Когда огонь уже занялся, некая старушка подбросила в костер вязанку хвороста. «Святая простота», - горько произнес Гус.

В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукой
Великий инквизитор над страной...
Он был жесток, как повелитель ада,
Великий инквизитор Торквемада.
— Г. Лонгфелло «Торквемада»
Основатель испанской инквизиции родился около 1420 года в маленьком кастильском городке Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады. Само название города, так же как и фамилия Великого инквизитора происходит от слова torre cremate — «горящая башня».
Согласно местным преданиям, там когда-то сгорел феодальный замок, который принадлежал предкам Томаса. От одного из слуг мальчик узнал, что его бабушка Инесс, как и его родной дядя Хуан де Торквемада, кардинал и теолог, были «конверсо», то есть крещеными евреями. Для Томаса это открытие стало настоящим потрясением, ведь евреи, как и мавры-мусульмане, являлись злейшими врагами христианства. А Торквемада всегда был образцовым католиком.
Возможно, именно это знание и послужило толчком к его будущей деятельности. Томас решил, что должен очиститься в глазах Господа, для чего ему необходимо проявлять особое рвение в борьбе с врагами христианской веры. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был весьма одарённым, в чём потом многие убедятся.
Когда Томасу исполнилось двенадцать, он покинул дом и отправился в монастырскую школу, которую закончил с отличием. В 1451 году в возрасте 31 года Томас Торквемада вступает в Доминиканский орден и с этого момента, собственно, и начинается история инквизитора как таковая.
Как я уже писала в предыдущей статье, Испания до 1492 года представляла собой 4 отдельных государства, одним из которых был Гранадский эмират. Здесь жило большинство испанских евреев. Из 16 миллионов жителей Испании мусульмане в то время составляли 3 миллиона, а евреи — почти миллион. Инаковерующие, а следовательно, еретики, отступники, колдуны и ведьмы, враги в глазах церкви и государства. Против всех этих «врагов» молодой Торквемада обратил свои гневные проповеди. Ораторский талант он начал проявлять, поступив в доминиканский монастырь Сан-Педро. По округе разнеслась молва не только о красноречии, но и благочестии молодого монаха — он не ел ни мяса, ни рыбы, носил грубую шерстяную хламиду и спал на голых досках. Скоро Томасу начали предлагать высокие должности в Мадриде, но он каждый раз отказывался. Согласился только занять пост настоятеля обители Святого Креста в Сеговии (область Кастилии). И судьба подарила ему головокружительный взлет.
Этот маленький монастырь посещали представители высшего кастильского общества, в том числе королева-мать с маленькой дочерью Изабеллой. В 1459 году монах стал духовником семилетней инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая была ревностной католичкой и отчасти переняла у неё эту фанатичность. Торквемада ухватился за это и пробыл в роли духовного наставника до конца своей жизни. Влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи ярой католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя. Из монастырского затворничества Торквемада шагнул в большую политику, обретя власть, которой не было ни у кого из испанских отцов церкви.
1474 год. На трон взошли Фердинанд и Изабелла, и Торквемада становится уже не духовным наставником не инфанты, но королевы.
Торквемада постоянно убеждал их, что благочестие народа падает из-за соседства с иноверцами. Для начала, считал он, нужно разобраться с врагами среди самих христиан. Многие крещеные мавры и евреи продолжали тайно исповедовать веру отцов. Чтобы выявить этих отступников, доминиканец предложил основать инквизиционный трибунал. Строго говоря, инквизиция была создана еще в XII веке по инициативе римского папы. Григория IX, но до XIII в. не имела позднейшего своего специального значения, и церковь еще не пользовалась ей для обозначения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков.

С приходом Торквемады Инквизиция переживает второе рождение, его кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV.
Одним из основных лозунгов Торквемады был: «Испания для испанцев». Знакомый лейтмотив, не правда ли?
Уже первые шаги испанской инквизиции вызвали сопротивление в придворных и церковных кругах, считавших, что методы инквизиции не только не приведут к решению проблемы марранов в Испании, но, напротив, жестокость, не различающая между малым и большим преступлением, лишь усугубит проблему, вызвав бегство марранов в места, где они не будут под опекой и руководством церкви, а наказания должны быть избирательными, и основным методом интеграции марранов должно быть их терпеливое воспитание в духе католичества. Противники инквизиции оказались в меньшинстве, и институт инквизиции интенсивно развивался.

Духовник королевы быстро превратил инквизицию в мощную организацию с жесткой, почти военной дисциплиной. В 1479 году в каждой испанской провинции были созданы трибуналы во главе с великими инквизиторами. Руководил ими Великий инквизитор всего королевства Торквемада. По новым правилам, еретики могли покаяться в течение месяца после создания в городе трибунала. Остальных отправляли в тюрьму и добивались от них признания. Тех, кто искренне раскаивался в грехах, осуждали на вечное заключение, а всех, кто упорствовал в своей ереси, ждало сожжение, получившее название «аутодафе», то есть «акт веры».

В первые полгода правления Торквемады было сожжено 298 человек а 79 приговорили к вечному заточению. Число жертв инквизиции увеличилось с каждым днем. Дыба, пытки водой, огнем, испанским сапогом доводили несчастных до последней степени изнеможения и нередко кончались смертью прямо в темнице. Из-за многочисленности осужденных пришлось даже придумать особый эшафот, так называемое квемадеро. Он был сложен из камня наподобие печи — туда вводили сразу несколько осужденных и сжигали. Возможно, именно это дьявольское изобретение послужило прототипом гитлеровских газовых камер.

В конце концов, многие богатые мавры и евреи начали покидать Испанию. Оставшиеся посылали в Рим жалобы на жестокость Торквемады. Уже через месяц после начала работы трибуналов папа Сикст IV потребовал приостановить их деятельность (!) Великий инквизитор не послушался, и по его просьбе Фердинанд и Изабелла отправили понтифику письмо с советом впредь не вмешиваться в дела королевства.

Уничтожая еретиков, Торквемада никогда не забывал об иноверцах. Именно их он считал своими главными врагами. Великий инквизитор настоял на том, чтобы королевские войска окружили Гранаду — последний оплот мавров. После долгой осады арабы сдались. Католические монархи могли торжествовать — Испания впервые стала единой, но инквизитор не успокоился.

В начале 1492 Торквемада убедил Фердинанда II и Изабеллу I заставить всех иудеев принять христианство; в противном случае они должны были покинуть пределы Арагона и Кастилии. Как только началось преследование иудеев, еврейская община собрала огромную по тем временам сумму в 30 000 дукатов, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.

800 тысяч евреев в повозках и пешком потянулись к портовым городам. Расправившись с одними врагами, Торквемада взялся за других — мавров. Он лично прибыл в Гранаду, чтобы превратить одну из многочисленных мечетей города в католическую церковь. И сам зажигал костры, на которых горели тысячи экземпляров Корана, Талмуда и других еретических сочинений. Уже после смерти Торквемады испанских мавров стали в массовом порядке подвергать крещению. Тогда они подняли восстание и в 1520 году были изгнаны, как и евреи.
На несколько веков Испания стала страной, где не было места иноверцам. Сам Торквемада никогда не появлялся в пыточных камерах и не приближался к кострам, на которых сжигали вероотступников, но всем управляла его твердая рука. Он руководил десятками инквизиторов и тысячами их помощников-доминиканцев. При подготовке Торквемадой процесса против ряда испанских епископов по обвинению в поощрении ереси, уже сам папа Александр VI Борджиа остановил процесс и помиловал осужденных. Он же убедил короля Фердинанда обуздать чересчур ретивого борца за веру.
Король послушался и, объявив, что Торквемада уже стар и болен, назначил ему в заместители четырех генерал-инквизиторов, которые получили право обжаловать его решения. Для Великого инквизитора это было оскорблением. Он больше ни разу не переступил порога королевского дворца, но когда Торквемада умирал, королева Изабелла сама приехала к нему, чтобы попрощаться.

Томас Торквемада прожил достаточно долго - 78 лет. И всю жизнь был одинок. Хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников. Без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна, и он знал это. И так до самой смерти…

16 сентября 1498 года, Томас Торквемада скончался.
За восемнадцать лет своей карьеры «инквизитором душ» Торквемада «десять тысяч двести двадцать жертв сжег живыми, шесть тысяч восемьсот шестьдесят сжег фигурально после их смерти или по случаю их отсутствия и девяносто семь тысяч триста двадцать одного человека подверг опозоренью и исключению из службы на общественных и почетных должностях. Общий итог этих варварских казней доходит до ста четырнадцати тысяч четырехсот навсегда погибших семейств. Сюда не включены те лица, которые по своим связям с осужденными разделяли более или менее их несчастье и горевали, как друзья или родственники, о строгостях, постигших несчастные жертвы» (Льоренте X. А. Критическая история испанской инквизиции).
Если считать «очищением» в глазах Господа то, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании, то не слишком ли велика цена, заплаченная за это?
Трагедия целой страны, последствия которой ещё чувствуются - цена «чистоты веры» ревностного католика. Торквемада — самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой организации. В двадцатом веке католическая церковь признала его преступником. Доминиканский орден отрекся от него, посмертно исключив из братства и, тем не менее, у него и сегодня есть поклонники.
За дымом костров уже не разглядеть человека из плоти и крови, а лишь живое воплощение должности Великого инквизитора. Того, кто посылает людей на мучительную смерть, чтобы спасти их души.



Загрузка...