caspian72.ru

Жан боден политические идеи. Жан Боден (политические взгляды)

французский юрист и теоретик, работавший в области политической философии, член Парижского парламента и профессор права в Тулузе (Toulouse). Одной из самых известных его работ стала теория суверенитета, божественного права королей.


Жан Боден, сын преуспевающего буржуа, члена портновского цеха, и современник Мишеля де Монтеня (Michel de Montaigne) и Нострадамуса (Nostradamus), родился в 1529 или 1530 году в городе Анже на западе Франции (Angers, France). Ему довелось жить и работать в эпоху Реформации (Reformation), на фоне непрекращающегося противостояния между католиками и гугенотами, что приводило к постоянным религиозным и гражданским конфликтам. В юности он обучался в монастыре братьев-кармелитов в Анже, а затем отправился в Париж (Paris), где учился в Колледже де Франс (Collège de France), впитывая, как губка, мудрость средневековой науки и гуманизм Ренессанса (Renaissance). Около 1549 года он был освобожден от своих монашеских обетов. Вполне возможно, что он был вовлечен в судебный процесс о ереси в 1547-1548 годах и поэтому остался в кальвинистской Женеве (Genève) - в обоих случаях имеются письменные свидетельства, однако имя и фамилия Бодена были очень распространены в то время, так что это может быть и другой человек.

Однако, достоверно известно, что Боден учился и затем преподавал римское право в Университете Тулузы в 1550 году. В 1561 году он вернулся в Париж и взялся за адвокатскую практику, хотя в это время во Франции начался страшный период религиозных войн. В Париже он написал свою первую важную работу, "Methodus ad facilem historiarum cognitionem" (в буквальном переводе - "Метод легкого изучения истории"), которую опубликовал в 1566-м. Книга пользовалась таким успехом, что в 1572-м ее переиздали в дополненном виде. Делая прямую ссылку на "Республику" Платона (Platon), он предлагает через переосмысление исторических уроков черпать вдохновение для создания наилучших законов.

К Бодену благоволил король Генрих III (Henri III), и по его настоянию Жан стал депутатом Генеральных штатов (States-General), собиравшихся в Блуа (Blois) в 1576-1577, от третьего сословия округа Вермандуа (Vermandois). Он, между тем, выступал против проектов короля, впал в опалу и нашел покровителя в лице Франсуа, герцога Алансонского и Анжуйского (François de France, duc d"Alençon et d"Anjou), младшего брата короля. После смерти принца он удалился в пикардийский город Лан (Laon) на севере страны. В течение нескольких лет Боден служил прокурором Лана – эта должность перешла к нему от отца жены - и принимал участие в процессах сотен женщин, обвиняемых в колдовстве (увы, Боден истово верил в существование ведьм). В 1589 году Боден, два срока подряд избираемый мэром города, объявил Лан защитником Католической лиги, но впоследствии призывал горожан признать Генриха IV (Henri IV).

В 1596 году Жан Боден умер в Лане во время эпидемии бубонной чумы.

Боден оставался католиком на протяжении всей своей жизни, но критически отозвался о папской власти и его склонности вмешиваться в дела земных правителей. Иногда его считали законспирированным кальвинистом. К концу своей жизни он написал работу в виде диалога между различными религиями, в том числе от лица представителей иудаизма и ислама и приверженцев философской теологии. В книге все религии пришли к выводу, что могут существовать в мире и согласии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Жан Боден

Жан - французский политик, философ, экономист, правовед, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основателем науки о политике из-за разработанной им теории «государственного суверенитета».

С середины XX века популярен среди фанатов футбольного клуба «Тулуза», которые считают себя его последовательными сторонниками.

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха. В раннем возрасте его отдали в местный орден Кармелитов для получения образования. Затем он занимается изучением гражданского права в Академии Тулузы - одного из крупнейших университетских центров во Франции XVI века. После окончания Академии философ некоторое время преподает в ней.

Так и не получив профессорского звания, в 1561 году Боден едет в Париж, чтобы заниматься там адвокатской практикой. Вскоре после своего прибытия в Париж, он сближается с кружком, который позже стал ядром группы, стоящей в оппозиции к обеим главным партиям гражданской войны. Эта группа, известная под названием «Политики», отстаивала веротерпимость и сильную королевскую власть.

В «Методе» философ не только излагает свои размышления над историей развития человечества, но также формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем, через десять лет, в «Шести книгах о государстве». По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

Как и большинство сторонников партии «политиков» Жан Боден был близок двору наследника французского престола герцога Франсуа Анжуйского, но после его смерти стал склоняться к поддержке Католической Лиги.

В мае 1587 года к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лана. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лаона, причем на этом посту он продержался два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести и, например, отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но зато по его собственным признаниям принимал участие в процессах над 200 женщинами по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

Политические идеи

Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога (конечно, в рамках христианства - другое в эту эпоху было опасно; единственное сочинение, в котором Боден открыто выступает сторонником рациональной религии - «Разговор в семи ролях о секретах высших истин» - было опубликовано только в 1858 году, то есть почти через 300 лет после написания). В результате, он чуть было не стал жертвой Варфоломеевской ночи 1572 года.

Веротерпимость философа проявлялись также и в его усилиях по примирению враждовавших между собой религиозных группировок на Генеральных Штатах в Блуа, где он выступал в качестве депутата от третьего сословия провинции Вермандуа. Эти идеи мы обнаруживаем и в главном политико-философском произведении Бодена - «Шесть книг о государстве», вышедшем в свет в 1576 году, которое впоследствии (в 1586 г.) он сам перевел на латынь

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием.

Суверенная власть государства - это всегда постоянная власть, которая отличается от временной власти; это всегда абсолютная власть, - власть, не ограниченная никакими условиями, носитель же этой власти может ее передать другому лицу как собственник; это власть единая, то есть неделимая - она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети.

Боден - противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо «народ - это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел - это все равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии - неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что «в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Боден - сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.

Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства - обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов.

Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан - опоры государства.

Боден критически оценивал институт рабства, выступая за его постепенную отмену.

Боден написал около 10 сочинений, многие из которых активно переиздавались в XVII веке.

«Метод лёгкого познания истории). В 2000 году в серии «Памятники исторической мысли» вышел русский перевод этой книги,

«Шесть книг о государстве» (в 6-ти книгах, Париж, 1576).). В 1586 году автор сам переводит ее на латинский язык в несколько измененном виде.

«Демономания колдунов» (1580, на французском). В ней Боден доказывает реальность существования ведьм и законность их преследования, а также решает юридико-процессуальные проблемы расследования и рассмотрения этой категории судебных дел.

Свои социальные и политические воззрения он изложил в работе «Шесть книг о республике» (1576).

Разработка проблемы суверенитета государства является крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания.

Ж. Боден выделял пять отличительных признаков суверенитета:

издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства;

решение вопросов войны и мира;

назначение должностных лиц;

действие в качестве высшего суда (суда в последней инстанции);

помилование.

Ж. Боден стремился к гармонической справедливости. Для него она заключалась в распределении наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как признак государства включает права издавать и отменять законы, и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования. В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но по многим позициям с Аристотелем не соглашается.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общего, на основе суверенной власти.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц. Если лица не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает.

В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает аристотелевское деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее «монархия», противники - «тирания». Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть «аристократия», недовольные ею - «олигархия» и т.д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет: одному, немногим или большинству. На этом основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть не разделить «поровну», какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве. Так всегда будет иметь преимущество тот, кому принадлежит высшая власть принимать законы.

Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильной войско; у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой жительства является сила, в средней полосе - разум и справедливость, на юге - религия. На государство влияют также горы, равнинная территория, плодородие и бесплодие почвы. Храбрые жители севера и создали демократию либо выборную монархию; изнеженные жители юга и равнин легко подчиняются монархии.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее положение дел в упадке.

Не одобрял Боден и аристократию

По мнению Бодена, монархия не должна быть избирательной - в период выборов возможны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его престоле. Этих недостатков лишена наследственная монархия.

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден исследовал и возможные формы государственного устройства. Он различал два вида государственных соединений.

боде политический идея

Заключение

Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Политические идеи Древней Греции, Древнего Рима. Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.

    реферат , добавлен 12.05.2005

    Политическая мысль XVII в. Основные политические взгляды эпохи возникновения капиталистического общества. Политические идеи Д. Локка, Георга Гегеля. Политические концепции классиков немецкой философии. Идеи о гражданских правах Т. Пейна, Т. Джефферсона.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Понимание характера власти и управления в эпоху Возрождения и Реформации. "Государь" Николо Макиавелли – начало новой политической науки. Политические и правовые идеи Мартина Лютера и Жана Кальвина. Социологические теории Томаса Мора и Томазо Компанеллы.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Политические идеи Реформации и Возрождения. Истоки и идеология Реформации, ее основатели и развитие. Значение кальвинистской идеологии в истории. Новая наука о политике Н. Макиавелли. Идеи европейского социализма XVI-XVII вв., значение Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2009

    Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. Политические идеи Древнего Китая, Античности. Философские, религиозные, этические рассуждения мыслителей. Представления о божественном происхождении государства и права в Древнем Египте.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2015

    Политическая идеология: суть, структура, функции. Основополагающие идеи и представители либерализма и неолиберализма. Понятие и идеи консерватизма и неоконсерватизма. Социализм и его разновидности в современном мире. Идеология белорусского государства.

    презентация , добавлен 15.04.2013

    Политические идеи русских революционных демократов и представителей революционного народничества. Идеи либерализма в русской политической мысли. Столкновение либерализма, консерватизма и идеологического радикализма в российской истории рубежа XIX–XX вв.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2010

    Сущность, разновидности и способ проявления социальных конфликтов. Анализ теоретических подходов, объясняющих причины их возникновения. Специфика и типология политических и этнических конфликтов и кризисов. Стадии их развития и инструменты разрешения.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2015

    Жан-Жак Руссо - философ, моралист и политический мыслитель. Ж.-Ж.Руссо о свободе и неравенстве, о законодательной и исполнительной власти. Теория общественного договора. Социально-экономические и демократические идеи. Литературная деятельность.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Идея просвещённого абсолютизма. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича. Политические идеи Ф. Прокоповича. Политическая программа И.Т. Посошкова. Политические взгляды М.М. Щербатова. Учение о государстве и праве Десницкого. Политические воззрения.

Жан Боден родился в 1530 г. (возможно в 1529 г.) в городе Анже (Анжер) в семье мастера портновского цеха. В раннем возрасте был отдан в монастырь Нотр-Дам д"Анже ордена кармелитов для получения образования, где и принял монашеский обет (в 1549 г. сбросил монашескую рясу). В середине 1540-х гг. был послан кармелитами в Париж для обучения. В университете он изучал схоластическую философию, а в Королевском колледже (в будущем «Колледж де Франс») – древние языки.

В 1556 г. Жан Боден поступил на юридический факультет Тулузского университета для изучения гражданского права. После окончания некоторое время преподавал там римское право (1559–1561 гг.).

В 1561 г. Жан Боден переехал в Париж, чтобы заниматься адвокатской практикой. Однако в действительности он работал на разных судебных должностях.

Известность приходит к Бодену в 1566 г., после публикации работы «Метод лёгкого изучения истории». В этом труде он не только размышляет об истории человечества, но и формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, получившего развитие через десять лет. Там же он утверждает, что общество формируется под влиянием общественной среды и представляет собой сумму кровно-хозяйственных союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же – круговое вращение.

В 1568 г. Боден был избран депутатом от Анже на собрания Генеральных штатов в Нарбонне. В начале 1570-х приобрел доверие Карла IX (Валуа); занимал должность докладчика Государственного совета. Заподозренный в кальвинизме он едва избежал расправы во время Варфоломеевской ночи. В первые годы правления Генриха III, брата Карла IX, находился в фаворе при дворе. В 1576 г. на собрании Генеральных штатов в Блуа Боден энергично выступил в защиту политики веротерпимости вопреки мнению большинства депутатов.

В том же 1576 г. году он издал свой самый знаменитый трактат, посвященный теории государства, – «Шесть книг о государстве». В нем, отрицая божественное происхождение власти монарха, Жан Боден обосновывал идею конституционной монархии и принцип неделимости государственного суверенитета, защищал веротерпимость, признавал право народа на убийство тирана. Причину политических переворотов он видел в имущественном неравенстве. По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) представляет собой вершину экономического, социального и культурно-исторического развития цивилизации.

В дальнейшем Жан Боден сблизился с младшим братом короля, Эркюлем Франсуа (Франциск) де Валуа (герцог Алансонский и Анжуйский), вождем партии «политиков», выступавшей за преодоление религиозных разногласий ради единства и мира в государстве. В 1580 г. Боден сопровождал герцога в Лондон ко двору Елизаветы I. В том же 1580 г. в свет вышло его сочинение «Демономания колдунов», в котором он доказывал реальность колдовства и призывал власти решительно с ним бороться.

В мае 1587 г. Жану Бодену по наследству от тестя достался пост королевского прокурора Лана. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести. Например, он отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но при этом, по его собственным признаниям, Боден принимал участие в процессах над 200 женщинами по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

Через некоторое время Жан Боден стал мэром города Лан, причём на этом посту он прослужил два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился.

В марте 1589 г. он подчинился приказу Парижского парламента и присягнул Католической лиге, поднявшей мятеж против Генриха III, объясняя свои действия тем, что король превратился в «тирана», нарушившего права подданных. В то же время как прокурор Ланаон пытался противодействовать эксцессам католиков-фанатиков.

Свою позицию в религиозных вопросах, основанную на принципе свободы совести и веротерпимости, Боден выразил в трактате «Семичастный разговор», завершенном в 1593 г. Из-за смелости идей труд был опубликован лишь в XIX в.

В 1593 г. после принятия католицизма Генрихом IV (Бурбоном), Жан Боден порвал с Католической лигой и перешел на сторону короля, увидев в нем достойного монарха, способного восстановить мир и порядок во Франции.

В середине 1590-х Боден написал натурфилософское сочинение «Зрелище природы», где показал себя сторонником традиционной геоцентрической (аристотелевско-птолемеевской) картины мира. В сочинении «Диалог семи человек» (1593 г., но опубликовано после смерти) Боден защищал идею естественной религии.

Жан Боден умер от чумы в Лане в 1596 г.

БОДЕН, ЖАН (1529/1530–1596) (Bodin Jean, Bodinius Johanus), французский писатель и мыслитель эпохи Возрождения, государственный деятель.

Родился в 1529 (по другой версии – в 1530) в Анжере. В раннем возрасте был отдан в кармелитский монастырь Нотр-Дам д"Анжер и принял монашеский обет (в 1549 он сбросил монашескую рясу). Его способности привлекли внимание местного епископа, который позаботился, чтобы юный послушник приобрел начатки образования. В середине 1540-х был послан кармелитами в Париж , где в университете изучал схоластическую философию, а в Королевском коллеже (будущий Коллеж де Франс) – древние языки. В Париже начал свою литературную деятельность, переведя с древнегреческого на латинский поэму Оппиана Об охоте (De Venatione, 1555).

В 1556 поступил на юридический факультет Тулузского университета, по окончании которого преподавал там римское право (1559–1561).

В 1561 переехал в Париж; занимал разные судебные должности. Заинтересовался проблемами истории как науки и актуальными экономическими вопросами: в 1566 опубликовал историко-теоретический трактат Метод легкого изучения историй (Methodus ad facilem historiarum cognitionem ), а в 1568 – сочинение Ответ на «Парадоксы» господина Мальтруа, касающийся монетной ситуации и вздорожания всех вещей (Réponse aux paradoxes de M. de Malestroit, touchant le fait des monnaies et l"enchérissement de toutes choses ).

В 1568 был избран депутатом от Анжера на собрания Генеральных штатов в Нарбонне. В начале 1570-х приобрел доверие Карла IX (1560–1574); занимал должность докладчика Государственного совета. Заподозренный в кальвинизме, едва избежал расправы во время Варфоломеевской ночи (см. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ). В первые годы правления Генриха III (1574–1589) находился в фаворе при дворе, но затем утратил благосклонность короля и уехал в Лан, где занял должность королевского прокурора. В 1576 на собрании Генеральных штатов в Блуа энергично выступал в защиту политики веротерпимости вопреки мнению большинства депутатов. В том же году издал на французском языке свой самый знаменитый трактат, посвященный теории государства, – Шесть книг о государстве (в 1584 вышла его латинская версия – De republica ). Сблизился с младшим братом короля герцогом Анжуйским, вождем партии «политиков», выступавших за преодоление религиозных разногласий ради единства и мира в государстве. В 1580 сопровождал его в Лондон ко двору Елизаветы I. Тогда же вышло в свет его сочинение Демономания колдунов (Démonomanie des sorciers ), в котором он, разделяя заблуждения своего времени, доказывал реальность колдовства и призывал власти решительно с ним бороться. Через некоторое время после смерти герцога (1584) вернулся в Лан, где получил должность генерального прокурора. В марте 1589 подчинился приказу Парижского парламента и присягнул католической Лиге, поднявшей мятеж против Генриха III. Объяснял свои действия тем, что король превратился в «тирана», нарушившего права подданных. В то же время, как прокурор Лана, пытался противодействовать эксцессам католиков-фанатиков. Свою позицию в религиозных вопросах, основанную на принципе свободы совести и веротерпимости, выразил в трактате Семичастный разговор ; завершенный в 1593, из-за смелости выраженных в нем идей был опубликован лишь в 19 в. В 1593, после принятия католицизма Генрихом IV, порвал с лигистами и перешел на его сторону, увидев в нем достойного монарха, способного восстановить мир и порядок во Франции. В середине 1590-х написал натурфилософское сочинение Зрелище природы , где показал себя сторонником традиционной геоцентрической (аристотелевско-птолемеевской) картины мира. Умер от чумы в Лане в 1596.

Разработал оригинальную теорию абсолютизма, отчасти изложенную в Методе , но наиболее полно – в Государстве , став одним из идеологов становления абсолютной монархии во Франции 16 в. По его мнению, лишь сильная и абсолютная королевская власть может положить конец религиозным войнам и удержать французское общество от распада; государство есть объединение множества семей, возникшее за счет их подчинения политической власти; его главные функции – обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной стабильности, защита от внешних врагов. Важнейший признак политической власти – «суверенитет», т.е. ее постоянный и абсолютный характер. Абсолютность власти означает ее независимость от какого-либо иного субъекта политики и его предписаний (законов); однако она не свободна от соблюдения определенных фундаментальных принципов социального бытия – «законов Бога, природы и универсальных человеческих законов», на которых основаны общепризнанные нравственные нормы, институт семьи, неприкосновенность частной собственности, обязанности государства перед подданными, которых оно, например, не может облагать налогами без их согласия. Нарушение этих законов ведет к потере властью своей легитимности. В зависимости от носителя суверенной власти, выделяются три формы правления – монархия, аристократия и демократия (исходя из постулата о неделимости суверенитета, Боден отрицал учение о так называемых смешанных формах правления), из которых наилучшей является монархическая (наследственная монархия) как наиболее полно соответствующая суверенному характеру политической власти и принципу единоначалия, лежащему в основе не только общества, но и мироздания в целом.

Боден является одним из первых теоретиков истории как науки (Методе ). В максимально широком смысле история для него – это вся совокупность эмпирических знаний об окружающем мире и Боге, которая делится на три отрасли: «человеческая история», «естественная история» (естествознание) и «божественная история» (эмпирическая основа теологии). «Человеческая история», которая находится в центре внимания мыслителя, – это универсальная «сокровищница» социального опыта человечества, в которой для будущих поколений сохраняются знания о судьбах государств и выдающихся личностей, об обычаях, институтах, законах различных народов. Используя этот опыт веков, человек (политик, военачальник, юрист, частное лицо) может выстроить свою деятельность на рациональных и нравственных началах, усовершенствовать себя и общество. Чтобы эти начала были правильными, историческое познание должно быть достоверным. Поэтому его необходимым условием является критическое отношение к источникам: в Методе описан целый комплекс приемов работы с историческими материалами. Чтобы оценить достоверность источника, необходимо учитывать моральную репутацию автора, его политическую и религиозную ангажированность, временную близость к описываемым событиям, компетентность в делах, о которых он повествует и т. п. Истинность исторических свидетельств можно проверить, используя теорию «географического детерминизма», разработанную еще античными мыслителями, – люди, обитающие в различных климатических зонах и ландшафтах, имеют различные склонности и способности, мало меняющиеся на протяжении веков: поведение исторических деятелей и народов, описываемое в источнике, необходимо сопоставлять с данными о природных чертах людей данного региона. История как наука требует от историка не восхвалять или порицать исторических деятелей, не давать им моральные оценки, как считали многие гуманисты, а честно и объективно описывать факты. Историк должен в совершенстве владеть хронологией, а также отказаться от устаревших античных и средневековых исторических теорий – от концепции истории как последовательной смене четырех мировых монархий (Ассирийской, Персидской, Греческой и Римской) и от идеи постепенной деградации человечества (концепция «золотого века»). Опровергая последнюю, Боден доказывает, что современная эпоха во многом превзошла предыдущие, особенно в развитии науки и техники.

В условиях конфессионального раскола Европы и религиозных войн во Франции отстаивал идею мира исповеданий, продолжая тем самым традицию религиозной толерантности, идущую еще от итальянских гуманистов второй половины 15 в. В сочинении Семичастный разговор , где описывается диалог между католиком, кальвинистом, лютеранином, мусульманином, иудеем, эпикурейцем и адептом так называемой «естественной религии» (следование универсальным и естественным нравственным законам), проводится мысль, что невозможно доказать истинность того или иного вероисповедания и необходимо уважительно относиться к каждой религии. В Государстве религия рассматривается с точки зрения ее социальной функции, как необходимая интегрирующая основа любого социального организма; по мнению автора, религиозные разногласия представляют серьезную опасность, так как ведут к расколу общества (и даже к религиозным войнам). Здесь, отступая от идеи веротерпимости, Боден рекомендует правителям не допускать религиозных споров и возникновения «сект»; но если от них нельзя избавиться без риска разрушения государства, то с ними необходимо смириться.

Ряд исследователей считают Бодена предтечей или создателем теории денег. В работе Ответ на «Парадоксы» господина Мальтруа доказывается реальность резкого роста цен в Европе 16 в.; этот рост объясняется прежде всего увеличением в обращении количества золотых и серебряных монет, связанным с притоком драгоценных металлов из Нового Света; предлагаются меры по борьбе с ростом цен и проект денежной реформы, которая положила бы конец монетному хаосу, негативно влиявшему на торговлю и промышленность Франции.

Боден был одним из самых выдающихся мыслителей Возрождения, идеи которого оказали заметное влияние на развитие политической и исторической мысли в Европе 16–17 вв., особенно в Англии, где сочинение Шесть книг о государстве уже при жизни автора изучалось и комментировалось в университетах Оксфорда и Кембриджа наряду с трудами античных авторов.

Основные издания на французском языке: Boden Jean. Ouvres philosophiques. – Ed. P. Messnard. Paris, 1951; Boden Jean. Les six livres de la république . Paris, 1986.

Издания на русском языке: Боден Жан. Метод легкого познания истории . М., 2000.

Димитрий Самотовинский

Конечно, социально-политические взгляды Жана Бодена имеют для нас более важное значение, чем мировоззренческие, но все же и об этом стоит сказать. Жан Боден жил в период расцвета эпохи Возрождения. Поэтому было бы странным, если бы он не сочуствовал современным ему космологическим и прочим натуралистическим идеям. И действительно, среди прочих произведений Бодена мы моджем найти и такие, в которых Боден популяризирует идеи Галилея и других астрономов и естествоиспытателей. В отличие от своих современников Боден смело разоблачает сущность религии. Одним из знаменитейших его произведений является “Беседа семерых” (Colloquium heptaplomeres”). Это произведение долгое время ходило исключительно в рукописном варианте, так как было не просто запрещено церковью, но подвергалось жесточайшему преследованию как представителей официальной церкви, так и светских общественных деятелей. Это была своего рода бомба, взорвавшая фундамент господства церкви.

Нам известно, что в разное время Боден был поклонником разных религий, а его эрудиция была необычайно широка. Это позволило ему создать “Беседу семерых”, в которой шестеро собеседников являются представителями различных религий, а седьмой является символом всеобщей естетственной религии. Он не только показывает, что по своей сущности все религии подобны и могут быть заменены единой общей религией, но и делает выводы, которые “внушили панический ужас ревнителям христианства”.

В частности, Боден говорит от лица седьмого собеседника:”Если религия лишь мнение, то она всегда сомнительна, повиснув между истиной и заблуждением, и диспуты потрясают ее с каждым днем все больше.”

Боден пришел к выводу о недоказуемости христианства. При этом он не стал атеистом, но разделил собственно Бога и религию. “Религии измышлялись законодателями или просто честолюбцами с целью освятить в глазах народа те или иные институты. И хотя обычно этот вымысел ставит своей задачей поднять нравственность общества, нередко религия внедряет не нравственность, а безнравственность.”

В некотором роде Боден был одним из предшественников Вольтера.

Как ни странно, при всем своем понимании сущности религии, Боден почему-то верил в демонов и рассуждал о целесообразности охоты на ведьм, причем охоты не в переносном, а буквальном смысле.

6. Выводы.

Таким образом, мы видим, что хотя мировоззрение Жана Бодена еще не сложилось (а у какого философа оно сложилось окончательно?!) , имеются определенные противоречия, нельзя не признать его огромный вклад в политическое учение. Его воззрение на государство в корне отличается от воззрения Макиавелли. Если государство Бодена - правовое, то Макиавеллиевское - хищническое, если цель государства Бодена - мир, то у Макиавелли напротив - вооруженный захват, если у Бодена - умелое управление внутри страны, то у Макиавелли - интриганство в международных отношениях.

Бодена можно считать настоящим буржуазным философом, отстаивающим права верхушки третьего сословия, и несколько презирающего его низы. Но тем не менее, это один из самых здравомыслящих политиков XVI, XVII и, может быть, даже XVIII веков. Его лозунги: буржуазные свободы, независимость от церкви, борьба с нищетой (при сохранении частной собственности) и по сей день актуальны.

Цитируемая литература.

1. Антология мировой философии, т.2, М.:Мысль, 1970, стр. 171-177

2. Агабеков Г. Б. Жан Боден - основатель концепции государственного суверенитета //Вестник ИНИОН, М., 1990.

3. Богуславский В. М. У истоков французского атеизма и материализма.М.:Мысль, 1964.

4. Кучеренко Г. С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии XVI - первая половина XIX в.М.:Наука, 1981.

5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.:СПб, Петрополис, 1994, т.2, стр.320-321

ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. СПб., 2002

А. А. Соловьев СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА ФРАНЦУЗСКОГО ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ ЖАНА БОДЕНА

ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ с. 65

Жан Боден - политик, ученый, философ, юрист, живший в XVI в. во Франции. Своим политическим учением он открыл новую эпоху в развитии науки о государстве, создав концепцию самостоятельного, обособленного от личности правителя государства, основанного на публичном характере государственной власти, который нашел свое выражение в теории государственного суверенитета. Государство, которое описывал в своих работах Жан Боден - государство Нового времени, которое по ряду существенных признаков отличается от прежнего средневекового типа государственности. Однако в правовом учении значительно более отразилась практическая направленность его работ, те навыки, которые Жан Боден выработал в качестве адвоката и государственного служащего в области отправления правосудия (он был в разное время королевским инспектором прокурором и даже мэром города Лиона). В результате, в отличие от политической теории, созданная Жаном Боденом система и структура источников права практически не имеет прогностической составляющей и является предельно точным слепком с существовавшей в его время системы, которая имеет высокую степень сложности и обычно расценивается как характерная для периода позднего Средневековья.

Описанная Жаном Боденом система источников права имеет многоуровневую структуру, в которой все нормы более низких уровней должны отвечать более высоким нормам, а подчас создаются на основе последних.

Высшую ступень классификации занимают Божественные законы (divinum). Они созданы непосредственно Богом и доведены до сведения человечества посредством откровения с последующей записью в Священных книгах. Примером этого могут считаться Законы Моисеевы, Христовы заповеди и пр. В силу своего наивысшего статуса данные нормы регулируют только наиболее общие отношения, задают основу существования человека на Земле и в обществе себе подобных. Кроме того, они регулируют отношения людей с Богом. Кроме распоряжений общего характера, Бог может вмешиваться также и в частные случаи общественных отношений путем Божественной кары, выражения божественной воли в ордалиях и даже посредством откровения, которое является безусловным оправданием для восстания граждан против того правителя, который нарушает божественные или естественные законы (указанное основание Жан Боден специально оговаривает при рассмотрении вопроса о правомерности восстания против правителей). Содержание божественных законов специально не описывается, поскольку философ ограничивается ссылками на иные источники.

Следующую ступеньку занимают Законы природы (naturale). Необходимо отметить, что Жан Боден говорит в своих работах именно о "законе" природы, а не о естественном праве. Он является последовательным позитивистом и не мыслит существования иного права, кроме волеустановленного. Право всегда является выражением чьей-то воли. В случае с Законом природы его творцом является тоже Бог, действующий опосредованно через установленный им миропорядок. К числу таких законов относятся следующие принципы: разумность человеческих созданий; способность управлять своими действиями и отвечать за них; раздельное существование частного (в том числе - частной собственности) и публичного; определение государства как социальной структуры, ведающей общезначимыми делами, т. е. публичными общественными отношениями. Из этих общих принципов Жан Боден выводит следующие конкретные нормы Законов природы: нерушимость и обязательность договоров между лицами; неприкосновенность семьи и семейных отношений для государства; неприкосновенность частной собственности для иных лиц и для государства; невозможность налогообложения имущества без согласия собственников последнего, а также запрет на введение иных налогов без согласия граждан.

В качестве разновидности Законов природы Жан Боден рассматривает Законы народов (gentium), вытекающие из внутренней природы той или иной нации. Они вырабатываются самим населением в результате социальной практики и подтверждают опытом. На их содержание влияют объективные гео- климатические особенности местности, в которой преимущественно проживает тот или иной народ. В силу этого существует целая система таких законов - от наиболее общих, применяемых в отношении крупных этнических групп, до более частных, свойственных той или иной компактно проживающей народности. В своей теории географических социальных факторов Жан Боден учитывает не только климат, но также и рельеф местности, удаленность ее от побережья и пр. В силу значительного разнообразия норм этих Законов, философ не останавливается на примерах, но вместе с тем, этот элемент в его системе источников права имеет чрезвычайно важное, порой даже определяющее значение и существенно ограничивает свободу законодательного усмотрения суверена. Дело в том, что под ним скрывается кутюмное право, распространенное во Франции вплоть до XVII-XVIII вв. Кроме того, этим Жан Боден подводит теоретическую базу под привилегии французских провинциальных парламентов, а также Парижского парламента, выражавшихся в их праве ремонстрации королевских эдиктов. Согласно этому праву, парламенты, как орган сословного представительства осуществляли регистрацию королевских актов и имели право отказать в такой регистрации тем из них, которые, по мнению парламента, противоречили обычаям французской нации или обычаям одной из провинций Франции.

Еще одной разновидностью Законов природы в системе Жана Бодена являются Законы власти (imperii), обязательные для того или иного государства в силу естественных особенностей практикуемой в нем формы правления. Здесь ученого интересовала из чисто практических соображений лишь монархия, поэтому оба, выделяемых им Закона власти, относятся к обязательным для монархий. Таким законом является, во-первых, закон престолонаследия ("Саллический закон", как его называл Жан Боден), а во-вторых - "Закон Аграриана", согласно которому монарх не вправе реквизировать (отчуждать) в личную собственность государственное имущество. Первый из этих законов устанавливает, что корону наследует старший прямой потомок мужского пола либо иной мужчина - наиболее близкий из родственников монарха. Второй был описан Жаном Боденом в связи с его борьбой на заседании Генеральных штатов 1576 г. в Блуа против попыток присвоения монархом земель и иного имущества из состава королевского домена, выделяемого ему провинциями в пользование с целью финансового обеспечения деятельности по управлению страной. Жан Боден толковал домен, как особое государственное имущество, которое принадлежит государству, но не может принадлежать лично монарху, который является сувереном лишь на период собственной жизни. Это имущество должно использоваться на общие, публичные цели, но не для личного обогащения монарха как частного лица.

Позитивные законы (positive), которые устанавливаются людьми произвольно, по собственному усмотрению разделяются Жаном Боденом в соответствии с естественным принципом различия частной и публичной сферы общественных отношений. Поэтому позитивное право распадается на две ветви каждая из которых решает свои собственные вопросы и не вправе вторгаться в сферу ведения другой: общегосударственное право, создаваемое сувереном; и нормы локальных актов, издаваемых полномочными субъектами общественного самоуправления (органами управления гильдий, цехов, городских и поселковых сообществ, монастырей, церковных и светских орденов и пр.).

При этом, законы, издаваемые сувереном, направлены на решение общих дел, касающихся всего государства. Прежде всего - это вопросы обеспечения безопасности и защиты собственности граждан на общегосударственном уровне. Понятие безопасности рассматривается Ж. Боденом чрезвычайно широко и охватывает кроме обычных вопросов, также экономическую и культурную безопасность. Так государство призвано обеспечивать "единство экономического пространства" (говоря современным языком) на своей территории через установление единой денежной системы и системы мер и весов. Кроме того, хотя философ и проповедует веротерпимость, он прямо вменяет в обязанность суверену бороться против радикальных учений, посягающих на основы государственности. Всякая свобода веры и убеждений возможна лишь до тех пор, пока это не затрагивает публичного интереса и является вопросом лишь частного выбора. Тем не менее, он выступает за строгое отделение церкви и церковных институтов от государственной власти, за воспрепятствование церкви вмешательству в общезначимые государственные дела. Во имя обеспечения государственного интереса суверен вправе карать нарушителей своей воли, выраженной в законах смертной казнью. Что является его исключительной прерогативой.

Нормы локальных актов существуют независимо от законов суверена поскольку постулируется строгое различие частной и публичной сферы жизни общества. На практике только семья полностью свободна от вмешательства суверена, поскольку все иные вопросы (даже отношения собственности) могут в той или иной степени затрагивать публичный интерес. Суверен обладает полной самостоятельностью в определении содержания этого интереса. Более того, как показывает анализ боденовской классификации форм государств, суверен во имя государственного интереса может ограничивать отдельные нормы более высокого порядка. Особенностью локальных нормативных актов является не только исключительность сферы нормативного регулирования, но и ряд внутренних особенностей. Так за нарушение указанных норм не может наступать ответственность, связанная с ущербом жизни или здоровью нарушителя. Наиболее характерной для них является имущественная ответственность. Кроме того, в отношении указанных норм часто применяется принцип добровольности возложения субъектом на себя обязанности по их исполнению. Источниками норм частного права могут являться нормативные договоры, уставы и иные учредительные документы различных общественных организаций, нормативные акты органов городского и сельского самоуправления, каноническое право религиозных организаций, а также обычаи (в том числе - семейные).

Системой источников позитивного права Ж. Боден завершает свою классификацию норм современного ему правового поля.

Соловьев Александр Александрович - аспирант юридического факультета помощник проректора по правовым и экономическим вопросам, СПбГУ

©СМУ, 2002 г.

Концепция Жана Бодена. Растущее осознание этого процесса видно в работах французского философа Жана Бодена (Bodin, Jean) (1530–1596), законника при королевском дворе. Задачей Бодена было оправдание притязаний короля на различные общественные институты. С одной стороны, он разрабатывал идею независимости короля от императора Священной Римской империи, а с другой – его верховенства над феодальными и муниципальными институтами. В своем труде Шесть книг о государстве (Six Livres de la Republique , 1576) Боден впервые сформулировал типичную для Нового времени концепцию верховной власти, которую он определял как «высшую и не ограниченную законами власть над гражданами и подданными»; государственное правление, по Бодену, осуществляет совокупность семейств, находящихся под управлением «высшей и вечной власти». Далее он утверждал: «Сила законов, какими бы справедливыми они сами по себе ни были, зависит только от волеизъявления того, кто является их творцом». Вместе с относительно новыми тезисами в сочинениях Бодена находят выражение и старые взгляды. Боден настаивает на том, что суверен связан естественным правом и своими обещаниями. Государь не может нарушать некоторые фундаментальные законы собственного королевства. Иногда в определение государственной власти Боден включает требование «разумности». Многие примеры он черпает из церковных учений и практики осуществления папской власти. В сущности, Боден предлагал две теории: теорию верховной власти и закона, которая является одной из основ теории абсолютизма, и теорию ограничений верховной власти, которая носит средневековый характер. С развитием теории государства в Новое время учение об ограничениях исчезло, а теория абсолютной верховной власти сохранилась.



Загрузка...