caspian72.ru

Специальность "инноватика" - направление подготовки аналитиков высокого класса. Кем работать после окончания "инноватики"? Кем работать после окончания инноватики

О специальности:

Описание специальности инноватика, в каких ВУЗах преподают инноватику, поступление, экзамены, предметы на специальности.

Учебный план совмещает в себе экономику, управление и многие технические специальности. Студенту предстоит освоить большое количество дисциплин, таких как: механика, технология производств, электроника, экономика, управление и менеджмент. Студент, в процессе обучения, освоит системный анализ и механизмы принятия и реализации решений, внедрение новых технологий в промышленность, все тонкости современной инноватики и маркетинга в современных сферах экономики.

Трудоустройство по специальности инноватика

Данная специальность направленная на подготовку специалистов по инновационному развитию как страны в целом так и её регионов, территорий отраслей промышленности и отдельных предприятий. Выпускники смогут найти себе место как в органах государственного управления различных уровней власти, так и различных компаниях, которые заинтересованы в инновационном развитии своего бизнеса. Специалисты по инноватике могут рассчитывать на должности проджект-менеджеров, специалистов по бизнес-планированию, технических директоров, отвечающих за аппаратно-программное обеспечение всех уровней управления, руководителей различных структурных подразделений.

Карьера по специальности инноватика

Специалисты данной сферы востребованы во всех сферах экономики. Наибольший спрос наблюдается в политике, логистики и IT-сфере. От соискателя на подобную должность требуют знания менеджмента, бизнес-управление и IT-технологий. Высокие требования к специалистам соответствуют высокому уровню зарплаты. Молодому специалисту придется набираться должности на более низких уровнях управления, таких как менеджер проекта и специалисту по инновациям

В процессе сбора и анализа данных от вузов Екатеринбурга я обратил внимание на одну примечательную деталь - наличие в несколько высших учебных заведениях новой и довольно диковинной специальности – инноватики. У большинства людей значение этого слова вызывает массу вопросов, а уж получить профессию с таким чудным названием кажется верхом безрассудства.

Гуманитарные технари
Теоретически, основной задачей, стоящей перед теми, кто внедряет инноватику в вузах, является продвижение на производстве (обычно крупном промышленном) новых, самых современных технологий и разработок. Специалисты по инноватика должны по своему функционалу максимально оперативно и оптимально модернизировать производство в высокотехнологичных отраслях: например, авиакосмическом секторе, на биомедицинских производствах и т.п.- там, где необходимо их постоянное внедрение в практику.

Правда, на практике можно столкнуться с тем, что представления об инноватике в различных вузах заметно отличаются. Чаще всего ее проработка, обоснование и преподавание связано с физико-техническим направлением (физтех УрФУ либо УрГЭУ, физфак УрГПУ).

Но есть и иное толкование, заметно отличающееся от взгляда на инноватику, как на техническую дисциплину. Другая концепция специальности - якобы ее социальная ориентированность. Специалисты в этой сфере должны заниматься не только внедрением новых технологий, но и эффективным управлением, менеджментом качества, распространяя свою деятельность и на коллективы предприятий, причем не только промышленных, но и «гуманитарных» организаций. Так, к примеру, видят инноватику в Курганском и Южно-Уральском государственных университетах.

Если анализировать территориальную распространенность данной специальности в России, можно сделать вывод, что лидером в этой области является Санкт-Петербург. Причем как по продолжительности преподавания и проработанности содержания курсов, так и по «раскрученности». Например, в СПбГУ существует целый факультет инноватики, где готовятся специалисты, востребованные на высокотехнологичном производстве. Примечательно так же и то, что на данный момент, пожалуй, только СПбГУ обладает стабильным потоком заказов на специалистов по ииноватике от работодателей, а не просто рассуждениями об актуальности этой специальности в условиях современного общества.

В Екатеринбурге инноватика подается в основном в техническом ключе и пока особенно развита на базе физико-технического факультета УрФУ. Их кафедра инновационных технологий уже несколько лет занимается этой темой. Кроме УрФУ подготовку в этом направлении ведет УрГПУ, УрГУ и УрГЭУ. Однако в этих вузах данная специальность имеет куда меньший срок развития. Пока очевидно, и это неофициально признают преподаватели вузов, что администрация открыла такую специальность не по конкретным запросам с производства, а из «желания развиваться». Это объясняет тот факт, что далеко не все из них могут объяснить, где конкретно востребованы их выпускники.

По приблизительным оценкам создателей программ по инноватике, люди, получившие подобную специальность, могут быть востребованы на следующих профессиях:

1. Директора и менеджеры по развитию, креативные директора компаний;
2. Руководители проектов;
3. Руководители развивающихся компаний;
4. Руководители новых и развивающихся направлений производства;
5. Специалисты в узких высокотехнологичных отраслях;
6. Бизнес-консалтеры по продвижению, маркетингу и развитию;
7. Специалисты надзорных органов (контроль качества и т.п.);
8. IT-Специалисты в сфере новых разработок.

Что касается интереса абитуриентов к инноватике в Екатеринбурге, то пока его оценить сложно. Можно говорить лишь о некоторых особенностях. К примеру, в УрГЭУ в этом году набрали группу из 25 будущих бакалавров по инноватике только из контрактников, стоимость обучения – 26 тысяч в семестр. А в УрГУ запланировали 25 бюджетных мест по этой специальности и набрали их с конкурсом семь человек на место.

В общем-то, рост, а значит и осознание интереса к теме, есть. Однако у инноватики как предмета остро ощущается проблема, которая вроде бы свойственна многим вузовским специальностям, но здесь грозит проявиться особенно заметно. Первичной функцией «инноваторов» является внедрение новых технологий на производстве, его оптимизация, повышение эффективности и производительности. Специалисты по инноватике должны заниматься очень важной и ответственной работой, но эта работа требует не только профильного образования, но и очень серьезного опыта, практических умений, навыков и компетенций. Ситуацию можно сравнить с управленческим образованием: менеджеру желательно специальное образование (необходимость профессионального менеджмента отмечают многие, ссылаясь на его отсутствие в советский период, когда менеджерами становились специалисты отрасли с опытом), но занимать руководящие посты можно только после получения большого опыта на исполнительской должности. Так и специалисты по инноватике, очевидно, должны довольно долго поработать на основном производственном процессе. А лишь затем начинать модернизировать то, о чем они узнают не понаслышке.

Начиная настоящую статью, совершенно не хочется повторять мантру «мы отстаем, мы отстаем!». Пусть этим занимаются другие. Мы же постараемся подняться на уровень восприятия хотя бы на одну планку выше и за счет расширения горизонта осмыслить, где находится страна на путях интеграции в реалии новой экономики. Поэтому, в первую очередь, следует обратить наш взор на такое понятие, как инноватика – весьма непростое явление институциональной науки и прикладной сферы деятельности в экономике.

Место инноватики в общем поле нововведенческих понятий

Истории вопроса на нашем сайте будет посвящена целая серия материалов. В настоящей статье мы сконцентрируемся на поиске наиболее близких к сущности понятия инноватики определений и выяснении того значения, которое оказывает данное явление на формирование нового технологического уклада.

Окончание «атика» имеет сложную грамматическую природу древнегреческого происхождения. Предполагается, что родоначальным словом явилась «математика» как царица всех наук. Поэтому такое окончание свидетельствует в современном мире о сопричастности к науке. В этой связи мы можем предположить, что инноватика должна рассматриваться как отрасль научного знания об инновационной деятельности. Далее возникает вопрос, в каком понятийном поле находится рассматриваемая область знания? Обратим внимание на далеко неполный список родственных понятий:

  • новшество (новация);
  • нововведение (инновация);
  • инновационный процесс;
  • инновационная деятельность;
  • коммерциализация;
  • инновационная инфраструктура;
  • инновационный потенциал компании (региона, отрасли, страны);
  • инновационный проект;
  • рынок инноваций;
  • рынок интеллектуального труда;
  • инжиниринг;
  • трансфер технологий;
  • инновационно-инвестиционный процесс.

В наших осмыслениях я предлагаю рассматривать инноватику с трех точек зрения, которые в последние годы получили закрепление в различных литературных источниках. Безусловно, инноватика – это весьма молодая и перспективная область научного знания. Кроме того, под инноватикой следует понимать комплекс системной методологии приведения авторской идеи через новшество в состояние рынком принимаемого продукта. И в этом ее глубокое прикладное значение. Наконец, нами обязательно должна быть рассмотрена инноватика как специальность и как профессия, к овладению которой стремится профессионал, решивший посвятить себя менеджменту в сфере нововведений.

Исходя из отмеченного выше, мы можем дать более полную характеристику трем аспектам обозначенного комплексного явления.

  1. Под инноватикой предлагается понимать отдельное направление научной деятельности. В данном направлении осуществляется разработка и развитие теоретических основ, создаются научная методология и методы прогнозирования, творческого поиска, проектирования и внедрения инноваций в практику. В основе теории и методологии инноватики находятся методы из последних достижений в сфере системного анализа, именуемых системологией. Именно системология позволяет исследовать явления и объекты познания целостно, находить и принимать наиболее взвешенные социотехнические решения. Естественным образом из области теоретического знания возникает прикладная инноватика.
  2. Под прикладным аспектом инновационного знания мы понимаем особое направление научной практики, в котором разрабатываются теоретико-прикладные задачи планирования, организации инфраструктуры, процессов и реализации инновационной деятельности.
  3. Сущность инноватики тесно связана с таким явлением, как рынок интеллектуального труда, то есть с той сферой, в которой возникает предложение и спрос соответствующих категорий персонала. И среди такого персонала, помимо деятелей науки, специалистов инженерных профессий, других работников разных областей инновационной деятельности, мы выделяем особую группу профессионалов, именуемых инноваторами.

Значение персонала в инноватике

С приходом в нашу жизнь новой экономики роль человеческого капитала многократно возрастает. Такое направление, как инноватика требует серьезного переосмысления многих управленческих блоков: организационной культуры, трудовых рыночных отношений, функционального состава управления персоналом, особенно его мотивации и организационного поведения. В мире идет активное формирование рынка интеллектуального труда, в том числе и в международном масштабе. Наглядным примером этих событий являются процессы, происходящие в сфере информационных технологий, в том числе в оффшорном программировании. И численность занятых в IT-секторе косвенно свидетельствует об уровне развития информационной экономики как определенного инфраструктурного базиса массовых нововведений.

Характерно, что в Индии с ее 1,3 миллиардным населением армия программистов растет невиданными темпами. В 1999 г. их было около 300 тысяч, в 2005 г. – 1,3 млн., а в 2013 г. уже 2,75 млн. Планируется также, что к 2018 году специалистов IT-индустрии в этой стране будет уже 5,2 млн. И это при том, что в ведущей стране планеты США численность IT-специалистов составляла на 2013 г. 3,6 млн. человек. Активно прогрессирует в данном направлении и Китай: прогнозируется, что к 2018 году численность программистов из Поднебесной на глобальном рынке труда приблизится к уровню 1,9 млн. человек.

Конкуренция на рынке труда, связанного с новой экономикой, растет не только в IT-секторе. Растущее число инновационных проектов в мире рождает небывалый спрос на ученых, имеющих реальную авторскую позицию, на специалистов других профессий: проектировщиков, инженеров и т.п. Конкуренция на национальных и международных рынках растет, и это только начало. Сегодня молодой человек, начинающий задаваться вопросом, кем работать, уже не может не учитывать тех реалий, которые происходят в мире. Вместе с тем, по предмету статьи нас интересует, в первую очередь, профессия инноватора.

Под инноватором мы будем понимать проект-менеджера, занятого в инновационной деятельности, избравшего своей целью успешную реализацию проектов коммерциализации новшеств. Люди, намерившиеся освоить данную профессию, должны четко представлять, какая работа их ожидает, какие знания, умения и навыки они должны получить. И в первую очередь, это компетенции руководителя инвестиционно-инновационных проектов.

В России по специальности 222000 «Инноватика» ВУЗы готовят специалистов-инноваторов двух квалификаций: бакалавров и магистров. Выпускников пока немного, но процесс идет. При этом под одноименным названием преподаются также и специализированные курсы для будущих экономистов, менеджеров, инженеров и инженеров-менеджеров. Главными задачами предметной подготовки специалистов являются:

  • формирование системного видения о профессиональной практике по созданию новшеств, их производства в промышленных масштабах и дальнейшей коммерциализации;
  • освоение основных правил работы и сопутствующих видов деятельности, связанных с трансформацией новаций в рыночный продукт с высокой добавленной ценностью, в чем и выражается суть нововведений.

История нашей страны демонстрирует массу парадоксов, связанных с особенной национальной культурой. Так, например, самые значимые инновационные прорывы в экономике страны происходили в мобилизационном режиме. Это самый тяжелый и затратный путь, потому что сопровождается он небывалым напряжением человеческих сил. Что-то подсказывает, что и переход на шестой технологический уклад произойдет у нас в подобном авральном режиме. В таком случае стране, все равно, нужно взращивать поколение новаторов, а значит, таких специалистов нужно готовить значительно больше, закладывая в них максимум из того, что ВУЗовская система способна сегодня дать.

Инноватика – это наука об особенностях процессов деятельности в сфере инноваций, о внедрении вновь обретаемых знаний в новшества, которые востребованы и необходимы обществу. Инновации могут рассматриваться в различных аспектах деятельности, как в коммерческих, связанных с получением прибыли, так и в сугубо социальных аспектах некоммерческой направленности.

В качестве фундаментальных наук специальность инноватика привлекает различные отрасли знаний и научные направления, среди них:

  • экономические знания и бизнес;
  • философские науки и психология;
  • знания в сфере педагогики и социологии;
  • знания организации производственных процессов и маркетинга,
  • информационные технологии и логистика.

Формы обучения в ВУЗах по специальности инноватика могут быть наряду с очной, заочно-очной и заочной формой обучения.

Срок обучения на очной форме бакалавриат – четыре года.

Профильные предметы при предъявлении результатов ЕГЭ - это математика, физика и русский язык. Некоторые ВУЗы требуют результаты ЕГЭ по физике и иностранному языку.

Проходными баллами на специальность 27.03.05 инноватика , например, в московских ВУЗах являются результаты ЕГЭ от 60 до 75 баллов по каждому из предметов.

Специальность инноватика - ВУЗы

Среди 66 российских ВУЗов, имеющих специальность инноватика, тройка лидеров рейтинга высших учебных заведений по уровню подготовки этой специальности выглядит таким образом:

на первом месте – МВТУ , а следующие призовые места занимают ВУЗы Томска – ТПУ и ТГУ .

Основными дисциплинами, которые изучают студенты по специальности инноватика , кроме профильных предметов физики и математики, являются такие, как:

  • ТРИЗ (аббревиатура теории решения изобретательских задач);
  • компьютерная графика;
  • патентные исследования;
  • информационные технологии;
  • основы интеллектуального права и его защита;
  • анализ инвестиционной деятельности и др.

Во время обучения студенты имеют возможность получать совмещенные знания, как инженеров, так и менеджеров.

Работа по специальности инноватика

Получив специальность инноватика , кем работать выпускники могут выбрать помимо должностей в органах государственного управления в сфере инновационного развития страны, региона, отдельных отраслей, также и в коммерческих компаниях и холдингах, занимая должности ведущих менеджеров, руководителей проектов бизнес-планирования или директоров департаментов, которые отвечают за программное обеспечение управлением развития инновационной деятельности.

Дипломированные кадры по инноватике восребованы в IT- индустрии, внешней и внутренней торговле, логистике, патентном деле и защите интеллектуальной собственности и многих других видах, как коммерческой, так и социально-экономической деятельности.

Имея инноватика – специальность, зарплата на первых порах будет в пределах 30 тысяч рублей. Однако, карьера с хорошими знаниями инновационных моделей бизнеса вместе с технологиями IT и практическим опытом очень быстро может вознести недавнего выпускника к должностям, где заработная плата или оклад вполне могут быть в 100 и более тысяч рублей.

Инновационный менеджер - преобразователь реальности, профессия нового поколения современной России. Профессия подходит тем, кого интересует физика, химия и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В современной России инновационной деятельности уделяется особое внимание. Условием успешного процветания любой компании и экономики в целом является развитие инновационной составляющей. Для этого, помимо квалифицированных технических специалистов в производстве или науке, необходимы грамотные управленческие кадры с инновационным мышлением. Поэтому многие ВУЗы России включили в программу обучения отдельную специализацию и даже целые факультеты инновационно-технологического бизнеса. У профессии инновационного менеджера большое будущее.

Особенности профессии

Профессия инновационного менеджера подразумевает поэтапное решение разноплановых задач:

  • маркетинговое исследование рынка с целью выявления потребности населения в новых продуктах, услугах, материалах, высоких технологиях;
  • предварительный расчет объема потребностей в инновационном продукте;
  • поиск (или создание) и анализ инновационных идей, соответствующих потребностям населения;
  • разработка проекта по внедрению идеи, маркетинговой политики и бизнес-плана;
  • поиск подходящего предприятия, способного внедрить данную инновацию;
  • совместная работа с конкретным предприятием по разработке технологии и техники производства продукции;
  • поиск поставщиков необходимого оборудования и сырья, заключение контрактов.

Отдельно следует отметить и работу с рисками. Любой инновационный проект может оказаться нерентабельным или неудачным. Инновационный менеджер должен иметь это в виду и оградить проект от рисков, составив перечень событий и условий, при наступлении которых проект лучше свернуть.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Серьёзные инновационные проекты, как правило, запускаются в крупных и продвинутых компаниях. Работа в них сама по себе является большим плюсом в смысле профессионального роста, возможностей для творчества, достойной оплаты труда и, в конечном итоге, престижного статуса.
  • В процессе работы с инновационными проектами можно стать высококлассным экспертом, уверенно прогнозирующим перспективность проектов.

Минусы

  • Любая инновация подразумевает риск неудачи.
  • Негарантированная занятость и невысокая востребованность по причине того, что в России не так много компаний, постоянно внедряющих инновационные проекты. Кроме того, в условиях кризиса уменьшение расходов любой компании начинается с сокращений инновационных проектов.
  • Постоянная интенсивная работа по созданию нового и неординарного продукта влечет за собой усталость и так называемое «профессиональное выгорание». Нелегко быть всегда на высоте, генерировать гениальные идеи и удивлять яркими новинками.

Важные качества

Успешные инновационные менеджеры обладают способностями ученого-исследователя , традиционного менеджера и квалифицированного экономиста.

Важные личные качества:

  • высокий профессионализм в сфере деятельности, где реализуется инновационный проект;
  • широкий кругозор;
  • креативность, изобретательность, находчивость;
  • постоянное стремление к освоению новых знаний;
  • умение убеждать и отстаивать свою точку зрения;
  • лидерские качества и организаторские способности;
  • умение сплотить команду вокруг идеи и вдохновить на блестящий результат.

Необходимые профессиональные навыки:

  • наличие опыта в проведении научных разработок, моделировании и управлении процессами;
  • знание прав на интеллектуальную собственность и способов их защиты;
  • владение основами финансового анализа и бухгалтерского учета.

Где учиться на Инновационного менеджера

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Главное образование инновационного менеджера — основная его специальность в той отрасли, где он ведет инновационные проекты. Второе дополнительное образование в области управления инновационными проектами можно получить в следующих учебных заведениях:

Высшее образование Инновационных менеджеров

  • Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, факультет инновационно-технологического бизнеса;
  • Институт инноватики и логистики при Государственном университете управления.
  • Отличную техническую подготовку для внедрения инновационных проектов, связанных с техникой, специалисты получают в государственных технических ВУЗах:
  • МГУ им. Ломоносова — Высшая школа управления и инноваций, Высшая школа инновационного бизнеса;
  • МГТУ им. Н.Э.Баумана;
  • МГУПБ (Московский государственный университет прикладной биотехнологии);
  • МГУТХТ им. М.В.Ломоносова (Московский государственный университет тонких химических технологий);
  • МФТИ — факультет инноваций и высоких технологий;
  • МИФИ (Московский инженерно-физический институт).

Место работы

В зависимости от вида деятельности инновационный менеджер может работать в самых разных сферах: от научных разработок в области высоких технологий до производства обычных товаров народного потребления с новыми свойствами.

Места работы инновационных менеджеров:

  • Академии Наук;
  • ВУЗы, осуществляющие профессиональную подготовку инновационных менеджеров;
  • научно-исследовательские институты, внедряющие собственные научные разработки;
  • научные общества;
  • корпорации, имеющие в своей структуре отделы развития и исследований;
  • конструкторские бюро;
  • венчурные фонды;
  • ассоциации бизнес-ангелов;
  • бизнес-инкубаторы, технопарки;
  • консалтинговые фирмы, сопровождающие инновационные процессы.

Оплата труда

Зарплата на 08.08.2019

Россия 20000—90000 ₽

Москва 35000—150000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьера инновационного менеджера может начинаться с двух разных позиций: профессионала и любителя . К профессионалам относятся менеджеры, получившие специальное образование — управленческое, экономическое или финансовое. Любители - это специалисты из научных сфер, продвигающие свой собственный инновационный проект либо выпускники технических высших учебных заведений, специализирующиеся на продвижении научных разработок своих коллег.

Менеджер с многолетним опытом работы, внедривший несколько успешных инновационных проектов, очень ценится на рынке труда. Продвижение по карьерной лестнице возможно по следующим позициям: директор по качеству, директор по разработкам, директор направления, исполнительный директор.

Сравнительно недавно в России были разработаны профессиональные стандарты профессии инновационного менеджера, которые закреплены в Постановлении Министерства труда РФ от 5 марта 2004 г. №34 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах».



Загрузка...