caspian72.ru

Нравится сидеть в темноте. Жизнь сов: почему мы любим ночь

Всем известно, что темнота друг молодёжи, но это не совсем так, темнота - друг всего человечества. Процесс изменения дня и ночи был создан не просто так, а с целью поддержания нашего здоровья в нормальном ритме. Но почему же короткий световой день в зимний период времени приводит каждого 20-го к депрессиям, стрессам и плохому самочувствию? Почему тёмное утро, которое мы встречаем собираясь на работу оставляет негативный отпечаток на весь день? Так уж мы устроены и может, прочитав эту статью, мы по другому начнём относиться к темноте, ведь за всеми негативными факторами скрывается настоящий источник здоровья.

8 196366

Фотогалерея: Влияние темноты на здоровье человека

Учёные утверждают, что темнота положительно влияет и накрасоту. Освещение от электрических лампочек и приборов оказывает негативноевлияние на нашу кожу, ускоряя процесс старения клеток, поэтому так важно чащенаходиться на естественном свету днём и в полной темноте ночью. А если вынатура романтичная, то чаще устраивайте ужин при свечах: полезно, красиво ипропитано страстью.

Итак, в чем преимущества темноты?

1. Снижение риска развития раковой опухоли

Не раз было доказано, что интенсивность освещения вночное время суток прямо связана с развитием раковой опухоли. Почему так,сейчас поясню. Ночью наш организм активно занимается не только сном, но и выработкой мелатонина. Мелатонин - это вещество, вырабатываемое организмомночью с целью естественной защиты от рака, по другому его называют "гормонтьмы". Наличие света ночью мешает его выработке и соответственно снижаетестественную защиту организма от этого злостного заболевания. Действиемелатонина направлено на подавление роста некоторых раковых клеток истимулирование развития белых кровяных телец и укрепление иммунитета.Эффективность этого антиоксиданта значительно повышается в сочетании спротивораковыми препаратами.

2. Сокращение вероятности развития и усугублениядепрессивных состояний

Не только отсутствие дневного света можетпоспособствовать развитию депрессии, но и отсутствие темноты тоже. Человеку,как и всем живым существам на земле, необходимо время для отдыха и наполненияэнергией. В этом нам помогает сон, но не просто сон, а сон в полной темноте.Отсутствие природных циклов смены дня и ночи не даёт полноценногоэнергетического питания человеку, что в свою очередь даёт начало развитиюстрессового состояния организма - депрессии.

Некоторые любят спать с включенным телевизором, но этотприём ещё опаснее, так как мерцающие всплески света и звуков - мощнейшиеагрессоры подсознания, косвенно отображающиеся на сознании. Такая привычкапротивопоказана человеку, особенно детям.

3. Улучшение качества сна

Сон крепким и здоровым может быть только в темноте.Разнообразные источники света ухудшают качество сна и не дают человекууглубиться в него. Людям, спящим при включенных приборах, требуется большевремени для полного восстановления энергии, в отличие от спавших в полнойтемноте.

Когда человек оказывается в темноте, его организммгновенно настраивается на неё и сон приходит намного быстрее. В результатеповышается качество сна, уменьшается стрессовая уязвимость, восстановление силпроисходит быстрее, идет интенсивное обновление клеток, усиливается притокэнергии в каждую точку тела.

4. Способствует похудению

Когда человек оказывается в темноте, организмавтоматически отключает функцию "голод" и даёт установку на отдых.Таким способом природа оградила нас от переедания и дала возможность организмуотдыхать от пищи, не откладывая лишние килограммы внежелательным участках нашего тела. Учёными доказано, что люди спящие при свете, испытывают чувство голода и потребность его утолить. Систематическоеупотребление пищи в ночное время суток не идёт на пользу похудению, а тольковедёт к ожирению, ведь организм перегружен пищей.

5. Поддерживает работу биологических часов

Природный цикл смены дня и ночи формирует и поддерживаетбиологические часы каждого из нас. Современный мир наполнен множествоминтересных мест для времяпровождения, которые сбивают природный ритм: ночныеклубы, посиделки за компьютером до раннего утра, просмотр телевизора, посещениекруглосуточных магазинов. Мы живём и получаем удовольствие от такой жизни, не подозревая,что вносим явное нарушение в природные ритмы.

Учёные доказали прямую связь между сбоем биологическихчасов и самочувствием человека. Результатом могут быть стрессы, нарушениеработы желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и многими другимизаболеваниями. Чтобы избежать нежелательных последствий, специалисты советуютсокращать свой день, ложиться спать в одно и то же время, усмирять активность с наступлением темноты.Эти рекомендации не означают, что нужно совсем отказаться от ночной жизни,достаточно стараться минимизировать такой образ жизни.

Мы рассмотрели основные преимущества темноты и вам решатьсоблюдать их или нет. В любом случае стоит обратить на них внимание, ведь этонаше здоровье и оно у нас одно. Конечно, многие не могут позволить себе изменитьобраз жизни в силу обстоятельств, связанных с семьёй или работой, ностарательное поддержание природного ритма смены темноты и света хотя бы вотпуске положительно отразится на здоровье.

Ночь. Слово, которое вызывает мало приятных ассоциаций в голове многих людей. Так или иначе, ее часто связывают с чем-то неизведанным, мрачным, темным, холодным, недобрым или даже злым. С ночью наши предки связывали в своих легендах и приданиях различные темные силы: духи умерших появляются ночью, вампиры охотятся только ночью, оборотни превращаются в полнолуние, то есть ночью.

Из-за таких стереотипов, которые формировались столетиями, у многих людей в детстве закладывается боязнь темноты, то есть, слушая все эти легенды, мифы сказки и предания тем или иным образом, он создавал эту параллель «тьма-зло» в своем неокрепшем детском разуме. Когда человек взрослеет, конечно, она ослабевает, (иногда и нет) но стоит ему оказаться не в темной комнате, а, скажем, в ночном лесу или в большом неизвестном здании, офис, например, как все страхи вылезают наружу и голову заполняют различные темные мысли. Эти мысли являются эхом тех самых стереотипов, но так ли действительно страшна тьма, как ее малюют вот уже сотни лет?

Если объяснять страх ночи (и темных помещений в принципе) с точки зрения психологии, то получается, что человек во тьме позиционирует себя, как жертву: «Там кто-то есть, кого я не вижу, а он меня видит, а значит я беззащитен». Это продукт страха, который берет свое начало в наших генах, в инстинкте самосохранения. Человек на заре своего существования очень близко находился к природе, а значит и к таким животным, как хищники тоже. Многие из них охотятся как раз ночью и на человека в том числе. Хищник видит в темноте и чувствует запах, а человек такими способностями похвастаться не может.

Раз за разом человек, наблюдая эти ситуации (выжил после нападения, нападение ночью на стоянку и т.д.), постепенно откладывал у себя в голове на самые нижние уровни, что ночь-не есть безопасность. В конечном итоге, это перешло в инстинкт самосохранения, который передается с генами. Однако есть у человека возраст, когда этот инстинкт не работает на полную, ибо его пересиливает любопытство и интерес, когда человек просто не задумывается о смертельной опасности. Этот возраст-младенчество и детство. В давние времена семьи были большие и детей было много, за которыми следить было весьма проблематично. Одной из проблем была как раз ночь, когда может случиться невесть что: от скатывания по оврагу, которого не заметил ребенок, до нападения животных или человека. И поэтому родители, для того, чтобы уберечь своих детей, придумывали и рассказывали всякие сказки и небылицы для запугивания.

В детском возрасте этот способ пробуждает тот естественный страх, а с возрастом, как правило, хоть и не всегда, все образы персонажей из небылиц угасают, так как человек в состоянии уже думать головой и слышать свои инстинкты правильно, не навредив себе. Если же при каких-либо обстоятельствах пробуждаются те образы либо они с возрастом все еще не угасли, страх многократно усиливается (такое можно наблюдать у многих людей после просмотра фильмов ужасов, например), поскольку на природный страх фантазией еще накручивается страх перед «темными силами» и др.

А что если освободить свой разум от всех этих бабушкиных сказок и переделать эту формулировку? Например, так: «Я во тьме, меня никто не видит, зато я вижу всех», т.е. поставить себя на место того «охотника», которого подсознательно так боится человек. Тогда ночь и тьма становятся друзьями и помощниками. Ведь действительно, тьма скрывает не только того, кто в ней «прячется», она скрывает и вас. Она не выбирает, кого прятать, а кого нет, просто нужно придерживаться определенных правил и понимать, как ваши действия выдают ваше присутствие.

Не следует забывать кстати, что человек-часть природы и если эти «правила ночи» кто-то нарушает, человек моментально на них реагирует (у кого-нибудь ночью в квартире\доме что-нибудь скрипело\падало?). Эта реакция исходит от того природного страха, который можно особыми тренировками переработать в чувство особой сенсорики. Собственно, самый простой и быстрый способ спрятаться в темноте - это замереть в ней, раствориться, т.е. сделать так, чтобы тело не подавало сигналов ни на одно из пяти чувств. Разумеется, спрятать запах – задача не такая тривиальная, но если мы имеем в виду человека, то я не думаю, что это столь существенно, хотя это как еще посмотреть.

В основе обнаружения с целью захвата, убийства, преследования и т.д. человека ночью или не в кромешной темноте другим человеком (да и не только), являются издаваемые им, главным образом, звуки и, на вторичном плане, передвижения, поскольку среди неподвижных объектов мы моментально выделяем то, что пришло в движение. Если человек действует бесшумно и размеренно передвигается, то обнаружить его крайне сложно. Ну а вот человек, использующий в темноте источник света для поиска, подобен рекламному щиту, на котором горит надпись «Я ЗДЕСЬ». Мало того, такой человек не дает своему зрению привыкнуть к темноте, чтобы можно было различать силуэты (передвигающегося другого человека, например).

Разумеется, если «жертва» попала в зону освещения он ее сразу увидит и начнет преследование, но далеко не факт, что преследуемый будет пойман (он может ненадолго оторваться и снова раствориться в темноте), а когда источник света истощится по каким-либо обстоятельствам, человек становится слепым из-за причины, сказанной выше, и он теряет все преимущества перед своей «жертвой». Эта ситуация, конечно, подразумевает, что преследуемый человек соответствующе подготовлен, да и вообще она сугубо теоритическая.

Зная, что люди легко поддаются страху находиться одному в темноте, «жертва» может сыграть на этом: создавать ложные звуки, движения, следы и т.д. заставляя думать преследователя, что есть кто-то, кто охотится и за ним. Ну или просто в конце концов запутать его. Кстати говоря, добавлю о том, что с человеком происходит, если он находится в компании. Страх затухает, потому что у человека выключается ощущение одиночества, являющиеся катализатором. Ведь как известно человек-существо стадное и ему психологически проще с кем-то переносить любые проблемы, страхи, невзгоды и т.д.

Но если страх сумел пробиться через этот барьер, то он становится еще более тяжелым, чем если бы человек был один. Опять же из-за его стадной психологии: «Он боится, я боюсь, мы вдвоем боимся». Страх усиливается вдвое, в данном случае. (Другое дело, когда второй человек-это сгусток воли и нервов, но сейчас не об этом).

Этими приемами, кстати, пользовались японские лазутчики-ниндзя. Они поняли, что для того, чтобы скрываться во тьме, превратиться в «ночных охотников», нужно приблизиться к миру животных. Подвергаясь жесточайшим тренировкам почти с самого рождения, ниндзя заставляли все свои органы чувств работать на максимум и даже за гранью обычного человеческого представления. Эти навыки позволяли им под покровом ночи незаметно проскальзывать в самые защищённые объекты Японии и так же незаметно их покидать. Это вселяло жуткий страх в солдат и крестьян, которые нарекали их черными магами, демонами и прочей нечестью, что иной раз шло им на руку.

Стоит отметить, что даже если поменять свое восприятие темноты, то еще довольно долгое время у сознания будет проявляться дурная привычка: человеческая фантазия, черпая образы из подсознания, будет вырисовывать в темноте ложные силуэты, которых пугается сам человек. Объясняется это все теми же с детства заложенными образами из сказок и стереотипами. Исправить это можно тренировками, благодаря которым человек привыкает чувствовать себя «ночным охотником».

ФОТО Getty Images

Они выбрали ночную работу, потому что «днем все не так»; они говорят, что все самое интересное начинает происходить именно тогда, когда все идут спать; они засиживаются допоздна, потому что во время «путешествия к краю ночи» сквозь рассветные лучи могут разглядеть бесконечные возможности. Что на самом деле кроется за этой распространенной тенденцией откладывать момент, когда нужно лечь спать?

Юлия «просыпается» в полночь. Она приезжает в трехзвездочную гостиницу в центре города и остается там до утра. В сущности, она никогда не ложилась спать. Она работает портье в ночную смену, которая заканчивается на рассвете. «Работа, которую я выбрала, дает мне ощущение невероятной, огромной свободы. Ночью я отвоевываю себе то пространство, которое долгое время мне не принадлежало и которое всеми силами отрицалось: родители придерживались жесткой дисциплины, чтобы не потерять и часа сна. Теперь же после работы я чувствую, что у меня впереди еще целый день, целый вечер, целая жизнь».

«Совам» нужно ночное время, чтобы прожить более полную и интенсивную жизнь без пробелов

«Часто людям нужно ночное время, чтобы закончить то, что они не успели сделать днем, - говорит Пьеро Сальцаруло (Piero Salzarulo), нейро-психиатр и директор лаборатории исследования сна во Флорентийском университете. - Человек, не достигший удовлетворения в течение дня, надеется, что по прошествии нескольких часов что-то да произойдет, и таким образом думает прожить более полную и интенсивную жизнь без пробелов».

Я живу ночью, значит, я существую

После слишком насыщенного дня, когда в спешке перехватываешь бутерброд в короткий обеденный перерыв, ночь становится единственным временем для социальной жизни, неважно, проведешь ты ее в баре или в интернете.

38-летний Ренат продлевает свой день на 2-3 часа: «Когда я возвращаюсь с работы, мой день, можно сказать, только начинается. Я отдыхаю, листая журнал, на который у меня не было времени днем. Готовлю себе ужин, пока просматриваю каталоги на eBay. Кроме того, всегда есть с кем встретиться или созвониться. За всеми этими занятиями наступает полночь и приходит время для какой-нибудь телепередачи про живопись или историю, что обеспечивает меня энергией еще часа на два». В этом и есть суть полуночников. Они подвержены пагубной привычке использовать компьютер исключительно для общения в соцсетях. Все это - виновники роста интернет-активности, который начинается именно ночью.

В течение дня мы заняты либо работой, либо детьми, и в итоге у нас не остается времени на самих себя

42-летняя учительница Елена после того, как муж и дети засыпают, выходит в Skype, «чтобы поболтать с кем-нибудь». По мнению психиатра Марио Мантеро (Mario Mantero), за этим скрывается некая потребность в подтверждении собственного существования. «В течение дня мы заняты либо работой, либо детьми, и в итоге у нас не остается времени на самих себя, нет ощущения себя как части чего-либо, как части жизни». Тот, кто не спит ночью, боится потерять что-то. Для Гудрун Далла Виа (Gudrun Dalla Via), журналистки и автора книги «Сладкий сон», «речь идет о таком страхе, который всегда скрывает за собой желание чего-то плохого». Можно сказать себе: «Все спят, а я нет. Значит, я сильнее, чем они».

Подобная мысль вполне естественна для поведения подростков. Однако такое поведение может также вернуть нас к детским капризам, когда мы, будучи детьми, не хотели ложиться спать. «Некоторые люди подвержены фальшивой иллюзии, что, отказываясь от сна, они обладают возможностью выразить свое всемогущество, – объясняет Мауро Манча (Mauro Mancia), психоаналитик и профессор нейрофизиологии Миланского университета. – На самом деле сон облегчает усвоение новых знаний, способствует улучшению памяти и запоминания, и следовательно, увеличивает когнитивные возможности мозга, облегчая контроль над собственными эмоциями».

Не спать, чтобы уйти от страхов

«На психологическом уровне сон – это всегда отделение от действительности и страданий, – разъясняет Манча. – Это проблема, с которой не всем удается справиться. Многим детям трудно сталкиваться с таким отделением от реальности, что объясняет их потребность создать себе своеобразный «объект примирения» – плюшевые игрушки или другие предметы, которым присваивается символическое значение материнского присутствия, успокаивающее их во время засыпания». Во взрослом состоянии таким «объектом примирения» может стать книга, телевизор или компьютер.

Ночью, когда все молчит, человек, который все откладывает на потом, находит в себе силы совершить последний рывок и довести все дела до конца

43-летняя Елизавета, декоратор, испытывает проблемы со сном с детства , точнее, с тех пор, как у нее родилась младшая сестра. Сейчас она ложится спать очень поздно, и обязательно под звук работающего радио, которое выступает для нее в качестве многочасовой колыбельной. Откладывание момента, когда нужно лечь спать, в конце концов становится уловкой, чтобы избежать столкновения с самим собой, своими страхами и терзающими мыслями.

28-летний Игорь работает ночным охранником и говорит, что выбрал эту работу, поскольку для него «чувство контроля над происходящим ночью намного сильнее, чем днем».

«Больше всего от этой проблемы страдают обычно люди, склонные к депрессии, что может быть связано с эмоциональным потрясением, пережитым в детстве, – объясняет Мантеро. – Момент, когда мы засыпаем, связывает нас со страхом одиночества и с наиболее хрупкими составляющими нашей эмоциональности». И тут круг замыкается «непреложной» функцией ночного времени суток. Речь идет о том, что «последний рывок» всегда делается именно ночью, которая является царством всех великих прокрастинаторов, таких рассеянных днем и таких собранных и дисциплинированных ночью. Без телефона, без внешних раздражителей, когда все молчит, человек, который все откладывает на потом, находит в себе силы совершить последний рывок, чтобы сконцентрироваться и довести до конца самые сложные дела.

Сам даже не знаю, почему… возможно потому, что чувствую с ней какое-то родство. Возможно, потому, что она одинока – как я, и сама стоит на страже своего одиночества. А может быть, потому, что она умеет быть ласковой, как туман, и будто чувствуя родство со мной, обнимает… Туман – это отдельная история. Я бы назвал его белой темнотой, но сейчас речь не о нем. Ведь сейчас я сижу в настоящей, первородной темноте, и для меня она – место.
Я не помню, где я, как попал сюда, да и, черт, это не важно… кажется, я нашел свой рай. Свой маленький эфемерный рай-квартиру, из которой что-нибудь рано или поздно - да вытащит на грёбаную шумную улицу, швыряющую в лицо рычанья машин, причитанья людишек и всю грязь этой суетной жизни. Но сегодня я дома, пусть и не знаю, где этот дом.
Она умеет быть женственной. Легким нашептыванием ветерка за окном, которое где-то рядом, но я его не вижу; она шепчет что-то очень личное, сокровенное, интимное, это уже не просто язык – фразы путаются в дуновениях и божественно свежих придыханиях, наверное, так выглядит первородные мысль и чувство. Холодком, так осторожно бегущим – крадущимся – по спине, изо всех сил пытающимся не вызвать содрогание и неприязнь. И даже тем, что в темноте живет она. Она – свет, от которого щуришься, прогоняешь с непривычки, но, открыв глаза полностью, понимаешь, что ни за что в жизни не захочешь снова их закрыть, будто без этого света ты умрешь. Что ж, может, оно и так? Может, я и впрямь мертв? Плевать, ведь ее больше нет со мной…
«Шлеп!» - ударило в крышу. Еще раз. Еще. Звук безысходности, крушение маленьких судеб об упрямый холодный металл. Мгновением позже триллионы таких же «шлепов» едино обрушились на землю – видимо, весь этот мирок стал больше не нужен на небе. Включившийся древний проигрыватель стал нахрипывать реквием, откашлялся, запел по-новому. И это было прекрасно… голос старого рояля, слезное сожаление о чем-то скрипки и падающие повсюду капли, будто это был вовсе не проигрыватель, а сам дождь отпевал свою последнюю песню. Песня о смерти имеет свое неповторимое очарование.
Капли стали проникать внутрь. Я не знаю, как… Да это и не важно. Главное, что они не мешали темноте. Они проносятся прямо перед глазами, и я вижу их, будто взявшийся откуда-то свет кидал на них свой задумчивый взгляд. Но… нет, они, кажется, светятся изнутри, словно маленькие кусочки луны… и от этого еще более жаль, что они разбиваются.
как когда-то я сам
Мысли в голове закрутились быстрее, выдворяя остатки сна. Я нехотя открыл глаза, постепенно узнавая все вокруг. Медленно сел на кровати, повернувшись спиной к зажженному светильнику. Большая кровать… светильник, жадно отбирающий у тьмы узкую площадку рядом со мной… разбитая рамка на грязном (чего уж греха таить) полу со стареющим, но, кажется, еще живым фото, с которого два лица смотрят на меня снизу вверх… и дождь, этот бесконечный дождь за окном… будто каждая его капля, леденея, пулей врезается в мое сердце…
Я один на кровати, предназначенной для двоих, холод просачивается вместе с дождем в открытое окно, и мне одиноко. Что делать? Спать дальше? Напиться, как обычно? В холодильнике наверняка что-то хранится на этот случай. Но вместо этого мои руки тянутся к рамке с фото. Я поднимаю ее и вглядываюсь, хотя мне не нужно вглядываться вовсе – этот образ не выходит из моей головы… нет, думаю, вернее было бы сказать – из меня, и я пропитан им. Я аккуратно погладил ее волосы на фото, а она смотрела на меня, как раньше… Этот взгляд никогда не отпускает меня. Совсем потеряв контроль над собой, отдавшись какому-то внутреннему позыву, я взял маркер и сделал надпись в углу, пересекшую трещину:
«Снова схожу с ума… по тебе»
Почему? Зачем?
Да потому, что так и есть. Все, ВСЕ мои мысли с тех пор так или иначе – о ней. Потому что во всем – в проходящей мимо девушке, дожде, тумане – даже в темноте – я вижу ее. Хочу ее чувствовать, но не могу, и постоянно пытаюсь обмануть себя этим. Когда-то она была моим светом, но теперь… теперь она – моя ночь, мой сумрак, моя темнота… Я сам себя ослепляю. Ведь я просто не хочу видеть ничего другого – а ведь мир полон нового. Ночь кончится рассветом, дождь наполнит озеро, расстелится туманом по утренним улицам и, в конце концов, вознесется назад в родное небо, которое снова будет радо принять его; оно будто постоянно разыгрывает притчу о блудном сыне, давая каждому возможность ее увидеть… А темнота закончится, когда я открою глаза…
Прощай… я все еще люблю тебя, но отпускаю. Любовь может убить душу, уходя… но побыв к темноте, моя душа готова снова готова воскреснуть и рвануться к свету. Все, что нужно – открыть глаза…
Тысячи и тысячи пылинок водили бесконечный хоровод в двух солнечных лучах, рвущихся ко мне в комнату минуя окно. Я подхожу к нему и вижу, как легкий слепой дождь, превращаясь в тоненькие пальчики пара, оживляет пустую улицу маленького города… Я так соскучился по краскам, и он будто – да нет, точно – это знает! Я вылезаю прямо через окно, иду к дороге, останавливаюсь. Устремляю свой взор к небу. Стою неизвестно сколько, пока не замечаю чей-то взгляд на своей спине, оборачиваюсь и вижу ее глаза… это два моих новых солнца – или две луны, проводящие сквозь ночь – или… нет, я не в силах их описать, это, наверное, первородный, истинный свет, объединившийся в двух бесподобных глазах на ее лице. Я прикован, я не знаю, что сказать. Но фраза сама приходит на ум.
- Ты любишь темноту?
- Что? Нет, теперь уже нет… - почти не задумываясь, отвечает она. Из земного в ней, пожалуй, только жвачка во рту, но ничто не в силах умалить ее небесности в моих глазах.
- Рядом с тобой ее просто быть не может… И все же, как мне описать твои глаза? Поможешь? Хотя я знаю, что это невозможно, но ведь что-то всегда должно оставаться за пределами слов, не так ли?



Загрузка...