caspian72.ru

Сознание как высший этап развития психики человека. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

"Мое отношение к моей среде есть мое сознание" (К. Маркс).

Выделяют следующие свойства сознания:

  • построение отношений,
  • познание,
  • ]переживание.

Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

  1. биодинамические свойства движений, опыт действий;
  2. чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

  1. значение;
  2. смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия).

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

В бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание:

  1. рождается в бытии,
  2. отражает бытие,
  3. творит бытие.

Функции сознания:

  1. отражательная,
  2. порождающая (творчески-креативная),
  3. регулятивно-оценочная,
  4. рефлексивная (основная функция, характеризует сущность сознания).

В качестве объекта рефлексии может выступать:

  1. отражение мира,
  2. мышление о нем,
  3. способы регуляции человеком своего поведения,
  4. сами процессы рефлексии,
  5. свое личное сознание.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача у правления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами - вербализовать. Выделяют:

  1. подсознательное - те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
  2. собственно бессознательное - такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Фрейд считал, что бессознательное - это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Психика - это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость (одноклеточные живые существа), чувствительность (рыба и пр.), поведение высших животных, сознание человека.

Выделяют три основные функции психики: познавательную, регулятивную и коммуникативную.

Возможность осуществления сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания, благодаря чему он действует осознанно и самостоятельно.

Сознание индивида характеризуется активностью (наличие цели и деятельности по ее достижению), направленностью на какой-либо предмет (интенциональность), способностью к самонаблюдению (рефлексия), мотивированностью (обусловлено потребностями организма или личности).

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Сознание развивается у человека только в социальных контактах.

В состав сознания включают познавательные процессы, умение отделить себя от окружающего мира, предвидение результатов своих действий, мир чувств и эмоций. Особую роль в формировании сознания играет речь. Только благодаря ей становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его способности к целеполагающей деятельности.

Венцом развития сознания является развитие самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Бессознательное - это явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение человека похожи на осознаваемые психические, но им не осознаются. К бессознательным процессам относятся ощущение равновесия, мышечные, зрительные и слуховые ощущения.

Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного - те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях и действиях. Первая группа бессознательных явлений представлена ошибочными действиями: оговорки, описки, ошибки при написании или произнесении слов.

В основе второй группы лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий, т. е. того, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением (сновидения, грезы, мечты).

Вопрос об отношениях между сознательным и бессознательным достаточно сложен и не имеет однозначного решения.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я".

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания:

1. отражательная,

2. порождающая (творчески-креативная),

3. регулятивно-оценочная,

4. рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1. отражение мира,

2. мышление о нем,

3. способы регуляции человеком своего поведения,

4. сами процессы рефлексии,

5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ; 2) операционное и предметное значение; 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Высший уровень психики, свой­ственный человеку, образует созна­ние. Сознание есть высшая, интегри­рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном обще­нии (с помощью языка) с другими людьми.

Сознание - высшая, свойствен­ная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружа­ющего мира, формирования у чело­века внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружаю­щей действительности. Сознание - высший уровень психического отра­жения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Основные характеристики созна­ния состоят в том, что: сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире; в сознании закреплено различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»; сознание обеспечивает целеполагающую дея­тельность человека; в сознание вклю­чены определенные отношения и оценки внешнего мира. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, состояния и свойства человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, не осознаются. Их называют бессознательным началом.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии ко­торых человек не дает себе отчета. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результа­тов.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З. Фрейд.

Бессознательное проявляется:

В психических явлениях во сне;

В автоматизированных движениях в некоторых неосознанных побуждениях к деятельности;

В реакциях на неосознанные раздражители.

Сознание и бессознательное работают в режиме гармони­ческого единства:

В зоне ясного осознания человека находили лишь часть постоянных сигналов, они используются для осознанного управления поведением;

Выбор стратегии поведения;

Поиск новых способов решения;

Остальные сигналы используются для регуляции процессов, но на подсознательном уровне, для регуляции поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.


Самосознание личности. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятель­ность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи об­щения человека с людьми, группами, обществом в целом, про­исходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включа­ет 4 компонента (по В. С. Мерлину):

Сознание отличия себя от остального мира;

Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы че­ловеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формирует­ся у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концеп­ции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной - самосозна­ния, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (Л: Л. Рубин­штейн) согласно которой самосознание - высший вид созна­ния, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и разви­вались одновременно, едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представ­ление человека о внешнем мире, а в результате синтеза само­ощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схе­ма собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и станов­ления понятийного мышления самосознание достигает рефлек­сивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне свя­занным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется пра­вым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосоз­нания - левым полушарием.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, созна­ние себя как субъекта, автономного от среды (физической сре­ды, социальной среды);

2) осознание своей активности - «Я, управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутренне­го опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживает­ся непрерывностью его переживаний во времени: помнит о про­шлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания исполь­зуют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем насто­ящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосоз­нания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема са­моотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте само­сознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постоль­ку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как дей­ствующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более много­гранным, Сознательное поведение является не столько проявле­нием того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе обще­ния с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (не взирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня :

непосредственно-чувственный уровень - самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;

целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная иденти­фикация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень - осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный син­тез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыраже­ния.

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1. от­ношение к себе;

2. отношение к другим людям;

3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция);

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным.

1. эгоцентрический уровень от­ношений (отношение к себе как самоценности влияет на отно­шение к другим людям («Если мне помогают, то - хорошие люди»);

2. группоцентрический уровень отношений («Если дру­гой человек принадлежит к моей группе, он - хороший»);

3. просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность, ува­жай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

4. эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность- главное в отноше­нии к другому человеку»).

Существуют специфи­ческие расстройства самосознания :

деперсонализация , когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

расщепление ядра личности . Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало соб­ственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;

нарушение телесной идентификации , когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бы­тия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

Рис. 4.1. Функции, свойства сознания

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

3.2. Развитие сознания в онтогенезе.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пре-натальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только

Рис. 4.2. Развитие сознания

следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятель-ность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I . Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

П. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т. к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая



Загрузка...