caspian72.ru

Кто создал адам и ева. Откуда взялись жены у детей Адама и Евы 

Братья Лимбург. Прекрасный часослов герцога Беррийского. Начало 15 в.

Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая - самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре соборов и на фресках, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения. Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой.


Английский миниатюрист. Изгнание из рая. Йоркская псалтырь, 1170 г.

По Библии, изгнание из рая - точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом. Однако для иудеев это сказание - лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса. Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.


Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.


Французская псалтырь. 1279 г.

Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды. В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в Средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях - гранаты). На иврите слово «змей» - мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).



Джиованни ди Паоло. Сотворение Земли и изгнание из рая. 1445

Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая. У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.



Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.

В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей. Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения?



Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. 1422-1432 гг.

Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера - братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур. Но нас сейчас интересуют только две из них - Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».


Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря.
Фрагмент.1422-1432 гг.

Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение - композиционное и смысловое - изменилось, усилилось. Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря - и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур.


Томмазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.
Изгнание Адама и Евы из рая. 1428

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь - в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи - «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь - не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», - пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.



«Страшный суд». Ок.1504 -1508 гг.

Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей - создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой - «адской».


Иероним Босх. Рай. Фрагмент левой створки алтаря
«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.

Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого. В «Возе сена» и "Страшном суде" прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями. В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха - воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки... Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение - не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории. В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда - прямо в ад.


Микеланджело Буонарроти. Грехопадение.
Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510 г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно - там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.



Рафаэль Санти. Грехопадение. Станца делла Сеньятура, Ватикан. 1508-11 гг.

Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной. То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило полного отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер. Сравним его первое произведение на нашу тему - гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. - и картины, написанные в 1507 г. Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения. Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины - «Адам» и «Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно - его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.



Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.

Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения - древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность. Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться.


Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.

Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна... Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего - просто людей со всеми их грехами и добродетелями.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.

Иллюстрации с сайта

Адам и Ева

Прародители человечества - мужчина и женщина - созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами.

Человек был сотворен по образу Божьему и внешне, и по характеру. Бог вылепил человека из «праха земного», вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский. Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его ребер и сотворил из него первую женщину - Еву, которая стала женою для первого человека. То, что Ева была сотворена из ребра, взятого у Адама, означало, что она не будет ни господствовать над ним, ни унижаться им, но будет равной ему, любимой и защищаемой им. Часть его самого, кость от костей его и плоть от плоти его, она была его вторым «я». Это говорило о том, насколько тесной и нежной должна быть связь между ними.

Сотворенный Богом человек обладал величественным ростом и безукоризненными пропорциями. Его лицо, отмеченное здоровым румянцем, выражало довольство и радость. Адам был намного выше современных жителей земли. Ева - чуть ниже Адама, благородна и прекрасна. Безгрешная чета не носила никаких искусственных одежд; подобно ангелам, они были одеты в сияние света и славы. Теперь процесс творения земли был завершен.

Среди Эдемского сада было два особых дерева: Дерево жизни и Дерево познания Добра и Зла.

Древо жизни - особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Оно приносит плоды 12 раз в год, которые дарят вечную жизнь, и имеет листья для исцеления народов. Плоды Дерева жизни запрещены человеку для вкушения в Эдемском саду не были.

Дерево познания Добра и Зла тоже посажено Богом посреди Эдемского сада. Оно символизирует познание прежде всего этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом.

Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть. Бог угрожает Адаму смертью за неповиновение.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Женщина сначала колебалась, но любопытство и желания быть как Бог взяли над собой верх и она поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Когда она попробовала плоды, то ей показалось, будто в нее вливается какая-то живительная сила и вводит ее в высшие сферы бытия. Без страха Ева срывала и ела плоды. Испытывая какое-то странное, неестественное возбуждение, Ева набрала плодов с запретного дерева и отправилась искать в саду мужа. Она рассказала ему о своих ощущениях, уверив, что не испытала никаких проявлений Божьего недовольства, а, напротив, ощутила в высшей степени приятную бодрость, охватившую все ее существо. В его душе происходила страшная борьба. Адам решил разделить с Евой ее участь: если она должна умереть, они умрут вместе. Стоявшая перед ним Ева была прекрасна и с виду так же невинна, как и прежде, до своего непослушания. Ее любовь к Адаму стала еще горячей. Он взял плод и быстро съел его.

За проступком последовало наказание: Змей был проклят, лишен рук и ног, а также обречен ползать на животе и питаться прахом; женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Ева зачала и родила Каина. Затем Ева зачала снова и родила второго сына - Авеля. Затем она родила дочь свою Аван.

Авель был скотоводом, а его брат Каин - земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведенного обоими братьями. Авель принес в жертву первородных голов своего стада, а Каин - плоды земли. Бог благосклонно принял только жертву Авеля, а на Каина и на дар его не призрел. Жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. После этого Каин убил Авеля.

После совершенного преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан. При этом был наложен запрет на месть самому Каину. Каин взял себе свою сестру Аван в жены. Потомки Авеля и Каина погибли во время Всемирного потопа.

В 130 лет у Адама и Евы родился третий сын - Сиф. Ева родила третьего сына Сифа после убийства Каином Авеля и после того, как Бог проклял Каина и его потомство. Сиф жил 912 лет и родил сына Еноса. Разные предания приписывают Сифу изобретение письменности, либо его детям - изобретение астрономии и других наук. В конце своей жизни Адам передал Сифу тайное учение. Сиф был предком Ноя и стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества. Сиф упоминается в родословии Иисуса Христа.

В честь Евы назван астероид, открытый в 1876 году.

Из книги Катастрофа на Волге автора Адам Вильгельм

автора

Из книги Побег из армии Роммеля. Немецкий унтер-офицер в Африканском корпусе. 1941-1942 автора Банеман Гюнтер

Из книги Великие неудачники. Все напасти и промахи кумиров автора Век Александр

Глава 9 ЭЛЬ-АДАМ Уже почти совсем стемнело, когда мы увидели водонапорную башню Эль-Адама. Мы ехали, пока не показалась башня управления полетами, цепочка зданий с низкими крышами и ангаров, скопившихся, словно цыплята вокруг курицы.Я хорошо знал это место – и Йозеф тоже.

Из книги Воспоминания адъютанта Паулюса автора Адам Вильгельм

Адам, или Первый неудачник Адам и Ева – если верить Библии, первые люди на Земле. Они же – первые и величайшие неудачники. Самая большая неудача – первое в истории человечества грехопадение.«В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти

Из книги В тени Большого дома автора Косцинский Кирилл Владимирович

«Вспомните, полковник Адам!» После нашего диспута профессор Арнольд попросил разрешения, если я этого желаю, продолжить наш разговор через несколько дней в моей комнате. Действительно, однажды после обеда он вошел ко мне. Шмидт был как раз в саду. Я попросил профессора

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

«Полковник Адам, в дорогу!» Летом солдаты роты обслуживания под руководством советского специалиста построили за зданием кухни маленький бревенчатый дом. Он состоял из трех помещений, которые можно было отапливать одной большой печью. Когда дом был готов, начальник

Из книги Личная жизнь Александра I автора Соротокина Нина Матвеевна

ПРОФЕССОР АДАМ УЛАМ: Когда в 1979 году Кирилл появился в Русском научном центре при Гарвардском университете, ему было уже за шестьдесят. В этом возрасте трудно менять образ жизни и привычки. Но он удивительно быстро освоился в Центре (что, кстати, - позволю себе нескромное

Из книги Довлатов и окрестности [сборник] автора Генис Александр Александрович

АДАМ МИЦКЕВИЧ (1798-1855) Биография Адама Мицкевича столь политизирована, столь искажена выдумками и «догадками» биографов, начиная с первых и завершая современными, что для ее объективного изложения приходится приложить большие усилия и ограничиться преимущественно

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Адам Юрий Чарторыйский Отец - князь Адам Казимир Чарторыйский, известный политический деятель Польши, мать - саксонка Изабелла Флеминг. Двоюродный дядя - король польский Станислав Понятовский. Адам Юрий родился в 1770 году. Он был богат, знатен, великолепно образован. В

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Гамсун: Адам на Севере Гамсуна я впервые прочел в маминой книжке, аккуратно надписанной ее тогда еще девичьей фамилией. Замуж она вышла в восемнадцать лет, и теперь страницы хрустели и ломались, но проза Гамсуна по-прежнему производила сногсшибательное впечатление.

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

ВАЛЕРИЙ ГАЛЯМИН И ЕГОР АДАМ Молодые люди шумно и весело поприветствовали своего учителя. Настроение у всех было приподнятое.В будущем Валерий Емельянович Галямин станет директором Императорского фарфорового завода и к его столетию в 1844 году создаст уникальный музей,

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Адам и Ева Прародители человечества - мужчина и женщина - созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами.Человек был сотворен по образу Божьему и внешне, и по характеру. Бог вылепил

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Адам Христофорович Тишкин Вечер завершился. Егоров и Рождественский немедленно скрылись, а Григорий Михайлович Левин сошел к народу, который его окружил. Ему были тут же рассказаны страшные истории. Старуха вечером, не очень даже поздно, выносила мусор и прямо возле

Из книги автора

Адам и Ева - Нет! - сказала Ева. - Я упряма: Я не выйду замуж за Адама! ????????????- Но почему и отчего? - ????????????Скажи мне, будь добра! ????????????- Да он калека! - у него????????????Недостаёт

Из книги автора

01. Адам Смит (1723–1790) Философ, экономист, идеолог свободного рынка, крупнейший представитель классической политической экономии ОТЕЦ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Адам Смит является основоположником современной экономической науки. Представления о базовых законах рынка

Библейский текст делит потомков Адама и Евы на два ответвления - каинитов и сифитов - подробно перечисляя их родословную (смотри книгу Бытия, стих 4:17 - 5:32). Потомство Каина погибло во время Всемирного Потопа, к Сифу и его сыну Еносу (евр. Енош, человек) восходит все человечество. Ветхозаветный автор, описывая генеалогию адамитов, не считает нужным объяснить кто же были жены сыновей Адама и Евы. Поэтому возникает естественный вопрос, откуда взялись жены у детей прародителей?

Дети Адама и Евы Согласно каноническому ветхозаветному тексту, дети у Адама и Евы начали рождаться только после изгнания их из сада Эдемского. Но утверждение, что способность к размножению стало следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу, словом «жена». Адам нарек ей имя Ева (евр. Хавва, жизнь,) и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель был пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного - первых людей (Адам и Ева), в множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь - Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя - Сиф; ибо он сказал: „Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его“. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру.»

Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.

В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

Кто были женами Каина, Сифа и их потомков

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен, и между тем человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и среди очень цивилизованных стран такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре, Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой близнецом, либо же с сестрой близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин пожелав жениться на ней, решился на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются мнения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына, Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событие в становлении человечества - переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина скорее всего так же женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, так же мог жениться на одной из своих сестер. Так, Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса.»

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия. «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета - мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют Ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические толкователи видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии толкования, которой придерживаются большинство Отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, может быть вполне допустимо.

Получили одну заповедь: не вкушать от древа познания, – вот ее, дескать, и нарушили. На самом деле заповедей было больше.

Первая из них это была заповедь умножения жизни: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Вот повеление, которое Господь дал людям прежде всего. И надо заметить, что наличие такого повеления означает, что неумен тот антихристианский аргумент, который отождествляет грех Адама и Евы с их сексуальной жизнью, и затем торжествующе спрашивает, вытаскивая палец не то из носа, не то еще откуда-то: А, вот как же это размножались бы люди, если б не согрешили-то, а? – Размножались бы. И грех Адама и Евы не имеет никакого отношения к половой жизни человека, к семейной его жизни. Не в этой области произошел грех.

Вторая заповедь, которую получает Адам, это заповедь возделывания земли, заповедь труда: «в поте лица твоего ты будешь возделывать землю». Там еще пота даже нет, но просто вот, возделывай ее. Господь вводит человека в Эдемский сад и говорит: храни ее и возделывай ее. Вот здесь есть трудность в еврейском тексте Священного Писания. Дело в том, что не только в еврейском языке, но и в русском, слово сад, «гоном» мужского рода. А, тем не менее, повеление Божие говорит о женском лице, в женском роде: храни ее и возделывай ее.

Вот с одной стороны действительно ближайшее существо женского рода, которое ближе по тексту находится, оказывается земля: храни землю и возделывай землю. С другой стороны, ну, скажем, раввины полагают, что речь идет о Торе, о Слове Божием, о заповедях и о жене, которой, правда, еще нет, ее дарование предстоит впереди.

Следует заметить, что Адам создан вне Эдемского сада и вводится потом туда. Это важное замечание, потому что святые отцы, описывая жизнь человека в Эдемском саду, в райском саду, говорят, что там не было боли, не было скорби и так далее. Но, однако же, не надо эти описания механически переносить на обстоятельства антропогенеза, в тот мир, в котором человек возник. То есть изначально человек был изолирован от мира своего происхождения и помещен в некое ограниченное пространство. Этот Эдемский сад, он имел свои границы, он не заполнял собою всю землю.

Итак, заповедь труда дается человеку. В этом труде человек должен пройти большой путь. В начале библейского рассказа о сотворении человека есть такая подробность: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Однако в следующей фразе Библии слово «подобие» отсутствует: «И создал Бог человека по образу Своему». Вот, начиная, по меньшей мере, со святого , со второго столетия, христианская мысль различает эти два понятия: . Образ Бога это те таланты, которые Господь дал человеку. То, что отличает нас и от животных, и от ангелов. Способность к творчеству, прежде всего. Личностный характер нашего бытия, свобода, способность к речи, к разумной мысли, к любви. Вот это богообразные черты человека. Но, к сожалению, все эти черты человек может использовать во зло. Мы можем творить беззаконие, продумывать преступления, свою сферу мы можем не созидать, а убивать. И вот если человек подобно Богу все свои таланты направляет только к добру, тогда он достигает подобия Божия, становится преподобным.

Итак, то, что мы – образ Божий, это дано нам, а мы должны стать подобием Бога в ходе нашей жизни. Вот поэтому и дается заповедь труда. Есть нечто, что человеку нельзя подарить – самого себя. Человек должен уметь произрасти себя, понудить к труду свою душу, чтобы себя изменить в этом подвиге. Потому что, ну и мы сами по своей жизни это знаем, когда все дарится и ничего не достигается трудом, то эти дары оказываются зачастую разрушительными и смертельными и отнюдь не радостными.

АДАМ И ЕВА (еврейский Адам - человек, буквально «сделанный из земли»; Ева, латинский Eva, от еврейского хавва - живое существо), первые люди, согласно библейскому повествованию (Бытие 1-5 и другие).

Творение человека Адама по образу и подобию Божьему завершает шестидневное творение мира. Бог создал человека из праха земного, вдохнул в него дыхание жизни (так что Адам стал «душою живою») и поместил его в Эдем (местность, соответствует русский «рай»), где он должен был возделывать и хранить Эдемский сад. Адаму было дано благословение владычествовать над всем творением. Одновременно Бог дал человеку заповедь: не есть от древа познания добра и зла.

Бог создал женщину из ребра Адама и даровал её как помощницу, подобную первому человеку. Адам нарёк свою жену именем Ева. Поддавшись искушению дьявола, явившегося в образе змея, первые люди проявили непослушание Богу, нарушили Его заповедь: они отведали плодов древа познания, захотев «быть как боги», - таким образом произошло их грехопадение (смотри Грех). Адам и Ева были изгнаны из рая, они стали смертны. Роды Евы отныне связаны со скорбью и болью, а Адам обречён на труд «в поте лица» и на «проклятие земли». Ева родила Каина, Авеля, Сифа и других сыновей и дочерей. В новозаветной традиции «последним Адамом» именуется Иисус Христос.

Сравнивая вслед за апостолом Павлом двух Адамов (I Кор. 15:21-22; 45; 47-49), Ириней Лионский отмечал, что Христос как новый Адам возглавил человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в первом Адаме мы получили во Христе (PG. Т. 7. Col. 932). Церковная традиция новой Евой именует Богородицу. По выражению преподобного Иоанна Дамаскина, Ева совершила преступление, ослушавшись Бога, и через неё смерть вошла в мир, а Дева Мария, послушная Богу, ввела в мир нетление, имеется в виду рождение Иисуса Христа, и получение человеком возможности спасения. Православной церковью память Адама и Евы отмечается в Неделю святых праотец.

История Адама и Евы нашла отражение в апокрифах (например, «Жизнь Адама и Евы»), раннехристианских текстах, талмудической (Адам трактуется как первый пророк, обладающий тайной мудрости), каббалистической и другой средневековой литературе. Библейское повествование об Адаме и Еве фактически повторяется в Коране. Существуют и собственно мусульманские предания, связанные с Аравией. Так, Адам и Ева (Хавва) после их низвержения Аллахом на землю встретились близ будущей Мекки. С неба Адаму был послан священный чёрный камень (смотри Кааба). Адам и Хавва были погребены близ Мекки, а после потопа перенесены в Иерусалим. Адам почитается мусульманами первым пророком, Мухаммед - последним, что нашло отражение во многих мусульманских теологических и мистических учениях.

Лит.: Малов Е., протоиерей Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Казань, 1885; Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Казань, 1909; Kramer S.N. Sumerian mythology. N. Y., 1961; Renckens Н. Israel’s Concept of the Beginning: the theory of Genesis 1-3. N. Y., 1964; Westermann С. Genesis 1-11. L., 1984; Wallace Н. N. The Eden Narrative. Atlanta, 1985.

А. Б. Сомов.

Иконография . В раннехристианском искусстве изображения Адама и Евы появляются в сцене «Грехопадения прародителей» (росписи катакомб Сан-Дженнаро в Неаполе и гробницы Аврелия в Риме, 3 век). Адам и Ева представлены юными, обнажёнными, у древа познания добра и зла, вокруг которого обвился змей. К ранней традиции относится также включение фигур прародителей в круг зодиакальных символов. В средневековой иконографии Адам имеет бороду. После грехопадения прародители одеты в туники, звериные шкуры или в одежды кающихся, их атрибуты - колосья или плуг у Адама и агнец у Евы, иногда корзины с хлебами (символы землепашества).

В западноевропейской традиции Адам и Ева входили в число кающихся в скульптуре порталов романских и готических соборов; атрибутом Адама могла служить гора - символ рая. В рукописях, начиная с 6 века («Венский Генезис»), иллюстрировался полный цикл истории Адама и Евы: «Сотворение Адама», «Возложение рук Господа на Адама», «Вложение духа (дыхания)», «Сотворение Евы», «Грехопадение», «Изгнание из рая» (иногда Господом, иногда херувимом или ангелом с огненным мечом) и тому подобное. Позднее возникли сюжеты «Земные труды Адама и Евы» и «Смерть Адама». С 9 века Адам и Ева изображаются в числе ветхозаветных праведников в «Сошествии во ад»: Христос изводит их из гробов. В композиции Страшный суд они, коленопреклонённые, предстоят Престолу уготованному (Адам изображается в виде старца). В византийский иконографии «Распятия» с 9 века череп (или весь скелет) Адама помещали под крестом внутри Голгофы (еврейский топоним, переведённый в Евангелиях как κραν?ου τ?πος - Мф. 27:33; Ин. 19:17, - буквально «место черепа»), как бы в пещере. В искусстве Западной Европы с 12 века у основания креста встречается полуфигура Адама. Как ветхозаветный праведник, Адам присутствует в монументальных росписях и в праотеческом ряде русских иконостасов. В западноевропейском искусстве Адам и Ева иногда изображались предстоящими Богоматери как прародители человечества («Богоматерь на троне, с Адамом и Евой», художник А. Лоренцетти, 1330 год). Адам мог выступать также рядом с фигурой Смерти как символ бренности человека. История Адама и Евы была широко распространена в искусстве Возрождения и барокко (например, двери баптистерия во Флоренции, 1425-52 годы, скульптор Л. Гиберти; росписи плафона Сикстинской капеллы, 1508-12 годы, художник Микеланджело, и Лоджий Ватикана, 1519 год, художник Рафаэль).

Лит.: Mely F. Nos premiers parents dans l’art: Adam, Eve, Lilith // Melanges Hulin de Loo. Brux.; Р., 1931; Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953.

И. Л. Бусева-Давыдова.



Загрузка...