caspian72.ru

105 вариант гвэ по обществознанию.

Структура и содержание экзаменационной работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание с развернутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответ на задание части 2 самостоятельно формулируется и записывается экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

В части 1 работы:

задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;

задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определенных умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25 и заданий 26–31, что в совокупности они представляют все блоки-модули.

Часть 2 включает в себя одно задание с развёрнутым ответом. Задание-задача 26 требует: анализа представленной информации; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении задания проверяется умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

В таблице 2 представлена информация о распределении заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы

по уровням сложности

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут).

Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 21–25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его
и запишите рядом новый.

На задание 26 части 2 дайте развёрнутый ответ.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!
Часть 1

При выполнении заданий 1–20 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?


Ответ:

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Понятие «природа» включает в себя понятие «общество».

Б. Природные условия влияют на хозяйство, быт, характер людей.

5
Известный философ полагал, что «долг – это уважение к праву другого». Эти слова выражают принцип

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия помогает верующему найти смысл жизни.

Б. Религия влияет на отношение верующих к миру.

К факторам (ресурсам) производства относится

Цена мороженого - 25 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?


Ответ:

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся в промышленности и сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?


Ответ:

Верны ли следующие суждения об экономическом выборе?

А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности.

Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов.


Ответ:

Структура общества представлена социальными общностями и группами
в многообразии их связей. Какая из перечисленных социальных групп выделена по профессиональному признаку?

демократы

пассажиры

горожане

инженеры


Ответ:

Восьмиклассник Николай живёт с родителями, бабушкой и двумя младшими сёстрами. Что из перечисленного отличает семью от такой малой группы, как школьный класс?


Ответ:

В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие 75% граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?


Ответ:

Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.
Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.

Какие из перечисленных терминов относятся к понятию «правонарушение»?


Ответ:

Верны ли следующие суждения о Президенте РФ?

А. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Б. Президент РФ согласно Конституции разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет.

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

21
Страна Z – абсолютная монархия, а страна Y – конституционная монархия. Сравните эти формы правления.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

22
Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.


1)

наука

2)

искусство

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

23
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

Определите, какие положения текста

отражают факты

выражают мнения


Ответ:

А

Б

В

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 24, 25.

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность – вести домашнее хозяйство?»

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.


Ответы

Получившие

среднее образование


Получившие

высшее образование


Муж и жена должны участвовать в равной мере

50

40

Обязанность жены

25

15

Обязанность мужа

5

10

Всё зависит от конкретных обстоятельств

10

20

Затрудняюсь ответить

10

15

24
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.


1)

Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос среди респондентов с высшим образованием больше, чем среди респондентов со средним образованием.

2)

Доля тех, кто считает, что вести домашнее хозяйство – обязанность мужа, среди респондентов со средним образованием больше, чем среди респондентов с высшим образованием.

3)

Наибольшая доля опрошенных каждой группы считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства.

4)

Больше респондентов со средним образованием, по сравнению с получившими высшее образование, отмечают, что обязанность вести домашнее хозяйство – обязанность жены.

5)

Среди получивших высшее образование тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, больше, чем тех, кто считает, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

Ответ:

25
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.


1)

Люди с высшим образованием в большей мере готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

Независимо от уровня образования жители страны Z в большинстве случаев разделяют патриархальные взгляды на семью.

Партнёрский тип семейных отношений весьма популярен среди жителей страны Z.

Большинство опрошенных не состоят в браке.

Жители страны Z предпочитают регулировать семейные отношения посредством брачного контракта.


Ответ:

Часть 2

Выполните задание 26. Ответ записывайте чётко и разборчиво.

26

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Часть 1


задания

Ответ

задания

Ответ

1

2

11

4

2

4

12

4

3

2

13

3

4

2

14

2

5

2

15

1

6

3

16

3

7

3

17

4

8

1

18

1

9

4

19

4

10

3

20

1

задания

Ответ

21

2314

22

12211

23

211

24

134

25

13

26
Рабочий предприятия «Ёжик – 1» за час работы производит ценностей на сумму 1000 рублей, а рабочий предприятия «Ёжик – 2» – на 1800 рублей. Какой экономический показатель отражают эти данные? Назовите любой возможный путь, способствующий росту этого показателя.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) экономический показатель – производительность труда;

2) путь, способствующий росту этого показателя, допустим:

– оснащение предприятия современной техникой;

– использование инновационных технологий;

– внедрение новых принципов организации труда;

– повышение квалификации работников;

– автоматизация, роботизация производства.

(Может быть назван другой путь, способствующие росту производительности труда.)


Правильно названы экономический показатель и один путь

2

Правильно назван только экономический показатель

1

Экономический показатель не назван / назван неправильно независимо от наличия второго элемента ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный


0

Максимальный балл

2


Загрузка...