caspian72.ru

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе. Аспекты использования технология критического мышления и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

Формирование функциональной грамотности на уроке - условие развития компетентностей учащихся.

Критическое мышление - навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации - проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

Актуальность формирования критического мышления на уроках биологии в том, что биология наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Полученные при обучении биологии знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе.

Д. Клустер выделяет пять пунктов в определении, что такое критическое мышление.

1. Критическое мышление - мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - современная «надпредметная» технология. Она решает следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. ,

Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление.

В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.

Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Для работы с текстом применяют разнообразные приёмы. Среди них: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, сводные таблицы, и т. д.

Примеры применения ТКМ в развитии функциональной грамотности учащихся.

Прием «6 W». Благодаря этому приему учащиеся не только имеют возможность установления множества связей в рамках одной темы (а, как известно, наиболее прочным является то знание, которое имеет множество разнообразных связей), не только осознают более глубокие причины изучения данного понятия, но и определяют для себя личностный смысл его изучения. Они словно «заземляют» «сухую» информацию на практический, повседневный уровень. В результате - «чувствуют почву под ногами», приобретают уверенность в себе.

Приём «Синквейн». Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Данная форма работы используется как способ синтеза материала, дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности;
4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Таксономия (от др. греч. - расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

В 5–8 классах использую визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках». В старших классах оставляю саму классификацию, и тогда задание выглядит следующим образом: «Перед тем, как мы прочтем текст о вегетативном размножении, сформулируйте индивидуально по одному практическому и одному оценочному вопросам.

Стратегия ИНСЕРТ («Условные значки») способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Использую информационно-насыщенные тексты. Обязательно учитываю, что учащиеся должны иметь обладать суммой знаний об объекте или процессе изучения.
Например, при изучении темы «Вирусы» в 10 классе, работа организую следующим образом:

1. Учащиеся индивидуально «в столбик» записывают все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме). Затем, в парах, обмениваются этой информацией и составляют кластер, в центре которого находится тема занятия, а в окружающих ее «гроздьях» записаны те факты, которые детям удалось вспомнить.

2. На доске, всем классом составляется, общий кластер по данной теме. Те факты, которые вызвали споры, отмечаем знаком вопроса. Обсуждаем, какие темы для учащихся являются самыми сложными. Факты, имеющие общее основание объединяем.

3. Работу с текстом можно организовать по материалам учебника. Но лучше подготовить научно-популярные тексты, которые должны соответствовать требованиям программы, возрасту учащихся. При работе с текстом дети используют следующую систему разметки.

«V» - знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).
«+» - никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).
«-» - противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).
«?» - мало информации по этому поводу, хотелось бы больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).

Мне не нравиться, когда дети ставят пометки в книге. Поэтому, предлагаю им это делать на листочке, лежащем рядом с полями книги, нужно только обозначить на нем верх и низ страницы, чтобы потом можно было сопоставить пометки с текстом.

4. После прочтения школьники обсуждают результаты и составляют одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Таблица выглядит так:

5. Обсуждаем результаты заполнения таблицы. Возвращаемся к кластеру на доске и корректируем его.

В качестве домашнего задания можно дать на «разработку» пункты, попавшие в графу «?».

Перед учителем стоит цель сделать урок, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришла к выводу, что на уроках биологии, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, актуальна технология критического мышления. Приёмы данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Литература

1. Павлова Елена Геннадьевна. Использование технологии критического мышления на уроках русского языка. Реферативная работа. http://nsportal.ru
2. Дэвид КЛУСТЕР, США. Что такое критическое мышление? Газета «Русский язык» № 29/2002 издательского дома «Первое сентября»
3. Коллеги - педагогический журнал Казахстана. Сущность технологии критического мышления http://collegy.ucoz.ru
4. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М., 2004.
5. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир -Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
6. Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил. С- Уолтер. Пособие 2. - М. Изд-во ИОО, 1997.

ТЕМА: ФОРМИРОВНАИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВЫПОЛНИЛА: АЛДАБЕРГЕНОВА А.А.

Страшная эта опасность – безделье за партой ; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть труженником, - в сфере мысли.

В.А.Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить (зазубрить), ее надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать!!! Проявление интереса к предмету можно добиться путем применения новых современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60- х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Цель среднего образования: заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.

Все вышесказанное позволяет обосновать выбор темы проекта «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики ».

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы педагогические средства формирования функциональной грамотности учащихся.

Цель исследования состоит в решении данной проблемы.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов).

Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.

В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Думаю по этой причине в нашей стране начали обучать педагогов по кембриджской технологии. Как учитель, прошедший курсы повышения квалификации третьего уровня, могу сказать, что не все, чему нас обучали является новым. Все новое – это хорошо изученное старое. Но оно является более систематизированным.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут (Аристипп). Все новое обучение начинается с того, что человек уже знает, и от вывода, который он из этого сделает. Пользуясь руководством для учителя я могу сказать, что Программа курсов повышения квалификации педагогических работников основана на обучении тому, как обучаться. В следствии чего формируются самомотивированные, увлеченные, уверенные в себе и независимые личности, способные критически мыслить. Общаясь друг с другом, учащиеся приучаются к тому, чтобы не бояться высказать свое мнение, и сделать что-либо не так. Задачей учителя встает вопрос: Как помочь ученику? Любой учитель должен попытаться помочь ребенку понять, что есть не только факты, но и взаимосвязь между ними. Нам необходимо задуматься над тем, что дети уже знают, и тем, что они должны узнать, а затем продумать то, как они будут использовать полученные знания на практике.

Как говорил Джон Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Для своей работы в дальнейшем я выбрала модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», потому как думаю, что новые подходы в преподавании помогут улучшить мою педагогическую деятельность. Чем мне понравился этот модуль? Тем, что он рассматривается во всех остальных модулях. Здесь большое внимание уделяется групповой деятельности учащихся, где они могут обучаться тому, как учиться, привыкают критически относиться к своим действиям, приучаются оценивать свои действия, помогают сверстникам. В следствии чего формируется независимая, но в то же время способная обучаться личность. Я думаю, что эти навыки помогут им в дальнейшем обучении. В числе задействованных педагогических механизмов я применила систематическое развитие мышления, и отношение к обучению как к увлекательному процессу, способу самопознания.

Во время обучения у меня была возможность изучить все модули и обдумать то, как я буду применять их на практике. Как известно на лекциях у ученика не остается информации, 10 % он запоминает при чтении, 20 % при аудио-визуальном контакте, 30 % при демонстрации, 5 0 % он запоминает при обсуждении, 75 % при использовании полученных знаний на практике и 90 % при передаче знаний. Поэтому очень важно приучать учащихся к обучению тому, как учиться , обучаться через диалог, для того чтобы был обмен информацией.

Для установления имеющихся знаний использовала диагностику, помогающие ученикам связать обучение с имеющимися знаниями. Для этого выявила исходные знания для усвоения нового материала учащимися.

«Мет а познание» - движущая сила «обучения обучению», то есть не только обучение но, и обучение обучению. Люди способны не только мыслить, но и размышлять о мышлении. Поэтому «обучение обучению» рассматривается как процесс обдумывания самостоятельного обучения, способность мыслить и учиться, оценивать и применять полученные знания при дальнейшем обучении. Задача учителя сконцентрировать внимание не на собственном преподавании, а обратить внимание на то, как дети обучаются.

В этом случае особое место занимает, так называемое, п от о к о в ое сос т о яние, н а п о минающее с о с т о яние п о лно г о е динения с деятельн о стью и си ту ацией. П от ок пр е дс т а в ляет собой с о с т о яние, при к от ор о м , м о ти в ация и с о е диня ю т ся, вызы в ая н е ч т о вр о де пр о ду к тивной или . (Поток. М.Чиксентмихайи)

Учителю необходимо учитывать психологический настрой класса, приучать детей к обучению. Необходимо создать образовательную среду, где учащиеся будут не просто слушателями, а уже начнут принимать участие в обучении. Уч еники должны научиться прислушиваться к мнению окружающих, уважать идею других, обсуждать, ставить под сомнение полученную информацию и рассуждать каждую мысль, приучаться вести беседы. Неотъемлемой частью обучения является беседа, умение вести беседу. Поэтому используется коллективная работа, где обучающиеся сидят в группах и им не нужно оборачиваться чтобы обсудить какую-нибудь идею.

Очень важно правильно подобрать отправную точку. Как известно новый материал обязательно как то связан с ранее изученными и ученики имеют о нем представление. Учителю необходимо продумать задания по которым он установит связь между тем, что учащиеся уже знают, и тем что они должны узнать на определенном этапе данного урока. Задания должны отличаться друг от друга с целью удержания внимания учащихся. Так как если ученики будут просто слушать или выполнять однотипные задания, то вследствии он будет просто пропускать информацию через себя и не сможет запомнить необходимые знания. Поэтому учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называют «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. (Руководство для учителя, стр. 140). Если учителю удастся приучить детей к самомотивации, то в результате он получит любознательность и стремление учащихся к получению знаний и обучению.

На первом уроке который я провела по теме «Четырехугольники», учащиеся создавали постеры по свойствам четырехугольников, с целью помочь детям вспомнить полученные ранее знания. Я хотела, чтобы сильные ученики помогли слабым узнать нечто большее, пыталась помочь ученикам, стимулируя рефлексию и обдымывание, в обобщении полученных знаний. Представляя ученикам возможность взаимообучаться и обсуждая свои знания в образовательной среде дети должны были постепенно приучаться к проведению беседы, к умению выслушать своих товарищей, выбирать из полученных выводов достоверную информацию, что помогло бы им критически мыслыть, в итоге чего смогли бы оценить свою работу. На этом уроке преобладала беседа-дебаты. Почему так получилось? Я думаю учащиеся не совсем понимали, чего от них ждут. Раньше если детей делили на несколько групп, они должны были соревноваться. Атмосфера в классе была конкурентная, учащиеся желали отличиться и показать, что они знают больше других. Было сложно создать атмосферу, ориентированную на сотрудничество. В вопросах и ответах учащихся преобладал командный тон. При защите постеров группы старались указать на недостатки противоположных групп. Но была и польза на этом уроке. Почему? Даже слабые учащиеся, такие как Казакова А., Ахметов М., Саттари И., не желали принимать навязанные им идеи, они тоже старались показать что они тоже на что-то способны. Причиной таких больших споров стало не продуманное распределение мной групп. При делении я использовала карточки и раздавала их без учитывания слабых и сильных учеников. В итоге, сформированные группы оказались не равными. В первой группе преобладали сильные ученики, во второй средние, в третьей же группе оказались одни слабые ученики. В начале я немного переживала, справятся ли они с заданиями. Но меня удивил исход. Учащиеся третьей группы сразу поняли, что группа у них слабая и каждый старался вытянуть свою команду. В этой группе преобладала кумулятивная беседа. Учащиеся этой группы знали очень мало, поэтому они с радостью принимали каждую идею. Первая группа увидев, что у них собрались сильные учащиеся расслабилась, в итоге с заданием не справилась. Поначалу здесь каждый учащийся старался выложить работу на другого ученика, затем, когда поняли что так ничего и не получится, начали бурно обсуждать. В этой группе преобладала беседа-дебаты. С заданием справились последними, но к самой идее так и не подошли. В этой группе каждый хотел взять на себя роль лидера и просто управлять остальными, но так как здесь собрались только сильные учащиеся, не каждый хотел подчиниться воле другого. А вторая команда единственная справилась с заданием, я думаю, потому что здесь проходила исследовательская беседа. Они пользовались интернетом через телефон, учебниками и справочниками, каждый высказывал свои знания. В ходе исследования лишь в их постере можно было увидеть свойства всех четырехугольников собранных в одной схеме с определенной последовательностью созданной ими же. Первая группа уделила большое внимание на видах четырехугольников, и представили мир без них. Третья команда представила все виды четырехугольников и некоторых их свойств. Но здесь не было последовательности и связи между фигурами.

Важным аспектом преподавания является научить учащихся критически мыслить и давать оценку своей работе. Я использовала формативное оценивание – оценивание для обучения в равной степени как и суммативное оценивание, то есть оценивание обучения. С этой целью более основательно ставила новодящие вопросы, а также озвучивала решения проблем, анализируя идеи учеников. Если я раньше на уроках задавала такие вопросы, как «Что такое ромб? Какая фигура называется параллелограммом?», то после прохождения курсов старалась использовать такие вопросы: «Какой четырехугольник можно назвать параллелограммом? Как изменится параллелограмм, если каждый его угол будет равен 90◦? Что нужно сделать чтобы из параллеограмма получить ромб? В чем отличие и в чем сходство прямоугольника и квадрата?» В этом случае каждый учащийся не повторял заученные определения, а старался вспомнить, затем правильно сформулировать и приподнести свой ответ. И если ответ одного ученика был недостаточно полным, другие пытались дополнять. В следствии на один вопрос могли ответить несколько учащихся и могли сравнить ответы. То есть задача учителя задать один вопрос, а дальше учашиеся отвечают по очереди и у них возникают другие вопросы на которые они хотят знать ответы. В следствии чего происходит диалогическая беседа в классе.

Ко второму уроку дети начали понимать, что от них требуется. Урок начала с составления пазла, из разрезанных треугольников необходимо было составить фигуру (первой команде красный - ромб, второй команде зеленый – параллелограмм, третьей команде синий – прямоугольник). Для чего я это сделала? Я хотела чтобы они привыкали слушать друг друга и пришли к выводу. Учащиеся поняли что из любых кусочков треугольников можно составить четырехугольник. Тема урока «Треугольники». Учащиеся сразу догадались, что разделив любой четырехугольник на две части можно получить треугольники. Но а если это несколько треугольников? У детей появилась самомотивация, они хотели узнать что получится если они соберут все треугольники. На этом уроке я старалась распределить равномерные группы, вследствии чего учащиеся стали прислушиваться к мнению других. Они осознали свои предыдущие ошибки. Учащиеся старались научить более слабых тому, что они сами знают. При выполнении задания давали возможность ответить замкнутым учащимся. Федорова Н. всегда была очень замкнутой, не хотела устно отвечать, решала только у себя в тетради и не хотела чтобы ее работу проверяли. При использовании новых подходов она раскрылась и уже могла отстоять мнение группы перед классом. Как Наташа отметила, ей помогла дружеская отмосфера с классе. Саттари И. стал более спокойным и начал задавать вопросы по теме и слушать мнение других. У него начало вырабатываться чувство ответстенности, он начал уважать мнение и труд одноклассников.

На последнем уроке «Площади плоских фигур» использовала парные работы и работы в малых группах из трех человек. Тесты тренажеры помогли многое узнать. На каждый вопрос при ответе на него ребенок знал правильно ли он ответил. И можно было легко оценить себя и одноклассников.

Результаты и последующие изменения в моей практике :

В заключении необходимо отметить: я постаралась в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития, осмысления, взаимообучения учащихся в процессе метапознания. Обучаемым была предоставлена возможность выбора аргументированного объяснения сделанной ими работы, путем оценивания. Им понравилось работать в группе, они могли обсудить то, что они знали, то что они считают возможным. Учащиеся перестали бояться неправильных ответов, не боялись эксперементировать и приучались делать выводы. Слабые учащиеся старались работать плодотворненее, пытались больше отвечать на устные вопросы, так как решать задачи им было немного сложно. Тихие ученики раскрылись. Постепенно от урока к уроку они учились высказывать свои мысли, не боялись своих идей. Сильные ученики нашли применение своих знаний, они не мешали слабым, а наоборот, привыкли направлять в правильное русло свои навыки. Но были и проблемы. Сахруддин всегда был самодовольным и эгоистичным. На протяжении нескольких уроков он пытался отделиться от группы. Первым выполнив задание он не хотел помогать другим. По его мнению каждый должен сам добывать знания без чьей-либо помощи. Только к последнему уроку он начал понимать, что не каждый сможет без помощи со стороны получить знания, что некоторым просто необходима поддержка.

Также в ходе преподавания и обучения поставила цель осмыслить мнения учеников, определить проблемы и возможности системы поощрений и наказаний. В общении с учениками важное значение имело соблюдение беспристрасности, то есть все ученики должны были быть услышанными. В результате общения с учениками мы достигли положительного развития самоуважения у детей, формированию положительного отношения к старшим и учителям. Желание самостоятельно работать и развиваться является важным аспектом когнитивного процесса. Я постаралась достигнуть в детском сознании вселить уверенность в познании себя в качестве ученика, включая осознание сильных и слабых сторон, а также способность устанавливать цели и задачи.

В дальнейшем, внедряя новые подходы в преподавании, я с их помощью постараюсь, чтобы каждый ученик приходя ко мне на урок знал, что он сможет получить новые знания. Я бы хотела чтобы ученики вносили в обучение существенный и значимый вклад. Еще более двух тысяч лет назад Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». Я постараюсь, чтобы каждый ученик почувствовал себя солнцем и знал, что его мнение имеет большое значение.

Л итература:

1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы/ Указ Президента Республики Казахстан №1118. – Астана: Акорда,7 декабря 2010 года

2. Основные результаты международного исследования образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012. Национальный отчет. – Астана: НЦОСО, 2013. – 283 с.

3. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» от 25 июня 2012 года № 832

4. Приёмы педагогической техники А.Гин, Луганск, Учебная книга, 2003 год.
5. Результаты международного исследования оценки учебных достижений учащихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных школ Казахстана. Национальный отчет. – Астана: НЦОСО, 2013. – 237 с.

7. Руководство для учителя третий базовый уровень

8. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. М.: «Просвещение», 1991г.

ФМБОУ «Кяхтинская СОШ № 4»

Выступление на тему:

на уроках математики.

Учитель математики:

Янковская О.А.

г.Эрдэнэт

2016-2017 уч.год

на уроках математики.

Я.А.Коменский

Задачи Национального плана:

Янковская Ольга Александровна, 06.02.2017

1820 291

Содержимое разработки

ФМБОУ «Кяхтинская СОШ № 4»

Выступление на тему:

Формирование функциональной грамотности учащихся

на уроках математики.

Учитель математики:

Янковская О.А.

г.Эрдэнэт

2016-2017 уч.год

Формирование функциональной грамотности

на уроках математики.

Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.

Я.А.Коменский

Утвердить прилагаемый Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.

В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Цель Национального плана - создать условия для развития функциональной грамотности школьников.

Задачи Национального плана:

1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.

2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.

3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.

4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

6. Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.

Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков , или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

    В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности возникает потребность в формировании человека с ясным видением целостной картины мира.

    С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Поэтому все более необходимой становится идея интеграции среднего математического образования, направленная на формирование целостности знаний учащихся, их естественно-научное миропонимание.

    Результаты международных исследований (PISA, TIMS) свидетельствуют о низком уровне сформированности у казахстанских школьников навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, нахождения точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, а также представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы.

    Школьники демонстрируют «отчужденность» приобретаемых знаний и умений.

«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».

И.Л. Лобачевский

    действовать в социально-значимой ситуации.Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Поэтому, для формирования перечисленных выше компетентностей на уроках математики уместно использовать компетентностно-ориентированные задания:

Это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию,

Они строятся на актуальном для обучающихся материале,

Данные задания имеют четкую структуру:

Мотивирует на выполнение

Задает деятельность

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Задачи должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором – записать свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом.

Структура задания

    Предмет: математика 2. Класс 5 класс

    Тема: Единицы измерения площадей

Компетентность: коммуникативная

    Донести свою позицию до других: формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

    Слушать и понимать речь других.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Стимул

Лес – главный источник жизни на земле. Но каждую секунду с лица планеты исчезает участок размером с футбольное поле! Выполните задание и определите, с какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника?

Задачная формулировка

Практическая работа. (Работа в группах)

    Измерьте площадь одной страницы учебника.

    Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один учебник?

    Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько квадратных километров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.

Для производства 1000м 2

бумаги требуется вырубить

лес с 25 ар

Источник

Формула площади прямоугольника.

1м 2 =10000см 2 ,

1км 2 =1000000м 2

Инструментом проверки служит оценочная таблица, в которой каждый верно выполненный пункт задания оценивается одним баллом. За 4 балла выставляется оценка «5», за 3 балла – «4», за 2 балла – «3», за 1 балл – «2».

Пример 1.

Вы – диспетчер автопарка, сдаете экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для ее решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».

Подчеркните правильный ответ:

    Скорость грузовой автомашины.

    Скорость легковой автомашины.

    Время, которое была в пути каждая машина.

    Место встречи грузовой и легковой машин.

Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Все акценты по тексту задачи вынужден расставлять учитель. Приведенные выше задания приучают школьников критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.

Пример 2.

Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.

Подчеркните правильный ответ:

Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью.

Пример 3.

Вы являетесь директором школы. По запросу управления образования необходимо подготовить отчет итогов учебного года по форме:

% обучающихся, имеющих оценку «5»-

% обучающихся, имеющих оценки «4» и «5» -

% обучающихся имеющих оценку «3» -

% обучающихся, имеющих оценку «2» -

Источник информации (таблица):

Количество обучающихся в школе

Пример 4.

1 литр бензина в 2006 г. стоил 105 тенге. В 2007 г. он подорожал на 13%. Вычислите стоимость бензина в 2007 году?

Пример 5.

В таблице 1 указана стоимость билета в плацкартном вагоне.

стоимость

Вычислить сумму денег, затраченную семьёй из трёх человек на проезд туда и обратно?

Пример 6.

Вычислить количество денег, затраченное на бензин туда и обратно, если известно, что 1л бензина стоит 115 тенге (АИ-92) и израсходовано 156 литров?

Пример 7.

В магазине имеется три вида плиток для пола:

Вид плитки

Стоимость одной плитки

Квадратная плитка со стороной 2 дм

220 тн..

Плитка, площадь которой равна 1 кв. дм

200 тн.

Плитка, имеющая длину 3 дм и ширину 2 дм.

250 тн.

В зале длиной 12 м и шириной 8 м нужно покрыть пол плитками. Какую плитку лучше приобрести, чтобы затраты на покрытие пола были минимальными?

Пример 8. Летом килограмм клубники стоит 800 тенге. Маша купила 1 кг 750 гр клубники.

Сколько рублей сдачи она должна получить с 3000 тенге?

Структура задания

Характеристика задания (информация для учителя)

    Предмет алгебра 2. Класс 9 класс

    Тема: Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: регулятивная

    Умение ставить задачи, адекватные заданной цели.

    Умение ставить цели, адекватные заданной проблеме.

    Умение выбрать технологию деятельности (способ решения задачи).

    Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.

(погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

«Ты вымыл руки?» - слышишь ты каждый день от мамы, возвращаясь из школы.

Ты идешь, и послушно моешь руки. Зачем?

Задачная формулировка

Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток.

Выясните, можно ли использовать интенсивность размножения бактерий во благо?

Источник

(содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.

1 сутки = 1440 минут

Справочник по математике, интернет ресурсы (как прочитать многозначное число).

Инструмент проверки (информация для учителя)

В сутках 1440 минут, каждые двадцать минут появляется новое поколение - за сутки 72 поколения. По формуле суммы n первых членов геометрической прогрессии, у которой b 1 =1, q =2, n =72, находим, что S 72 =2 72 -1= 4 722 366 482 869 645 213 696 - 1= 4 722 366 482 869 645 213 695.

Всего бактерий: 4 септиллиона 722 сектиллиона 366 квинтиллионов 482 квадриллионов 869 триллиона 645 миллиарда 709 миллионов 213 тысяча 695

Структура задания

Характеристика задания (информация для учителя)

    Предмет алгебра и начала анализа 2.Класс 11 класс

    Тема: Подготовка к ЕНТ. Решение задания В13 (исследовательская работа)

Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: Информационная

    Умение указывать какая информация требуется для решения поставленной задачи.

    Умение пользоваться карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет.

    Умение проводить наблюдение \ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей.

    Систематизировать извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры.

(погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Твои родители купили новую мебель. Квартира находится на 4 этаже.

Чтобы сэкономить, вы отказались от услуг грузчиков.

Задачная формулировка

При подъёме на четвёртый этаж работа икроножных мышц находится по формуле А = - ∙ H , где H - высота всего здания (высота одного этажа 3 метра), - мышечная сила при ходьбе (осуществляет подъем тела и приложена к выступу пяточной кости), – длина стопы, - расстояние от фаланг пальцев до центра таранной кости, P = mg , - вес тела, приложенный к таранной кости (m – масса тела, g = 9,8Н/кг 10Н/кг - ускорение свободного падения).

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Высота здания: H = 3м 4 = 12м.

Мышечная сила при ходьбе: F = = Н

Измерить:

5. F = = Н

6. А= 12м 400 Н = 4800 Дж = 4,8 кДж

Инструмент проверки (информация для учителя)

Инструментом проверки служит алгоритм решения задачи.

Исходя из всего выше сказанного, хочется отметить, что преподаватель, который применяет такие задания на своих уроках, развивая функциональную грамотность у учащихся - это «современный учитель», так как этот педагог хорошо знает свой предмет, методику преподавания, владеет информацией о психолого-физиологических особенностях детей, любит каждого ребенка, уважает его как личность, и постоянно самосовершенствуется.

Список использованной литературы:

    Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. - 1999. - №2. - С.26-29.

    Чичибу Т. Руководство для учителей по реализации подхода Lesson study . – Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013. – с.28

Гоцман Людмила Николаевна
Учитель географии
КГУ «Средняя школа №5» г. Петропавловск

«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»

Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы

Общие цели

знакомство с новыми методами и технологиями обучения навыкам функционального чтения; дать представление о тех навыках, которые необходимо системно применять в учебной деятельности

Ожидаемые результаты

участники получат новую информацию по вопросам системного подхода к формированию функциональной грамотности, применят на практике виды работы с разными типами текстов

Ключевые идеи

Функциональная грамотность

Индикаторы функциональной грамотности

Источники

презентация «Формирование функциональной грамотности на уроках»

Материалы и оборудование

компьютер, проектор, экран, флипчарты, маркеры, магниты, доска

Создание коллаборативной среды: АМ «Воздух, огонь, земля, вода», деление на 4 группы

Постановка целей занятия с последующей отметкой о достижении:

Инициация работы групп, распределение обязанностей: лидер, разведчик, остальные – народ.

[ Презентация ФГ ]

Самый банальный вопрос - чему должны обучать вшколе? Самый очевидный ответ - знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.

На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой - только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать иделать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у школьников большие проблемы.

Ученые Массачусетского университета составили график, где дана оценка востребованности на рынке труда разных способностей человека…

Начиная с 60-х годов одна кривая упорно идет вниз, забираясь глубоко вотрицательную часть координатной плоскости. Это так называемые рутинные когнитивные операции, грубо говоря - простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам.

Практическое задание «Прием на работу»

Примерно этому учила и учит наша школа. В свое время это было, наверное, оправданно. Только с 60-х годов вверх пошла другая кривая - нерутинные когнитивные операции, то есть умение решать проблемы, не имея готовых шаблонов. Исследования в этой области проводятся ОЭСР с 2000 года. Это PISA и TIMSS. Пока результаты Казахстан неутешительны. несмотря даже на то, что тестирование PISA 2012 года показало лучшие результаты, чем 2009 года, все равно положение школьников Казахстана в этом направлении в 5 десятке из 70 государств.

Дефициты умений по результатам PISA

1. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований – неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д.

2. Применение сформированных у школьников предметных умений затруднено тем, что, решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий. Сталкиваясь с заданиями типа PISA, школьники, не анализируя самостоятельно всю описанную ситуацию, воспроизводят сложившиеся связи: литературный текст – общие рассуждения, математический – точное, детальное решение.

3. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид взаимодействий – учитель- ученик.

25 июня 2012 года Постановлением правительства Республики Казахстан был утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Важными показателями являются также ключевые компетенции. К ним относятся:

- компетентность разрешения проблем;

- информационная компетентность;

- коммуникативная компетентность.

Психологи различают два типа мышления – конвергентное (закрытое, нетворческое), дивергентное (открытое, творческое)

Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», второй тип «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и меющие технологии решения – так называемые закрытые задачи. Креатив способен сам видеть и ставить задачи, стремиться выйти за рамки узко поставленного уловия. на самом деле человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени.по мере взросления креативное мышление «затухает», Подавляющее большинство старшеклассников и студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разложенной по полочкам информации. неопределенность условий и вариативность решений их пугает. не надо в очередной раз обвинять школу. Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческой, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Поэтому сейчас школу, а также организации качества образования обязуют повернуться лицом к так называемой функциональной грамотности.

Уже сейчас мы видим. как меняются задания ВОУД и ЕНТ, а именно на этих тестированиях активно применяются задания на проверку функциональной грамотности.

Заданий на ФГ в учебнике их просто нет. Поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Но честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработку классных часов с использованием заданий на ФГ – творческих задач, считаю перспективным направлением.

Виды творческих задач:

изобретательская задача, исследовательская задача, констукторская задача, прогнозная задача, задача с достраиваемым условием.

Главные требования к творческим задачам

1 достаточность условия

2. корректность вопроса

3. наличие противоречия.

«Похитил зимой Змей Горыныч детей и посадил в темницу – подрастут. мол. до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное – аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие – воду принести без посуды. Да как же условие Горыныча выполнить – пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты?»

такие задания лучше всего решать в группе

2 направление: самодиагностика, оценивание для обучения. Д ля этого использую релейные или как их сейчас называют – квазиконтрольные работы. Раньше их называли «задания массивом». Т.е. ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения имконтрольной работы.

3 направление : взаимообучение+ социализация. Ученики уже привыкли к комментариям учителя и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для ребенка и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания.

4 направление - работа с дискретным текстом – в географии это прежде всего работа с картой.

1. Какие задания тебе интересно делать на уроке?

А) работать с учебником – 2%

Б) решать географические задачи – 45%

В) самому придумывать задания или вопрос – 85%

Г) делать модели на компьютере – 100%

Д) составлять схемы, графики, таблицы – 30%

2. Что для тебя важно при выполнении заданий?

А) задание должно быть интересным, связанным с жизнью – 100%

Б) в задании должны быть представлены критерии оценки – 33%

В) консультация учителя – 75%

Г) возможность выполнения совместно с одноклассником – 80%

Д) не потратить много времени на выполнение заданий – 50%

3. Интересно ли тебе выполнять задания на бланках?

да – 80%

не знаю – 8%

Практическое задание для работы групп «Друдлы», разведчики переходят в другие группы за дополнительной информацией.

Практическое задание для работы групп: вопросы по географии по развитию ФГ, время – 1 минута. Учителя географии являются наблюдателями, не принимают участие в решении вопросов, наблюдают, сколько участников участвуют в обсуждении, чем привлекателен такой вопрос по развитию ФГ. Справились все!

Занятие окончено! Рефлексия участников

№1» г. Кокшетау

Формирования функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня

функциональной грамотности. Функциональная грамотность (лат.-направление) –степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода, касающиеся его и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает ; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-технологическую подготовленность.

В Послании Президента Республики азарбаева, народу Казахстана от 01.01.01 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено, что «образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной

адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.

Национальный план действий на 2012-2016 годы, утвержденный

Постановлением Правительства Республики Казахстан 25 года, по развитию функциональной грамотности школьников описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации . Национальный план описывает модель развития системы школьного образования Казахстана на 5-летний период, в котором заинтересованы различные группы общества и направлен на позиционирование отечественного образования как фактора прогресса Казахстана, как фундамента и капитала процветания нации, личностного и социального успеха граждан.

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки

формируются в условиях школы

В современном мире содержание понятия «грамотность» приобрело новое звучание. Сегодня это понятие включает в себя разные виды грамотности: компьютерную грамотность, политическую, экономическую и коммуникативную т. д. Функциональная грамотность выступает как «способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью».

Как учитель английского языка, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей.

Умениями современного школьника в области изучения английского языка являются различные умения, в том числе, умение создавать письменные работы разного вида и стиля на английском языке, отвечать на вопросы, составлять диалоги, рассказывать стихи. Я стараюсь приучить своих учеников вдумчиво работать с книгами, справочниками, словарями, а также Интернет-ресурсами; создаю на уроке условия для развития умения использовать информацию СМИ и других источников.

Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова в активном диалоге, поддерживать беседу. Очень часто мы с учащимися поем, что, по моему мнению, способствует развитию речи и обогащению лексики новыми выразительными словами. Исследователями доказано, что песня в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, поэтому я активно использую на уроке разнообразные песни.

Это эффективная форма , которая не только активизирует внимание учеников, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминания.

Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой носителем культурологической информации.

Песенный материал может быть применен на различных этапах урока.

В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

1. для зарядки на начальном этапе урока;

2. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки учащихся в употреблении лексического материала;

3. на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;

4. как своего рода релаксация, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Драматизация, инсценировка – средство формирования и развития ключевых компетенций учащихся. Развитию иноязычной коммуникативной компетенции способствует интеграция основного и . Ребёнок может попробовать себя в разных ролях. Дети обучаются актёрскому мастерству, сценической речи, пластике, развивают музыкальный слух, укрепляют голос и, разумеется, совершенствуют знание английского языка. Этим мы достигаем личностных результатов при изучении иностранного языка: стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка.

Предлагаю своим ученикам поработать в тройках, парах, даю время на подготовку к ответам на вопросы, представление сценки, диалога. Часто на моих уроках звучат стихи на английском языке.

Учащиеся на уроках английского языка ребята успешно выполняют задания, способствующие развитию критического мышления. Прием «Кластеры» применяю для организации словарной работы. Работа по созданию «Кластера» заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде грозди понятий. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.

Этот прием позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, а также объединить их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Метод проектов при обучении английскому языку, считается не простым, но эффективным. Проектный метод позволяет учащимся применить полученные знания на практике. Проектный метод предполагает индивидуально или в малых группах. Входе защиты проектов ведется широкое обсуждение на английском языке. Научное исследование это самый высокий уровень познавательной активности учащихся, где демонстрируются знания иноязычной культуры, психологической природы человека и его взаимосвязи с окружающим миром. Это высокая степень ответственности и самодостаточности ученика, выраженная в готовности самостоятельно определить сферу своего поиска как результата осмысления и обоснованности мотива сознательного выбора будущей профессии. При этом ярко выражена способность к взаимодействию, толерантность и компетентность. Именно компетентность! Не только знаю, умею и могу, а хочу как способ самореализации, а также психологическая готовность к выполнению этой миссии.

Эти и другие приемы способствуют успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Достичь формирования функциональной грамотности можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии.

Список литературы:

Послание Президента Республики азарбаева, народу

Казахстана от 01.01.01 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»

Методическое пособие Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла, Астана,2013г. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- Москва, 1991 г. Метод проектов на уроках иностранного языка. Ж. Иностранные языки в школе.2000г. №2,3



Загрузка...