caspian72.ru

Казнь на кресте (распятие). Технические подробности

Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Маке­донии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда — ви­новных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить.

Первые казни на кресте отмечены в Риме при Тарквинии Великолепном, последнем из семи царей. Эта практика пришла в Рим от карфагенян, которые переняли ее у финикийцев.Римских сенаторов и судей обвини­ли в «преступлении» за то, что они при­говорили к распятию римских граждан. Вспомним, как Цицерон гневно упрекал Верреса, когда тот, будучи на­местником на Сицилии, приговорил к кресту римского гражданина. Считает­ся, что иудеи стали применять распятие во времена правления царя Ирода.

Крест мог состоять из двух, трех, иногда даже четырех перекладин и при­нимать самые разные формы: Т-образ­ную, Х-образную, У-образную. Первая разновидность — перевернутый крест — позволяла распинать человека вниз го­ловой, так казнили бунтовщиков. Именно так распяли апостола Петра по его собственной просьбе: он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос. Император Нерон удовлетво­рил его просьбу, но другим мученикам отказал.

По мнению отдельных историков, практи­ка распятия вниз головой родилась по чи­сто техническим причинам. «Во влажную землю крест приходилось втыкать глубо­ко, так что горизонтальная балка оказы­валась близко к земле, и один из ее концов, в зависимости от того, куда кре­нился крест, заостряли. Так достигалась максимальная устойчивость, и жертву распинали головой вниз».

Х-образный крест прозвали крестом святого Андрея по имени мученика Ан­дрея, брата апостола Петра и ученика Иоанна Крестителя. Когда он очутился подле креста, то снял всю одежду и от­дал палачу. Ему не стали прибивать ру­ки и ноги гвоздями, а привязали их веревками, чтобы пытка продлилась доль­ше. Он прожил после распятия два дня.

В Риме, Греции и на Востоке пригово­ренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, он нес «патибулум» (patibulum) — верхнюю горизон­тальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и пала­чей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени .

На месте казни осужденного привя­зывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали.

Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случа­лось, что казнимого прибивали к кре­сту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее при­готовленную яму. Гвозди никогда не за­бивали в ладони — они бы разорвались под тяжестью тела.

Гвозди вгоняли в запястья двумя способами. Опытный палач забивал длинный гвоздь в окруженную костями точку, которую современные анатомы называют «пространством Дестота». Остриё пронзало её, не повреждая ко­стей, разве что разрывая медианный нерв, в результате чего большой палец прижимался к ладони. Менее ловкий палач ограничивался тем, что загонял гвоздь между лучевой и локтевой костя­ми. Но в обоих случаях крепление ока­зывалось весьма прочным.

Ноги прибивали разными способа­ми. Их могли крепить, забивая гвоздь в каждую, накладывать одну на другую или разводить в стороны при так назы­ваемом «четырехугольном» распятии. Для лучшей надёжности крепления, гвозди, как правило, прибивались через деревянную шайбу.

Деревянная шайба (реставрация по археологическим раскопкам)

В Римской империи существовал особый способ, когда сведенные вместе ноги располагали боком, так что гвоздь пронзал обе пятки, отчего у осужденно­го скручивало все тело.

В любом случае, каким бы ни был способ прибивания, никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на рели­ гиозных картинах, не было и в помине.

Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как ду­мают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдох­нуть воздух, наполнявший грудную клетку. Этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавшими при распятиях. Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых при­вязывали тяжелые камни, чтобы обеспе­чить полную неподвижность рук и ли­шить человека возможности дышать.

В древности только иудеи смягчали казнь: на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию. Иудейский закон требовал подносить осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли. Вспомним, что Христу предла­гали такое питье: вино с опиатом перед распятием и уксус после распятия.

Тела казненных висели на крестах до тех пор, пока к ним не слетались стер­вятники.

Тела мятежников висели до полного разложения. Так случалось после каждой «войны рабов» — трех крупных восста­ний, с трудом подавленных Римом. За победой следовала ужасная бойня и тыся­чи распятий. Два первых бунта вспыхну­ли на Сицилии, соответственно за полто­ра и за век до христианской эры. После третьего — самого знаменитого — под предводительством Спартака в 73 году до новой эры более шести тысяч мятежников при­говорили к распятию. Кресты стояли вдоль всей дороги из Капуи до Рима.

Когда приговор был «законным», как, например, в суде над Христом, вла­сти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему послед­ний долг после официальной констата­ции смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не уси­ливал его страданий.

Самую большую дань этому орудию казни заплатили не восставшие рабы, бунтовщики и опасные преступники, а христиане. За триста с лишним лет вслед за апостолами на кресте было распято множество христиан, не пожелавших отречься от новой веры. При императо­ре Траяне в Иерусалиме распяли святого Симеона. Святую Юлию распяли в Кар­фагене. Людей тысячами распинали во всех средиземноморских странах.

Вспомним Нерона, находившего удовольствие в обмазывании жертв смо­лой, чтобы добавить к страданиям на кресте пытку огнем. Осужденных рим­скими магистратами на распятие часто пытали до казни. Все современные исследователи истории древнего мира едины во мнении, что число жертв во времена правления Септима Сурового, Каракаллы, Гелиогабала, Максимина и особенно Диоклетиана, Деция и Доми­циана было огромным. С приходом христианских императоров распятие отменили в память о страстях Христо­вых. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест и распятие заняли важное место в католических ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.

Применение распятия к преступни­кам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся. Французский писатель и путешественник Жан-Пьер Оскар Кометтан в книге «Неизвестная цивилиза­ция» пишет, что в XIX веке в Японии «су­дьи все еще приговаривали к распятию». Надо сказать, что и Европа, несмотря на все свое христианство, не раз еще возвра­щалась к варварской практике распятия.

Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны в конце XVIII века во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распина­ли и в Испании во время наполеонов­ской кампании.

В СССР нацисты каз­нили на кресте партизан и евреев. Итальянский писатель Курицио Малапарте в своём знаменитом романе «Шкура» рассказывает о встрече с распятыми на кресте. «Крик ужаса застрял у меня в горле. Это были распятые люди. Они были прибиты к стволам деревьев. Кто-то уронил голову на плечи, кто-то на грудь, кто-то подни­мал глаза к небу, глядя на молодой месяц. Почти все были в черных еврейских пла­щах на голое тело, их кожа блестела в мягком лунном свете…». «Распятые молчали, я слышал их дыхание. Я слышал глухой хрип, вырывавшийся из горла, чувствовал на себе тяжелые взгля­ды, их глаза обжигали огнем мое лицо, за­литое слезами, капавшими на грудь…». «Если есть в тебе жалость, убей меня! Выстрели мне в голову, — кричал один из распятых. — Выстрели мне в голову, сжалься надо мной! Убей меня, о-о-о, убей меня из любви к Господу!».

В конце XIX века распятие по-прежнему существовало в Бирме и Северной Аф­рике, в частности в Марокко. В 1892 го­ду, то есть через два года после того, как в США начали «обрабатывать современ­ным способом» приговоренных к смерт­ной казни марокканцев, сажая их на электрический стул, на большой площа­ди в Марракеше публика собралась, чтобы поприсутствовать на распятии каида Хабура. Эта казнь под музыку ста­ла поводом для трехдневных праз­днеств, после чего труп разорвали на мелкие кусочки и бросили собакам. В заключение добавим, что вплоть до 80-х годов ХХ века распятие фигурировало в уголовном кодексе Северного Йемена в качестве законной формы высшей ме­ры наказания. Однако стоит отметить, что приговоренный мог быть распят только после того, как его казнят со­гласно вынесенному вердикту — через расстрел или отрубание головы.

В Судане все обстояло иначе: распя­тие живьем было предусмотрено за престу­пления хадда, то есть против Бога.

По крайней мере, до 90-х годов ХХ века в шести стра­нах, живущих по законам ислама, мож­но было на законном основании казнить лю­дей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Сау­довской Аравии.

Литература:

М. Монестье. Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времён до наших дней. Перевод с французского.- М.: ИД «Флюид», 2008

Распятие – одна из самых жестоких форм казни. Когда мы читаем древние источники, трудно отличить практику распятия от других подобных наказаний, вроде сажания на кол.
Римляне позаимствовали этот вид казни у своих соседей и наиболее часто использовали его в провинции, главным образом для устрашения своих подданных и предотвращения бунтов. Вряд ли римляне могли себе представить, что казнь скромного еврея на далёкой окраине империи сделает распятие символом стойкости.

10. Распятия в Персии

Многие древние правители использовали распятие, чтобы показать своим подданным, чего те не должны делать. Во время правления персидского царя Дария I (г. 522-486 г.г. до н.э.) город Вавилон изгнал персидских властителей и восстал против них (522-521 г.г. до н.э.). Дарий предпринял поход на Вавилон и взял город в осаду. Город оборонялся в течение 19 месяцев, пока персы не прорвали оборону и не ворвались в город. Геродот в своих «Историях» сообщает, что Дарий разрушил стены города и снёс все его ворота. Город был возвращён вавилонянам, но Дарий решил предостеречь горожан от бунтов и приказал распять 3000 человек из числа самых высокопоставленных жителей города.

9. Распятия в Греции


В 332 году до н.э. Александр Великий захватил финикийский город Тир, который персы использовали в качестве базы для своего флота. Город был взят после длительной осады, которая длилась с января по июль. После того, как армия Александра прорвала оборону, армия тирйцев была разбита и, согласно некоторым древним источникам, в тот день погибло около 6000 человек. Древние римские авторы Диодор и Квинт Курций, ссылаясь на греческие источники, сообщают, что после победы Александр приказал распять 2000 юношей из числа горожан, установив распятия вдоль всего морского побережья.

8. Распятия в Риме


В соответствии с римским правом распятие не было общепринятой формой смертной казни, оно применялось только в определённых случаях. Рабов могли распять только за грабёж или мятеж. Римские граждане изначально не приговаривались к распятию, если только они не были признаны виновными в государственной измене. Тем не менее, в более поздние имперские времена, рядовые граждане могли быть распяты за отдельные преступления. В провинциях римляне использовали распятие для наказания так называемых «непокорных» людей, которые были осуждены за разбой и другие виды преступлений (Метцгер и Куган, 1993, с. 141-142).

7. Восстание Спартака


Спартак, римский раб фракийского происхождения, сбежал из школы гладиаторов в Капуе в 73 году до н.э. и с ним бежали ещё 78 рабов. Спартак и его люди, воспользовавшись ненавистью к сверхбогатым членам римского общества и к его социальной несправедливости, привлекли в свои ряды тысячи других рабов и бедняков со всей страны. В конце концов Спартак создал армию, которая противостояла военной машине Рима в течение двух лет. Римский военачальник Красс подавил восстание, закончив войну одним из самых известных случаев массового распятия в римской истории. Спартак был убит, а его люди пали сражаясь за жизнь. Более 6000 оставшихся в живых рабов были распяты вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Рима в Капую.

6. Распятие в еврейской традиции

Хотя в еврейской Библии практика распятия и не упоминается как еврейская форма наказания, во Второзаконии (21.22-23) есть строки: «Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день». В древней раввинской литературе («Мишна», Синедрион 6.4), это было интерпретировано как выставление тела напоказ после того, как человек будет казнён. Но эта точка зрения противоречит тому, что написано в древних «Кумранских рукописях» (64,8), в которых говорится, что израильтянин, который совершает государственную измену, должен быть повешен так, чтобы он умер. В Еврейской истории есть записи о численности жертв распятия. О самом заметном из них сообщает древнееврейской писатель Иосиф Флавий («Древности», 13.14): царь Иудейский Александр Яннай (126-76 г.г. до н.э.) распял 800 евреев - своих политических противников, которые были признаны виновными в государственной измене.

5. Месторасположение гвоздей


Идея о том, что ладони жертвы прибивались к распятию гвоздями, является доминирующей на тех картинах и скульптурах, которые изображают распятие Иисуса. Но сегодня мы уже знаем, что ладони с вбитыми в них гвоздями не в состоянии выдержать вес тела и, вероятнее всего, гвозди прорвут плоть между пальцами. Поэтому вполне вероятно, что верхние конечности жертвы привязывались к перекладине верёвками, и это обеспечивало основную поддержку. Но существует и более простое решение. Гвозди могли быть вбиты между локтями и запястьями, а не в ладони. Кости и сухожилия запястья достаточно крепки, чтобы выдержать вес тела. Но есть проблема, касающаяся отверстий возле запястий: это противоречит описанию травм Иисуса в Евангелиях. Например, в Евангелии от Иоанна 24:39, говорится, что Иисус имел продырявленные ладони. Большинство учёные пытаются объяснить это противоречие с помощью скучных и предсказуемых претензий по поводу ошибок при переводе. Реальность такова, что ни один из авторов Евангелий не был непосредственным свидетелем событий. Самое раннее из Евангелий, Евангелие от Марка, относится к 60-70 г.г. н.э., когда после распятия Иисуса сменилось уже целое поколение, так что не следует ожидать высокой степень точности в таких деталях.

4. Римская методика распятия


Стандартного способа распятия не существовало. Самым распространённым способом в римском мире было сперва привязать осужденного к поперечной балке. Литературные источники указывают на то, что осужденный нёс на себе не весь крест, он должен был нести к месту распятия только поперечную балку, а вкопанные в землю столбы повторно использовались для многочисленных казней. Это было и практичным и экономически эффективным. Согласно древнееврейскому историку Иосифу, в I-м веке нашей эры в Иерусалиме и его окрестностях древесина была дефицитным товаром. Затем осужденного раздевали и прикрепляли балку к столбу с помощью гвоздей и веревок. Балку на верёвках тянули вверх до тех пор, пока ноги осужденного не отрывались от земли. Иногда после этого ноги связывали или прибивали. Если осужденный мучился слишком долго, палачи могли сломать ему ноги, чтобы ускорить смерть. В Евангелии от Иоанна (19.33-34) упоминается, что римский солдат пронзил бок Иисуса копьём, когда тот был на кресте - такая практика гарантировала смерть.

3. Причины смерти


В некоторых случаях осужденный мог умереть ещё на стадии бичевания, особенно если применялись плети с костяными или свинцовыми наконечниками. Если распятие происходило в жаркий день, потеря жидкости от потоотделения в сочетании с потерей крови от бичевания и травм могла привести к смерти от гиповолемического шока. Если казнь происходила в холодный день, осужденный может умереть от переохлаждения. Но главными причинами смерти были не травмы от гвоздей и не кровотечения. Положение тела во время распятия обеспечивало постепенный и болезненный процесс асфиксии. Межрёберные мышцы и диафрагма, участвующие в процессе дыхания, постепенно уставали и начинали слабеть. Учитывая длительность казни, через какое-то время жертва была просто не в состоянии дышать. Перелом ног был способом ускорения этого процесса.

2. Данные медицинских экспертов


Анализ костей распятой жертвы, опубликованный в израильском журнале «Exploration Journal», показал способ распятия, который редко отображается на картинах или упоминается в литературных источниках. Травмы костей показали, что при этом способе гвоздями прибивались пяточные кости. Исследователи предполагают, что вместо традиционного положения ног, которое мы видим на многих изображениях распятия, «ноги жертвы прикреплялись к вертикальному столбу креста, по одной с каждой из сторон, и гвоздём пробивались их пяточные кости». Результаты этого исследования также объясняют, почему иногда встречаются останки жертв распятия с гвоздями. По-видимому, родственники казнённого понимали, что невозможно удалить гвозди, которые обычно загибались вследствие ударов, не разрушая пяточной кости. «Это нежелание нанести дальнейший ущерб пятке привело [к его погребению с гвоздём в кости, а это, в свою очередь, привело] к возможности открытия способа распятия».

1. Упразднение распятия императором Константином


Христианство в Римской империи претерпело удивительное превращение. Оно зародилось как ответвление от еврейской религии, превратилось в противозаконный культ, добилось терпимости к себе, переросло в религию, спонсируемую государством и, наконец, стала главной религией поздней Римской империи. Римский император Константин Великий (272-337 н.э.) в 313 г. н.э. провозгласил Миланский эдикт, установивший терпимость к христианской вере и предоставивший христианам все юридические права. Этот решающий шаг помог христианству стать официальной государственной религией Римской империи. После столетий применения распятия в качестве пытки и казни в 337 году император Константин упразднил его, мотивировав это почитанием Иисуса Христа.

РАСПЯТИЕ НА КРЕСТЕ

Благодаря огромному резонансу, который имели в последующие века события, произошедшие на Голгофе почти 2 тысячи лет назад, мало кто знает, что распятие на кресте в древние времена было, пожалуй, одним из самых распространенных методов предания смерти. Им пользовались, например, ассирийцы, карфагеняне, египтяне, греки, персы, финикийцы, скифы и конечно же римляне, которые по настоянию иудейских первосвященников распяли Иисуса Христа.

Самый обычный способ распятия, хотя существовало множество его разновидностей, состоял в том, что руки жертвы привязывали или прибивали гвоздями к столбу (с поперечиной или без нее), где человек и умирал мучительной смертью. Несмотря на широкое распространение этого вида смертной казни, уцелели очень немногие и недостаточно детализированные описания распятия на кресте. Воистину описание распятия Христа, содержащееся в Евангелиях, - одно из самых лучших из всех существующих.

Перед казнью осужденного обычно секли плетьми (впрочем, у римлян порка предшествовала любой смертной казни), после чего, в том случае, если собирались использовать поперечную балку, осужденного заставляли нести ее до места казни, где уже стоял врытый в землю столб. Стоял он обычно у дороги, чтобы как можно больше людей могли увидеть распятое тело. Осужденного раздевали, заставляли лечь на землю лицом вверх и раскинуть руки, после чего палач прибивал или привязывал его руки к поперечине. Иногда делалось и то, и другое, поскольку прибитые руки могли не выдержать веса тела и оторваться от поперечной балки. Поперечную балку с висящей на ней жертвой поднимали на вершину столба. Опять же, чтобы осужденный не сорвался вниз, между его ног в столб забивали деревянный колышек. Приготовления заканчивались прибиванием ног жертвы к столбу, и в таком положении осужденному предстояло умирать долгой и мучительной смертью, которую старались сделать еще более мучительной окружавшая место казни толпа и палач. Палками ему перебивали ноги, обдирали кожу, забрасывали камнями. В случае с Христом палач проявил верх изобретательности, водрузив ему на голову терновый венец.

Случалось, жертву прибивали не обычно, как описано выше, а например, вниз головой или за руку и за ногу. Иосиф Флавий так описывает массовую казнь иудеев римлянами: «Тех, кого они ловили, римляне прибивали, шутки ради, в самых нелепых положениях».

Как наказание за тяжкие преступления, такие, как государственная измена, дезертирство из армии, убийство, подстрекательство к мятежу, прорицание (в особенности в тех случаях, когда речь шла о будущем императора), распятие на кресте римляне предпочитали, например, сожжению на костре или обезглавливанию. Первоначально на кресте распинали рабов и иноземцев (например плененных вражеских солдат), позже к распятию стали прибегать, если серьезное преступление совершалось римскими гражданами из низших классов. Совсем наоборот относились к распятию карфагеняне и персы, у которых оно считалось почетным, и на кресте, как правило, умирали высокопоставленные сановники и военачальники.

Добровольное распятие

В Нью-Мексико зарегистрированы случаи, когда кающиеся грешники заставляли привязывать себя к огромному деревянному кресту и волокли его по земле, усеянной острыми камнями и осколками стекла. Кроме того, к руке самоистязателя привязывали острый нож, так, чтобы он впивался в плоть каждый раз, когда грешник спотыкался или падал.

Распятие Христа

Следующий отрывок составлен выборочно на основе евангельских текстов.

Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и искали первосвященники, как бы взять Его хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущение в народе. Когда один из двенадцати (учеников), называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал им: «Что вы дадите мне, и я вам передам Его?», они предложили ему тридцать серебренников. И с того времени он искал удобного случая, чтобы предать его.

Когда ученики приготовили пасху и настал вечер, он возлег с двенадцатью учениками. И когда они ели, сказал Иисус: «Истинно говорю, что один из вас предаст Меня». Они весьма опечалились и начали говорить Ему: «Не я ли, Господи?» При сем Иуда, предающий Его, сказал: «Не я ли, Равви?» И говорил ему Иисус: «Ты сказал». И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, едите: сие есть тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Сие есть Кровь Моя».

И пошли они на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь». Петр сказал Ему в ответ «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Иисус сказал ему: «Истинно говорю тебе, что ты в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: «Посидите тут, пока я пойду, помолюсь там». Когда он помолился и приходит к ученикам, то находит их спящими и говорит: «Встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня». И когда еще говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати пришел и с ним множество народа с мечами и кольями от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его», и тотчас подошел к Иисусу, сказав: «Радуйся, Равви!» и поцеловал Его. Иисус же сказал: «Друг, для чего ты пришел?» И вот один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященников, отсек ему ухо. Тогда говорил ему Иисус: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Взявшие Иисуса отвели его к Каиафе, первосвященнику. Петр же следовал за ним издали до двора первосвященникова: и вошед вовнутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. И подошла к нему одна служанка и сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином». Но он отрекся пред всеми, сказав: «Не знаю, что ты говоришь». И прокричал петух. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая и говорит бывшим там: «И этот был с Иисусом Назореем». И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека». И во второй раз прокричал петух. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека; и опять запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом, и вышед вон, горько плакал.

Первосвященники и старейшины искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: «Он говорил: «Могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». Иисус молчал и первосвященник сказал Ему: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» «Ты сказал» - ответил Иисус, и первосвященник разодрал одежды свои и сказал: «Вот теперь вы слышали богохульство Его, как вам кажется?» И, связавши Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорил Ему Пилат: «Ты Царь Иудейский?» Иисус сказал ему: «Ты говоришь». Пилат сказал первосвященникам и народу: «Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке». Но все они кричали: «Распни, распни Его!» Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом и сказал: «Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы».

И одели его в багряницу и, сплетши терновый венец, возложили на Него. И начали приветствовать Его: «Радуйся, Царь Иудейский!» Когда же насмеялись над ним, сняли с него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели, чтобы распять Его.

И привели Его на место Голгофу и давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял. И они распяли Его и делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. И была надпись вины Его «Царь Иудейский». С ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же напротив унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда прийдешь в Царствие Твое».

В шестом часу настала тьма по всей земле. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?» Один из стоявших тут побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал ему пить. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. Тогда пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней. Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра.

После сего Иосиф из Аримафеи просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим и принес состав из смирны и алоя. И так они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями. И положил Его Иосиф в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился.

Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] Монестье Мартин

Распятие

Распятие

Распятие. Фрагмент картины неизвестного голландского автора XVI века. D.R.

Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Македонии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда - виновных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить.

Первые казни на кресте отмечены в Риме при Тарквинии Великолепном, последнем из семи царей. Эта практика пришла в Рим от карфагенян, которые переняли ее у финикийцев.

Римских сенаторов и судей обвинили в «преступлении» за то, что они приговорили к распятию римских граждан.

Мученичество святого Петра. Гравюра с картины Микеланджело. XVIII в. Частн. кол.

Вспомним, как Цицерон гневно упрекал Верреса, когда тот, будучи наместником на Сицилии, приговорил к кресту римского гражданина. Считается, что иудеи стали применять распятие во времена правления царя Ирода.

Крест мог состоять из двух, трех, иногда даже четырех перекладин и принимать самые разные формы: Т-образную, Х-образную, Y-образную. Первая разновидность - перевернутый крест - позволяла распинать человека вниз головой, так казнили бунтовщиков. Именно так распяли апостола Петра по его собственной просьбе: он посчитал себя недостойным быть распятым, как Христос. Император Нерон удовлетворил его просьбу, но другим мученикам отказал.

По мнению Юбера Монтейе, практика распятия вниз головой родилась по чисто техническим причинам. «Во влажную землю крест приходилось втыкать глубоко, так что горизонтальная балка оказывалась близко к земле, и один из ее концов, в зависимости от того, куда кренился крест, заостряли. Так достигалась максимальная устойчивость, и жертву распинали головой вниз».

Х-образный крест прозвали крестом святого Андрея по имени мученика Андрея, брата апостола Петра и ученика Иоанна Крестителя. Когда он очутился подле креста, то снял всю одежду и отдал палачу. Ему не стали прибивать руки и ноги гвоздями, а привязали их веревками, чтобы пытка продлилась дольше. Он прожил после распятия два дня.

Гвозди в запястья

В Риме, Греции и на Востоке приговоренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, он нес «патибулум» (patibulum) - верхнюю горизонтальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и палачей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени.

На месте казни осужденного привязывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали.

Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случалось, что казнимого прибивали к кресту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее приготовленную яму. Гвозди никогда не забивали в ладони - они бы разорвались под тяжестью тела.

Гвозди вгоняли в запястья двумя способами. Опытный палач забивал длинный гвоздь в окруженную костями точку, которую современные анатомы называют «пространством Дестота».

Острие пронзало ее, не повреждая костей, разве что разрывая медианный нерв, в результате чего большой палец прижимался к ладони. Менее ловкий палач ограничивался тем, что загонял гвоздь между лучевой и локтевой костями. Но в обоих случаях крепление оказывалось весьма прочным.

Ноги прибивали разными способами. Их могли крепить, забивая гвоздь в каждую, накладывать одну на другую или разводить в стороны при так называемом «четырехугольном» распятии.

В Римской империи существовал особый способ, когда сведенные вместе ноги располагали боком, так что гвоздь пронзал обе пятки, отчего у осужденного скручивало все тело.

В любом случае, каким бы ни был способ прибивания, никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на религиозных картинах, не было и в помине.

Х-образное распятие на так называемом андреевском кресте. D.R.

Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как думают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдохнуть воздух, наполнявший грудную клетку. Ролан Вильнев обращает внимание, что этот феномен отмечен и очень точно описан выжившими узниками концлагерей, присутствовавшими при распятиях. Для усиления асфиксии к ногам самых крепких распинаемых привязывали тяжелые камни, чтобы обеспечить полную неподвижность рук и лишить человека возможности дышать.

В древности только иудеи смягчали казнь: на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию. Иудейский закон требовал подносить осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли. Вспомним, что Христу предлагали такое питье: вино с опиатом перед распятием и уксус после распятия.

Тела казненных висели на крестах до тех пор, пока к ним не слетались стервятники.

Тела мятежников висели до полного разложения. Так случалось после каждой «войны рабов» - трех крупных восстаний, с трудом подавленных Римом. За победой следовала ужасная бойня и тысячи распятий. Два первых бунта вспыхнули на Сицилии, соответственно за полтора и за век до христианской эры. После третьего - самого знаменитого - под предводительством Спартака в 73 году до P. X. более шести тысяч мятежников приговорили к распятию. Кресты стояли вдоль всей дороги из Капуи до Рима.

Варварское воскрешение

Когда приговор был «законным», как, например, в суде над Христом, власти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему последний долг после официальной констатации смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не усиливал его страданий.

Самую большую дань этому орудию казни заплатили не восставшие рабы, бунтовщики и опасные преступники, а христиане. За триста с лишним лет вслед за апостолами на кресте было распято множество христиан, не пожелавших отречься от новой веры. При императоре Траяне в Иерусалиме распяли святого Симеона. Святую Юлию распяли в Карфагене. Людей тысячами распинали во всех средиземноморских странах.

Вспомним Нерона, находившего удовольствие в обмазывании жертв смолой, чтобы добавить к страданиям на кресте пытку огнем. Осужденных римскими магистратами на распятие часто пытали до казни. Все современные исследователи истории древнего мира едины во мнении, что число жертв во времена правления Септима Сурового, Каракаллы, Гелиогабала, Максимина и особенно Диоклетиана, Деция и Домициана было огромным. С приходом христианских императоров распятие отменили в память о страстях Христовых. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест и распятие заняли важное место в католических ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.

«Убей меня из любви к Господу!»

В СССР немцы распинали евреев во время последней мировой войны. Малапарте в «Шкуре» рассказывает о встрече с распятыми на кресте.

«Крик ужаса застрял у меня в горле. Это были распятые люди. Они были прибиты к стволам деревьев. Кто-то уронил голову на плечи, кто-то на грудь, кто-то поднимал глаза к небу, глядя на молодой месяц. Почти все были в черных еврейских плащах на голое тело, их кожа блестела в мягком лунном свете…».

«Распятые молчали, я слышал их дыхание. Я слышал глухой хрип, вырывавшийся из горла, чувствовал на себе тяжелые взгляды, их глаза обжигали огнем мое лицо, залитое слезами, капавшими на грудь…».

«Если есть в тебе жалость, убей меня! Выстрели мне в голову, - кричал один из распятых. - Выстрели мне в голову, сжалься надо мной! Убей меня, о-о-о, убей меня из любви к Господу!»

Ребенок, распятый за кражу. Камбоджа. 1984 г. Фотография. D.R.

Применение распятия к преступникам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся. Писатель и путешественник Жан-Пьер-Оскар Кометтан в книге «Неизвестная цивилизация» пишет, что в XIX веке в Японии «судьи все еще приговаривали к распятию». Надо сказать, что и Европа, несмотря на все свое христианство, не раз еще возвращалась к варварской практике распятия.

Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распинали и в Испании во время наполеоновской кампании. В СССР нацисты казнили на кресте партизан и евреев. В конце XIX века распятие по-прежнему существовало в Бирме и Северной Африке, в частности в Марокко. В 1892 году, то есть через два года после того, как в США начали «обрабатывать современным способом» приговоренных к смертной казни марокканцев, сажая их на электрический стул, на большой площади в Марракеше публика собралась, чтобы поприсутствовать на распятии каида Хабура. Эта казнь под музыку стала поводом для трехдневных празднеств, после чего труп разорвали на мелкие кусочки и бросили собакам. Напомним, что в семидесятых годах коммунистические силы Северного Вьетнама сеяли ужас, оставляя за собой десятки распятых в регионе «Утиный клюв».

В заключение рассказа о распятии добавим, что оно до сих пор фигурирует в уголовном кодексе Северного Йемена в качестве законной формы высшей меры наказания. Однако стоит отметить, что приговоренный может быть распят только после того, как его казнят согласно вынесенному вердикту - через расстрел или отрубание головы.

Распятие каида Хабура в 1892 году в Марракеше. Казнь прошла под музыку, после чего начались торжества. Иллюстрация из «Пти журналь». Частн. кол.

В Судане все обстоит иначе: распятие живьем предусмотрено за преступления хадда, то есть против Бога, правда, исламистские власти Хартума пока ни разу не осмелились вынести подобный приговор.

В 1991 году 11 человек, обвиненных в уголовных преступлениях, совершенных с особой жестокостью, были приговорены к публичному повешению с последующим распятием. В семи странах, живущих по законам ислама, можно на законном основании казнить людей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане и Северном Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Саудовской Аравии.

Поиски истинного креста Господня

Казнь некоторых жертв возвысила орудия их умерщвления. Так, нож гильотины, упавший на шею Людовика XVI, множество раз продавали разным коллекционерам, фетишистам и поборникам Старого режима, каждый из которых считал, что именно он владеет «королевским резаком». Крест Христа, возвышенный Божественной жертвой, был обнаружен довольно быстро. Елена, мать императора Константина, несмотря на преклонный возраст, первой решила направиться в Иерусалим, чтобы найти священную реликвию. Никто не знал, где он находится. Елене было откровение, что крест спрятан в пещере Гроба Господня. Но язычники засыпали пещеру камнями, а император Адриан повелел установить там статуи Венеры и Юпитера. Императрица-христианка приказала разрушить их и начать раскопки. Долгие поиски увенчались находкой трех крестов с гвоздями. Но как узнать, на котором распяли Спасителя? Макарий, епископ Иерусалимский, предложил отнести все три орудия казни одной женщине, бывшей при смерти. Ее попросили прикоснуться к первому, потом ко второму. Ничего не произошло. Едва коснувшись третьего, она исцелилась. В 326 году Елена приказала построить великолепный храм Гроба Господня, где и разместили большую часть креста, завернув его в богато украшенное покрывало. Своему сыну Константину она отослала небольшой фрагмент, еще один послала в Рим, приказав возвести во дворце Сессория базилику Святого Иерусалимского Креста.

Позднее персидский царь Хосров II, захватив Иерусалим, разграбил и сжег город, а драгоценную реликвию забрал с собой. Из почтения к священному куску дерева Хосров оставил его в покрывале. Христианский император Ираклий пришел в Персию и победил Хосрова в ходе недолгой войны, а условием заключения мира поставил возвращение креста и освобождение рабов-христиан. Его требования были выполнены, и он с триумфом вернулся в Константинополь, после чего отправился в Иерусалим и вернул городу крест. Чтобы священная реликвия не смогла попасть в руки иноверцев, ее разделили на несколько частей, разослав во все христианские страны. Большой фрагмент отправили в Рим.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

3.3. Распятие и воскресение на третий день АПОКАЛИПСИС. – В «Вознесении Исайи» мы читаем следующее. Во время Вознесения Исайя оказывается вместе с ангелом на тверди и на первом небе.«И взошли мы на твердь, и увидел я там БРАНЬ ВЕЛИКУЮ САТАНЫ И СИЛ ЕГО, ПРОТИВЯЩИХСЯ

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора Васильченко Андрей Вячеславович

Распятие Бальдра-Крестоса Это принципиальное недоверие к Вотану, подтверждаемое в кругах «Аненэрбе» вполне научными открытиями Бернхарда Куммера и Германа Вирта, исходило из коренного ирминистского предания о распятии вотанистами Бальдра-Крестоса. Потому

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. Страсти и распятие 5.4.1. Город отцов Мучения и распятие Андрея Первозванного описаны в его Житии весьма похоже на страсти Христа. Хотя само по себе это ничего не доказывает, тем не менее, такой штрих хорошо дополняет обнаруженное нами соответствие между Андреем и

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

5.4.4. Распятие Житие Андрея Первозванного сообщает: «Егеат приказал праведника растянуть по земле и троим мучителям бить его… Наконец святого мученика подняли и привели к судье… Словами праведника Егеат приведён был в неописуемую ярость. Он приказал св. Андрея распять

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Распятие и воскресение на третий день АПОКАЛИПСИС. - В «Вознесении Исайи» мы читаем следующее. Во время Вознесения Исайя оказывается вместе с ангелом на тверди и на первом небе.«И взошли мы на твердь, и увидел я там БРАНЬ ВЕЛИКУЮ САТАНЫ И СИЛ ЕГО, ПРОТИВЯЩИХСЯ

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Глава 7. Переживший распятие Иисус въехал в Иерусалим на осле. Этот факт выглядит случайным. Ещё раньше, по пути из Иерихона в Иерусалим на праздник Пасхи, Иисус остановился на Масличной горе.Он попросил двух своих учеников найти для него осла. Для него это было важно, и

Из книги Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] автора Монестье Мартин

Распятие Распятие. Фрагмент картины неизвестного голландского автора XVI века. D.R.Крестная мука была в ходу у египтян, иудеев, карфагенян, финикийцев, персов. В Македонии, Греции и Римской империи распинали обычно рабов, иногда - виновных в совершении особо тяжких

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

24. Раны Гамлета и распятие Христа Конец Саги о Гамлете с версии Саксона Грамматика очень интересен. Хотя напрямую о казни принца тут не говорится, но разбросаны отдельные фрагменты, недвусмысленно связывающие историю Гамлета со страстями и казнью Иисуса. В частности,

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

5.4. СТРАСТИ И РАСПЯТИЕ 5.4.1. ГОРОД ОТЦОВ Мучения и распятие Андрея Первозванного описаны в его Житии весьма похоже на страсти Христа. Хотя само по себе это ничего не доказывает, тем не менее, такой штрих хорошо дополняет обнаруженное нами соответствие между Андреем и

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

7. Распятие Геро в Кельнском соборе Согласно новой хронологии, Иисуса Христа распяли в XII веке, в 1185 году. См. нашу книгу «Царь Славян». А теперь возникает естественный вопрос. Поскольку Кельнский собор, как мы только что убедились, хранит много действительно древних

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

Из книги Путь агрессора, или О сути политики Англии автора Михаэл Джон

Распятие Ирландии Одно из величайших имен в истории Англии – Стронгбоу. Что прославило его? Благородные поступки? Великий ум? Щедрая душа? О, нет. Он был первым захватчиком Ирландии. Во второй половине XII века Стронгбоу возглавил войско, которое выступило, чтобы завоевать

автора Безобразов Кассиан

Из книги История развития формы креста автора Кузнецов В. П.

Крест «распятие» Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии – как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

7. Распятие и Погребение Евангельские повествования о распятии и погребении Иисуса (Мф 27:32-66, Мк 15:21-47, Лк 23:26-56, Ин 19:16в-42) в существенном согласны между собою и взаимно друг друга дополняют. Мы можем ограничиться здесь указанием основных вех.Как уже отмечалось, крестный путь


Нет, пожалуй, человека, который не знает о распятии Иисуса Христа на Голгофе. И пока люди верующие и атеисты спорят о достоверности этого факта, историки утверждают, что казнь через распятие существовала на Востоке долгое время и считалась самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Кроме нестерпимой боли и удушья, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Сегодня в обзоре о том, как это происходило на самом деле.


Римляне практиковали распятие (в буквальном смысле "прикрепление к кресту") в течение почти тысячелетия. Подобно смерти на гильотине во времена Французской революции, распятие было публичной казнью. Но в отличие от моментальной казни при помощи гильотины, распятие предполагало длительную и мучительную смерть. Распятие по сути было не только казнью, но и выступало в роли "сдерживающего фактора" для потенциальных преступников, ведь они своими глазами видели боль и унижение умирающего человека, проводящего последние часы или дни своей жизни обнажённым, прибитым к кресту, который обычно устанавливали возле людной дороги. При этом человек на кресте чаще всего умирал от обезвоживания, удушья или инфекции. Римский оратор Цицерон называл этот вид казни "самым жестоким и самым страшным".


Историки полагают, что практика распятия возникла в Персии, римляне же просто переняли впоследствии этот вид казни. В Древнем Риме использовались либо Crux immissa (примерный аналог христианского креста) или Crux commissâ (Т-образный крест). Как правило, сначала жертву привязывали или прибивали гвоздями за руки к поперечной перекладине лежащего на земле креста, после чего крест поднимали и вкапывали в землю.


Над головой жертвы прикрепляли табличку, на которой было написано имя казненного и его преступление. Руки жертвы прибивали к поперечной перекладине длинными квадратными гвоздями (около 15 см в длину и 1 см в толщину). Ноги же прибивали либо по сторонам вертикального столба, либо скрещивали их перед столбом и вбивали один гвоздь посередине. Затем руки и ноги дополнительно привязывали веревками. Для ускорения смерти (в результате кровоизлияния, болевого шока и затрудненного дыхания, поскольку человек не мог больше опираться на ноги) жертве иногда ломали ноги.


Подобный способ казни римляне практиковали, по крайней мере до 3 века нашей эры, пока в 337 г. н.э. распятие не запретил император Константин. Что удивительно, сейчас не существует почти никаких прямых археологических свидетельств распятия. Ученые предполагают, что тому есть несколько объяснений:
- Деревянные кресты не сохранились, поскольку прошли тысячелетия и они давным давно разрушились.
- Жертвы распятия были преступниками и, следовательно, их не хоронили. Тела чаще всего просто выбрасывали в реку или на мусорную свалку. Поэтому такие тела практически невозможно найти.
- Считалось, что гвозди, которыми прибивали человека к распятию, имеют магические или медицинские свойства, поэтому их за века просто разворовали.
- В процессе распятия повреждались в основном мягкие ткани, которые естественно разлагались с течение времени. На скелете же явных повреждений не оставалось.


Был найден только один пример распятия. В 1968 году при раскопках гробницы в северо-восточной части Иерусалима были найдены останки человека, который, судя по всему, был распят. На склепе было написано его имя - Иоханан Бен-Хагалгол. После анализа останков был установлен примерный возраст человека на момент смерти - 24-28 лет.


Его рост составлял примерно 167см, что было средним показателем для мужчин той эпохи. Верхняя челюсть скелета была расколота, а ступни полусогнутых ног были вывернуты наружу. Через пяточные гости был вбит 19-сантиметровый гвоздь. Дальнейшие исследования останков Иоханана Бен-Хагалгола невозможны, поскольку они были перезахоронены после предварительных анализов в середине 1980-х годов.


Еще одним историческим свидетельством практики распятия являются упоминания о восстании Спартака (73-71 года до нашей эры). После подавления восстания все захваченные в плен рабы (около 6 000 человек) были распяты на крестах, установленных вдоль дороги из Капуи в Рим.

В продолжение зловещей темы казней мы расскажем про . Реалии того времени просто ужасны.



Загрузка...